РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (В.П.Шуппо, Г.П.Шпунт) с участием ГАСИС (И.Г.Цирунян).
РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (В.А.Степанов, И.Ю.Носенко).
РАССМОТРЕНЫ и одобрены на заседании научно-технического Совета Госстроя России (протокол от 11 декабря 2003 г. N 01-НС-17/3).
ВНЕСЕНЫ НА УТВЕРЖДЕНИЕ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 12 января 2004 г. постановлением Госстроя России от 12 января 2004 г. N 5.
ВЗАМЕН «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-5.99, введенных в действие постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. N 78.
Ответственный исполнитель — Г.П.Шпунт
Технический редактор — Л.Я.Подыниглазова
Компьютерная верстка — В.И.Шаменков
ВНЕСЕНЫ Изменения и Дополнения, опубликованные в «Информационном Бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации» N 8, 2004 год
2021 11 15 Экономика 01 Накладные расходы
Изменения и Дополнения внесены юридическим бюро по тексту «Информационного Бюллетеня о нормативной, методической и типовой проектной документации» N 8, 2004 год
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Отличительные черты ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены комплексным воздействием экономико-географических и экстремальных природно-климатических условий данных районов на строительное производство, а также государственными гарантиями и компенсациями для лиц, работающих и проживающих в этих районах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 (с последующими изменениями и дополнениями к нему).
Неблагоприятные местные условия влияют на технологические процессы в строительстве, снижают производительность труда, увеличивают трудоемкость и сроки строительства, ускоряют физический износ строительной техники, приводят к увеличению заработной платы, расходу материально-технических ресурсов и, как следствие, к общему увеличению стоимости строительной продукции, в том числе и затрат по организации, обслуживанию и управлению строительным производством.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Анализ действующих перечней районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей показал их многообразие, связанное с различными принципами их формирования в зависимости от:
условий оплаты труда работников;
условий доставки строительных материалов;
Накладные расходы
сроков продолжительности строительства;
условий работы строительных машин.
Учитывая, что в структуре накладных расходов затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды составляют до 70% от общей суммы затрат, для целей нормирования накладных расходов на строительные работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях принят перечень районов, сформированный с учетом условий оплаты труда работников.
Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, приведенных в приложении 1.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов при составлении сметных расчетов (смет) на строительство предприятий, зданий и сооружений, осуществляемых на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним:
— инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;
— подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и расчетах за выполненные работы;
— проектными организациями при разработке сметной документации.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей приведен в приложении 2.
Накладные расходы, как часть себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.
Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.
2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
2.1. Величина накладных расходов может определяться на основе:
— укрупненных нормативов по видам строительства;
— нормативов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;
— индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной строительной, монтажной и ремонтно-строительной организации.
Решение о выборе варианта определения величины накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.
2.2. Накладные расходы нормируются в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, занятых в основной деятельности.
Порядок определения сметных затрат на оплату труда рабочих, используемых в качестве базиса для исчисления величины накладных расходов, приведен в приложении 3.
2.3. При определении величины накладных расходов на основе укрупненных нормативов по основным видам строительства следует руководствоваться данными табл.1.
Размеры в % от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов для
районов Крайнего Севера
местностей, приравненных к районам Крайнего Севера
Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства
Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей народного хозяйства
Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства
Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта
Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение
ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты
Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электростанции
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий
Работы по реставрации памятников истории и культуры
Нормативы, приведенные в табл.1, определены на основе данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) подрядных организаций, а также отдельных организаций-представителей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанные нормативы целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
2.4. При определении величины накладных расходов на основе нормативов по видам строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ следует руководствоваться данными, приведенными в приложениях 4 и 5.
Эти нормативы используются на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации и для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
2.5. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ могут корректироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
2.6. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно-монтажных или ремонтно-строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.) или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.
Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.
На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм накладных расходов и передают заказчику для окончательного согласования.
2.7. Расчет индивидуальных норм накладных расходов рекомендуется осуществлять расчетно-аналитическим методом, путем прямого калькулирования по статьям затрат накладных расходов. Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в приложении 6.
При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться затраты V раздела указанного Перечня «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы», т.к. эти затраты могут включаться, при соответствующем обосновании, в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.
К ним относятся:
— пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
— затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
— отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
— затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
— дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
— затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
— предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
— дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
— расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);
— затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
— другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.
Применение расчетно-аналитического метода определения массы накладных расходов предусматривает калькулирование:
— по нормируемым статьям затрат — на основе действующих законодательных и нормативных документов, регулирующих их величину;
— по ненормируемым статьям затрат — в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций, отражающими фактическую величину затрат.
2.8. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов может быть использована усредненная структура накладных расходов на строительные работы по статьям затрат и элементам, приведенная в приложениях 8 и 9. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчета индивидуальной нормы накладных расходов.
2.9. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России от 09.09.2003 N 82.
2.10. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций.
Указанные расходы относятся на стоимость продукции или услуги этих хозяйств.
2.11. При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие административно-хозяйственных расходов, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др.
При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.
3. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СМЕТАХ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО И РАСЧЕТАХ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
3.1. Величина накладных расходов определяется в локальных сметах (сметных расчетах) в теку щем уровне цен (базисном уровне цен, учтенном в сметно-нормативной базе 2001 г.).
При использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы (расчета) за итогом прямых затрат.
Начисление нормативов накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНр-2001 и ГЭСНп-2001.
Привязка нормативов накладных расходов по видам работ к указанным сборникам (область применения) приведена в приложениях 4 и 5.
В случаях отсутствия нормативов накладных расходов по видам работ при строительстве атомных электростанций допускается применение укрупненного норматива накладных расходов по виду строительства.
(Измененная редакция, Изм. и Доп.).
3.2. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.
3.3. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формулам:
на стадии проекта:
на стадии рабочей документации:
где — величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;
— величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
— укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в табл.1 (в процентах);
— индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);
— норматив накладных расходов по -тому виду строительных, монтажных и ремонтных работ, приведенных в приложениях 4 и 5 (в процентах).
3.4. При применении базисно-индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины оплаты труда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г., могут быть применены следующие формулы:
на стадии проекта:
на стадии рабочей документации:
где и — суммарная по объекту сметная величина оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен на 01.01.2000, в руб.;
— индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной оплаты труда рабочих, учтенной сметными нормами и ценами 2001 г.;
и — суммарные по -тому виду работ сметные величины оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных цен на 01.01.2000, в руб.;
— общее количество видов работ по данному объекту.
(Измененная редакция, Изм. и Доп.).
3.5. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.
3.6. Для определения стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы путем калькулирования по статьям затрат, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по бытовому или строительному подряду.
3.7. При определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо исключать из расчета индивидуальной нормы накладных расходов затраты, связанные с уплатой единого социального налога (ЕСН).
При использовании организациями в локальных сметах укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства или по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ к указанным нормативам применяется коэффициент 0,7.
3.8. Нормативы накладных расходов на работы по капитальному ремонту производственных зданий и сооружений, выполняемые подрядными организациями, принимаются в размерах, установленных для строительных работ.
При этом для определения сметной стоимости капитального ремонта объектов производственного назначения с использованием нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ понижающий коэффициент 0,9 не применяется.
3.9. Величина накладных расходов на строительные (ремонтно-строительные) работы, осуществляемые хозяйственным способом, определяется по индивидуальной норме.
При использовании в сметах нормативов накладных расходов по видам строительства или видам работ необходимо применять коэффициент 0,6.
3.10. При определении сметной стоимости материалов, полуфабрикатов, а также металлических и трубопроводных заготовок, изготовляемых в построечных условиях, накладные расходы начисляются по индивидуальной норме или в размере 66% к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов).
Указанный порядок применяется при расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
4. УЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
4.1. Бухгалтерский учет по накладным расходам ведется строительными организациями в соответствии с принципами, установленными бухгалтерским стандартом учета затрат и доходов, связанных со строительством.
4.2. Учет затрат по накладным расходам осуществляется на основе первичной учетной документации (платежные требования, накладные, выписки банков, расчетные ведомости, наряды, акты, авансовые расчеты и др.), оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.
4.4. Накладные расходы основного производства в строительных организациях ежемесячно пропорционально прямым затратам относятся к затратам по производству строительных работ, отражаемым на счете 20 «Основное производство», а также учитываемым на счете 30 «Некапитальные работы» (кроме затрат по возведению временных (не титульных) зданий и сооружений).
Накладные расходы основного производства в трестах (структурных подразделениях) механизации ежемесячно распределяются пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ, выполненных для заказчиков по договорам подряда, и работ по эксплуатации строительных машин и механизмов, оказанных в качестве услуг.
4.5. Отдельные виды расходов, включаемых в накладные расходы в пределах установленных норм, рассчитываемых от объемных показателей (на представительские расходы, рекламу, повышение квалификации), определяются в установленном порядке в целом по строительной организации с последующим распределением лимита по структурным подразделениям.
4.6. Для сопоставления сметной величины с фактическими расходами накладных расходов в каждой подрядной организации должна составляться смета накладных расходов по всем статьям, включенным в перечень статей затрат. По каждой статье затрат накладных расходов, в свою очередь, разрабатываются отдельные сметы (калькуляции), на основе которых определяется общая сумма и структура накладных расходов.
Сопоставление сметных и фактических затрат накладных расходов позволяет соизмерить общественно-необходимые и индивидуальные размеры затрат на организацию, управление и обслуживание строительного производства.
В случаях, когда фактическая величина накладных расходов превышает сметную, рекомендуется разрабатывать индивидуальные нормы накладных расходов.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ «МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2 ст.134).
3. Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3825; 1999, N 28, ст.3488; 2000, N 32 ст.3341).
4. Федеральные законы от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 г. N 32, ст.3341).
5. Федеральных законов от 29.12.2001 N 187-ФЗ, от 31.12.2001 N 198-ФЗ).
8. Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ в редакции от 28.03.2002 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 23.07.1998 N 123-ФЗ и от 28.03.2002 N 32-ФЗ).
14. Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденные Минстроем России от 04.12.1995 N БЕ-11-260/07 с учетом письма Минфина России от 29.04.2002 N 16-00-13/03.
15. Проект Методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ (2003 г.).
16. Методические указания по определению сметной стоимости строительной продукции МДС 81-1.99.
18. Государственные элементные сметные нормы ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНп-2001.
19. Федеральные единичные расценки ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001, ФЕРп-2001.
20. Государственная статистическая отчетность по форме N 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) за 2002 год по 89 регионам России».
ПЕРЕЧЕНЬ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ
Источник: law.rufox.ru
МДС 81-34.2004 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И МЕСТНОСТЯХ, ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004), /Госстрой России/ Москва, 2004 г.
РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (В.П. Шуппо, Г.П. Шпунт) с участием ГАСИС (И.Г. Цирунян).
РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (В.А. Степанов, И.Ю. Носенко).
РАССМОТРЕНЫ и одобрены на заседании научно-технического Совета Госстроя России (протокол от 11 декабря 2003 г. № 01-НС-17/3).
ВНЕСЕНЫ НА УТВЕРЖДЕНИЕ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 12 января 2004 г. постановлением Госстроя России от 12 января 2004 г. № 5.
ВЗАМЕН «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-5.99, введенных в действие постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. № 78.
Ответственный исполнитель — Г.П. Шпунт
Технический редактор — Л.Я. Подыниглазова
Компьютерная верстка — В.И. Шаменков
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Отличительные черты ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены комплексным воздействием экономико-географических и экстремальных природно-климатических условий данных районов на строительное производство, а также государственными гарантиями и компенсациями для лиц, работающих и проживающих в этих районах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 (с последующими изменениями и дополнениями к нему).
Неблагоприятные местные условия влияют на технологические процессы в строительстве, снижают производительность труда, увеличивают трудоемкость и сроки строительства, ускоряют физический износ строительной техники, приводят к увеличению заработной платы, расходу материально-технических ресурсов и, как следствие, к общему увеличению стоимости строительной продукции, в том числе и затрат по организации, обслуживанию и управлению строительным производством.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Анализ действующих перечней районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей показал их многообразие, связанное с различными принципами их формирования в зависимости от:
условий оплаты труда работников;
условий доставки строительных материалов;
сроков продолжительности строительства;
условий работы строительных машин.
Учитывая, что в структуре накладных расходов затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды составляют до 70 % от общей суммы затрат, для целей нормирования накладных расходов на строительные работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях принят перечень районов, сформированный с учетом условий оплаты труда работников.
Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, приведенных в приложении 1.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов при составлении сметных расчетов (смет) на строительство предприятий, зданий и сооружений, осуществляемых на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним:
— инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;
— подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и расчетах за выполненные работы;
— проектными организациями при разработке сметной документации.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей приведен в приложении 2.
Накладные расходы, как часть себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.
Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.
2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
2.1. Величина накладных расходов может определяться на основе:
— укрупненных нормативов по видам строительства;
— нормативов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;
— индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной строительной, монтажной и ремонтно-строительной организации.
Решение о выборе варианта определения величины накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.
2.2. Накладные расходы нормируются в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, занятых в основной деятельности.
Порядок определения сметных затрат на оплату труда рабочих, используемых в качестве базиса для исчисления величины накладных расходов, приведен в приложении 3.
2.3. При определении величины накладных расходов на основе укрупненных нормативов по основным видам строительства следует руководствоваться данными табл. 1.
Нормативы, приведенные в табл. 1, определены на основе данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) подрядных организаций, а также отдельных организаций-представителей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанные нормативы целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
2.4. При определении величины накладных расходов на основе нормативов по видам строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ следует руководствоваться данными, приведенными в приложениях 4 и 5.
Эти нормативы используются на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации и для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
2.5. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ могут корректироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
Размеры в % от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов для
районов Крайнего Севера
местностей, приравненных к районам Крайнего Севера
Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства
Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей народного хозяйства
Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства
Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта
Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение
ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты
Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электростанции
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий
Работы по реставрации памятников истории и культуры
2.6. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно-монтажных или ремонтно-строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.) или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.
Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.
На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм накладных расходов и передают заказчику для окончательного согласования.
2.7. Расчет индивидуальных норм накладных расходов рекомендуется осуществлять расчетно-аналитическим методом, путем прямого калькулирования по статьям затрат накладных расходов. Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в приложении 6.
При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться затраты V раздела указанного Перечня «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы», т.к. эти затраты могут включаться, при соответствующем обосновании, в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.
К ним относятся:
— пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
— затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
— отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
— затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
— дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
— затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
— предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
— дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
— расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);
— затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
— другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.
Применение расчетно-аналитического метода определения массы накладных расходов предусматривает калькулирование:
— по нормируемым статьям затрат — на основе действующих законодательных и нормативных документов, регулирующих их величину;
— по ненормируемым статьям затрат — в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций, отражающими фактическую величину затрат.
2.8. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов может быть использована усредненная структура накладных расходов на строительные работы по статьям затрат и элементам, приведенная в приложениях 8 и 9. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчета индивидуальной нормы накладных расходов.
2.9. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России от 09.09.2003 № 82.
2.10. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций.
Указанные расходы относятся на стоимость продукции или услуги этих хозяйств.
2.11. При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие административно-хозяйственных расходов, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др.
При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.
3. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СМЕТАХ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И РАСЧЕТАХ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
Источник: mooml.com
Накладные расходы в строительстве в районах крайнего севера
-
№ 1 от 01.08.2004(ИБ ФГУП ЦПП, № 8 2004 г.)№ от 08.02.2008(ИБ ФГУП ЦНС, № 1 2008 г.)
-
МДС 81-5.99 «Методические указания по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним»
МДС 81-1.99 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»ГЭСНр 2001-51 «Земляные работы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-52 «Фундаменты. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-53 «Стены.
Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-54 «Перекрытия. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-55 «Перегородки. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-56 «Проемы.
Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-57 «Полы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-58 «Крыши, кровли. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-59 «Лестницы, крыльца.
Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-60 «Печные работы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-61 «Штукатурные работы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-62 «Малярные работы.
Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-63 «Стекольные, обойные и облицовочные работы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-64 «Лепные работы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-65 «Внутренние санитарно-технические работы.
Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-66 «Наружные инженерные сети. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-67 «Электромонтажные работы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-68 «Благоустройство.
Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»ГЭСНр 2001-69 «Прочие ремонтно-строительные работы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы»МДС 83-1.99 «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций»ГЭСН 2001-01 «Земляные работы.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-07 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-08 «Конструкции из кирпича и блоков.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-09 «Строительные металлические конструкции. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-10 «Деревянные конструкции. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-11 «Полы.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-12 «Кровли. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-15 «Отделочные работы. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-16 «Трубопроводы внутренние.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-17 «Водопровод и канализация — внутренние устройства. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-18 «Отопление — внутренние устройства.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»МДС 81-5.99 «Методические указания по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним»ГЭСН 2001-03 «Буровзрывные работы. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-42 «Берегоукрепительные работы.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-37 «Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-44 «Подводно-строительные (водолазные) работы.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-22 «Водопровод — наружные сети. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-20 «Вентиляция и кондиционирование воздуха.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-19 «Газоснабжение — внутренние устройства. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-23 «Канализация — наружные сети. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-24 «Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСНп 2001 «Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы»ГЭСН 2001-13 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-04 «Скважины.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-31 «Аэродромы. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-05 «Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-26 «Теплоизоляционные работы.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-27 «Автомобильные дороги. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСНм 2001-39 «Контроль монтажных сварных соединений. Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования»ГЭСН 2001-30 «Мосты и трубы.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-33 «Линии электропередачи. Книга I. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-34 «Сооружения связи, радиовещания и телевидения. Книга 2. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-38 «Каменные конструкции гидротехнических сооружений.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-39 «Металлические конструкции гидротехнических сооружений. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-41 «Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-40 «Деревянные конструкции гидротехнических сооружений. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСНм 2001-10 «Оборудование связи. Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования»ГЭСНм 2001-12 «Технологические трубопроводы.
Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования»ГЭСНм 2001-11 «Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники. Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования»ГЭСН 2001-47 «Озеленение. Защитные лесонасаждения. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-36 «Земляные конструкции гидротехнических сооружений.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-29 «Тоннели и метрополитены. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСНм 2001-20 «Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте. Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования»ГЭСН 2001-28 «Железные дороги.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСНм 2001-14 «Оборудование прокатных производств. Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования»ГЭСН 2001-14 «Конструкции в сельском строительстве. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-32 «Трамвайные пути.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-21 «Временные сборно-разборные здания и сооружения. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-45 «Промышленные печи и трубы. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-25 «Магистральные и промысловые трубопроводы.
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-43 «Судовозные пути стапелей и слипов. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-02 «Горновскрышные работы. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСН 2001-35 «Горнопроходческие работы. Книга 1. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы»ГЭСНм 2001-13 «Оборудование атомных электрических станций. Книга 1. Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования»
Источник: www.omegametall.ru