1. Лекция 4 Тема: Транспортные погрузочно-разгрузочные машины
2. План:
1. Виды и общая характеристика
строительного транспорта.
Преимущественные области
применения
2. Специальные транспортные
средства. Назначение, области
применения. Схемы
устройства. Принцип работы
3. Погрузочно-разгрузочные машины.
Назначение, схемы устройства, принцип
работы автопогрузчиков, одноковшовых,
фронтальных, полуповоротных и
многоковшовых погрузчиков
3. 1. Виды и общая характеристика строительного транспорта. Преимущественные области применения
Основной этап
строительного процесса
доставка к месту производства работ строительных
материалов, изделий, конструкций, оборудования
транспортными машинами
грузовые
машины
прицепные
транспортные
средства
автосамосвалы
колесные
тягачи
полуприцепные
транспортные
средства
4 Экстремально Больших Подъемных Кранов — Тяжелая Техника в Работе
• В строительстве для перемещения грузов
используются наземный, водный и воздушный
виды транспорта. Свыше 90 % перевозок на
объекты строительства осуществляется
наземным транспортом: автомобильным,
железнодорожным и трубопроводным. Выбор
типа транспортных средств определяется
характером и количеством перемещаемых
грузов, дальностью перевозок и временем,
отведенным на их доставку.
• Автомобильный транспорт. Это наиболее
мобильный и массовый вид транспорта. С его
помощью строительные грузы доставляются без
перегрузок непосредственно на строительные
объекты. На долю автомобильного транспорта,
тракторов и колесных тягачей приходится более 82
% перевозок грунта, строительных материалов,
длинномерных грузов, строительных конструкций,
технологического оборудования и строительных
машин. Расходы только на автомобильный
транспорт составляют 12. 15 % стоимости
строительно-монтажных работ, достигая в
отдельных случаях и значительно больших величин.
• Железнодорожный транспорт. Железнодорожным транспортом
осуществляют массовые перевозки строительных грузов и
оборудования при сосредоточенном строительстве крупных объектов
с расстоянием перевозки не менее 200 км. Им выполняют внешние,
внутрикарьерные, технологические перевозки. Транспортирование
грузов по железным дорогам осуществляется в вагонах общего
назначения (полувагонах, платформах, крытых) и специального
назначения (цистернах, вагонах-самосвалах). Выбор типа вагонов
ведется с учетом различных требований: сохранности перевозимого
груза, механизации погрузки и выгрузки, необходимостью
взвешивания и т. д. Грузоподъемность подвижного состава
определяется допустимой нагрузкой оси вагонов на рельсы. Нагрузка
оси вагонов на рельсы, выход которых допускается на пути МПС, не
Мобильные модульные мини дома 2023. Большой бизнес на строительстве маленьких домиков. Tiny House
должна превышать 220 кН. Нагрузка оси вагонов на рельсы, которые
обращаются только по путям предприятий, карьеров и заводов, может
превышать 220 кН
• Водный транспорт. Им строительные грузы перемещаются на
речных и морских судах. Речные суда используются на
внутренних водных путях между речными и морскими портами
при сосредоточенном строительстве крупных объектов в
прибрежных районах и имеющих специальные портовые
сооружения, где грузы перегружаются на автомобильный и
железнодорожный транспорт. Грузовые речные суда в
зависимости от наличия силовой установки бывают
самоходные и несамоходные. Самоходные суда разделяют на
сухогрузные и нефтеналивные (танкеры). Грузоподъемность их
достигает 1000 т. Несамоходные суда подразделяются на баржи
и секции. Секционные составы перемещаются толканием,
баржи — толканием и буксировкой
Воздушный транспорт (грузовые самолеты, вертолеты и дирижабли). Его
применяют при строительстве в труднодоступных районах страны (Западная
Сибирь, Крайний Север) при отсутствии наземных и водных путей или при
невозможности их использования по климатическим условиям. Наибольшее
применение получили вертолеты. Грузы располагают внутри фюзеляжа, а
негабаритные грузы или в случае отсутствия посадочной площадки — на
системе внешних подвесок. Грузоподъемность, дальность и скорость полета
зависят от взлетной массы вертолета, по которой они разделяются на классы.
Вертолеты различных классов стали все шире использоваться при
сооружении высотных объектов (телебашен, ретрансляторов, доменных
печей, труб и др.), а также при установке на фундаменты колонн, реакторов,
опор линий электропередач. Они оборудованы системой внешних подвесок, а
для удобства ведения монтажных работ — дополнительной кабиной, из
которой пилотом-оператором ведется управление вертолетом и операциями
по монтажу конструкций. Максимальная взлетная масса вертолетов
составляет примерно 43 т, максимальная масса груза на внешней подвеске —
11т.
• Конвейеры и пневмотранспортные установки также
относятся к основным видам транспортирующих
машин, применяемых в строительстве. Конвейерами
перемещают сыпучие кусковые материалы, штучные
грузы, а также пластичные смеси бетонов и растворов. В
пневмотранспортных установках мелкий или
порошкообразный материал перемещается по трубам
во взвешенном в потоке воздуха состоянии или в
специальных контейнерах с заключенным в них
материалом. Свойство многих порошкообразных и
пылевидных материалов — приобретать подвижность
при насыщении их воздухом — широко используется в
разгрузчиках цемента, автоцементовозах и других
машинах.
характером перевозимых грузов
Выбор типа
транспортных
средств определяется:
количеством перевозимых грузов
дальностью перевозок
состоянием дорог и временем,
отведенным на их доставку
Автомобили, тракторы,
тягачи используют:
для грузоперевозок
в качестве базы для
навесного оборудования
как тяговые средства
прицепных и полуприцепных
строительных машин
Транспортные средства
ленточные конвейеры
для перемещения непрерывным потоком в
горизонтальном или наклонном направлениях
сыпучих, мелкокусковых и мелкоштучных
материалов, а также растворов и бетонной смеси при
температуре окружающего воздуха от -40 до +40 С.
пластинчатые
конвейеры
11. Производительность строительного транспорта:
Пт = 3600 *S* *V
S – площадь поперечного сечения
— плотность
V – скорость транспортирования конвейером
12. Грузовые автомобили:
большая скорость
передвижения
(до 80 км/ч)
маневренность
приспособлены для работы с
прицепами и полуприцепами
общего и специального назначения
могут быть оснащены
погрузочно-разгрузочными
механизмами
малый радиус
поворота
преодолевают крутые
подъемы и спуски
Грузоподъемность
отечественных бортовых
автомобилей составляет от 0,8
до 14 тонн
13. Грузовые автомобили
Главным параметром
определяющим конструкцию
автомобиля, является нагрузка на
одиночную ось.
Грузовые автомобили общего
назначения
А) с открытой платформой и бортами;
Б) повышенной проходимости;
В) тягач с седельно – сцепным
устройством.
Общее устройство:
1.
2.
3.
двигатель;
кузов;
шасси.
15. Тракторы
применяются для транспортирования
на прицепах строительных грузов и
оборудования по грунтовым и
временным дорогам, вне дорог, в
стесненных условиях
Главный
параметр
для передвижения и
работы навесных
строительных машин
максимальное тяговое
усилие на крюке
По конструкции ходового оборудования
гусеничные тракторы
колесные тракторы
16. Пневмоколесные тракторы
большая скорость
движения (до 40 км/ч)
маневренность
Трактор
“Беларусь”
высокая
мобильность
транспортная
машина
база для установки различного навесного
оборудования, применяемого при
производстве строительно-монтажных
работ небольших объемов на
рассредоточенных объектах
Давление на грунт:
РПК = 0,2… 0,4 МПа
Мощность двигателя:
47 – 220 кВт
17. Гусеничные тракторы
значительное тяговое
усилие на крюке
малое удельное
давление на грунт
(0,02…0,06 Мпа)
надежное сцепление
гусеничного хода с грунтом
скорость движения не
превышает 12 км/ч
высокая
проходимость
мощность двигателя
до 600 кВт
18. Трактора
19. Пневмоколесные тягачи
предназначены для работы с различными видами
навесного и прицепного строительного оборудования
простые в конструкции
долговечны
Мощность двигателя до 880 кВт
Скорость: до 50 км/ч
хорошая
маневренность
рама выполнена шарнирносочлененной, что позволяет
выполнять повороты с малым
радиусом
20. Пневмоколесные тягачи
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
20.10.2021
Гидрораспределитель
Опорно – сцепное устройство
Вертикальный шкворень
Гидроцилиндры
Масляный насос
Двигатель
Раздаточная коробка
Гидротрансформатор
Коробка перемены передач
Карданный вал
Дифференциал
Карданный вал
Полуось
Планетарный редуктор
Кафедра технической механики
20
21. 2. Специальные транспортные средства
приспособлены для перевозки одного или
нескольких однородных грузов
Отличаются:
— специальными условиями транспортировки
— способами крепления
— механизацией погрузочно-разгрузочных работ
Достоинства:
— повышение эффективности и качества
строительства
— снижение себестоимости перевозок
— минимум потерь строительных материалов и
полуфабрикатов
22. Специализированныеные транспортные средства:
1) Автосамосвалы:
перевозят строительные грузы в металлических
кузовах с корытообразной, трапециевидной и
прямоугольной формой поперечного сечения,
принудительно наклоняемых при разгрузке с
помощью подъёмного механизма назад
Грузоподъемность: 4 – 12 тонн
2) Автомобилисамопогрузчики (а):
оборудуются бортовыми
кранами-манипуляторами
или качающимися
порталами
3) Автомобиликонтейнеровозы (б):
погрузка и разгрузка перевозимых тарных грузов
перегрузка грузов на рядом расположенные автомобили
и прицепы с помощью гидравлических погрузочноразгрузочных устройств
Предназначены для транспортировки контейнеров.
Грузоподъемность: до 5 тонн
4) Панелевозы:
выполнены в виде прицепов
к автотягачам
предназначены для перевозки
панелей, плит перекрытия и
лестничных маршей
а) полуприцеп;
б) трапецевидный;
в) с опорными площадками;
г) с боковыми наклонными
касетами;
д) с рамными прицепами
5) Битумовозы,
автогудронаторы:
предназначены для перевозки жидких
вяжущих материалов (битум, гудроны) в
разогретом состоянии (200 С)
Емкость битумовоза: от 3500 до 7000 л
6) Трубовозы,
плетевозы:
предназначены для транспортировки труб
длиной от 6 до 12 м, а также сварных секций
из труб (плетей) длиной от 24 до 36 м
7) Фермовозы:
предназначены для перевозки ферм
длиной от 12 до 30 м, высотой до 2,5 м
Грузоподъемность: 10 – 22 т.
8) Сантехкабиновозы:
предназначены для перевозки
объёмных элементов жилых и
промышленных зданий,
технологического оборудования и
контейнеров
26. Автопоезд для перевозки труб
а) седельный тягач;
б) полуприцептрубовоз;
в) стрела
полуприцепа
1- седельный тягач;
2- гидравлический
разгрузочный
механизм;
3- предохранительный
щит;
4- трубы;
5-полуприцеп-трубовоз;
6-откидные опоры;
7- телескопический
гидроцилиндр;
8- грузовой захват;
9-телескопическая
стрела.
27. Сантехкабиновоз
Автопоезд-фермовоз
1- ручная лебедка; 2- рама кассетного типа; 3- ферма; 4- двухосная задняя
управляемая тележка; 5- передвижная опора полуприцепа
Сантехкабиновоз
28. 3. Погрузочно-разгрузочные машины
Строительные
погрузчики
собой самоходные универсальные
машины, предназначенные для:
для перемещения грузов на
небольшие расстояния и
выполнения землеройнопогрузочных, монтажных и
вспомогательных работ
выполнения погрузочноразгрузочных работ с
различными видами грузов
Одноковшовые
погрузчики
погрузка-разгрузка
перемещение и складирование
насыпных или мелкокусковых
материалов
погрузка в автосамосвалы
неслежавшихся грунтов
Рабочий орган
ковш
Фронтальные
погрузчики
выполнены на пневмоходу
обеспечивают разгрузку ковша
вперед (со стороны разработки
материала) на любой отметке в
пределах заданной высоты
1. кабина оператора 2. силовая установка
3. редуктор отбора мощности 4. ведущие
мосты 5. сочлененная рама 6.
гидроцилиндр подъёма и опускания
стрелы 7. стрела
8. ковш 9. коромысло 10. гидроцилиндр
поворота ковша 11. тяга
Ходовое оборудование колесных
погрузчиков имеет все четыре
ведущих колеса
Опорная рама шарнирно-сочлененная
31. Сменные рабочие органы и навесное оборудование одноковшовых строительных пневмоколесных погрузчиков:
Малогабаритные
универсальные погрузчики
монтируют на самоходных
шасси с бортовым поворотом
предназначены для трудоемких
малообъемных земляных
погрузочно-разгрузочных,
подготовительных,
вспомогательных и специальных
работ в особо стесненных условиях
строительства
Совершают бортовой разворот на
месте на 180 , при ширине рабочей
зоны 4 м
Максимальная производительность от
25 до 35 м3/ч – достигается при
дальности транспортировки 30 – 40 м
1. суппорт 2. стрела
3. гидроцилиндр поворота суппорта с рабочим
органом 4. рычаг 5. тяга 6. два гидроцилиндр
подъёма и опускания стрелы 7. полупортал
33. Сменные рабочие органы малогабаритных погрузчиков:
Вилочные универсальные
погрузчики (автопогрузчики)
применяются для погрузочно-разгрузочных
работ и штаболирования штучных и
пакетированных грузов на открытых
площадках с твердым покрытием
Обеспечивают подъем груза
на высоту от 4 до 6 м
1. сменный рабочий орган 2. ведущие двухскатные колёса 3.
гидравлический грузоподъёмник 4. двигатель внутреннего сгорания
5. противовес 6. задние управляемые односкатные колёса 7.
грузовые цепи 8. звёздочки 9. основная рама 10,11 гидроцилиндр
12. выдвижная рама 13. грузовая каретка
Многоковшовые строительные
погрузчики
выполнены самоходными
применяются для механической
погрузки в транспортные средства
сыпучих и мелкокусковых
материалов (песка, гравия, шлака,
щебня)
для засыпки траншей и
фундаментных пазух
свеженасыпным грунтом
1. пневмоколесное шасси 2. отвал 3.
подгребающий винтовой (шнековый)
питатель 4. ковшовый конвейер 5.
ленточный разгрузочный конвейер
Разрабатывают материал ротором с
подгребающими дисками или лапами,
с подгребающими шнеками или
многоковшовым конвейером
Главный параметр- техническая производительность
36. Дополнительный материал
37. Конвейер ленточный роликовый желобчатый стационарный КЛС
Предназначен для транспортировки сыпучих и кусковых
материалов (песок, щебень). Производительность от 5 до 430 т/ч.
Ширина ленты от 500 до 1400 мм. Скорость ленты от 0,5 до 3
м/с. Мощность двигателя от 3 до 75 кВт
38. Питатель шнековый типа ПШ
Конвейер используется для подачи сыпучих продуктов в весовые
дозаторы, смесители и другие устройства. Производительность от 1 до
104 м3/ч. Мощность электродвигателя от 0,75 до 90 кВт.
39. Элеватор ленточный ковшовый
Элеваторы ковшовые ленточные
применяют для перемещения
насыпных грузов – пылевидных,
зернистых, кусковых грузов на
высоту до 36 метров. Элеватор
используют только для подъема
грузов от начального до конечного
пункта без промежуточной
загрузки и разгрузки.
40. Вибрационный конвейер
Вибрационный конвейер предназначен для перемещения груза
путем воздействия направленных колебаний, возбуждаемых
парой вибраторов. Производительность (песок) до 5 т/ч. Масса
400 кг. Потребляемая мощность 2*0,37 кВт
41. Пневмотранспортная установка
42. Автоцементовоз АЦТ-17
43. Прицеп роспуск одноосный 1-Р-5 для перевозки леса в хлыстах, труб и опор
44. Полуприцеп панелевоз с наклонной площадкой 949623 грузоподъемностью 16,8 т
45. Автопогрузчик с гидростатической трансмиссией МЗ В35Н грузоподъемностью 3,5 т
46. Амкодор 320
Техническая характеристика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Грузоподъемность, т – 1,8
Вместимость ковша, м3 – 0,95
Максимальная высота
разгрузки ковша, мм – 2350
Мощность двигателя, кВт – 60
Рулевое управление –
шарнирно – сочлененная рама
Тип трансмиссии –
гидрообъемная
Максимальное давление в
гидросистеме, МПа — 20
47. Амкодор 325
Техническая характеристика
1.
2.
3.
4.
5.
Максимальная
грузоподъемность, кг – 2500
Объем ковша, м3 – 1,4
Мощность двигателя, кВт – 73,5
Трансмиссия –
гидромеханическая
Рулевое управление–
шарнирно – сочлененная рама
48. Амкодор 333
Техническая характеристика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Грузоподъемность, кг – 3400
Объем ковша, м3 – 1,9
Высота разгрузки, мм – 2800
Мощность двигателя, кВт — 95
Трансмиссия – гидромеханическая
Рулевое управление – шарнирно –
сочлененная рама
49. Амкодор 371
Техническая характеристика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Максимальная грузоподъемность, кг
– 7000
Объем ковша, м3 – 3,8
Мощность двигателя, кВт – 194
Трансмиссия – гидромеханическая
Рулевое управление– шарнирно –
сочлененная рама
Высота разгрузки, мм — 3125
50. Амкодор 527
Техническая характеристика
1.
2.
3.
4.
5.
Грузоподъемность, кг – 2000/1200
Высота разгрузки, м – 6,4
Мощность двигателя, кВт – 73,5
Трансмисия гидрообъемная
Ведущие колеса — 4
51. Амкодор 37
Техническая характеристика
1. Производительность, м3/час – 300
2. Питатель – лаповый
3. Ширина захвата, мм – 2530
4. Высота погрузки, мм – 3510
5. Транспортер – скребковый, цепной,
неповоротный
6. Мощность двигателя, кВт – 60
7. Трансмиссия гидрообъемная
8. Рулевое управление – задний
управляемый мост с гидравлическим
приводом
52. Погрузчик WA – 320 (KOMATSY)
Техническая характеристика
1.
2.
3.
4.
5.
Объем ковша, м3 – 2,3
Мощность двигателя, кВт – 114
Гидросистема двухскоростная
Трансмиссия
гидромеханическая
Рулевое управление –
шарнирно – сочлененная рама
53. Погрузчик WA – 500-3 (KOMATSY)
Техническая характеристика
1.
2.
3.
Объем ковша, м3 – 5,0
Мощность двигателя, кВт – 235
Гидросистема двухскоростная
4. Трансмиссия гидромеханическая
5. Рулевое управление – шарнироно – сочлененная рама
Кафедра технической механики
Источник: ppt-online.org
Общая характеристика строительного транспорта
Для перемещения грузов в строительстве используют наземный, водный и воздушный виды транспорта, из которых наиболее массовым (более 90% всех перевозок) является наземный (автомобильный, тракторный, железнодорожный и с использованием транспортирующих средств).
На долю автомобильного транспорта приходится более 80% перевозок строительных материалов, машин и оборудования. Расходы только на автомобильный транспорт составляют 12 — 15% стоимости строительно-монтажных работ. Грузовыми автомобилями, тракторами, пневмоколесными тягачами и созданными на их базе прицепными и полуприцепными транспортными средствами общего и специального назначения осуществляются основные перевозки грузов в строительстве. Кроме того, автомобили, тракторы и тягачи используют как тяговые средства прицепных и полуприцепных строительных машин, а также в качестве базы для кранов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков, бурильных установок, коммунальных и других машин. Многие сборочные единицы серийно выпускаемых автомобилей, тракторов и тягачей широко используются в конструкциях различных строительных машин.
Тракторный транспорт применяют реже, чем автомобильный, главным образом в тех случаях, когда экономически нецелесообразно устраивать автомобильные дороги или когда по техническим причинам применение автомобилей затруднено или невозможно, например, на вывозке леса при освоении строительных площадок, при перевозках грузов по бездорожью и т. п.
Прицепы и полуприцепы являются несамоходными транспортными средствами. Их перемещают за тягачом. Нормальная к поверхности передвижения нагрузка воспринимается полностью колесами прицепов, а у полуприцепов часть этой нагрузки передается на тягач.
Транспортирующими называют технические средства непрерывного действия для перемещения массовых сыпучих и штучных грузов по определенным линейным трассам. Их делят на конвейеры и устройства трубопроводного транспорта.
Первыми перемещают грузы (сыпучие и кусковые материалы, штучные грузы, а также пластичные смеси бетонов и растворов) путем непосредственного механического воздействия на них тягового или транспортирующего органа. Конвейеры бывают ленточными, пластинчатыми, скребковыми, ковшовыми, винтовыми и вибрационными. Устройствами трубопроводного транспорта грузы перемещают в потоке жидкости или газа, а также в контейнерах — емкостях обычно цилиндрической формы, перемещаемых на колесах по рельсам внутри трубы воздушным напором. Так же в контейнерах перемещают штучные грузы. Из-за высоких капитальных вложений и жесткой привязки к месту станций погрузки и разгрузки контейнеров этот вид транспорта еще не нашел широкого применения в строительстве и в перспективе может рассматриваться в качестве технологических транспортных линий, например, в системе карьер — бетонный завод.
Все другие виды транспорта не являются сугубо строительными, но также используются для перевозки строительных грузов. Так, железнодорожным транспортом перевозят грузы в условиях сосредоточенного строительства крупных объектов при расстояниях перевозок свыше 200 км. Этот вид транспорта используют также для внутри-карьерных и технологических перевозок. Грузы перевозят в вагонах общего назначения (крытых вагонах, полувагонах, платформах) и специального назначения (цистернах, вагонах-самосвалах). Тип вагонов выбирают с учетом сохранности перевозимых грузов, механизации их погрузки и разгрузки и т. п.
Для тех же целей используют водный транспорт, которым строительные грузы перевозят на речных и морских судах. Речные суда используют на внутренних водных путях между речными и морскими портами при сосредоточенном строительстве крупных объектов в прибрежных районах при наличии специальных портовых сооружений для перегрузки грузов на автомобильный и железнодорожный транспорт.
В зависимости от наличия на судах силовой установки их делят на самоходные (сухогрузные и нефтеналивные — танкеры грузоподъемностью до 1000 т) и несамоходные (баржи и секции). Секции перемещают толканием, а баржи — как толканием, так и буксированием.
Внутренний водный транспорт, особенно при использовании судов повышенной грузоподъемности, может обеспечить высокую провозную способность при сравнительно меньших, чем железнодорожный (примерно на 35%) и автомобильный (на 65 — 80%) транспорт, затратах и тем самым существенно разгрузить железные дороги, особенно при их сезонной загрузке. Водный транспорт также незаменим в условиях отсутствия железных и шоссейных (грунтовых) дорог, в частности, в большинстве районов азиатской части РФ. Этим видом транспорта можно перевозить крупногабаритные грузы без их разборки на составные части. К основным недостаткам водного транспорта относятся: малая скорость перевозок и их сезонность, ограниченная периодом навигации.
Воздушный транспорт является наиболее дорогим, в связи с чем его используют лишь при строительстве в труднодоступных районах при отсутствии наземного и водного транспорта, в т. ч. при невозможности их использования по климатическим условиям. Для перевозок грузов воздушным транспортом используют грузовые самолеты, вертолеты и дирижабли.
Наибольшее применение в строительстве получили вертолеты. Грузы располагают внутри фюзеляжа, а негабаритные грузы и в случае отсутствия посадочной площадки — на системе внешних подвесок. Вертолеты также используют для монтажа оборудования высотных объектов (телебашен, ретрансляторов, доменных печей, труб и т. п.), а также для установки на фундаменты колонн, реакторов, опор линий электропередачи и др. Для этого их оборудуют системой внешних подвесок и дополнительной кабиной для управления вертолетом и монтажными операциями.
На всех видах транспорта строительных грузов предусматривается механизация погрузочно-разгрузочных работ, расширение контейнерных и пакетных перевозок. Непременным условием эффективности транспортировки грузов является обеспечение их сохранности в первоначальном качестве, чем предопределяются требования как к устройству транспортных средств, так и к режиму их эксплуатации. Так, например, бетонные смеси и растворы при перевозке могут расслаиваться, выплескиваться, частично терять свою пластичность, а при низких температурах окружающего воздуха — замерзать. Поэтому конструкция транспортных средств для перевозки этих грузов должна обеспечить минимальные потери при перевозках, иметь специальные устройства для побуждения, подогрева и т. п. С той же целью ограничивают время пребывания транспортных средств с грузом в пути.
Источник: megaobuchalka.ru
Общая характеристика транспортирования строительных грузов
В строительстве для перемещения грузов используются наземный, водный и воздушный виды транспорта. Свыше 90 % перевозок на объекты строительства осуществляется наземным транспортом: автомобильным, железнодорожным и трубопроводным. Выбор типа транспортных средств определяется характером и количеством перемещаемых грузов, дальностью перевозок и временем, отведенным на их доставку.
Автомобильный транспорт. Это наиболее мобильный и массовый вид транспорта. С его помощью строительные грузы доставляются без перегрузок непосредственно на строительные объекты.
На долю автомобильного транспорта, тракторов и колесных тягачей приходится более 82 % перевозок грунта, строительных материалов, длинномерных грузов, строительных конструкций, технологического оборудования и строительных машин. Расходы только на автомобильный транспорт составляют 12. 15 % стоимости строительно-монтажных работ, достигая в отдельных случаях и значительно больших величин.
Различают автомобильный транспорт общего назначения и специализированный. К транспортным средствам общего назначения относятся грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы с бортовыми не опрокидывающимися открытыми платформами, а также седельные тягачи, используемые для перевозки всех видов грузов, кроме жидких, без тары. Автомобиль или седельный тягач в сцепе с прицепом или полуприцепом называют автопоездом. Специализированными транспортными средствами являются грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы,предназначенные для перевозки определенного вида груза (труб, ферм, панелей, массовых штучных грузов в контейнерах и т. п.). Использование специализированных транспортных средств обеспечивает высокую эффективность перевозок, сохранение качества перевозимых грузов, внедрение передовых методов организации и управления транспортным процессом.
Железнодорожный транспорт. Железнодорожным транспортом осуществляют массовые перевозки строительных грузов и оборудования при сосредоточенном строительстве крупных объектов с расстоянием перевозки не менее 200 км. Им выполняют внешние, внутрикарьерные, технологические перевозки.
Транспортирование грузов по железным дорогам осуществляется в вагонах общего назначения (полувагонах, платформах, крытых) и специального назначения (цистернах, вагонах-самосвалах). Выбор типа вагонов ведется с учетом различных требований: сохранности перевозимого груза, механизации погрузки и выгрузки, необходимостью взвешивания и т. д. Грузоподъемность подвижного состава определяется допустимой нагрузкой оси вагонов на рельсы. Нагрузка оси вагонов на рельсы, выход которых допускается на пути МПС, не должна превышать 220 кН. Нагрузка оси вагонов на рельсы, которые обращаются только по путям предприятий, карьеров и заводов, может превышать 220 кН.
Водный транспорт. Им строительные грузы перемещаются на речных и морских судах. Речные суда используются на внутренних водных путях между речными и морскими портами при сосредоточенном строительстве крупных объектов в прибрежных районах и имеющих специальные портовые сооружения, где грузы перегружаются на автомобильный и железнодорожный транспорт.
Грузовые речные суда в зависимости от наличия силовой установки бывают самоходные и несамоходные. Самоходные суда разделяют на сухогрузные и нефтеналивные (танкеры). Грузоподъемность их достигает 1000 т. Несамоходные суда подразделяются на баржи и секции. Секционные составы перемещаются толканием, баржи — толканием и буксировкой.
Внутренний водный транспорт, особенно при использовании судов повышенной грузоподъемности, может обеспечить высокую провозную способность при сравнительно меньших, чем железнодорожный и автомобильный, капитальных затратах на 1 км водного пути и тем самым существенно разгрузить железные дороги, особенно при их сезонной загрузке.
Воздушный транспорт (грузовые самолеты, вертолеты и дирижабли). Его применяют при строительстве в труднодоступных районах страны (Западная Сибирь, Крайний Север) при отсутствии наземных и водных путей или при невозможности их использования по климатическим условиям. Наибольшее применение получили вертолеты.
Грузы располагают внутри фюзеляжа, а негабаритные грузы или в случае отсутствия посадочной площадки — на системе внешних подвесок. Грузоподъемность, дальность и скорость полета зависят от взлетной массы вертолета, по которой они разделяются на классы. Вертолеты различных классов стали все шире использоваться при сооружении высотных объектов (телебашен, ретрансляторов, доменных печей, труб и др.), а также при установке на фундаменты колонн, реакторов, опор линий электропередач. Они оборудованы системой внешних подвесок, а для удобства ведения монтажных работ — дополнительной кабиной, из которой пилотом-оператором ведется управление вертолетом и операциями по монтажу конструкций. Максимальная взлетная масса вертолетов составляет примерно 43 т, максимальная масса груза на внешней подвеске — 11т.
Конвейеры и пневмотранспортные установки также относятся к основным видам транспортирующих машин, применяемых в строительстве. Конвейерами перемещают сыпучие кусковые материалы, штучные грузы, а также пластичные смеси бетонов и растворов. В пневмотранспортных установках мелкий или порошкообразный материал перемещается по трубам во взвешенном в потоке воздуха состоянии или в специальных контейнерах с заключенным в них материалом. Свойство многих порошкообразных и пылевидных материалов — приобретать подвижность при насыщении их воздухом — широко используется в разгрузчиках цемента, автоцементовозах и других машинах.
Источник: studopedia.ru
Глава 5. Транспортные, транспортирующие и Погрузочно-разгрузочные машины
Для перемещения грузов в строительстве используют наземный, водный и воздушный виды транспорта, из которых наиболее массовым (более 90% всех перевозок) является наземный (автомобильный, тракторный, железнодорожный и с использованием транспортирующих средств).
На долю автомобильного транспорта приходится более 80% перевозок строительных материалов, машин и оборудования. Расходы только на автомобильный транспорт составляют 12 — 15% стоимости строительно-монтажных работ. Грузовыми автомобилями, тракторами, пневмоколесными тягачами и созданными на их базе прицепными и полуприцепными транспортными средствами общего и специального назначения осуществляются основные перевозки грузов в строительстве.
Транспортирующими называют технические средства непрерывного действия для перемещения массовых сыпучих и штучных грузов по определенным линейным трассам. Их делят на конвейеры и устройства трубопроводного транспорта.
5.2. Грузовые автомобили и автопоезда
Грузовой автомобиль — это средство безрельсового транспорта с собственным двигателем, предназначенное для перевозки грузов.
Рис. 5.1. Грузовые автомобили общего назначения
Различают грузовые автомобили общего назначения, специализированные и специальные. К автомобилям общего назначения относятся автомобили с открытой платформой с откидными бортами для перевозки любых видов грузов (рис. 5.1, а) в том числе автомобили повышенной проходимости (рис. 5.1, б) со всеми ведущими колесами, а также оборудованные сцепным седельным устройством 1 (рис.
5.1, в) для буксировки прицепов и полуприцепов. Вместе с прицепом или полуприцепом автомобиль образует автопоезд. Специализированные автомобили и автопоезда предназначены для перевозки одного или нескольких однородных видов грузов (сыпучих материалов, труб, ферм, железобетонных изделий и т.п.). Отдельные виды специализированных транспортных средств оборудуют грузоподъемными устройствами для автономной погрузки и разгрузки грузов. Машины, предназначенные для транспортирования определенных видов грузов и оборудованные специальными устройствами для выполнения дополнительных нетранспортных операций (смешивание, подогрев и т. п.) для обеспечения сохранности перевозимых грузов, являются специальными автотранспортными средствами.
По грузоподъемности грузовые автомобили делят на следующие классы: особо малой (до 1 т), малой (1 . 2 т), средней (2 . 5 т), большой (более 5 т) и особо большой грузоподъемности. К последним относятся внедорожные грузовые автомобили. Грузоподъемность отечественных грузовых автомобилей составляет от 1 до 110т.
Для безопасного движения на дорогах и в городах длина двухосного автомобиля не должна превышать 11м, автомобиля с большим количеством осей -12 м, автопоезда — 22 м; ширина и высота для всех автомобилей и автопоездов соответственно не более 2,5 и 3,8 м.
К специализированным транспортным средствам относятся автомобили-самосвалы и керамзитовозы — для перевозки грунта и сыпучих грузов; панелевозы, фермовозы, плитовозы, сантехкабиновозы и т. п. — для перевозки строительных конструкций; трубовозы, плетевозы, металловозы — для перевозки длинномерных грузов; контейнеровозы — для перевозки строительных грузов в контейнерах; тяжеловозы — для перевозки технологического оборудования и строительных машин.
Автомобили-самосвалы общего назначения для перевозки грунта, песка, асфальтовой массы и т. п. изготавливают на базе серийных грузовых автомобилей. Карьерные самосвалы имеют собственную оригинальную конструкцию. Кузов самосвалов опрокидной с углом наклона до 60°. Различают самосвалы с задней, боковой, на одну или обе стороны, и с трехсторонней разгрузкой.
Кузов опрокидывают гидравлическим подъемником, состоящим из одного или нескольких гидроцилиндров одностороннего действия. Ими управляют из кабины водителя, а опускают под действием собственной силы тяжести.
Трубо- и плетевозы предназначены для перевозки труб длиной до 12 м и плетей (секций, сваренных из труб) длиной до 36 м по дорогам с твердым покрытием, грунтовым дорогам, а также вне дорог вдоль трассы строительства трубопроводов. Трубо- или плетевоз состоит из тягача 1 (рис.
5.6, а) и прицепа-роспуска 2. Тягач и прицеп оборудуют кониками 4 для укладки труб (плетей), на которых имеются переставные стойки-упоры 5 (рис. 5.6, б) с устройствами для увязки труб. Трубы (плети) при транспортировании выполняют функцию жесткой связи между тягачом и прицепом-роспуском. Последний оснащен сцепным устройством 6 для соединения его с тягачом при движении без груза, а также страховочным канатом 3 (рис. 5.6, а). Грузоподъемность автопоезда составляет от 9 до 36 т.
Из специальных транспортных средств наиболее широкое применение в строительстве нашли специальные автомобили для перевозки жидкотекучих (растворов и бетонов, расплавленного битума, жидкого топлива) и псевдожидких грузов (цемента, извести-пушенки, алебастра, гипса, молотого известняка, сухой золы, минеральных порошков, сухих смесей растворов, мелкозернистых бетонов, их компонентов и других вяжущих веществ). Эти грузы характеризуются повышенной подвижностью при перевозках, из-за чего снижается безопасность движения в отношении управляемости, устойчивости и тормозных свойств транспортного средства при движении, особенно при частичном заполнении емкости.
Специальные автомобили для перевозки жидкотекучих и псевдожидких грузов оборудуют цистернами (рис. 5.7, а, г, д) или емкостями ковшового или бункерного типов (рис. 5.7, б и в), а также устройствами для выполнения операций, непосредственно не связанных с транспортированием (дозированной или непрерывной загрузки и разгрузки материалов, их подогрева и охлаждения, побуждения, поддержания температуры, смешивания и т. п.
Рис. 5.7. Транспортные средства для перевозки жидкотекучих и псевдожидких грузов: а — цементовоз; б — бетоновоз; в — автобетоносмеситель; г — авторастворовоз; д – автотопливозаправщик
Автобетоносмесители (рис. 5.7, в) загружают готовой бетонной смесью, сухой смесью из предварительно высушенных заполнителей, сухой перемешанной смесью или послойно из заполнителей естественной влажности или смоченной частично перемешанной смесью. Сухие смеси загружают на бетонном заводе, а добавку воды и перемешивание смеси производят в пути непосредственно перед прибытием к месту укладки. В случае загрузки готовой бетонной смесью автобетоносмесители используют как автобетоновозы с побудителем при перевозках на расстояния до 70 — 90 км. При перевозках готовой смеси на короткие расстояния их применять не экономично.
Бетоносмеситель представляет собой вращающийся смесительный барабан 2, установленный на раме 4 базового автомобиля под углом 15° его оси вращения к горизонту. Он опирается в передней части на подшипник, а в задней части — на два опорных ролика. На раме также установлен бак 1 для воды затворения с системой ее дозирования.
Смесительный барабан приводится механизмом 5. Смесь перемешивается двумя винтовыми лопастями, жестко закрепленными на внутренней поверхности барабана, при вращении последнего в одном направлении, а разгружается бетонная смесь при реверсивном вращении барабана. Известны также нереверсивные автобетоносмесители, в которых готовая смесь движется к торцовому отверстию только при определенной скорости вращения барабана. Загружают барабан через бункер 3 с течкой, а разгружают через поворотный разгрузочный лоток, состоящий из нескольких складывающихся в транспортном положении секций.
Для транспортирования жидкого битума с температурой до 200°, а также холодных материалов (битума, дегтя, эмульсий, мазута и нефти) применяют сходные по устройству автобитумовозы и автогудронаторы, оборудованные устройствами для подогрева перевозимых материалов в случае их остывания или доведения до необходимой температуры по технологическим условиям производства работ, а также для их разлива самотеком и под давлением с равномерным распределением и точным регулированием норм разлива.
Источник: studfile.net
Транспортирование строительных грузов
Грузы в строительстве перемещают горизонтальным и вертикальным транспортом. Горизонтальным транспортом грузы перемещают от места их получения до объектов строительства и на самих объектах. Вертикальным транспортом поднимают и опускают конструкции, детали, материалы при погрузочно-разгрузочных работах и в рабочей зоне строящегося объекта.
По отношению к строительной площадке и строительным объектам различают внешний, внутрипостроечный и объектный горизонтальный транспорт. С помощью внешнего транспорта перевозят строительные грузы, поступающие на строительную площадку извне, по путям общего пользования. Внутрипостроечный транспорт обеспечивает перемещение грузов по территории строительства, а объектный транспорт — перемещение непосредственно на объекте. В условиях индустриального строительства значительная часть таких грузов, как, например, сборные конструкции, доставляются от предприятий строительной индустрии к рабочим местам. Таким образом устраняется различие между внешним и внутрипостроечным транспортом.
В ряде случаев представляется возможным совместить транспортные процессы с технологическими. В этих целях применяют специальные средства для перемещения грузов — транспортные средства технологического назначения. К таким средствам относятся, например, автобетоносмесители (совмещается приготовление и перемещение бетонной смеси), бетононасосы (совмещается перемещение и укладка бетонной смеси) и другие. Транспортные средства технологического назначения перспективны и играют в современном строительстве все большую роль.
В промышленном и гражданском строительстве внешние горизонтальные перевозки осуществляют в основном безрельсовым, рельсовым, водным и воздушным видами транспорта.
В качестве безрельсового в строительстве используют автомобильный и тракторный транспорт. Автомобильным транспортом, наиболее распространенным, осуществляется около 80% всех перевозок строительных грузов.
Достоинства автомобилей — большая скорость, высокая маневренность, способность передвигаться по кривым участкам с малым радиусом закругления, преодолевать крутые подъемы дорог, возможность доставлять разнообразные грузы непосредственно к объекту строительства. Этот вид транспорта получил наиболее широкое распространение в условиях жилищного строительства. Тракторный транспорт используют для перемещения в основном тяжелых грузов по плохим дорогам и в условиях бездорожья. Недостатки — ограниченная возможность использования в городских условиях и при значительных расстояниях перевозок вследствие малых скоростей передвижения.
В качестве рельсового транспорта используют железнодорожный, который обслуживает 13-18% общего количества перевозок строительных грузов. Железнодорожный транспорт требует больших первоначальных затрат, однако при крупных объемах строительно-монтажных работ и при поступлении основных грузов по рельсовым путям эти затраты в процессе эксплуатации быстро окупаются.
Водный транспорт — наиболее дешевый вид транспорта, особенно при перевозках на значительные расстояния, и обслуживает до 5% перевозок грузов на строительные площадки. Один из главных недостатков —сезонность использования.
Воздушный транспорт используют для доставки грузов в труднодоступные места с помощью большегрузных самолетов и монтажа отдельных конструкций и даже сооружений вертолетами и специальными дирижаблями.
В строительстве используют и другие, специальные виды транспорта, например трубопроводный, подвесные канатные дороги, ленточные конвейеры и др., характерные особенности и области применения которых рассмотрены в последующих главах учебника.
Автомобильный транспорт
Достоинства автомобильного транспорта заключаются в сравнительно небольшой доле капитальных вложений в него, незначительных расходах на погрузочно-раз-грузочные работы, возможности доставки грузов к местам их использования с соблюдением определенной очередности по номенклатуре и объему, требуемой технологической последовательностью производства строительно-монтажных работ.
Перемещение грузов средствами автомобильного транспорта осуществляется по автодорогам. Автодороги строительства включают подъездные пути, соединяющие строительные площадки с общей сетью автомобильных дорог, и внутрипостроечные дороги, по которым перевозят грузы внутри строительной площадки. Подъездные пути, как правило, выполняют постоянными, а внутрипостроечные дороги — временными. Подъездные пути и внутрипостроечные дороги прокладывают до начала возведения основных объектов.
Дороги на построечных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площадки, а в средней части — разъезды (при необходимости).Исходя из нормативного габарита автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 м, высотой 3,8 м), ширина дорожного покрытия (проезжей части) автомобильной дороги при однополосном движении должна быть не менее 3,5 м, а при двухполосном с уширением для стоянки машин при разгрузке — 45,0 м. При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25. 30 т и более ширина проезжей части увеличивается до 8 м. При доставке крупногабаритных и длинномерных грузов ширина проезжей части должна быть увеличена. Радиус закругления дорог диктуется способностями маневрирования отдельных машин и автопоездов, т. е. их поворотоспособностью при движении вперед без применения заднего хода. Обычно минимальный радиус закругления принимают 12 м и при этом увеличивают ширину проезжей части на закруглении (при ширине 3,5 м до 5,0 м). Расчетная видимость по направлению движения для однополосных дорог должна быть не менее 50 м, а боковая (на пересечении) — 35 м.
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для обеспечения поперечного отвода поверхностных вод земляному полотну и поверхности одежды на прямых участках пути придается двускатный уклон, а на криволинейных — односкатный (с уклоном внутрь закругления). Дорожная одежда покрывает земляное полотно и передает на него нагрузку от транспортных средств.
В дорожной одежде различают несколько последовательных слоев: подстилающий песчаный слой, укладываемый по земляному полотну, основание, укладываемое поверх подстилающего слоя, покрытие. Покрытие может быть самым разнообразным — от асфальтобетонного по железобетонному основанию до щебеночного по песчаному основанию. Иногда покрытие устраивают из двух слоев: несущего и слоя износа.
Для сокращения расходов в период строительства на стройплощадке целесообразно использовать постоянные дороги без укладки верхнего покрытия. В этом случае можно уложить по земляному полотну лишь нижние слои и использовать их в период строительных перевозок как дорожное покрытие или, что еще эффективнее, уложить по песчаному основанию временное покрытие из железобетонных дорожных плит. Основное же покрытие постоянной дороги следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.
В качестве железобетонных дорожных плит применяют плиты прямоугольной в плане и клиновидной формы. Покрытия из прямоугольных дорожных г!лит (длиной 2,5. 3, шириной 1. 1,5, толщиной 0,14. 0,22 м, массой 0,63. 1,8 т) просты в устройстве, могут воспринимать повышенные нагрузки, пригодны для эксплуатации сразу же после укладки в любое время года, при любой погоде.
Дороги устраивают колейными — одно- и двухпутными с разъездами. Клиновидные плиты позволяют устраивать покрытия проезжей части сразу на всю ширину дороги и с любым радиусом на поворотах (без укладки монолитного бетона). На прямых участках покрытие монтируют чередованием широкой стороны и узкой.
Средствами автомобильного транспорта являются автомобили различной грузоподъемности, которые в зависимости от вида доставляемого груза подразделяют на универсальные и специализированные.
Универсальные средства автомобильного транспорта предназначены для перевозки строительных грузов широкой номенклатуры и имеют кузов общего назначения. К ним относятся бортовые автомашины и самосвалы, а также автопоезда в составе автомобиля-тягача и прицепа. Специализированные средства транспорта имеют кузов, предназначенный для перевозки только определенного вида строительных грузов.
Основные виды строительных грузов перевозят нижеследующими видами автомобильного транспорта.
Грунты, нерудные и искусственные теплоизоляционные материалы (в том числе керамзит) перевозят в автосамосвалах, автопоездах с самосвальными прицепами и землевозах. Материалы, имеющие, подобно керамзиту, малую плотность, в целях полного использования грузоподъемности транспортируют на специальных автомобилях с увеличенной вместимостью кузова (до 40 м3).
Раствор транспортируют в авторастворовозах, которые обеспечивают не только перевозку, но и порционную выдачу на объектах. Емкость оборудована лопастным валом, перемешивающим раствор для обеспечения однородности и перемещающим его к выгрузочному отверстию.
Бетонную смесь перевозят преимущественно автобетоновозами. Они имеют высокие кузова мульдообразной (корытообразной) формы, расположенные в зоне минимальной вибрации рамы базового автомобиля, благодаря чему при перевозке бетонная смесь не расслаивается. Для предохранения смеси от воздействия атмосферных осадков и ветра кузов снабжен крышкой, а для предохранения смеси от воздействия низких температур — двойнойобшивкой, образующей термоизолирующие полости между ее листами, которые позволяют утеплить кузов термоизоляционным материалом (или пропустить выхлопные газы) в особо суровыхклиматических условиях.
В исключительных случаях раствор и бетонную смесь транспортируют автосамосвалами, что неэффективно из-за возможного расслоения смеси, подверженности внешним атмосферным воздействиям и потерям цементного (известкового) молока в пути.
Жидкие вяжущие материалы (битум, гудрон, эмульсии) в разогретом состоянии от баз и хранилищ к местам производства работ перевозят автогудронаторами и полуприцепами-битумовозами. Все битумовозы и гудронаторы имеют систему подогрева, поддерживающую температуру перевозимого материала не ниже 200°С.
Кирпич перевозят в контейнерах и пакетах на поддонах в бортовых и специально приспособленных автомобилях.
Мелкоштучные строительные грузы перевозят на бортовых автомашинах и в машинах со специальным кузовом (удлиненным, без бортов и др.).
Длинномерные и крупнообъемные железобетонные изделия перевозят преимущественно автопоездами, состоящими из автомобильного седельного тягача и навешиваемых на его седельно-сцепное устройство специализированных полуприцепов. В зависимости от транспортируемых строительных грузов различают следующие полуприцепы: плитовозы и балковозы для транспортировки плит, балок, колонн, свай и труб и др., панелевозы для транспортировки стеновых панелей и других плоских строительных конструкций, прочность которых не позволяет транспортировать их в горизонтальном положении, фермовозы для транспортировки различных ферм, а также других строительных изделий, транспортирование которых требует их установки и крепления в положении, близком к рабочему, сантехкабиновозы и блоковозы для транспортировки объемных элементов и элементов объемно-блочного домостроения.
В строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок: маятниковую и челночную.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожному транспорту присущи некоторые характерные качественные показатели: сравнительно низкая стоимость перевозок, возможность из-за большой грузоподъемности единицы подвижного состава использовать небольшое число транспортных средств для доставки значительных количеств грузов. Данные преимущества наиболее полно реализуются при перевозке грузов на расстояния, превышающие 200 км. В ином случае среднесуточный пробег транспорта оказывается чрезвычайно низким, нахождение в пути вагонов с грузом составляет только 4. 5% времени полного цикла. Эти обстоятельства приводят к значительному увеличению себестоимости перевозки грузов.
Транспортировку строительных грузов осуществляют по железнодорожным путям. Железнодорожные пути строительных площадок делят на подъездные, соединяющие строительные площадки с общей сетью железных дорог, и внутрипостроечные, по которым перевозят грузы внутри строительной площадки.
Железнодорожный путь состоит из земляного полотна и уложенного по нему верхнего строения. Верхнее строение пути состоит из балластного слоя, шпал и рельсов. Балластный слой толщиной 15. 30 см укладывают из хорошо дренирующего материала (песок, шлак, гравий, щебень), обеспечивающего пропуск атмосферных вод с последующим стоком их в кюветы.
Шпалы для построечных путей изготовляют из деревянных брусьев, пропитанных креозотом для увеличения срока их службы. На шпалах крепят стальные рельсы с расстоянием между ними 1520 мм (для путей нормальной колеи) или 750 мм (для узкоколейных путей).
В качестве тяговых средств в строительстве применяют электровозы, тепловозы и мотовозы (мотовозы — это те же тепловозы, но мощностью менее 300 кВт).
Современный парк средств перемещения строительных грузов (подвижного состава) характеризуется многообразием типов и конструкций, вызванных необходимостью учета различныхтребований — сохранности перевозимого груза, механизации разгрузки, взвешивания, дозированной выдачи и др.
Основными типами средств перемещения, используемыми для нужд строительства с целевым назначением, являются:
- крытые вагоны, выпускаемые с боковыми люками, дверными проемами и раздвижной крышей, что обеспечивает перевозку широкой номенклатуры строительных грузов,
- полувагоны, которые могут иметь люки в полу, боковых иторцовых стенках, одно — и двухскатный пол и предназначены дляперевозки сыпучих строительных материалов, древесины,
- платформы, предназначенные для перевозки различных железобетонных изделий, лесоматериалов, оборудования и др.,
- крытые вагоны-хопперы, служащие для транспортирования цемента, извести и других порошкообразных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. В крыше таких вагонов имеются загрузочные люки, а внизу — люки со специальными пневматическими разгрузочными механизмами. Вагоны-хопперы отличаются геометрическими формами и объемами,
- цистерны, используемые для перевозки цемента, других сыпучих и наливных грузов. Кузовом является цилиндрической формы емкость, оборудованная верхним загрузочным и нижним разгрузочным сливами,
- вагоны-самосвалы (думпкары), предназначенные для транспортировки щебня, гравия, песка, глины, других сыпучих грузов и вскрышных пород. Они могут разгружаться в сторону за счет поднимающихся и откидывающихся продольных бортов или опрокидыванием самого вагона.
В настоящее время вагоны всех видов выпускают четырехосными, грузоподъемностью 50. 60 т для нормальной и 20. 25 т для узкой колеи железных дорог. Для перевозки особо тяжелых грузов используют вагоны с увеличенным числом осей.
Для эксплуатации на узкоколейных железных дорогах применяют соответственно 5,5- и 8-тонные двух- и четырехосные вагонетки с опрокидывающимися кузовами или откидывающимися бортами.
Количество грузов (т), которое может быть провезено по дороге в единицу времени, называется провозной способностью. Она зависит от пропускной способности дороги и количества груза, перевозимого одним поездом, что определяется максимальной массой состава и коэффициентом тары. Пропускной способностью называют максимальное число поездов, которое может быть пропущено по данному участку в единицу времени (час, смену, сутки).
Источник: stroyrubrika.ru