На практике нередко индивидуальные предприниматели осуществляют строительство для собственных нужд (хозяйственным способом) собственными силами с привлечением подрядных организаций. При этом возникают вопросы: какие работы в данном случае подпадают по обложение НДС, при каких условиях этот налог можно принять к вычету и когда необходимо его восстановить? Ответы на них вы получите в статье.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по выполнению предпринимателем строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления подпадают под обложение НДС.
Обращаем ваше внимание, что в Налоговом кодексе нет расшифровки понятия СМР для собственного потребления. Таким образом, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к другим отраслям законодательства.
В Письмах МНС России от 24.03.2004 N 03-1-08/819/16, УФНС России по г. Москве от 25.02.2005 N 19-11/11713 представители контролирующих органов предлагали налогоплательщикам руководствоваться определением, приведенным в нормативных актах Госкомстата. В частности, в разъяснениях речь шла об Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения о деятельности предприятия (форма 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия») и Порядке заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, в том числе формы П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг».
Как определить, выгоднее работать с НДС или без него?
Документы, на которые ссылались контролеры, утратили силу, однако указанные формы статистического наблюдения до сих пор подаются в территориальные отделения Росстата. Так, Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации» утверждены Приказом Росстата от 23.12.2009 N 314 (далее — Указания N 314), Указания по заполнению формы П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» — Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435 (далее — Указания N 435).
Итак, к СМР, выполненным хозяйственным способом (для собственного потребления), относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий (например, установка и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения). Также к ним относятся работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках подрядных договоров, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительстве собственной производственной базы) (п. 22 Указаний N 314, п. 19 Указаний N 435).
Таким образом, отличительными признаками СМР для собственного потребления является то, что:
— работы выполняются для целей налогоплательщика;
Что такое НДС простыми словами?
— строительство осуществляется собственными силами хозяйствующего субъекта.
От редакции. Приведенные документы и формы статистического наблюдения распространяются исключительно на организации, однако в отношении порядка определения налоговой базы по НДС в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ у индивидуальных предпринимателей контролирующие органы руководствуются указанным выше понятием СМР для собственного потребления.
По мнению автора, названным признакам отвечают и работы по ремонту, к примеру, производственного помещения. Строительные работы осуществляются для собственных нужд и своими силами. Вместе с тем в Указаниях N N 314, 435 говорится, что стоимость работ по ремонту собственных или арендованных зданий, сооружений, оборудования, выполненных собственными силами хозяйствующего субъекта, затраты по которым учитываются на счетах затрат на производство, не должна учитываться при формировании показателя.
Таким образом, для целей НДС необходимо, чтобы выполняемые работы носили капитальных характер. Работы некапитального характера по текущему ремонту производственного помещения к СМР для целей НДС не относятся и объектом обложения этим налогом не признаются.
Обращаем ваше внимание, что аналогичной точки зрения придерживаются контролирующие органы.
В Письме Минфина России от 05.11.2003 N 04-03-11/91 указано, например, что СМР для целей применения НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т.п.). Сюда же контролеры отнесли работы, в результате которых изменяется первоначальная стоимость активов, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям.
Следует отметить, что арбитражный суд в данном случае полностью разделяет мнение Минфина.
В Постановлении от 20.05.2008 N Ф09-3515/08-С2 ФАС УО указал, что к СМР для собственного потребления в целях обложения НДС следует относить только работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств либо производятся их достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. Текущие расходы на ремонт основных средств, не увеличивающий их стоимость, не относятся к СМР для собственных нужд.
Следовательно, к приведенным выше признакам СМР для собственного потребления следует добавить еще один — капитальный характер.
В то же время в Письме от 22.03.2011 N 03-07-10/07 Минфин России отнес к СМР для собственного потребления в целях обложения НДС расходы налогоплательщика на разработку проектно-сметной документации, необходимой для выполнения строительных работ, при условии, что над проектом трудились сотрудники организации. Согласитесь, указанные расходы достаточно тяжело отнести к капитальным затратам.
Довольно часто индивидуальные предприниматели осуществляют своими силами монтаж производственного оборудования. По мнению контролеров, данная операция признается объектом обложения НДС в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ (Письмо Минфина России от 29.05.2007 N 03-07-11/142). Если же монтаж оборудования осуществляется подрядными организациями, эта норма, считает Минфин, не применяется.
Но, по мнению автора, позиция финансистов не бесспорна.
В соответствии с Классификатором ОК 004-93 работы по монтажу оборудования не признаются СМР, так как имеют различные коды. В частности, СМР присвоен код 4560521, в то время как работы по монтажу оборудования поименованы под кодом 4560522. Следовательно, работы по монтажу оборудования не являются СМР.
———————————
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции, услуг ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.
К сведению. По мнению автора, в рассматриваемой ситуации заказчику в накладной на передачу материалов следует указать их стоимость без НДС, при этом счет-фактура не выписывается. Если по условиям договора неиспользованные материалы реализуются подрядчику, то на их стоимость следует начислить НДС. В данном случае согласно п. 3 ст.
168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки материалов или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров. Таким образом, по окончании СМР на основании отчета подрядчика об использовании давальческих материалов заказчиком выписывается счет-фактура на сумму реализуемых (неиспользованных) материалов.
Обращаем ваше внимание, что ранее представители налоговой службы в своих разъяснениях придерживались именно этой позиции. Так, в Письме МНС России от 24.03.2004 N 03-1-08/819/16 указано, что отдельные работы, выполненные подрядчиками, в объем (соответственно, стоимость) работ, выполненных организацией собственными силами для собственных нужд, не включаются. В связи с изложенным при определении налоговой базы в целях исчисления суммы НДС по выполненным СМР для собственного потребления стоимость подрядных работ, предъявленная заказчику подрядными организациями, не учитывается.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия сумм налога к вычету, является счет-фактура.
В рассматриваемой ситуации его следует составлять по окончании каждого налогового периода (квартала) (п. 21 Правил ведения книг продаж ) в одном экземпляре (п. 6 Правил составления счетов-фактур ). При заполнении документа в строках «Продавец», «Грузополучатель и его адрес», «Грузоотправитель и его адрес», «Покупатель» следует указать реквизиты хозяйствующего субъекта, выполнившего СМР для собственных нужд хозяйственным способом.
———————————
Приложение 5 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Также следует отметить, что индивидуальные предприниматели имеют право на вычеты НДС, предъявляемого продавцом материалов, используемых при СМР для собственного потребления. Кроме того, по мнению арбитров (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А41-9764/11), учесть «входной» налог можно и по услугам (работам) подрядной организации, когда строительство осуществляется смешанным способом.
В этом случае НДС принимается к вычету в общеустановленном порядке на основании соответствующих счетов-фактур (абз. 1 п. 6 ст. 171, абз. 1 п. 5 ст. 172 НК РФ). Данные суммы отражаются в графе 3 строки 130 подраздела «Налоговые вычеты» разд.
3 налоговой декларации по НДС (п. 38.10 Порядка).
Иногда у предпринимателей возникает вопрос, нужно ли в рассматриваемой ситуации для подтверждения вычета составлять акт выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3 .
———————————
Указанные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.
По мнению арбитров, не нужно, поскольку указанные формы применяются для оформления взаимоотношений с подрядчиком.
В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 20.03.2009 N КА-А40/1792-09, в котором рассмотрена следующая ситуация.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС инспекцией было вынесено решение об отказе в возмещении (частично) сумм этого налога, в соответствии с которым инспекция отказала обществу в применении налоговых вычетов в размере 1,4 млн руб.
Оспариваемое решение мотивировано тем, что, по мнению инспекции, обществом документально не была подтверждена правомерность применения налоговых вычетов в связи с непредставлением в нарушение п. 1 ст. 172 НК РФ актов выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 по СМР для собственного потребления, по которым заявлены налоговые вычеты.
Удовлетворяя требования заявителя, суды на основании представленных в материалах дела доказательств пришли к выводу о соблюдении обществом требований, установленных ст. ст. 171, 172 НК РФ, и правомерности применения налоговых вычетов при выполнении СМР для собственного потребления, и в связи с этим о незаконности оспариваемого решения.
Доводы налогового органа о непредставлении заявителем актов выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 по СМР для собственного потребления судом были отклонены.
Форма КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и форма КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», утвержденные Постановлением Госкомстата России N 100, являются унифицированными формами первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
Исходя из Указаний по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденных Постановлением Госкомстата России N 100, формы КС-2 и КС-3 применяются для оформления взаимоотношений заказчика с подрядчиком (генподрядчика с субподрядчиком).
При выполнении СМР для собственного потребления составление документов по формам КС-2 и КС-3 не требуется, поскольку работы производятся собственными силами организации, а подтверждать стоимость произведенных работ организацией самой себе нет необходимости.
Таким образом, суд считает, что соблюдение всех требований налогового законодательства о применении налоговых вычетов согласно п. п. 1, 2 ст. 171 НК РФ является основанием для уменьшения общей суммы налога, исчисленной в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
В результате решение налогового органа было признано ФАС МО недействительным.
Уплата налога в отношении операций по выполнению СМР для собственного потребления производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической стоимости выполненных работ (оказанных услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 174 НК РФ).
Следовательно, за II квартал 2012 г. НДС, исчисленный к уплате в бюджет по налоговой декларации в рассматриваемой ситуации, уплачивается:
— в размере 1/3 — до 20 июля;
— в размере 1/3 — до 20 августа;
— в размере 1/3 — до 20 сентября.
В данной ситуации возникает вопрос, что делать, если сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, не делится равными долями на три срока уплаты. По мнению столичных налоговиков (Письмо от 26.12.2008 N 19-12/121393), в данном случае ее необходимо округлять в большую сторону в последний срок уплаты.
Уплата налога в бюджет по первому и (или) второму сроку уплаты в размере больше чем 1/3, не является нарушением законодательства о налогах и сборах. В то время как неуплата или неполная уплата налога в бюджет по соответствующим срокам уплаты в размере меньше чем 1/3 от суммы налога, причитающегося к уплате за истекший налоговый период, является, по мнению контролеров, нарушением законодательства о налогах и сборах и влечет за собой применение комплекса мер принудительного взыскания.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник: lexandbusiness.ru
Ндс строительство что это
Минфин России в письме №03-07-07/101727 от 14.12.2021 разъяснил вопрос «О применении застройщиком налога на добавленную стоимость (НДС) при строительстве (создании) жилого дома по договору участия в долевом строительстве».
Фото: www.stroynadzordona.ru
В письме, опубликованном на одном из правовых порталов, Департамент налоговой политики ведомства сообщает, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее Кодекса) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ст. 149 Кодекса установлен перечень операций, освобождаемых от НДС.
Пп. 23.1 п. 3 ст. 149 Кодекса установлено, что от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве (ДДУ), заключенного в соответствии с 214-ФЗ от 30.12.2004.
Фото: www.viplawyer.ru
Согласно п. 1 ст. 2 этого закона под застройщиком понимается хозяйственное общество, в том числе то, которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства на основании полученного разрешения на строительство.
В п. 1 ст. 5 214-ФЗ установлено, что в ДДУ указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства.
Таким образом, освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость работ по строительству (созданию) объекта долевого строительства, выполняемых застройщиком при строительстве жилых домов, Кодексом не предусмотрено.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание п. 1 ст. 39 Кодекса, на основании которого реализацией работ признается передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, указанные работы, выполняемые застройщиком при строительстве жилого дома, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Фото: www.twitter.com
При этом денежные средства, полученные застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у застройщика как оплата (частичная оплата), полученная в счет предстоящего выполнения работ.
Напомним, что ранее Минфин России в письме от 13.10.2021 №03-07-11/82621, разъяснил, что налоговая база по НДС в отношении строительных работ, цена которых формируется с учетом стоимости услуг по страхованию гражданской ответственности, определяется как договорная цена этих работ.
При этом НДС по отдельным составляющим договорной цены не исчисляется. Об этом ранее сообщал портал ЕРЗ.РФ.
Источник: erzrf.ru
Теоретический аспект учета НДС в строительстве
Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее удачным видом косвенных налогов, получившим распространение во всем мире. К моменту его введения в России он действовал в 21 из 24 стран — членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Идея создания конструкции (механизма) налога на добавленную стоимость принадлежит французскому экономисту М. Лоре, представившему в 1954 г. схему действия НДС и доказавшему эффективность собираемости этого налога и способность противодействовать уклонению от его уплаты.
Сегодня НДС является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджета. С 2001 года 100 % поступлений по налогу зачислялось в федеральный бюджет, а удельный вес НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2004 — 2009 годах колеблется на уровне 40 — 30 %.
В настоящее время НДС — один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.
Оценка места и роли НДС неоднозначна, поскольку практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю «фискальность», неотработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки.
Также, нельзя отрицать регулирующее влияние этого налога на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.
Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от налога на доходы физических лиц, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов граждан более ощутим.
Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу. Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.
При реализации работ объектом налогообложения является объем выполненных строительно-монтажных, ремонтных, проектно-изыскательских, реставрационных и других работ.
Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотом является стоимость реализованной строительной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
При осуществлении строительства объекта в роли заказчика может выступать только одна организация, которая в соответствии с положением о заказчике-застройщике выполняет функции заказчика-застройщика, а другие организации-дольщики (инвесторы) или физические лица, заключившие договоры на часть стоимости строительства этого объекта, перечисляют денежные средства на финансирование строительства своей части объекта и после ввода в эксплуатацию объекта эта часть передается организации-дольщику (инвестору) и является его собственностью.
При исчислении НДС подрядным организациям необходимо учитывать следующие нюансы.
При определении выручки от реализации строительно-монтажных работ в нее включается в том числе и стоимость работ, выполненных субподрядчиками.
Особенно актуально этот вопрос встает в том случае, когда субподрядчик не является плательщиком НДС (применяет упрощенную систему налогообложения или пользуется освобождением от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ).
Независимо от того, что стоимость субподрядных работ в этом случае не включает в себя НДС, подрядчик (генподрядчик) уплачивает НДС со всего объема выполненных работ.
По мере выполнения работ по договору (по мере подписания акта приемки работ) подрядчик выставляет заказчику счет-фактуру на стоимость выполненных работ. Счет-фактура выставляется в течение пяти дней с даты подписания соответствующего акта.
Регистрация выставленных счетов-фактур в книге продаж производится подрядчиком в зависимости от применяемого им способа определения выручки для целей исчисления НДС (по отгрузке или по оплате).
Суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым подрядчиком для выполнения строительных работ, принимаются к вычету в общеустановленном порядке с соблюдением требований, установленных статьями 170 — 172 НК РФ. При этом для принятия сумм «входного» НДС к вычету не нужно ждать момента сдачи выполненных работ заказчику.
Проблемы с вычетом «входного» НДС могут возникнуть у подрядчика только в том случае, если в данном налоговом периоде (месяце, квартале) у него вообще не было никаких кредитовых оборотов по счету 68, субсчет «Расчеты по НДС». Налоговые органы в такой ситуации, скорее всего, будут оспаривать право подрядчика на вычет «входного» НДС.
Для тех, кто не готов спорить с налоговыми органами, выход из такой ситуации прост. Нужно дождаться того момента, когда по кредиту счета 68 пройдет начисление хоть какой-нибудь суммы НДС, и в этом налоговом периоде предъявить к вычету (отразить в налоговой декларации) все накопленные к этому моменту суммы «входного» НДС.
Порядок учета сумм НДС, уплаченных подрядчику по договору подряда, зависит, во-первых, от того, какие работы были выполнены подрядчиком, и, во-вторых, от того, какой деятельностью занимается организация-заказчик.
Деятельность, осуществляемая организацией-заказчиком, нас волнует потому, что основным условием для предъявления сумм «входного» НДС к вычету в соответствии с главой 21 НК РФ является использование приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления деятельности, облагаемой НДС.
Если организация-заказчик не является плательщиком НДС (применяет один из специальных налоговых режимов — в виде единого сельхозналога, единого налога на вмененный доход или упрощенной системы налогообложения), то сумма НДС, предъявленная ей подрядчиком, должна учитываться в стоимости выполненных работ (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Аналогичный порядок применяется и в том случае, если организация-заказчик пользуется освобождением от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ.
Если организация-заказчик является плательщиком НДС, то она имеет право пользоваться вычетами по НДС. Однако это не означает, что весь «входной» НДС предъявляется ею к вычету (возмещению) автоматически.
Суммы «входного» НДС могут быть предъявлены к вычету только при условии, что приобретенные товары (работы, услуги) используются при осуществлении операций, облагаемых НДС. А кроме того, необходимо выполнение еще трех условий (см. статьи 171, 172 НК РФ):
- — сумма НДС уплачена поставщику (подрядчику);
- — товары (работы, услуг) приняты к учету;
- — имеется должным образом оформленный счет-фактура поставщика.
Если все перечисленные условия выполнены, организация имеет право на вычет. При этом момент, когда сумму НДС, уплаченную подрядчику, можно предъявить к вычету, зависит от того, какие работы были выполнены.
Все счета-фактуры, полученные от поставщиков и подрядчиков, в течение срока строительства подшиваются в журнал учета полученных счетов-фактур. В том месяце, когда организация получит право на вычет, все эти счета-фактуры необходимо внести в книгу покупок.
Если на строительство отпускаются материалы, суммы НДС по которым уже были предъявлены к вычету, этот НДС нужно восстановить и уплатить в бюджет.
При осуществлении капитальных вложений в арендованные основные средства нужно учитывать следующие особенности.
Если арендатор произвел отделимые улучшения арендованного имущества, признаваемые его собственностью, и включил их в состав собственных основных средств, то вычет «входного» НДС осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ (т.е. вычет предоставляется в том месяце, когда по этому объекту основных средств начнет начисляться амортизация).
Если же арендатор произвел неотделимые улучшения, затраты на которые арендодателем не возмещаются, то, по мнению налоговых органов, арендатор не имеет права на вычет сумм НДС, уплаченных при производстве таких улучшений. Этот запрет неразрывно связан с позицией МНС по вопросу включения стоимости таких улучшений в состав расходов при исчислении налога на прибыль.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам по приобретенным основным средствам и другим товарно-материальным ценностям для непроизводственных нужд, возмещению из бюджета не подлежит, а покрывается за счет соответствующих источников финансирования.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов производственного назначения, принимается на расчеты с бюджетом (к зачету) в полном объеме в момент принятия их на бухгалтерский учет.
По вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам, независимо от источника финансирования, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные подрядным организациям, к возмещению у заказчика не принимаются, а относятся на увеличение балансовой стоимости объекта.
При реализации введенных в эксплуатацию законченных капитальным строительством объектов, включая жилье, числящихся на балансе организаций по стоимости, отражающей фактические затраты по строительству, включая уплаченные суммы налога по товарам (работам, услугам), использованным при их строительстве, исчисление налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, производится с суммы разницы между стоимостью реализации и фактическими затратами на их строительство без учета переоценок, произведенных в соответствии с установленным порядком, по расчетной ставке в размере 16,67%.
В случае, когда цена реализации равна или ниже фактических затрат на строительство объекта, налогооблагаемый оборот по НДС отсутствует.
В аналогичном порядке исчисляется налог на добавленную стоимость при реализации объектов незавершенного строительства.
Пунктом 1 ПБУ 2/2008 устанавливаются особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и выступающими в качестве подрядчиков либо субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
В пункте 2 ПБУ 2/2008 указано, что Положение распространяется также на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по восстановлению зданий, сооружений, судов, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановление окружающей среды, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
ПБУ 2/2008 применяется, если:
- 1) заключенный договор носит долгосрочный характер — длительность его выполнения составляет более одного отчетного года;
- 2) срок начала и окончания договора приходятся на разные отчетные периоды.
ПБУ 2/2008 не применяется:
- 1) подрядчиками и исполнителями к кратковременным (менее одного отчетного года) договорам строительного подряда и сопутствующим договорам, имеющим характер разового выполнения работ (оказания услуг);
- 2) заказчиками, застройщиками, инвесторами (в отличие от «Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утв. приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167 и утратившего силу с введением в действие ПБУ 2/2008).
В разделе II ПБУ 2/2008 определены объекты бухгалтерского учета по договорам. В частности, в статьях 4-6 приводятся основания для объединения договоров в один объект бухгалтерского учета либо разделения договора на несколько объектов бухгалтерского учета:
Источник: vuzlit.com