Строительным генеральным планом (стройгенпланом) называют план площадки, выделенной для строительства промышленного или сельскохозяйственного предприятия, поселка в сельской местности, квартала в городе или отдельного объекта, на котором кроме существующих и проектируемых зданий, сооружений и коммуникаций показаны необходимые для осуществления строительства временные здания и сооружения; механизированные установки; склады материалов, полуфабрикатов и строительных деталей; временные водопроводные и канализационные сети, электросети, коммуникации пара и сжатого воздуха; дороги для внутрипостроечного транспорта.
Различают два вида строительных генеральных планов:
общеплощадочный стройгенплан, охватывающий всю территорию строительной площадки и составляемый на стадии технического (технорабочего) проекта в составе проекта организации строительства (обычно в масштабе 1:1000 или 1:2000);
объектный стройгенплан, охватывающий только территорию строительства отдельных объектов, входящих в состав проекта производства работ, разрабатываемого строительной организацией (обычно в масштабе 1:500 или 1:200).
nanoCAD Стройплощадка. Урок №2 – Стройгенплан
В случае необходимости, например, если речь идет о строительстве крупных зданий и сложных сооружений, объектные стройгенпланы разрабатывают отдельно на период строительства подземной и возведения надземной частей здания.
Проектирование строительного генерального плана включает следующие этапы:
- — выбор и расчет потребности во временных зданиях, сооружениях и установках производственного назначения;
- — расчет потребности в жилых и культурно-бытовых зданиях;
- — расчет и проектирование сетей временного электро-, водо-, теплоснабжения, снабжения сжатым воздухом и т. д.;
- — проектирование связи и диспетчеризации;
- — проектирование внутриплощадочного транспорта.
При проектировании строительных генеральных планов необходимо соблюдать следующие принципы:
- — временные здания, сооружения и коммуникации необходимо располагать на территориях, которые не предназначены под застройку постоянными зданиями и сооружениями;
- — стоимость временных зданий, сооружений, устройств и коммуникаций должна быть наименьшей;
- — расстояние, на которое транспортируются строительные грузы, число их перегрузок в пределах строительной площадки должны быть минимальными;
- — при проектировании стройгенпланов следует обеспечивать рациональное бытовое обслуживание работников строительства, а также учитывать требования охраны труда и пожарной безопасности.
Строительный генеральный план -важный технический документ в составе проекта организации строительства, на основании которого устанавливают объемы первоочередных подготовительных работ по строительству постоянных и временных дорог, инженерных сетей, временных зданий и сооружений, поскольку продолжительность основного строительства в значительной степени обусловлена своевременным выполнением подготовительных работ.
Стройгенплан
Решение стройгенплана оказывает влияние на производительность труда рабочих, занятых транспортированием материалов, конструкций и оборудования, на размеры потерь материалов при их размещении и подаче, на использование машин, механизмов и транспорта.
Источник: vuzlit.com
Разработка стройгенплана
Строительный генеральный план (СГП) — это план строительной площадки, на котором показано расположение строящихся запроектированных и существующих зданий и сооружений, строительных машин, а также объектов строительного хозяйства, предназначенных для обслуживания производства работ.
К объектам строительного хозяйства, необходимым на период строительства, относятся:
— производственные установки (бетонные и растворные узлы);
— склады строительных материалов, конструкций и деталей;
— временные здания и сооружения административного, санитарно-гигиенического и культурно-бытового обслуживания;
— автомобильные и железные дороги;
— сети электроснабжения, водоснабжения, канализации связи и др.
Стройгенплан является составной частью ПОС или ППР. Стройгенплан в составе ПОС называется общеплощадочным, в составе ППР — объектным. Различия между указанными видами СГП — в степени детализации.
Объектный строительный генеральный план, разрабатываемый в составе ППР, охватывает территорию строительной площадки одного объекта. На объектном стройгенплане уточняют и детализируют решения общеплощадочного стройгенплана. На нем наносят:
-временные механизированные установки, дороги и проезды, используемые в период строительства, места расположения, пути перемещения и зоны действия строительных кранов и других машин;
— временные закрытые и открытые склады, навесы;
-временные сети водоснабжения, электроснабжения и другие инженерные коммуникации с указанием их присоединения к действующим источникам питания;
— площадки укрупнительной сборки конструкций;
— места приема поступающих на стройку конструкций, материалов, товарного бетона и раствора;
— временные точки наружного освещения;
-временные ограждения территории строительной площадки с указанием въезда и выезда транспортных средств.
Основные принципы проектирования СГП:
— решения, принятые в СГП, должны быть увязаны с остальными разделами проекта (ПОС, ППР);
— решения СГП должны соответствовать действующим нормативным документам;
— строительная площадка должна иметь наименьшую площадь, которая необходима для строительства;
решения СГП должны предусматривать рациональную организацию грузовых и людских потоков;
— временные здания, сооружения и установки (кроме мобильных) располагают на территории, не предназначенной под застройку до окончания строительства;
временное строительство на площадке должно быть минимальным за счет использования для этой цели постоянных зданий, дорог и подземных коммуникаций;
— временные здания следует возводить преимущественно из типовых сборно-разборных многократно используемых конструкций, применять инвентарные передвижные помещения;
— производственные установки и склады массовых материалов должны располагаться у мест наибольшего потребления;
— размещение строительных кранов на строительной площадке должно обеспечивать выполнение строительно-монтажных работ по принятой технологии и графикам производства работ передовыми методами труда;
— приобъектные склады должны размещаться в зонах работы кранов и в непосредственной близости от дорог.
Строительная площадка во избежание доступа посторонних лиц должна быть ограждена. Строительная площадка должна быть оборудована средствами по созданию условий для безопасного и безвредного производства работ, по санитарно-гигиеническому обслуживанию рабочих, по противопожарной безопасности, по освещению проходов, проездов и рабочих мест, а также средствами диспетчерской связи.
Рабочая привязка монтажных и грузоподъемных машин
При разработке стройгенпланов определяют системы рационального размещения монтажных кранов. В процессе размещения (привязки) монтажных кранов на стройгенплане решаются следующие основные задачи:
— обеспечение бесперебойной поставки на строительную площадку материалов;
— обеспечение четкой ритмичной работы размещаемых монтажных кранов и связанных с ними других строительных машин;
— обеспечение безопасных условий труда машинистов строительных машин и обслуживаемых ими рабочих;
— снижение себестоимости и трудоемкости работ;
— сокращение времени на монтаж установок кранов и устройство путей к ним.
При проектировании размещения (привязки) на стройгенплане монтажных кранов предусматривают выбор типа кранов, горизонтальную привязку, вертикальную привязку, расчет зон действия кранов с учетом ограничений.
В процессе привязки необходимо определить зоны действия монтажных кранов с учетом возможных ограничений. При этом различают следующие зоны:
— зону перемещения груза;
— опасную зону работы;
— опасную зону монтажа конструкций;
— опасную зону дорог.
Монтажной зоной называют пространство, в пределах которого возможно падение груза при установке и закреплении элементов. Размеры зоны в плане определяют параметром здания, увеличенным на 10 м при высоте здания более 20 м. Складирование материалов в пределах монтажной зоны запрещено.
Зоной обслуживания краном или рабочей зоной крана называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Границы зоны определяют радиусом, соответствующим максимальному вылету стрелы.
Зоной перемещения груза называют пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Границы зоны определяют расстоянием по горизонтали от рабочей зоны (зоны обслуживания) крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения. Для башенных кранов границу зоны перемещения груза рассчитывают как сумму максимального рабочего вылета крюка и ширины зоны, принимаемой равной половине длины самого длинного из перемещаемых грузов.
Опасной зоной работы крана называют пространство, в котором возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении. Зону обозначают пунктирной линией.
Опасные зоны дорог — это участки проездов и проходов в пределах опасных зон, где могут находиться люди, не участвующие в работе совместно с краном, осуществляется движение транспортных средств или работы других механизмов. Опасные зоны монтажа отдельных частей здания показывают на стройгенплане при вертикальной привязке крана.
На основе указаний стройгенпланов о наличии опасных зон при подготовке к производству работ разрабатывают специальные мероприятия: выдают наряды на особо опасные монтажные работы, ограничивают опасную зону видимыми сигналами, разрабатывают инструкцию для крановщиков и монтажников.
После определения границ зон на СГП обозначают места приема раствора, осмотра и профилактического ремонта крана, хранения контрольного груза и других элементов.
Источник: studbooks.net