Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 8 800 350 61 98 — звонок по РФ бесплатен. Принимаем вопросы в любой день недели.
При строительстве дома часто требуется получить на это разрешение. Такая необходимость является повсеместной практикой, что упрощает органам местного самоуправления производить контроль за застройкой территорий населенных пунктов. При этом каждое здание получает объективную оценку от государственных экспертов. Наличие разрешения на строительство гарантирует соблюдение застройщиком всех существующих норм и стандартов технического, санитарного характера. В каких случаях разрешение на строительство не требуется, а также другие аспекты вопроса рассмотрим в данной статье.
Что такое разрешение на строительство?
Там говорится, что разрешение на строительство – это документ, который подтверждает, что проектная документация возводимого здания полностью соответствует плану земельного участка, утвержденному градостроительной организацией, проектам территориальной планировки и межевания.
Разрешение на строительство дома ИЖС. Как получить? Порядок получения.
При наличии такого документа застройщик имеет право производить реконструкцию, капитальный ремонт или постройку указанного в документе проекта на желаемой территории.
Чтобы получить разрешение, владелец или арендатор земельной территории должен обратиться с заявлением в органы местного самоуправления. Заявление рассматривается профильными специалистами, после чего выносится коллективное решение о выдаче разрешения или запрете на проведение работ.
Если же здание возводилось без наличия разрешения, оно подлежит сносу. А на владельца накладывается штраф в размере, предусмотренном Гражданским кодексом РФ. Поэтому, если собственник желает построить на собственном участке дом, он должен обязательно вооружиться разрешением на строительство.
Какие объекты не требуют разрешения на постройку?
В 17 части статьи 51 Градостроительного кодекса РФ перечислены объекты, не требующие разрешения на строительство в 2022 году:
- гараж на земельной территории, которая находится у физлица с целью, не связанной с предпринимательской деятельностью;
- объекты, возводимые на участках целевого назначения, среди которых –садоводство, ведение дачного хозяйства;
- киоски, навесы и другие строения, которые не являются объектами капитального строительства;
- объекты вспомогательного назначения, возводимые на земельном участке;
- процесс изменения конструкции здания, который не затрагивает параметры надежности и безопасности, также не превышает пределы допустимого строительства, установленные регламентом градостроения;
- процесс капитального ремонта основных зданий;
- другие случаи, не требующие наличия обязательного разрешения, которые предусматривает Градостроительный кодекс РФ.
Разрешение на строительство дома больше не требуется
СПРАВКА. Разрешение на строительство не требуется в случае строительства и реконструкции сооружений, которые относятся к осуществлению программы государственного энергетического надзора. Важное условие – электроустановка должна осуществляться на тех земельных территориях, которые специально выделены для строительства и реконструкция таких объектов. Также это не должно идти вразрез с документами планирования территорий органов муниципального самоуправления.
Ответственность за отсутствие согласования строительства
Если юридическое лицо произвело строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, но не имело на это разрешение, а объект постройки подпадает под перечень таких, которые предусматривают обязательное наличие разрешительной документации, на него накладывается административный штраф.
Размер штрафа регламентируется первой частью статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ и установлен в пределах от 500 тысяч до 1 млн рублей. Кроме штрафа может быть принято решение об административном приостановлении деятельности фирмы на срок до трех месяцев.
При том, что размер штрафа является довольно-таки существенным, более плачевным для застройщика может стать постановление о приостановлении его деятельности. Такое решение влечет за собой более серьезные последствия для проектной реализации, а также для бизнеса в целом.
Поскольку в Градостроительном кодексе указано, что получение разрешения на строительство объекта – обязанность застройщика, возникает логичный вопрос, какая ответственность генподрядчика, не позаботившегося о том, чтобы получить разрешительную документацию до начала возведения объекта?
Ответственность самая прямая, поскольку генподрядчик также является субъектом административного правонарушения, ведь возлагает осуществление строительных работ на застройщика, не предоставив ему полный пакет документов.
Как получают разрешение?
Чтобы гарантированно получить разрешение на строительств, для начала нужно позаботиться о корректной разработке проекта, учитывая все технические и инженерные аспекты. Проект является основным документом всех работ, связанных с монтажом и пуско-наладочными манипуляциями.
В проекте указывается перечень всех планируемых инфраструктур объекта, в том числе, каким образом будут подводиться коммуникации, обустраиваться близлежащая территория и прочее.
Существует специальная организация, которая занимается разработкой таких проектов. Кроме этого разработать рабочий проект может и сам подрядчик. Такой вариант для застройщика является самым выгодным, ведь проект будет создаваться конкретно той компанией, которая потом будет его реализовывать, то есть с самого начала будут учитываться все практические моменты и особенности.
Если заказать проект у застройщика, можно изначально возложить на него полную ответственность за подготовительные работы, а потом и за реализацию постройки.
Проект – это целый пакет документов, которые кроме плана будущего здания включает в себя и технические условия, которые необходимо получать в коммунальных службах. Технические условия определяют, в какой способ и каким образом здание будет обеспечиваться сетями бытовых коммуникаций. Эти расчеты должны соблюдаться в процессе работы в полном соответствии, что упростит заказчику процесс получения документов, подтверждающих сдачу объекта в эксплуатацию по итогу.
Утвердить и зарегистрировать проект можно в государственных органах. В последующем такой проект является неотъемлемой частью разрешения на строительство дома и прикрепляется к нему.
Кроме этого к пакету разрешительных документов необходимо приложить и документ, подтверждающий право собственности или длительной аренды заказчика на соответствующую земельную территорию.
Принятие решения о выдаче разрешения на строительство дома занимает около десяти дней согласно актуальному законодательству. Но из-за того, что часто возникает потребность внесения поправок и устранения недоработок в документах, получение такого разрешения может затянуться на более длительный срок.
ВНИМАНИЕ. Срок действия разрешительного документа на строительство дома составляет три года. Если в течение этого времени постройка так и не началась, документ прекращает быть недействительным. Для получения нового разрешения придется повторить процедуру с самого начала.
В некоторых случаях орган, выдающий разрешение на строительство дома, может потребовать подтвердить юридическую чистоту планируемого под застройку участка. Так, если окажется что земля находится в залоге либо на нее претендует третье лицо, разрешительный документ получить не удастся.
После того как разрешение на строительство дома получено, у лица есть 10 дней, чтобы представить в местный отдел градостроения копию проектной документации, содержащую такую информацию:
- точные замеры;
- инженерно-геодезические изыскания;
- каким образом будут подведены коммунальные сообщения;
- подробнейший план постройки.
Все вышеуказанные данные заносятся в общую информационную базу.
Самый оптимальный вариант для быстрого получения разрешительной документации на строительство дома – способ с передачей всех полномочий специальной компании, которая является профессионалом в подобных вопросах.
Несмотря на то, что изначально оплата этой услуги может показаться довольно-таки высокой, ее размер значительно компенсируется сэкономленным временем и нервами, если лицо решает самостоятельно ходить по всем инстанциям и собирать необходимую документацию.
В процессе часто возникает необходимость вносить исправления в проект. Также нынешние реалии таковы, что неизбежны столкновения с коррупционными схемами, которые повсеместно присутствуют в организациях, выдающих такие разрешения.
А если застройщик довериться опытному посреднику, вдобавок ко всему получит гарантии выполнения заказа в срок и в полном соответствии с законодательством. Это позволит эффективнее планировать все рабочие процессы.
Моменты, которые не описаны в Градостроительном кодексе
Найти в Градостроительном кодексе РФ перечень конструкций, подпадающих под понятия объектов капитального строительства не получится. Там указаны признаки, по которым можно отличить объекты вспомогательного назначения, но четкого понимания и отличия между ними нет.
Из-за законодательного пробела часто возникает путаница понятий, а также сложности в понимании порядка и применении норм подзаконных актов.
Неправильная трактовка закона порождает возникновение глупых ошибок, которые имеют неблагоприятные последствия для физических и юридических лиц.
К примеру, лицу считает, что возводит на земельном участке объект вспомогательного назначения и не обращается за получением разрешения. Затем выясняется, что местные органы власти понимают это здание, как объект капитального строительства и выносят постановление про необходимость его сноса, а также накладывают на лицо штраф.
Рассмотрим конкретный случай на примере пристройки балкона в квартире на первом этаже многоэтажного дома. Собственник старается компенсировать отсутствие у него лоджии путем возведения такой постройки, но с правовой точки зрения это ситуация довольно сложная.
Первый вариант – это демонтировать балконную плиту которая разделяет конструкцию, тем самым внести изменения в параметры многоэтажного дома. Таким образом собственник квартиры может присоединить балкон (расширить уже имеющийся), но для этого необходимо получить согласие соседей. При наличии одобрения не надо разрешение на строительство.
Если же присоединение балкона является невозможным без демонтажа конструкции дома, которые являются несущими, разрешение на строительство балкона – необходимое условие.
Но ни один из указанных вариантов не описан в Градостроительном кодекс, так как он не разъясняет конкретные ситуации, возникающие в строительной сфере. Чтобы получить ясность в решении похожих вопросов и понимать, когда нужно разрешение на строительство, следует обращаться к подзаконным актам ведомств, имеющих соответствующие полномочия.
Так, в вопросе перепланировки конструкций помещений и присоединении вспомогательных помещений к основным необходимо руководствоваться письмом Минстроя от 1 авг. 2019 года № 28475-ОГ/04.
О вспомогательных сооружениях
Понятие вспомогательного сооружения определено, как временная постройка, возводимая только на период строительства капитального объекта. Такая постройка является вспомогательной касательно основного здания, основная характеристика – временность. После завершения строительства основного здания, вспомогательные должны быть демонтированы. К ним относят:
- производственные объекты;
- строения, предназначенные для проживания работников;
- постройки, помогающие в обслуживании сотрудников;
- складские помещения;
- туалеты, бытовки.
Вспомогательные объекты бывают титульные и нетитульные, что описано в постановлении Госстроя от 5 марта 2004 года №15/1.
Титульные объекты предназначены для обеспечения общих строительных нужд, перечисленных в смете и должны перечисляться в восьмой главе сводного сметного расчета. Расходы на них входят в сметную стоимость возведения объекта строения. К титульным сооружениям относят:
- склады, в том числе с отоплением;
- временные склады под материалы и технику, различные инструменты, инвентарь;
- здания-мастерские для произведения ремонтных и столярных работ;
- электростанции и котельные;
- водоочистительные сооружения.
Нетитульные объекты нужны для нужд определенного строительного объекта и создаются за счет накладных трат на строительство и монтаж. К ним относят:
- конторы и кладовые, существующие при строительном объекте;
- склады при объекте;
- душевые и комнаты для обогрева строительной бригады;
- настилы и лестницы;
- вспомогательные разводы, которые ликвидируются после завершения строительства.
Выводы
Если застройщик возводит объект капитальной стройки, он обязан получить разрешающую документацию. Без разрешения на постройку все мероприятие будет считаться незаконным. Но какие именно объекты подпадают под перечень капитальных, в законодательстве не указано. Следует помнить, что если присутствуют сомнения о категории планируемого здания, лучше обратиться за разрешением. Если оно не потребуется – об этом в градостроительной организации сообщат.
Источник tvoj-yurist.ruНа какое строительство не требуется разрешение, и когда оно необходимо?
При выполнении большей части работ по строительству или ремонту объектов получение разрешения обязательно. Выполнение мероприятий без такого документа запрещено на законодательном уровне. Но существуют исключения. Некоторые работы можно выполнять без дополнительной бюрократической волокиты. На какое строительство не требуется разрешение?
Какие задачи нельзя решить без одобрения уполномоченных органов? С какими трудностями приходится столкнуться при оформлении? Поговорим об этом подробно.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ТРЕБУЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО?
Информация по вопросу статьи изложена в ГрК РФ, в статье под номером 51. В ней указано, что под разрешением на строительство понимается документ, который:
- Подтверждает соответствие проекта действующим нормам и требованиям ГПЗУ, проектной документации по межеванию и планированию территории.
- Позволяет вести строительные (реконструкционные) работы капитальных сооружений.
Рассматривая, в каких случаях требуется разрешение на строительство, эксперты отвечают — во всех, когда речь идет о возведении (восстановлении) капсооружений. В законодательстве предусмотрены исключения, но они не всегда применяются на практике.
Разрешение на строительство требуется в таких случаях:
- Возведение жилого дома (для индивидуального проживания или с большим числом квартир).
- Строительство технически сложных и гидротехнических сооружений, а также объектов, связанных с добычей ископаемых, опасных или чрезмерно опасных строительных сооружений.
- Постройка дорог в автомобильном или железнодорожном секторе, а также иные виды сооружений (капитальных или линейных).
Рассматривать, на какие объекты требуется разрешение на строительство, можно долго. По сути, это почти все сооружения (здания), кроме некоторых исключений (о них пойдет речь ниже). Отдельное внимание стоит уделить возведению (восстановлению) зданий, которые находятся на охраняемых ЗУ, относящихся к категории культнаследия. Без одобрения уполномоченных органов выполнение любых мероприятий на сооружениях культнаследия запрещено (в частности, при изменении конструкции, показателей безопасности и надежности).
Таким образом, возведение (восстановление) серьезного объекта без прохождения бюрократических процедур, связанных с получением одобрения невозможно. Но существует ряд исключений, о которых упомянем ниже.
НА КАКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НЕ ТРЕБУЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЕ?
Получение одобрения не нужно:
- Для вспомогательных объектов, расположенных на частном участке и принадлежащих физлицу. Но здесь имеется нюанс. Если земельный надел отнесен к садовому или дачному участку, в получении разрешения нет потребности, а при возведении частного дома для проживания без разрешительной документации не обойтись.
- Для гаражей, бань, сараев, тепличных и прочих простых объектов. Это условие актуально, если сооружение будет применяться в личных целях. Изготовление чего-либо, предоставление услуг и выполнение иных работ, направленных на привлечение прибыли, запрещено.
- Для объектов, которые не относятся к капитальным сооружениям. В эту категорию входят небольшие ангары каркасной конструкции, павильоны небольшой площади и ременные здания (без фундамента и с возможностью быстрого демонтажа или перемещения).
- Для вспомогательных зданий, которые возводятся вблизи торговых точке или жилых сооружений. Как примеру, к ТЦ или магазинам достраивает выставочные помещения, склады, специальные тамбуры и прочие объекты.
Трудности
Даже в рассмотренных ситуациях важно понимать, в каких случаях необходимо разрешение на строительство. Так, чтобы обойтись без одобрения, готовый объект не должен иметь самостоятельного статуса (по всей документации он проводится как вспомогательный объект). И здесь в законах РФ имеется недоработка. В них нет пояснения термина «вспомогательной постройки», из-за чего при строительстве сооружений часто возникают спорные ситуации.
Если говорить в целом, к вспомогательным относятся те постройки, которые несут минимальную функциональную нагрузку. То есть сооружение не сможет работать без базового объекта, имеет неважные конструктивные детали и не выходит за пределы ЗУ главного сооружения. Вместе с этим вспомогательное здание должно быть обособленным, но иметь четкую связь с основным объектом. Кроме того, вспомогательная постройка, как правило, имеет отдельный вход.
Когда речь идет о пристройке к жилым объектам, также появляются спорные нюансы. Так, при возведении сарая, гаража или сеней в оформлении разрешения нет потребности. Если же владелец строит хозяйственный объект, однозначного ответа о возможности постройки без одобрения уполномоченных органов нет.
В градостроительном регламенте указано, что разрешение на строительство не требуется, если изменения:
- Не сказываются на уровне безопасности сооружения и не затрагивают прав 3-их лиц.
- Не превышают установленные параметры (те, что уже разрешены).
Указанные правила нашли отражение в ГК РФ. Они касаются норм выделения земли под возведение тех или иных объектов, определения расстояний до сооружений и так далее.
ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ
В ГрК РФ (статье 51) указано, на какое строительство получать разрешение не требуется. Но бывают ситуации, когда в этот список попадают дополнительные объекты. Они вносятся в перечень по решению муниципальных органов власти.
К примеру, в столичном регионе действует закон под номером 15/99-П. В нем указано, что электросетевые объекты с напряжением до 20 кВ можно строить без разрешения. Нет в нем необходимости и при восстановлении этих сооружений (кроме тех, которые относятся к категории линейных).
Также не требуется одобрение властей при возведении газопроводов с давлением до 0,6 МПа, линейно-кабельных устройств для обеспечения связи, кабельных линий. В эту категорию входит и восстановление инженерных сетей, в том числе ЛЭП, линий связи, водо- и газопроводов и канализационных сетей. В последнем случае необходимо, чтобы размер охранной зоны после завершения работ остался на прежнем уровне. Можно обойтись без дополнительной бюрократии, когда планируется возведение (восстановление) тепловых сетей.
Если речь идет о сложном или опасном объекте, разрешение на строительство необходимо (указанные выше исключения не работают).
Существуют нюансы и для Ленинградской области. Здесь работает закон под номером 38-ОЗ, определяющий ряд исключений при оформлении разрешения на возведение (реконструкции) объекта. В нем указываются:
- Открытые площадки, пляжные территории.
- Здания, которые возводятся на рекреационных земельных участках. Речь идет о сооружениях, имеющих физкультурно-оздоровительную направленность, до 2-х этажей и до 1500 «квадрат» площади.
- Частные автомобильные дороги, не предназначенные для общего применения.
- Пруды, колодца и водохранилища с ограничением в 100 «кубов».
- Инженерные коммуникации, которые совпадают по рассмотренному выше перечню.
Каждый регион вправе определять, в каком случае выдается разрешение на строительство, а в каких ситуациях процесс оформления упрощается. При этом требования местных органов не должны идти вразрез с действующим на федеральном уровне законодательством. Вот почему перед началом мероприятий важно изучить не только общие требования, но и законы местных органов власти.
О ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЯХ
Выше сказано об объектах со статусом «вспомогательные». Для лучшего понимания приведем перечень сооружений, которые суды относили к упомянутой категории и позволяли возводить без разрешения на строительство:
- Конструкции для освещения улиц.
- Производственная площадка с плиточной поверхностью.
- Объект для размещения инженерных элементов.
- Блочный пункт ГРПШ на газопроводном участке.
- Блочный модуль для комплектного распредустройства.
- Прочие сооружения.
ИТОГИ
Выше мы рассмотрели, на какое строительство разрешение не требуется, и когда оно обязательно. Эти нюансы четко прописаны в ГК РФ. Сложность в том, что градостроительный кодекс и прочая нормативная документация не поясняют, что именно относится к объектам вспомогательного характера. Бытует мнение, что это сделано намеренно.
Цель — упростить оформление бумаг на здания, которые не могут работать самостоятельно. Но у такого “попустительства” имеется обратная сторона — появление спорных моментов и конфликтных ситуаций между лицом, которое ведет строительные работы, и государственными органами власти. При этом решать проблему часто приходится через судебный орган.
Источник stroimprosto-msk.ruКогда разрешения на строительство не требуется
Тем, кто мечтает стать владельцем небольшого коттеджа, полезно узнать, в каких случаях и на какие объекты получение разрешения на строительство не потребуется.
Действующее законодательство предусматривает следующие варианты:
- осуществление строительных, ремонтных, реконструкционных работ относительно отдельно стоящего дом, высота которого не превышает три этажа;
- возводятся вспомогательные объекты: колодцы, бани, сараи и т.п.;
- строящееся здание не нарушает общего архитектурного облика населенного пункта;
- проводится капитальный ремонт объекта;
- участок, предназначенный для возведения коттеджа, предоставлен под садоводческую деятельность (личное дачное хозяйство);
- производится изменение капитальных объектов, не затрагивающее конструктивные особенности;
- правообладатель здания составляет на него специальную декларацию, служащей основанием для разработки технического плана. Затем пакет бумаг передается в суд для принятия решения о законности сооружения. Этот способ особенно актуален, если речь идет об уже возведенном здании (так называемом «самострое»):
- строится некапитальное здание (гараж, навес).
В каких случаях требуется разрешение на строительство
Возведение коттеджа должно осуществляться на основе специального разрешения. Этот документ позволяет проверить, соответствует ли объект, который вы будете строить, особенностям стиля населенного пункта, требованиям безопасности для окружающей среды, существующей инфраструктуры и населения.
Ваш случай не относится к тем, когда использование разрешения на строительство не требуется? Тогда придется позаботиться о наличии у себя данного документа.
Вот в каких случаях разрешающий документ обязателен:
- ваши земли выделены под индивидуальное строительство жилого дома;
- объект, который вы планируете возводить, относится к категории капитальных;
- вы уже начали строить дом на участке;
- требование о наличии разрешающего документа выдвигается администрацией населенного пункта или управляющей компанией.
Вам могут отказать в получении разрешающего документа, если вы планируете строительство на:
- землях, находящихся под охраной государства;
- территории связи или обороны;
- участке, на котором проводятся работы по использованию недр;
- земле, соседствующей с атомным объектом;
- территории, зарезервированной под муниципальные нужды.
Основанием для вынесения отрицательного решения также станет отсутствие правоустанавливающего документа или несоответствие иных официальных бумаг требованиям законодательства.
Для чего нужно разрешение на стройку?
Эта официальная бумага дает возможность законно построить дом, реконструировать и ремонтировать его. Документ подтверждает то, что ваш дом отвечает различным законодательным нормам. Моменты, когда не требуется разрешение на строительство, редки.
Документ предоставляется застройщику (собственнику) после разработки проекта и его утверждения. Проект здания должен соответствовать статьям Градостроительного и Земельного кодексов, СНиПам, а также нормативно-правовым документам, утвержденным местной администрацией. Полную информацию о разрешении содержит статья 51 Градостроительного Кодекса.
При наличии этого документа можно не просто возвести дом, но и:
- осуществлять покраску фасадов;
- устанавливать на участке нестационарные объекты;
- проводить переоборудование (перепланировку) помещений;
- проводить работы по благоустройству находящихся в собственности земель.
Кто выдает разрешение на строительство?
Разрешающая документация выдается уполномоченным органом исполнительной власти, на подведомственной территории которого располагается имеющийся у вас участок. Обычно в этой роли выступает местная администрация – городская или районная. Как правило, в ней есть отдельный департамент, занимающийся подобными вопросами.
Поданные документы рассматриваются 10 дней. Затем заявитель получает положительное или отрицательное заключение. Разрешающая документация действует в течение 10 лет, в течение которых необходимо провести весь спектр работ. При продаже земли разрешение переоформляется в Росреестре на нового собственника, после чего передается ему вместе с участком.
Объекты, на которые требуется разрешение на строительство
Разрешающий документ необходимо получить для возведения любого капитального объекта. Признаками таких строений выступает наличие фундамента, то есть прочной связи здания с землей. Учитывается и назначение земельного участка. Получение разрешения обязательно для собственников домов, возводимых на участках личного подсобного хозяйства и на землях, выделенных под индивидуальное жилое строительство.
Подъездные дороги
Для подъездных дорог не требуется применение разрешения на строительство. Право собственника на их беспрепятственное возведение успешно доказывалось в суде. Не нужна разрешающая документация и для объектов технического обеспечения дороги, располагающихся рядом с подъездом к участку – например, инженерных сетей. В этот перечень также входят элементы обеспечения коммуникационного снабжения: оснащение переходов, примыкающих участков, выезда, автомобильной стоянки, съездов.
Чаще всего примером в данном случае выступает кабельная электролиния для освещения дороги. Если она возводится в частном порядке, то без разрешения вполне можно обойтись.
Скважины
Не всегда нужен разрешающий документ и для скважин. Чтобы получить конкретный ответ о том, требуется ли он в вашем конкретном случае, обратитесь в местное представительство органа по надзору за природными ресурсами. Если речь идет о частном участке и скважине глубиной не более пяти метров, никаких трудностей возникнуть не должно. В этом случае допустимо ограничиться проектной документацией.
Пристройки
Если пристройка является капитальным объектом – например, вы добавляете к дому новую комнату – без разрешения не обойтись. Обязательно его наличие и в том случае, если в пристройку проводятся газ и/или отопление. В противном случае при продаже недвижимости осуществить сделку просто не получится.
Разрешающий документ на пристройку не требуется в следующих случаях:
- она представляет собой новый вход, но при этом не затрагивает участок прилегающей территории;
- вы возводите навес или делаете крыльцо;
- она является вспомогательным сооружением – сараем или гаражом. В подобных случаях важно, чтобы для возведения не потребовался снос конструкций несущего типа и не были затронуты инженерные коммуникации.
Что будет, если не получить разрешение
Разрешающий документ позволяет избежать следующих последствий:
- штраф за незаконные строительные/ремонтные/реконструкционные работы (может выписываться неограниченное количество раз);
- невозможность получения кредита для возведения жилья;
- споры с соседями о законности имеющейся у вас недвижимости;
- невозможность обналичить материнский капитал;
- отказ коммунальных служб подключать ваш дом к инженерным сетям;
- отсутствие возможности прописаться в построенном доме.
Если вы уже построили дом, не имея на это официального разрешающего документа, результаты могут быть более плачевными:
- снос возведенного здания, в том числе и за счет застройщика;
- невозможность продать, сдать в аренду, переоформлять и совершать другие сделки в отношении самовольно возведенной недвижимости;
- наличие штрафов за уклонение от налога;
- здание невозможно будет использовать в качестве залога по кредиту;
- дом не получится сдать в эксплуатацию.
Не откладывайте получение разрешающих документов и становитесь счастливым домовладельцем – мы поможем вам в этом.
Проектирование зданий
Компания CitySip профессионально занимается проектированием зданий. Мы создаем уютные и комфортные дома по проверенным технологиям. Перед созданием проекта мы тщательно изучаем особенности вашего участка, чтобы предложить вам наиболее подходящий вариант.
Возведенные из экологических материалов коттеджи отличаются увеличенной площадью и отличной освещенностью. В любую погоду в таком доме будет тепло и уютно Выбирайте проекты, меняйте детали и наслаждайтесь результатом всего через несколько недель!
Источник citysip.ruВ каких случаях не требуется проектная документация и экспертиза ПД
В каких случаях не требуется проектная документация? На самом деле, перечень, содержащий ответы на данный вопрос, будет совсем краткий. Однако, помимо требования, относящегося к наличию проектной документации, также действуют постановления, обязывающие застройщика проводить экспертизу ПД.
В данном контексте случаев, когда экспертиза проектной документации не требуется или ее можно провести силами негосударственной организации, намного больше. Из нашего материала вы узнаете, когда не нужна ПД и не требуется проведение ее экспертизы.
Необходимость проектной документации
Для строительства или реконструкции любого капитального здания или линейного объекта потребуется составление соответствующего проекта. Это требование регламентируется Градостроительным кодексом РФ.
Проектной документацией называют комплект документов, содержащих в текстово-графическом виде всю информацию по архитектурным, инженерным, функциональным и конструкторским решениям относительно планируемых строительных работ.
Начинать строительство капитального или линейного сооружения без предварительно составленного проекта запрещается действующими законами.
Однако необходимость в проектной документации обосновывается не только требованиями законодательства. Благодаря наличию проекта в процессе строительных работ решается множество важных задач:
- определение соответствия реконструируемого или строящегося объекта требованиям строительных регламентов еще до начала работ;
- проверка соответствия характеристик возводимого сооружения требованиям задания на проектирование;
- установление точных сроков для выполнения работ;
- составление сметной документации, позволяющей выделить денежные средства из бюджета на строительство;
- согласование строительства с владельцами смежных земельных участков и с контролирующими органами;
- оптимизация общей стоимости работ, позволяющая минимизировать расходы и предотвратить их непредвиденный рост;
- защита от фатальных просчетов и ошибок в процессе строительства;
- учет всех требований законодательства и пожеланий заказчика;
- получение разрешения на строительство.
Разработка проектной документации дает возможность минимизировать риски всевозможных непредвиденных ситуаций и для заказчика, и для подрядчика. Без оформленного строительного проекта ввод объекта в эксплуатацию и обслуживание этого объекта будут невозможны.
Случаи, когда не требуется проектная документация
Требование обязательного составления проекта для возведения объектов капстроительства явно указано в статье 48 ГрК РФ. В связи с этим логичен вопрос, в каких случаях не требуется проектная документация. Таковым случаем может быть, например, возведение объектов ИЖС и садовых домиков.
Кроме того, капитальными строениями не являются временные постройки, обладающие свойством мобильности без нарушения функциональности (например, киоски, навесы и др.). Для этих объектов составлять проектную документацию также не нужно.
Экспертиза проектной документации
Само понятие «экспертиза» на сегодня законодательно еще не определено. И все же, руководствуясь действующими нормативно-правовыми актами в области экспертной деятельности, этому термину можно дать такое определение: оценка соответствия какого-либо объекта или параметра требованиям нормативно-правовой документации РФ.
Градостроительный кодекс РФ устанавливает предмет проведения экспертизы:
- проверка соответствия проектной документации пунктам законов и подзаконных актов;
- при необходимости проверка достоверности сформированной сметы строительных работ.
В частности, проверяется, соответствует ли проект требованиям:
- строительных норм и правил;
- санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также регламентов по охране окружающей среды;
- нормативных актов, относящихся к охране объектов культурного наследия;
- нормативно-правовых актов по безопасной эксплуатации атомной энергии;
- норм промышленной безопасности;
- обеспечения безопасности и надежности использования электроустановок и энергосистем;
- антитеррористической защиты;
- задания на проектирования и технического задания заказчика (застройщика);
- материалов инженерных изысканий, если государственная экспертиза проводится после начала строительных работ.
Оценка соответствия требованиям, относящимся к охране окружающей среды, не выполняется, если проектная документация служит объектом отдельной экологической экспертизы. Следует также отметить, что помимо проекта строительных работ аналогичной проверке могут подвергаться результаты инженерных изысканий. Градостроительный кодекс РФ регламентирует проверку соответствия этих материалов требованиям технических регламентов.
Случаи, когда не требуется экспертиза проектной документации
Проекты некоторых зданий и сооружений не требуют проведения экспертизы. Список таких объектов определен статьей 48 ГрК РФ. Конкретные пункты, касающиеся данного перечня, будут приведены ниже.
Итак, часть 2 указанной выше статьи разрешает не проводить экспертизу проектной документации следующих объектов капстроительства:
- садовые и индивидуальные жилые дома;
- жилые здания небольшой этажности (не выше 3 этажей); Такие дома могут состоять не более, чем из 10 блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи. Блоки должны быть отделены друг от друга смежными стенами без проемов. Здания могут располагаться на отдельных земельных участках с выходом на пространство общего пользования (так называемая блокированная застройка). Возведение либо реконструкция данных объектов выполняется без привлечения средств из государственного бюджета.
- отдельно стоящие капитальные постройки высотой не более 2 этажей, не предназначенные для проживания или производственных целей; Максимальная площадь таких домов — 1500 кв. м. Здания не должны предназначаться для проживания и производства. Исключение составляют особо опасные, технически сложные или уникальные объекты строительства, определенные статьей 48.1 ГрК РФ.
- отдельно стоящие капитальные постройки высотой не более 2 этажей, предназначенные для производственных целей; Как и в предыдущем пункте, площадь таких объектов не должна превышать 1500 кв. м. Производство здесь разрешено при условии, что объекты капстроительства не требуют наличия санитарно-защитных зон. Указанные зоны могут устанавливаться только в границах земельного участка, где осуществляются строительные работы. Исключение также составляют особо опасные, технически сложные или уникальные объекты строительства, определенные статьей 48.1 ГрК РФ.
- буровые скважины, сооружаемые в рамках разработки месторождений полезных ископаемых или других мероприятий, связанных с эксплуатацией недр. На определенный вид деятельности в соответствии с действующим законодательством должна предварительно разрабатываться, согласовываться и утверждаться проектная документация.
Градостроительный кодекс РФ определяет, в каких случаях не требуется проектная документация и когда для этой документации не нужно проведение экспертизы. Так, часть 3 статьи 49 указанного нормативного акта разрешает обойтись без экспертной проверки проекта объекта, не требующего разрешения на строительство. Также подобная экспертиза не проводится в отношении проектов капитального ремонта объектов капстроительства.
Однако эти послабления не действуют в случае возведения указанных зданий и сооружений в границах охранных зон трубопроводов.
Приведем в качестве примера судебный прецедент. Одна компания подала иск в Арбитражный суд о незаконности отказа муниципальных органов в выдаче разрешения на строительство. Но в числе прилагаемых документов отсутствовало заключение экспертизы по строительному проекту.
Истец тем самым предполагал, что объект строительства входит в число исключений, и проведение экспертизы здесь не требуется. Однако иск судом был отклонен. Все дело в том, что проектируемое сооружение находилось вблизи существующих жилых зданий, и санитарно-защитная зона сооружения как раз попадала на эти объекты и не располагалась полностью в границах земельного участка. Это обстоятельство отражено в постановлении Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-5961/18 от 27 сентября 2018 г. по делу № А60-53733/2017.
Ситуации, когда экспертиза проектной документации может быть проведена негосударственной организацией
Частная экспертиза выполняется в двух случаях.
- Существует законодательное требование в проведении экспертной проверки, но не уточняется ее вид. Проектируемый объект при этом отсутствует в перечне, указанном в части 3.4 статьи 49 ГрК РФ, а застройщиком была выбрана именно негосударственная экспертиза.
- Для проекта и инженерных изысканий по возводимому сооружению не требуется проведение экспертизы, однако заявитель все же решил ее провести, выбрав негосударственную проверку.
Данный вид экспертных проверок выполняется юридическими лицами, обладающими аккредитацией на соответствующую деятельность.
Для получения такой аккредитации компании необходимо удовлетворять следующим условиям:
- В штате организации числятся не менее 5 сотрудников с подтвержденной аттестацией, дающей право формировать заключения экспертизы проекта или результатов инженерных изысканий.
- Компания имеет интернет-сайт.
- Сформирован регламент проведения экспертизы, утвержденный руководством и размещенный на вышеуказанном сайте.
Данная аккредитация выполняется в порядке, установленном Правительство РФ. Аккредитованная компания впоследствии должна разместить на своем сайте следующие сведения:
- название, фактический адрес и контактные данные компании;
- состав органов управления;
- перечень сотрудников, обладающих соответствующей аттестацией;
- регламент проведения экспертных проверок.
К указанной информации необходимо обеспечить свободный и бесплатный доступ для посетителей.
Для контроля деятельности аккредитованных исполнителей и для формирования национальной системы аккредитации выделена специальная федеральная служба. Она также ответственна за ведение госреестра аккредитованных юридических лиц, имеющих право проводить негосударственные экспертизы проектной документации или данных, полученных в результате изыскательских мероприятий.
Эти полномочия сегодня закреплены за Федеральной службой по аккредитации, находящейся в свою очередь в ведении Министерства экономического развития РФ. Росаккредитация выполняет свою деятельность либо непосредственно, либо через собственные территориальные управления, либо через ФАУ «Национальный институт аккредитации» (подведомственное учреждение).
Информация, содержащаяся в государственном реестре, также размещается на официальном сайте Росаккредитации и доступна для бесплатного ознакомления посетителями ресурса.
Госреестр ведется в порядке, установленном Правительством РФ. Регламент организации и проведения негосударственных экспертных проверок определен специальным Положением, также утвержденным Правительством (Постановление №272 от 31.03.2012).
Чтобы провести такую экспертизу, заказчик должен заключить с исполнителем договор, где определяются следующие пункты:
- порядок предоставления документации, требуемой для экспертных проверок, а также порядок устранения выявленных замечаний в этой документации;
- срок проведения экспертизы;
- стоимость услуги.
Ответственность за нарушение требований, связанных с проектной документацией
Последствия нарушений требований, относящихся к строительным проектам, изложены в статье 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)»).
Часть 1 указанной статьи определяет ответственность за нарушение пунктов технических регламентов, проектной документации, специальных условий, связанных со стандартизацией. Также здесь учитываются требования к объектам капстроительства в процессе проектирования до того, как вступили в силу технические регламенты. Нарушитель наказывается предупреждением или административным штрафом в размере от 1000 до 2000 рублей для физических лиц, от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц, от 100 000 до 300 000 рублей для юридических лиц.
Часть 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушения, перечисленные в пункте 1, которые при этом вызвали искажение проектных показателей возводимого объекта и повлияли на параметры надежности и безопасности всего здания или отдельных его частей. Сюда же входят действия, нарушающие безопасную эксплуатацию инженерных сетей, строительных конструкций, вследствие чего может быть нанесен ущерб имуществу, здоровью и жизни людей, окружающей среде. В этом случае нарушитель наказывается административным штрафом в размере от 2000 до 4000 рублей для физических лиц, от 30 000 до 35 000 рублей для должностных лиц, от 35 000 до 40 000 рублей для предпринимателей без юридического лица (также к ним может быть применена мера в виде приостановки деятельности на срок до 60 суток), от 300 000 до 600 000 рублей для юридических лиц (либо приостановка деятельности на срок до 60 суток).
Наконец, в части 3 статьи 9.4 говорится о повторных нарушениях, перечисленных в части 2. В таком случае нарушителя ждет штраф в размере от 4000 до 5000 рублей для физических лиц, от 40 000 до 50 000 рублей для предпринимателей без юридического лица (либо приостановка деятельности на срок до 90 суток), от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (либо приостановка деятельности на срок до 90 суток).
Источник dorians.ru