Начало строительства георгиевского собора в юрьеве польском дата

Георгиевский собор (Юрьев-Польский)

Гео́ргиевский собо́р — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.

История

Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по своему типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.

Online—лекция Юлии Ратомской «Георгиевский собор в Юрьеве-Польском»

В 1230 году сын Всеволода III Большое Гнездо Святослав церковь, которая «обветшала и поломалася», разобрал, а через четыре года было закончено сооружение собора, по словам летописца, «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».

Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича.

Георгиевский собор (Юрьев-Польский)

В 1326-1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы.

В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами В. Д. Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.

После восстановления в 1471 году от собора 1230—1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).

В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках.

Тайна каменной летописи на Русском Храме.

Печальное состояние древнего памятника церковного зодчества обратило на себя внимание специалистов по культуре Древней Руси. В частности об этом с сокрушением писал Н. П. Кондаков. Стараниями протоиерея Александра Георгиевича Знаменского, который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год, древний храм был освобождён от пристроек XVIII — XIX веков, а вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году).

Г. К. Вагнером полностью или частично реконструированы композиции: «Троица», «Распятие», «Семь спящих отроков эфесских», «Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского».

Описание

Во фризе северного фасада помещены рельефы с фигурами целителей и патрональных святых — Пантелеймона, Дмитрия Солунского, Георгия Каппадокийского, Федора Стратилата и других. На угловой капители представлены (в профиль) княжеские дружинники.

Северный притвор сохранился с незначительными переделками (вместо рельефа князя Святослава в замок внешней килевидной арки вставлен рельеф из барабана собора). Патрональный рельеф св. Георгия над порталом дан в патрицианском изводе и с гербовидным щитом (лев). Ниже — два рельефа с изображением Спаса Нерукотворного. Еще ниже — рельефы львов (охранителей входа).

Читайте также:  Строительство пирамиды хеопса кратко кто

На резной тяге архивольта в круглых медальонах — Богоматерь Знамение и шесть пророков. Ближайшие к Богоматери — Давид и Соломон.

Георгиевский собор (Юрьев-Польский)

По бокам входа — резные «древа жизни». На углах — пилястры с рельефами зверей и Сиринов в круглых рамках. Рельеф князя Святослава определяется как портретное изображение князя Святослава Всеволодовича (строителя собора) благодаря своему положению (выше патронального рельефа св. Георгия; ныне — внутри собора) и сходству с изображением его брата Юрия на суздальской пелене.

Южный притвор над порталом имеет рельеф Богоматери Оранты — в качестве покровительницы владимирских князей. По бокам входа — рельефы барсов (традиционная княжеская эмблема). Ниже — стилизованные «древа жизни», почти аналогичные «древам» северного притвора.

На угловых пилястрах — тоже птицы и звери, кроме того, оригинальный рельеф кентавра в кафтане и шапочке, которого Н. П. Кондаков сравнил с «доезжачим в княжеской свите». Рельефы южной стены все перепутаны. Среди них выделяются крупные рельефы святителей, первоначально входившие в алтарную преграду собора.

На юго-восточном углу — скопление переложенных в 1471 г. рельефов зооморфного характера: дракон, грифон, лев и несколько Сиринов. Виден фрагмент фриза из львиных и человеческих масок. Среди других рельефов — ангелы из композиции «Вознесение Христа», а также рельефы святых в круглых рамках и ангела из композиции «Три отрока в пещи огненной».

Лев — рельеф у западного портала — служил и охранителем входа и княжеской эмблемой. По сравнению с львами предшествующей владимиро-суздальской скульптуры отличается большей плоскостью рельефа и вместе с тем повышенной живописностью. Особенно примечателен древовидный хвост.

Апсиды собора не имеют ни резьбы, ни колончатого фриза. Есть основание считать, что они — плод работы В. Д. Ермолина. Арочный карнизный поясок — дань древней владимиро-суздальской (Кидекша, Переславль-Залесский) традиции.

Внутри собора находятся рельефы: «Распятие» — композиция из нескольких камней, не вошедшая в кладку В. Д. Ермолина 1471 г., и Малый деисус, а также консоли в виде мужских и женских голов. Первоначально «Распятие» находилось в центральной закомаре северного фасада.

Под ним располагался камень с резной надписью о постановке креста князем Святославом, откуда «Распятие» получило название «Святославова креста». Поникшая голова распятого Христа по тонкости резьбы и проникновенности образа — лучшая часть всей скульптуры Георгиевского собора, вполне в духе дученто. Слева Христа — Богоматерь и три святые жены. Справа — Иоанн и сотник Лонгин.

Малый деисус входил в декор западной стены западного притвора. При строительстве в XIX в. у стены западного притвора колокольни (ныне не существующей) был вынут из кладки стены и перенесен внутрь собора. Фигуры деисуса отличаются большей проработанностью резьбы, нежели фасадные рельефы. Консоли в виде мужских и женских голов входили в декор верхних частей собора.

Характеризуются сильно выраженной трехмерностью. Складки на лбу напоминают немецкую (прирейнскую) скульптуру — Вагнер.

Святыни

  • Крест великого князя Святослава Всеволодовича

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский, Музейный пер.

Паломнику

В настоящее время Георгиевский собор в Юрьеве-Польском вне богослужений используется государственным музеем как экспозиция с платным входом по билетам.

Ознакомиться с графиком работы и стоимостью билетов можно на официальном сайте музея.

Источник: azbyka.ru

Георгиевский собор в Юрьеве Польском – древний белокаменный храм с уникальной резьбой стен

Храм в городе Юрьев Польский

Георгиевский собор в Юрьеве Польском – храм во Владимирской области, памятник узорчатой белокаменной резьбы. Последний большой каменный собор, возведенный на Руси до татаро-монгольского нашествия.

Читайте также:  Ответственность за отсутствие исполнительной документации в строительстве

Юрьев Польский – княжеский город

В 200 км от Москвы по древней дороге на Суздаль на северо-западе от Владимира расположен город Юрьев Польский («ставший на поле»). Небольшой владимирский городок основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий.

С 1212 года город принадлежал внуку Юрия Долгорукова – князю Святославу Всеволодовичу. Став владельцем Юрьева, князь выстроил белокаменную церковь в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца.

В 1230 году Святослав Всеволодович приказал разрушить старую дедовскую церковь, и на ее месте в 1234 году вырос Георгиевский собор, который стал вершиной древнерусского зодчества и последней белокаменной постройкой перед монголо-татарским нашествием.

Роспись внутри храма

Князь лично возглавил строительство, предложив свой проект храма. Георгиевский собор – сооружение единственное в своем роде. Мастеров, способных повторить белокаменный узор, покрывший сплошным ковром стены храма сверху до низу, на Руси не нашлось.

Георгиевский собор – жемчужина архитектурного наследия

Храм включен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а Юрьев Польский – в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

Первозданный вид собора

До наших дней в первозданном виде Георгиевский собор в Юрьеве Польском не сохранился. Исследователи многих поколений рисовали картину храма до разрушения. Они видели его высоким, стройным, устремленным вверх. Главное украшение – белокаменная резьба, сюжеты и рельефы которой остаются загадкой древнерусского искусства.

Один из рисунков старого храма

Каменные рисунки храма создавали в два этапа: изготовленные блоки с горельефами устанавливали в стену, а потом завершали последние штрихи резьбы. Так возникала «ковровая резьба» – уникальный по красоте, тонкости и разнообразию изысканный рисунок на стенах храма, который покрывал его, словно ковер изящной работы.

В 1445 году храм обрушился: сначала упала глава, потом разошлись столпы, со временем пострадали и стены, их разрушали дожди. Целиком разрушился южный фасад, почти нетронут разрухой северный. Исследователи считают, что саморазрушение собора началось из-за непрофессионализма архитектора.

Реконструкция собора

В 1471 году князь Иван III приказал придворному архитектору Василию Ермолину восстановить разрушенный храм. Перед артелью зодчего стояла непростая задача: воссоздать собор так, чтобы резные блоки снова образовали сплошной каменный узор, объединенный общим замыслом.

И мастер сделал все, что мог: собрал и восстановил крупные фрагменты здания, но облицевал фасады разными камнями в беспорядке, а часть резных блоков пустил на новую кладку стен. Не имея ни рисунка, ни плана, Ермолин собирал фрагменты наугад, создав хаотичный рисунок.

Василий Ермолин сложил заново своды храма, но горделивую торжественность Георгиевский собор в Юрьеве Польском утратил: здание выглядит массивно и грузно, будто врастает в землю. Мастер увенчал храм тяжелым куполом на широком тяжелом барабане, нарушив и раздавив пропорции здания. Приземистый куб с грузными приделами серо-зеленого цвета выглядит странно и наивно. Но даже и в таком виде храм поражает мощью и красотой.

Таким был Георгиевский собор до 1923 года

Восстановленное здание ни раз изменяли и обстраивали. В 1781 году к храму пристроили четырехъярусную колокольню, а в 1827 году – ризницу. В 1923 году храм закрыли, колокольню и ризницу разобрали. В 1962 и 1980 годах провели реставрации.

В конце 2015 года распоряжением Правительства России Георгиевский собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

Георгиевский собор признан объектом культурного наследия

Загадки белокаменной резьбы

Георгиевский собор Юрьева монастыря – это «княжеский» храм, призванный подчеркнуть божественность власти правителя. На стенах – полторы тысячи изображений, среди которых обилие львов – символов власти и силы. В русские доспехи одеты кентавры, изображенные как княжеские телохранители.

Читайте также:  Sims 4 как перейти в режим строительства

Резьба на стенах храма

Небольших размеров собор выглядит монументально. Стены сверху донизу украшены резьбой с изображением птиц, зверей и деревьев, здание будто накрыто кружевом. Резной убор храма перерастает границы религиозной идеологии и своими узорами только усиливает «мирской» облик.

В резных узорах отразилась владимирская земля: в образах воинов – портреты дружинников князя, в фигурах сказочных чудовищ – полуязыческое ощущение народа, а пышный зверино-растительный узор – символ богатства Руси.

На стенах полторы тысячи изображений

Над входом – резное изображение святого Георгия в патрицианских одеждах и военных доспехах, с копьем и щитом, на котором хищно изогнулся барс – эмблема владимирской династии.

Среди каменных рельефов – портрет юрьевского князя Святослава Всеволодовича, при котором сооружен собор.

Все перепуталось: здесь и птица-цветок, и ангел, и огненный лев, и собака, и Богородица. Причудливые изображения зверей, гуси со сплетенными шеями, фигуры людей и мифических чудовищ причудливо перемежаются с растительным орнаментом.

Обрывки фантастических каменных гирлянд с обломками тончайших узоров, изящными женскими фигурами, с пастями львиных масок образуют загадочную мозаику. Этот странный ребус, причудливый хаос, напряженная тайна храма славит Творца, нарядно и весело искрится в белокаменной резьбе Георгиевского собора.

Покрытый каменным кружевом собор превращается в огромный резной ларец, где вся поверхность украшена декоративной фантазией ювелира. Здание выглядит пышно и торжественно, будто высечено из цельного камня.

Каменные рельефы

Единственный в своем роде, Георгиевский собор называют «лебединой песней» владимирского зодчества, которая оборвалась навсегда. Через 2 года после создания собора на Русь обрушились полчища Батыя. Кто знает, каких бы вершин достигли еще владимирские мастера, если бы на два века не пришла «беда от поганых».

«О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская!» – так вторит храм автору «Слова о погибели Русской земли», созданной в те годы.

Архитектура собора

По внешнему виду собор в Юрьевом Польском не велик, а внутри очень просторный. С храмовым пространством сливается алтарь, отделенный невысокой перегородкой. Храм радостный и нестрогий – он залит обильным светом, льющимся через два яруса высоких окон. На стенах храма – сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

Фасад собора

Северный фасад украшают композиции «Распятие», «Три отрока в пещи огненной» и «Даниил во рву львином». Северный фасад – главная сторона собора, раньше выходившая на площадь города.

По сторонам портала – дважды помещенные изображения Христа. Пояс из колонок северной стены занимают святые воины – покровители владимирских князей, перемежающиеся павлинами и львами.

Южная сторона хранит композицию «Вознесение», здесь же много скопированной с восточной утвари князей посуды, предметов интерьера, украшений.

Вход в храм

Главные композиции западного фасада – «Преображение» и «Троица» перемежаются с изображением мамонтов и ликами святых.

Внутри храма поддерживают своды 4 широко расставленные квадратные столбы. На сводах – «Тайная вечеря». У северо-западного угла здания – небольшая белокаменная усыпальница, где погребен Святослав Всеволодович, князь, строивший собор. В 1989 году мощи юрьевского князя перенесены из Георгиевского собора в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Внутри Георгиевского собора

Георгиевский собор – филиал Юрьев-Польского музея, он нуждается в срочной реставрации из-за стремительного разрушения.

Источник: architectureguru.ru

Рейтинг
Загрузка ...