Полезная информация
Данная статья описывает лишь некоторые основные проблемы и подводные камни при подготовке документации для получения разрешения на строительство и не может быть применима ко всем без исключения объектам капитально строительства. При подготовке данной статьи были использованы материалы действующих федеральных законов, нормативно-правовых актов и личный опыт нашей компании.
Данный документ не является руководством к действию и не несет официального характера.
2. ПОДГОТОВКА
Прежде, чем приступить к проектированию и строительству объекта, предлагаем прочитать несколько полезных советов дабы избежать множества неприятностей в этом сложном и мудреном процессе.
1. Если вы находитесь на этапе выбора земельного участка, перед принятием решения по его освоению настоятельно советуем определить техническую возможность использования рассматриваемого участка для вашего конкретного случая:
— узнайте назначение земельного участка, совпадают ли виды разрешенного использования участка с функциональным назначением вашего объекта. Для того чтобы узнать назначение участка, необходимо обратиться к генеральному плану поселения в котором расположен участок и изучить правила землепользования поселения.
разрешение на строительство линейных объектов
— уточните нет ли на рассматриваемом участке ограничений и обременений (инженерных коммуникаций и их охранных зон, красных линий градостроительного регулирования, зон с особыми условиями и т.д.)
— определите есть ли техническая возможность завести на участок сети энергообеспечения (вода, канализация, электрика, теплосеть, газ).
— проанализируйте возможность подъездов к участку и организации парковочных мест для стоянки автомобилей.
— оцените санитарную обстановку в округ участка, важно, чтобы расположенные вблизи объекты не оказывали вредного влияния своими санитарно-защитными зонами на ваш будущий объект, а также санитарная зона вашего объекта не заходила на жилые районы или предприятия других назначений отличных от вашего.
Оценив пригодность участка для размещения планируемого объекта, самое время заняться инженерными изысканиями. (Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Ст. 47, ФЗ №190, Градостроительный кодекс РФ). Многие застройщики при строительстве небольших объектов экономят на изысканиях, поручая проектировщику рассчитать фундаменты и посадить здание по опыту. Учтите, вы толкаете проектировщика на нарушения закона РФ и сами его нарушаете, а так же начинаете строительство положившись на «авось».
3. ИЗЫСКАНИЯ
Для оценки грунтов и возможности расчета фундамента здания необходимо выполнить инженерно-геологические изыскания, для корректного размещения объекта в плане, а также организации оптимальных решений по вертикальной планировки следует подготовить инженерно-геодезические изыскания и топографический план. В большинстве случаев для разработки проектной документации требуются инженерно-экологические изыскания.
Если вы планируете строительство, связанное с существующими объектами капитального строительства или частями строительных конструкций, потребуется выполнить еще и обследование существующих конструкций и разработать отчет о техническом состоянии, а так же обмерные работы конструкций.
Параллельно с выполнением изысканий, необходимо заказать градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), его разрабатывает отдел по градостроительству (главный архитектор) администрации населенного пункта.
Если вы в состоянии самостоятельно оценить потребности объекта в энергоресурсах, можно обратиться в сетевые организации за техническими условиями на технологическое присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Если такой возможности у вас нет, то наступил момент обратиться к проектировщикам.
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Собрав все основные документы, вы приходите в проектную компанию. Практически любой застройщик старается сэкономить на проекте, но задумайтесь, а оправдает ли себя такая экономия? Ведь именно от качества проектной документации и решений, заложенных в ней, зависит экономика будущего объекта, как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации. Учитывая, что стоимость проекта составляет не более 10% от общей стоимости объекта, нужно как следует взвесить все за и против, прежде чем принимать решения по экономии на проектировании.
Если у вас нет четкого представления о том, что из себя будет представлять проектируемый объект, советуем начать с эскизного проекта (предпроектного предложения), на этом этапе можно определить и необходимые потребности по энергетике для получения технических условий. Для строительства в Москве эскизный проект будет в любом случае необходим для согласования с Москомархитектурой.
После разработки и утверждения эскизного проекта можно приступать к проектированию. Объем проектной документации определяется ст. 48, Градостроительного кодекса РФ .
Если необходима экспертиза проектной документации проектируемого объекта, состав проекта определяется Постановлением Правительства №87, на сегодняшний день перечень разделов для экспертизы следующий:
При подготовке проектной документации в Москве потребуется еще «Технологический регламент по обращению с отходами строительства».
В редких конкретных случаях потребуются дополнительные разделы проектной документации.
Если экспертиза проектной документации не требуется то для получения разрешения на строительство можно обойтись минимальным пакетом документов:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
(Ст. 51 Градостроительного кодекса РФ)
5. ЭКСПЕРТИЗА ИЛИ НЕ ЭКСПЕРТИЗА
Существует множество мифов относительно того, надо нести проект в экспертизу или нет. Все это зависит от определенных параметров проектируемого объекта капитального строительства и определяется нашим любимым Градостроительным кодексом РФ ст. 49.
Говоря простым языком экспертиза не требуется для:
— индивидуальных жилых домов на одну семью площадью не более 1500м 2 и этажностью не более 3 (включительно), сблокированных жилых домов с теми же параметрами количеством до десяти в одной секции;
— многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
— отдельно стоящих* объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, если объект не относится к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
* — если вы пристраиваете, встраиваете или надстраиваете свой объект к существующему ранее, то действие данного пункта на вас не распространяется, т.е. ваш объект не является отдельностоящим.
— отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон*.
* — тут скрыто самое интересное, любой объект производственного назначения согласно СанПиНу имеет санитарно-защитную зону (СЗЗ). К примеру у вас есть участок 6 соток, вы хотите построить на участке склад площадью 100 м 2 , минимальная СЗЗ для складских зданий — 50 м, в соответствии с тем же СанПиНом, СЗЗ откладывается от границ земельного участка, т.е. априори выходит за границы земельного участка, а значит данный пункт градостроительного кодекса вам опять не подходит и соответственно, для склада 100м 2 расположенного на земельном участке 6 соток необходимо выполнить инженерные изыскания, собрать исходно-разрешительную документацию, разработать проектную документацию в соответствии с градостроительным кодексом и провести экспертизу проекта, и только в этом случае на законных основаниях вы сможете претендовать на получение разрешения на строительство вашего объекта.
6. РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
Получить разрешение на строительство проделав весь нелегкий путь описанный выше, казалось бы не так то и сложно, но и тут наше любимое государство не дает нам заскучать. Дело в том, что с недавних пор разрешение на строительство в местных муниципальных органах власти можно получить только с разрешения областных правительств и министерств.
И тут начинается самое интересное. Вы, как добропорядочный гражданин, ответственный застройщик, сдаете документацию для получения разрешения на строительство, документы ваши передают в областное правительство или министерство. Проходит, неделя, месяц, ответа нет. Вы начинаете настоятельно выяснять судьбу ваших документов но в итоге оказывается, что ими ни кто и не занимался вовсе, т.к. вы не представили презентацию по вашему объекту, по некой форме известной лишь областному правительству и не разработали технико-экономическое обоснование своего проекта. Вы судорожно готовите указанные документы и сдаете их для получения разрешения, проходит месяц, другой, полгода и вуаля, областное правительство дает добро на подготовку разрешения на строительство или не дает.
Удачи вам уважаемые проектировщики, заказчики, застройщики, девелопперы и все хорошие люди!
ИсточникНужно ли разрешение на строительство линейного объекта?
Когда не требуется разрешение на строительство линейного объекта?
Это в т. ч. водопроводы и водоводы диаметром до 500 мм, линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм, автодороги IV и V категории, местные улицы, местные дороги, проезды улично-дорожной сети сельских поселений, пешеходные улицы и площади городов, парковые дороги, проезды, велосипедные дорожки.
Нужно ли получать разрешение на строительство линейного объекта?
в силу специального закона субъекта РФ строительство отдельных линейных объектов осуществляется без оформления разрешения на строительство.
Нужно ли разрешение на строительство Волс?
Однако, в процессе осуществления данных работ встал вопрос о необходимости получения разрешения на строительство волоконно-оптической кабельной линии. ст. 17 ч. 2 Градостроительного кодекса РФ указывает, что не требуется разрешение на строительство объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Какие объекты не требуют разрешения на строительство?
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, .
В каком случае не требуется выдача разрешения на строительство гаража?
Согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением
Нужно ли получать разрешение на строительство при реконструкции?
Выдача разрешения не требуется в случае реконструкции: . нежилых зданий и помещений, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Когда требуется получение разрешения на строительство?
В целом, разрешение на строительство требуется при возведении или реконструкции практически любого объекта капитального строительства. . Так получение разрешения на строительство всегда будет необходимо при строительстве жилого дома, причем не важно: индивидуального или многоквартирного.
Нужно ли разрешение на строительство в 2020 году?
Сейчас необходимо лишь проинформировать власти о своих намерениях посредством подачи специального заявления – уведомления о планируемом строительстве. . Об этом сказано в ст. 51 (ч.
Какие объекты относятся к линейным сооружениям?
Линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Как внести изменения в разрешение на строительство?
- Заявление о внесении изменений в разрешение на строительство, либо уведомление о переходе прав на земельный участок или об образовании земельного участка .
- Документ, удостоверяющий личность заявителя .
- Копия доверенности
Что значит срок действия разрешения на строительство?
Для индивидуального жилищного он составляет десять лет, для остальных объектов определяется проектом организации строительства. . Кодекс 1998 года предусматривал выдачу разрешения на строительство сроком на три года.
Что необходимо для получения разрешения на строительство?
Разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять .
Нужно ли разрешение на строительство нежилого здания?
Получение разрешения на строительство нежилого здания в 2020 году – какие документы потребуются Нежилые постройки подразделяются на несколько типов. Для одних построек получение разрешения на возведение просто обязательно, для других же оно не требуется.
Нужно ли разрешение на строительство бани?
Согласно законодательству Вам не требуется получение разрешения на строительство для постройки гаража, подсобного помещения, сарая или бани. . Вы можете зарегистрировать право собственности на баню по налоговой декларации в упрощенном порядке.
ИсточникПорядок оформления разрешительной документации на лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ).
Частью 3 статьи 45 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении, такие линейные объекты.
Права на землю должны быть оформлены на все лесные участки в границах земель лесного фонда, на которых расположены линейные объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Постановка на государственный кадастровый учет является обязательной процедурой при предоставлении лесных участков для целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, в том числе для использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (на срок более одного года).
Правоотношения в области предоставления лесных участков в силу статьи 9 Лесного кодекса РФ регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ), если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Следует отметить, что, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществляется предварительное согласование предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ), в соответствии с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренной статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
При этом в целях размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно части 6 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 указанной статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
В силу статьи 43 Градостроительного кодекса РФ установлено, что текстовая часть проекта межевания территории включает в себя целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков).
При подготовке проекта межевания территории в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков их местоположение, границы и площадь определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Согласно части 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Также указанной статьей установлены уполномоченные органы, которые утверждают документацию по планировке территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Лесного кодекса при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесного участка, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
По результату предоставления заявителем в адрес Минлесхоза РБ согласованного и утвержденного уполномоченным органом проекта межевания территории, осуществляется принятие решения о предоставлении лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на срок от одного года до сорока девяти лет (требуется постановка на государственный кадастровый учет).
На основании принятого Минлесхозом РБ решения о предоставлении лесного участка заинтересованному лицу осуществляется подготовка и подписание договора аренды лесного участка.
Типовой договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утвержден приказом Минприроды России от 20.12.2017 г. № 693 (приложение № 14). После подписания договора аренды лесного участка в течение 14 дней обеспечивается государственная регистрация права аренды лесного участка (в случае заключения договора аренды лесного участка на срок не менее 1 года).
В течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды заявителем обеспечивается разработка и представление в адрес Минлесхоза РБ проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы согласно статье 89 Лесного кодекса РФ. По результату получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов, заявителем обеспечивается подача лесной декларации в соответствии со статьей 26 Лесного кодекса. Обращаем внимание, что освоение лесного участка возможно только после подачи лесной декларации.
Кроме того, Минлесхоз РБ считает необходимым разъяснить вопрос реализации древесины.
Согласно статье 20 Лесного кодекса РФ, право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 — 46 Лесного кодекса РФ, принадлежит Российской Федерации.
Древесина, полученная при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, реализуется согласно постановлению Правительства РФ от 23.07.2009 г. № 604.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию древесины, которая получена при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества по Республике Башкортостан). При этом, присвоение древесины, полученной при использовании лесов в вышеуказанных целях, будет рассматриваться как хищение собственности Российской Федерации.
Кроме того, в случае необходимости размещения линейных объектов, (в частности дорог) проходящих через лесные участки, по целевому назначению лесов, которые отнесены к лесопарковой части зеленой зоны или лесохозяйственной части зеленой зоны, следует принимать во внимание следующие обстоятельства.
Согласно статье 114 Лесного кодекса РФ, в лесопарковой части зеленой зоны и зеленых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Таким образом, размещение дорог в лесопарковых и зеленых зонах запрещается.
Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон» (далее – Порядок).
В целях дальнейшей возможности размещения дорог на лесных участках по целевому назначению лесов, которые отнесены к лесопарковой или зеленой зоне, необходима процедура изменения их границ. Согласно вышеуказанному порядку, подготовка документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны осуществляется по инициативе заинтересованного лица (является возмездной).
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса РФ, лица, использующие леса в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Материал подготовлен Отделом арендных отношений и землепользования Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан
Источник