Портал государственной организации
Направляем полученное в связи с обращением письмо Минэкономразвития России от 12.02.2020 N Д23и-4183 с рекомендациями по вопросу разграничения движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.
Ознакомьте с письмом сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества организаций, в т.ч. обеспечивающих проведение камеральных налоговых проверок.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 февраля 2020 г. N Д23и-4183
ОБЪЕКТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
АТОМНОЙ СТАНЦИИ, К ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно разграничения движимого и недвижимого имущества и сообщает, что согласно пункту 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) и определено как «здание. сооружение . за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)».
В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).
Что касается соотношения между понятием «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь», то следует отметить отсутствие полного соответствия.
Во-первых, указанные понятия разные по своему объему: недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места.
Во-вторых, указанные понятия применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство употребляет понятия «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Эти доводы подкреплены решениями Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ).
В частности, в определении от 22 декабря 2015 г. по делу N 304-ЭС15-11476, А27-18141/2014 при решении вопроса о признании вещи недвижимостью предлагалось представить доказательства возведения здания в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил. В определении от 1 апреля 2019 г. N 309-ЭС19-2232 было указано, что дополнительным признаком недвижимой вещи является признак самостоятельности недвижимой вещи. Указанные выводы ВС РФ позволяют сделать заключение, что для признания объекта недвижимостью нужны такие же условия, что и для признания здания (сооружения) объектом капитального строительства: наличие разрешения (уведомления) о строительстве и наличие самостоятельной хозяйственной ценности, т.е. возможности быть отдельным предметом в гражданском обороте.
Учитывая изложенное, представляется, что строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности — к объектам недвижимости.
Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.
Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, то гражданское право их с большей вероятностью считает неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка.
Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 (далее — постановление N 1300), использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.
В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, объекты, попадающие под регулирование части 17 статьи 51 ГрК РФ, не могут являться объектами капитального строительства.
Обращаем внимание на мнение ВС РФ, изложенное в определении от 2 августа 2019 г. N 306-ЭС19-12084, согласно которому земельным законодательством и постановлением N 1300 не предусмотрено в качестве основания для использования публичных земель в особом порядке (без их предоставления) строительство капитальных объектов.
Учитывая изложенное, в случае если объекты, речь о которых идет в обращении, построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.
Дополнительно отмечаем, что ранее позиция Департамента недвижимости относительно критериев отнесения отдельных видов объектов к недвижимому имуществу была изложена в письме от 11 октября 2016 г. N Д23и-4847 (размещено в сети «Интернет», а также в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс») и исходит из того, что сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большой степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.
Также для сведения сообщаем, что в целях полноценного вовлечения в гражданский оборот объектов недвижимого имущества, совершенствования вопросов их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием представителей предпринимательского сообщества разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе», направленные на совершенствование сложившегося гражданского оборота недвижимости.
Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) и определено как "здание… сооружение … за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)". В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить "настоящие" объекты капитального строительства от "ложных", которые являются улучшением земельного участка (гражданское…
Администрация Красногорского района
О районе
Административный центр:
п.г.т. Красная Гора
Население: 11235
Площадь: 108112 Га
Первое лицо
Глава администрации Красногорского района Брянской области
Глава Красногорского района Брянской области
Важные ссылки
РЕГИСТРАЦИЯ ОБЪЕКТА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
РЕГИСТРАЦИЯ ОБЪЕКТА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Отсутствие в законодательстве определения понятия объекта вспомогательного использования и четких критериев отнесения строений и сооружений к данной категории обуславливает возникновение многочисленных вопросов на практике. Главным из них является вопрос о том, какие именно объекты недвижимости могут быть квалифицированы соответствующим образом.
Попробуем найти ответ на данный вопрос, а также рассмотрим процедурупостановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав в отношении объектов вспомогательного назначения.
Действующим законодательством предусмотрены случаи, в которых не требуется выдача разрешения на строительство. Они установлены частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также статьей 13 Закона Брянской области от 15.03.2007 г. № 28-З «О градостроительной деятельности в Брянской области». К таким случаям относится и строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Так что же является вспомогательным объектом?
К примеру, бассейн рядом с загородным домом или дачей будет являться сооружением вспомогательного назначения, однако бассейн, строящийся для спортивных и развлекательных целей как самостоятельное сооружение, к строениям вспомогательного назначения относиться не может. Или, например, контрольно-пропускной пункт, расположенный при въезде на территорию складского комплекса или промышленного предприятия, очевидно, будет выполнять для них вспомогательную функцию. В то же время контрольно-пропускной пункт при въезде на автостоянку, представляющую собой огороженную бетонную площадку, на которой больше нет никаких строений или сооружений, по всей видимости, будет являться основным, а не вспомогательным объектом.
Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит конкретного понятия строения или сооружения вспомогательного использования, исходя из его анализа, можно выделить некоторые ориентиры (основные критерии) для определения вспомогательных объектов (строений и сооружений).
Как отмечено в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2012г. № ВАС-15260/12, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 11.03.2015 г. № 308-ЭС15-1282) вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта.
Таким образом, одним из критериев для отнесения строения к вспомогательным является наличие на земельном участке основного объекта, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
В свою очередь исходя из смысла статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под объектами вспомогательного использования понимаются строения и сооружения пониженного уровня ответственности. Они связанны с осуществлением строительства/реконструкции здания/сооружения либо расположены на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Итак, второй критерий – это объекты пониженного уровня ответственности.
Кроме того, для обоснования факта отнесения того или иного объекта к числу вспомогательных важно использование информации, содержащейся в проектной документации объектов капитального строительства, либо иных документах.
Вступивший в силу с 01.01.2017г. Федеральный закон от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) регламентирует, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
При этом Законом о регистрации также установлены требования к форме и содержанию технического плана. Так документом-основанием для подготовки технического плана на вспомогательные объекты должна являться проектная документация, а в тех случаях, когда ее изготовление в силу закона не требуется – иной документ, подтверждающий вспомогательный характер объекта (например, заключение специализированной организации, согласно которому здание относится к сооружению вспомогательного использования).
В отношении объектов вспомогательного использования, расположенных на земельных участках для индивидуального жилищного строительства (баня, сарай, гараж, теплица и т.п.) в связи с отсутствием необходимости изготовления на них проектной документации в технический план включается декларация правообладателя объекта недвижимости, а в отношении созданного объекта – правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект, предусмотренная частью 11 статьи 24 Закона о регистрации. Форма декларации утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». При этом, в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана должно быть приведено обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в частности, указано, что объект является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства (с указанием сведений об основном строении), а также что в отношении данного объекта законодательством РФ не предусмотрены подготовка и выдача разрешений и проектной документации.
При всем при этом следует отметить, что вопрос о вспомогательных объектах на сегодняшний день остается открытым и требует дополнительной проработки на законодательном уровне.
Вопросы, связанные с определением объектов некапитального строительства и оборудования и отнесения их к недвижимому имуществу в целях обложения налогом на имущество организаций, могут возникнуть у любой компании, независимо от вида ее предпринимательской деятельности. Позиция Росреестра по данному вопросу доведена информационным письмом Минфина России от 26.05.2021 №03-05-05-01/40484. Согласно положениям Градостроительного и Гражданского кодексов Российской Федерации, некапитальными сооружениями и оборудованием признаются те объекты , которые не имеют прочной связи с землей, а конструктивные характеристики позволяют переместить их без нанесения несоразмерного ущерба.
Навозохранилище требования
На современных свинофермах процесс удаления навоза заключается в гидросмыве по самосплавным каналам навозной жижи сначала на КНС, затем по сетям напорного навозопровода в навозохранилище. Навозохранилище представляет собой сеть лагун, используемых для отстаивания навозных стоков, их обеззараживания. Рассмотрим требования к навозохранилищам.
После обеззараживания навоз передается на поля в качестве удобрения.
Наличие нескольких лагун обеспечивает последовательное накопление, 6-месячное выдерживание (обеззараживание) и выгрузку для весеннее-осеннего внесения на поля годового объема.
Постановка на учет свиноферм
объекты по выращиванию и разведению свиней:
с проектной мощностью 20 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2005 г.);
с проектной мощностью 42 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2005 г.).
по выращиванию и разведению свиней массой тела более 30 кг (за исключением хозяйственной и иной деятельности, указанной в подпункте 21 пункта 1 настоящего документа).
Требования к навозохранилищам
Приказом Минстроя России от 10.12.2019 № 791/пр «Об утверждении свода правил «Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила эксплуатации» утвержден и введен в действие «СП 469.1325800.2019. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила эксплуатации». Настоящий свод правил устанавливает правила эксплуатации сооружений животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий, в том числе секционных навозохранилищ и пометохранилищ.
В соответствии с пунктом 6.1.4 СП 469.1325800.2019 сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий и ветеринарных объектов в части соблюдения требований охраны окружающей среды должны соответствовать СП 289.1325800.2017. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования.
Требования к секционным навозохранилищам
Согласно пункту 5.5 СП 289.1325800:
Открытые секционные навозохранилища и площадки для компостирования навоза и помета располагают в зоне хранения, обеззараживания и переработки отходов производства ниже по рельефу по отношению к производственным зданиям с соблюдением следующих минимальных зооветеринарных расстояний:
— открытые хранилища и накопители полужидкого и жидкого навоза для животноводческих ферм и комплексов — 60 м;
— открытые пометохранилища всех направлений и типоразмеров птицеводческих предприятий и комплексов на 54 тыс. свиней и более в год — 300 м;
— площадки для буртования подстилочного навоза и твердой фракции бесподстилочного навоза — 15 м;
— площадки для буртования подстилочного помета, твердой фракции бесподстилочного помета — 300 м;
— площадки для подготовки компостов:
— на основе навоза — 15 м;
— на основе помета — 300 м.
Согласно пункту 6.4 СП 289.1325800:
6.4.1 Хранилища навоза и помета могут быть заглубленными, полузаглубленными и наземными. Конструкция хранилищ зависит от консистенции поступающих в них навоза и помета и гидрогеологических условий строительства.
6.4.2 В целях совмещения процессов карантинирования и хранения навоза и помета количество секций хранилищ в соответствии с [13] должно быть не менее двух.
6.4.3 Для бесподстилочного навоза и помета хранилища устраивают заглубленными или наземными траншейного типа.
Они должны иметь ограждения, устройства для забора жидкого навоза или навозной жижи насосами. Вдоль одной из стенок хранилища должны иметь съезды с уклоном 0,20.
6.4.4 Глубину хранилищ назначают в соответствии с техническими характеристиками применяемых средств для выгрузки заданием на проектирование, но не более 5 м. Ширина навозохранилища (пометохранилища) должна быть не менее 18 м.
Днища и стены хранилищ должны иметь твердое гидроизоляционное покрытие.
Объем одного хранилища не должен превышать 50000 м .
6.4.5 При обосновании для бесподстилочного помета допускается проектировать крытые заглубленные, полузаглубленные и наземные хранилища. Для бесподстилочного навоза в районах выпадения повышенного количества осадков допускается проектирование крытых хранилищ.
6.4.6 Для хранения подстилочного навоза и помета, твердой фракции жидкого навоза следует предусматривать хранилища глубиной 1,5-2,0 м.
Для сбора и удаления жижи из хранилищ следует предусматривать жижесборники. Дно хранилищ должно иметь уклон 0,003 в сторону хранилища.
6.4.7 Конструктивные решения навозохранилищ, пометохранилищ в соответствии с требованиями СП 2.1.5.1059 должны исключать фильтрацию навоза, помета и навозных стоков.
6.4.8 Емкости единичных секций следует принимать 500, 1000 и 2000 т. Из этих секций компонуют навозохранилища емкостью 1000, 1500, 2000, 2500, 3000, 3500, 4000 и 6000 т.
6.4.9 Навозохранилища и пометохранилища следует устраивать из монолитного или сборного бетона или железобетона или их комбинаций.
Как правило, стены секционных навозохранилищ выполняют из сборных железобетонных плит с бетоном класса по прочности на сжатие В 25 по железобетонным контрфорсам и фундаментным плитам из бетона класса по прочности на сжатие В 15, днища — из монолитного бетона класса по прочности на сжатие В 25. В качестве вяжущего принимается портландцемент, мелкого заполнителя — чистый песок с модулем крупности 2,0-2,5, крупного заполнителя — фракционированный щебень. Воду для затворения бетонной смеси принимают по ГОСТ 23732.
6.4.11 Загрузку навоза в секции хранилища допускается проводить по трубам, мобильными средствами или бульдозерами. В целях предотвращения замерзания напорного навозопровода и исключения намораживания подачу жидкого навоза в навозохранилища следует предусматривать, как правило, снизу навозохранилища.
6.4.12 Днища навозохранилищ следует устраивать на грунтах, исключающих возможность деформации днищ.
Требования к площадкам для компостирования навоза
Согласно пункту 6.5 СП 289.1325800:
6.5.1 Конструкция компостной площадки должна обеспечивать предотвращение попадания навозной жижи в почву и безопасное хранение наполнителей, добавляемых в компостируемый навоз в качестве адсорбентов. Производство компостных смесей осуществляют на прифермских открытых гидроизолированных площадках или в процессе уборки подстилочного навоза и помета из помещений.
6.5.2 Площадки для компостирования подстилочного навоза и помета в процессе уборки его из помещений проектируют секционного типа при количестве секций не менее двух.
6.5.3 Открытые водонепроницаемые площадки для компостирования окаймляются по всему периметру отводными канавами (лотками).
6.5.4 Для сбора и отвода жидкости, атмосферных осадков открытые гидроизолированные площадки должны оборудоваться жижесборниками. Сами площадки должны иметь уклон 0,002-0,003 в сторону жижесборников.
6.5.5 Площадь площадок приготовления компостной смеси, компостирования и хранения водопоглощающих компонентов в каждом конкретном случае определяют в задании на проектирование.
Производственный контроль за влиянием навозохранилищ (лагун) на состояние почв, грунтовых и подземных вод.
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
Частью 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает конкретные меры, которые должен осуществлять хозяйствующий субъект.
Таким образом, свинофермы обязаны осуществлять производственный контроль за влиянием навозохранилищ (лагун) на состояние почв, грунтовых и подземных вод.
Выбросы от навозохранилища
Количество и состав выбросов в атмосферный воздух | ||||
Код | Наименование ЗВ | Класс | ||
303 | Аммиак | IV | ||
333 | Дигидросульфид (Сероводород) | II | ||
410 | Метан | — | ||
1052 | Метанол (Метиловый спирт) | III | ||
1071 | Гидроксибензол (Фенол) | II | ||
1246 | Этилформиат | — | ||
1314 | Пропаналь(Пропиональдегид, Пропионовый альдегид, Метилуксусный альдегид) | III | ||
1531 | Гексановая кислота (Кислота капроновая) | III | ||
1707 | Диметилсульфид | IV | ||
1715 | Метантиол (Метилмеркаптан) | IV | ||
1849 | Метиламин (Монометиламин) | II | ||
2603 | Микроорганизмы и микроорганизмы-продуценты (отраслей промышленности: мукомольной, комбикормовой, дрожжевой, пивоваренной, кормовых дрожжей, аминокислот, ферментов, биопрепаратов на основе молочнокислых бактерий) (по общему бактериальному счету) |
Выбросы от свинокомплекса (выращивание и разведение свиней)
Количество и состав выбросов в атмосферный воздух | ||||
Код | Наименование ЗВ | Класс | ||
301 | Азота диоксид (Азот (IV) оксид) | III | ||
304 | Азот (II) оксид (Азота оксид) | III | ||
337 | Углерод оксид | IV | ||
703 | Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен) | I | ||
303 | Аммиак | IV | ||
333 | Дигидросульфид (Сероводород) | II | ||
410 | Метан | — | ||
1052 | Метанол (Метиловый спирт) | III | ||
1071 | Гидроксибензол (Фенол) | II | ||
1246 | Этилформиат | — | ||
1314 | Пропаналь(Пропиональдегид, Пропионовый альдегид, Метилуксусный альдегид) | III | ||
1531 | Гексановая кислота (Кислота капроновая) | III | ||
1707 | Диметилсульфид | IV | ||
1715 | Метантиол (Метилмеркаптан) | IV | ||
1849 | Метиламин (Монометиламин) | II | ||
2603 | Микроорганизмы и микроорганизмы-продуценты (отраслей промышленности: мукомольной, комбикормовой, дрожжевой, пивоваренной, кормовых дрожжей, аминокислот, ферментов, биопрепаратов на основе молочнокислых бактерий) (по общему бактериальному счету) | — | ||
2920 | Пыль меховая (шерстяная, пуховая) | — |
Заодно выбросы от крематора:
Количество и состав выбросов в атмосферный воздух от крематора: | ||||
Код | Наименование ЗВ | Класс | ||
301 | Азота диоксид (Азот (IV) оксид) | III | ||
304 | Азот (II) оксид (Азота оксид) | III | ||
337 | Углерод оксид | IV | ||
703 | Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен) | I | ||
1301 | Проп-2-ен-1-аль (Акролеин) | II |
Отходы свинокомплекса
Перечень отходов от свинокомплекса в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) (класс опасности — последняя цифра).
1 12 510 00 00 0 | Навоз свиней |
1 12 510 01 33 3 | навоз свиней свежий |
1 12 510 02 29 4 | навоз свиней перепревший |
1 12 520 01 39 4 | отходы подстилки из древесных опилок при содержании свиней |
1 12 551 11 32 4 | жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления |
1 12 551 12 39 4 | твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления |
1 12 551 21 32 4 | жидкая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления |
(введено Приказом Росприроднадзора от 02.11.2018 N 451) | |
1 12 551 22 39 4 | твердая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления |
(введено Росприроднадзора от 02.11.2018 N 451) | |
1 12 552 11 32 4 | навозосодержащие стоки при гидроудалении навоза свиней |
1 12 552 12 32 3 | стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней |
1 12 553 11 33 4 | осадок навозных стоков от свинарников при отстаивании в навозонакопителях |
Утилизация отходов свинокомплекса
В соответствии с Разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, опубликованными 24.05.2016, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Названные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий предоставленных этому органу пунктами 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом .
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 N 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.
Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.
Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:
при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,
при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Загрязнение почвы навозом в результате его складирования
Риски складирования навоза.
Складирование навоза на площадке, не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия или на почве может повлечь загрязнение почвенного покрова.
Если в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия специалистами аккредитованной лаборатории будут отобраны пробы на указанных площадках, по результатам которых будет установлена токсичность складируемого отхода (1- 4 класс опасности) и в результате химического анализа проб почвы будет выявлено превышение относительно фоновой пробы каких-либо показателей, то это может повлечь вывод о нарушении требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившиеся в уничтожении плодородного слоя почвы, а также в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Внесение органических удобрений
При внесении органических удобрений не должно происходить ни микробиологическое, ни химическое загрязнение почвы. Иначе, могут привлечь к ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, по факту порчи земель в результате нарушения правил обращения с агрохимикатами или отходами производства на земельном участке.
Обязанность по защите земель от негативного воздействия лежит на землепользователях.
Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон N 101-ФЗ) установлена обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения.
Поэтому, до внесения органического удобрения необходимо его проверить на соответствие ТУ. Также необходимо соблюдать сроки внесения удобрения, дозы внесения удобрения и своевременно внесенные удобрения запахивать.
СП 469.1325800.2019. СВОД ПРАВИЛ. СООРУЖЕНИЯ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ, ПТИЦЕВОДЧЕСКИХ И ЗВЕРОВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Эксплуатация объекта, подлежащего государственной экологической экспертизе
Постановление арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.07.2021 № ФОЗ-3189/2021
По результатам визуального обследования территории строительства были установлены факты эксплуатации незавершенного строительством объекта, подлежащего экологической экспертизе в отсутствие необходимых разрешений, а также несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства, которое выразилось в том, что на территории незавершенного строительством объекта осуществляется складирование свежего навоза крупного рогатого скота на открытый грунт земельного участка.
Склад хранения навоза (лагуна), предусмотренный к строительству в 1-м этапе, на момент обследования отсутствовал. В этой связи палатой сделан вывод о наличии в действия общества признаков административных правонарушений, ответственность за которые установлена в статье 8.2.3 и части 2 статьи 8.4 КоАП РФ.
Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ в связи с нарушением пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон об экологической экспертизе), а именно эксплуатацией незавершенного строительством объекта, подлежащего государственной экологической экспертизе, в отсутствие необходимых разрешений, учитывая, что навоз крупного рогатого скота относится к отходам производства и потребления, назначен административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В письменных пояснениях общество выразило несогласие с вменяемым ему правонарушением, указав, что объект капитального строительства в силу положений статей 4, 11, 12 Закона об экологической экспертизе не относится к перечню объектов, которые должны проходить государственную экологическую экспертизу.
Должностным лицом управления обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований — части 7.2 статьи 11 Закона об экологической экспертизе, выразившееся в складировании отходов животноводства в отсутствие государственной экспертизы на объекте.
Не согласившись с предписанием управления, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции, придя к выводам о наличии оснований для выдачи оспариваемого предписания, соблюдении управлением процедуры проведения проверки и о законности действий по выдаче предписания, отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, в редакции, действующей на момент утверждения положительного заключения экспертизы (14.05.2018), для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляется в том числе положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если для проведения государственной экспертизы представляется проектная документация, разработанная в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (за исключением случаев, когда заявитель на государственную экспертизу представляет проектную документацию, разработанную в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Закона об экологической экспертизе).
В соответствии с действующей в настоящее время редакцией указанного подпункта для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляется, в том числе, положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы проектной документации являются, в том числе, оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.
В этой связи применению подлежат нормы законодательства об экологической экспертизе и об обращении с отходами по состоянию на дату завершения подготовки проектной документации и обращения общества с заявлением о проведении экспертизы проектной документации.
В соответствии со статьей 1 Закона об экологической экспертизе в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Непредставление документации на экологическую экспертизу, уклонение от представления общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных в соответствии со статьей 30 Закона об экологической экспертизе признается нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
В соответствии с пунктами 1, 6 части 1 статьи 30 Закона об экологической экспертизе нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются непредставление документации на экологическую экспертизу и реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения экологической экспертизы.
Пунктом 7.2 статьи 11 указанного закона установлено, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является (в том числе) проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ), статьей 1 которого определены понятия размещения и обезвреживания отходов:
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающее в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
Как установлено судами исходя из проектной документации и положительного заключения экспертизы, на запроектированной ферме предполагается сжигать трупы животных в крематоре при необходимости (выявлении возбудителей опасных заболеваний животных с целью исключения их распространения, а также для утилизации павших животных).
Также на запроектированной ферме предполагается образование животноводческих отходов — навоза как результата жизнедеятельности крупного рогатого скота. Данный навоз планируется хранить в течение 12 месяцев, а после использовать в качестве удобрения.
Учитывая положения Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, пункта 3.23 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, пункта 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, суды обоснованно пришли к выводу о том, что на запроектированной ферме планируется хранение в целях утилизации отходов IV класса опасности (навоз крупного рогатого скота свежий), обезвреживание биологических отходов посредством сжигания вследствие чего будут образовываться отходы IV класса опасности (сжигание трупов животных).
Более того, для указанных целей запроектировано строительство объектов размещения отходов IV класса опасности (навозохранилища в количестве 2 штук), объекта обезвреживания биологических отходов (крематора).
Как было указано выше, пунктом 7.2 статьи 11 Закона об экологической экспертизе установлено, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является (в том числе) проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, с учетом положений пункта 7.2 статьи 11 Закона об экологической экспертизе, суды согласились с позицией управления о том, что объект, строительство которого осуществляет общество, на дату вынесения оспариваемого предписания относился к категории объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Это объекты , которые не способны сами функционировать в отрыве от недвижимости или без которых недвижимость теряет функциональность. Например, система отопления, водопровод, газопровод, электропроводка и лифты (п. 6, 20, 21 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ). Стоимость таких объектов включают в стоимость здания (письмо ФНС от 23.04.2018 № БС-4-21/7770). … К нему будут относить землю, здания и объекты незавершенного строительства на земле, которые принадлежат одному собственнику. Какое движимое имущество теперь не подпадает под налог. Коллега , вам подобрали три особенных вопроса, чтобы оценить ваш уровень профессионального бухгалтера.
- https://legalacts.ru/doc/pismo-fns-rossii-ot-14022020-n-bs-4-212584-o-rekomendatsijakh/
- https://krgadm.ru/city/news/?ELEMENT_ID=3369
- https://ecoproverka.ru/navozohranilische-trebovaniya/