Не учтенные затраты в строительстве

Содержание

Бухгалтерские «табу»
Начнем с бухгалтерского учета. В соответствии с требованиями статей 8 и 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» до тех пор, пока вы не располагаете первичными документами, подтверждающими хозяйственную операцию, у вас нет оснований отражать ее в бухгалтерском учете.
Обнаружив документ с опозданием, необходимо руководствоваться пунктом 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н). Из содержания этого пункта вытекают сразу три бухгалтерских правила.
Правило 1. Пропущенные операции в пределах одного и того же отчетного периода записывайте в месяце их обнаружения.
Если вы обнаружили, что неверно отражены хозяйственные операции (документы поступили с опозданием) текущего периода до окончания отчетного года, исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда выявлены искажения.

Особенности учета затрат не учтенных в смете. Литвинова I РУНО


Правило 2. Забытые операции года, за который еще не представлена отчетность, датируйте декабрем.
Когда о пропущенной хозяйственной операции стало известно в отчетном году после его завершения, но годовая бухгалтерская отчетность еще не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению годовая бухгалтерская отчетность.
Правило 3. Прошлогодние пропущенные операции отражайте в текущем периоде.
Если обнаружили в текущем отчетном периоде, что хозяйственные операции неправильно отражены на счетах бухгалтерского учета в прошлом году, исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) вносить не нужно.
Более того, изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных (п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, далее — Положение). В пункте 80 Положения конкретизируется механизм отражения в бухгалтерском учете прибыли или убытка прошлых лет, выявленных в отчетном году. Так, если прибыль или убыток выявлены в отчетном году, но относятся к операциям прошлых лет, они должны включаться в финансовые результаты организации отчетного года.
Чтобы исправить ошибки прошлых лет, выявленные в текущем году, в бухгалтерском учете используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Таким образом, в бухгалтерском учете ошибки исправляются в том периоде, когда обнаружены.

Внимание!
В настоящее время существует проект отдельного Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 22/2009 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», разработанный Минфином России еще в конце прошлого года. Проект предполагает, что все ошибки необходимо делить на существенные и несущественные, а порядок их исправления в бухгалтерском учете будет зависеть от момента, когда они выявлены, и уровня существенности. Информацию в отношении существенных ошибо, предшествующих отчетных периодов, выявленных в отчетном периоде, необходимо будет отражать в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности организации. Однако в настоящее время данное ПБУ не принято, а значит исправлять ошибки в бухгалтерском учете необходимо по действующим ныне правилам.

Особенности составления учетной политики для подрядных строительных организаций I Литвинова. РУНО


Налоговые правила
Не так просто отразить операцию по опоздавшему документу и в налоговом учете. Продолжим список правил учета опоздавших документов…
Правило 4. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.
Если вы обнаружили документ с опозданием, расходы можно отнести в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, но только того отчетного (налогового) периода, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Это, безусловно, приведет к необходимости представлять уточненные налоговые декларации за тот период, которым датирован документ.
Некоторые бухгалтеры ошибочно полагают, что, получив документ, датированный прошлым отчетным периодом, в текущем подавать «уточненку» не нужно. Ведь все события происходят в рамках одного налогового периода и, независимо от того, когда будут учтены расходы или доходы по году, сумма налога на прибыль будет правильной. Это неверно. Следует напомнить, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым как налоговым, так и отчетным периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде Налоговый кодекс требует провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором совершены указанные ошибки (искажения) (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Кроме того, пункт 1 статьи 54 и пункт 1 статьи 81 Налогового кодекса обязывают налогоплательщика подавать уточненную декларацию, если налог к уплате по ней был занижен, и дают право представить «уточненку», если такого занижения не произошло. Следовательно, если вы воспользовались этим правом и решили не подавать корректирующую декларацию, вы добровольно попрощались с частью расходов.
Конечно же, переплачивать налог не хочется, но и подавать «уточненку» тоже не лучший вариант – это привлечет внимание налоговых инспекторов. К чему может привести такой ход рассуждений, покажем на примере.

Пример
Бухгалтер получил акт об оказании услуг с опозданием на год. Решая не привлекать пристального внимания инспекторов и не представлять уточненную декларацию, он, казалось бы, нашел выход: пункт 2 статьи 265 Налогового кодекса дает возможность учесть в составе внереализационных расходов убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде. Более того, в декларации по налогу на прибыль организаций (утв. приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н) для таких затрат отведена отдельная строка 301 Приложения № 2 к листу 02.
Однако такие рассуждения являются неверными. Объясним почему.
Акт об оказании услуг – документ, в котором указана конкретная дата составления. Следовательно, период возникновения затрат определен. Расходы, которые подтверждены первичными документами и относятся к предыдущим отчетным (налоговым) периодам, в составе убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в отчетном (налоговом) периоде, по строке 301 Приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль не отражаются, поскольку имеют дату возникновения (п. 7.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. №54 н).

Подобные ситуации достаточно часто являлись предметом судебного разбирательства. И судебная практика в отношении налогоплательщиков неоднозначна.

Арбитражная практика
Налогоплательщик отразил в декларации по налогу прибыль организаций убытки прошлых лет, выявленные в текущем отчетном периоде.
Решения в пользу налогоплательщиков:
постановления ФАС Московского округа от 16 января 2008 г. № КА-А40/13948-07 по делу № А40-76807/06-142-512; от 11 марта 2009 г. № КА-А40/1255-09 по делу № А40-32554/08-129-101; от 31 мая 2006 г. № КА-А40/4822-06 по делу № А40-55283/05-90-425
Решения в пользу налоговых органов:
постановления ФАС Уральского округа от 9 января 2008 г. № Ф09-10856/07-С3 по делу № А76-6072/07, ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 г. № А56-14502/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 ноября 2007 г. № А19-9257/07-57-Ф02-8708/07, ФАС Волго-Вятского округа от 1 марта 2006 г. № А11-5827/2005-К2-24/239, ФАС Северо-Западного округа от 08 ноября 2006 г. № А21-7106/2005).

Однако, Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении от 9 сентября 2008 г. № 4894/08 вынес однозначный вердикт: положения подпункта 1 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса следует применять в текущем налоговом периоде только в случае, когда период возникновения расходов, понесенных налогоплательщиком, неизвестен. Во всех других случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, отражать в налоговом учете следует по требованиям статей 54 и 272 Налогового кодекса. С выходом данного постановления шансы отстоять свою правоту у налогоплательщиков значительно уменьшились.
Правило 5. Не пытайтесь уйти от «убыточной» декларации.
Случается, при сдаче «убыточных» деклараций по налогу на прибыль налоговики рекомендуют уменьшить суммы отраженных в декларации расходов, дабы превратить убыточную декларацию в «безубыточную». Ни для кого не секрет, что проблема отражения в декларации понесенных убытков с недавних пор стоит очень остро и зачастую бухгалтеры следуют неофициальным рекомендациям – не показывают часть затрат в одном отчетном периоде в надежде на то, что в следующем выручка позволит и расход показать, и получить прибыль.
Однако следует помнить о порядке определения суммы расходов на производство и реализацию, который установлен статьей 318 Налогового кодекса.
Если вы применяете метод начисления, все расходы отчетного периода должны подразделяться на прямые и косвенные. Конкретный перечень расходов определяется налогоплательщиками самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода только по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 Налогового кодекса (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Косвенные расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме будет относиться к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Поэтому нельзя их переносить из одного отчетного периода в другой, даже если подтвердите факт получения первичных документов с опозданием. Налоговый кодекс такой возможности не дает. Эти расходы организации до получения доходов от деятельности формируют убыток текущего отчетного (налогового) периода.
Если вы намеренно не показываете расходы в одном отчетном периоде, то в следующем вам необходимо подать уточненную декларацию за период, к которому относятся эти затраты, и, как следствие, признать убыток. Возникает замкнутый круг… Поэтому, принимая решение о переносе части расходов в более «благополучную» декларацию, вы должны понимать, что, скорее всего, они будут потеряны.

Опоздавший счет-фактура
Правило 6. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты.
Долгое время вопрос отражения в книге покупок «опоздавших» счетов-фактур «терзал умы» как налогоплательщиков, так и специалистов компетентных ведомств. Так, счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса. Об этом сказано в пункте 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг-покупок и книг-продаж, при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914, далее – Правила).
Статья 172 Налогового кодекса, в свою очередь, предоставляя право налогоплательщику на вычет входного НДС, не конкретизирует, когда именно возникает это право. Отсутствие четкой нормы рождает споры.
В настоящий момент Минфин считает, что «опоздавшие» счета-фактуры регистрируются в книге покупок в том периоде, в котором они поступили в организацию, независимо от даты их выставления, следовательно, в этом же периоде вы реализуете право на вычет (письмо Минфина России от 13 июня 2007 г. № 03-07-11/160). Для того, чтобы не возникло проблем с вычетом, вы должны подтвердить факт получения счета-фактуры именно в этом налоговом периоде. Например, это может быть журнал учета входящей корреспонденции или конверт с проставленным на нем штемпелем почтового отделения, через которое получен счет-фактура (письмо УФНС России по г. Москве от 20 апреля 2007 г. № 19-11/036466).
Некоторые организации для упрощения процедуры проставляют на полученных счетах-фактурах штамп организации с датой получения. К таким доказательствам как налоговики, так и судьи относятся скептически, поскольку считают, что штамп входящей корреспонденции не может быть однозначным доказательством получения счета-фактуры в соответствующий период, так как принадлежит самому налогоплательщику (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 7 июля 2008 г. № Ф08-3751/2008 по делу № А32-20193/2007-3/370).
Если подтвердить дату получения счета-фактуры вы можете только устно, будьте готовы к тому, что после проведения проверки вычеты по счетам-фактурам, датированные одним налоговым периодом, а заявленные к вычету в другом, будут сняты. Как следствие, образуется недоимка по налогу на добавленную стоимость.
Несмотря на сложившуюся арбитражную практику (определение ВАС РФ от 8 августа 2008 г. № 9726/08 , постановления ФАС Московского округа от 26 июня 2008 г. № КА-А40/5396-08 по делу № А40-31872/07-117-187, от 17 января 2008 г. № КА-А40/14126-07 по делу № А40-17087/07-126-123) и лояльную позицию Минфина, налоговые инспекторы продолжают руководствоваться письмом ФНС России от 6 сентября 2006 г. № ММ-6-03/896 «О порядке внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж». Согласно ему, налогоплательщик вправе произвести налоговый вычет, если он документально подтвержден, а именно есть счет-фактура и соответствующие первичные документы, подтверждающие, что товары (работы, услуги), имущественные права приобретены и приняты на учет.
Как следует из положений статьи 81 Налогового кодекса, налогоплательщик, обнаруживший факты неполного отражения сведений в ранее поданной им налоговой декларации (в том числе сведений о налоговых вычетах), вправе внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию того налогового периода, к которому относятся соответствующие операции.
Следовательно, если налогоплательщик в текущем налоговом периоде обнаружил в ранее поданной им налоговой декларации по НДС, что неполно отразил суммы налога, подлежащие вычету, то он должен подать корректирующую налоговую декларацию за те налоговые периоды, в которых налоговые вычеты отражены не в полном объеме.
По мнению налоговиков, необходимо заполнить дополнительный лист книги покупок за тот квартал, на который приходится дата выставления счета-фактуры. В дополнительном листе книги покупок следует сделать записи реквизитов тех счетов-фактур, которые своевременно не были зарегистрированы в этой книге покупок – суммировать данные из «опоздавших» счетов-фактур с данными строки «Итого» дополнительного листа.
Подведем итоги. Каждый раз, отражая в учете хозяйственную операцию по опоздавшему документу, не пренебрегайте правилами бухгалтерского и налогового учета. Опоздавшие документы требуют особого внимания – внушите это также забывчивым сотрудникам и контрагентам.

П. Колмакова,
ведущий эксперт-консультант по налогообложению, преподаватель группы компаний «ЭЛКОД», аттестованный преподаватель Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, член Палаты налоговых консультантов России

Минфин России разъяснил, что организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного периода сумму выявленной ошибки, которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном периоде, только в том случае, если в текущем отчетном периоде получена прибыль. Если же по итогам текущего отчетного периода получен убыток, то необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка ().

Напомним, что при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены данные ошибки ().

Представители Минфина России подчеркнули, что это возможно в двух случаях: когда невозможно определить период совершения ошибок (искажений) и когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога.

В каком налоговом периоде необходимо отразить неучтенный доход прошлого налогового периода, узнайте из материала «Учет доходов прошлых лет, выявленных в отчетном (налоговом) периоде » в » Энциклопедии решений. Налоги и взносы » интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Так, налогоплательщик, допустивший ошибки, которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый период, в котором выявлены ошибки.

Неотражение в целях налогообложения прибыли организаций расходов, возникших в прошлых налоговых периодах, но выявленных в текущем отчетном периоде в результате получения первичных документов, является искажением налоговой базы предыдущего налогового периода, следовательно, на указанные операции распространяются положения .

В свою очередь налоговой базой при исчислении налога на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со , подлежащей налогообложению ().

В случае, если в отчетном периоде налогоплательщик получил убыток, то в данном отчетном периоде налоговая база признается равной нулю (). В связи с этим перерасчет налоговой базы текущего отчетного периода невозможен.

Читайте также:  С чем связано строительство приливной

Следовательно, расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, выявленные в результате получения первичных документов в текущем отчетном периоде, могут быть учтены в налоговом периоде их обнаружения при соблюдении условий, установленных с учетом положений .

В качестве примера можно привести ситуацию, когда первичные документы по услугам связи, оказанным в октябре предыдущего года, получены организацией только в феврале текущего года, после того, как годовая бухгалтерская и налоговая отчетность за предыдущий год были сданы. Сумма выявленного неучтенного расхода привела к излишней уплате налога на прибыль в предыдущем году. Соответственно, исправление в налоговом учете можно произвести в текущем налоговом периоде путем отражения неучтенного расхода в налоговой отчетности за I квартал текущего года.

Финансисты также обратили внимание на то, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога ().

«Финансовая газета», 2008, N 30

На практике организациям нередко приходится решать вопросы, связанные с ошибками в налоговом учете, одним из которых является учет доходов (расходов) прошлых лет, выявленных в текущем периоде. Данная проблема возникает по различным причинам: документы были пропущены и оказались не проведенными в предыдущем году, должностные лица организации несвоевременно сдали их в бухгалтерию, была допущена арифметическая ошибка и т.д.

Практика применения налоговыми органами гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ в части доходов (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном (налоговом) периоде, говорит о том, что доходы (убытки) прошлых лет включаются в состав внереализационных доходов (расходов) того отчетного (налогового) периода, в котором они выявлены, только в том случае, когда не известен период, к которому указанные доходы относятся, в противном случае, если указанный период известен, то согласно ст. 54 НК РФ перерасчет производится за тот период, в котором допущена ошибка (искажение) в определении налоговой базы. Это значит, что налогоплательщик должен представить уточненную декларацию по форме, действовавшей в том периоде, в котором допущена ошибка (искажение) в определении налоговой базы.

Таким образом, если по выявленным в отчетном (налоговом) периоде доходам прошлых лет невозможно определить конкретный период совершения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, то указанные доходы отражаются в составе внереализационных доходов, т.е. корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Следует отметить, что доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде, отражаются по строке 101 в Приложении N 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н.

Здесь правомерен следующий вопрос: в каких случаях эта строка заполняется.

Можно назвать два таких случая: переход с упрощенной системы налогообложения на общий режим и переход с кассового метода на метод начисления.

Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе доходов погашение задолженности (оплату) налогоплательщику за поставленные в период применения упрощенной системы налогообложения товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права (пп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ).

В Письме Минфина России от 30.11.2006 N 03-11-04/2/252 уточнено, что организации, перешедшие с упрощенной системы на общий режим налогообложения, учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль суммы задолженности покупателей (заказчиков) за реализованные им товары (работы, услуги) на дату перехода на общий режим налогообложения (в первом отчетном (налоговом) периоде применения общего режима налогообложения) независимо от времени погашения этой задолженности. Сказанное связано с тем, что согласно п. 1 ст. 271 НК РФ у налогоплательщиков, применяющих при исчислении налога на прибыль организаций метод начисления, доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Организации, ранее учитывавшие доходы кассовым методом, при переходе на уплату налога на прибыль организаций с использованием метода начисления обязаны отразить сумму дебиторской задолженности за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права в составе доходов от реализации на дату перехода.

Порядок признания доходов при методе начисления установлен ст. 271 НК РФ, согласно пп. 6 п. 4 которой датой получения дохода прошлых лет признается дата выявления дохода (получения и (или) обнаружения документов, подтверждающих наличие дохода) — Постановления ФАС Поволжского округа от 06.06.2006 по делу N А65-30940/2005-СА2-34, ФАС Уральского округа от 06.09.2005 по делу N Ф09-3842/05-С7.

Следует отметить, что в прошлые годы позиция Минфина России была такова, что исправления в налоговую отчетность можно внести только за три предшествующих года. Данная позиция обосновывалась тем, что согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы могут проверить организацию только за три календарных года, предшествовавших году проведения проверки (Письмо Минфина России от 06.05.2005 N 03-03-01-04/1/236).

На сегодняшний день позиция специалистов налоговых органов изменилась. Теперь они не оспаривают право налогоплательщика на представление уточненных деклараций за периоды, превышающие три года, поскольку ст. 81 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на подачу уточненной налоговой декларации каким-либо сроком.

В Письме ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/[email protected] указано, что в такой ситуации налоговый орган обязан принять уточненную налоговую декларацию (расчет), а поданное налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть рассмотрено с учетом подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком.

Рассмотрим на примере ситуацию выявления дохода прошлых лет.

По состоянию на 1 мая 2007 г. была проведена сверка расчетов с поставщиком, бухгалтер обнаружил, что в апреле 2006 г. не было оприходовано основное средство (монитор) стоимостью 10 000 руб. по накладной (для упрощения расчетов НДС не учитывается).

В мае 2007 г. составляется бухгалтерская справка, на основании которой делается следующая запись:

Дебет 91, Кредит 60 — 10 000 руб. — отражена стоимость приобретенного ОС, введенного в эксплуатацию в 2006 г.

Для целей налогообложения прибыли стоимость ОС должна быть учтена в составе расходов за 2006 г. При расчете налога на прибыль за 2007 г. эта сумма в расходах не учитывается.

Прибыль организации в 2007 г. от реализации товаров (работ, услуг) составила 200 000 руб. как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Налог на прибыль за 2007 г. составит 48 000 руб. (200 000 x 0,24); сумма переплаты по налогу на прибыль за 2006 г. составит 2400 руб. (10 000 x 0,24).

В бухгалтерском учете за 2007 г. будут следующие итоговые записи:

Дебет 90, Кредит 99 — 200 000 руб. — отражена прибыль от продаж текущего года;

Дебет 99, Кредит 91 — 10 000 руб. — отражена итоговая сумма прочих расходов текущего года.

В случае если организация применяет Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, то в учете делаются следующие записи:

Дебет 99, Кредит 68 — 45 600 руб. — начислен условный расход по налогу на прибыль за текущий 2007 г. [(200 000 руб. — 10 000 руб.) x 0,24];

Дебет 99, Кредит 68 — 2400 руб. — начислено постоянное налоговое обязательство в части расходов 2006 г., выявленных в отчетном году (10 000 руб. x 0,24);

В случае если организация при ведении бухгалтерского учета не применяет ПБУ 18/02, то вместо последних трех записей делаются всего две:

Дебет 99, Кредит 68 — 48 000 руб. — начислен налог на прибыль за текущий год по данным налогового учета;

Дебет 68, Кредит 99 — 2400 руб. — уменьшен налог на прибыль за 2006 г.

ООО «Столичный аудиторъ»

Подготовьте бухгалтерскую справку. Обязательное условие для этого документа – указание неучтенных сумм расходов прошлого периода и причины их возникновения. Данная справка является основанием для внесения изменений в графу «Убытки прошлых лет » в бухгалтерской документации.

Ни в коем случае не вносите изменения в уже утвержденную бухгалтерскую документацию. Это запрещено законодательством РФ, а именно, п.11 «Указаний по ведению бухгалтерского учета», утвержденных Приказом № 674 Минфина РФ 22.07.2003 года.

Если вам все-таки необходимо внести соответствующие изменения, поступите следующим образом. Сделайте дополнительные записи за декабрь истекшего года. Но и этот вариант возможен только в том случае, если собрание акционеров предприятия или участников еще не утвердили бухгалтерскую отчетность.

Отнесите неучтенные ранее расходы прошлых периодов к прочим расходам. Для этого внесите соответствующую запись на счет 91.2 со ссылкой на соответствующий счет, который определяет назначение данного платежа.

Произведите необходимые исправления в налоговом учете.

Сделайте необходимый перерасчет налоговой базы. При этом учтите расходы прошлых неучтенных периодов и подготовьте измененный вариант декларации за прошедший период. Если вы не можете определить период, в котором была допущена ошибка, отнесите расходы прошлых периодов к тому времени, когда ошибка была выявлена.

Помните о том, что эти расходы учитываются в декларации и учитываются при расчете налоговой базы в текущем налоговом периоде.

Вам следует провести соответствующий перерасчет налоговой базы, уменьшив при этом сумму налога в отчетном периоде, в котором выявлены эти искажения. Вы сможете сделать это, руководствуясь ст.54 Налогового кодекса, которая является действующей с 1 января 2010 года.

  • как провести документ прошлого года

Иногда случается так, что после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтер замечает допущенную ошибку, которая привела к образованию убытков, относящихся к прошедшему году. Они признаются в качестве расходов прошлых лет и отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от периода их обнаружения.

Составьте бухгалтерскую справку, в которой укажите сумму расходов прошлых периодов и причину их образования. Эта справка станет первичным документом для внесения исправлений или отражения убытков прошлых лет в бухгалтерском учете.

Не вносите исправления в утвержденную бухгалтерскую отчетность прошлого периода. Данная процедура запрещается законодательством РФ на основании п.11 Указаний по ведению бухгалтерского учета, установленных Приказом №67н Минфина РФ от 22.07.2003 года. Исправления могут быть внесены в виде дополнительных записей за декабрь прошедшего года только в том случае, если годовая бухгалтерская отчетность не была утверждена на собрании участников или акционеров предприятия.

Отнесите расходы прошлых периодов , признанные в текущем отчетном году, в бухгалтерском учете к прочим расходам предприятия и отразите на счете 91.2 «Прочие расходы » с корреспонденцией на соответствующий счет, определяющий назначение совершенного платежа.

Отражаются в налоговой декларации в соответствующей строке второго раздела и участвуют в расчете налоговой базы текущего отчетного года.

По общему правилу при методе начисления расходы принимаются к учету в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Однако для этого они еще должны быть документально подтверждены. Между тем на практике нередко подтверждающие документы попадают в компанию уже по окончании соответствующего периода, когда налоговая декларация отправлена в ИФНС. О том, в каком порядке следует учитывать расходы прошлых лет при расчете налога на прибыль, и пойдет речь в данной статье.

Налоговым кодексом не предусмотрено четких правил относительно того, в каком периоде организация должна учесть в расходах затраты в том случае, если подтверждающие документы по ним получены в более позднем периоде.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса к внереализационным расходам при расчете налога на прибыль приравниваются в том числе убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Однако как указал Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 9 сентября 2008 г. N 4894/08, под убытком в целях налогообложения прибыли понимается отрицательная разница между доходами и расходом, принимаемым к налоговому учету (п. 8 ст. 274 НК).

Между тем непосредственно расходы при методе начисления признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК).

Порядок действий налогоплательщика в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, регламентирован п. 1 ст. 54 Налогового кодекса. Таким образом, посчитали высшие судьи, положения пп. 1 п. 2 ст. 265 НК не могут применяться вне взаимосвязи с нормами ст. ст.

54 и 272 Кодекса.

Налоговые ошибки прошлых лет

Согласно п. 1 ст. 54 Налогового кодекса по общему правилу при выявлении ошибок (искажений) за прошлые налоговые периоды пересчету подлежит налоговая база за год, в котором ошибки были совершены. Следовательно, для этого налогоплательщику необходимо представить в ИФНС уточняющую налоговую декларацию.

При этом, поскольку не учтенные своевременно расходы означают, что база по налогу на прибыль была завышена, в данном случае это его право, а не обязанность (п. 1 ст. 81 НК, Письмо Минфина России от 16 октября 2009 г. N 03-03-06/1/672). Но только представленная «уточненка» в данной ситуации позволит «узаконить» сумму имеющейся переплаты и вернуть либо зачесть ее в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.

Однако п. 1 ст. 54 Налогового кодекса предусматривает также исключение из общего правила. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором эти ошибки (искажения) выявлены.

Аналогичным образом налогоплательщик вправе поступить также тогда, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Обратите внимание! В том случае, если ошибки, допущенные при исчислении налоговой базы, относятся к периоду, когда организацией был получен убыток и налог не уплачивался, оснований для применения абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса нет (Письма Минфина России от 27 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-193, от 23 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-188).

Таким образом, в подобной ситуации необходимости в представлении «уточненки» нет. Переплата будет нивелирована за счет снижения налоговой базы и суммы налога текущего периода.

Вместе с тем согласованная позиция Министерства финансов и Федеральной налоговой службы по порядку применения абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса на сегодняшний день отсутствует. Имеющиеся же разъяснения Минфина и ФНС противоречат друг другу.

Представители Федеральной налоговой службы в Письме от 17 августа 2011 г. N АС-4-3/13421, проанализировав положения абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса с точки зрения синтаксиса, пришли к выводу, что перерасчет налоговой базы и суммы налога в периоде выявления ошибки (искажения) может быть произведен, только если невозможно определить период ее совершения.

Специалисты Минфина утверждают, что это относится в том числе к случаям, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (Письмо Минфина России от 17 октября 2013 г. N 03-03-06/1/43299).

Прошлые ошибки или текущие расходы?

В Письме от 4 августа 2010 г. N 03-03-06/2/139 представители Минфина России указывали, что к излишней уплате налога на прибыль организаций могут привести в том числе ошибочно не учтенные в момент возникновения расходы. Следовательно, в такой ситуации, посчитали тогда финансисты на основании положений абз. 3 п. 1 ст.

54 Налогового кодекса, налогоплательщик вправе произвести перерасчет налоговой базы текущего периода. При этом не учтенные в свое время расходы подлежат учету аналогично тому, как они признавались бы в «родном» периоде. Иными словами, недоначисленная заработная плата включается в состав расходов на оплату труда текущего периода, амортизация — в состав амортизационных отчислений и т.д. (см. также Письмо от 30 июля 2010 г. N 03-03-06/1/498).

Однако тогда чиновниками был рассмотрен случай, когда подтверждающие документы были получены своевременно, но соответствующие расходы тем не менее ошибочно не были учтены. Как следует из Письма Минфина России от 17 октября 2013 г. N 03-03-06/1/43299, невключение в состав расходов тех или иных затрат в связи с отсутствием подтверждающих документов вовсе не следует рассматривать как ошибку, допущенную при исчислении налоговой базы.

Как указали финансисты, сославшись на п. 1 ст. 11 Налогового кодекса, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Читайте также:  Объемный вес древесины хвойных пород для строительства

И в рассматриваемом случае следует обратиться к Положению по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (22/2010), утвержденному Приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н. Между тем согласно п. 2 данного документа не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухотчетности, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент их отражения (неотражения).

Следовательно, расходы учитываются при определении налоговой базы того периода, в котором получены соответствующие подтверждающие документы, и при этом не применяются ни пп. 1 п. 2 ст. 265, ни абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса.

Главное в данном случае — документально засвидетельствовать факт более позднего получения сведений (подтверждающих документов).

В сухом остатке

По существу в случае, когда подтверждающие учетные документы получены в налоговом периоде, следующем за тем, в котором понесены соответствующие затраты, у налогоплательщика есть три варианта действий.

Источник: analytspectr.ru

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

В 2020 году вышла новая методика, которая ввела новую форму локального сметного расчета.

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

Форма локально сметного расчета, которая была до выхода нового, изображена на картинке. Мы видим, что форма осталась почти такая же, только добавились дополнительные столбцы, ниже будет рассмотрена новая форма.

Смета – это тот документ в котором мы реализуем проектные решения. Смета реализует все решения проектировщика т.е. определение стоимости объекта. т.е. та цена которую необходимо обязательно знать. Чтобы было всё учтено в локальной смете: все необходимые работы которые выполняются при строительстве объекта, при выполнении тех или иных видов работ.

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

Основной столбец, это столбец «Обоснование». В обоснование обычного закладывается ссылка на тот норматив, из которого принята норма или расценка. Далее пишется «Наименование работ и затрат» из этой расценки идёт открытие, например: «разборка покрытий полов: из линолеума и релина».

Расценка взята из ФЕРр (федеральных единичных расценок на ремонтные работы). Маленькая буква «р», говорит что расценка взята на ремонтные работы. Далее следуют столбцы: ед. изм., кол., стоимость.

И таким образом, пошагово, прям по каждому виду работ, которые выполняются в процессе строительства, определяется стоимость работ при строительстве объекта.

В старой смете есть нормы и расценки, также есть отдельные материалы, которые также учитываются в локальном сметном расчете.

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

Когда набраны расценки и определена стоимость материалов, рассчитываются «прямые затраты» ( в примере написано в базисных ценах, потому что смета составлена в ФЕР-ах, а ФЕР это базовый уровень цен. Прямые затраты включают: оплату труда, эксплуатация машин и механизмов, материальные ресурсы. Далее считаются накладные расходы и сметная прибыль.

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

Для того чтобы перевести базовый уровень цен из 2001 в 2021 год, нужно воспользоваться индексом изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ. Считать смету нужно в текущем уровне цен, несмотря на то, что применены расценки базового уровня.

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

На картинке выше изображен локальный сметный расчет – смета образца 2021 года. Это уже новая форма которая в соответствии с новой методикой, уже сейчас, внедряется в сметном деле.

Форма немного другая: первая строка «Наименование редакции сметных нормативов», далее идет «Наименование программного продукта».

Обязательно надо указывать, «Локальный сметный расчёт», «наименования конструктивного решения» на которое составляется смета.

Вот здесь очень важный момент: грамотно называйте локальную смету. Если это капитальный ремонт, вы так и называете капитальный ремонт; новое строительство, реконструкция, объекты культурного наследия. Грамотно называть смету. От этого зависит окончательная цена, стоимость работ.

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

В новой смете 2020-2021 года те же самые столбцы, но появляется дополнительный столбец «коэффициенты».

То есть те коэффициенты, которые применяются в процессе составления сметы – это и есть коэффициенты в технической части. Есть коэффициенты которые учитываются на стесненность, на объемы работ.

По каждой позиции коэффициенты показываются отдельно. Это и есть то нововведение, которое внедрилось с новой методикой.

Здесь уже в обосновании не ФЕР как в старой смете, а ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы). Указывается каким приказом они утверждены. Если мы видим ГЭСН – это означает что смета составлена в текущем уровне цен, т.е. уже без применения коэффициентов. Мы здесь применяем стоимости в текущем уровне цен.

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

Здесь кроме наименования позиции, есть отдельные позиции: материальные ресурсы, которые не учтены в самой норме, они дополнительно учитываются. Применяется та марка, которая указана в проекте. Отдельно выделяются НР (накладные расходы), СП (сметная прибыль) и ФОТ (фонд оплаты труда).

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

Также отдельно выделяются все позиции, которые в смете, в каждой позиции они были отдельно, а здесь они уже суммарно по смете выделяются. И всего по смете (в текущем уровне цен).

Составил, проверил – обязательно подписи, кто составил и кто проверил.

Краткая инструкция по пересчету сметы под требования новой методики по Приказу 421/Пр

1) Единоразово — обновить в программе СНБ (нормативную базу), которая использовалась для составления сметы: ТСНБ-2017 Респ.Крым или Севастополь (редакция 2014г с И1)

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.? Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

2) Выполнить пересчёт позиций в смете в Обновленную СНБ

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.? Изменение настроек в п.2-3 – как правило, не требуется Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

При этом, в параметры сметы будут загружены новые реквизиты: наименование СНБ в Федеральном реестре сметных нормативов (ФРСН), регистрационный номер базы в ФРСН, дата включения базы в ФРСН, а также будут обновлены показатели таблице Видов работ, при этом при необходимости можно откорректировать Категории Видов работ

Стоит отдельно убедиться, что Категория указана для всех Видов работ локальной сметы.

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

3) задать Новый шаблон расчета:

4) При наличии Материалов и Оборудования в текущем уровне цен (тех, которые ранее выделялись синим цветом):

Поскольку, согласно новой Методике для позиций в текущем уровне цен, в обязательном порядке должна быть определена стоимость в базисном уровне цен – как отношение их заданной стоимости в текущем уровне цен к применённому индексу.Поэтому, позиции в текущих ценах — после включения расчёта по новой Методике будут выделены красным цветом с сообщением об ошибке: «Не задан индекс перевода в тек. цены».

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

5) При наличии прайсовых позиций для них нужно сформировать новый ресурса при помощи Помощника формирования Шифра ресурса: Правой кнопкой > Сформировать шифр ресурса — заполнить нужные реквизиты

6) При составлении сметы БИ методом, с применением индексов по видам объектов строительства — в смете рекомендуется задавать привязку индексов по категориям видов работ.

Сметные программы для строительства. Продажа и обслуживание сметных программ. Обучение сметному делу в строительстве

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

  • Рассмотрим ответы линии консультаций по ПК «Гранд-смета 2021» на часто задаваемые вопросы по настройкам расчета при УСН при работе с новой Методикой определения сметной стоимости строительства в 2021 году, но для начала — теория, от президента Союза инженеров-сметчиков России Павла Горячкина:
  • Если при определении сметной стоимости строительства достоверно известно, что исполнитель работ (подрядчик) находится на упрощенной системе налогообложения (УСН), то от итогов глав — 12 сводного сметного расчета с учетом резерва средств на непредвиденные работы и затраты, отдельной строкой с распределением по графам — 8 под наименованием «Средства на покрытие затрат, связанных с компенсацией НДС при УСН» приводятся суммы, рассчитанные по следующей формуле:
  • ((М-Мз) + (Эм-Зм) + НР×0,1712 (0,182) + СП×0,15 + ОБп)×0,2
  • М — стоимость материалов в текущем уровне цен;
  • Мз — стоимость материалов поставки заказчика (давальческие материалы);
  • Эм — затраты на эксплуатацию машин;
  • Зм — оплата труда машинистов;
  • НР — масса накладных расходов;
  • 0,1712 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (17,12%) согласно МДС 81-33.2004 или
  • 0,182 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (18,2%) для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним согласно МДС 81-34.2004;
  • СП — масса сметной прибыли;
  • 0,15 — доля (удельный вес) материалов в сметной прибыли (15%);
  • ОБп — стоимость оборудования поставки подрядчика;
  • 0,2 — ставка НДС (20%).

Приведенная формула учитывает (на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 170, пунктов 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации) компенсацию поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм НДС, уплачиваемых контрагентам (субподрядчикам, поставщикам товаров, используемых при выполнении работ) при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг) и также применяется при определении НМЦК и подготовки Сметы контракта.

Президент Союза инженеров-сметчиков

А теперь вопросы и ответы разработчиков «Гранд-смета 2021»

Выполняю локальный сметный расчёт по новой Методике 2020 года при упрощённой системе налогообложения, добавляю в лимитированных затратах в разделе «Налоги и обязательные платежи» статью затрат с формулой МАТ*0,2*7,3 (где 7,3 — это индекс к СМР). В результате рассчитывается только стоимость в базовом уровне цен, а сумма по смете в текущем уровне цен остаётся такая же, как и до начисления этой статьи затрат.

Ответ: Во-первых, убедитесь, что у вас установлено Обновление № 2 к ПК «ГРАНД-Смета 2021». А указанную формулу вам надо ввести следующим образом: БМ.МАТ*0,2*ЕСЛИ(БИМ;7.3;1).

Квалификаторы способа расчёта БМ и БИМ указывают программе, какое значение соответствующей переменной следует взять — в базисных или в текущих ценах.

При этом условная функция ЕСЛИ позволяет использовать для обоих итогов по смете одну и ту же формулу — умножение на индекс производится в зависимости от требуемого уровня цен.

Разъясните, пожалуйста. При составлении сметы базисно-индексным методом возникла необходимость перевести смету на упрощённую систему налогообложения. При применении формулы для расчёта компенсации НДС при УСН: МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15)*0,2*6,54+ОБ*0,2*4,12 индекс на оборудование считается дважды.

В смете оборудование взято из базы ФЕР, из сборника сметных цен. В итогах сметы «Справочно в базисных ценах» стоимость оборудования по какой-то причине показывается уже с учётом заданного к нему индекса. И в результате при применении вышеуказанной формулы начисление индекса к оборудованию задваивается.

Каким образом убрать двойное применение индекса к оборудованию, кроме как удалением его из формулы компенсации НДС при УСН?

В случае расчёта сметы по новой Методике 2020 года рекомендуем следующий вид формулы, с точным указанием, какие стоимости на что должны умножаться:

Первый вариант: одна формула считает оба значения компенсации — для колонки с Базисными ценами и для колонки с Текущими ценами. Недостаток этого варианта только один — при печати будет видна конструкция ЕСЛИ.

Во втором варианте первая формула считает значения для колонки БЦ, вторая формула — для колонки ТЦ. Недостаток этого варианта — две строки в итогах вместо одной.

Выбирайте наиболее подходящий для вас вариант.

Формула для вашего примера будет иметь следующий вид:

Примечание: данная формула корректно посчитает результат только в случае применения индекса к СМР в итогах сметы. Для других вариантов пересчёта сметы в текущие цены формулу необходимо изменить.

Вопрос: При добавлении в смету нового материала по конъюнктурному анализу на этот материал не начисляется компенсация НДС при УСН. Как изменить формулу?

Ответ: Возможно, вы указали для этого материала только его стоимость в текущих ценах, но не применили к добавленной позиции сметы соответствующий индекс изменения сметной стоимости, который позволяет получить стоимость позиции в базисном уровне цен. Тогда как при расчёте сметы по новой Методике 2020 года это является необходимым условием для того, чтобы позиция была включена в итог по смете.

Вопрос: Добрый день. Как в версии «ГРАНД-Смета 2021» включить в смету компенсацию НДС при УСН? Ввожу формулу с умножением на индекс перехода в текущие цены — сумма компенсации НДС появляется в столбце базовых цен, а цена текущая.

Если убираю индекс, то компенсация в базовых ценах считается правильно, но в текущие цены всё равно не переводится. И общая сметная стоимость в текущих ценах получается без компенсации НДС. При настройке расчёта сметы по шаблону «РЖ.

Расчет с индексацией к СМР» программа не считает в лимитированных затратах компенсацию НДС при УСН.

Ответ: Во-первых, убедитесь, что у вас установлено Обновление № 2 к ПК «ГРАНД-Смета 2021» (смотрите Ответы на вопросы по расчёту локальных смет в ПК «ГРАНД-Смета 2021» по приказу Минстроя РФ 421/пр). И прочитайте два ответа выше.

Вопрос: Спасибо за подробное объяснение и формулу для расчёта компенсации НДС при упрощённой системе налогообложения в случае применения индекса к СМР. А если применяются индексы по статьям затрат, тогда как надо откорректировать приведённую в вашем ответе (за 01.02.2021) формулу?

Ответ: Если в локальной смете применяются индексы по статьям затрат, то достаточно простой формулы, без дополнительных действий и обозначений: (МАТ+ОБ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15)*0,2. При расчёте формулы для вывода в колонки с итогами по смете в базисных или текущих ценах программа автоматически подставляет соответствующее значение каждой переменной.

Дополнительно:

Не ясно? Остались вопросы? Сложности? Смело звоните/пишите нам! Мы ответим!

Смотрите также разъяснение применении п. 181 Методики 421 в части расчета сумм налога на добавленную стоимость (НДС).

Мы не только знаем сметную программу, но и каждый день отвечаем сметчикам и сами работаем со сметами.

Финансово-экономическое обоснование сметы СНТ

Смета — один из главных финансовых документов в СНТ. Он позволяет председателю и правлению представить расходы на предстоящий период на утверждение общего собрания садоводов.

От суммы, указанной в смете, напрямую зависит размер членских взносов, который будет установлен в товариществе.

Однако каждый председатель должен знать, что основанием для приходно-расходной сметы СНТ является финансово-экономическое обоснование (ФЭО), которое также утверждается общим собранием.

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

Жизнь председателя садоводческого товарищества была немного проще, пока в России не утратил силу Федеральный закон № 66-ФЗ. Согласно этому документу, правлению было достаточно предоставить на общем собрании смету расходов на определенный период (чаще всего на год). Никаких дополнительных подтверждающих документов не требовалось.

Но закон № 217-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2019 года, внес свои коррективы в процесс утверждения сметы. Согласно п. 8 ст. 14 этого закона, председатель и правление должны составлять два документа для согласования расходов в СНТ: приходно-расходную смету и ее финансово-экономическое обоснование (ФЭО).

По мнению законодателей, ФЭО помогает избежать злоупотребления финансами со стороны органов управления товарищества. Также документ создается для того, чтобы садоводы могли оценить обоснованность размера членских взносов, которые им придется платить.

Утверждение сметы в СНТ по закону

Составить смету и ее финансово-экономическое обоснование — задача председателя и правления. А вот утверждать оба документа предстоит членам садоводческого товарищества на общем собрании. Для этого каждый собственник земельного участка должен предварительно ознакомиться с текстом сметы и ФЭО.

Задача председателя — минимум за неделю до даты собрания предоставить предоставить садоводам возможность ознакомиться с документами. Рассылать их заказными письмами не потребуется.

Для ознакомления можно использовать несколько способов:

  • опубликовать на сайте товарищества;
  • распечатать и вывесить на доске информации на территории СНТ;
  • разослать на электронные почты собственников.

Если председатель не выполнит этих условий, садоводы имеют право оспорить в суде решение об утверждении сметы, принятое на общем собрании.

Приходно-расходная смета в СНТ утверждается на любой срок, но чаще всего — на один год.

После того как смета и ее финансово-экономическое обоснование будут утверждены членами СНТ на общем собрании, правление товарищества обязано зафиксировать и отразить этот факт в протоколе.

Отличия сметы от финансово-экономического обоснования

Смета СНТ — документ финансового планирования финансово-хозяйственной деятельности товарищества.

Например, в ней могут быть прописаны расходы на:

  • зарплату председателя, правления, бухгалтера и других лиц, с которыми у СНТ заключены трудовые договоры;
  • оплату земельного налога;
  • вывоз мусора;
  • электроэнергию для освещения земель общего пользования;
  • общехозяйственные нужды;
  • юридические услуги;
  • ремонт дорог;
  • покос травы, уборку территории в зоне для сбора ТБО и т.д.

В финансово-экономическом обосновании каждый из пунктов сметы расписывается подробно, с пояснением, на что именно будут потрачены собранные членские и целевые взносы. Например, если вы включили в смету фонд оплаты (ФОТ) услуг бухгалтера стоимостью 40 000 рублей в год, в ФЭО нужно указать:

  • какие услуги оказывает бухгалтер в СНТ;
  • стоимость его работы за один месяц или квартал.

Если в смету вы включили пункт «административные расходы», в финансово-экономическом обосновании нужно прописать каждый подпункт с указанием конкретных сумм. Например:

  • расходы на банковские услуги (ведение расчетного счета, оформление поручений) — 20 000 рублей в год;
  • транспортные расходы (поездки в банк, местную администрацию, налоговую инспекцию) — 6 000 рублей в год;
  • оформление электронной подписи — 2 000 рублей и т.д.
Читайте также:  Какой кредит дают на строительство квартиры

Прочитав финансово-экономическое обоснование расходов, каждый садовод должен понять, что сумма членских взносов была определена не случайно и не по желанию председателя или правления. Основная задача ФЭО — сделать финансовое планирование в садоводческом товариществе максимально прозрачным.

Как правильно отразить в смете на 2021 г. возмещение перерасхода по смете за 2020г.?

Может ли председатель тратить деньги без сметы

Расходовать средства товарищества без составления сметы и финансово-экономического обоснования председатель не имеет права. Если правление не предоставило садоводам оба этих документа, то требование платить членские взносы будет незаконным. Также председатель не имеет права расходовать деньги на нужды, не включенные в утвержденную смету. Однако в течение года в СНТ могут возникнуть непредвиденные расходы, которые не было возможности запланировать заранее. В таком случае председатель должен:

  • назначить дату внеочередного общего собрания и проинформировать о ней садоводов не позднее, чем за две недели;
  • включить новый пункт расходов в смету и в ФЭО;
  • обосновать необходимость новых затрат на общем собрании членов СНТ и предоставить подтверждающие документы;

Противоречия в Методике по приказу 421/пр. Какие выводы сделает Минстрой?

Разработчики программного комплекса РИК при адаптации своей программы к новой Методике по приказу Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (правда в письме они почему-то номер 412/пр ей присвоили) выявили ряд противоречий.Об этом они рассказали во время своего вебинара. Можете его посмотреть. Но ряд моментов из письма во время вебинара выпали, поэтому рассмотрю их более подробно.

1. Согласно п. 92 Методики указано, что размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от суммы отпускной цены материалов и транспортных затрат (т.е. Цмр=(СЦ+ТР)*ЗСР). Такой же порядок начисления ЗСР применялся ранее при расчете сметных цен в ФССЦ и ТССЦ.

Однако это противоречит п. 6.4.5 действующей Методики применения сметных цен строительных ресурсов (приказ Минстроя от 8 февраля 2017 г № 77/пр). Согласно данной методики Стоимость материального ресурса определяется как сумма произведения сметной цены из ФГИС на ЗСР и транспортных затрат (т.е.

Вопрос: Как правильно учитывать размер заготовительно-складских расходов для отпускных цен, не учитывающих ЗСР?

2. В п. 63 Методики указано о необходимости учета в сметах для материальных ресурсов и оборудования затрат на перевозку грузов для строительства, равно как и в итогах по сметам (п. 77 и Приложения 2-4 к Методике). Также предусмотрен пересчет статьи затрат «перевозка» отдельным индексом. При этом в п.

133 Методики указано, что при определении сметной стоимости ресурсным и ресурсно-индексным методами в объектных сметах в текущем уровне цен приводятся итоговые данные, в том числе по перевозкам.

Однако в рекомендуемом образце оформления объектных сметных расчетов (смет), приведенном в Приложении № 5 к Методике такая статья затрат, как «перевозка», отсутствует

Вопрос 1: К какой графе объектного сметного расчета (равно как и ССРСС) следует относить затраты на перевозку?

Вопрос 2: Если в составе локальных смет одновременно присутствуют затраты на перевозку материалов (относящихся к строительным работам) и оборудования (относящегося к монтажным работам), каким образом они должны быть разнесены по графам ОС (ССРСС) с учетом того, что в итогах локальных смет указанные затраты собираются в общий итог без какого-либо разделения и пересчитываются в текущий уровень единым индексом на перевозку?

Вопрос 3: Просим отдельно уточнить порядок учета затрат на перевозку, не связанных с перевозкой материальных ресурсов и оборудования. Например, перевозка грунта в отвал, перемещение грунта из выемки в насыпь и обратно, сверх учтенного нормами, вывоз строительного мусора, перевозку загрязненного грунта на свалку и т.п.? К каким графам ОС (ССРСС) относить такие затраты?

Примечание: Если любые затраты на перевозку относить, например, к графе 4 ОС (ССРСС), то насколько хорошо будет выглядеть ОС (ССРСС), составленный исключительно на монтажные работы и стоимость монтируемого оборудования, где «непонятно откуда» вылезут строительные работы при их фактическом отсутствии. Та же проблематика возникает при учете затрат на перевозку материалов, изделий и конструкций отдельно для строительных (ремонтно- строительных. ремонтно-реставрационных) работ и монтажных работ, ведь их сметную стоимость необходимо разносить по разным графам ОС (ССРСС).

3. В том же п. 63 Методики указано, что затраты на перевозку грузов приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельной строкой с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся затраты на перевозку.

Вопрос 1: Если необходимо учесть затраты на перевозку грузов для неучтенного расценкой материала, входящего в позицию расценки (имеющего подпункт), следует ли дублировать его код строкой ниже и выводить стоимостные показатели по графам? Что в этом случае выводить в графе «№ п/п»?

Вопрос 2: Каков порядок расчета таких затрат на перевозку грузов по графам локального сметного расчета (сметы)? Должны ли для перевозок дублироваться какие-то коэффициенты от самого материала, если они для него применены?

Вопрос 3: При указании кода строительного ресурса, где указывать код норматива ФССЦпг или иного обоснования затрат на перевозку? Каким индексом должны пересчитываться эти затраты? Если индексом на перевозку (что наиболее логично), то в каком месте формы должна быть отражена эта информация? Ведь индексы на перевозку могут быть разными в зависимости от типа автотранспортных средств, согласно подпункту «д» пункта 11 Методики.

Федеральные единичные расценки на монтаж и капитальный ремонт оборудования учитывают вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы в общей стоимости материалов по каждой расценке, поэтому при работе базисно-индексным методом в выходных формах (Приложение № 2 к Методике) проблем не возникает. При работе же ресурсным и ресурсно-индексным методами с использованием сметных норм ГЭСНм и ГЭСНмр, согласно п. 75 Методики, дополнительно следует учитывать сметную стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, не учтенных в указанных сметных нормах.

Вопрос: Как учитывать (куда выводить рассчитанные значения и как кодировать) в выходных формах, приведенных в Приложениях 3 и 4 к Методике указанные выше затраты при работе ресурсным и ресурсно-индексным методами?

5. Первое. Образцы локальных сметных расчетов, приведенные в Приложениях №№ 2-4 к Методике, содержат коэффициенты к количеству (графа 6).

Объемы работ в локальных сметах должны соответствовать проекту, физический смысл коэффициентов к объемам непонятен.

Кроме того, в примечаниях указано, что в графе 6 указывается результирующее значение коэффициента к количеству, полученное как произведение всех применяемых коэффициентов, округленное до семи знаков после запятой по итогу перемножения.

Вопрос 1: Просим дать определение данным коэффициентам на примере их использования и пояснить их физический смысл.

Вопрос 2: В графе 6 локального сметного расчета (сметы) указан «крестик» (значение) как для количественного показателя всей расценки (нормы) — в первой строке, следующей за «Раздел X Наименование раздела», так и ниже — по составляющим единичных расценок (сметных норм). Каким образом разделять эти коэффициенты и к чему в этом случае относится требование примечания о необходимости округления результирующего значения коэффициента к количеству?

Вопрос 3: В п. 10 примечания к Приложению №2 указано, что по составляющим единичных расценок указывается сметная стоимость всего в базисном уровне цен, полученная как произведение граф 7, 8 и 9. Таким образом, указанные выше коэффициенты к количеству по составляющим единичных расценок (графа 6) не учитываются.

6. Приведенная форма локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода (Приложение №2 к Методике) предусматривает пересчет в текущий уровень цен укрупненными индексами изменения сметной стоимости в итогах сметы.

При этом, форма содержит все необходимые поля для пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен по составляющим каждой единичной расценки. Такая схема индексации допустима для многих региональных бюджетов и является, по существу, наиболее точной.

Более того, подпункты «в» и «г» пункта 11, а также подпункт «д» пункта 45 Методики указывают на возможность применения таких индексов.

Вопрос: Возможно ли применение формы локального сметного расчета (Приложение №2 к Методике) для определения сметной стоимости в текущем уровне цен базисно-индексным методом с использованием индексов изменения сметной стоимости, рассчитываемых для применения к стоимости элементов прямых затрат единичных расценок?

42 Методики указано, что «Результаты вычислений (построчные) и итоговые данные в локальных сметных расчетах (сметах), разработанных базисно-индексным методом, приводятся в рублях с округлением до двух знаков после запятой (до копеек)… »Однако в п. 12 примечания к Приложению №2 (предпоследний абзац) указано, что «округление производится до целых чисел (до рублей) по итогу произведенных вычислений. Эти два пункта противоречат друг другу.

Вопрос 1: Какой из указанных выше пунктов Методики следует считать правильным при реализации в сметных программах?

Вопрос 2: Почему результаты вычислений в локальных сметных расчетах (сметах), разработанных разными методами округляются по-разному (п 42 Методики)?

Предложение. Непонятен смысл округления итоговых значений по позициям смет до рубля. В середине прошлого века, когда сметы считались на счетах или арифмометрах, такие округления сокращали объем ручных операций и реально облегчали работу сметчиков.

Однако при использовании современных средств расчета сметной документации (как специализированных сметных программ, так и табличных процессоров типа Excel или Calc) такие округления ничего, кроме дополнительных проблем совместимости различных сметных программ, не создают.

Возможно, причина подобных требований к округлениям, переходящих из одной методики в другую, кроется в привычках — раз это было в предыдущей методике, значит, следует перенести и в текущую. Однако какого-либо практического смысла эти округления не имеют.

Предлагаем установить единый механизм округлений для построчных вычислений любыми методами до двух знаков после запятой (до копеек).

8. На совещаниях, посвященных обсуждению формата электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации (XML) уже поднимался вопрос о поправках, не являющихся коэффициентами, например:

ФССЦ Приложение 7 Блоки бетонные, обогащенные магнезиально-шпинелидным ломом, марки МШБЛГ, поставляемые с монтажной петлей, расценивается дороже на 36 руб. за тонну.

ФССЦ. Таблица 1 Величина доплаты к средней сметной цене за 1 т конструкции объекта (руб.) (надбавки со знаком плюс)

Вопрос 1:Каким образом в формах локального сметного расчета (сметы) учитывать указанные выше поправки и как производить их пересчет в текущий уровень цен?

Вопрос 2: Является ли строка с текстом «Корректировка М» из Формы локального сметного расчета (сметы), разработанного ресурсным методом (Приложение №4 к Методике) примером такой поправки? Почему она присутствует только в Приложении №4?

9. Графа 8 в формах локального сметного расчета (сметы) имеет наименование «Сметная стоимость» При этом в примечаниях к формам (Приложения №№ 2-4 к Методике) к данной графе в некоторых случаях относят и «сметную цену».

Вопрос: Просьба уточнить, что же должна содержать графа 8 в формах локального сметного расчета (сметы):«Сметную цену» или «Сметную стоимость»?

Примечание В других нормативных документах, включенных в ФРСН (например. «Методические рекомендации по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства» (приказ Минстроя России №517/пр от 04.09.2019) используется термин «сметная цена». Было бы хорошо четко разъяснить эти понятия и разницу между ними.

10. О противоречиях в новой Методике с другими утвержденными документами. В приложении 10 к Методике приведены таблицы коэффициентов учета условий производства работ. Эти коэффициенты существенно отличаются от используемых в настоящее время (до утверждения Методики).

Например, в методических рекомендациях, утвержденных приказом Минстроя РФ от 04 09 2019 № 519/пр согласно п.

1 таблицы 1 приложения 2 при производстве работ по возведению конструктивных элементов встраиваемых помещений внутри строящегося объекта капитального строительства (при возведенных несущих конструктивных элементах), что в соответствии с требованиями техники безопасности, приводит к ограничению действий рабочих по производству работ, к нормам и расценкам на ремонтно-строительные работы ГЭСНр/ФЕРр предусмотрено применение коэффициента 1,2. В то же время, в новой Методике в п. 1 таблицы 1 приложения 10 в точно таких же условиях коэффициент к нормам и расценкам ГЭСНр/ФЕРр не предусмотрен. Подобных расхождений достаточно много.

Вопрос: Просьба уточнить, каким из этих действующих нормативных документов следует руководствоваться при возникновении противоречий новой Методики с другими легитимными документами в области ценообразования в строительстве?

11. В примечаниях к Приложениям 2-4 к Методике не указан порядок округления нормативов накладных расходов и сметной прибыли (HP и СП), а также трудозатрат (ЗТ и ЗТм) после применения к ним коэффициентов из графы 6.

Вопрос: Просим уточнить порядок округления HP, СП, ЗТ и ЗТмпо графе 7 «всего с учетом коэффициентов».

Видео-шпаргалки по Excel

Сметное нормирование: что будет с ценообразованием в строительстве в 2021 году

С 2016 года в России идет реформа ценообразования в строительстве. Над комплексной и непротиворечивой нормативно-правовой базой в области ценообразования и сметного нормирования работает Минстрой.

Как будут формироваться цены в строительстве ближайшие 5-10 лет

В данный момент в сфере строительства используется базисно-индексный метод. До 2030 года планируется поэтапный переход на метод ресурсный.

С 2021 года начнётся переход на ресурсно-индексный метод. Он предполагает использование индексов пересчета в текущий уровень цен на отдельные ресурсы, а также использование и наполнение ГИС. Переходить на ресурсный метод начнут с 2022 года, но при условии достаточной наполняемости в ГИС по всем необходимым ценообразующим ресурсам.

До 2022 года должны доработать федеральную информационную систему, развить систему отслеживания стоимости ресурсов и упорядочить сметные нормативы.

Новые нормы должны помочь установить контроль над завышением цен на стройках и дать возможность прогнозировать итоговую стоимость проектов уже на этапе планирования.

Три причины перехода на ресурсную модель

  1. При составлении смет, в каждом регионе используются как Государственные Элементные Сметные Нормы (ГЭСН), Федеральные единичные расценки (ФЕР), так и Территориальные единичные расценки (ТЕР).

При выходе изменений часто появляются несовпадения.

После публикации изменений в ГЭСН, региональные центры вносят изменения в ТЕР и отправляют их в Москву. Только после этого изменения публикуются. Весь процесс довольно длительный. Случается, что по ФЕР появляются дополнительные расценки и нормы, а в ТЕР их ещё нет.

И применить их в соответствующей смете нельзя.

Ресурсная модель упростит процесс. Изменения, внесённые в ГЭСН, начнут одновременно действовать во всех регионах.

Какими законами в строительстве можно руководствоваться

Основные нормы, касающиеся градостроительства на территории РФ содержатся в Градостроительном кодексе (ФЗ от 29.12.2004 № 190-ФЗ в редакции 31.07.2020).

Ещё один важный документ — ФЗ от 3 сентября 2016 № 396 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». С принятием этого ФЗ в Градостроительный кодекс были внесены следующие изменения:

  • добавлена гл. 2.1 со ст. 8.3, касающаяся ценообразования в строительной сфере, и ст. 8.4, касающаяся Федерального реестра сметных нормативов;
  • в гл. 7 добавлена ст. 57.2, касающейся федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС);
  • изменены и дополнены другие статьи, относящиеся к ценообразованию в строительной отрасли.

Статья 4 369-ФЗ от 03.06.2017 первоначально, и далее статья 3 191-ФЗ от 26.07.2017 в редакции ФЗ от 27.06.2019 № 151 ФЗ определяет три одновременных условия перехода на Федеральную сметно-нормативную базу (ФСНБ) в новой редакции и расчет сметной документации с использованием ресурсного метода.

  1. Включение в федеральный реестр сметных нормативов, утвержденных государственных сметных нормативов в новой редакции.
  2. Введение в действие указанных сметных нормативов.
  3. Размещение во ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, определенных в установленном порядке. (текущая наполняемость ФГИС — 15%).

К настоящему моменту выполнено только 2 первых условия. Введение в действие ФГИС ЦС перенесли на 2022 год.

В развитии закона 369 ФЗ были приняты изменения в действующее постановление, устанавливающие требования к системе ценообразования и правила, обеспечивающие её функционирование, такие как:

  • ПП РФ от 23.09.2016 № 959 (ред. 13.12.2017) «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве»;
  • ПП РФ от 23.12.2016 № 1452 (ред. 15.05.2019) «О мониторинге цен строительных ресурсов»;
  • ПП РФ от 13.12.2017 № 1541 (ред. 31.12.2019) внесены изменения в ПП РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Как определить стоимость строительства: алгоритм

  1. Для оценки стоимости строительства объектов на этапе планирования инвестиций следует применить укрупнённые нормативы цены строительства (НЦС) или сметную документацию по аналогичным объектам.

Со всеми утверждёнными сметными нормативами можно ознакомиться на сайте Минстроя в разделе «ценообразование».

Источник: uk-kgh.ru

Рейтинг
Загрузка ...