Не умея строить один дом как можно взяться за строительство десяти тысяч

Содержание

1. I. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ

КАФЕДРА ОБЩЕГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Дисциплина «ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»
I. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
Фамилия Имя Отчество автора
Михненко Павел Александрович
Фамилия Имя Отчество преподавателя
Дрондин Александр Леонидович
[email protected]

2. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ
1. Развитие управленческой и организационной
мысли
2. Классическое направление менеджмента
3. Гуманитарное направление менеджмента
4. Современное направление менеджмента
5. Развитие управленческой мысли в России
2

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
Происхождение термина «МЕНЕДЖМЕНТ»
«mancepts» (лат.) – предприниматель, подрядчик
Изначально так в Древнем Риме назывался откупщик
государственных долгов.
«manus» (лат.) – рука

СДЕЛАЛИ ДОМА за 10$ 100$ и 1000$


«manus age» (лат.) – делать руками
Первоначально так обозначали искусство управления
лошадьми, позже – управление колесницей и умение владеть
оружием.
В наши дни слово «менеджмент» употребляется для
обозначения особой профессиональной деятельности –
высокоэффективного управления организацией.
3

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
Конфуций
(ок.551-479г. до н.э.)
Сократ
(ок.469-399г. до н.э.)
Аристотель
(384-322г. до н.э.)
Когда ведешь себя правильно, то за тобой
пойдут и без приказа; когда же ведешь себя
неправильно, то не послушаешь, хоть и
прикажешь.
Не умея строить один дом, как можно
взяться за строительство десяти тысяч? При
наличии же соответствующего знания
предмета и умения управлять людьми
человек
сможет
одинаково
успешно
руководить как домом, так и войском, так и
государством.
Искусству управления необходимо обучать.
Основой государства должна быть частная
собственность, поскольку она коренится в
природе человека.
4

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
Исторические предпосылки управленческой мысли
Шумеры
Письменность: регистрация фактов.
(5000 лет до н.э.)
Египтяне
(4000 лет до н.э.)
Сократ
(400 лет до н.э.)
Признание необходимости планирования,
организации и контроля.
Формулировка принципа универсальности
менеджмента.
(400 лет до н.э.)
Признание менеджмента как особого вида
искусства.
А.Македонский
Создание штаба.
Ксенофонт
(325 г. до н.э.)
Н.Макиавелли
(1513 г. н.э.)
Признание принципа массового согласия;
структурирование рычагов власти.

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
Наименование (по характеру) и

Как законно обойти закон при строительстве дома.


период
Связь с историческим лицами и событиями
Религиозно-коммерческая революция
(V тыс. до н.э.)
Зарождение письменности в древнем Шумере,
которое привело к возникновению особой
прослойки общества – жрецов, занимающихся
коммерческой деятельностью.
Светско-административная революция
(1792-1750 гг.
до н.э.)
Царь Хаммурапи создал свод законов управления
государством для регулирования общественных
отношений
Производственно-строительная
революция (605-562 гг. до н.э.)
Навуходоносссор
создал
производственного контроля на
фабриках и зернохранилищах.
систему
текстильных
Зарождение профессионального
управления (XVII-XVIII вв.)
Зарождение капитализма и индустриального
прогресса европейской цивилизации.
Бюрократическая революция (конец XIX
Концепция «рациональной бюрократии» М.Вебера.
– начало ХХ в.)
6

ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
Научная школа менеджмента — это совокупность схожих
идей, концепций и методов в сфере управления, а также
коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы
(основателя, лидера) школы выдвинутую им программу
исследований.
НАПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1. КЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА:
1.1. школа научного менеджмента;
1.2. административная школа;
1.3. бюрократическая школа.
2. ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА:
2.1. школа человеческих отношений;
2.2. школа наук о поведении.
3. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА:
3.1. школа количественных методов;
3.2. системный подход к менеджменту;
3.3. ситуационный подход к менеджменту;
3.4. процессный подход к менеджменту.
7

8. Основоположники Школы научного менеджмента (1885 — 1920-е гг.) полагали, что, проводя наблюдения, замеры и анализ, можно

1.1.ШКОЛА НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Основоположники Школы научного менеджмента (1885 — 1920-е гг.)
полагали, что, проводя наблюдения, замеры и анализ, можно
усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться повышения
его эффективности. Они считали, что организацию можно «разложить» на
составные части и «пронормировать» работу каждой из них.
Принципы
повышения
производительности труда (Ф.Тейлор
«Принципы
научного
менеджмента»):
1) любой труд можно измерить и
разложить на составляющие;
2) следует соотносить выполняемую
задачу и затраченное время;
3) необходим
систематический
отбор и обучение работников;
4) должна практиковаться система
вознаграждения по результату.
Фредерик Тейлор (1856-1915)

9. Основоположником Административной (классической) школы управления является Анри Файоль. Ее основные идеи и методы

1.2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА
Основоположником
Административной
(классической)
школы
управления является Анри Файоль. Ее основные идеи и методы
сформировались в 1920-е – 1950-е гг.
Административная школа занималась выработков подходов к
совершенствованию управления организацией в целом и созданием
универсальных принципов управления.
А.Файоль выделил пять основных элементов
(функций), из которых складывается деятельность
администрации:
планирование,
организация,
руководство, координация и контроль. Он ввел
понятие «функции управления». Также он
сформулировал принципы управления (следующий
слайд).
Анри Файоль (1841-1925)

Принципы управления по А.Файолю:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций повышает
производительность труда.
Полномочия и ответственность – право отдавать приказы должно сопровождаться
ответственностью.
Дисциплина – необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации.
Единоначалие – каждый работник получает распоряжения только от одного
руководителя.
Единство действий – группа работников должна работать по единому плану,
направленному на достижение одной цели.
Подчиненность интересов – интересы организации должны быть выше интересов
группы или одного работника.
Вознаграждение – наличие справедливых методов стимулирования работников.
Централизация – организация имеет управляющий центр, а степень централизации
зависит от конкретного случая.
Скалярная цепь – организационная иерархия не должна нарушаться, но, по мере
возможности, ее надо сократить.
Порядок – каждый работник находится на своем рабочем месте.
Справедливость – администрация должна сочетать доброту и правосудие.
Стабильность персонала – текучесть кадров ослабляет организацию и является
следствием плохого менеджмента.
Инициатива – предоставление возможности проявления личной инициативы
работникам.
Корпоративный дух – сплоченность работников, единство силы.

11. Основоположник данной Школы Макс Вебер полагал, что жесткий порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является

1.3. БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Основоположник данной Школы Макс Вебер полагал, что жесткий порядок,
подкрепляемый соответствующими правилами, является наиболее
эффективным способом работы любой организованной группы людей.
В отличие от Ф.Тейлора, пытавшегося сделать
так, чтобы сотрудник трудился как машина,
М.Вебер считал, что вся организация должна
работать как машина. Он считал необходимым
разложить организацию на составные части и
«пронормировать» работу каждой из них.
Подчеркивая, что организацией нужно
управлять на безличной, чисто рациональной
основе, Вебер называл такую форму
организации менеджмента бюрократией.
Макс Вебер (1864-1920)
БЮРОКРАТИЯ – система управления, основанная на вертикальной
иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи
наиболее эффективным образом. Необходимые условия ее
реализации: централизация власти и стандартизация методов работы.

12. Данная Школа возникла как реакция на малое внимание ранних школ менеджмента к человеческому фактору и психологии человека. Ее

2.1. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Данная Школа возникла как реакция на малое внимание ранних школ
менеджмента к человеческому фактору и психологии человека. Ее идеи
получили развитие в 1930-е – 1950-е гг.
В ходе «хоторнских экспериментов» на заводах
компании «Вестерн Электрик» Элтон Мэйо (1880-1949)
исследовал факторы, влияющие на производительность
труда рабочих (в частности, освещенность помещения).
Мэйо обнаружил новый фактор – осознание
сотрудницами важности происходящего, своего участия
в каком-то мероприятии, внимания к себе и т.п., что
способствовало росту производительности труда. После
отмены новых условий труда, введенных в ходе
хоторнских экспериментов, производительность труда
снизилась, но осталась на более высоком уровне, чем до
начала экспериментов.
Элтон Мэйо (1880-1949)
ХОТОРНСКИЙ ЭФФЕКТ – это условия, в которых новизна, интерес к
эксперименту или повышенное внимание к вопросу, приводят к
искаженному, часто слишком благоприятному результату. Участники
эксперимента действуют более усердно благодаря осознанию того, что они
причастны к чему-то новому.

2.1. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Авторы Школы человеческих отношений
рекомендовали руководителям для повышения
производительности труда:
• поощрять интерес сотрудников к работе;
• привлекать сотрудников к обсуждению
нововведений;
• обеспечивать возможности для общения
сотрудников и обмена опытом.

2.2. ШКОЛА НАУК О ПОВЕДЕНИИ
С начала 1950-х годов Школа человеческих отношений начала
трансформироваться
в
Школу
поведенческих
наук
(бихевиористскую школу). Главной идеей этой школы
менеджмента стало следующее утверждение: повышение
эффективности каждого отдельного работника и организации в
целом может быть достигнуто на основе применения методов
поведенческих наук.
Новый подход сосредоточился на помощи работнику в
осознании собственных возможностей.
В 1960-е годы данный подход охватил всю сферу менеджмента.
Идеи и методы Школы наук о поведении продолжают активно
развиваться в наши дни.
Заметные
представители
данной Школы:
— Дуглас Мак-Грегор;
— Крис Арджирис;
— Фредерик Герцберг.

Читайте также:  Хозяйственный способ строительства что это такое

2.2. ШКОЛА НАУК О ПОВЕДЕНИИ
Виды менеджмента (по Д.Мак-Грегору):
1. Теория Х:
• люди изначально не любят трудиться;
• больше всего люди хотят защищенности;
• чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать
принуждение.
Менеджеров, разделяющих взгляды теории Х, Д.Мак-Грегор назвал
автократичными руководителями.
2. Теория Y:
• у работников часто встречаются способности к творческому решению
проблем;
• если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать
самоуправление и самоконтроль;
• если условия благоприятные, люди не только примут на себя
ответственность, но и будут стремиться к ней.
Менеджеров, разделяющих взгляды теории Y, Д.Мак-Грегор назвал
демократичными руководителями.
Автором теории Z является Уильям Оучи, который сформулировал
основные принципы японского менеджмента.

16. Американский психолог Крис Арджирис (р. 1923) отметил противоречие между требованиями к поведению работника на предприятии и

2.2. ШКОЛА НАУК О ПОВЕДЕНИИ
Взгляды на управление поведением
работников К.Арджириса
Американский психолог Крис Арджирис (р. 1923) отметил
противоречие между требованиями к поведению работника на
предприятии и тем, что общество считает правильным и необходимым.
Это противоречие основывается на том, что ценностью в обществе
признается зрелое поведение субъекта, в то время, как структура
рабочих действий и управление трудом простых рабочих исходят из
незрелых реакций. «Нельзя сильно увлечься, если изо дня в день все,
что вы делаете – это устанавливаете правую дверь автомобиля.»
К.Арджирис хотел сказать, что в своем большинстве рабочие места в
промышленности предназначены для людей, чьи умственные
способности могут быть ниже нормальных. «Нормальным
работникам, — говорит он, — надо давать работу, где больше
содержания. Дайте им возможность принимать по своей работе
решения. Дайте им возможность развиваться до уровня более
трудной работы».

3.1. ШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ
Суть количественных методов заключается в том, что для решения
задачи управления предприятием разрабатывается модель процесса
управления.
Модель представляет собой схематичное, упрощенное отображение
реальной ситуации.
Одной из форм модели является математическая модель –описание
систем
и
процессов
взаимосвязанными
математическими
выражениями.
Задавая переменным величинам различные значения, можно найти
оптимальный вариант. Чем точнее выполнены расчеты, тем выше
вероятность получения искомого результата в реальности.

18. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в условиях: — сложных; — требующих обработки

3.1. ШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ
Заметные представители Школы количественных методов:
— Д.Форестер;
— А.Раппопорт;
— Р.Калман;
— Л.Клейн.
Особую важность использование количественных методов
исследования приобретает в условиях:
— сложных;
— требующих обработки большого массива информации;
— дефицита времени.
Количественные методы в менеджменте опираются на такие
научные теории как:
• принятия решений;
• исследования операций;
• игр;
• массового обслуживания;
18
• оптимальных систем.

19. Системный подход к менеджменту (1950-е годы – по настоящее время) заключается в изучении свойств любой организации как сложной

3.2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ
Системный подход к менеджменту (1950-е годы – по настоящее
время) заключается в изучении свойств любой организации как
сложной системы, состоящей из множества взаимосвязанных и
взаимовлияющих элементов.
Общая теория систем была предложена американским биологом
Людвигом фон Берталанфи еще в 1930-е годы. Видными
представителями системного подхода к менеджменту являются
Честер Бернард и Рудольф Эмиль Калман.
СИСТЕМА – это совокупность взаимосвязанных и взаимно влияющих друг
на друга элементов, образующих устойчивое единство. Система обладает
как минимум одним новым свойством, которого нет у ее элементов.

3.2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ
Современный менеджмент рассматривает организацию (предприятие,
фирму) как сложную открытую систему. Слово «открытая» говорит о
том, что для нормального функционирования любой организации
необходимо обмениваться с внешней средой разнообразными
ресурсами.
Воздействия внешней среды
Входы
(ресурсы)
ОРГАНИЗАЦИЯ
Обратные связи
(выручка, информация
о продажах и т.п.)
Функционирование открытой системы
Выходы
(продукция)

21. В основе ситуационного подхода лежит утверждение о том, что в современных условиях внутренняя и внешняя среда любой организации

3.3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ
В основе ситуационного подхода лежит утверждение о том, что в
современных условиях внутренняя и внешняя среда любой
организации подвержены резким изменениям. Постоянно возникают
такие обстоятельства, которые сильно влияют на организацию в
каждый конкретный период времени. Набор возникающих
обстоятельств, сформировавшихся к определенному моменту времени
внутри организации и в ее окружении называют ситуацией.
«Закон ситуации» в 1920-х годах впервые был сформулирован Мери
Паркер Фоллет. Она отмечала, что различные ситуации требуют
различных типов знаний. Ситуационный подход увязывает конкретные
приемы и методы управления с конкретными ситуациями таким
образом, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации в
сложившейся ситуации.

3.3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ
Методы
управления
Внешние
факторы
Оптимальное
решение
Ситуация
Внутренние
факторы
Идентификация
(оценивание)
ситуации
Симптомы
ситуации
Выбор
оптимального
метода
Оценка
ситуации
Методология ситуационного подхода к управлению

23. ПРОЦЕСС – это последовательность исполнения работ (функций, операций), направленных на создание результата, имеющего ценность

3.4. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ
ПРОЦЕСС – это последовательность исполнения работ (функций,
операций), направленных на создание результата, имеющего ценность
для потребителя.
Традиционно управление организациями строилось
через выделение и обособление отдельных функций
управления: планирование, контроль, учет, финансы,
кадры, маркетинг, снабжение, сбыт и т.д.
В 1980-е годы появились идеи перехода к
принципиально новому виду построения организаций
и группировке в них работ – управлению через бизнеспроцессы.
Процессный
подход
рассматривает
управление как непрерывную серию взаимосвязанных
управленческих функций и связующих процессов –
коммуникации и принятия решений.
Категория, определяющая, насколько результат, полученный в ходе
процесса, соответствует потребностям потребителя этого результата,
называется взаимодействием.

24. К истинным классикам мировой управленческой мысли можно с уверенностью отнести Питера Фердинанда Друкера (1909-2005).

ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
ВКЛАД П.ДРУКЕРА В ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ
МЕНЕДЖМЕНТА
К истинным классикам
мировой управленческой
мысли
можно
с
уверенностью
отнести
Питера
Фердинанда
Друкера (1909-2005).
Главный вклад ученого – систематизация знаний по проблемам
управления и выделение менеджмента в отдельную науку.
Крупнейшим из его многочисленных теоретических положений
является концепция МВО, в соответствии с которой во главу угла
ставятся цели организации. Лишь после их выработки, по мнению
П.Друкера, можно определять ее функции, систему и методы
взаимодействия элементов процесса управления.
24

25. Этапы развития управленческой мысли в России: 1) 1900-1910-е годы – зарождение; 2) 1920-е годы – этап интенсивного развития на

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
Этапы развития управленческой мысли в России:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1) 1900-1910-е годы – зарождение;
2) 1920-е годы – этап интенсивного развития на мировом уровне;
3) 1930-1950-е годы – затяжной кризис и глубокое отставание;
4) 1960-1980-е годы – активное возрождение;
5) 1990-е годы – н/время – «догоняющее» развитие.
25

26. Основы современных представлений о теории организации были заложены русским ученым Александром Александровичем Богдановым

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
Основы современных представлений о теории
организации были заложены русским ученым
Александром Александровичем Богдановым
(1873-1928). Его основным трудом является книга
«Тектология. Всеобщая организационная наука».
Исходным пунктом тектологии А.Богданова стало
признание, что к изучению любого явления
необходимо подходить с точки зрения его
организации.
Ярким представителем отечественной научной
мысли в области управления был основатель
Центрального института труда (ЦИТ) Алексей
Капитонович Гастев (1882-1941). Он с большим
уважением относился к идеям западных
основоположников
научного
менеджмента,
переписывался с Г.Фордом. Однако, в отличие от
идей Ф.Тейлора, в теории Гастева центральное
место занимал человеческий фактор.

27. Основные работы Ф.Тейлора и других основоположников школы научного менеджмента были переведены на русский язык в 1911-1914 гг.

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
Основные работы Ф.Тейлора и других основоположников
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГОбыли
МЕНЕДЖМЕНТА
школы
научного
менеджмента
переведены на
русский язык в 1911-1914 гг.
Первая Всероссийская инициативная конференция по
научной организации труда и производства состоялась
январе 1921 года.
Подход
к
анализу
проблем
менеджмента,
сформулированный в 1920-х годах российскими учеными,
получил название социального подхода. Они высказали
идеи, во многом аналогичные сформулированным позже
положениям американской доктрины «человеческих
отношений».
27

ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Благодарю за внимание!
Дрондин Александр Леонидович
E-mail: [email protected]
28

Источник: ppt-online.org

Автором выражения не умея строить один дом как можно взяться за строительство десяти тысяч

Культура Дела | ОДО

Древнегреческий философ Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством необходимо одно и то же знание о единой добродетели. «Не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч. «

Нравится Показать список оценивших

Ольга Клименко

Поэтому мамы двойняшек тройняшек выйдя из декрета становятся хорошими руководителями. ))

Источник: sbornik-fraz.ru

Менеджмент теория. менеджмент теория вопросы. Вопрос 1 Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства состоялась в январе 1918 г в январе 1921 г. в мае 1954 г в марте 1934 г. Вопрос 2

Совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований, называют менеджмента

Автором общей теории систем был

Содержание теории Дугласа МакГрегора характеризуется тезисом о том, что

если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность они будут стремиться к ней+

люди изначально не любят трудиться

если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль

чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение

способности к творческому решению проблем часто встречаются у работников

больше всего люди хотят защищенности

Школа наук о поведении относится к направлению менеджмента

Укажите соответствие перечисленных процессов цифрам на рисунке:

Воздействия внешней средыX

Обратные связи (выручка, информация о продажах и т.п.)X

После отмены новых условий труда, введенных в ходе Хоторнских экспериментов, производительность труда работниц

повысилась в несколько раз

снизилась до уровня, который был до начала экспериментов+

Читайте также:  Могу ли я получить разрешение на строительство если дом уже построен

снизилась, но осталась на более высоком уровне, чем до начала экспериментов

Теорию о глобальном рынке и концепцию информационного работника разработал

Устранить все лишние движения работников в целях повышения производительности труда предлагается принципе Ф. Тейлора

Светско-административная управленческая революция происходила в

в 16051562 гг. до н.э.

в 605562 гг. до н.э.

в 17921750 гг. до н.э.+

Автором выражения Не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством считается

Расставьте в правильном порядке этапы развития отечественной управленческой мысли (укажите соответствие между датами и названиями этапов):

1900–1910-е гг. – этап зарождения;

2) 1920-е гг. – этап интенсивного развития на мировом уровне;

3) 1930–1950-е гг. – этап затяжного кризиса и глубокого отставания;

5) 1990-е гг. – по настоящее время – этап «догоняющего» развития.

Основные идеи и методы школы научного менеджмента сформировались

в период 1885 г. 1920-е гг.+

Латинское выражение manus age означает

Процессный подход относится к направлению менеджмента

Авторы школы человеческих отношений рекомендовали руководителям для повышения производительности труда

устранять все лишние движения работников

изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения заданий

обеспечивать возможности для общения работников и обмена опытом+

привлекать работников к обсуждению нововведений

детально изучать рабочие задания и анализировать движения, которые требуются работникам для ее выполнения

поощрять интерес работников к работе

Основные работы Ф. Тейлора и других видных основоположников школы научного менеджмента были впервые переведены на русский язык

Автором выражения Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь является

скалярной цепи полномочий

В 1928 г. исследовательскую группу, проводившую эксперименты на заводе Hawthorne Works компании Western Electric, возглавил

Административная школа относится к направлению менеджмента

Системный подход к менеджменту получил развитие

в период с 1950-х гг. по настоящее время+

в период с 1920-х гг. по настоящее время

в период с 1885 г. по 1920-е гг.

Основоположником административной школы считается

Основоположником бюрократической школы менеджмента считается

Основоположником школы научного менеджмента считается

Мэри Паркер Фоллетт

Понятие функции управления впервые предложено

Основные идеи и методы административной школы менеджмента сформировались

в период 1885 г. 1920-е гг.+

Зарождение письменности в древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью, ознаменовало начало управленческой революции

Источник: topuch.ru

Помощь в дистанционном обучении

Решение тестов, помощь в закрытии сессии студентам МТИ, Синергии, ГТЕП, Московской Академии Предпринимательства

Теория менеджмента тест МОИ с ответами

Теория Менеджмента тест Московского Открытого Института

Тест Московского Открытого Института «Теория Менеджмента» Цена 200р.

Автором выражения «Не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьмичеловек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством» считается …

Категория, определяющая, насколько полученный в ходе процесса результат соответствует потребностям потребителя этого результата, называется …

Основные идеи и методы административной школы менеджмента сформировались …

Набор конкретных обстоятельств, сформировавшихся к определенному моменту времени внутри организации и в ее окружении, называют …

Административная школа относится к … направлению менеджмента

Латинское выражение manus age означает «…»

Идеи школы человеческих отношений получили развитие …

Устранить все лишние движения работников в целях повышения производительности труда предлагается … принципе Ф. Тейлора

Идеи, аналогичные положениям западной школы человеческих отношений, были сформулированы и опубликованы российскими учеными … американских авторов

Наиболее заметными представителями бихевиористского направления менеджмента являются …

Зарождение письменности в древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества – жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью, ознаменовало начало … управленческой революции

… пытался дать в своих трудах ответ на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина

Авторы школы человеческих отношений рекомендовали руководителям для повышения производительности труда

детально изучать рабочие задания и анализировать движения, которые требуются работникам для ее выполнения

+привлекать работников к обсуждению нововведений

+обеспечивать возможности для общения работников и обмена опытом

+поощрять интерес работников к работе

изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения заданий
устранять все лишние движения работников

В 1928 г. исследовательскую группу, проводившую эксперименты на заводе HawthorneWorks компании WesternElectric, возглавил

Дуглас МакГрегор
+Элтон Мэйо
Анри Файоль
Фредерик Тейлор

Количественные методы в менеджменте опираются, в частности, на научную теорию …

+оптимальных систем
+массового обслуживания
+исследования операций
относительности
большого взрыва
+принятия решений
+игр

Школа человеческих отношений возникла как реакция на такой недостаток ранних школ менеджмента, как …

излишне большое внимание человеческому фактору и психологии человека
отсутствие научных трудов

малое внимание задачам повышения производительности труда рабочих
+малое внимание человеческому фактору и психологии человека

Тезис о том, что организацию можно «разложить» на составные части и «пронормировать» работу каждой из них, относится к идеям …

школы научного менеджмента
школы человеческих отношений
+бюрократической школы
административной школы

В 1928 г. исследовательскую группу, проводившую эксперименты на заводе HawthorneWorks компании WesternElectric, возглавил …

Дуглас МакГрегор
+Элтон Мэйо
Анри Фаноль
Фредерик Тейлор

Основателем Центрального института труда (ЦИТ) был …

Основы современных представлений о теории организации были заложены …

После отмены новых условий труда, введенных в ходе Хоторнских экспериментов, производительность труда работниц …

+снизилась, но осталась на более высоком уровне, чем до начала экспериментов
снизилась до уровня, который был до начала экспериментов
не изменилась
повысилась в несколько раз

Устранить все лишние движения работников в целях повышения производительности труда предлагается … принципе Ф. Тейлора

во втором
в четвертом
в пятом
в первом
в третьем

Подход к анализу проблем менеджмента, сформулированный в 1920-х гг. российскими учеными, получил название … подхода

эмпирического
+социального
психологического
технологического

Расставьте в правильном порядке этапы развития отечественной управленческой мысли (укажите соответствие между датами и названиями этапов):

1900-1910 гг. — зарождение

1920 гг. — интенсивное развитие на мировом уровне

1930-1950 гг. — затяжной кризис и глубокое отставание

1960-1980 — активное возрождение

1990-е гг. по настоящее время — «догоняющее» развитие

Ситуационный подход относится к … направлению менеджмента

Строгое математическое описание систем дал в своих трудах:

Ф. Тейлор
+Р. Калман
Л. Берталанфи
А. Богданов

Основные работы Ф. Тейлора и других видных основоположников школы научного менеджмента были впервые переведены на русский язык …

в 1904-1908 гг.
+в 1920-1930-е гг.
в 1911-1914 гг.
в 1918-1921 гг.

Школа человеческих отношений начала трансформироваться в школу поведенческих наук с … годов.

Менеджер, разделяющий взгляды, изложенные в теории Х, должен:

учить подчиненных вникать в проблемы организации

стараться сделать обязанности подчиненных более привлекательными

+угрожать работникам наказанием

Менеджер, разделяющий взгляды, изложенные в теории Y, должен:

+стараться сделать обязанности подчиненных более привлекательными
жестко контролировать работников
принуждать работников

+создавать в организации атмосферу открытости и доверия
+учить подчиненных вникать в проблемы организации

К основным положениям теории X относятся следующие положения:

+среднестатистический работник имеет низкие амбиции
физический и умственный труд естественен для человека
+человек предпочитает, чтобы им управляли
+человек стремится избегать ответственности

+среднестатистический работник обладает врожденной неприязнью к труду
среднестатистический работник стремится исполнять дополнительные обязательства

К основным положениям теории Y относятся следующие положения:

среднестатистический работник высоко ценит только безопасность
+каждый индивид целеустремлен и может осуществлять самоконтроль
+средний работник готов брать на себя ответственность
человек предпочитает, чтобы им управляли

+большинство работников показывают высокий уровень креативности

Такие ученые, как П. Друкер. А. Чэндлер и Р. Дэйвис особое значение придавали распространению:

+практического опыта менеджеров, конкретных приемов и методов управления
знаний и навыков в области производственного и проектного менеджмента
общетеоретических основ управления коммерческими организациями

опыта повышения эффективности торгово-закупочной деятельности на промышленных предприятиях США и Великобритании

Выработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом и созданием универсальных принципов управления занимались

школы научного менеджмента

Автором теории «Z» является

Мери Паркер Фоллетт
Ренснс Ланкерт
+Уильяме Оучи
Крис Арджирис

Использование количественных методов исследования приобретает особую важность …

в простых условиях
в сложных условиях

+в условиях дефицита времени

в условиях, характеризующихся малым набором количественных характеристик
+в условиях, требующих обработки большого массива информации

Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства состоялась …

в мае 1954 г.
в марте 1934 г.
+в январе 1921 г.
в январе 1918 г.

Школа наук о поведении относится к … направлению менеджмента

современному
классическому
+гуманитарному

«Тейлоровский бум» в России пришелся на

1914—1920
+1911—1914
1885—1905
1905—1917

Процессный подход относится к … направлению менеджмента

+современному
классическому
гуманитарному

Хоторнский эффект – это … результативности работы, возникающее в условия интереса работников к эксперименту.

запланированное постепенное повышение
+временное, неожиданное повышение
резкое снижение

постепенное ожидаемое снижение

К требованиям, предъявляемым к работе менеджера методологией ситуационного подхода, не относится:

умение безошибочно распознавать сложившуюся ситуацию

знание методов управления, доказавших свою эффективность

навык выбора оптимального для данной ситуации управленческого решения

+навык составления инструкций и регламентов, сохраняющих свою актуальность на протяжении как можно более длительного времени

Характерной чертой промышленной революции был рост производительных сил на основе:

развития информационных систем
ручного труда
+машинной индустрии
автоматизации производства

Производственно-строительная управленческая революция происходила в:

1885—1920-е гг.
1605—1562 гг. до н.э.
V тыс. до н.э.
+605—562 гг. до н.э.

Религиозно-коммерческая управленческая революция происходила

605—562 гг. до н.э.
1885—1920-е гг.
+V тыс. до н.э.
XVII—XVIII вв.
Лилиан Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется «…».

финансовый менеджмент
+управление кадрами
логистика

Основоположники школы научного менеджмента полагали, что. проводя наблюдения, замеры и анализ можно улучшить:

отношения в трудовой коллективе и повысить уровень мотивации работников
коммерческую деятельность предприятия, заметно повысим объемы продаж товаров
+трудовые операции и добиться повышения его эффективности производства
административную систему предприятием и добиться повышения эффективности управления

Основной вклад… состоит в создании «науки о движении» …

Читайте также:  Нужен ли план дома для строительства дома

Ф. Тейлора
Г. Гантта
Г. Форда
+Ф. Гилбрета

Неправильная трактовка значений жестов, мимики, интонации и т.п. в процессе общения называются …

К внутренним переменным организации относится …

Согласно теории … устранение факторов, вызывающих рост неудовлетворенности человека, не обязательно приводит к увеличению удовлетворенности, и наоборот

Функция менеджмента, заключающаяся в постановке целей и определении путей их достижения, называется …

Согласно концепции В. Герчикова человек с хозяйской мотивацией …

Менеджеры, отвечающие за разработку стратегии развития компании, относятся к …

Формулировка миссии организации, выбор стратегии развития и организационных мероприятий, стратегический контроль и т.п. являются признаками . менеджмента

… относится к функциональным видам менеджмента

К социально-психологическим методам управления относится …

Организационная структура, предполагающая разделение предприятия на части по территориальному, продуктовому признакам и по группам потребителей, называется …

Нестандартная, гибкая структура управления и коллективная ответственность …

Увеличение рабочего напряжения батарей конденсаторов достигается … включенных конденсаторов

Функция менеджмента, позволяющая определять, достигнуты ли цели организации, называется … Тип ответа: Одиночный выбор координацией контролем планированием организацией

Линейная ОСУ применяется … Тип ответа: Множественный выбор в организациях малого бизнеса на нижних уровнях иерархии крупных компаний в организациях большого размера в бригадах и звеньях на верхних уровнях иерархии дивизиональных ОСУ

Внутренний контроль осуществляется … Тип ответа: Множественный выбор собственниками организации представителями аудиторской фирмы администрацией назначенными сотрудниками сотрудниками уполномоченных государственных органов

Согласно концепции Р. Блейка и Дж. Моутон руководитель, уделяющий излишне много внимания рабочим задачам, создает предпосылки для … Тип ответа: Одиночный выбор повышения производительности труда без каких-либо негативных последствий для психологического климата в коллективе усиления недовольства работников, что приводит к конфликтам

К главным стимулам для работников и менеджеров традиционных японских компаний можно отнести … Тип ответа: Одиночный выбор экономический фактор (деньги) чувство принадлежности к коллективу стремительный карьерный рост гордость за свою фирму

Вторым этапом разработки рационального управленческого решения является … Тип ответа: Одиночный выбор оценка вариантов формулировка ограничений и критериев диагностика проблемы выявление и изучение альтернативных вариантов решения

Ролевая установка, предполагающая ответственность за корректировочные действия, когда организация сталкивается с непредвиденными проблемами, соответствует роли … Тип ответа: Одиночный выбор наблюдателя связующего звена предпринимателя ответственного за отсутствие сбоев

Формулировка мисси организации, выбор стратегии развития и организационных мероприятий, стратегический контроль и т.п. являются признаками … менеджмента Тип ответа: Одиночный выбор целевого функционального линейного

Обладание властью всегда влечет за собой … Тип ответа: Одиночный выбор удовлетворение ответственность неуверенность безнаказанность

… относится к функциональным видам менеджмента Тип ответа: Множественный выбор Управление персоналом Банковский менеджмент Управление финансами Менеджмент в сфере телевидения Менеджмент в гостиничном бизнесе Управление проектами Менеджмент в социальной сфере Производственный менеджмент

Установите соответствие между названиями функций, характеризующих руководителя (по И. Адизесу) и вопросами, на которые позволяет ответить каждая из них:

Источник: reshenie-testov-mti.ru

Революции менеджмента

Практика менеджмента прошла многовековую эволюцию в разных общественно–экономических формациях различных стран мира. Возникновение и развитие практического менеджмента насчитывает примерно 7 тысячелетий, классифицированных на 5 этапов:

N п/п Наименование (по характеру) Хронологический период Связь с историческими лицами или событиями Особенности качественных изменений в менеджменте
Религиозно-коммерческая революция V тыс. до н. э. Зарождение письменности в древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества-жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью Выделился новый религиозный слой, который занимался торговыми операциями
Светско-административная революция 1792 — 1750 гг. до н. э. Царь Хаммурапи создал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами Произошло отделение функции управления государством от церковной власти
Производственно-строительная революция 605 — 562 гг. до н. э. Правление Навуходоносора (автора проекта Вавилонской башни и висячих садов). Навуходоносор создал систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах Выделилась группа людей, профессионально занимающихся управлением в области производства и строительства
Зарождение профессионального управления XVIII — XIX вв. Период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации. Внедряются прикладные разработки и эксперименты, помогающие определить нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда Отделение управления от собственности. Появление профессиональных наемных управляющих
Бюрократическая революция Конец XIX — начало XX вв. Концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера. Формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров Выделение специализированных групп управленцев, за которыми закрепляются функции

Выделяют и другую периодизацию менеджмента

Практика управления уходит своими корнями далеко в историческое прошлое, ведь даже первобытные люди жили организованными группами.

Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет).

До нас дошли отрывочные разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления.

По мнению Сократа, хороший правитель — это мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание. Высшей добродетелью является добродетель политическая, к которой относится искусство управления государством. Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам.

Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством, необходимо одно и то же знание о единой добродетели. По его словам, не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством. Сократ указывал, что при всей своей специфике эти знания и умения — части единой добродетели и их не следует смешивать с занятиями ремесленника, сапожника, медика, музыканта, поскольку навыки и мастерство последних вообще не относятся к сфере добродетели. Таким образом, Сократ первым поставил вопрос о разделении управленческого и исполнительского труда.

Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона (ок. 427 г. до н. э. — ок. 348 г. до н. э.) и Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э.). Платон, ученик Сократа, первым высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда: «Человек не может работать одновременно и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть нет возможности.

Каждый должен делать то, что умеет лучше всего. В государстве люди зависят друг от друга, и каждый выполняет свою работу на благо других людей».

Аристотель — греческий философ, ученик Платона — не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и в принципах идеального государственного устройства. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека. Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работе «Афинская полития».

Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами. В Древнем Риме Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена». Советовалось также дать управляющему план работ на год.

Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469—1527). Он, в частности, говорил: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать способности и удержать их преданность».

Макиавелли также отмечал: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю».

Человечество тысячелетиями накапливало опыт управления. Первый период в развитии теории и практики управления называется древним. Он наиболее длительный и охватывает время с 9—7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII века.

Второй период — индустриальный (1776—1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту, который проанализировал различные формы разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих современных направлений менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Третий период — период систематизации (1856— 1960 гг.). Наука об управлении все время развивается. Менеджеры с течением времени изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. В условиях усложняющейся экономической жизни не всегда срабатывал опыт, выработанный в прошлые периоды.

Жизнь заставляла искать более систематизированные подходы к управлению. Возникновение больших по масштабам типов производств, необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников — обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Определенный прорыв был сделан на рубеже 30-х годов. Он ознаменовался появлением «школы человеческих отношений». Большой вклад в развитие этой школы был сделан в 40—60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behavior — поведение) было разработано несколько теорий мотивации.

Четвертый период — информационный (1960 г. — настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой «управленческой». Появление данной школы связано с применением математики и компьютеров в управлении. Сегодня математические методы используются очень широко (имитационное моделирование решений, применение общей теории систем для решения управленческих задач).

Также возникают и получают развитие системный и ситуационный подходы к управлению.

Источник: mydocx.ru

Рейтинг
Загрузка ...