Национальные стандарты в строительстве это

Национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (1.3).

Виды национальных стандартов

Установлены следующие виды стандартов (рис. 3.6):

  • ? стандарты основополагающие;
  • ? стандарты на продукцию;
  • ? стандарты на услуги;
  • ? стандарты на процессы (работы);
  • ? стандарты на методы контроля;
  • ? стандарты на термины и определения.

Рис. 3.6. Виды национальных стандартов

Как отмечалось выше, основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и (или) содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

Национальные органы по стандартизации

Существует два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве (например ГОСТ 1.12—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения»; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы (ГОСТ 14192—96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000—2015 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.

При необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического национального стандарта РФ разрабатываются Правила по стандартизации.

Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной [1] продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или конкретной продукции: а) технические требования; б) методы контроля безопасности; в) технические требования к основным потребительским свойствам; г) требования к условиям и правилам эксплуатации; д) требования к транспортированию, хранению, применению и утилизации.

Можно указать на следующие подвиды стандартов: я стандарты технических требований;

  • ? стандарты общих технических требований;
  • ? стандарты технических условий;
  • ? стандарты общих технических условий.

Стандарты технических требований устанавливают в отношении определенного вида продукции основные потребительские требования, показатели и нормы, характеризующие свойства стандартизируемой продукции, а также требования к исходным материалам, применяемым при изготовлении данной продукции.

Действующие национальные стандарты и СП по технологии информационного моделирования

Стандарты общих технических требований устанавливают общие технические требования в отношении группы продукции, т.е. распространяются на более общий объект.

Стандарты технических условий устанавливают помимо технических требований требования к процессам контроля качества изделий данного типа, а также правила маркирования, упаковывания, транспортирования, применения и хранения изделий, гарантии поставщика.

Стандарты общих технических условий распространяются на более широкий объект — группу продукции.

Для коммерческих работников и потребителей огромное значение имеют те положения раздела стандарта на продукцию, которые устанавливают градацию товаров по качеству.

Стандарт на процессы устанавливает требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

Стандарт на методы контроля должен в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Как уже было указано выше, особую значимость стандарты данного вида приобрели в связи с введением в действие технического регламента: применение утвержденного (в установленном порядке) перечня стандартов на методы определения показателей безопасности является необходимым условием внедрения ТР.

Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты.

Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках точности.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства;

б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропро- ницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию продукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию.

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Доля стандартов на методы контроля в общем фонде стандартов составляет 24%.

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Стандарты на услуги подробно рассмотрены в параграфе 3.7. Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Огромную роль терминологические стандарты играют в обеспечении потребителей объективной информацией о качестве реализуемых товаров. При продвижении товара на рынок изготовитель часто оперирует терминами типа «пожизненная гарантия», «сигареты легкие» и пр., которые вводят в заблуждение потребителя.

Здесь уместно привести афоризм великого философа Р. Декарта: «. Определяйте значение слов. и вы избавите свет от половины его заблуждений».

Источник: bstudy.net

Национальные стандарты по информационному моделированию зданий и сооружений (BIM): трудности перевода и проблемы стандартизации

Ежегодно в Российской Федерации разрабатывается более 2 тысяч национальных и межгосударственных стандартов. Разработчиками стандартов выступают различные министерства и ведомства, научные институты, коммерческие организации и различные профессиональные сообщества, которые объединены в технические комитеты по стандартизации (ТК). Примерно 50% национальных стандартов гармонизированы с международными, региональными и национальными стандартами зарубежных стран.

Реализация Плана мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства, утвержденного 11.04.2017 Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком (далее – План мероприятий) невозможна без создания нормативно-технической базы.

Поэтому проведение работ по реализации взаимоувязанных пунктов Плана по разработке национальных стандартов информационного моделирования (пункт 14) и по создание информационной системы автоматизированного проектирования в строительстве (пункт 17) является приоритетным и ключевым направлением реализации Плана в целом.

При разработке стандартов в области информационного моделирования внимание, прежде всего, было обращено на зарубежный опыт создания таких документов.

Разработка национальных стандартов по информационному моделированию зданий и сооружений (BIM) в России была закреплена за Техническим комитетом по стандартизации 465 «Строительство» (далее – ТК 465). Всего в Программу национальной стандартизации (далее — ПНС) для разработки было включено восемь тем, часть из которых реализована:

  • ГОСТ Р 57309-2016 (ИСО 16354:2013) «Руководящие принципы по библиотекам знаний и библиотекам объектов»
  • ГОСТ Р 57310-2016 (ИСО 29481-1:2010) «Моделирование информационное в строительстве. Руководство по доставке информации. Методология и формат»
  • ГОСТ Р 57311-2016 «Моделирование информационное в строительстве. Требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства»
  • ГОСТ Р ИСО 22263-2017 «Модель организационных данных о строительных работах. Структура управления проектной информацией»
  • ГОСТ Р ИСО 12006-2-2017 «Строительство. Модель организационных данных о строительных работах. Часть 2. Основы классификации информации»
  • ГОСТ Р 12006-3-2017 «Строительство. Модель организационных данных о строительных работах. Часть 3.Основы обмена объектно-ориентированной информации»
  • ГОСТ Р 57563-2017/ISO/TS 12911:2012 «Моделирование информационное в строительстве. Основные положения по разработке стандартов информационного моделирования зданий и сооружений»
  • Проект ГОСТ Р «Моделирование информационное зданий и сооружений. Требования по обмену информации на всех этапах жизненного цикла» (на основе частичного применения международных стандартов ISO 16739:2013, ISO 29481-1:2010 и ISO 29481-2:2012)

Как видно из названий документов, все они должны были разрабатываться на основе прямого применения или модификации международных стандартов ISO. Причем основополагающим и имеющим критическое значение для внедрения технологий информационного моделирования является так и не утвержденный стандарт ГОСТ Р «Моделирование информационное зданий и сооружений. Требования по обмену информации на всех этапах жизненного цикла» (далее — ГОСТ Р). Данный ГОСТ Р должен быть внедрен как идентичный международному стандарту ISO 16739:2013.

Необходимо отметить, что ISO 16739:2013 является фундаментом в стандартизации информационного моделирования. Информационная модель имеет конкретное информационное воплощение, состоящее из строго определяемых инженерных сущностей, классов, сетов, свойств, количественных показателей и данная информация приводится именно в ISO 16739:2013.

Все остальные разработанные стандарты имеют сопутствующий характер и не увязаны в общую систему (комплекс) стандартов по информационному моделированию. На это, в частности, указывает отсутствие терминологического единства между этими стандартами.

Тем не менее, на разработку указанных проектов национальных стандартов, а также на ряд других документов по стандартизации в области строительства Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) был объявлен открытый конкурс (закупка № 0173100009215000010, Лот № 2.18 «Разработка и подготовка к утверждению стандартов в области строительства»). В результате проведения конкурса, победителем по Лоту № 2.18 было объявлено Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»), с которым Росстандарт 19 марта 2015 г. заключил Государственный контракт на выполнение работ в области технического регулирования № 130-15. В календарном плане (Приложение 2 к Государственному контракту № 130-15 от 19.03.2015) исполнителями по разработке проектов национальных стандартов в области технологий информационного моделирования установлены ФАУ «ФЦС» и ЦНИИСК им. Кучеренко (АО «НИЦ Строительство»).

Читайте также:  Индексы удорожания сметной стоимости в строительстве

Дальнейшая работа над проектами национальных стандартов осуществлялась АО «НИЦ» Строительство» в рамках подкомитета 5 «Технология информационного моделирования зданий и сооружений» (далее – ПК 5) ТК 465. Следует отметить, что АО «НИЦ» Строительство» является не только автором и соисполнителем работ по вышеуказанным стандартам, но и председательствует в ПК 5, т.е. принимает решение о согласовании документов, которые само же и разрабатывает.

При наличии международного стандарта ISO 16739:2013, разработанного на базе наиболее широко применяемой на практике во всем мире спецификации IFC, очевидно, что российский ГОСТ Р должен быть идентичным этому международному стандарту. Тем более, что Россия является членом крупнейшей международной системы стандартизации ИСО и имеет все необходимые права по применению международных стандартов ИСО.

И хотя объем международного стандарта ISO 16739:2013 довольно велик, эту работу довольно легко было осуществить имеющимися силами разработчиков, а именно:

— осуществить перевод на русский язык международного стандарта, аутентичный оригиналу;

— оформить данный перевод в виде проекта ГОСТ Р, идентичного международному стандарту (ГОСТ Р ИСО);

— провести его публичное обсуждение и нормоконтроль, осуществить экспертизу проекта ГОСТ Р и представить его на утверждение в Росстандарт.

Три простых и, по большому счету, формальных для такой разновидности стандартов работы не представляют никакого сверхъестественного труда для стандартизатора, даже в том случае если он не является специалистом в строительной отрасли. Работа требует простого точного прямого перевода и не требует дополнительных исследований или концептуальных разработок. А если учесть, что разработка ведется на протяжении уже более чем 3 лет, то и времени на все хватило бы с большим запасом.

Однако на практике оказалось, что разработка проекта ГОСТ Р велась с нарушением требований законодательства о стандартизации, положений основополагающих национальных стандартов и порядка реализации ПНС.

Протоколом заседания ПК 5 от 25.08.2015 по проекту ГОСТ Р принято решение: не использовать в качестве первоисточника международный стандарт ISO 16739:2013 как «не актуальный» (в настоящий момент стандарт имеет статус действующего) и ограничиться в проекте национального стандарта переводом на русский язык основных положений IFC 4.

В уведомлении о начале разработки проекта ГОСТ Р, опубликованном на сайте Росстандарта от 30.10.2015 указана разработка ГОСТ Р «Моделирование информационное зданий и сооружений. Требования по обмену информации на всех этапах жизненного цикла»уже с частичным применением международных стандартов ISO 16739:2013, ISO 29481-1:2010 и ISO 29481-2:2012. Срок публичного обсуждения проекта ГОСТ Р составил 5 месяцев.

В тексте ГОСТ Р были использованы отсылки на сайт http://www.buildingSMART-tech.org. Данные отсылки на внешний ресурс позиционируется разработчиком как установление недостающих в ГОСТ Р положений (требований), описаний схем данных с примерами, что не допускается существующими правилами стандартизации. К слову — сайт http://www.buildingSMART-tech.org не был доступен для российских IP-адресов до августа 2017 г. и нет гарантии, что данная ситуация не повторится, как это происходило по другим направлениям стандартизации в ИСО (например, запрет по участию российских экспертов в рассмотрении проектов стандартов ИСО на платформе ассоциации OGP ТК ИСО 67).

К сожалению, учитывая политическую ситуацию в двухсторонних отношениях РФ и ряда западных стран такой сценарий имеет реальные шансы на воплощение.

В апреле 2017 г. во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» из ТК 465 (Письмо № ТК-209/2017 от 21.04.2017) поступает на официальную регистрацию перевод международного стандарта ISO 16739:2013, который выполнен ОАО «НИЦ» Строительство», а также положительное заключение ТК 465 на указанный перевод, как аутентичный оригиналу.

А уже в мае 2017 г. ТК 465 направляет (письмо № ТК-230/2017 от 03.05.2017) во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на проведение нормоконтроля и получение штампа «В НАБОР» проект ГОСТ Р «Моделирование информационное в строительстве. Отраслевые базовые классы (IFC) для обмена информацией на всех этапах жизненного цикла. Основные положения». Проект ГОСТ Р был оформлен как идентичный по отношению к международному стандарту ISO 16739:2013, но по факту таковым не являлся.

Перевод ISO 16739:2013 составлял всего 10% от объема оригинала и был выполнен настолько некачественно (содержал не только орфографические ошибки в тексте, но и опечатки в приводимых классах), что ТК 465 вынужден был направить в адрес ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» заявление об отзыве вышеуказанного перевода с регистрации (Письмо № ТК-206/2017 от 14.06.2017).

В результате фактически разрабатываемый без перевода стандарт был принят ПК 5. А кардинальные изменения статуса разрабатываемого стандарта от идентичного стандарту ИСО, к частично соответствующему стандарту ИСО и, наконец, к проекту, никак не увязанному со стандартом ИСО, остались без внимания экспертного сообщества.

Протоколом заседания ПК 5 от 16.06.2017 по проекту ГОСТ Р приняты следующие решения:

— принять к сведению информацию АО «НИЦ «Строительство», что при подготовке проекта национального стандарта предусмотрено «частичное применение» ISO 16739:2013;

— ТК 465 и ФАУ «ФЦС» проработать вопрос о необходимости регистрации перевода международного стандарта ISO 16739:2013;

— АО «НИЦ «Строительство» и ФАУ «ФЦС» проработать вопрос по корректировке степени гармонизации проекта национального стандарта или корректировке самого проекта;

— ФАУ «ФЦС» в кратчайшие сроки обеспечить принятие проекта национального стандарта в соответствии с гармонизацией, определенной планом работ.

BIM-Ассоциация представила около двух тысяч замечаний к тексту проекта ГОСТ Р, а также предложила безвозмездную помощь по его исправлению. Однако эта инициатива была проигнорирована разработчиками стандарта. Сложилась патовая ситуация: АО НИЦ «Строительство» заявил разработку национального стандарта на основе стандарта IFC, заблокировав тем самым возможность внесения в ПНС аналогичного проекта другими участниками работ по стандартизации, при этом свой проект реализовать до сих пор не может.

Росстандарт, в свою очередь, дал АО «НИЦ «Строительство» несколько месяцев на регистрацию перевода и завершение разработки ГОСТ Р. Но и этого условия разработчик не выполнил.

Видимо поняв, что с имеющимся объемом работ закрыть вопрос разработки ГОСТ Р не выйдет, председатель ПК 5 Ю.Н. Жук на совещании по вопросу подготовки проекта национального стандарта 30 ноября 2017 г. представил новый проект ГОСТ Р, который не содержал вообще никакой информации, о том, что работа над ним проводилась с учетом тех или иных положений международных стандартов. Представленная редакция проекта ГОСТ Р не соответствовала ни предыдущей редакции, рассмотренной ранее на заседаниях ПК 5, ни теме, закрепленной в ПНС 2017 г. По указанному проекту были высказаны следующие замечания:

— представленная редакция проекта ГОСТ Р по содержанию мало отличается от предыдущей (к которой было имелось большое количество замечаний), исправлено лишь небольшое количество опечаток;

— на титуле, в предисловии, в тексте проекта отсутствует всякая информация о степени его соответствия международным стандартам;

— в тексте проекта ГОСТ Р в нарушение правил стандартизации приводятся многочисленные отсылки на Интернет-сайт http://www.buildingSMART-tech.org, что позиционируется разработчиком как отсылка на недостающие положения (требования), описания схем данных с примерами (при этом отмечено, что число сущностей каждый раз увеличивается с пересмотром стандарта IFC).

Таким образом, в качестве нормативного документа предлагается документ с незафиксированными требованиями, которые будут изменяться при его использовании на этапах подготовки требований к проектной документации, ее разработки, экспертизы, строительства и эксплуатации, что недопустимо. Данное предложение полностью нарушает правила стандартизации, как российской , так и международной.

Эта история дает почву для многих вопросов в адрес разработчиков, результат деятельности которых не вызывает ничего кроме разочарования:

  • Зачем заявлялись и разрабатывались стандарты, которые не решают задачи внедрения технологий информационного моделирования и являются второстепенными, когда работа над созданием основополагающего стандарта во всей линейке документов фактически провалена?
  • В каких целях постоянно меняются титулы проекта ГОСТ Р (из-за чего экспертное сообщество узнало о разработке национального стандарта IFC только на завершающих стадиях работы)?
  • По какому принципу отбиралась классификация IFC, приведенная в проекте ГОСТ Р, если оказалось, что второстепенные классы IFC были внесены в текст, а ключевые классы отсутствуют? (ситуация доходит до абсурда, например, оказалось, что фактически, если придерживаться текущей версии проекта текста ГОСТ Р, невозможно создать информационную модель здания, в котором были бы стены и окна, т.к. соответствующие ключевые классы и сущности в проекте стандарта просто отсутствуют.)
  • Почему за 3 года нельзя было просто перевести ISO 16739:2013 и оформить его как ГОСТ Р, как это сделали европейские органы по стандартизации ТК СЕН 442 и целый ряд ведущих национальных органов по стандартизации (BSI, DIN и др.) при принятии европейских и национальных стандартов?

Представители организаций, голосовавших на заседаниях ПК 5 за окончательную редакцию проекта ГОСТ Р в существующем виде, вероятно, просто не понимали своих действий. Необходимо отметить, что в состав ПК 5 не входят представители проектных и строительных организаций, представители отраслевых и корпоративных организаций, представители экспертных организаций. В результате можно предполагать, что через целенаправленную дискредитацию стандарта IFC, члены ПК 5 лоббировали интересы отдельных разработчиков программного обеспечения, заставляя строительную отрасль Российской Федерации в отсутствие стандарта IFC, обеспечивающего Open BIM, использовать закрытые форматы обмена данными и вынуждая конечных пользователей закупать всю линейку программных продуктов одного вендора, повышая предпосылки к монополизму, что критично в условиях санкционной политики в отношении России.

В результате потеряно 3 года так необходимых для формирования нормативно-техничеcкой базы BIM-технологий, и последующей реализации Плана мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства от 11 апреля 2017 г. № 2468п-П.

Читайте также:  Сср в строительстве это

Состояние дел по стандартизации в указанной области было рассмотрено на заседании Рабочей группы № 3 по строительству (далее — РГС) Совета по стандартизации при Росстандарте (протокол №1 от 13.12.2017), а также на заседании Совета по стандартизации при Росстандарте 20 декабря 2017 года.

Так, например, отсутствует зарегистрированный в соответствии с правилами стандартизации (ГОСТ Р 1.7) в Федеральном информационном фонде стандартов перевод стандарта ISO 29481-1:2010, на основе которого разработан ГОСТ Р 57310-2016 «Моделирование информационное в строительстве. Руководство по доставке информации. Методология и формат», что привело к искажению содержания стандарта ИСО при принятии национального стандарта.

В разделе «Нормативные ссылки» (перечень стандартов, обязательных при применении данного стандарта) ГОСТ Р ИСО 12006-2-2017 «Строительство. Модель организационных данных о строительных работах. Часть 2. Основы классификации информации» указан международный стандарт ISO 22745-2:2010, а в самом стандарте отсутствует информация о наличии перевода указанного международного стандарта в Федеральном информационном фонде стандартов. В оригинале фигурирует нормативная ссылка на стандарт ISO 22274, а в тексте ГОСТ Р ИСО 12006-2-2017 данная нормативная ссылка отсутствует и указан другой стандарт.

В разделе «Нормативные ссылки» ГОСТ Р ИСО 12006-3-2017 «Строительство. Модель организационных данных о строительных работах. Часть 3.Основы обмена объектно-ориентированной информации» отсутствует информация о международном стандарте ISO/IEC 10646, который указан в оригинале, а в самом стандарте отсутствует информация о наличии перевода указанного международного стандарта в Федеральном информационном фонде стандартов.

Применение указанных «идентичных» стандартов без наличия обязательных нормативных ссылочных стандартов на практике невозможно.

Кроме того, принятые стандарты не могут применяться на практике вследствие отсутствия основного взаимосвязанного с ними стандарта IFC.

По рассмотренным 4-ем сводам правил в области BIM-технологий было представлено более 600 замечаний. При этом в итоговый Протокол ПК 5 ТК 465 вошли только 20 замечаний, т.е. замечания были учтены чуть более чем на 3%.

В качестве основных замечаний к принятым сводам правил можно отметить следующие.

Так, например, СП 328.1311500.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели» необходимо полностью переделать. Основная причина обусловлена ограничениями его области распространения: «Настоящий свод правил не устанавливает требований к способам размещения, ведения, структуре, форме и содержанию цифровых библиотек (каталогов/баз) компонентов».

В соответствии с текстом СП 331.1311500.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах» предполагаются работы, которые не обязательны к выполнению, т.е. СП допускает нарушение технологии строительного производства выполнения работ. Кроме того, отсутствует информация о таких видах ресурсов, как: рабочие, машинисты, материалы, оборудование, средства малой механизации, расходные материалы и т.д.

В СП 333.1311500.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» не указаны этапы экспертизы, реконструкции, модернизации, сноса. Стандарт должен отражать все стадии жизненного цикла объекта. Не описаны цели, задачи и порядок формирования информационных моделей на этапе ОБИН, приведены только общие фразы, которые могут использоваться для любого этапа жизненного цикла.

По мнению экспертного сообщества принятые ПК 5 документы в существующем виде не содержат никакого практического значения и в случае прекращения их разработки (равно как и в случае их утверждения) строительная отрасль не понесет никаких потерь. Таким образом, работа, на которую выделялись существенные бюджетные средства (НИР и разработка самих СП) оказалась бесполезной тратой бюджетных средств.

Мы не беремся судить о качестве работы ФАУ «ФЦС» в качестве главного исполнителя госконтрактов и заданий и в роли секретариата ТК 465. Но технический комитет по стандартизации по статусу обязан обеспечить учет поступивших замечаний, проведение публичных слушаний, соблюдение регламентных процедур по разработке стандартов и сводов правил, а также контроль качества самих авторских работ.

В результате обсуждения 20 декабря 2017 года на Совете по стандартизации Росстандарта сложившееся положение дел по стандартизации в области технологий информационного моделирования оценено как неприемлемое и критическое, было предложено создать проектный технический комитет по стандартизации (ПТК) в области BIM-технологий (протокол № АА-28пр от 20 декабря 2017).

В целях реализации пункта 14 Дорожной карты, который предусматривает разработку национальных стандартов, определяющих применение и развитие технологий информационного моделирования в Российской Федерации, BIM-Ассоциация направила в Росстандарт заявку на создание Проектного технического комитета «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости».

В качестве первоочередных задач ПТК обозначены: разработка концепции и целевой программы стандартизации создания и внедрения технологий информационного моделирования (с определением приоритетов, обоснованием необходимой гармонизации, с включением стандартов, учитывающих отраслевую специфику, изменений в стандарты СПДС и ЕСКД, стандартов на процессы выполнения работ по подготовке проектной документации, поддерживающих стандартов, необходимых для формирования библиотек элементов, конструкций и типовых проектов и т.д.), подготовка предложений по документам, обеспечивающим внедрение стандартов и их практическое применение в проектных и строительных организациях.

Проектный технический комитет по стандартизации ПТК 705 «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости» создан (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2018 года № 410) на паритетной основе и обеспечивает равное представительство всех заинтересованных сторон. Среди 38-ми организаций, вошедших в состав ПТК, следует отметить представителей ведущих научных организаций (НИУ МГСУ), нефтегазовой отрасли (ПАО «Газпром», ПАО «Газпромнефть», ПАО «ВНИПИгаздобыча», ОАО «ВНИПИнефть», ДОАО «ГАЗПРОЕКТИНЖИНИРИНГ», ООО «Газпром проектирование»), автодорожного строительства (Росавтодор, ГК «Автодор», ФАУ «РОСДОРНИИ»), железнодорожного транспорта (ОАО «РЖД», АО «Росжелдорпроект», ОАО «СПЕЦТРАНССТРОЙ», Союз строителей железных дорог), а также представителей ГК «Росатом», ФСК ЕЭС, ПАО ФИЦ, входящая в ПАО «Россети», ФАУ «РосКапСтрой», ФАУ «Главгосэкспертиза России», объединений изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ, Союз проектировщиков России), профильных ассоциаций и объединений (НАИКС, МАИФ, РООС, НПИ, РГУД, АВОК), интеграторов ПО (ООО «К4», АО «НЕОЛАНТ») и многих других организаций и объединений.

Подготовленная ПТК 705 комплексная программа стандартизации в области BIM-технологий и планирования жизненного цикла зданий и сооружений будет рассмотрена на первом заседании ПТК 705, которое состоится 6 апреля 2018 года.

ПТК 705 готов предоставить открытую площадку для обсуждения как принятых стандартов и сводов правил в области технологии информационного моделирования, так и программы развития стандартизации в этой области. Только в режиме открытого и прозрачного обсуждения всех заинтересованных сторон, организаций, на практике занимающихся внедрением BIM-технологий, можно будет обеспечить создание и внедрение на практике эффективной системы нормативно-технического обеспечения технологий информационного моделирования.

Цель настоящей статьи не критика, а приглашение всех заинтересованных сторон к конструктивной работе в целях внедрения технологий информационного моделирования в стране.

Источник: bim-association.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184ФЗ «О техническом регулировании»). Национальные стандарты утверждает Национальный орган РФ по стандартизации, который также организует их публикацию и распространение.
Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту (см. также нормативнотехнические (нормативные) документы в строительстве, стандарт).

Источник: determiner.ru

Новый национальный стандарт «зеленого» строительства. Каким он будет?

С остановкой деятельности международных систем оценки и сертификации зданий в России стало понятно, что нужен собственный национальный стандарт. На стратегической сессии при участии разработчиков системы, застройщиков, представителей банковской отрасли и других заинтересованных лиц эксперты ответили на главные вопросы, касающиеся новой национальной системы «зеленого» строительства. О том, какой она будет, читайте в нашем репортаже.

13 июля прошла стратегическая сессия для девелоперов, арендаторов, финансовых институтов и экспертного сообщества. Мероприятие было организовано государственной корпорацией «ВЭБ.РФ» и АНО «Национальный Центр ГЧП» с целью презентации и обсуждения с участниками рынка подходов к созданию и пилотированию национальной системы оценки и сертификации зданий.

Рабочая группа начала формироваться в марте усилиями консультантов-оценщиков. А в апреле, после того, как стало известно, что самые популярные международные системы LEED, BREEAM и WELL останавливают сотрудничество с Россией, специалисты приступили к разработке нового стандарта.

По словам экспертов, многие клиенты, которые только собирались оценивать свои здания или находились в процессе сертификации, обращались с запросом найти альтернативу для подтверждения экологичности построек. Тогда члены рабочей группы поняли, что в профессиональном сообществе есть запрос на создание собственного национального стандарта, который соответствовал бы основным критериям международных систем, но при этом учитывал климатические, социальные и экономические особенности нашей страны.

Для разработки объединили усилия ведущие специалисты по «зеленому» строительству и оценке недвижимости: HPBS, Ecostandard group, Межрегиональный центр «ЭКСПЕРТ» и ESG-эксперт Анна Минакова. Крупные компании сферы коммерческой недвижимости, включая компании Millhouse, O1 Properties, Raven Russia и MR Group стали участниками процесса со стороны девелоперского сообщества.

Сейчас стандарт находится на финальной стадии разработки — пришло время набирать участников для апробации и корректировки методики. Поэтому еще одной целью стратегической сессии стало привлечение потенциально заинтересованных игроков рынка к участию.

Мероприятие посетили представители различных компаний: 117 человек приняли очное участие и еще 110 — в онлайн-формате. Спикеры презентовали схему работы системы, особенности рейтингового стандарта, порядок участия в пилотной фазе. А после завершения основной программы гости задали свои вопросы и высказали предложения по сотрудничеству.

Как появилась идея создания национального стандарта?

В приветственной части сессии первым взял слово Александр Тарабрин, руководитель блока по управлению проектами в сфере недвижимости и работе с активами и член правления «ВЭБ.РФ». Александр смотрит на ситуацию с оптимизмом и видит проекты компании среди объектов сертификации по новой системе.

У нас сейчас новые времена наступили и создание новых стандартов необходимо. Мы готовились к сертификации по BREEAM, но по понятным причинам не успели. Теперь опробуем новый стандарт на себе и, надеюсь, это будет всем полезно. Пойдем по китайскому методу: разработаем под нас, соберем все самое лучшее и потом будем экспортировать систему за рубеж. Сейчас мы начинаем с чистого листа реализовывать наши национальные стандарты.

Руководитель блока по управлению проектами в сфере недвижимости и работе с активами и член правления «ВЭБ.РФ»

Читайте также:  Какие постройки можно строить без разрешения на строительство

Следующим поблагодарил собравшихся за интерес к новой разработке Павел Селезнев, генеральный директор «Национального Центра ГЧП». Он рассказал про опыт компании в создании национальных сертификационных стандартов — разработку IRIIS, системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов.

Андрей Шаронов, генеральный директор Национального ESG-Альянса, пояснил, что в их организации новый стандарт рассматривают как часть глобальной ESG-инфраструктуры.

Продолжил ESG-повестку, с которой органично связана тема экосертификации, Николай Кривозерцев, генеральный директор EcoStandard group и руководитель Экспертного центра по ESG-трансформации при Общественном объединении «Деловая Россия». Николай представил статистику по экосертификации недвижимости.

За 13 лет в 8 раз увеличилось количество сертифицированных объектов. По нашим партнерам мы видим, что объем вырос в 3,5 раза с 2018 по 2021 год. Мы дождались того момента, когда рынок стал готов.

Генеральный директор EcoStandard group, руководитель экспертного центра по ESG- трансформации, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»

Николай также подчеркнул, что большая доля крупных клиентов его компании готова участвовать в пилотных проектах новых систем сертификации. А сами стандарты — хороший и прозрачный ESG-инструмент, который позволяет подтверждать каждую цифру.

Сейчас залог успеха в том, что объединяют усилия такой большой институт, как «ВЭБ.РФ», экспертное сообщество и девелоперы. Мне кажется, этот проект обречен на успех, чего я всем нам и желаю.

Генеральный директор EcoStandard group, руководитель экспертного центра по ESG- трансформации, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»

Андрей Байда, вице-президент по устойчивому развитию «ВЭБ.РФ», выделил два критически важных момента:

  1. Наличие национальных стандартов и кодификации, так как сейчас мы столкнулись с уходом большого количества участников структурных рынков;
  2. Участие рыночных игроков: все процессы идут быстрее и эффективнее, когда есть на это реальный запрос.

Антон Финогенов, заместитель генерального директора «ДОМ.РФ», подтвердил, что создание общей законодательной базы крайне важно. Сейчас меняются многочисленные строительные стандарты — ГОСТы, СНИПы. Например, разработанный компанией «зеленый» ГОСТ «ушел» в Росстандарт.

Какие потребности девелоперского сообщества должна учитывать система?

В следующем блоке сессии обозначили свои позиции игроки строительного рынка. Елена Малиновская, директор по аренде ООО «Миллхаус», выступила от имени своей компании и коллег: Елены Белевцевой, директора по маркетингу и коммуникациям O1 Properties, и Натальи Иголкиной, заместителя директора по аренде Raven Russia.

Мне кажется, это уникальное событие, когда регуляторы и институты развития в едином порыве с игроками рынка что-то создают. Наша история прихода к этому моменту была такова: в марте мы поняли, что проекты в процессе сертификации нескоро смогут получить результат. Мы начали обсуждать в девелоперском сообществе, что делать.

BREEAM и LEED, самые популярные в России стандарты, покрывали примерно 20% офисов (по 10% каждый) и 15% складских помещений (12,5% — BREEAM и 2,5% — LEED). Это довольно много, но есть еще большой потенциал для будущих систем.

Среди российской сертификации многое уже было сделано, но ни один стандарт не смог стать успешным: где-то не было независимой верификации, где-то признания госструктурами, такого большого охвата рынка.

Запрос на сертификацию есть, поэтому представители девелоперов выделили основные задачи, которые должен решать национальный стандарт:

  • представлять консенсус между экспертизой и интересами девелоперов, собственников, оценщиков и экспертного сообщества;
  • учитывать не только строительные, технические и инженерные характеристики, но и практики устойчивого управления зданиями;
  • включать в себя параметры качества среды для пользователей зданий по аналогии со стандартами WELL и Fitwel.

Представители рынка также считают важным добавить фактор наличия сертификации в классификацию объектов А+, включить стандарт в ESG-рейтинги и признавать существующими «зелеными» премиями.

По словам Елены Малиновской, более 7 000 000 кв. м коммерческой недвижимости уже заинтересованы в апробации системы на себе, что обеспечит критическую массу на старте.

Какой будет система и на каком этапе разработки она сейчас?

О схеме функционирования нового национального стандарта и подходах к его разработке рассказали Ксения Агапова, заместитель генерального директора компании Межрегиональный центр «ЭКСПЕРТ», и Артем Володькин, управляющий директор «Национального Центра ГЧП».

Нам, как людям, работающим с рынком зеленого строительства, стало по-человечески очень обидно: люди проделали большую работу и сформировалась уже некая культура, сообщества и компетенции. Поэтому когда я узнала новости, сразу подумала, что нужно придумывать что-то свое.

Так началась работа над новым стандартом — разработчики ставят перед собой амбициозную задачу компенсировать недостатки и доработать организационные проблемы предыдущих российских сертификаций.

Методика приобретет ценность для клиентов и партнеров, если будет комплексно объединять систему обучения оценщиков, проверки их отчетов и профессиональное сообщество.

Без оператора не может работать ни одна независимая система, и в роли такого оператора как раз и выступит Центр ГЧП.

По словам эксперта, сам процесс сертификации будет максимально приближен к уже знакомым механизмам BREEAM и LEED: есть инициатор, верификатор, консультанты, которые готовят проект к оценке — а по результатам совместной работы выдается сертификат.

Система сертификации

Ксения подчеркнула, что разработчики стремятся сделать стандарт максимально гибким, чтобы переключаться между системами было легко и клиент мог решить свои задачи, поставленные еще на этапе международной сертификации. Но при этом есть цель сделать его достаточно строгим.

Конечно, будем использовать опыт, который у нас есть, и наработки международных стандартов, которые успешно применялись в России. Колеса изобретать мы не будем.

Отвечая на интересующий всех вопрос о цене сертификации, спикеры заверили, что стоимость будет на уровне LEED и BREEAM, а первые клиенты примут участие на льготных условиях.

Затем к выступлению подключились еще два спикера — Илья Завалеев, генеральный директор компании HPBS, и Анна Минакова, независимый ESG-эксперт.

Анна рассказала о характерных отличиях нового стандарта от других систем. Во-первых, это учет национальных особенностей.

Мы много лет работали в этой сфере и понимаем, какие требования не подходят для нашей экономики, климата и т.д., а какие требования надо усилить.

Во-вторых, это фокус на ESG — по словам эксперта, это направление есть и в международных стандартах LEED, BREEAM и WELL, но здесь планируется четкое разделение всех аспектов на экологические, социальные и управленческие.

Структура критериев национальной системы оценки и сертификации зданий

Многие критерии в BREEAM и в LEED — одинаковые, но сказаны разными словами. Мы разрабатывали стандарт так, чтобы между системами было легко переключаться. Мне кажется, это то, что сейчас соответствует времени: важно не то, какими вы словами говорите, а какого результата вы добиваетесь.

Спикеры также рассказали про то, какие критерии оценки и уровни сертификации будут у системы. Всего возможных для получения баллов будет более 100, а типов критериев три:

  1. обязательный — его планируют сделать достаточным для обеспечения базовых зеленых характеристик;
  2. оптимальный, или добровольный;
  3. инновационный.

Последний блок создатели хотят сделать более гибким, чем в уже существующих системах.

По итогу можно будет получить один из 5 уже знакомых большинству уровней сертификации:

  • «Бронзовый» — от 40 до 49 баллов;
  • «Серебряный» — от 50 до 59 баллов;
  • «Золотой» — от 60 до 79 баллов;
  • «Платиновый» — от 80 до 99 баллов;
  • «Бриллиантовый» — от 100 и более.

Как будет проходить апробация методики и запуск системы?

Про механизм апробации методики и запуска системы сертификации рассказали Ксения Лукьященко, руководитель отдела экологической сертификации и управляющий партнер EcoStandard group, и Анна Завалеева, президент и партнер HPBS.

По словам Ксении, разработано 4 трека для компаний на разных стадиях сертификации. Все они смогут присоединиться к пилотной фазе, на которую заложен почти год.

    Первый трек: ресертификация.

Этот план подойдет для тех компаний, которым надо подтвердить оценку в национальной системе или обновить сертификат. Объекты могут подать заявку до 30 сентября 2022 года, оперативно получить фидбэк и войти на максимально выгодных условиях.

Подойдет тем, кто был в процессе оценки, но не успел ее завершить. Зарегистрироваться можно до 30 сентября. Участники пилотной фазы получат скидку 30-70%, фидбэк, статус амбассадоров и PR-продвижение.

Этот план разработан для объектов, находящихся в эксплуатации и уже готовых к сертификации, шедших ранее по международным системам. Условия здесь такие же, как в предыдущем варианте, но сроки немного сдвинуты: подать заявку нужно до 30 ноября.

К этому формату могут присоединиться те, кто только задумывается о прохождении оценки. Такие объекты могут использовать критерии методики для принятия экологических решений. Для зарегистрировавшихся до 1 ноября фиксируется скидка 30% на все последующие взносы.

Анна Завалеева подчеркнула, что в планах также развивать социальный аспект, так как в будущем стандарт будет применяться не только к коммерческим объектам, но и к городам, районам и кампусам. А каждый критерий можно будет использовать как маркетинговый повод.

Запуск сбора комментариев экспертного сообщества планируется 27 июля: стандарт опубликуют на площадках организаторов — все желающие могут ознакомиться с ним. Комментарии будут собраны и обработаны, а результаты выложены — в открытый доступ. Пилотная фаза закончится 30 июня 2023 года.

В завершении сессии эксперты ответили на вопросы участников. Работы предстоит еще много, цель, поставленная перед разработчиками, очень амбициозная. Но все эксперты настроены оптимистично.

Если в какой-то стране будет сертифицировано 100% зданий, значит, система как-то неправильно работает. Цель сертификации — отметить лучшие объекты, поэтому мы стремимся развивать эту систему, но охватить весь рынок цели нет. Если каждый 3-4 коммерческий объект пойдет в сертификацию — значит, мы свою задачу выполнили. У нас нет желания создавать монополию, но мы начали работать вместе, чтобы получить доверие и признание и сделать систему прозрачной.

Подготовлено с использованием материалов спикеров Стратегической сессии.

Источник: journal.ecostandardgroup.ru

Рейтинг
Загрузка ...