Национально государственное строительство СССР это

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская СР, Бухарская и Хорезмская, Дальневосточная республики. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919).

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие: российские управленческие структуры играли и роль общегосудраственных органах власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парт-организаций. Благодаря этому достигалось единство, но в то же время ограничивало их суверенитет.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик углубилось политическое и экономическое сотрудничество. В 1920-22 все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. В 1922 году высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости уточнения взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей. В октябре- ноябре была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Как создавался СССР (к 100-летию образования)

Образование СССР определялось следующими причинами:

— необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;

— объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И. В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР.

В 1922 г. судебная система РСФСР подверглась в ходе судебной реформы значительным изменениям. 31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил «Положение о судоустройстве РСФСР», которое вводилось в действие с 1 января 1923 г. Этим нормативным актом создавалась новая судебная система, состоявшая из 3 звеньев:

1. Народный суд (в уезде – районе). Он функционировал в составе или постоянного народного судьи, или постоянного народного судьи и 2 заседателей. Судьи и заседатели избирались Губисполкомами на 1 год с правом переизбрания из числа граждан, обладавших избирательными правами. Этот суд в качестве суда первой инстанции рассматривал основную массу уголовных и гражданских дел.

Национально-государственное строительство СССР

2. Губернский (позднее «областной» или «краевой») суд. Его состав, порядок комплектования был аналогичен народному суду. Он являлся судом первой инстанции по сложным гражданским делам и особо тяжким уголовным преступлением; а также был кассационной инстанцией и органом судебного управления по отношению к народным судам.

3. Верховный суд РСФСР. Он включал Президиум, Пленум и 7 Коллегий (2 судебные – по уголовным и гражданским делам; 2 кассационные — по уголовным и гражданским делам; военную, военно-транспортную в качестве надзорных и кассационных инстанций соответствующих трибуналов и дисциплинарную). Состав Верховного суда избирался ВЦИКом. Он выступал судом первой инстанции по делам государственной важности; кассационной инстанцией по отношению к губернским судам и надзорной инстанцией по отношению ко всем судебным органам РСФСР.

29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства СССР и Союзных Республик», согласно которым на судебные органы наряду с классовыми задачами (ограждения завоеваний революции и рабоче-крестьянской власти) возлагалась (в связи с введением НЭПа) и задача «осуществления революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан». Существовавшая судебная система дополнялась «Высшими» (или «Главными») судами АССР и «Верховным судом СССР».

70. Преобразование системы советских органов государственной власти и управления в период НЭПа (1921-1928гг.). Кодификация законодательства в период НЭПа, развитие гражданского, уголовного и процессуального права (1921-1928гг.).

После вступления Российской Федерации в СССР высшие органы власти и управления РСФСР ограничили предмет своей законотворческой деятельности кругом вопросов, отнесенных Конституцией СССР к ведению союзных республик.

В сфере экономики государство реализует новый подход, включающий в себя три взаимосвязанных меры:

1. создание органа, который должен осуществлять координацию деятельности различных наркоматов, отделов исполкомов и иных органов на уровне РСФСР, области, губернии, уезда, волости;

2. принятие единого государственного хозяйственного плана;

3. перевод промышленных предприятий, заводов и фабрик на хозрасчет.

Координацию деятельности наркоматов осуществлял СТО (Совет труда и обороны), созданный по решению VIII Всероссийского съезда Советов; координацию работы различных отделов, предприятий, учреждений на уровне области, губернии, уезда, волости – ЭКОСО (экономическое совещание, действующее под руководством СТО).

Разрабатывается единый народнохозяйственный план. По Декрету СНК от 22 февраля 1921 г. была образована Государственная общеплановая комиссия (Госплан), которой поручалось на основе плана ГОЭЛРО разработать единый государственный хозяйственный план.

В связи с переходом к нэпу произошла значительная перестройка правоохранительных учреждений, суть которой – в упрощении их организационной структуры, сокращении штатов, создании условий для демократизации их деятельности.

В период нэпа была проведена кодификация права. Так в 1922— 1924 гг. в РСФСР были приняты Уголовный, Уголовно-процессуальный, Трудовой, Гражданский, Земельный, Гражданско-процессуальный, Лесной, Исправительно-трудовой кодексы.

После образования СССР стали издаваться общесоюзные кодифицированные правовые акты, в которых закреплялись общие принципы правового регулирования в различных областях общественной жизни. Таковыми стали: Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик. Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик, Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (приняты в 1924 г.), Общие начала землеустройства и землепользования (приняты в 1928 г.).

В 1924 г. был принят Кодекс законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского Красного флота Союза ССР и их семей. Разрабатывались и принимались нормативно-правовые акты близкие по юридической силе кодексам. В РСФСР таковыми были, например, Положение о судоустройстве. Положение о местных финансах.

Читайте также:  Захватка в строительстве это

Ветеринарный устав, и др.), на общесоюзном уровне — Положение о воинских преступлениях. Положение о государственном страховании СССР, Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, Положение о государственных преступлениях, Устав железных дорог. Устав почтовой, телеграфной, телефонной и радиосвязи. Основы дисциплинарного законодательства и т.д.

Источник: megalektsii.ru

Реферат на тему: 1922 год образование СССР

Реферат на тему: 1922 год образование СССР

К началу 1920-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько самостоятельных государственных образований. Она создана на основе национально-территориальной основы РСФСР, Украинской, Белорусской, Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР и Бухарской и Хорезмской Народных Советских Республик, Дальневосточной Республики.

У них уже были исторически крепкие экономические связи. В годы Гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам (т. е. для сохранения своей национальной независимости), был заключен военно-политический союз между РСФСР, Украиной и Белоруссией (июнь 1919 г.). Это позволило объединить вооруженные силы и ввести единое (централизованное) военное командование (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий Красной Армией). Представители республик входили в состав высших органов государственной власти и управления. Соглашение предусматривало также передачу некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим народным комиссариатам РСФСР.

Форма объединения, сложившаяся между советскими республиками, получила название договорная федерация. Его особенность заключалась в том, что российские государственные органы могли функционировать как единственные представители верховной власти государства. В то же время коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) только как региональные партийные организации. Все это вскоре привело к разногласиям между республиками и центром управления в Москве. Ведь, делегировав свои основные полномочия, республики потеряли возможность самостоятельно принимать решения.

После этого в 1920-1922 годах все Советские республики заключили двусторонние соглашения об экономическом и дипломатическом союзе с РСФСР и между собой. Республики передали Правительству РСФСР право представлять и защищать свои интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 году образовали Закавказскую Советскую социалистическую федерацию( ЗСФСР), Конституция которой базировалась на тех же принципах, что и Конституция РСФСР.

Предпосылки формирования единого государства

Историческая справка.

Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Однако большевистская идея мировой революции и создания будущей Мировой Федеративной Республики Советов вынудила к новому объединительному процессу. Активную роль в развитии объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи. То есть исторически Россия формировалась как единое государство.

Военная подготовка.

Объединение военных потенциалов гарантировало военную безопасность.

Политические предпосылки:

  • Государственная власть принадлежала только коммунистическим партиям;
  • Нестабильность международного положения Советских республик.

Экономические и культурные предпосылки

Экономически Российская империя представляла собой единый экономический механизм — единый рынок. Между отдельными частями страны исторически существовало экономическое разделение труда: промышленность центра поставляла районы Юго-Востока и Севера в обмен на сырье — хлопок, лес, лен; южные районы были основными поставщиками нефти, угля, железной руды и т. д., значение этого разделения возросло после Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости Советских республик.

Подготовка к объединению республик в Союз

Приоритетное положение в договоре ФЕДЕРАЦИИ вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антироссийские настроения. Весной 1922 года высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации заявили о необходимости «прояснить» отношения между республиками, уточнить их права и обязанности.

В августе 1922 года под председательством Куйбышева была создана комиссия из представителей коммунистических партий республик для подготовки проекта закона о новой форме государственного объединения. Широко известны два проекта образования СССР, составленные Лениным и Сталиным.

Сталин предложил свой план объединения, который получил название автономизации: республики (Украинская, Белорусская, Закавказская) входят в состав РСФСР на правах автономных образований. Этот план ущемлял суверенные права народов, и поэтому большинство партийных и государственных руководителей республик выступало против него. В результате идея Ленина была принята. Ленинская позиция объединения: Советский Союз был образован как федерация равноправных республик. Первоначально предлагалось такое название-Союз Советских республик Европы и Азии, позже оно было изменено на СССР.

Первый Всесоюзный съезд Советов

Официально датой образования СССР считается 30 декабря 1922 года. В этот день на Первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный договор. В состав Союза входят РСФСР, Украинская и Белорусская Социалистические Республики, Закавказская Федерация.

Декларация провозглашала принципы добровольного объединения, равноправия республик и их права на свободный выход из союза. Договор разграничивал функции республиканской и центральной власти. На съезде был избран новый законодательный орган — ЦИК и его 4 председателя: Калинин от России, Петровский от Украины, Червяков от Белоруссии, Нариманов от ЗСФСР.

Первая Конституция СССР

31 января 1924 года ВТОРОЙ съезд Советов СССР принял первую Конституцию СССР.

Основные положения:

  • Добровольное вступление;
  • Право выезда; въезд в СССР, существующие и возможные Советские социалистические республики;
  • Право республик на любые законы;
  • Территория республик не может быть изменена без ее согласия.

Конституция утвердила единое союзное гражданство. Москва была объявлена столицей СССР. В области избирательного права неизменными оставались принципы Конституции РСФСР 1918 года, дававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Были сохранены многоступенчатые выборы и открытая система голосования для избрания депутатов в Советы.

Союз отвечал за вопросы внешней политики и внешней торговли, вооруженных сил и транспортных путей. Остальные вопросы оставались в ведении республик: внутренняя политика, правосудие, образование, здравоохранение и социальное обеспечение.

Высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, а в промежутках между съездами-ЦИК двух палат (Союзный Совет и Совет национальностей).

Национально-государственное строительство

Со времени принятия Конституции 1924 года до Конституции 1936 года шел процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям: образование новых союзных республик; изменение государственно-правовой формы отдельных республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 году в результате национально-государственного разделения в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР, а в 1931 году — Таджикская ССР.

Читайте также:  Этапы входного контроля в строительстве

Все вновь образованные республики вошли в состав СССР. В 1936 году были образованы Киргизская ССР и Казахская ССР. В том же году Закавказская федерация была упразднена, а Республики Армения, Азербайджан и Грузия вошли непосредственно в состав СССР. В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, Западная Украина и Западная Белоруссия были присоединены к СССР.

В 1940 году Латвия, Литва, Эстония и бывшие русские земли, захваченные в 1918 году Румынией (Бессарабия и Северная Буковина), были включены в состав СССР. В 1920-е годы территориально-административное деление страны изменилось: губернии, уезды и волости были преобразованы в области, уезды и сельсоветы. Создавались национальные области, округа, округа.

Значение образования СССР

Финансово — экономическое развитие.

Объединение республик в Союз позволило направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культуры и преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними.

Для этого из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую Республику были переброшены заводы с оборудованием и некоторым квалифицированным персоналом. Финансирование осуществлялось для обеспечения регионов путями связи, электроэнергией и водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты других республик получали субсидии от государства.

Социально — культурное значение

Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал положительное влияние на развитие в республиках таких сфер жизни, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-е годы в республиках повсеместно строились школы, открывались театры, развивались средства массовой информации и литература. Некоторые народы разработали письменность учеными. В здравоохранении упор делается на развитие системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на всем Северном Кавказе было 12 клиник и всего 32 врача, то в 1939 году только в Дагестане было 335 врачей.

Заключение

Территориальный распад Российской империи, которая к концу 1918 года РСФСР располагалась примерно в тех же границах, что и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, закончился всего через 4 года приведением различных частей государства, за редким исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это достижение является выдающимся результатом творческой деятельности В. И. Ленина и И. В. Сталина. Российская коммунистическая партия (большевики) обеспечила необходимое прочное ядро, вокруг которого разрозненные территории могли вновь объединиться.

Центром, вокруг которого сплотилась Республика, была РСФСР. Российская Федерация дала первый пример национально-государственного строительства, она была создана как союз народов, объединенных на основе социалистической национальной автономии. «Будучи первым многонациональным советским государством, РСФСР была прообразом СССР».

Предпосылок для объединения республик вокруг РСФСР было несколько: идеологическая общность, а также необходимость экономической интеграции для борьбы с империалистической агрессией и внутренней контрреволюцией.

Отмечая выдающуюся роль В. И. Ленина в создании СССР, нельзя не вспомнить о его ошибках, ставших роковыми для Союза. Принцип свободного выхода республик из состава СССР, введенный в Договор по настоянию В. И. Ленина и сохраненный в конституциях СССР на протяжении десятилетий, послужил в 1991 году основой для втягивания союзных территорий в национальные уголки. Российской Федерации, в формировании которой Дж. Сталин принимал непосредственное участие как народный комиссар по делам национальностей, проявлял большое сопротивление сепаратизму и национализму. Сталинский план «автономизации» доказал свою историческую обоснованность и обоснованность.

Список литературы

  1. Исаев И. А. История государства и права России: учебник. — М.: Юрист, 2000.
  2. История государства и права. — М.: Юрайт-М, 2001.
  3. История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. — М.: Госполитиздат, 1963.
  4. История СССР: эпоха социализма/ С. А. Сераев, С. Ф. Найда, В. И. Погудин, Ф. В. Носов; под ред. С. А. Сераева. — М.: Просвещение, 1983.
  5. Карр Э. История Советской России. Книга 1: Тома 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Перевод с английского / Предисловие. Ненарокова А. П.-М.: Прогресс, 1990.
  6. Микоян А. И. В начале двадцатых годов . — М.: Политиздат, 1975.
  7. Недавний А. Л. Органы государственного управления в СССР. Для Университета марксизма-ленинизма. — М.: Мысль, 1967.
  8. Новейшая история Отечества: ХХ век: Тр. Для студентов. выше. исследования. Под ред. А. Ф. Киселева, Е. М. Щагина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Т. 1
  9. Очерки по истории КПСС. Исследования. Пособие для школ по основам марксизма-ленинизма. — М.: Политиздат, 1967.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство

609724

К концу Гражданской войны на территории бывшей Российской империи сложился сложный конгломерат государственных образований, в той или иной мере связанных с Советской Россией. Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония фактически прекратили связи с РСФСР.

Иные формы и иные результаты имели процессы самоопределения на Украине и в Белоруссии. На большей части Украины в результате вооруженной борьбы установилась советская власть.

Украина получила значительные полномочия и право вступать в дипломатические отношения с другими государствами.

В Белоруссии процесс консолидации искусственно созданного белорусско-литовского союза был прерван польской агрессией, в результате которой западная часть Белоруссии была оккупирована, а в восточной образована БССР.

Закавказские республики (Грузия, Армения и Азербайджан) поддерживали связи с РСФСР. В целом они не стремились отделиться от России, но пытались сохранить свой суверенитет.

Смирившись с потерей западных областей, большевики не допускали возможности независимости Украины, Белоруссии и закавказских республик.

НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В Азербайджане в апреле 1920 г. после ухода англичан местный Военный революционный комитет при поддержке Красной Армии взял власть в свои руки.

Такая же модель была использована большевиками в Армении и Грузии. В 1920—1921 гг. были образованы Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, власть в которых принадлежала большевикам.

В ноябре 1921 г. Грузия, Армения и Азербайджан объединились и образовали ЗСФСР.

На территории РСФСР в это же время активно шел процесс создания автономий. В 1918 г. были созданы первые национально-областные объединения — Туркестанская Автономная Советская Социалистическая республика (ТАССР), Трудовая коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крым).

Читайте также:  Какой процент незавершенного строительства можно зарегистрировать

ПОЯВЛЕНИЕ АВТОНОМИЙ

В период Гражданской войны отдельные образования были ликвидированы (Северо-Кавказская советская республика, Донская республика), другие же создавались заново. В марте 1919 г. была провозглашена Башкирская Автономная Советская республика, в 1920 г. — Татарская и Киргизская автономные республики, образовались Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская автономные области. В 1921—1922 гг. провозглашены Казахская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская автономные республики.

Создание национальных автономий шло под контролем Совнаркома, Наркомнаца и ЦК большевистской партии. Нередко принимаемые ими решения ставили в невыгодное положение одни регионы по сравнению с другими, запрещали создание новых автономий.

Так, казачество, про-живавшее компактно (войсками), повсеместно было лишено права на автономию. Наделение горцев (ингушей, чеченцев) землей сопровождалось принудительным переселением в другие районы целых станиц с казачьим населением, «провинившимся перед Советской властью» (по словам Сталина).

Казачьи округа были ликвидированы вначале на Северном Кавказе, а затем в других районах России. Не были учтены интересы и русского населения.

При Наркомнаце более двух десятков комиссариатов защищали интересы поляков, латышей, евреев, мусульман и др. Такого права были лишены только русские.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Сосредоточение власти в руках одной партии на огромных пространствах бывшей Российской империи создало объективные предпосылки для образования единого государства.

До 1917 г. большевики выступали сторонниками сохранения крупного централизованного унитарного государства, допускающего в его рамках национально-территориальную автономию отдельных народов.

По этому принципу фактически шло строительство РСФСР, хотя в Конституции 1918 г. было заявлено о федеративном устройстве Советской России.

ПРОЕКТЫ ЛЕНИНА И СТАЛИНА

Сложившийся в годы Гражданской войны военный союз различных республик, сохранившиеся еще со времен царской России структура экономических связей, единая транспортная сеть, всероссийский рынок, а затем единая форма власти (Советы), единая правящая партия (больше-виков), единые вооруженные силы (Красная Армия) объективно позволяли большевикам решить вопрос о создании единого государства.

Однако пути решения этого вопроса вызвали серьезные разногласия между В. И. Лениным и И. В. Сталиным.

Сталин выдвинул идею так называемой «автономизации», сущность которой заключалась в том, что все независимые советские республики (речь шла об Украине, Белоруссии и закавказских республиках) входят в состав РСФСР на правах автономий (опыт их создания внутри РСФСР уже был).

Однако такое решение вызывало протест у руководства этих республик, особенно в Грузии и на Украине.

Ленин выступил с критикой сталинского проекта и предложил создать союз государств на федеративной основе путем заключения договоров между суверенными республиками и образования ряда общих органов власти и управления.

Им же было предложено название страны — Союз Советских Социалистических Республик. Борьба двух концепций (ленинской и сталинской) в решении национального вопроса во многом носила тактический характер.

Выдвинутый Лениным принцип федерализма был удобен в период неустойчивого состояния советской власти. Сталинский принцип в большей степени соответствовал марксистской установке на денационализацию и создание в перспективе унитарного государства.

Формально принимая ленинский принцип федеративного устройства, большевики реально проводили курс на создание унитарного государства и на последовательное сворачивание прав республик до уровня автономий, как и планировал Сталин.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА БОЛЬШЕВИКОВ, ИХ ПРИХОД К ВЛАСТИ. ПЕРВЫЕ ДЕКРЕТЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА – СССР

В 1922 г. была начата практическая работа по объединению советских республик в единый союз. 22 февраля 1922 г. всеми советскими республиками было подписано соглашение о передаче РСФСР права представлять их интересы на конференции в Генуе.

Это был новый шаг к дипломатическому объединению. Встал вопрос об упорядочении экономических, а затем и политических связей. В августе 1922 г. для выработки планов сближения советских республик ЦК РКП(б) создал специальную комиссию под председательством И. В. Сталина.

Комиссия рассматривала все предложения республик. Однако партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождение советских республик в новое государство.

В декабре 1922 г. Съезды Советов во всех советских республиках после широкого обсуждения на местах поддержали предложение о создании СССР.

Утром 30 декабря 1922 г. делегации всех советских республик собрались в Москве на объединенный съезд, вошедший в историю как I съезд Советов СССР. При этом 94,1 % делегатов съезда были коммунистами. Съезд принял важные конституционные документы — Декларацию и Договор республик об образовании СССР.

исторические термины егэ история

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 г.

На их основе была разработана первая Конституция СССР. Она была утверждена II съездом Советов СССР, который проходил 26 января — 2 февраля 1924 г.

В Основном Законе провозглашалась добровольность объединения республик, их равноправность, свобода выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР.

Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, а между сессиями — Всесоюзный Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК). Специфические интересы многочисленных народов должна была представлять первая палата — Совет национальностей. Общесоюзные вопросы решались второй палатой — Советом Союза.

Председателем Совнаркома СССР был утвержден В. И. Ленин, но из-за болезни он так и не приступил к работе. В 1924 г. на этот пост был назначен А. И. Рыков.

Конституция СССР установила Государственный герб и флаг СССР. Столицей государства была избрана Москва.

НОВЫЕ РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ СССР

Первоначально СССР образовали четыре республики — РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР. В последующие годы в состав СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР (1925 г.), Таджикская (1929 г.), Казахская и Киргизская ССР (1936 г.).

В 1936 г. ЗСФСР была распущена и вместо нее образованы три республики — Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Реальным следствием принятия Конституции 1924 г. стала резкая централизация союзных органов власти и прежде всего партии, ставшей теперь не только носителем классового начала, но и гарантом целостности огромного государства.

Конституция сыграла важную роль в интеграции распавшейся Российской империи в унитарное государство нового образца.

Идеям регионального сепаратизма и национализма, носителями которого являлись некоторые местные партийно- государственные элиты, была противопоставлена концепция мощной центральной власти, имею-щей наднациональный характер.

В своей политике централизации власти партия использовала тот же набор методов, что и самодержавие, — русификацию национальных культур, с одной стороны, и включение национальных элит в центральную политическую элиту — с другой.

Источник: centr-intellect.ru

Рейтинг
Загрузка ...