НАРО́ДНИЧЕСТВО, идеология и обществ.-политич. движение разночинной интеллигенции в России 2-й пол. 19 в., отражавшее чаяния социального равенства и народовластия. Возникло в условиях разрушения общинных, коллективистских основ традиц. общества в связи со становлением капиталистич. отношений.
Идеи, развитые впоследствии народниками, первоначально, в кон. 1840-х – нач. 1850-х гг., выдвинуты А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским . В Н. существовало два течения – радикальное (революционное) и умеренное («либеральное», по определению В. И. Ленина, или реформаторское); в разное время превалировало одно из них.
Радикальное Н. (преобладало в 1870-е – нач. 1880-х гг.) пыталось выработать нац. модель некапиталистич. развития путём свержения самодержавной власти и осуществления на практике идеалов утопического социализма . Оно получило широкое распространение во многом благодаря развитию субъективной социологии, отводившей решающую роль в истории «критически мыслящим личностям», оформленным в массовую партию. Умеренное Н. (преобладало в 1880–90-е гг.) стремилось выработать способы постепенной адаптации трудового населения к условиям модернизации страны, выступало за ненасильств. меры в проведении социальных, политич. и экономич. преобразований.
Идеология народничества. Видеоурок по истории России 8 класс
Источник bigenc.ru
Народники
Народничество – революционное движение в России, выступавшее за свержение самодержавия и переход к «общинному социализму». Свои корни оно имело в движении революционных демократов середины XIX в. (А.Герцен, В.Белинский и др.). Идейной основой народников стала теория «общинного социализма».
Суть ее заключалась в том, что Россия может перейти непосредственно к социализму, минуя стадию капитализма. Это возможно потому, что общинный характер крестьянского хозяйства и деревенской жизни создает почти готовые формы нового общественного устройства. Надо лишь ликвидировать преграды в лице самодержавного государства.
В начале 60-х гг. шел процесс становления народничества. В 1861-1864 гг. действовала организация «Земля и воля» во главе с Н. и А.Серно-Соловьевичами, А.Слепцовым, В.Курочкиным, Н.Утиным. Идейным руководителем организации был Н.Чернышевский.Основные цели ее заключались в развертывании активной агитации среди крестьян, чтобы подготовить свержение самодержавия путем народной революции. Основной социальной базой организации стало студенчество.
После самоликвидации «Земли и воли» среди народников обострились споры о путях борьбы. В середине 60-х гг. в народничестве сформировались три течения: пропагандистское (П.Лавров), заговорщицкое (П.Ткачев), бунтарское (М.Бакунин). «Пропагандисты» считали основной задачей развертывание массовой агитации среди крестьян для того, чтобы подготовить их к революции. «Заговорщики» предлагали пойти по пути организации государственного переворота путем заговора узкой группы революционеров. «Бунтари» считали, что русский народ уже готов к революции, к восстанию и нужно только дать ему пример активных действий, «спровоцировать» крестьян на массовый бунт.
НШ | История. Общественное движение — народники.
В 1866 г. Д.Каракозов по собственной инициативе совершил покушение (неудачное) на императора Александра III. Это событие привело к быстрому размежеванию среди народников и появлению новых организаций: в 1869 г. С.Нечаев создал террористическую группу «Народная расправа», а Н.Чайковский создал группу агитаторов для работы среди крестьян.
Разгром нечаевцев (1871 г.) власти использовали для дискредитации народников. Чайковцы в 1874-1875 гг. организовали крупномасштабную акцию по агитации среди крестьян – «хождение в народ». Но крестьяне не восприняли эту агитацию. Провал «хождения в народ» завершился в 1877-1878 гг. крупным политическим судебным процессом – «процессом 193-х» (арестовано около 4 тыс. человек).
В 1876 г. народники создали новую организацию «Земля и воля» (во главе — А.Михайлов, М.Натансон, Г.Плеханов). Основные положения программы: крестьянская революция, национализация земли, замена государства федерацией общин. В качестве основного способа пропаганды (группа «деревенщиков») избрали «поселение в народе» — создание постоянных групп в сельской местности, для чего члены организации селились в деревнях. Одновременно действовали «рабочая и студенческая группы» (агитация среди студентов и рабочих) и «дезорганизаторы» (группа противодействия властям). Но и на этот раз массовой поддержки со стороны крестьян народники не получили.
В январе 1878 г. В.Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Трепова. Суд присяжных оправдал террористку. После этого разногласия между «политиками» и «деревенщиками» усилились. В результате в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации – «Чёрный передел» (Г.Плеханов) и «Народная воля» (А.Желябов, С.Перовская).
Народовольцы поставили своей основной целью организацию террора и убийство императора как средство вызвать крестьянское восстание. Чёрнопередельцы категорически отвергли террор и сделали упор на пропаганду среди рабочих.
1 марта 1883 г. народовольцы убили Александра II, но народных выступлений не произошло. Разгром «Народной воли» означал крах идеологии народников: крестьянство оказалось неспособным к активным революционным действиям, а террор как средство борьбы показал свою неэффективность. Это движение окончательно распалось.
Часть народников («либеральные народники») выдвинули теорию «малых дел»: нет смысла бороться с существующим строем, лучше все силы направить на непосредственное улучшение положения народа в данный момент. Часть революционных народников пыталась возродить террористическую деятельность, но неудачно. Другая их часть перешла на позиции марксизма.
Развитие капитализма и формирование пролетариата сопровождалось усилением эксплуатации рабочих. Как закономерный ответ на это в 60-70-е гг. началось рабочее движение. Оно в основном приняло форму стачек. (В 1878-1881 гг. учтено до 170 рабочих выступлений.) Вскоре появились и организации – «Южнороссийский союз рабочих» (1875 г., Одесса, Е.Заславский), «Северный союз русских рабочих» (1878 г., Петербург, В.Обнорский) и др. Первые пролетарские организации охватывали небольшой круг рабочих и не оказывали существенного влияния на политическую обстановку в стране.
Источник studopedia.ruЕГЭ. История. Термины. Народники
Народники — это представители радикально настроенной интеллигенции и разночинцев во второй половине 19 века.
Интересный факт. В 1861 году распространялась прокламация
« Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в которой в доступной форме объяснялось народу, что крестьянская реформа имеет грабительский характер, убеждалось, что бы народ не верил царю, готовился к организованному выступлению. Подозрение в написании прокламации пало на Н.Г.Чернышевского, его арестовывают.
«Земля и воля» 1861-1864
Идеи: отрицание государства как формы подавление человека, необходимость самоуправления народа ( рабочие ассоциации, группы, общины, области)
Идеи: построение справедливого социалистического общества на основе крестьянской общины, самобытное развитие России, «неоплатный долг» дворянства пере народом.
Идеи: установление всеобщего равенства. Замена старых государственных институтов новыми в результате революции, сохранение сильного централизованного государства и после революции.
Источник poznaemvmeste.ruНародничество — революционная идеология
Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.
- 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
- 1876 – создание «Земля и воля».
- 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
- 1 марта 1881 – убийство Александра 2.
Видные исторические деятели народничества:
- Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
- Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
- Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
- Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
- Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
- Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.
Идеология революционного народничества
Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.
У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.
Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).
Идейные течения народничества 70-х годов
В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.
Идейные течения народничества:
- Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
- Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
- Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.
Все направления развивались параллельно.
Хождение в народ
Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень.
Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:
— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.
— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.
Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».
«Земля и воля»
В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:
- Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
- Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.
К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.
Черный передел
«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».
Народная воля
«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине.
Царь выжил, но погибло 60 человек.
Окончание деятельности народничества и краткие итоги
В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам».
Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.
К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.
Источник istoriarusi.ru