Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Жилье и городская среда (Ролик 1). Национальные проекты. Архангельская область
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 179 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.
Источник: roscongress.org
Путин заявил о необходимости продления нацпроекта «Жилье и городская среда»
Действие национального проекта «Жилье и городская среда» необходимо продлить до 2030 года. Об этом 21 июня заявил президент РФ Владимир Путин, открывая заседание президиума Госсовета.
По словам главы государства, у строительного комплекса колоссальный потенциал как локомотива развития и в целом России, и регионов.
«Комплекс таких задач, подходы к их реализации сформулированы в представленном проекте Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года», — сказал Путин.
Как он отметил, с учетом подходов, заложенных в документе, следует продлить до 2030 года действие национального проекта «Жилье и городская среда».
Национальный проект «Жилье и городская среда»
Также президент попросил правительство и Центробанк максимально эффективно и быстро реализовать поручение о снижении ставки по льготной ипотеке. Ипотека сейчас становится малодоступной для россиян, отметил он.
Национальный проект «Жилье и городская среда» — один из национальных проектов в России, запланированный на период с 2019 по 2024 год.
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Партнерские проекты/материалы опубликованы на коммерческой основе.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года
Источник: iz.ru
Андрей Боков: «Национальный проект «Жилье и городская среда» вновь имеет декларативный характер и «узкие» интересы
Минстрой России вынес на обсуждение профессионального сообщества Паспорт «Национального проекта «Жилье и городская среда». Документ развивает и конкретизирует положения майских указов Президента России по направлениям «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
До 2024 г. на реализацию проекта планируется направить 944,2 млрд руб. (по версии проекта от 16 августа 2018 г.). Из них на жилищные программы предполагается направить 271 млрд руб., на расселение аварийного жилья – 311 млрд руб., на создание комфортной среды поселков и городов – 362 млрд руб.
Курирует проект – Минстрой России.
У профессионального сообщества к Документу очень много объективных вопросов. Например, по росту объемов строящегося жилья и развития ипотеки, в условиях, когда более 20% населения России закредитовано потребительскими и ипотечными обязательствами. По данным Общероссийского народного фронта в среднем одна российская семья должна банкам около 230 тыс. руб. Средний уровень закредитованности домохозяйств в 2018 г. составил 24%.
Мы обратились к Андрею Бокову, доктору архитектуры, академику Российской академии архитектуры и строительных наук, Народному архитектору России, за экспертной оценкой Паспорта проекта.
По словам эксперта, несмотря на то, что паспорт Проекта направлен на исполнение одного из положений майского Указа Президента России, он содержит ряд принципиальных и очень самостоятельных положений. Проект представляет собой трактовку, особое толкование Указа, изначально имевшего социальную направленность. Документ прямо и косвенно уточняет и ограничивает область действия Указа, отчетливо называя приоритеты, к которым отнесены ипотека, многоквартирное жилье, среда или благоустройство городских пространств, и расселение жителей аварийных и ветхих домов.
Андрей Боков: «В первую очередь, предполагаемое увеличение объемов ввода жилья до 120 млн м2 в ближайшее время и последующий рост этого показателя не подтверждается ни опытом предыдущих лет, ни готовностью отрасли к существенным изменениям. Поэтому, за счет каких механизмов и ресурсов предполагается преодолеть падение показателей последних лет, остается неясным.
«Движущей силой», согласно Проекту, становятся семьи со средним достатком, готовые воспользоваться ипотекой. Число таких семей не называется, но, по оценкам независимых экспертов, оно колеблется в диапазоне 20–30% от числа нуждающихся. Семьи с низкими доходами, те, кто рассчитывает на социальную аренду и те, кто расположен к коммерческой аренде, а таких, в общей сложности, большинство нуждающихся, проектом не охвачены. Другие формы финансирования, отличные от ипотеки или представляющие иные, более доступные версии ипотеки в Проекте упомянуты, но не называются и не раскрываются».
Проектом охвачены муниципальные образования, в которые «входят населенные пункты с численностью свыше 1000 человек». Из этой расплывчатой формулировки следует, что интересы мелких населенных пунктов сельского типа, жителей малых населенных пунктов, поселений сельского типа, пригородов, дачников, т.е. огромного числа наших сограждан, не учитываются. А таковых по оценкам экспертов – едва ли меньше половины всего населения. Особый интерес для составителей проекта представляют большие города, прежде всего столицы и их окружение, основной ареал ипотечного кредитования.
Вызывает вопросы основной тип жилья, предлагаемый Проектом. Это квартира в многоквартирном доме, которая давалась бесплатно во времена СССР. Предпочтение многоквартирного многоэтажного дома и высокоплотной застройки подтверждается тезисом об эффективности использования земель. ИЖС, фактически дающее половину вводимого в стране жилья, и, как правило, менее затратное в производстве и эксплуатации, не представляет интереса для авторов Проекта.
Комфортная городская среда, которая заменила нефинансировавшееся многие годы советское благоустройство, претендует на лидерство среди других тем Проекта. В понимании авторов, среда – это совокупность множества несвязанных компонентов, которые едва ли обеспечат целостность и качество той среды, что отличает сегодняшние европейские города от российских.
Предлагается ввести Индекс качества городской среды, предоставляемый подотчетным лицом по переусложненной неопределенной методике, не исключающий риски манипуляции. Открытые интернет-источники, как и статистические данные, на которых базируется Индекс, в сочетании с уровнем подготовленности исполнителей не гарантируют достоверности результата, практическая ценность которого к тому же сомнительна. Затея с Индексом напоминает другую бесперспективную и забытую инициативу Минстроя, касающуюся возрождения типового проектирования. Для надежного определения качества городской среды достаточно оценки независимых экспертов и анализа миграционных процессов рынков труда и жилья.
Также удивительна идея отождествления механизма прямого участия граждан в формировании среды с рейтинговым голосованием, прямого отношения к ключевой теме развития местного самоуправления не имеющей.
Размеры расселяемого «непригодного для использования» жилья в 2018 г. должны составить 0,14 млн м2 или 0,025% национального жилого фонда. Ежегодный прирост фонда в России сегодня составляет 2,5%. Объем ежегодного выбытия, с учетом качества жилого фонда, сроков амортизации и т.п., составляет 0,4–0,5% от общего объема фонда, что несопоставимо с данными Проекта по расселению и не подтверждает тезиса об устойчивом сокращении объемов. Вместе с тем, неопределенность понятий и отсутствие стандартов и методик позволяют считать непригодным то жилье, которое расположено на участках, привлекательных для бизнеса.
В паспорте нацпроекта отсутствуют или носят поверхностный, неопределенный характер ответы на многие актуальные вопросы.
В частности, не рассмотрена тема размещения вводимого жилья, отвода и подготовки земельных участков, размеры реконструируемых и вновь застраиваемых территорий.
Государственное регулирование, инструментом которого является данный Проект, может и должно сбалансировать интересы застройщика, который предпочитает большой город и освоение его территории, и интересы потенциально нуждающихся, многие из которых пребывают за пределами больших городов.
В Проекте отсутствует упоминание о параметрах жилых образований тех, что должны прийти на смену так и не состоявшемуся советскому микрорайону. Отсутствует представление о связи пространственных и социальных процессов и организаций.
В Проекте отсутствует тема типологии жилья и структуры жилого фонда страны, внутри которого доминирует лишь один тип – собственная квартира в многоквартирном доме. Малоэтажные, блокированные и усадебные дома, которые составляют основу жилого фонда стран с развитым рынком жилья и высоким уровнем обеспеченности, практически не упомянуты. В Проекте почти нет сведений о жилье в коммерческой и социальной аренде, занимающей до 2/3 национального фонда многих стран.
В Проекте отсутствуют специальные типы жилья, ориентированные на интересы пожилых, инвалидов, молодых семей, одиноких мам и одиночек, которые в совокупности превышают 1/3 населения страны. Проект не касается актуальной темы вахтового жилья для Арктики и Севера, удаленных районов, жилья для фермеров, лесников и подобных групп.
В Проекте отсутствует тема снижения цены строительства и эксплуатации жилья, создания жилых «лоукостеров», использования эффективных распространенных за рубежом технологий и известных российских практик, включая индустриальное изготовление усадебных домов, использование местных методов строительства и стройматериалов, поддержку кооперации и т.п.
В Проекте нет упоминания социальных стандартов, «стандартов благополучия», определяющих круг услуг, приближенных к жилью, гарантирующих близость и доступность институтов и функций первой необходимости: детских учреждений, школ, предприятий торговли, бытового обслуживания, культурных и спортивных объектов, учреждений здравоохранения, оказывающих значительное большее влияние на цену и привлекательность жилья, в отличие от не очень понятного комфорта открытых пространств.
В Проекте отсутствует упоминание о ремонте и реконструкции жилья, о регулярном выбытии амортизированного фонда, моральном старении жилья, об изменении характера современного жилища. По оценкам экспертов, больше половины национального жилого фонда либо лишено необходимых современных удобств, либо давно требует текущего и капитального ремонта.
Комфортная жилая среда, одна из главных забот Проекта, как показывает успешный опыт многих стран, является результатом социальных процессов и деятельности организованных соседств и муниципалитетов. Не государства, а самих жителей и их квалифицированных представителей.
Эти практики исключают ошибки и неэффективные затраты, опираются на постоянный общественный контроль, мониторинг и механизмы обратной связи. Создание качественной среды «для всех» предполагает возрождение институтов соседств и местного самоуправления. В отсутствие этих институтов, действия по созданию жилой среды будут носить искусственный, имитационный и неустойчивый характер. В Проекте такие институты не упоминаются. В нем не упоминается и среда коммерческих, индустриальных, и деловых зон и центров, которая качественно отличается от жилой среды, создается усилиями бизнеса, и с темой жилья связана косвенно.
Содержащиеся в Проекте обещания и пожелания «снизить административную нагрузку», усовершенствовать законодательно-нормативная базу и открыть путь к инновациям, новым технологиям, звучат заклинаниями и реальных предложений или угроз для сложившейся системы не содержат. Дальнейшее движение обещает быть сугубо инерционным.
Итак, в отличие от президентского Указа, носящего отчетливо социальную направленность, «Национальный проект «Жилье и городская среда» отражает преимущественно интересы большого девелоперского бизнеса, на который возлагается едва ли выполнимая задача удвоения объема ввода многоквартирных домов. Преодоление отставания от стран-лидеров в обеспечении доступным жильем, решение важнейшей социальной задачи, по сути, заменяется программой стимулирования продаж однотипного архаичного продукта.
Комплексное обновление социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры жилья вытесняется заботой об открытых пространствах, финансируемых из государственного, федерального или регионального, бюджетов. Программы благоустройства закрепляют муниципалитеты в роли просителей, исключают формирование устойчивых механизмов саморазвития. Проект носит избирательный, если не дискриминационный характер, не учитывает интересы наименее защищенных и наиболее нуждающихся групп: жителей села, малоимущих, пожилых, молодых и т.п. Проект сохраняет сложившуюся систему отношений в сфере жилищного строительства, и не предполагает изменений, способствующих повышению роста качества и количества жилья.
Содержанием, методикой подходов, желанием дать единственное, простое, универсальное решение сложной задачи, Проект напоминает документы советских времен, оснащенный лишь новый риторикой, и не содержащий, в отличие от советских прототипов, ясно сформулированных социальных эффектов или результатов.
Источник: ardexpert.ru
Нацпроект по жилью: проблемы и риски
Реализация масштабного национального проекта по строительству жилья может привести к ускоренному росту цен на недвижимость, долговой нагрузки населения и кредитных рисков банков. А бурный рост рынка может закончиться его падением после завершения нацпроекта.
Проблемы и риски увеличения строительства жилья за счет кредитного финансирования
Финансирование строительной отрасли, %
Распределение строящихся объектов по уровню
риска невозврата кредита, %
Собственные средства застройщиков
Источник: EY, ДОМ.РФ, Банк России
объектов по уровню
риска невозврата кредита, %
Источник: E но с 2016 г. ввод жилья ежегодно снижался. К 2017 г. степень износа основных фондов на крупных и средних предприятиях выросла до максимальных значений (52,1%) за десятилетие. Потенциал роста ввода жилья, исходя из максимального уровня загрузки мощностей в 2015 г., может составить не более 50 млн кв. м ежегодно, в то время как в нацпроекте предусматривается рост до 54,8 млн кв. м в 2019 г. и 64,9 млн кв. м в 2020 г., а к 2024 г. – до 80 млн кв. м. Дополнительные объемы строительства могут быть реализованы только благодаря созданию новых мощностей, на что потребуются время и финансовые ресурсы.
Если предложение жилья в новостройках резко просядет при переходе к новым условиям финансирования, а спрос возрастет за счет масштабных программ субсидирования ипотеки, это может привести к быстрому росту цен на жилую недвижимость.
Ограничения спроса
Цели, поставленные в нацпроекте, предполагают сохранение и даже ускорение темпов роста ипотечного кредитования. Однако, во-первых, основной объем спроса, поддерживаемого ипотекой, придется на вторичный рынок жилья, а не на приобретение квартир в новостройках. Во-вторых, дальнейший быстрый рост ипотеки без накопления рисков для финансовой стабильности, без чрезмерного роста долговой нагрузки населения возможен лишь при значительном ускорении роста доходов населения одновременно с замедлением роста потребительского кредитования и снижении ставок по таким кредитам.
Стимулирование ипотеки может привести к росту спроса на вторичном рынке, а не на новостройки. Для выхода на целевой ориентир 2024 г. по объему строительства жилья, профинансированному за счет ипотечных кредитов (53 млн кв. м), задолженность по ипотеке должна ежегодно расти не менее чем на 22–23% в год в течение 6 лет, при условии что треть ипотечных кредитов будет выдаваться на покупку жилья в новостройках (в 2018 г. – 28%). Нацпроект предполагает увеличение доли ипотеки на покупку в новостройках до 50%. В реальности эта доля может не вырасти и даже снизиться: повышение доступности ипотеки ведет к переориентации спроса на готовое жилье. В 2018 г. почти 56% сделок в новостройках и 49% на вторичном рынке совершались с помощью ипотеки, однако доля сделок с ипотекой на вторичном рынке стремительно растет: в 2018 г. – на 43%, тогда как на первичном рынке – на 18%.
Темп роста цен на жилье будет выше темпов роста доходов населения. Это может стать естественным ограничителем роста спроса на жилье. В национальном проекте предполагается повышение цен на жилье в среднем на 6% в год (в 2019–2022 гг. – на 9%), что гораздо выше ожидаемых инфляции и динамики доходов населения.
В случае роста цен на жилье, опережающего рост доходов, жилье станет недоступным для части потенциальных покупателей. Например, с точки зрения ипотечного платежа выигрыш от снижения ставки по ипотеке на 1 п.п., с 10 до 9%, компенсируется ростом номинальной цены недвижимости на 6%. К тому же ускоренный относительно инфляции рост цен на жилье потребует больших накоплений для выплаты первоначального взноса при покупке жилья в ипотеку.
Долговая нагрузка населения может существенно повыситься. При сохранении или ускорении текущих темпов роста ипотеки совокупный платеж по всем кредитам физических лиц может вырасти к 2024 г. с текущих 10 до 11% от доходов (при отсутствии роста задолженности по другим кредитам, кроме ипотечных, и снижении средней ставки по кредитам физлицам на 2 п.п.). То есть превысит максимальный уровень долговой нагрузки, достигнутый к концу 2014 г. (10,2%). Это либо еще сильнее снизит норму сбережений, либо будет сдерживать рост потребительского спроса. Для сохранения долговой нагрузки на уровне 2018 г. реальные доходы населения в 2019–2024 гг. должны будут расти в среднем почти на 4% в год – в два раза быстрее, чем предполагается в прогнозе Минэкономразвития.
Предполагаемые объемы покупки жилья за счет собственных средств населения выглядят маловероятными. Заложенные в нацпроекте ориентиры подразумевают рост объема строительства в том числе и за счет собственных средств населения – на 30% за 6 лет. Согласно прогнозу Минэкономразвития, за 6 лет до 2024 г. кумулятивный рост реальных располагаемых доходов населения составит 12,7%. Планируемый рост спроса на жилье, обеспеченного собственными ресурсами, требует ускоренного формирования накоплений, что малореально, особенно учитывая планируемое увеличение долговой нагрузки по ипотечным кредитам, обслуживание которых будет уменьшать возможности для сбережений.
Платежеспособный спрос на ипотеку постепенно исчерпывается. В I квартале 2019 г. в выданных новых кредитах с 28 до 40,6% выросла доля ипотечных кредитов с невысоким первоначальным взносом – от 10 до 20%. Это косвенно указывает на распространение ипотеки на менее платежеспособные категории населения.
В среднем на одно домохозяйство в 2018 г. приходилось больше одной квартиры – 1,1, обеспеченность жильем распределена по регионам достаточно равномерно. Часть «избытка» квартир может объясняться неразвитостью рынка аренды: собственники квартир могут годами продавать свою недвижимость, покупавшуюся в инвестиционных целях, квартиры пустуют, фактически уменьшая доступный объем жилищного фонда. При наличии более развитой инфраструктуры рынка и большего доверия к институту аренды происходило бы более эффективное перераспределение жилья от тех, у кого излишки, к тем, у кого нехватка (в том числе через ипотеку), без создания дополнительного спроса на первичном рынке.
Форсированный рост ипотеки может привести к быстрому исчерпанию потенциала спроса на покупку жилья на первичном рынке в ближайшие 7–9 лет. По данным ВЦИОМ и ДОМ.РФ, в 2018 г. около 15 млн российских семей готовы были рассмотреть ипотечные кредиты для покупки жилья в ближайшие 5 лет, из них только 5,6 млн семей готовы брать ипотеку по ставке от 8% (ориентир нацпроекта). Потенциал спроса на ипотечные кредиты при темпах ввода жилья, обозначенных в нацпроекте, может быть исчерпан уже в 2026–2028 гг. Отсутствие источников нового спроса может привести к резкому падению цен на жилье и объемов строительства за горизонтом действия национального проекта.
Некоторый потенциал роста спроса на новостройки есть в регионах с высокой долей ветхого и аварийного жилья. Реновационные программы, финансируемые из бюджетов субъектов Федерации, способны поддержать как спрос, так и предложение на рынке первичного жилья, однако большинство субъектов Федерации не имеет финансовых ресурсов для запуска таких программ.
Важно разработать меры по смягчению ограничений со стороны как спроса, так и предложения. Существенные резервы для повышения финансовой устойчивости и кредитоспособности строительной отрасли, снижения себестоимости и роста эффективности строительных компаний можно найти в уменьшении регуляторной нагрузки и облегчении доступа к инфраструктуре. Со стороны спроса необходимо добиться успеха в реализации структурной политики и существенном улучшении инвестиционного климата как основы ускорения темпов роста российской экономики и доходов населения, резюмируют авторы доклада.
Источник: econs.online