Строительная отрасль в нашей стране переживает бурное развитие. Во всех городах России (и не только крупных) происходит массовая заст¬ройка жилых кварталов и офисных корпусов. Следует сказать, что строи¬тельные компании различаются по области деятельности (застройщики с нуля, генподрядчики, сдача «под ключ» определенных работ и т д.), а так¬же по размеру (крупные, средние предприятия, небольшие фирмы, инди-видуальные предприятия). В зависимости от масштаба предприятия и его вида деятельности разнятся и особенности бухгалтерского учета и нало¬говой отчетности в конкретной строительной организации.
Содержание
I. НДС, актуальные проблемы налогообложения.
Введение………………………………………………………………..…………3
1. Налог на добавленную стоимость…. 4
1.1.Особенности налогообложения у инвестора………………………………..5
1.2. Особенности налогообложения у заказчика………………………………..7
1.3. Особенности налогообложения у подрядчика…………………………….10
1.4. Особенности налогообложения при осуществлении строительных работ хозспособом ……………………………………………………………………..11
Суть НДС. Всё, что нужно знать предпринимателю
1.5. Обложение НДС сумм неустойки по договору подряда…………………13
2. Проблемы администрирования налога на добавленную стоимость…….18
II. Решение индивидуальных заданий……………………………………….…20
Список используемой литературы…………………………………………..….33
Работа содержит 1 файл
I. НДС, актуальные проблемы налогообложения.
- Налог на добавленную стоимость…. . . 4
1.1.Особенности налогообложения у инвестора……… ………………………..5
1.2. Особенности налогообложения у заказчика………………………………..7
1.3. Особенности налогообложения у подрядчика…………………………….10
1.4. Особенности налогообложения при осуществлении строительных работ хозспособом ……………………………………………………………………..11
1.5. Обложение НДС сумм неустойки по договору подряда…………………13
2. Проблемы администрирования налога на добавленную стоимость…….18
II. Решение индивидуальных заданий……………………………………….…20
Список используемой литературы…………………………………………..…. 33
I. НДС, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..
Строительная отрасль в нашей стране переживает бурное развитие. Во всех городах России (и не только крупных) происходит массовая застройка жилых кварталов и офисных корпусов. Следует сказать, что строительные компании различаются по области деятельности (застройщики с нуля, генподрядчики, сдача «под ключ» определенных работ и т д.), а также по размеру (крупные, средние предприятия, небольшие фирмы, индивидуальные предприятия). В зависимости от масштаба предприятия и его вида деятельности разнятся и особенности бухгалтерского учета и налоговой отчетности в конкретной строительной организации.
Особенности бухгалтерского учета и налогообложения операций по производству, реализации строительных работ и результатов этой реализации обусловлены длительностью производственного цикла, особенностями стоимостной оценки объемов выполненных строительно-монтажных работ и, в определенной мере, особым порядком расчетов, применяемых в этой отрасли.
Участниками договора строительного подряда являются подрядные строительные организации, организации-заказчики строительства и инвесторы. Специфика осуществления хозяйственных операций, а также специфика осуществления процесса оборота денежных средств, специфика отражения выручки от реализации, формирования финансовых результатов определяют соответственно специфику отражения у каждого из участников этого договора в бухгалтерском учете.
Наибольшие особенности исчисления и уплаты налогов по операциям договора строительного подряда имеют место при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
В соответствии со статьей 146 части второй Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно- монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таким образом, в общем случае у участников строительной деятельности объектами налогообложения являются:
У подрядной строительной организации — объем выполненных строительно-монтажных работ, принятых заказчиком по договорным ценам;
У заказчика строительства — вознаграждение, уплачиваемое заказчику инвестором за выполнение функций, установленных договором;
У инвестора — объект налогообложения НДС на этапе строительства и приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию не возникает (если инвестор не выступает одновременно в роли заказчика и подрядчика). Объект налогообложения может возникнуть лишь позднее — при перепродаже законченного строительством промышленного объекта или его части.
Предприятия могут не платить НДС, продавая квартиры и жилые дома, а также доли в них. Такая льгота предусмотрена в Налоговом кодексе РФ — в подпункте 22 пункта 3 статьи 149. Обратите внимание, речь идет именно о реализации готового жилья. Если организация продает имущественное право на получение квартиры в строящемся доме, НДС платить придется.
Ведь такая операция носит инвестиционный характер и в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров не считается. А вот подрядчики и заказчики-застройщики, выполняющие на деньги инвесторов строительно-монтажные работы в жилых домах, НДС по-прежнему должны уплачивать. На такие работы новые льготы не распространяются.
В процессе выполнения и сдачи заказчику строительно-монтажных работ плательщиком НДС является только одна сторона договора строительного подряда — подрядчик. Так как ни заказчик строительства, ни инвестор продавцами (поставщиками) работ или услуг не выступают, то и плательщиками налога они не являются. Подобные обязанности могут выступать только в том случае, когда инвестор, заказчик и подрядчик являются одним юридическим лицом — другими словами, при выполнении строительно-монтажных работ хозяйственным способом.
1.1.Особенности налогообложения у инвестора.
Как уже указывалось выше, у инвестора объекта налогообложения НДС на этапе строительства и приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию не возникает (если только инвестор не выступает одновременно в роли заказчика и подрядчика). Объект налогообложения у инвестора может возникнуть лишь позднее — при перепродаже законченного строительством объекта или его части.
В то же время инвестор имеет право на вычет сумм налога, уплаченных заказчиками-застройщиками подрядным организациям и поставщикам материалов (работ, услуг), использованных при выполнении строительно-монтажных работ.
НДС, предъявленный подрядными организациями, проводившими капитальное строительство, а также сборку (монтаж) основных средств, можно принимать к вычету по мере постановки на учет построенных или смонтированных объектов.
Что касается «входного» налога по материалам, работам и услугам, использованным при строительстве, то его можно будет принять к вычету сразу же, как только эти материалы (работы, услуги) будут приняты на учет. Такое изменение вносится в пункт 5 статьи 172.
Пункт 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ гласит, что «входной» НДС, предъявленный подрядными организациями, а также по материалам, купленным для строительства, нужно принять к вычету только в том месяце, с которого по построенному объекту начали начислять амортизацию в налоговом учете.
НДС можно принять к вычету без его уплаты подрядчику. Для вычета будет достаточно получить счет-фактуру, учесть объект строительства и использовать его в деятельности, облагаемой НДС.
При сдаче объекта оформляется акт реализации инвестиционного договора. Средства, перечисленные инвестором, могут превышать фактическую стоимость объекта. Часто по условиям договора эта сумма остается в распоряжении заказчика-застройщика как дополнительное вознаграждение за реализацию инвестиционного проекта. Тогда оно включается в налоговую базу по НДС (пп. 2 п. 1 ст.
1 62 Налогового кодекса РФ).
1.2. Особенности налогообложения у заказчика.
Денежные средства, поступающие от инвестора на финансирование строительства в части стоимости работ, выполняемых сторонними организациями, являются для заказчика-застройщика средствами целевого финансирования. Они не рассматриваются как средства, связанные с реализацией работ, и, следовательно, в налоговую базу по НДС у заказчика-застройщика не включаются (подп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
В бухгалтерском учете заказчика полученные от инвестора суммы отражаются следующим образом: ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»
— на сумму поступивших денежных средств;
ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»
— на сумму стоимости полученных материально-производственных запасов.
Однако при получении от инвестора денежных средств в части сметной стоимости услуг по организации строительства, оплаченных авансом, заказчик-застройщик обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС (подп. 1 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ). При этом суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные с авансов, подлежат вычетам лишь после выполнения работ (п. 6 ст.
172 Налогового кодекса РФ).
При реализации инвестору своих услуг заказчик-застройщик начисляет к уплате в бюджет НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Сумма этого налога подлежит вычету у инвестора.
Заказчик-застройщик оплачивает выполненные подрядные работы за счет средств инвестора. Сумма НДС, предъявленная подрядчиком, учитывается по дебету счета 19 «Налог по приобретенным ценностям» субсчет «НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для строительства объекта, подлежащего передаче инвестору». Если собственником объекта в соответствии с договором является инвестор, организация, выполняющая функции заказчика-застройщика, построенный объект к себе на учет в составе основных средств не принимает. Соответственно заказчик-застройщик не имеет права на вычет НДС, предъявленного подрядчиком за счет средств инвестора. Такой вычет будет произведен инвестором.
При сдаче подрядной строительной организацией выполненных работ заказчику у последнего в учете такая операция будет отражена следующим образом:
ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Строительство объектов основных средств» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— на сумму стоимости принятых от подрядчика строительно-монтажных работ;
ДЕБЕТ 19 «Налог по приобретенным ценностям» субсчет «НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для строительства объекта, подлежащего передаче инвестору» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— на сумму НДС, указанную в расчетных документах, предъявленных подрядчиком.
Передача законченного строительством объекта инвестору у заказчика будет отражена проводками:
ДЕБЕТ 86 «Целевое финансирование» КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Строительство объектов основных средств»
— на сумму инвентарной стоимости законченного строительством объекта (сумма, указанная в акте приемки-передачи);
ДЕБЕТ 86 «Целевое финансирование» КРЕДИТ 19 «Налог по приобретенным ценностям» субсчет «НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для строительства объекта, подлежащего передаче инвестору»
— по суммам налога, предъявленным подрядными строительными организациями, а также поставщиками материально-производственных запасов, работ и услуг.
Разумеется, для получения инвестором права на производство налогового вычета необходимо наличие счетов-фактур, а также выполнение прочих условий. Это прямо вытекает из требований статей 169 и 172 Налогового кодекса. Поскольку счет-фактура должен выписываться в адрес организации, непосредственно осуществляющей оплату работ, подрядчик может их выписывать только с указанием заказчика в качестве плательщика. Полученные счета-фактуры заказчик в книге покупок не регистрирует, но хранит в журнале учета полученных счетов-фактур.
В последующем заказчик от своего имени на основании счетов-фактур подрядной строительной организации составляет и направляет инвестору сводный счет- фактуру. Для подтверждения предъявленной суммы налога можно передать инвестору счета-фактуры подрядных строительных организаций.
Следует отметить, что в случае превышения у заказчика сумм целевого финансирования, полученных от инвестора, над суммами фактически произведенных расходов заказчик с суммы превышения обязан исчислить НДС и увеличить свою прибыль.
Следует отметить, что в случае, когда в качестве объекта строительства выступают жилые здания или иные объекты основных средств, освобожденные от налогообложения, налоговый вычет не производится, а сумма уплаченного НДС включается в инвентарную стоимость объекта. То есть заказчик в учете не отражает бухгалтерскую запись ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60, а всю сумму стоимости принятых работ с учетом НДС относит в ДЕБЕТ 08.
Источник: www.stud24.ru
Что такое НДС: кратко и понятно для чайников самое важное о налоге
Кандидат экономических наук. 20 лет преподаю финансы и инвестиции в университете. Инвестирую на фондовом рынке.
Если вы думаете, что статья посвящается всем налоговикам и бухгалтерам, то ошибаетесь. Во-первых, эти люди и без меня знают, что такое НДС. Во-вторых, этот налог касается абсолютно каждого человека, кто когда-нибудь покупал товары и пользовался услугами. Сейчас я расскажу простыми словами на конкретных примерах, как вы пополняете государственный бюджет и почему не имеете никакой возможности этого избежать.
Кто и за что платит
НДС расшифровывается как налог на добавленную стоимость. Начисляется при реализации товаров, работ, услуг покупателю. Относится к группе косвенных налогов. Это означает, что реальным его плательщиком становится не тот, кто перечисляет деньги в бюджет и заполняет декларацию, а конечный потребитель товара/работы/услуги, т. е. мы с вами.
Последнее утверждение требует пояснения. Для этого надо разобраться в механизме формирования НДС. Простая цепочка “производитель – потребитель” выглядит так:
- Папа Карло купил у Джузеппе бревно, чтобы сделать деревянную куклу. Оно стоило 240 ₽. При этом 40 ₽ – это начисленный Джузеппе НДС 20 %.
- Папа Карло сделал куклу и продал ее за 600 ₽, в т. ч. 100 ₽ – налог.
- Мама купила своей дочке игрушку за 600 ₽, оплатив папе Карло в том числе и налог. Она – конечный плательщик НДС.
- Папа Карло должен перевести в бюджет сумму в размере 60 ₽ (100 – 40).
Суть в том, что государство хочет получить 20 % от цены товара. В нашем случае мама купила куклу за 600 ₽. Это и есть цена (500 ₽) + НДС 20 % (100 ₽). Тогда почему папа Карло заплатил налоговой службе только 60 ₽? Дело в том, что оставшиеся 40 ₽ уже перевел государству Джузеппе.
Давайте еще раз пройдемся по цепочке. Откуда папа Карло возьмет деньги для перечисления в бюджет:
- 100 ₽ заплатит ему мама при покупке куклы;
- 40 ₽ папа Карло отдаст Джузеппе;
- оставшиеся 60 ₽ переведет в бюджет;
- итого папа Карло заплатит 100 ₽ (60 государству и 40 Джузеппе), именно столько ему и отдала мама девочки.
Налог на добавленную стоимость называют косвенным налогом. В отличие от прямого налога, финансирует его конечный покупатель (в нашем случае мама девочки), а перечисляет продавец (в нашем случае это Джузеппе и папа Карло). По такому же принципу работают акцизы.
НДС пришел к нам из Франции. Его придумал Морис Лоре в середине 20-го века. В России действует с 1.01.1992.
А теперь обратимся к официальному источнику, разберем, кто платит НДС и с чего он взимается. Порядок расчета и уплаты определен в главе 21 Налогового кодекса.
- Предприятия и организации всех форм собственности, в т. ч. и некоммерческие.
- Индивидуальные предприниматели.
Эти две группы объединяет одно требование – они должны находиться на общей системе налогообложения. Но есть еще третья группа, в которую входят плательщики независимо от применяемой ими системы налогообложения. Обязанность уплаты налога у них возникает при ввозе товаров из-за границы (импорте).
Объектами налогообложения являются:
- реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, в том числе и безвозмездно;
- импорт товаров;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд;
- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы по которым не учитываются при расчете налога на прибыль.
Льготы по налогу
Раз есть те, кто платит, значит, есть и те, кто освобожден от этой обязанности. Льготы получат юридические лица и ИП:
- выручка которых за 3 предыдущих месяца не превысила в совокупности 2 млн ₽ (освобождение дается на 1 год);
- которые используют специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, патентная система, ЕНВД);
- получившие статус участника проекта “Сколково”.
В статье 149 НК РФ дан подробный перечень операций, которые не облагаются НДС. Среди них, например, реализация:
- медицинских и протезно-ортопедических изделий, технических средств для профилактики и реабилитации инвалидов, очков, оправ и линз для коррекции зрения;
- медицинских услуг (есть исключения);
- услуг по уходу за пожилыми людьми, инвалидами, больными;
- услуг по содержанию детей в детских садах, занятия в кружках, секциях и пр.;
- транспортных услуг (исключение – такси, в т. ч. маршрутное);
- ритуальных услуг; .
Ставки
В России действуют 3 ставки по налогу на добавленную стоимость.
Действует по товарам и услугам, которые реализуются на экспорт. Довольно внушительный перечень представлен в статье 164, п. 1 НК РФ.
Применяется при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, книжной продукции и периодических печатных изданий (газеты, журналы), медицинских товаров. В каждом пункте есть исключения. Например, 10 % возьмут с реализации растительного масла, но уже 20 % – с пальмового, 10 % – с рыбы, но 20 % – с ее ценных пород: лосось, осетровые, семга и др.
На все остальные товары/работы/услуги, которые не попали в перечень льготного налогообложения, ставка составит 20 %.
Формула расчета
Налог рассчитывается по цепочке: каждый производитель при реализации своего товара/работы/услуги начисляет налог и вычитает из полученной суммы налог, ранее уплаченный своему поставщику.
НДС к уплате = Исходящий НДС – Входящий НДС + Восстановленный НДС
Исходящий – сумма налога, которую получит продавец от своего покупателя. Рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки. Например, продали товар на сумму 1 млн ₽, плюс 20 % НДС (0,2 млн ₽).
Входящий – налог, который был уплачен в цене товара/работы/услуги поставщика. Например, купили сырье и материалы на 1,2 млн ₽, в том числе в счете на поставку выделен НДС – 0,2 млн ₽.
Восстановленный – налог, который надо вернуть в бюджет. Ситуации, когда это происходит, описаны в статье 170, п. 3 НК РФ.
Рассмотрим начисление налога на примере. Не будем далеко уходить от Джузеппе (он превратится в лесозаготовительную компанию) и папы Карло (он станет производителем бревенчатых срубов ручной работы). Кроме Джузеппе, в цепочке обязательно появятся и другие поставщики (инструмента, оборудования, прочего сырья и материалов, необходимых для производства домов). Объединим их в одну компанию и назовем “Домострой”:
- Компания “Джузеппе” поставила бревна на сумму 500 тыс. ₽, плюс 100 тыс. ₽ НДС. Компания “Папа Карло” получила счет на общую сумму 600 тыс. ₽.
- Компания “Папа Карло” закупила все необходимое для производства дома у компании “Домострой”. Та выставила счет на 120 тыс. ₽, в т. ч. НДС – 20 тыс. ₽.
- Компания “Папа Карло” сделала дом, учла в себестоимости материальные затраты, зарплату своим сотрудникам и прочие расходы, добавила прибыль. В результате получилась сумма 1 млн ₽. На нее пришлось тоже начислить НДС 0,2 млн ₽. Итого покупатель заплатит за дом 1,2 млн ₽.
НДС к уплате = 200 000 – (100 000 + 20 000) = 80 000 ₽, где:
- 200 000 – исходящий налог, полученный от покупателя дома;
- 100 000 – входящий налог, полученный от компании “Джузеппе”;
- 20 000 – входящий налог, полученный от компании “Домострой”.
Компании, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость, предпочитают работать с такими же плательщиками. Если в цепочке расчета появится счет без НДС (например, от ИП на упрощенной системе налогообложения), то и вычитать из исходящего будет нечего – никакого налогового вычета компания не получит.
С нулевой ставкой налога возникает еще одна процедура, которую проходят некоторые предприятия, – это возмещение. Представим ситуацию, что наш папа Карло реализует товар за границу. В этом случае ставка НДС составит 0 %. Но он купил сырье и расходные материалы у поставщика и получил входящий налог.
Если использовать стандартную формулу, то получится отрицательная величина к уплате. Например, по данным нашего примера выше:
НДС к уплате = 0 – (100 000 + 20 000) = – 120 000 ₽
Следовательно, не папа Карло должен бюджету, а бюджет ему. Сумма в 120 000 ₽ подлежит возмещению. Это непростая процедура. Государство должно убедиться, что его не обманывают. Оно долго проверяет документы, назначает выездные проверки, если сомневается, поэтому компания должна со всей ответственностью подойти к подготовке и не дать повода усомниться в своих честных намерениях.
Сроки уплаты
Сроки уплаты – ежеквартально. До 25-го числа месяца, который следует за отчетным, плательщику НДС надо подать декларацию в налоговую службу:
- за 1-й квартал – до 25 апреля;
- за 2-й квартал – до 25 июля;
- за 3-й квартал – до 25 октября;
- за 4-й квартал – до 25 января следующего за отчетным года.
Плательщик имеет право разбить квартальный платеж на 3 части и платить по ⅓ каждый месяц после отчетного квартала. Например, за 3-й квартал 2020 г. сумма к уплате составила 120 тыс. ₽. По 40 тыс. ₽ в октябре, ноябре и декабре. Необязательно придерживаться этой пропорции: можно уплатить все сразу или двумя траншами.
Если 25-е число выпадает на выходной, то оплата переносится на будний день. Например, 25 октября 2020 г. – это воскресенье, следовательно, налог должен быть перечислен в понедельник 26 октября.
Заключение
Знаю по опыту своей прошлой работы аудитором, что НДС является одним из самых сложных налогов для бухгалтеров. Почти к каждому пункту, что мы сегодня обсудили в статье, есть исключения, уточнения, дополнения. Требования к оформлению отчетности по НДС очень жесткие, потому что налог является одним из основных источников пополнения государственного бюджета.
Но для нас, обычных потребителей товаров/работ/услуг, достаточно знать общие понятия и сущность механизма начисления. Эта информация нужна для того, чтобы понять, что мы в этой цепочке – последнее звено, которое оплачивает весь банкет.
Источник: iklife.ru
Что такое НДС и как его рассчитать
Сегодня мы поговорим о понятии НДС, значение которого важно знать всем предпринимателям. Расшифровывается оно просто: налог на добавленную стоимость. Государство с его помощью увеличивает налоговое бремя на производителей услуг или товаров и продавцов по мере роста стоимости продукта. Верно начисленные и вовремя уплаченные взносы избавят налогоплательщика от больших неприятностей, поэтому вопрос «Как правильно рассчитать НДС?» очень важен для всех, кто его обязан платить.
Откуда берется добавленная стоимость
Цена любого товара по мере прохождения им различных стадий производства, расфасовки, упаковки, доставки к потребителю увеличивается. Конечный продукт постепенно приобретает привлекательную форму, становится более удобным для употребления. А те предприятия, которые этим занимаются, несут затраты: оплата за электрическую энергию и другие коммунальные платежи, сырье, расходные материалы, страховка, реклама, заработная плата сотрудникам и налоги на нее. А еще прибыль получить хочется!
Поэтому стоимость растет, «добавляется». Чтобы вычислить НДС к уплате на каждом из этапов из суммы выручки убирают затраты предыдущих участников этой цепочки и полученную цифру именуют добавленной стоимостью и облагают налогом.
Что такое НДС в нашей стране
Этот вид налога придумали в Германии в 1919 году. У нас его ввели намного позднее — в 1992 году, когда Государственная Дума приняла соответствующий закон. Тогда не все предприниматели понимали, откуда он берется. Постепенно россияне привыкли к нововведениям, тем более что ставка снизилась с 28 до 18 %. В 2001 году порядок исчисления и оплаты был определен в 21 главе НК.
Кто обязан оплачивать НДС
Согласно НК (статья 143) к уплате привлекаются следующие налогоплательщики:
- юрлица (российские либо иностранные, создавшие в нашей стране предприятия различных форм собственности);
- физические лица в качестве индивидуальных предпринимателей (кроме тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения);
- те, кто занимается экспортными либо импортными торговыми операциями, после того как продукция пересечет таможенную границу.
Кто освобожден от уплаты
Освобождение оформлять нет необходимости, это право, а не обязанность. Кроме уже упомянутых упрощенцев (согласно 145 статье НК) не уплачивать НДС могут предприятия и предприниматели, если их выручка за квартал за минусом начисленного дохода будет меньше 2 000 000 рублей. Среди тех, кто платит налог при низком доходе — физические и юридические лица, занятые торговлей подакцизной продукцией и ввозом товаров и услуг.
Как стать неплательщиком НДС
Субъект, выразивший такое желание, должен отправиться по месту регистрации в налоговую инспекцию, собрав следующий пакет документов:
- выписка из книги продаж;
- юридические лица предоставляют выписку из бухгалтерского баланса;
- частные предприниматели предъявляют копию книги, с учтенными хозяйственными операциями, расходами и доходами;
- копия книги (журнала) счетов-фактур (полученных и выставленных);
- уведомление по форме о том, что вы намерены использовать право на освобождение.
Когда нужно сдать документы
Сроком сдачи пакета документов признается 20 число следующего месяца после завершения последней отсрочки от уплаты. Организации и ИП сдают отчеты ежегодно, поэтому для подтверждения своего права не платить НДС они должны продолжать вести в установленном порядке книги продаж и учета счетов.
Но если в этот период выяснится, что доход превысил 2 миллиона, необходимо, начиная с этого месяца, заплатить налог. Хуже, если подобное упущение будет замечено налоговиками, вам не только НДС в полном объеме придется внести, но еще и оплатить предъявленные ими штрафы и пени.
Рассчитываем авансовые платежи по НДС
Существуют специальные калькуляторы НДС в виде приложений для устройств на андроиде, а также сайты для расчета онлайн
Обычно применяется следующая формула: расчетная ставка (зависит от выпускаемой продукции, записывается со знаком %) перемножается на сумму налоговой базы и делится на 100. Во всех счетах-фактурах эти величины обязательно прописываются.
Расчет суммы налога — самое сложное. Порядок расчета прописан в статье 154. Когда ставка одна, для определения размера суммируют стоимость проданных услуг и товаров вместе с акцизами. Если несколько — учет хозяйственных операций следует также вести отдельно. А общей налоговой базой станет совокупность всех баз по разным ставкам.
Пример: организация закупила продукты питания на 200 тысяч рублей (ставка 10%), а за платные услуги (18%) получила 600 тысяч. В этом случае сумма НДС, подлежащего к уплате, составит: 200 000*10/100+600 000*18/100=128 000 рублей.
Как выделить НДС
Если известна стоимость продукции с учетом налога на добавленную стоимость, то чтобы выделить его нужно сумму разделить на 118 и умножить на 18. Пример: товар стоит 1000 рублей, нужно определить, какую часть составляет от этой суммы налог. 1000 — это 118%, значит НДС = 1000/118*18 = 152,54 рублей.
Источник: ktovdele.ru
Налог на добавленную стоимость
Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Особенности исчисления и взимания
Внешне НДС напоминает налог с оборота: продавец добавляет его к стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Однако покупатель имеет право вычитать из причитающейся к уплате в бюджет суммы сумму налога, который он уплатил за эти товары (работы, услуги).
Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.
Впервые НДС был введён 10 апреля 1954 года во Франции [источник не указан 471 день] . Его изобретение принадлежит французскому экономисту Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.
Россия
В России НДС действует с 1 января 1992 года [1] . Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предшествующих, последовательных календарных месяца не превысила определённой величины (в соответствии со ст. 145 п.1 НК РФ — 2 млн руб.).
Налогоплательщики
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (статья 143 НК РФ):
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются следующие операции (статья 146 НК РФ):
- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав. Также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.
Не признаются объектом налогообложения:
- операции, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;
- передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке «приватизации»;
- выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательно;
- передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
- операции по реализации земельных участков (долей в них);
- передача имущественных прав организации её «правопреемнику» (правопреемникам);
- передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным «законом» от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
- операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр
- оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование «некоммерческим организациям» на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну всех уровней (от государственной казны до казны автономного области)
- выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
- операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Ставки НДС в России
Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.
Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов. [2] Операции, не подлежащие налогообложению (статья 149 НК РФ):
- предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.
- реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, например:
- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг (не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета;
- продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;
- почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;
- монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств);
- товаров, помещенных под таможенную процедуру «магазина беспошлинной торговли»;
- товаров (работ, услуг) и имущественных прав налогоплательщиками, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации, например:
- реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации
- осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации)
- осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;
- оказание услуг адвокатами независимо от формы адвокатского образования, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
- операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов,
- проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров,
- проведение работ на территории иностранного государства по диагностике и ремонту производственного оборудования, вывезенного на территорию этого государства из России (письмо Минфина России от 17 августа 2012 г. N 03-07-08/252).
В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Если в налоговом периоде не осуществляется отгрузка товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, то раздельный учет налога не ведется (письмо Минфина России от 02.08.2012 № 03-07-11/225).
Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, не являются плательщиками налога.
В последнее время (2004—2008) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем, в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России (О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2008 года).
Налоговый период (статья 163 НК РФ) устанавливается как квартал.
Налоговые ставки (статья 164 НК РФ)
- Ставка 0 % применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.
- Ставка 10 % применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров.
- Ставка 18 % — основная, применяется во всех остальных случаях.
Порядок исчисления налога (статья 166 НК РФ)
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Моментом определения налоговой базы (статья 167 НК РФ) является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
- при передаче права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.
- При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по «договору складского хранения» с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.
- день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, на установленные налоговые вычеты (статья 171 НК РФ). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления.
Порядок и сроки уплаты налога в бюджет (статья 174 НК РФ)
Налоговый период по НДС устанавливается как квартал. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по НДС утверждена приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н.
Порядок возмещения налога (статья 176 НК РФ)
В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности. Одновременно с этим решением принимается:
- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Латвия
В Латвии базовая ставка НДС (латыш. Pievienotās vērtības nodoklis , сокращённо — PVN) на протяжении многих лет составляла 18 %. Для некоторых товаров и услуг была установлена сниженная ставка НДС в размере 5 %, некоторые от НДС освобождены (применяется ставка 0 %).
С 1 января 2009 года базовая ставка увеличена с 18 % до 21 %, сниженная ставка НДС увеличена с 5 % до 10 %, значительно сокращён список товаров, к которым применяется сниженная ставка НДС.
С 1 января 2011 года решением правительства и под давлением международных кредиторов, базовая ставка НДС в стране была увеличена с 21 % до 22 %, а сниженная — с 10 % до 12 %.
С 1 июля 2012 года базовая ставка НДС была снижена с 22 % до 21 %. Снижение было проведено с целью приближения ставки НДС к ставкам в других странах Прибалтики, для содействия конкурентоспособности Латвии, а также для уменьшения давления инфляции. [3]
Закон об НДС вступил в силу в 1995 году; одновременно был отменён налог с оборота.
Израиль
В Израиле НДС (ивр. מס ערך מוסף , сокращённо — מע»מ) введён с 1 июля 1976 в соответствии с рекомендациями правительственной комиссии, известной как «комиссия Ашера» (ивр. «ועדת אשר» ). Величина ставки НДС является единой для всех видов товаров и добавляется к стоимости товаров во время покупки. Ставки НДС регулируются Налоговой инспекцией Израиля (ивр. רשות המסים בישראל ), находящейся в подчинении Министерства финансов.
За историю Израиля ставка НДС изменялась несколько раз:
- Начальная ставка, введённая 1 июля1976, — 8 % — 12 % — 18 % — 17 % 2002 — 18 % 2004 — 17 % 2005 — 16,5 % 2006 — 15,5 % 2009 — 16,5 % 2010 — 16 % 2012 — 17 %
В Эйлате НДС не взимается.
Германия
В Германии НДС (нем. Mehrwertsteuer , сокращённо — MwSt) введён в Саксонии ещё в XVIII столетии [источник не указан 471 день] . В современной Германии общая ставка по НДС составляет 19 %, но для некоторых товаров существует сниженные ставки (для книг и продуктов питания ставка налога составляет лишь 7 %).
Европейское сообщество (ЕС)
С самого начала вопросам гармонизации косвенного налогообложения в ЕС уделялось пристальное внимание, так как именно расхождение в регулировании косвенного налогообложения, по мнению основоположников европейской интеграции, представляли собой существенную преграду на пути свободного передвижения товаров, работ и услуг (А. С. Захаров, статья «Налоговая политика ЕС: правовые основы», журнал «ЗАКОН», сентябрь 2007 [1]). В результате чего гармонизация косвенного налогообложения была обозначена в качестве отдельной задачи европейской интеграции в Договоре о Европейском сообществе (ст. 90-93). См. также Налоговое право ЕС.
Выделяют следующие основные акты вторичного права ЕС в этой области:
- Первая директива Совета 67/227/EEC от 11 апреля 1967 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота» (не действует). Данный акт был принят с целью заменить многоуровневую кумулятивную систему косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС и обеспечить достижение значительной степени упрощения налоговых расчётов и нейтральности фактора косвенного налогообложения по отношению к конкуренции в ЕС. Причём введение НДС, заменяющего иные налоги с оборота, стало обязанностью для государств-членов.
- Вторая и Третья директива Совета 68/227/ЕЕС от 11 апреля 1967 года и 69/463/EEC от 9 декабря 1969 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота — введение налога на добавленную стоимость в государствах-членах» (не действует). Данные акты предоставляли ряд отсрочек по введению НДС в некоторых государствах-членах.
- Шестая директива Совета 77/388/EEC от 17 мая 1977 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота — общей системы налога на добавленную стоимость: единообразной базы исчисления» (не действует). В положениях данного акта нашли своё отражение основные принципы функционирования системы НДС. Данный акт имел огромное количество изменений и дополнений. Он являлся полноценным налоговым актом. Отдельно необходимо отметить гармонизацию им ставок НДС в государствах-членах.
- Восьмая директива Совета 79/1072/EEC от 6 декабря 1979 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота — Положения о возмещении налога на добавленную стоимость налогооблагаемым лицам, не учреждённым на территории страны» (положения данного акта позволяют налогоплательщику одного государства-члена получать возмещение НДС в другом государстве-члене). С 01.01.2009 действует новая Директива.
- Тринадцатая директива Совета 86/560/EEC от 17 ноября 1986 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота — Положения о возмещении налога на добавленную стоимость налогооблагаемым лицам, не учреждённым на территории Сообщества» (данный акт позволяет налогоплательщику третьей страны получать возмещение НДС в государстве-члене ЕС). С 01.01.2009 действует новая Директива.
- Директива Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года «Об общей системе налога на добавленную стоимость» может считаться триумфом европейской налоговой интеграции. Действующий с 1 января 2007 года данный акт был принят для замены действующего интеграционного законодательства в сфере регулирования НДС (в частности знаменитой Шестой директивы) без внесения в него существенных изменений. Изменения коснулись в основном логической структуры документа. Акт состоит из 15 глав, 414 статей и 14 приложений, им определены: предмет и сфера применения (глава 1); территория применения (глава 2), налогооблагаемые лица (глава 3), налогооблагаемые сделки (глава 4); место осуществления налогооблагаемых сделок (глава 5), наступление налогового обязательства и взимание НДС (глава 6), налогооблагаемая сумма (глава 7), ставки (глава 8), освобождения/налоговые льготы (глава 9), вычеты (глава 10), обязанности налогооблагаемых лиц и отдельных категорий не облагаемых налогом лиц (глава 11), специальные схемы налогообложения (глава 12), положения предоставляющие отступление (глава 13), прочие положения (глава 14), заключительные положения (глава 15).
Таблица налоговых ставок
Россия
Россия | 18 % | 10 % или 0 % | НДС | Налог на добавленную стоимость |
Страны ЕС
Австрия | 20 % | 12 % или 10 % | USt. | Umsatzsteuer |
Бельгия | 21 % | 12 % или 6 % | BTW TVA MWSt |
Belasting over de toegevoegde waarde Taxe sur la Valeur Ajoutée Mehrwertsteuer |
Болгария | 20 % | 7 % | DDS = ДДС | Данък Добавена Стойност |
Великобритания | 20 % | 5 % или 0 % | VAT | Value Added Tax |
Венгрия | 27 % | 5 % | ÁFA | általános forgalmi adó |
Дания | 25 % | moms | Merværdiafgift | |
Германия | 19 % | 7 % | MwSt./USt. | Mehrwertsteuer/Umsatzsteuer |
Греция | 23 % | 13 % или 6,5 % [4] (Для островов бассейна Эгейского моря размер налога понижается на 30 %: 13 %, 6 % и 3 %) |
ΦΠΑ | Φόρος Προστιθέμενης Αξίας |
Ирландия | 21 % | 13,5 %, 4,8 % или 0 % | CBL VAT |
Cáin Bhreisluacha Value Added Tax |
Испания | 21 % [5] | 8 % или 4 % | IVA | Impuesto sobre el valor añadido |
Италия | 21 % | 10 %, 6 %, или 4 % | IVA | Imposta sul Valore Aggiunto |
Кипр | 17 % | 8 % или 5 % [4] | ΦΠΑ | Φόρος Προστιθεμένης Αξίας |
Латвия | 21 % | 10 % с 2011 года 12 % | PVN | Pievienotās vērtības nodoklis |
Литва | 21 % | 9 % или 5 % | PVM | Pridėtinės vertės mokestis |
Люксембург | 15 % | 12 %, 9 %, 6 %, или 3 % | TVA | Taxe sur la Valeur Ajoutée |
Мальта | 18 % | 5 % | TVM | Taxxa tal-Valur Miżjud |
Нидерланды | 19 % | 6 % | BTW | Belasting over de toegevoegde waarde |
Польша | 23 % | 8 %, 5 % или 0 % | PTU/VAT | Podatek od towarów i usług |
Португалия | 23 % [4] | 13 % или 6 % | IVA | Imposto sobre o Valor Acrescentado |
Румыния | 24 % | 9 % или 5 % | TVA | Taxa pe valoarea adăugată |
Словакия | 20 % | 10 % | DPH | Daň z pridanej hodnoty |
Словения | 20 % | 8,5 % | DDV | Davek na dodano vrednost |
Финляндия | 23 % | 17 % или 8 % | ALV Moms |
Arvonlisävero Mervärdesskatt |
Франция | 19,6 % | 7 % или 5,5 % или 2,1 % | TVA | Taxe sur la Valeur Ajoutée |
Швеция | 25 % | 12 % или 6 % или 0 % | Moms | Mervärdesskatt |
Чехия | 20 % | 14 % | DPH | Daň z přidané hodnoty |
Эстония | 20 % (до 1 июля 2009 — 18 %), | 9 % | km | käibemaks (дословно «налог с оборота») |
Остальные страны
Албания | 20 % | ||
Азербайджан | 18 % | ƏDV (Əlavə Dəyər Vergisi) | |
Австралия | 10 % | 0 % | GST (Goods and Services Tax) |
Аргентина | 21 % | 10,5 % или 0 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) |
Белоруссия | 20 % | 10 % | ПДВ (падатак на дададзеную вартасць) |
Босния и Герцеговина | 17 % | PDV (porez na dodatu vrijednost) | |
Венесуэла | 11 % | 8 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) |
Вьетнам | 10 % | 5 % или 0 % | GTGT (Gia Tri Gia Tang) |
Гайана | 16 % | 14 % | |
Грузия | 18 % | 0 % | დღგ (ДХГ) (დამატებითი ღირებულების გადასახადი) |
Остров Джерси 9 | 3 % | 0 % | GST (Goods and Sales Tax) |
Доминиканская Республика | 6 % | 12 % или 0 % | |
Исландия | 24,5 % | 14 % 3 | VSK (Virðisaukaskattur) |
Индия 4 | 12,5 % | 4 %, 1 % или 0 % | |
Израиль | 16 % 5 | Ma’am (מס ערך מוסף) | |
Казахстан 10 | 12 % | ҚҚС (қосылған құн салығы) | |
Киргизия | 12 % | 0 % | НДС (налог на добавленную стоимость) |
Канада | от 5 % до 13 % 1 | 0 % | GST (Goods and Services Tax) / TPS (Taxe sur les produits et services) |
КНР 2 | 17 % | 2,3,4,6,13 % | 增值税 |
Ливан | 10 % | ||
Македония | 18 % | 5 % | ДДВ (Данок на Додадена Вредност) |
Малайзия 6 | 5 % | ||
Мексика | 15 % | 0 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) |
Молдавия | 20 % | 8 % или 6 % или 0 % | TVA (Taxa pe Valoarea Adăugată) |
Новая Зеландия | 15 % | GST (Goods and Services Tax) | |
Норвегия | 25 % | 14 % или 8 % | MVA (Merverdiavgift) (неофиц. moms) |
Парагвай | 10 % | 5 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) |
Перу | 18 % | IGV (Impuesto General a las Ventas) | |
Сальвадор | 13 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) | |
Сербия | 18 % | 8 % или 0 % | PDV (Porez na dodatu vrednost) |
Сингапур | 5 % 8 | GST (Goods and Services Tax) | |
Таиланд | 7 % | ||
Тринидад и Тобаго | 15 % | ||
Турция | 18 % | 8 % или 1 % | KDV (Katma değer vergisi) |
Узбекистан | 20 % | 0 % | НДС (налог на добавленную стоимость) |
Украина | 20 % | 0 % | ПДВ (податок на додану вартість) |
Уругвай | 23 % | 14 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) |
Филиппины | 12 % 7 | RVAT (Reformed Value Added Tax) / karagdagang buwis | |
Хорватия | 22 % | 0 % | PDV (Porez na dodanu vrijednost) |
Чили | 19 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) | |
Эквадор | 12 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) | |
Швейцария [4] | 8 % | 3,8 % или 2,5 % | MWST (Mehrwertsteuer) / TVA (Taxe sur la valeur ajoutée) / IVA (Imposta sul valore aggiunto) / VAT (Value Added Tax) |
Шри-Ланка | 15 % | ||
ЮАР | 14 % | 0 % | VAT (Valued Added Tax) |
Республика Корея | 10 % | 부가세 = 부가가치세 | |
Япония | 5 % | Налог на потребление (яп. 消費税 сё:хидзэй ? ) |
Примечание 1 : Некоторые канадские провинции взимают в размере 13 % так называемый harmonized sales tax (буквально «гармонизированный налог на продажи») — комбинацию федерального и провинциального НДС. В остальных, федеральный налог на продажи взимается в размере 5 %, а провинция может взимать свой, отдельный, налог на продажи. Как правило, для нового жилья возвращается часть налога, что фактически уменьшает налог до 4,5 %.
Примечание 2 : Данные налоги не взимаются в Гонконге и Макао, представляющих собой финансово независимые специальные административные регионы. Ставка 13 % применяется для льготных категорий товаров, 3 % — для малых налогоплательщиков, 2 %, 4 % и 6 % — по упрощённой системе сбора НДС.
Примечание 3 : В октябре 2006 года правительство сообщило, что, начиная с марта 2007, сниженная ставка будет составлять 7 %. Сниженной ставкой будут облагаться большая часть продуктов питания, обогрев, номера в отелях, печатные издания, и (с 1 марта 2007) питание в ресторанах.
Примечание 4 : В 2 из 28 индийских штатов НДС не взимается.
Примечание 5 : НДС в Израиле постепенно снижается. В марте 2004 года он был снижен с 18 % до 17 %, в сентябре 2005 — до 16,5 %, 1 июля 2006 — до 15,5 %. Планируется дальнейшее снижение НДС в ближайшем будущем, но оно будет зависеть от состава Кнессета.
Примечание 6 : Принимая бюджет на 2005 год, правительство сообщило, что НДС будет введён в январе 2007. Сообщается, что товары первой необходимости и мелкие бизнесы будут освобождены от уплаты НДС или облагаться по льготной схеме. Уровень НДС ещё не объявлен.
Примечание 7 : 1 января 2006 президент Филиппин получил право повысить НДС до 12 %. НДС был повышен до 12 % 1 февраля.
Примечание 8 : 13 ноября 2006 года премьер-министр Ли Сянь (Lee Hsien) сообщил о повышении НДС до 7 % начиная с 1 июля 2007. Дополнительные детали будут объявлены 15 февраля 2007 года.[2]
Примечание 9 : На протяжении нескольких лет остров Джерси готовится к введению налога на продажи для покрытия крупного бюджетного дефицита. Размер НДС будет составлять 3 %. НДС, возможно, не будет взиматься на местные продукты питания (то есть продукты питания, освобождённые от пятипроцентного «островного налога») и детскую одежду.
Примечание 10 : Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 177 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» снижены ставки НДС: с 1 января 2007 года с 15 до 14 %, с 1 января 2008 года с 14 до 13 %, а с 1 января 2009 года с 13 до 12 %.
Источник: dic.academic.ru