На какие строения разрешение на строительство не требуется

Содержание

В ряде случаев к уведомлению придется присовокупить дополнительные документы (подтверждение полномочий – для представителя застройщика; заверенная государственная регистрация для юрлица другого государства; правоустанавливающие документы на земельный участок, не зарегистрированный в ЕГРН. Также дополнительные документы требуются, если строительство будет вестись на территории исторического поселения федерального или регионального уровня).

Завершив строительство, застройщик будет должен отправить в администрацию еще одно уведомление. К уведомлению должны прилагаться квитанция об уплате пошлины за регистрацию права собственности и технический план, составленный кадастровым инженером по декларации, заполненной застройщиком. На согласование этих документов у администрации есть также семь дней.

Как получают разрешение?

Чтобы гарантированно получить разрешение на строительств, для начала нужно позаботиться о корректной разработке проекта, учитывая все технические и инженерные аспекты. Проект является основным документом всех работ, связанных с монтажом и пуско-наладочными манипуляциями.

В каких случаях рарешение на строительство не требуется

В проекте указывается перечень всех планируемых инфраструктур объекта, в том числе, каким образом будут подводиться коммуникации, обустраиваться близлежащая территория и прочее.

Существует специальная организация, которая занимается разработкой таких проектов. Кроме этого разработать рабочий проект может и сам подрядчик. Такой вариант для застройщика является самым выгодным, ведь проект будет создаваться конкретно той компанией, которая потом будет его реализовывать, то есть с самого начала будут учитываться все практические моменты и особенности.

Если заказать проект у застройщика, можно изначально возложить на него полную ответственность за подготовительные работы, а потом и за реализацию постройки.

Проект – это целый пакет документов, которые кроме плана будущего здания включает в себя и технические условия, которые необходимо получать в коммунальных службах. Технические условия определяют, в какой способ и каким образом здание будет обеспечиваться сетями бытовых коммуникаций. Эти расчеты должны соблюдаться в процессе работы в полном соответствии, что упростит заказчику процесс получения документов, подтверждающих сдачу объекта в эксплуатацию по итогу.

Утвердить и зарегистрировать проект можно в государственных органах. В последующем такой проект является неотъемлемой частью разрешения на строительство дома и прикрепляется к нему.

Кроме этого к пакету разрешительных документов необходимо приложить и документ, подтверждающий право собственности или длительной аренды заказчика на соответствующую земельную территорию.

Принятие решения о выдаче разрешения на строительство дома занимает около десяти дней согласно актуальному законодательству. Но из-за того, что часто возникает потребность внесения поправок и устранения недоработок в документах, получение такого разрешения может затянуться на более длительный срок.

Industries of Titan ГОДНАЯ ИГРУЛЯ 🤗

ВНИМАНИЕ. Срок действия разрешительного документа на строительство дома составляет три года

Если в течение этого времени постройка так и не началась, документ прекращает быть недействительным. Для получения нового разрешения придется повторить процедуру с самого начала.

В некоторых случаях орган, выдающий разрешение на строительство дома, может потребовать подтвердить юридическую чистоту планируемого под застройку участка. Так, если окажется что земля находится в залоге либо на нее претендует третье лицо, разрешительный документ получить не удастся.

После того как разрешение на строительство дома получено, у лица есть 10 дней, чтобы представить в местный отдел градостроения копию проектной документации, содержащую такую информацию:

  • точные замеры;
  • инженерно-геодезические изыскания;
  • каким образом будут подведены коммунальные сообщения;
  • подробнейший план постройки.

Все вышеуказанные данные заносятся в общую информационную базу.

Самый оптимальный вариант для быстрого получения разрешительной документации на строительство дома – способ с передачей всех полномочий специальной компании, которая является профессионалом в подобных вопросах.

Несмотря на то, что изначально оплата этой услуги может показаться довольно-таки высокой, ее размер значительно компенсируется сэкономленным временем и нервами, если лицо решает самостоятельно ходить по всем инстанциям и собирать необходимую документацию.

В процессе часто возникает необходимость вносить исправления в проект. Также нынешние реалии таковы, что неизбежны столкновения с коррупционными схемами, которые повсеместно присутствуют в организациях, выдающих такие разрешения.

А если застройщик довериться опытному посреднику, вдобавок ко всему получит гарантии выполнения заказа в срок и в полном соответствии с законодательством. Это позволит эффективнее планировать все рабочие процессы.

Что можно строить на землях ИЖС: дом, баня и другие постройки

При возникновении необходимости построить объект, не предназначенный для удовлетворения личных нужд, встает вопрос о правомерности его размещения на участке ИЖС, особенно если площадь земли позволяет разместить помимо дома и подсобных построек что-то еще.

  • этажность не выше трех;
  • количество блоков, не превышающее десяти;
  • наличие отдельных выходов из каждого сектора постройки на общие земли;
  • отсутствие дверных и оконных проемов в стенах, разделяющих блоки;
  • расположение односемейных блоков на тесно соседствующих друг с другом земельных участках;
  • соблюдение нормы отвода земли под размещение одного дома (блока).

Как узаконить самовольно построенный гараж

Для того чтобы узаконить самовольно построенный гараж, следует обратиться в местную комиссию по предотвращению таких построек и подать заявление на регистрацию сооружения.

Легализация допускается в следующих случаях:

  • здание расположено на участке собственника;
  • не нарушены права владельцев соседних участков;
  • соблюдены все строительные нормы.

После регистрации сооружения в качестве самовольной постройки нужно получить технический паспорт в БТИ. Затем подается заявление в отдел архитектуры для получения декларации о строительстве.

В случае отказа местных властей в легализации объекта недвижимости можно подать иск в суд. В судебном порядке право собственности будет признано, если соблюдены все нормы законодательства. Предварительно судья поинтересуется, предпринимал ли истец самостоятельные попытки для легализации постройки.

При положительном решении суда можно приступить к оформлению права собственности.

Срок рассмотрения спорного правоотношения

Статья 200 АПК РФ устанавливает сроки рассмотрения спорных правоотношений:

    Оспаривание ненормативных актов, решений органов публичной власти – 3 месяца с момента поступления иска в суд. Во временной период включена стадия подготовки к заседанию суда, принятие решения по делу.

Но 3 месяца – не окончательный срок, так как он продлевается до полугода. Но только по заявлению судьи, которое должно содержать причины продления срока, то есть быть мотивированным.

Не в интересах сторон пропускать судебные заседания. Для обеспечения явки истца, ответчика, заинтересованных в деле лиц, суд извещает о времени, месте рассмотрения спорного правоотношения.

Если сторона (ы) не придут на заседание, дело все равно будет рассматриваться в их отсутствие. Но при условии, что судья не признает обязательности присутствия участника заседания в зале суда.

Что делать после положительного решения суда?

Если суд принял сторону истца, то можно будет осуществить регистрацию права собственности в Росреестре. Для этого потребуется предоставить:

  • заявление на регистрацию права собственности;
  • решение суда;
  • доверенность на представителей (если документы подаются не лично);
  • квитанцию на оплату госпошлины – 2 тысячи для физлиц, 22 – для юридических лиц.

Юридическое лицо может самостоятельно предоставить учредительные документы или Росреестр сделает это за него. Могут потребоваться дополнительные документы о которых сообщат сотрудники организации. Срок регистрации права собственности составит 10 рабочих дней.

Вспомогательные объекты и скважины

Возникают споры, когда сарай рассматривают не как вспомогательный объект, а отдельной недвижимостью. Это происходит по той причине, что законодательно не существует чёткого разграничения касательно определения вспомогательных объектов. По сути, это недвижимость, которая используется для ведения хозяйства и содержания жилых домов.

О буровых скважинах можно сказать, что они являются тем самым случаем, когда разрешение на их строительство может, как требоваться, так и не требоваться. Для того чтобы удостоверится в необходимости получить разрешение, следует обратиться в орган по надзору за природными ресурсами, чтобы после не возникало ненужных проблем с законом. Впрочем, если речь идёт о частной недвижимости, проблем не возникнет при бурении скважины глубиной до пяти метров, как упоминалось ранее.

Какие нормы противопожарной, санитарной и строительной безопасности нужно соблюдать?

Важно соблюдать действующие нормы, чтобы не столкнуться с запретом на строительство или опасной ситуацией во время эксплуатации бани. При строительстве необходимо руководствоваться следующими строительными и санитарными нормами:

При строительстве необходимо руководствоваться следующими строительными и санитарными нормами:

Расстояние от бани до соседнего участка составляет не менее 2,5 метров.
Необходимо отступить 5 метров от жилых построек.
Удаленность объекта от дороги составляет не менее 6 метров.
Расстояние до ближайшего водоема составляет минимум 22 метра

Это требование относится и к гидротехническим сооружениям, таким как скважина или колодец.
Не допускается постройка бани на участке, который подвержен регулярному затоплению.
Важно правильно организовать водосток. Возможна покупка полноценной очистной системы или установка септика достаточной мощности

От сточной системы до забора с соседями выдерживается расстояние от 1,5 метров.

При выборе места постройки бани учитывается роза ветров. Эта мера защитит о задымленности жилой дом и соседние участки.

Необходимо следить за соблюдением противопожарной безопасности. Традиционная баня является объектом повышенной опасности. Это связано с хранением большого запаса топлива, использованием отопления с открытой топкой, воспламеняемых материалов в качестве внутренней обшивки.

Необходимо придерживаться правил противопожарной безопасности:

  • деревянные поверхности нужно обработать антипиреном;
  • используется древесина с небольшим показателем отделения смолы;
  • потолок и дымоотводящую трубу изолируют жаростойким материалом;
  • стены и пол, примыкающие к банной печи, облицовывают защитными экранами из негорючих материалов;
  • необходима надежная вентиляция и огнетушитель;
  • теплогенерирующие элементы печи поднимают на 12 см от уровня пола.

Оформление права собственности

После постройки на своем земельном участке гаража с фундаментом его обязательно нужно оформить в собственность.

Как объект капитального строительства сооружение подлежит налогообложению. Владелец ежегодно будет получать уведомление от ФНС РФ о необходимости оплатить имущественный налог. Его сумма рассчитывается с учетом кадастровой стоимости строения.

Если гараж для автомобиля возводится на территории гаражного кооператива, заинтересованное лицо сначала должно оформить технический паспорт и свидетельство о праве собственности на участок под него. В противном случае сооружение будет считаться незаконной постройкой, в связи с чем администрация кооператива может потребовать убрать его.

Читайте также:  Ипотека на строительство самостоятельно дома

Покупая готовый гараж в кооперативе, следует предварительно убедиться, что земля и строение оформлены в собственность продавца. Передача строения должна быть закреплена договором и актом приема-передачи. Образец акта приема-передачи объекта строительства представлен ниже.

Могут ли отказать в оформлении?

Построенный на своем участке дом – не гарантия, что владелец сможет оформить его в собственность. Иногда в Росреестре отказывают в постановке на учет.

Причины отказа могут быть следующими:

  • отсутствие ряда документов, например – уведомления о начале/завершении строительства или техплана;
  • неточное указание границ земельного участка;
  • несовпадение реальных границ с указанными в документах;
  • ошибки в заявлении;
  • отсутствие доверенности – если оформлением занимается представитель.

Отказ всегда мотивированный. О том, по какой причине вам отказали, Росреестр предоставляет письменное объяснение. Как правило, в нем указаны ссылки на законодательство и внутренние регламенты учреждения. Если вы не согласны с основанием для отказа, можно обжаловать его в судебном порядке.

Досудебное обжалование решения

Отказ в выдаче разрешения обжалуется в претензионном и судебном порядке

Заявитель уверен, что он передал в государственную инстанцию все необходимые документы, соответствующие требованиям законодательства. Но получил отрицательный ответ на заявление.

Отказ можно считать незаконным, если заявитель предоставил в уполномоченную инстанцию требуемый перечень документов, но получил отказ. Представители уполномоченного органа не дали обоснования своему решению.

Законодатель определил перечень споров, досудебный порядок по которым обязательный. Обжалование отказа не входит в этот список, поэтому урегулирование спорного правоотношения без вмешательства судебного органа выступает исключительной прерогативой заинтересованного лица. Он может не составлять претензию, а обращаться напрямую в суд.

В процессе досудебного решения заявитель должен отправить в местный орган власти претензию. Это официальное письмо, суть которого состоит в требовании признать действия конкретного должностного лица противоречащим положениям закона.

Претензия составляется на имя руководителя местной администрации. Письмо рассматривается в течение 5 дней, исключая выходные. Кроме письма, внимательно рассматриваются основания, по которым произошел отказ.

В результате рассмотрения, государственная инстанция принимает один из вариантов решения:

отказывает в мотивированном порядке;
принимает претензию во внимание, отменяет ранее принятое решение, должностное лицо обязано в течение трех дней признать предшествующий отказ не соответствующим закону.

В случае если до суда не получается решить вопрос мирным способом, на претензию заявителя не отвечают в разумный срок (по гражданскому законодательству он равен месяцу), заявитель использует право на защиту в суде.

Как получить и зарегистрировать право собственности, если здание уже построено?

Узаконить самострой и оформить на него регистрационные документы можно двумя способами – административной легализацией или через суд. Всё зависит от условий возведения постройки.

Как узаконить на собственной земле?

Чтобы зарегистрировать самострой, возведенный на таком участке, потребуется подать свидетельство о праве собственности или выписку из ЕГРН в градостроительную-земельную комиссию.

Как оформить построенный на участке ИЖС или садовом, дачном?

Необходимо получить акт муниципалитета с одобрением строительства, а после завершения работ – уведомить администрацию и предоставить техплан. В случае, когда одобрение не было получено, придется прибегнуть к обращению в госинспекцию, оплатить штраф и узаконить постройку.

Если на обращение в госкомитете придет отказ, то необходимо будет действовать в судебном порядке.

На принадлежащем другому лицу

Узаконить строительство сооружения, возведенного на чужом участке, получится, только если удастся доказать в судебном порядке, что часть земли принадлежит лицу, построившему сооружение.

Регистрация объекта, находящемся на муниципальном ЗУ

необходимо, чтобы она соответствовала следующим критериям:

  • целевому назначению земли;
  • нормам СНиП;
  • вписывалась в ландшафт;
  • не нарушала права третьих лиц.

Если она соответствует всем этим критериям, то можно легализовать постройку в административном или судебном порядке.

Если же целевое назначение объекта соответствует одному из нижеперечисленных:

  • особо охраняемый ресурс;
  • земли лесного или водного фонда;
  • объект культурного наследия,

то узаконивание самостроя – безнадёжное занятие.

Нужно ли менять градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство при смене владельца земельного участка?

Ответ:

Смена собственника земельного участка не является основанием для внесения изменений в градостроительный план земельного участка. Сведения о новом владельце земельного участка должны быть отражены в разрешении на строительство.

Обоснование:

По смыслу ст. 57.3 ГрК РФ информация, содержащаяся в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ), позволяет идентифицировать земельный участок, а также определить его расположения по отношению к другим объектам. ГПЗУ необходим для получения разрешения на строительство и подготовку проектной документации. ГПЗУ выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка правообладателю земельного участка по его заявлению.

Ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ определяет перечень сведений, содержащихся в ГПЗУ, и в этом перечне нет сведений о владельце земельного участка. Следовательно, смена владельца земельного участка не может являться основанием для внесения изменений в ГПЗУ.

Кроме того, Минстрой России в Письме от 05.06.2015 № 17433-ЮР/09 подчеркнул, что ГПЗУ не является документом, устанавливающим какие-либо права и ограничения в отношении земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на нем, а является исключительно информационным документом.

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства (ч. 19 ст. 51 ГрК РФ). Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется (ч. 21).

Лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка (ч. 21.5 упомянутой статьи).

Согласно ч. 21.10 ГрК РФ при смене владельца земельного участка последний обязан уведомить в письменном виде о переходе к нему права на земельный участок в орган, выдавший разрешение на строительство. На основании такого уведомления в разрешение на строительство вносятся изменения (ч. 21.14).

Таким образом, при смене собственника земельного участка должны быть внесены изменения в разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка при этом не изменяется.

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Когда и как оформляется уведомление об ИЖС

Уведомить администрацию о стройке нужно до начала работ. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Лично явиться в отдел градостроительства в местном органе самоуправления. В Москве застройщик может обратиться в службу одного окна Комитета строительного надзора;
  2. Почтовым отправлением на имя администрации города или поселения. Отправлять письмо нужно с уведомлением о вручении и описью вложения.
  3. Через портал «Госуслуги» или МФЦ.

Заверять бланки и копии у нотариуса не нужно. Оплачивать госпошлину потребуется лишь после окончания строительства на этапе регистрации права собственности. Дополнительные затраты возникнут при обращении в юридические фирмы, проектные бюро и органы технической экспертизы.

В течение 7 рабочих дней администрация рассматривает присланный пакет документов и присылает заявителю ответное уведомление о соответствии или несоответствии объекта строительным нормам и планам.

Начинать строительство до подачи уведомления нельзя.

Что застройщику потребуется предоставить

  • Заявление.
  • Документ о праве собственности на участок (свидетельство или постановление о выделении участка и др.).
  • Кадастровый паспорт на участок.
  • Градплан земельного надела, который предварительно нужно будет получить в местной администрации. Для его оформления потребуются различные технические документы, только застройщик не обязан сам их собирать. Надо только написать заявление о том, чтобы такой план выдали.
  • Схема планировочной организации – это условная схема того, как будет расположен дом на участке в будущем.
  • Доверенность на представителя, заверенная у нотариуса (если документы будет подавать не сам заявитель).

Если же в планах у гражданина – возвести жилой дом, в котором имеется более 3х этажей, и в нем будет проживать не одна семья, тогда подобный «упрощенный» порядок выдачи разрешения не будет действовать.

А застройщику придется собирать и подавать полный пакет документов, описанный в первом случае.

На ком лежит ответственность

Получить необходимое разрешение на планируемое строительство, если таковой документ действительно требуется, можно, пройдя разные виды процедур, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Они всегда имеют некоторые нюансы, которые зависят от характеристик недвижимых объектов, целевого назначения и их места расположения.

Решается вопрос обычно с помощью подачи соответствующего заявления в местные органы самоуправления. Однако иногда следует обращаться к территориальному ведомству, которое занимается природными ресурсами. Посетить их необходимо при планировании работ, связанных с земными недрами.

Для объектов, которые связаны с использованием атомной энергии, и вовсе будет действовать другой, особый порядок действий, при котором обратиться нужно будет в службы атомного, технологического и экологического контроля. Впрочем, подобные ситуации на практике встречаются достаточно редко, поэтому большинство собственников вынуждены проходить стандартную процедуру при получении разрешения на какое-либо строительство.

Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 Санкт-Петербург,

+7 Регионы(звонок бесплатный для всех регионов России) Однако вопрос о том, в каком случае разрешение не требуется, нельзя оставлять без внимания, поскольку он также имеет немало нюансов и нуждается в некоторых пояснениях.

Где можно строить?

Заниматься строительством гаража, основываясь на 51 статье ГрК РФ, можно на участках:

  1. Выделенных под ИЖС (п.17.1.1).
  2. Не предназначенных для ведения предпринимательской деятельности (п.17.1);
  3. Определённых на основе законодательства в сфере садоводства и огородничества как садовые участки (п.17.1).
  4. Принадлежащих гаражно-строительному кооперативу. В этом случае гараж передается в собственность владельцу после полной оплаты паевого взноса (ч. 4 ст. 218 ГК РФ).

Кроме того, разрешение не требуется для возведения некапитальных построек, другими словами – гаражей без фундамента и инженерных коммуникаций (п. 17.2). Однако, следует понимать, что такое сооружение будет крайне неустойчивым и риск его разрушения крайне высок.

Установка гаражей вблизи многоквартирных домов на территории, не являющейся частной собственностью, рассматривается как самострой. Но это не значит, что возведение такой постройки нельзя узаконить. Такая процедура возможна, но она требует очень больших затрат времени и сил.

Источник woodimart.ru

Как понять, когда разрешение на строительство не требуется

Официальный документ, утверждающий право застройщика проводить на конкретном участке земли строительные мероприятия, называется разрешением на строительство. Он выдается Москомархитектурой на основании предоставления застройщиком заявления, подкрепленного пакетом документации, регламентированным действующим законодательством, в частности, градостроительным кодексом России.

Читайте также:  Мошенничество в строительстве частных домов судебная практика

Правила выдачи разрешений на строительство были разработаны исходя из необходимости строгого контроля градостроительного фонда. Но существующая потребность в менее серьезных и ответственных сооружениях, определила некоторые исключения из правил.

Брать или не брать?

Существуют ситуации, когда не требуется разрешение на строительство, ведь даже среди капитальных застроек присутствуют объекты, которые не требуют соблюдения жестких требований. Например, при реконструкции помещений, если таковая не требует вмешательства в конструктивные параметры сооружения, разрешение не понадобится.

Итак, разрешение на строительство не требуется в случае:

  • возведения на земле, предоставленной в пользование физическому лицу, а также строительства построек хозяйственного назначения на землях дачных и садовых хозяйств;
  • возведения новых и реконструкции старых сооружений, не относящихся к объектам капитального строительства;
  • возведения вспомогательных строений и сооружений на земельных участках;
  • внесения изменений в объекты капитального строительства или их части, при условии, что это не оказывает влияния на характеристики здания, отвечающие за его надежность, не нарушают права третьих лиц;
  • ряде прочих случаев, установленных действующим законодательством России.

Помимо вышеперечисленных моментов, разрешение на строительство не требуется в случаях, которые каждая область вправе оговаривать отдельно.

Источник us-terra.ru

Правовое регулирование строительства временных, вспомогательных объектов, а также возведения самовольных построек

Современное российское законодательство, достаточно полно регулируя правоотношения в области строительной деятельности в виде нормативного установления разнообразных требований при строительстве объектов недвижимости, тем не менее, в некоторых случаях предусматривает и упрощенный порядок процедуры возведения сооружений: в частности, без необходимости получать разрешение на строительство, проводить государственную экспертизу проектной документации.

И если относительно недавно появилось законодательное упрощение процедуры легализации загородной недвижимости, используемой для целей огородничества и личного подсобного хозяйства (так называемая дачная амнистия), то облегченный порядок строительства недвижимости иного назначения известен российскому праву уже довольно длительное время.

С указанными выше правоотношениями по строительству весьма тесно пересекаются и отношения по последующему признанию права собственности на возведенные объекты, что и нашло свое отражение и рассмотрение в настоящей статье.

Попробуем разобраться, в каких именно случаях предприниматели и юридические лица могут воспользоваться таким упрошенным порядком легализации своих строений и сооружений.

Согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) выдача разрешений на строительство не требуется, в частности, в следующих случаях:

  • строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства (ОКС) является здание, строение, сооружение, а также объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Таким образом, законодатель не относит к ОКС временные постройки разного рода, на которые не требуется выдача разрешений на строительство. Разрешений на строительство не требуется и при строительстве сооружений, строений вспомогательного использования, которые, однако, следуя смыслу закона, могут являться ОКС, если одновременно с этим не представляют собой временные постройки.

Существенное правовое отличие между постройками временного характера и сооружениями вспомогательного назначения заключается в том, что постройки временного характера, в силу своих конструктивных особенностей и исходя из существующей судебной практики, не признаются впоследствии объектами недвижимости, т.е. право собственности на них оформить будет нельзя.

Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ, вещь может быть отнесена к разряду недвижимых при наличии ее прочной связи с землей и невозможности ее перемещения без несоразмерного ущерба назначению. Также в качестве необходимых признаков недвижимости в теории гражданского права указываются прочность и непотребляемость. В связи с этим из состава недвижимого имущества логично исключаются временные переносные строения сборно-разборного типа (палатки, киоски, павильоны и т.п.).

Вышеуказанные правовые определения недвижимости, закрепленные законодательством, в настоящее время являются основными критериями для признания объектов таковыми в судебном порядке.

Кроме того, к признакам, присущим недвижимому имуществу и связанным с неразрывностью с землей, можно отнести и такие характерные особенности, как наличие фундамента и невозможность отделения объекта от фундамента без причинения ему значительного ущерба, наличие различных коммуникаций в нем: газ, свет, вода и пр., достаточно высокая стоимость (временные же постройки, напротив, не имеют фундаментов, представляют в основе своей сборно-разборные конструкции, которые без особого для них ущерба могут быть перенесены в любой другое место, на их возведение, как правило, затрачивается не так много средств и времени).

Между тем существование такого оценочного по большому счету алгоритма и отсутствие какого-либо законодательного закрепления конкретного перечня объектов, которых следует относить к недвижимости, зачастую оборачивается как государственной регистрацией в качестве недвижимости сооружений, которые таковыми не являются, так и неправомерным отказом в регистрации реальных объектов недвижимого имущества, что в дальнейшем может приводить к судебным спорам, в которых уже суд разбирается в сущности имеющихся отношений и устанавливает, относится ли тот или иной объект к ОКС (недвижимости) или нет и подлежит ли регистрации право собственности на него.

В связи с этим при решении вопроса об отнесении того или иного объекта к недвижимости можно рекомендовать придерживаться следующего правила: строение, сооружения могут быть отнесены к недвижимому имуществу только в том случае, если их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба для них.

Рассматривая вопрос о временных постройках, можно сделать вывод, что все ОКС законодатель относит к объектам недвижимости, а временные постройки, не являющиеся ОКС, будут являться движимыми вещами, т.е. предполагается возможность их передвижения без какого-либо ущерба для их назначения и целевого использования.

Так, п. 1.1 ГрН 81-05-01-2001 к временным зданиям и сооружениям относит специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

В п. 1.2 Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства на территории города Ярославля [1], к временным постройкам, не являющимся ОКС, отнесены также не относящиеся к объектам недвижимости постройки (сооружения): площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки, временные сооружения торговли и сферы услуг. К временным постройкам также можно отнести и антенно-мачтовые сооружения сотовой связи [2].

Отнесение конкретных построек к временным в случае судебного разбирательства производится судом, исходя из имеющихся законодательных и теоретически-практических признаков недвижимости. В частности, в своем арбитражный апелляционный суд указал, что несмотря на то, что в настоящее время ни один нормативный акт не дает в полной мере определения «временному сооружению», это не означает, что из-за этого нельзя отнести то или иное сооружение к временным конструкциям, исходя из общих требований законодательства, а само по себе наличие в сооружении центрального отопления и водопровода еще не может свидетельствовать о том, что такое сооружение является недвижимой вещью [3].

Федеральный арбитражный суд также вывел дополнительный, по сравнению с законодательным, перечень объектов, которые нельзя отнести к ОКС (к недвижимости) и которые являются временными постройками [4]. В данном постановлении суд указал, со ссылкой на п. 1 ст. 130 ГК РФ, что создание всякого рода легковозводимых конструкций, легких сборно-разборных сооружений свидетельствует об отсутствии прочной связи таких объектов с землей и возможности их перемещения без ущерба назначению, в связи с чем данные объекты являются некапитальными строениями и не могут быть отнесены к объектам недвижимости: в том числе объекты, не имеющие фундамента, со стенами и перекрытиями из металлических конструкций, торговые ряды… Из всего этого суд делает вывод, что право собственности на данные объекты не подлежит госрегистрации в порядке ст. 131 ГК РФ, поскольку они не являются объектами недвижимости, т.к. являются постройками, не относящимися к объектам капитального строительства, а также являются объектами вспомогательного использования.

Таким образом, законодательство и существующая судебная практика ставят фактический знак равенства между объектом недвижимости и ОКС, а временные постройки не относят ни к одной из данной категории объектов как не обладающие необходимыми для этого признаками. Соответственно, право собственности на временные постройки как движимые вещи госрегистрации не подлежит, а в случае подачи документов на регистрацию таких построек регистрирующие органы должны выносить отказы в принятии документов по указанному основанию.

Однако само по себе получение лицом свидетельства о праве собственности на объект еще не ведет автоматически к признанию судом этого объекта недвижимым имуществом при отсутствии необходимых на то документов, подтверждающих отнесение объекта к недвижимости — отвод соответствующего участка под капитальное строительство и пр. В связи с этим следует разграничивать торговый павильон в качестве ОКС и временный павильон, не являющейся недвижимостью [5].

В рамках другого дела суд посчитал, что торговый павильон является ОКС (недвижимым объектом) на том основании, что он согласовывался и строился юридическим лицом именно как объект капитального строительства с оформлением и согласованием, требуемым в соответствии с законодательством, несмотря на то, что орган муниципальной власти настаивал на отсутствии у юридического лица права строить капитальное здание [6].

В иной ситуации суд, установив, что спорное сооружение — быстровозводимый торговый павильон не отвечает установленным нормативными правовыми актами критериям отнесения объекта к недвижимости, поскольку является нестационарным, временным сооружением, не получавшим в связи с этим разрешение на строительство и возведенным на земле под краткосрочную аренду, признал госрегистрацию права собственности на этот объект незаконной [7]. А имеющееся в материалах дела заключение ГУП ЦНИИ строительных конструкций, согласно которому спорное строение являлось стационарным, а не временным, на указанное решение суда не повлияло.

Если же из документов, выданных полномочным органом, осуществляющим технический учет, следует, что объект имеет признаки, свидетельствующие о том, что он прочно связан с землей, т.е. является объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, то регистрирующим органом производится государственная регистрация права на такой объект. Поэтому когда из материалов дела следует, что волеизъявление органа местного самоуправления фактически было направлено на создание объекта недвижимого имущества, несмотря на то что указанный объект называется в документах временным торгово-выставочным павильоном, суд признает такой объект недвижимостью [8].

В отличие от временных построек признание какого-либо объекта вспомогательным сооружением не может вести автоматически к отказу в признании этого объекта недвижимым имуществом (ОКС): являясь вспомогательным сооружением и не являясь временной постройкой, объект одновременно будет являться и недвижимостью, т.е. право собственности на него будет подлежать госрегистрации.

Что же законодательство относит к вспомогательным сооружениям, на которые, однако, также не требуется получать разрешение на строительство?

Согласно ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований» под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности. К ним относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и тому подобные сооружения. Разумеется, такие сооружения могут быть не только временными, но и стационарными (недвижимыми): например, склад, фундаментально построенный для обслуживания торгового комплекса или дома отдыха.

Читайте также:  Тмр это в строительстве

Из советского законодательства небезынтересным представляется п. 20 Письма Минжилкомхоза РСФСР от 09.03.1977 № 15-1-103, в котором было указано, что к нежилым гражданским зданиям относятся также и капитальные нежилые строения вспомогательного назначения, например: строение бани, прачечной, пищеблока, гаража и др., расположенные на земельном участке здания специального назначения (больницы, санатория, профилактория и т.д.). Как мы видим, здесь содержался примерный перечень сооружений вспомогательного назначения, правда почему-то одновременно отнесенных законодателем к капитальным (имелся ли в виду под этим понятием полноценный ОКС или законодатель действительно имел в виду именно вспомогательное сооружение в их современной трактовке — не совсем понятно из указанного нормативного акта советского периода в связи с отсутствием в нем конкретной расшифровки этих терминов).

В соответствии с п. 6 Разъяснений по применению положений ГрК РФ в части осуществления государственного строительного надзоракритерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения. То есть в данном перечне вспомогательных сооружений присутствуют как и явно временные объекты, так и стационарные.

В этой связи интересна и позиция Госстроя, на сайте которого в свое время было разъяснено, что, например, бассейн рядом с загородным домом или дачей будет являться сооружением вспомогательного назначения, однако бассейн, строящийся для спортивных и развлекательных целей как самостоятельное сооружение, к строениям вспомогательного назначения относиться не может.

При этом, учитывая такие оценочные понятия в разных нормативных актах, лицо в случае возникновении спорных ситуаций должно представить веские доказательства, что построенное сооружение носит вспомогательный характер: например, предприятие в суде пояснило, что на территории агрокомплекса оно построило склад комбикормов на месте существовавшего и пришедшего в негодность такого же склада, отнеся его к строениям вспомогательного использования для животноводческих ферм, в связи с чем не получало никаких разрешений на его возведение. Между тем суд не согласился с такой точкой зрения, указав в своем постановлении следующее: поскольку согласно ГрК РФ
создание сооружений на месте сносимых объектов капитального строительства также относится к строительству, а доказательства принадлежности построенного склада к вспомогательным постройкам в материалах дела отсутствуют, то и вывод о том, что на постройку данного склада разрешений предприятию не требовалось, в данной ситуации является необоснованным и, соответственно, строительство такого объекта — незаконным [9].

Следует особо отметить, что субъекту строительства важно не допустить ошибку при отнесении объекта недвижимости к той или иной из названных категорий, поскольку такая ошибка может в последующем привести к тому, что субъект будет уверен в отсутствии у него необходимости получения разрешения для строительства недвижимости, посчитав ее за объект вспомогательного характера, что чревато невозможностью совершения с таким объектом сделок купли-продажи и его сносом как самовольной постройки и в рамках ст. 222 ГК РФ [10].

Однако здесь нужно иметь в виду, что по смыслу указанной статьи ГК РФ самовольными постройками могут быть признаны лишь ОКС (недвижимость), а временные постройки самовольными постройками являться не будут, из чего следует вывод, что если спорный объект не является недвижимым имуществом (представляет собой разборную конструкцию), то он не может быть снесен в соответствии с положениями ст. 222 ГК РФ, т.е. за счет построившего ее лица [11].

Так, суд признал, что автозаправочная станция, являющаяся объектом недвижимости (капитального строительства), была незаконно построена на земельном участке, выделенном на условиях аренды для постройки временной не капитальной автозаправки, в связи с чем построенный объект представляет собой самовольную постройку, право собственности на который не возникает, поскольку он не является объектом гражданских прав и, следовательно, его купля-продажа и регистрация права собственности на него будут незаконной [12].

Что касается вопроса привлечения к административной ответственности за отсутствие необходимых разрешений при строительстве объектов, то для правомерного привлечения к ней лица контролирующий орган должен выяснить вопрос о том, какое именно разрешение требовалось получить привлекаемому к такой ответственности лицу: на строительство отдельно возводимого корпуса или же на комплекс строящихся по тому же адресу зданий. Если такие обстоятельства не будут в надлежащей степени учтены при наложении административного взыскания, то привлечение лица к ответственности может быть признано впоследствии незаконным [13]. Соответственно, если выяснится, что объект, за строительство которого без разрешения лицо было привлечено к административной ответственности, будет являться временным или вспомогательным сооружением, то такая ответственность лица будет неправомерной.

Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» Номер 4 (41), Декабрь 2009.
ЕМЕЛЬЯНОВ Александр Сергеевич. Опыт юридической работы — с 2001 года. Юрисконсульт ООО «Спецстройсервис-Р».

1. Постановление мэра г. Ярославля от 15.05.2007 № 1519 «О размещении в городе Ярославле временных построек, не являющихся объектами капитального строительства» (вместе с «Положением о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля»).

2. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 № 09АП-2171/2009-АК по делу № А40-74887/08-153-625.

3. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 по делу № А60-19089/2008.

4. Постановление ФАС Московского округа от 13.02.2008 № КГ-А41/159-08 по делу № А41-К1-2108/07.

5. Постановление ФАС Московского округа от 04.10.2005 № КГ-А41/9448-05.

6. Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2007, 27.07.2007 № КГ-А40/7019-07-П по делу № А40-22340/06-50-178.

7. Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2006 № КГ-А40/5041-06 по делу № А40-50476/05-50-462.

8. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 № 18АП-1499/2009 по делу № А07-15333/2008.

9. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2006 по делу № А05-10593/2006-29.

10. Определение ВАС РФ от 20.04.2009 № ВАС-3873/09 по делу № А14-6848/2007-263/32.

11. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2009 по делу № А41-К1-13135/07.

12. Определение ВАС РФ от 08.06.2009 № ВАС-6731/09 по делу № А76-25766/2007-4-677/150.

13. Постановление ФАС Московского округа от 27.08.2008 № КА-А40/7698-08 по делу № А40-17171/08-79-213.

Источник ask-angar.ru

ВНИМАНИЕ! РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕПЕРЬ НЕ НУЖНО ВООБЩЕ!

Разрешение на строительство не нужно

Смотрите видео на данную тематику на нашем YouTube-канале.

4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данным законом в России вводится уведомительный порядок возведения жилых домов
1) на земельных участках ИЖС,
2) участках ЛПХ в границах населённых пунктов и
3) садово-дачных участках граждан.

Вместо испрашивания разрешения на строительство жилого дома любой гражданин – владелец такого участка – имеет право просто УВЕДОМИТЬ местную администрацию о планируемом строительстве жилого или садового дома (ст. 51.1 ГРК РФ) заказным письмом по почте, через портал госуслуг или через МФЦ, направив бумагу по форме типа:

«Я, ФИО, проживающий там-то, паспорт №, владею земельным участком (адрес) с таким-то кадастровым номером на таком-то праве (аренды, собственности, безвозмездного пользования и др.), разрешенное использование участка – такое-то (например: ЛПХ, ИЖС, ведение садоводства), намерен построить на нём индивидуальный жилой дом (садовый дом) размером _ на _ м. из 2-х (3-х) этажей высотой _ метров [теперь разрешается аж до 20 м.]. Данный дом для раздела на самостоятельные объекты недвижимости не предназначен. О чём уведомляю (ставлю в известность) администрацию в соответствии с Федеральным законом № 340-ФЗ от 03.08.2018 г.
Предлагаю направить на мой почтовый адрес (или на мою электронную почту) уведомление о соответствии моего дома установленным законом параметрам для его строительства в соответствии со статьёй 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
С уважением, … … … (ФИО, подпись, дата)».

Приложение – правоустанавливающий документ на земельный участок (договор аренды, договор безвозмездного пользования и др. либо выписка ЕГРН о праве собственности, но её в обязательном порядке прилагать не требуется, т. к. все сведения ЕГРН администрация получит по межведомственной связи либо просто заглянет в компьютер, где они и так есть).

Далее администрация в течение 7 дней проверяет параметры будущего строительства (прежде всего на предмет того, соответствует ли постройка виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне согласно местным ПЗЗ) и высылает заявителю своё уведомление – о соответствии постройки установленным параметрам и её допустимости размещения на земельном участке.

Форма данного уведомления (и уведомления от гражданина) будет утверждена Минстроем РФ, а пока такой бланк ещё не утверждён, уведомлять администрацию о планируемом строительстве можно и в свободной форме, т. к. закон № 340-ФЗ от 03.08.2018 г. уже вступил в законную силу и пользоваться этим можно непосредственно.

Запретить строительство просто так администрация больше не вправе, а может лишь в соответствии с ч. 10 ст. 51.1 ГРК РФ составить уведомление о несоответствии постройки закону и его параметрам – но сделать это администрация должна в течение 7 дней, при этом надлежащим образом свою позицию обосновав, а если в течение 7 дней такое уведомление из администрации застройщику не придёт – строительство считается согласованным (ч.13 ст. 51.1 ГРК).

Такой лимит времени позволит не допустить будущее строительство только при наличии явных и грубых нарушений законодательства, в частности:
1) когда планируемая постройка не соответствует установленному виду разрешенного использования земли (например, жилой дом на участке «для огородничества» строить собрались);
2) когда планируемая постройка не соответствует установленным параметрам застройки в ПЗЗ (например, в связи с недопустимостью размещения в той или иной территориальной зоне жилых домов);
3) когда нарушение закона видно явно и сразу – например, земельный участок находится в какой-нибудь охранной зоне (например, рядом с газопроводом) и строительство там не допускается вообще.
При этом ответственность за убытки ненадлежащим уведомлением несёт казна (ч.15 ст. 51.1 ГРК РФ).

Неполучение никакого письма и уведомления считается согласованием строительства и даёт право застройщику осуществлять строительство согласно указанным им параметрам в течение 10 лет со дня направления в администрацию своего уведомления.

Такова юридическая механика презумпции добросовестности гражданина, законности любой осуществляемой человеком деятельности и фикции молчаливого согласия государства на эту деятельность при отсутствии обоснованных возражений на её осуществление в применении к строительству жилых домов гражданами и семьями на своей земле.

ИТАК, УЖЕ СЕГОДНЯ КАЖДЫЙ МОЖЕТ СТРОИТЬ ДОМ. Осталось внести изменения в Закон о личном подсобном хозяйстве и Земельный кодекс РФ – и строить жилые дома можно будет не на 1% территории России, а ВЕЗДЕ. В настоящее время эти изменения уже готовятся. Но уже сейчас с России снят тяжелейший запрет, блокировка.

Источник xn—-8sbadm2alnked9d.xn--p1ai
Рейтинг
Загрузка ...