29 сентября 2022 г. на площадке МАДИ состоится II Международная научно-практическая конференция «Строительство качественных и безопасных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих».
Цель конференции — выработка предложений дорожного сообщества по увеличению межремонтных сроков службы автомобильных дорог, в т. ч. с применением цементобетона и минеральных вяжущих. Результатом проведения конференции станет формирование предложений дорожного сообщества в адрес Правительства РФ и Министерства транспорта РФ по вопросам повышения межремонтных сроков службы дорожных одежд.
Конференция объединит на своей площадке органы государственной власти России, руководителей транспортного комплекса России, отечественных научных организаций и профильных образовательных организаций высшего образования, ключевых игроков рынка инфраструктурных проектов, производителей строительных материалов и оборудования, СМИ.
Темы конференции:
- Внедрение наилучших отечественных и мировых технологий по строительству автомобильных дорог.
- Повышение межремонтных сроков службы автомобильных дорог в России.
- Актуальные вопросы проектирования автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями.
- Применение эффективных материалов в дорожном строительстве.
- Актуализация и разработка новых отраслевых нормативно-технических и методических документов, сметных расценок и нормативов.
- Опыт и особенности строительства автомобильных дорог с применением минеральных вяжущих в России и за рубежом.
- Привлечение к разработке современных проектов отечественных научных организаций и профильных образовательных организаций высшего образования.
- Подготовка кадров для дорожной отрасли России.
Важно! Вход зарегистрированных участников конференции в здание МАДИ проходит строго по спискам при наличии паспорта.
Организация и планировании в строительстве
Для участия в конференции необходимо зарегистрироваться в срок до 27.09.2022 г. по ссылке.
Мероприятие пройдет при поддержке Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и Государственной компании «Автодор». Организаторы — Ассоциация бетонных дорог, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) и СРО «Союздорстрой».
Источник: www.madi.ru
Лекция 3. Научная организация труда в строительстве. Техническое и тарифное нормирование.
Научная организация труда (НОТ) — система организации труда производственных коллективов и их отдельных звеньев, при которой обеспечивается повышение производительности труда за счет рационального сочетания профессиональных возможностей человека с возможностями техники и технологии производства, а также с наиболее благоприятными условиями трудовой деятельности, включая производственные отношения и социальный климат в коллективе.
НОТ в строительстве осуществляют для работников различных уровней в следующих направлениях:
подготовка производства — изучение и анализ технической документации; разработка проектов организации строительства (ПОС), осуществляемая проектными организациями; разработка проектов производства работ (ППР), технологических карт (ТК), калькуляций трудовых затрат, осуществляемая строительными организациями; выполнение в полном объеме всех мероприятий подготовительного периода;
рациональная организация рабочих мест — правильный подбор численности и профессионального состава бригад и звеньев; оснащение рабочих мест машинами, приспособлениями, инструментом, средствами малой механизации — в соответствии с недельно-суточными графиками, ППР и ТК;
рациональная организация труда на рабочем месте — бесперебойное обеспечение объекта строительными материалами, конструкциями, изделиями в соответствии с недельно-суточными графиками; внедрение рациональных приемов труда; максимальная механизация работ, сокращение тяжелого ручного труда; правильное чередование труда и отдыха и рациональное их использование;
социально-стимулирующие факторы — организация соревнования и обеспечение гласности его результатов; создание наиболее благоприятных социально-бытовых условий для участников строительства (жилой фонд, бытовые помещения, общественное обслуживание, культурно-массовая и общественно-политическая работа), а также благоприятного психологического климата на производстве.
В осуществлении всех этих мероприятий особая роль принадлежит руководителям строек, производственно-техническому и обслуживающему персоналу и профсоюзным организациям строек.
Важнейшим условием повышения производительности труда, рационального использования трудовых ресурсов в строительстве является непрерывность, поточность производства, ритмичная сдача объектов в эксплуатацию по месяцам и кварталам года. Этим требованиям отвечает поточная система организации строительного производства на основе непрерывного двухлетнего планирования, обеспечивающего подготовку фронта работы бригад путем создания соответствующего задела, т. е. подготовки строительства для производства последовательных циклов работ (подготовка площадки, подземный, надземный и отделочный циклы строительства, благоустройство территории).
Поточность и непрерывность работ обеспечивается следующими факторами:
своевременной и высококачественной подготовкой технической документации, прогрессивностью и технологичностью технических решений, закладываемых в проекты;
хорошо организованным материально-техническим снабжением строительства, которое заключается в своевременном обеспечении строек и рабочих бригад необходимым набором машин, инструментов, приспособлений, а также в ритмичной, в соответствии с графиками, поставке строительных материалов и конструкций.
Наилучшей формой обеспечения строек материалами и полуфабрикатами является система производственно-технологической комплектации с предварительной, в заводских условиях, заготовкой материалов (нарезка и сварка линолеума, заготовка обоев, элементов для монтажа санитарно-технических и электротехнических устройств, заготовка по размерам наличников и плинтусов, встроенной мебели, отделочных составов и др.) и доставкой комплектов, материалов на объекты в контейнерах в соответствии с недельно-суточным и часовым графиками;
максимальной индустриализацией строительства, в том числе повышением заводской готовности строительных конструкций, материалов, деталей, применением комплектно-блочных методов поставки необходимого технологического и прочего оборудования.
Техническое нормирование, принципы и методы.
Выполнение возрастающих с каждым годом объемов строительно-монтажных работ должно быть обеспечено без увеличения числа работающих, за счет повышения производительности труда.
Уровень производительности труда является важнейшим критерием эффективности технологии и организации строительного производства и характеризуется в сфере общественного труда следующими показателями: натуральным — размером средних затрат труда (в чел.-ч или чел.-дн.) на единицу законченной продукции (например, м 2 общей площади жилых домов); стоимостным — средней стоимостью работ в сопоставимых ценах, произведенных одним рабочим в определенный промежуток времени (день, год, период строительства).
Уровень производительности труда отдельных рабочих характеризуется выработкой — количеством строительной продукции, выработанной за единицу времени, и трудоемкостью — затратами труда на единицу строительной продукции. Важную роль играет установление технически обоснованных норм затрат труда, машинного времени и материальных ресурсов на единицу продукции.
Техническое нормирование — система исследований и установления норм технически обоснованных расходов различных производственных ресурсов (рабочего и машинного времени, материалов, энергоносителей и т.д.).
Нормы расходов труда выражаются в виде норм времени и норм выработки.
Нормой времени называется количество времени, необходимое для изготовления единицы продукции соответствующего качества. При определении норм времени исходят из условия, что данная работа выполняется по современной технологии рабочими соответствующей профессии и квалификации.
Норма выработки рабочего или звена рабочих — это количество продукции, полученной за единицу времени при тех же условиях, что принятые при установлении норм времени.
Зная нормы времени и нормы выработки, можно определить уровень производительности труда. Если заданная работа, на которую по нормам нужно Тнор времени, была выполнена за Тфак, то уровень производительности труда выражается формулой:
Нормой машинного времени является количество времени работы машины, которое необходимо для изготовления единицы машинной продукции соответствующего качества при научной организации труда, которая дает возможность максимально использовать эксплуатационную производительность машины.
Нормы используют для расчета с рабочими, при разработке документации по производству работ и оценки эффективности принятых технологических решений.
Технологически обоснованные нормы составляют путем анализа и изучения процессов в течение всего рабочего дня. Для того чтобы сделать нормирование строительного процесса, необходимо в первую очередь его обследовать и определить его нормали.
Характеристика процесса, отвечающая современному уровню строительной техники и технологии с использованием передовых методов организации труда и производства работ, называется нормалью строительного процесса. После определения нормали строительного процесса осуществляют хронометражные наблюдения на выбранном объекте. На основе накопленных данных разрабатывают технические обоснованные нормы, которые проверяются в производственных условиях.
После соответствующей проверки разработанные нормы оформляют в виде производственных норм.
Появление новой техники, механизация, новые формы организации труда приводят к тому, что технические нормы устаревают и теряют прогрессивный характер. Поэтому нормы периодически пересматриваются.
Техническое нормирование затрат материалов осуществляют опытно-производственным, лабораторным и расчетно-аналитическим методами. Существуют производственные и сметные нормы затрат материалов, а также нормы для планирования материально-технического снабжения.
Техническое нормирование труда — исследование расходов времени с целью повышения производительности труда. Его проводят на специальных научно-исследовательских станциях (НИС) методами организационных и нормативных наблюдений.
Организационные наблюдения выполняют для выявления передовых методов труда, определения потерь рабочего времени и последующего устранения непроизводственных расходов.
Нормативные наблюдения проводят с целью проверки выполнения и перевыполнения действующих технических норм для проектирования новых норм.
На все виды технологических процессов, которые выполняются при строительстве зданий и сооружений, разработанные Ресурсные элементные сметные нормы (РЭСН) на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.
3.3. Тарифное нормирование.
В задание тарифного нормирования входит количественная оценка труда для обеспечения правильной организации заработной платы в строительстве.
Тарифное нормирование заключается в установлении норм оплаты труда за единицу произведенной продукции рабочим разной квалификации. При равных трудовых затратах более квалифицированный труд должен оплачиваться выше, чем труд малоквалифицированный, так как он более производительный, а высокую квалификацию можно достичь только при соответствующей учебе.
Оплата труда строительных рабочих осуществляется по действующей тарифной системе.
Тарифная система — это совокупность нормативных материалов, по которым оценивается качество труда. Основными нормативными элементами тарифной системы в строительстве являются: тарифная сетка, тарифные ставки и тарифно-квалификационный справочник (ТКС). С помощью тарифной системы государство регулирует уровень заработной платы строительных рабочих.
Тарифная сетка — это утвержденная шкала, которая устанавливает соотношение уровней заработной платы между рабочими разной квалификации.
Каждому разряду присвоенный определенный тарифный коэффициент, который показывает, в сколько раз производственное время рабочего данного разряда оплачивается выше по отношению к первому разряду.
Тарифные ставки определяют размер заработной платы рабочего, которая принадлежит ему за выполнение установленных производственных норм, соответствующих его разряду. Тарифные ставки могут быть часовые, дневные и месячные.
Тарифная ставка каждого разряда определяется умножением ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент
На основе норм времени и тарифных ставок устанавливают расценки для оплаты труда строительных рабочих.
Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах (ТКС), является основным документом для тарификации рабочих и работ.
Расценка — это заработная плата, выплаченная рабочим за единицу изготовленной ими доброкачественной продукции.
При индивидуальном выполнении расценку определяют умножением часовой тарифной ставки соответствующего разряда на норму затрат труда в чел-часах:
При выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в условиях, которые снижают производительность труда, к нормам и расценкам применяют поправочные коэффициенты. К таким случаям выполнение работ:
в эксплуатируемых помещениях при стесненных условиях;
в зимних условиях;
вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением;
в помещениях с температурой воздуха более 40°С и др.
Если по условиям производства работ необходимо одновременно использовать несколько поправочных коэффициентов, то общий поправочный коэффициент определяется умножением этих коэффициентов.
Источник: studfile.net
2.2.1. Организация НИР (Лекции по дисциплине — Организация и планирование производства)
Файл «2.2.1. Организация НИР» внутри архива находится в следующих папках: Лекции по дисциплине — Организация и планирование производства, ОПП для студентов, Раздел 2, 2.2. Организация НИР и изобретательства, 2.2.1. Организация научных исследований.
Документ из архива «Лекции по дисциплине — Организация и планирование производства», который расположен в категории » «. Всё это находится в предмете «организация и планирование производства (опп)» из раздела «», которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «лекции и семинары», в предмете «организация и планирование производства (опп)» в общих файлах.
Онлайн просмотр документа «2.2.1. Организация НИР»
Текст из документа «2.2.1. Организация НИР»
2.2. Организация научно-исследовательских работ (НИР)
и изобретательства
2.2.1. Организация научных исследований
Развитие современного производства конкурентоспособной продукции немыслимо без масштабных, ориентированных на долгосрочный период научных исследований. Продукция современной промышленности выступает как результат не только конструкторской, технологической или производственной деятельности коллективов промышленных предприятий, но и как результат труда научных работников. Именно развитие науки обеспечило создание отдельных отраслей производства: радиоэлектроники, лазерной техники и технологии, робототехники, ядерной энергетики, биотехнологии, электронно-вычислительной техники и др. Продукция традиционных отраслей машиностроения (автостроения, станкостроения, тракторостроения и пр.) в состоянии успешно конкурировать на рынке лишь при условии, что при ее создании использованы современные научные знания.
В современном промышленном производстве можно выделить так называемое наукоемкое производство, которое специализируется на продукции, отражающей самые передовые достижения науки.
Научно-исследовательские работы (НИР) – это специфический вид целенаправленной профессиональной интеллектуальной деятельности, задача которой состоит в создании (получении) новой информации об объектах, явлениях или процессах, происходящих в природе, обществе или технике. В зависимости от целей, содержания и характера результатов различают:
Фундаментальные научные исследования, как правило, имеют наиболее общий и абстрактный характер и делятся на теоретические и экспериментальные. Они направлены на расширение знаний и понимание наиболее общих явлений, закономерностей и принципов, действующих в природе, технике и обществе, без проникновения в области их конкретного применения. По данным исследований, лишь 5-10% результатов фундаментальных НИР реализуются на практике, остальные – пополняют потенциал научных знаний человека об окружающем мире. На основе результатов фундаментальных исследований определяются научно-технические проблемы поискового и прикладного характера, решение которых способствует созданию новых видов материалов, средств и способов производства.
Результатами фундаментальных исследований является информация в форме теорий, гипотез и др. Наивысшим достижением фундаментальных исследований является признание их результатов в качестве открытий. Некоторые открытия обеспечивают возможность последующего прорыва в технике и технологии. В качестве примера можно привести открытие явления квантового резонанса (СССР), эффекта транзистора (США), диффузионного эффекта (США, Англия), туннельного эффекта (Япония).
Фундаментальные исследования имеют ярко выраженный индивидуальный характер и отличаются наибольшей неопределенностью содержания и структуры научного процесса. Они с трудом поддаются управленческому регулированию. В них крайне важен индивидуальный подход, учитывающий персонифицированный характер труда и высокую степень зависимости процесса и результатов исследования от индивидуальных склонностей и способностей исследователей. В то же время этот вид исследований способен обеспечивать результаты, имеющие огромное общенаучное и государственное значение.
По принятой сегодня в мире классификации к фундаментальной науке относятся: математика, механика, астрономия, химия, науки о живом, науки о Земле. Это так называемая чистая, или академическая наука.
В России фундаментальные исследования обычно выполняются в государственном секторе науки – в академических институтах, вузах и ведомственных научных учреждениях.
Россия относится к числу немногих стран с высоким уровнем развития фундаментальной науки, значительным объемом накопленных научных знаний. В СССР действовала система государственной регистрации научных открытий (за рубежом этого не делается), велся соответствующий Государственный реестр. С 1957 до 1990 года в нашей стране было учтено 393 открытия.
Поисковые научные исследования выполняются, как правило, на базе полученных результатов фундаментальных исследований и направлены на создание научного задела в целях его дальнейшего использования в прикладных разработках. Необходимость в поисковых исследованиях возникает при отсутствии ясности в направлении использования полученных данных, возможных способах их трансформирования для решения научных и технических проблем.
Главные задачи поисковых исследований заключаются в следующем:
изучение возможности применения известных или вновь открытых явлений и закономерностей для создания новой техники, технологии или материалов;
оценка и прогнозирование развития отдельных направлений науки, техники и технологии;
поиск сфер, областей и изучение условий применения новых решений и открытий (так называемые аппликационные исследования).
Результатом поисковых исследований является научно-техническая информация, которая во многих случаях имеет материально-техническое воплощение: новые направления конструирования, новые подходы к решению традиционных задач, новые виды технологий и способы управления производственными процессами.
При положительных результатах выводы поисковых работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов, экспериментальных образцов.
Цели и задачи поисковых исследований формулируются более конкретно, чем в фундаментальных работах. Содержание процесса и ожидаемые результаты отличаются большей направленностью на конкретные практические потребности. Планирование и организация поисковых работ характеризуется меньшей неопределенностью.
Прикладные научные исследования направлены на решение конкретных научно-технических и организационно-экономических проблем, связанных с выполнением последующих проектных разработок. Этот вид исследований непосредственно ориентирован на создание новых конкретных изделий либо на совершенствование существующих, а также на разработку способов их производства, на разработку средств механизации и автоматизации производства, систем и методов контроля качества продукции и т.д. По этому признаку принято различать четыре группы прикладных исследований, направленных на создание:
технических объектов (машин, приборов и т.п.);
способов и систем управления.
Результаты прикладных исследований в форме отчетов, технической документации, макетов, опытных образцов и т.п. являются основой дальнейших разработок с целью внедрения научных идей в практику. Прикладные исследования, относящиеся к материальному производству, в результате которых осуществляется техническое и рабочее проектирование, изготавливаются и испытываются опытные образцы, переходят в опытно- конструкторские работы (ОКР).
Этот вид исследований более строго ориентирован на потребности рынка, обычно регламентирован по времени и по исполнителям. Считается, что 85-90% результатов прикладных исследований находят или могут найти практическое применение. Затраты на проведение прикладных исследований резко возрастают по сравнению с другими видами исследовательских работ.
Работы поискового и особенно прикладного характера выполняются в отраслевых научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро и в подразделениях предприятий, роль которых существенно расширена в последнее время.
Организация научных исследований
При проведении научных исследований приходится решать ряд организационно-экономических вопросов, таких как планирование объемов, трудоемкости, длительности предстоящих работ, составление сметы затрат, оценка эффективности исследований. Совокупность работ, выполняемых при проведении научных исследований по определенной проблеме, обычно называется темой.
Каждая тема имеет свои особенности по поставленным конечным целям, количеству и квалификации исполнителей, масштабности, преобладанию теоретических или экспериментальных методов исследования. Однако цикл НИР состоит из стадий, а также возможных этапов по стадиям. Под стадией понимается логически обоснованный раздел темы, имеющий самостоятельное значение и являющийся объектов планирования и финансирования.
Можно выделить три типовых стадии темы:
разработка технического задания (ТЗ);
проведение теоретических и экспериментальных исследований;
оформление результатов НИР.
Первая стадия — разработка технического задания – проводится в два этапа. На первом этапе формулируются цели выполняемой темы, устанавливаются методы и условия проведения исследования, этапы, сроки, состав исполнителей; выполняется технико-экономическое обоснование целесообразности проведения темы.
На втором этапе производится подбор и анализ имеющихся материалов по исследуемой проблеме, проводятся патентные исследования, разрабатывается общая методика проведения исследований, формулируются конкретные задания исполнителям темы.
Вторая стадия — проведение теоретических и экспериментальных исследований – выполняется в три этапа. На первом этапе осуществляют теоретическую разработку темы, в процессе которой проверяют научные и технические идеи; разрабатывают методики исследования; обосновывают выбор схем; выбирают методы расчетов и исследований; выявляют необходимость проведения экспериментальных работ и разрабатывают методики их проведения.
На втором этапе, если определена необходимость проведения экспериментальных работ, осуществляют проектирование и изготовление макетов и экспериментального образца.
На третьем этапе проводят стендовые и полевые экспериментальные испытания образца по разработанным программам и методикам, анализируют результаты испытаний, определяют степень соответствия полученных данных на экспериментальном образце расчетным и теоретическим выводам. Если имеются отклонения, то экспериментальный образец дорабатывают и проводят дополнительные испытания, при необходимости вносят изменения в разработанные схемы, расчеты, техническую документацию.
Третья стадия — оформление результатов НИР – проводится в два этапа. На первом этапе формулируются выводы по проведенным исследованиям; оформляется в окончательном виде отчетная научно-техническая документация (отчет о НИР, конструкторская и технологическая документация, программная продукция, методики и т.д.).
Наконец, на втором этапе результаты исследования предъявляются заказчику в том виде и объеме, который был оговорен при заключении договора; документально оформляется сдача-приемка работы заказчику.
Процедуру проведения НИР, оформление их результатов регламентируют несколько ГОСТов, в том числе ГОСТ 15.101-98. Однако надо иметь в виду, что в соответствии с действующим Законом РФ «О стандартизации » соблюдение такого рода требований государственных стандартов обязательно только в том случае, если они оговорены в договоре между заказчиком и исполнителем; в иных случаях они носят скорее рекомендательный характер.
Проведение НИР можно рассматривать как научную подготовку производства (НПП).
Эффективность НИР
При решении вопросов о целесообразности проведения научных исследований определяющим является ожидаемая эффективность, их результативность. Эффективность НИР может быть оценена с учетом различных видов проявления эффекта, получаемого при использовании результатов научных исследований. Можно выделить следующие виды эффекта: (1) социальный эффект; (2) оборонный эффект; (3) научно-технический эффект; (4) экономический эффект.
Социальный эффект проявляется в повышении безопасности для жизни и здоровья населения, повышении безопасности и улучшении условий труда, в снижении вероятности профессиональных заболеваний, повышении экологической безопасности и других социально значимых результатов.
Оборонный эффект характеризует значимость результатов НИР для повышения обороноспособности страны. При этом могут быть использованы такие показатели, как вероятность выполнения боевой задачи, степень защищенности объектов от поражения противником, уровень сохранности государственных и военных секретов и т.д.
Научно-технический эффект проявляется как накопление новых знаний по каким-либо явлениям и свойствам материального мира, проблемам науки и техники и характеризуется повышением научно-технического задела в виде научных публикаций, диссертаций, открытий, изобретений.
Экономический эффект характеризует стоимостную оценку использования результатов НИР и проявляется как снижение себестоимости производимой продукции, работ, услуг.
Суждение о степени эффективности НИР формируется путем сопоставления получаемого эффекта соответствующего вида с затратами, необходимыми для проведения НИР. Количественной оценке при этом наиболее просто поддается оценка экономического эффекта и эффективности результатов НИР.
Источник: studizba.com
Виды и формы научно-исследовательской работы студентов
Что такое научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа (НИР) — это такое построение учебного процесса, при котором студенты исследуют и стараются решить проблемы своей профессиональной области. Студенты задействованы в НИР с первого курса.
Кажется, что научной работой лучше заниматься только одаренным учащимся. Однако для студентов новизна предложенного в НИР решения отходит на второй план. На первом — личные и профессиональные навыки, которые в итоге формируются. Например, умения разбираться в объеме информации, творчески подходить к решению задач, критически мыслить, быть любопытными и способными самообучаться. Это пригодится и в работе, и в жизни.
Впрочем, для некоторых студентов с НИР начинается путь в большую науку. НИР пишут и оформляют по логике и правилам самого настоящего научного труда — с анализом теории, построением гипотез и экспериментами.
Еще один результат самостоятельных исследований студентов — формирование доверия и уважения общества к научному знанию. Вуз выпустит в жизнь образованных граждан, которые знают, чем занимаются ученые и почему их работа важна.
Цель и задачи научно-исследовательской работы студентов
НИР создается поэтапно. Студент вместе с научным руководителем:
- выбирает злободневную тему;
- формулирует проблему;
- определяет объект и предмет исследования;
- строит гипотезу;
- ставит цель и задачи;
- определяет метод работы;
- собирает и анализирует литературу по теме;
- проверяет на практике, если поставлена такая задача;
- решает, подтверждается гипотеза или наоборот;
- оформляет выводы и предложения;
- публикует работу, если выявлена практическая ценность.
О принципах написания НИР ниже поговорим подробнее, а пока остановимся на разнице между целью и задачей исследования. Цель связана с проблемой. Грамотная постановка цели должна помочь найти решение. В идеале ее достижение — и есть результат работы.
Задачи — шаги, которые приближают к цели, стратегия автора. От порядка и логики задач зависят последовательность действий исследователя и структура НИР.
Виды научно-исследовательских работ
Студенты вовлечены в исследовательскую работу с начала учебы. Уровень сложности НИР растет вместе со студентами. Назовем виды НИР.
Реферат
Письменный доклад или аналитический обзор, для подготовки которого автор изучает литературу на заданную тему. Студент осмысляет информацию, высказывает свою позицию, делает выводы.
Реферат представляет собой чисто теоретическую работу. При этом студенты учатся не только поиску и анализу источников, но и аккуратности в плане оформления — реферат, как и любую НИР, оформляют и защищают по правилам. На этот счет даются методические указания.
Рассуждение студента по определенному вопросу. Тоже предполагает изучение литературы по теме, но здесь уже центр тяжести не чужое мнение, а соображения автора, собственные впечатления и мысли.
В эссе автор самовыражается, но при этом показывает, что разобрался в теме: четко изложил проблему, ориентируется в профессиональных понятиях и терминах, выдает факты и цифры, предоставляет аргументы, умеет ответить на вопросы.
Проект
Научные разработки студента во время самостоятельных занятий вне аудитории. Учащийся задействован в прикладном или исследовательском проекте.
Цель прикладного проекта — создание продукта, который решает проблему в профессиональной области. Например, приложение, сервис или аппарат. Разработку можно внедрить во «взрослой» компании.
Цель исследовательского проекта — подробный анализ проблемной или неизученной темы. Например, для подготовки научных выступлений на конференциях или прикладного проекта.
Курсовая
Итог работы студента за время курса. Предполагается, что он сумел погрузиться в интересующую тему.
В зависимости от года учебы, курсовые усложняются. Первокурсники занимаются теоретическими исследованиями. Студенты постарше, кроме анализа литературы, добавляют в НИР методы научных изысканий, практические наработки, объяснение научных данных.
В идеале студент несколько лет корпит над одной темой. Курсовые по этой теме объединяются в выпускную квалификационную работу.
Диплом
Заключительная работа студента-выпускника за время учебы в вузе, результат всего научно-исследовательского труда. Показатель готовности нового специалиста, демонстрация полученных навыков и знаний по выбранной профессии.
В дипломной НИР автор рассказывает, как всесторонне изучал интересующую проблему и какое решение предлагает.
НИР в аспирантуре
Некоторые выпускники идут в аспирантуру, где продолжают заниматься наукой. Следующая НИР в этом случае — кандидатская диссертация. Это труд, по итогам которого автор получает ученую степень кандидата или доктора наук.
За время учебы вузе студент сосредоточен на познании профессии. В аспирантуре исследователи углубляются в научную работу, стараясь решить современные проблемы своей области. Результаты изысканий аспиранты регулярно показывают научному сообществу — пишут статьи, выступают с докладами и презентациями.
Формы научно-исследовательских работ
Кроме индивидуальной, практикуются и массовые формы научной работы. Вот некоторые из них.
Работа в секциях
В вузах часто работают кружки — добровольные объединения студентов, занятых исследованиями. В секциях собираются люди с общими интересами, они обмениваются опытом и информацией, помогают друг другу продвинуться в работе. Участники собирают обсуждения или выставки, делают доклады, ставят опыты, готовят публикации для научных журналов, пишут заявки на исследовательские гранты. Обсуждают научно-популярные или научно-фантастические фильмы и книги. В зависимости от целей, секции делятся на проблемные и научные.
Студенческие конференции
Конференция — собрание для обсуждения проблемных вопросов, часто теоретических. Участие студентов в конференциях поощряется, но не считается обязательным. Желающий готовит доклад по мотивам своей НИР. Это опыт публичных выступлений, возможность завести полезные знакомства и получить толковый комментарий к работе.
Публикации
Подготовкой статей для публикации в научных журналах студент занимается в соавторстве с научным руководителем или под его руководством. Для учащихся вузов это необязательно. Но в аспирантуре публикации — одно из условий получения степени. В идеале, публикация аспиранта — показатель качества научной работы.
Направления научно-исследовательской работы студентов
Самостоятельное исследование может закончится получением объективно новых для науки знаний. Новизна может быть и субъективной — важной развития личности будущего специалиста. Соответственно, направленность НИР зависит от того, в каком смысле значим полученный результат. Различают:
- учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС), которая ведется с образовательной целью;
- научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), особенность которой — получения нового научного знания. Здесь нужна оговорка: не каждый студент в вузе способен действительно что-то открыть, поэтому и у НИРС цель образовательная и развивающая, но с большим углублением в науку.
Общие принципы написания и оформления НИР
НИР начинается с выбора темы, которая студента волнует. Список тем для научной работы предлагают на кафедре, однако исследователь в праве опереться на собственные интересы и выбрать тему самостоятельно. Научный руководитель поможет подобрать правильную формулировку.
Общая организация НИР такая:
- формулировка проблемы по теме, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач, поиск метода исследования, построение гипотезы. Все взаимосвязано и требует конкретных формулировок — от этого зависит эффективность дальнейшей работы;
- поиск и анализ научной литературы по теме, объяснение понятий и терминов, наполнение НИР теоретическими данными. Автор вникает в тему и изучает, что еще по ней написано;
- эксперимент, практическая часть. Исследование может быть и умозрительным — зависит от цели НИР. В любом случае, создается ситуация, в которой гипотеза автора подтверждается или опровергается;
- обобщение и оценка результатов, формулировка предложений, перспектив, прогнозов.
Тезисы НИР после этого могут быть представлены на конференции или оформлены в статью для публикации.
Научно-исследовательская работа оформляется строго по правилам. Обычно в вузе студент получает четкие методические указания, в которых учитывается все — от формата страниц до шрифта и размера межстрочного интервала. Методички пишутся с опорой на ГОСТ. Согласно ГОСТ 7.32-2017, структура отчета по НИР следующая:
Пример научно-исследовательских работ
Примеры готовых НИР смотрите здесь, здесь и здесь.
Научная работа требует максимального сосредоточения сил. Если нужна помощь, не стесняйтесь попросить — эксперты Феникс.Хелп всегда на связи!
Источник: blog.fenix.help