Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) — это такие условия, которые являются помехой для рассеивания и влияют на накопление загрязняющих веществ (ЗВ) в воздухе.
НМУ кратковременны, но оказывают значительное негативное влияние на качество атмосферного воздуха и, конечно, на здоровье населения. 27 июня 2020 года в силу вступили новые требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в период неблагоприятных погодных явлений (НМУ).
Кому нужен план мероприятий при НМУ
План мероприятий обязаны разрабатывать все юрлица и ИП, которые имеют источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Требование относится как к предприятиям федерального, так и регионального значения.
- Штиль;
- Слабый ветер;
- Ветер неблагоприятного направления;
- Туман;
- Инверсия.
Согласно Федеральному закону № 96 документ нужен был для утверждения нормативов и получения разрешения на выбросы. При составлении плана мероприятий хозяйствующие субъекты могли руководствоваться РД 52.04.52-85.
Ведомственные дома: неблагоприятные условия жизни
План мероприятий при НМУ согласовывался в органах исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Срок рассмотрения достигал до 30 рабочих дней.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» устанавливается, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ для всех источников выбросов на объектах НВОС 1, 2 и 3 категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Штрафы за отсутствие плана при неблагоприятных метеорологических условиях
- 1000-2000 руб. – штрафы для граждан;
- 2000-5000 руб. – для должностных лиц;
- 20000-100000 руб. – для юридических лиц (КоАП РФ, Статья 8.1.)
Законодательное основание для разработки плана
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (редакция, действующая с 1 января 2020 года) «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ (с изменениями на 26 июля 2019 года) «Об охране атмосферного воздуха»;
- Постановление правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 182 (ред. от 14.07.2017 г.) «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно-допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 22 декабря 2017 года №165 «Об утверждении гигиенических нормативов» ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» (с изменениями на 31 мая 2018 г.);
- Приказ Минприроды России №811 от 28.11.2019 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»;
- Приказ Минприроды России №352 от 07.08.2018 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Прогноз НМУ
Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 42-П/2021 от 29.09.2021. В нем сказано, что информация о неблагоприятных метеорологических условиях имеет публичное предназначение. Информация готовится в рамках и для целей осуществления публичных функций безотносительно к наличию договоров с хозяйствующими субъектами. Правовой режим специализированной информации, которая предоставляется Гидрометцентром на основании возмездного договора, не должен использоваться для коммерциализации государственной деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Города в климатически неблагоприятных условиях — Жак Фреско — Проект Венера
Теперь нормы действующего законодательства не обязывают хозяйствующих субъектов вступать в договорные отношения с Гидрометцентром для получения информации о неблагоприятных метеорологических условиях. Теперь предприятия сами должны отслеживать информирование о наступлении НМУ в открытых источниках.
На основе полученных данных можно составлять план мероприятий при НМУ. Далее нужно согласовать составленную программу НМУ в Комитете по природопользованию. Заявление вместе с планом мероприятий можно подать в уполномоченные организации или онлайн: заявление в Комитет можно составить в программе Интеграл, используя шаблон заявления по сокращению выбросов при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.
Результатом согласования будет являться заключение о согласовании мероприятий. Срок получения – 30 календарных дней.
Разработка и согласование мероприятий при НМУ в 2021 году
Как мы и уточняли ранее, с 27 июня 2020 года начали действовать новые требования. Теперь мероприятия при НМУ — это самостоятельный документ, который разрабатывают ЮЛ и ИП, которые имеют источники выбросов, расположенные на объектах, оказывающих НВОС 1, 2 и 3 категорий. Отметим, что в Комитете государственного контроля природопользования и экологической безопасности ЛО уже начат прием НМУ по 811 Приказу.
Согласование мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях
- Изменение тех. процессов и объемов выпускаемой продукции;
- Изменение товаров и услуг;
- Максимальные разовые выбросы изменились более чем на 25%.
Исходные данные для разработки плана мероприятий
- Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- Результаты расчетов технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
- Результаты расчетов рассеивания выбросов;
- Сведения о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
- Сведения о превышении предельно допустимых концентраций ЗВ на границе СЗЗ объекта НВОС по результатам осуществления федерального и регионального госэконадзора.
Этапы разработки плана мероприятий
- Определение ЗВ, которые подлежат нормированию и в отношении которых нужно уменьшить выбросы в периоды НМУ (в зависимости от категории объекта НВОС);
- Определение источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ по определенным ранее загрязняющим веществам (на основании анализа максимальных расчетных приземных концентраций);
- Разработка мероприятий при НМУ для выбранных источников выбросов (приложение № 1 к Приказу № 811);
- Определение перечня организационных мероприятий при НМУ, которые направлены на снижение загрязнения атмосферного воздуха.
Стоимость разработки плана мероприятий при НМУ
Как правило, стоимость разработки начинается от 30 000 рублей. Чтобы рассчитать точную стоимость достаточно заполнить форму. Это займет всего пару секунд!
Получите бесплатную консультацию в ЭкоПромЦентре по телефону — +7 (812) 425-61-45.
Источник: ecopromcentr.ru
Неблагоприятные условия для строительства это
Геоэкологические проблемы урбанизированных территорий с каждым годом приобретают все более актуальное значение. Численность населения в городах возрастает, городские территории со всем инженерно-техническим и инфраструктурным комплексом стремительно расширяются, что оказывает все более возрастающие нагрузки на природную среду и условия проживания населения.
Стремительное развитие территории г. Белгорода в последние 20 лет, как на периферийных зонах, так и в центральных районах, привело к повышенному вниманию к проблемам устойчивости, степени благоприятности для проживания, безопасности застройки, микроклиматических и санитарно-гигиенических условий, привлекательности для размещения рекреационных объектов, размещения промышленных и социальных объектов. Решить все эти вопросы могут комплексные эколого-геоморфологические исследования, особенно актуальные для г. Белгорода, как зоны с высокой степенью развития эрозионных и других опасных экзогенных процессов.
В статье рассмотрены эколого-геоморфологические условия города на основе критериев экологической оценки рельефа и рельефообразующих процессов городских и урбанизированных территорий. Проведена оценка и прослежено взаимное влияние неблагоприятных природных условий и техногенеза на геоморфологические и экологические условия города. Кроме этого, выявлены основные факторы инженерной и экологической оценки местности для территории г. Белгорода. Проведено эколого-геоморфологическое зонирование территории г. Белгорода на основе сопоставления данных об экологических (функциональная нагрузка на отдельные зоны города) и геоморфологических условиях проживания населения. Проведенное нами эколого-геоморфологическое зонирование территории г. Белгорода в последующем позволит разработать ряд рекомендаций по улучшению состояния городской среды.
1. Лихачёва Э.А. Эколого-геоморфологическая оценка территории г. Москвы / Э.А. Лихачева, А.Н. Маккавеев, Г.П. Локшин // Рельеф среды жизни человека. – М., 2002. – С. 494–548.
2. Лихачева Э.А. Рельеф среды жизни человека (экологическая геоморфология) / Э.А. Лихачева, Д.А. Тимофеев. – М.: Медиа-ПРЕСС, 2002. – 640 с.
3. Петина В.И. Эколого-геоморфологическая оценка городских территорий с целью выявления рисков на примере г. Белгорода / В.И. Петина, Н.И. Гайворонская, Л.И. Белоусова // Научные ведомости Белгородского государственного университета.
Сер.: Естественные науки. – 2011. – № 21 (116), вып. 17. – С. 137–143.
4. Сайт органов местного самоуправления города Белгорода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beladm.ru/deyatelnost/gradostroitelstvo-i-arhitektura/gradostroitelnaya-dokuientaciya/territorialnoe-planirovanie/ (дата обращения: 12.05.2018).
5. Генеральный план развития территории города [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beladm.ru/investoru/investicionnyj-pasport-goroda-belgoroda/iii-generalnyj-plan-razvitiya-territorii-goroda/ (дата обращения: 12.05.2018).
Город представляет собой наиболее сложный из созданных человеком социально-экономических и инженерных комплексов. Урбанизация как процесс преобразования значительных территорий, их использования для коммуникаций, энергетических и ресурсных источников является одной из причин глобальных изменений, происходящих на планете.
Стремительное развитие территории г. Белгорода в последние 20 лет делает актуальной проблему устойчивости городской территории, степени благоприятности для проживания, безопасности застройки, микроклиматических и санитарно-гигиенических условий, привлекательности для размещения рекреационных объектов, размещения промышленных и социальных объектов. Решение этих вопросов должно базироваться на данных комплексных эколого-геоморфологических исследований.
Цель нашего исследования заключается в проведении эколого-геоморфологического анализа и зонирования территории г. Белгорода.
Геоморфология городских территорий – направление прикладной геоморфологии, систематизирующее знания о рельефе городских территорий, его строении, внешних признаках, свойствах, происхождении и закономерностях развития, о взаимосвязях и взаимозависимостях контактирующих сред, разделом которых является земная поверхность с присущим ей рельефом. При этом городская территория рассматривается как специфическая геоморфологическая система [1, 2].
При геоморфологических исследованиях городских территорий рельеф выступает одним из ведущих компонентов географической среды, являясь не только инженерным, но и экологическим условием, а следовательно, должен учитываться при оценке экологического потенциала города.
Материалы и методы исследования
Одной из главных задач геоморфологии городских территорий является разработка критериев экологической оценки рельефа и рельефообразующих процессов городских и урбанизированных территорий. В нашем исследовании мы использовали критерии, разработанные Э.А. Лихачевой и Д.А. Тимофеевым [2], адаптировав их к территории г. Белгорода.
Результаты исследования и их обсуждение
Эколого-геоморфологические условия г. Белгорода определяют возможности его развития. Территория слабо пригодна для развития объектов крупной промышленности. Большая часть территории расположена на склоне, на оврагах – активно проявляются инженерно-геологические процессы.
Территориальные ресурсы для жилой застройки в старой части города исчерпаны – использованы все плоские и слабонаклонные участки. Новые жилые дома возводятся на окраинах города – мкр. Новый, Есенина, мкр. Юго-Западный или, чаще, за пределами городской черты.
В центральной части города ведется снос старых строений и возведение многоэтажных зданий, зачастую с перепланировкой рельефа (выравниванием площадок, обводнением). На основе ранее проведенных исследований [3] и анализа современного состояния нам удалось заключить, что в целом инженерно-геологические условия для строительства в г. Белгороде сложные (таблица).
Для проведения зонирования территории города на основе эколого-геоморфологического показателя необходимо в достаточной степени оценить и картографировать степень благоприятности экологических условий на территории города. При оценке функциональной структуры города мы выяснили, что более 57 % территории приходится на жилые зоны, доля рекреационных зон (лесопарков, скверов, зон активного отдыха) составляет 22 % и примерно столько же приходится на общественно-деловые зоны.
В территориальном аспекте жилые кварталы преимущественно находятся в южном и западном районах города и протягиваются полосой по центральному и северному району вдоль проспекта Богдана Хмельницкого.
Основные районы концентрации промышленно-офисных строений находятся в Восточном и Центральном районах. Наиболее крупный лесопарковый массив размещается в Южном районе, в Западном районе большая доля нераспаханных и незастроенных балок с байрачными лесами.
Размещение промышленных зон, основных транспортных магистралей, зон особого экологического внимания (карьеры по добыче мела, аэропорт, свалок ТБО и кладбищ) учитывалось при проведении зонирования города на основе экологических условий проживания [4, 5] (рис. 1).
Зоны с благоприятными экологическими условиями проживания приурочены к западной части города (в нем находится новый строящийся мкр. Юго-Западный) и на юго-востоке города в пойме р. Северский Донец – основное зеленое ядро города.
Вся территория Харьковской горы отнесена к категории с относительно благоприятными экологическими условиями, несмотря на довольно густую сеть автомобильных дорог, в районе отсутствуют промышленные предприятия и размещение на возвышенности обеспечивает хорошую продуваемость и самоочищающие способности приземной атмосферы. К данной категории также отнесены участок между меловым карьером Зеленая поляна и аэропортом и участок в пойме р. Нижегородка, на их территориях застройка представлена немногочисленными частными домами, но из-за близости опасных промышленных объектов данные территории можно считать лишь условно благоприятными для проживания.
Характеристики городской среды и инженерная и экологическая оценка территории г. Белгорода
Характеристики городской среды
(условия и показатели)
Геоморфологические условия: сильно расчлененный овражно-балочный рельеф, перепад высот в пределах города более 100 м, склоны от 5–120 и более
Эрозионная опасность, подтопление, заболачивание, суффозионно-карстовые процессы, оползни. Степень благоприятности условий для строительства – преимущественно неблагоприятные
Высокая степень раскрытости ландшафта на окраинах города и закрытости центральной части, плотная многоэтажная застройка, дома не всегда хорошо вписаны в рельеф, высокие точки подчеркнуты архитектурными доминантами
Экспозиция склонов: преимущественно северная, восточная и западная
Преимущественно неблагоприятные условия для прокладки коммуникаций, территориальные ресурсы ограничены, архитектурно-планировочное решение застройки – плотная, многоуровневая по формам рельефа; в старой части города (частный сектор) жилые дома ориентированы вдоль пойм рек, часто на склонах – надпойменных террасах р. Северский Донец
Условия проживания осложнены монотонной многоэтажной застройкой в центре города, в весенний период подвалы ряда домов подтоплены. Дома закрывают вид друг другу влияют на привлекательность ландшафта, в центральной части города малоэтажная застройка сменяется высотными зданиями
Геологические условия: близкое залегание меловых пород, с выходами на дневную поверхность, глины, песков
Территория относительно устойчива к техногенному воздействию, инженерные свойства относительно неблагоприятные, необходимо проведение мероприятий по защите от негативных экзогенно-геологических процессов
Степень возможности загрязнения территории поверхностным стоком велика, есть вероятность повреждения коммуникаций и возможность повышения степени загрязнения, что ухудшает условия проживания и увеличивает риски
Структурно-тектоническое строение: Воронежская антеклиза
Район не сейсмичен
Геологические условия: близкое залегание и выходы водоносных слоев и грунтовых вод, подтопление и заболачивание
Территория хорошо дренирована, возможно загрязнение подземных вод
Проживание на городской территории по комплексу инженерных условий относительно неблагоприятное, высокая вероятность загрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод стоками
Застройка плотная, территория преимущественно закрытая в центральной части и в районе Харьковской горы, свободная в старой части города, ярусность застройки
На территории г. Белгорода участки для нового строительства представлены мкр. Новый, ул. Есенина, мкр. Луч
Территория города хорошо проветривается и достаточно инсолируема. Большое количество мест отдыха, развита социальная инфраструктура
Плотность дорог высокая, есть сеть железных дорог, аэропорт
Степень самоочищения поверхности стоком высокая, степень загрязнения – высокая
Вся центральная, северная и восточная части города характеризуются как зоны с неблагоприятными экологическими условиями для проживания: наряду с большой долей промышленных предприятий и густой сетью дорог данные зоны приурочены преимущественно к низинным участкам города, где замедлены процессы самоочищения атмосферы и благоприятны условия для образования смога.
Эколого-геоморфологическое зонирование проводится на основе эколого-геоморфологического анализа представленного выше и картографических материалов по степени экзогенной опасности территории, экологическим условиям, наличию опасных природных или техногенных объектов. Зонирование предусматривает выделение благоприятных, относительно благоприятных и неблагоприятных районов для проживания.
Рис. 1. Зонирование территории г. Белгорода на основе экологических условий проживания
Как видно из рис. 2, основная часть города представляет собой неблагоприятную зону для проживания с эколого-геоморфологической позиции (это 76 % города) в связи с обширным распространением эрозионных форм, густой промышленной застройкой и наличием экологических объектов повышенного риска (два меловых карьера, аэропорт и полигон ТБО), кроме того, переуплотнение грунтов и поднятие грунтовых вод вызывает в пойме реки Везелка сезонные затопления городского парка и, как следствие, его заболачивание.
Относительно благоприятные условия для проживания отмечаются на трех ареалах (в целом занимают 17 % территории города), наибольший из них занимает южный планировочный район города – территорию густой многоэтажной застройки с развитой инфраструктурой и дорожной сетью. При правильном планировании застройки удается снизить неблагоприятное воздействие от автотранспортного загрязнения, застройка преимущественно ярусная, требует дополнительных инженерных работ при строительстве, но не вызывает негативных последствий у жителей района. В отличие от предыдущей зоны, открытость ландшафта достаточная, как и обеспеченность рекреационными зонами. Два последующих сектора данной зоны размещены на севере города – в пойме р. Северский Донец и на водоразделе р. Везелка и Северский Донец, характеризуются умеренным развитием экзогенных геологических процессов в равновесной стадии с фрагментарным проявлением процессов заболачивания и суффозии.
Рис. 2. Эколого-геоморфологическое зонирование территории г. Белгорода
Наиболее благоприятные условия для проживания отмечены в Восточном планировочном районе – на территории лесопарковой зоны Сосновка, отсутствие эрозионных процессов и благоприятные экологические условия делают это место наилучшим для проживания на территории города. В настоящий момент, там располагаются детские лагеря и новообразованная рекреационная зона с зоопарком.
Проведенное нами эколого-геоморфологическое зонирование территории г. Белгорода позволило нам выделить в пределах города ареалы с благоприятными, относительно благоприятными и неблагоприятными эколого-геоморфологическими условиями. Проведенное зонирование может быть положено в основу разработки рекомендаций по размещению промышленной и социальной инфраструктуры, гидротехнических и других важных для города сооружений с наибольшим эколого-экономическим эффектом и оптимизировать потоки загрязнения в городской среде.
Источник: natural-sciences.ru
ГОСТ Р 58831-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия асфальтобетонные. Общие правила устройства при неблагоприятных погодных условиях
Текст ГОСТ Р 58831-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия асфальтобетонные. Общие правила устройства при неблагоприятных погодных условиях
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР 58831— 2020
Дороги автомобильные общего пользования
Общие правила устройства при неблагоприятных погодных условиях
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса (АНО «НИИ ТОК»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2020 г. № 137-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Пробила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регупироеанию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Обозначения и сокращения
5 Общие положения
6 Технические требования к асфальтобетонным смесям, производимым и укладываемым
при неблагоприятных погодных условиях
7 Подготовительные работы при устройстве асфальтобетонных покрытий
8 Устройство слоев покрытия из асфальтобетона
9 Расчет технологических параметров укладки и уплотнения слоев асфальтобетонных покрытий .. .8
10 Контроль качества выполнения работ при устройстве асфальтобетонных покрытий
при неблагоприятных погодных условиях
11 Требования безопасности и охраны окружающей среды
Приложение А (справочное) Рекомендуемые параметры, учитываемые при устройстве асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях
Введение
Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях целесообразно е особых случаях с целью обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения преждевременных разрушений нижележащих конструктивных слоев дорожной одежды.
Стандарт содержит требования к составу дополнительных мероприятий по организации работ, подготовке производства, приготовлению асфальтобетонных смесей, выбору применяемых машин и механизмов, включаемых в соответствующие разделы проектов производства работ, технологических регламентов и технологических карт, разрабатываемых при устройстве асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях.
Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях может потребовать корректировки стоимости работ с учетом дополнительных затрат.
ГОСТ Р 58831—2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования ПОКРЫТИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ
Общие правила устройства при неблагоприятных погодных условиях
Automobile roads of general use. Asphalt pavement. General rules of constructing under adverse weather conditions
Дата введения — 2020—05—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные покрытия и устанавливает общие правила их устройства при неблагоприятных погодных условиях при строительстве (реконструкции), капитальном ремонте, ремонте (текущем ремонте) и содержании автомобильных дорог общего пользования.
Стандарт не распространяется на устройство защитных слоев дорожного покрытия, слоев износа из асфальтобетона толщиной менее 5 см. а также на устройство слоев асфальтобетонного покрытия на искусственных сооружениях.
2 Нормативные ссылки
8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей эоны
ГОСТ 12.3.033 Система стандартов безопасности труда. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации
ГОСТ 11955 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия
ГОСТ 32731 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля
ГОСТ 32755 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ
ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ
ГОСТ 32825—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений
ГОСТ 32867 Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования
ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация
ГОСТ 33387 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования
ГОСТ Р 52128 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия
ГОСТ Р 54401 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические условия
ГОСТ Р 55420 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Технические условия
ГОСТ Р 58401.22 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение плотности слоя нераэрушающими методами
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссыгжа, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь, состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка или без него) и битумного вяжущего, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
3.2 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.
3.3 вспененное битумное вяжущее: Вяжущее, получаемое путем впрыскивания воды в разогретое битумное вяжущее, непосредственно перед вводом битумного вяжущего в смесительную установку.
дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия погодно-климатических факторов.
(ГОСТ 32825—2014. пункт 3.9]
3.5 неблагоприятные погодные условия для устройства асфальтобетонных слоев (неблагоприятные погодные условия): Погодные условия, к которым относятся температура окружающего воздуха весной и летом в интервалах от 5 X до минус 10 X. осенью и зимой от 10 X до минус 10 X.
1 Неблагоприятные погодные условия могут сопровождаться осадками в виде моросящего дождя или слабого снега.
2 Моросящий дождь соответствует количеству осадков до 2 ммП2 часов; слабый смет — до 1 мм/12 часов.
3.6 поверхностно-активнее вещество: Химические соединения, которые адсорбируются на поверхности раздела жидкостей и твердых тел. влияют на их взаимодействие и на их физико-химические или химические свойства.
3.7 специальные добавки для асфальтобетонных смесей (специальные добавки): Добавки, которые позволяют обеспечить удобоукладываемость и уплотнение асфальтобетонной смеси с требуемыми физико-механическими показателями при неблагоприятных погодных условиях.
4 Обозначения и сокращения
АБЗ — асфальтобетонный завод;
ПАВ — поверхностно-активное вещество;
ЩМАС — щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.
5 Общие положения
5.1 Стандарт предназначен для использования при производстве работ по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях на автомобильных дорогах I—FV категорий по ГОСТ 33382 за исключением автомагистралей (IA) и скоростных дорог (1Б).
5.2 Технологические операции при проведении работ по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях должны соответствовать настоящему стандарту, проектам производства работ и технологическим картам, согласованным и утвержденным в установленном порядке с учетом требований настоящего стандарта.
5.3 Организационное планирование устройства асфальтобетонных покрытий должно проводиться с учетом краткосрочных и долгосрочных прогнозов погоды.
5.4 Для обеспечения качества устройства слоев покрытия из асфальтобетона должны быть соблюдены требования к технологии приготовления асфальтобетонной смеси и организации производства работ, заложенные в настоящем стандарте и действующих нормативно-технических документах.
5.5 Технологические правила устройства асфальтобетонных покрытий из литого асфальтобетона должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54401. проекту производства работ и технологическим картам, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
5.6 Устройство слоев покрытий из асфальтобетона при неблагоприятных погодных условиях необходимо проводить на ранее устроенный и подготовленный нижележащий слой асфальтобетона или цементобетона. Устройство асфальтобетонных покрытий на другие виды материалов не допускается.
При устройстве двухслойного асфальтобетонного покрытия допускается верхний слой покрытия укладывать сразу после нижнего, чтобы сохранить температуру нижнего слоя и исключить операции по его подготовке, представленные в 7.2. При этом выбор способа устройства покрытия определяется на основании технико-экономических расчетов и входит в технологическую карту.
5.7 Для выполнения работ по строительству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:
— подготовить асфальтобетонные заводы для работы в неблагоприятных погодных условиях;
— произвести утепление машин и механизмов, применяемых в процессе устройства слоев из асфальтобетона;
— разработать рецепты асфальтобетонных смесей с учетом использования вспененного битумного вяжущего, введения ПАВ. специальных добавок и/или иных технологий, позволяющих производить устройство асфальтобетонных слоев в неблагоприятных погодных условиях;
— определить оптимальную длину захватки, состав уплотняющей техники и контролируемые технологические параметры и разработать соответствующие изменения в проекты проведения работ, технологические карты и иную организационно-технологическую документацию;
— при возможности снизить время перевозки асфальтобетонной смеси к месту укладки с подготовкой путей ее доставки:
• обеспечить доставку асфальтобетонной смеси специально подготовленным транспортом.
5.8 Требуемое качество уплотнения асфальтобетонной смеси при неблагоприятных погодных условиях можно обеспечить при условии:
• использования асфальтоукладчиков, обеспечивающих высокую степень предварительного уплотнения уложенного слоя:
— выбора оптимального типа катков;
• обеспечения максимальной эффективности работы уплотняющих машин в наиболее короткий технологический интервал времени;
— обеспечения сцепления между слоями;
• соблюдения рациональных температурных интервалов уплотнения асфальтобетонной смеси на различных этапах ее уплотнения.
5.9 Для устранения фракционной и температурной сегрегации следует применять перегружатели асфальтобетонной смеси. При применении перегружателей необходимо учитывать потери температуры смеси в них для корректировки времени уплотнения.
6 Технические требования к асфальтобетонным смесям, производимым и укладываемым при неблагоприятных погодных условиях
6.1 Устройство слоев покрытий при неблагоприятных погодных условиях выполняется из горячих и теплых уплотняемых асфальтобетонных смесей, а также из литых асфальтобетонных смесей.
Асфальтобетонные смеси, применяемые при неблагоприятных погодных условиях, должны соот* ветствовать требованиям действующих нормативных документов.
6.2 При выпуске асфальтобетонных смесей при неблагоприятных погодных условиях (за исключением литых асфальтобетонных смесей) необходимо применение специальных добавок. ПА6 или вспененного битумного вяжущего.
При температуре окружающего воздуха ниже 0 “С изготовление асфальтобетонных смесей без применения специальных добавок не допускается.
Специальные добавки. ПАВ и вспененное битумное вяжущее при приготовлении асфальтобетонных смесей применяются для снижения температуры уплотнения, увеличения дальности транспортирования смесей, обеспечения однородности, удобоукладываемости и уплотняемости асфальтобетонных слоев.
Выбор специальных добавок производится в соответствии с утвержденной документацией на их применение и результатами лабораторных испытаний асфальтобетонных смесей.
Норма расхода специальных добавок устанавливается производителем добавки и уточняется лабораторными испытаниями асфальтобетонных смесей и результатами пробной укатки при строительстве.
6.3 В случае применения специальных добавок. ПАВ и вспененного битумного вяжущего температура приготовления и рекомендуемый режим уплотнения асфальтобетонных смесей указывается в соответствующей технологической документации.
Температура изготовления смесей должна соответствовать верхнему пределу допустимых температур. указанных в соответствующих нормативных документах на асфальтобетонные смеси.
В случае необходимости допускается увеличивать температуру приготовления асфальтобетонных смесей, но не более чем на 10 ‘С относительно температур, указанных в соответствующих нормативных документах, не допуская пережога, соблюдая рекомендации производителя битумного вяжущего, ПАВ и специальных добавок, соблюдая требования ГОСТ 12.1.005 к воздуху рабочей зоны.
Температурные режимы устройства слоев из литых асфальтобетонных смесей должны соответствовать ГОСТ Р 54401.
7 Подготовительные работы при устройстве асфальтобетонных покрытий
7.1 Подготовка АБЗ
7.1.1 Для обеспечения непрерывной работы АБЗ при неблагоприятных погодных условиях следует:
— предусмотреть мероприятия, обеспечивающие нормальную работу исполнительных приводов, систем пылеочистки, подачи вяжущего и других технологических составляющих производства асфальтобетонной смеси;
— очистить питатели, дополнительно утеплить битумолроводы. обеспечить подогрев пневмопроводов и дозаторов битума;
— для предотвращения образования конденсата и обеспечения бесперебойной работы пылеулавливающей установки и дымососа, их следует изолировать теплоизоляционными материалами и обеспечить наличие влагоотделителя для компрессора, питающего пневматическую систему управления;
— пневмоцилиндры гидравлических систем АБЗ заключить в кожухи с дополнительным обогревом;
— в местах складирования каменных материалов предусмотреть мероприятия, исключающие их смерзание и появление комьев размером более 10 см (предварительное рыхление);
— при возможности предусмотреть накопление смеси для единовременной загрузки в машину в утепленном бункере-накопителе для рациональной загрузки смеси в автосамосвал с целью снижения температурных потерь;
— обеспечить минимальное время доставки смеси с применением машин с повышенной грузоподъемностью.
7.1.2 При работе в неблагоприятных погодных условиях необходимо использовать АБЗ с пылеулавливающей установкой, обеспечивающей сухую очистку газа.
7.1.3 В конце смены бункеры минеральных материалов необходимо очищать от остатков минеральных материалов. Во время простоя и в конце смены бункеры минеральных материалов укрывают для защиты от попадания осадков.
7.2 Подготовка нижележащего слоя перед укладкой асфальтобетонных смесей
7.2.1 Для снижения тепловых потерь и обеспечения необходимого сцепления устраиваемого слоя с нижележащим, поверхность нижележащего слоя очищают от снега и льда, пыли и грязи механическими щетками и продувкой поверхности сжатым воздухом, а также осуществляют просушку. Непосредственно перед проведением работ по устройству конструктивных слоев из асфальтобетона, при возможности, осуществляют прогрев нижележащего слоя, исключив выгорание битумного вяжущего в соответствии с 8.3.8.
7.2.2 При невозможности единовременной полной очистки поверхности нижележащего слоя от снега и льда, проводят предварительную очистку и обработку противогололедными материалами.
После предварительной очистки производят обработку противогололедными материалами по ГОСТ 33387. Тил противогололедных материалов и норму их расхода в зависимости от толщины слоя снега или льда назначают опытным путем. После оттаивания поверхность очищают от остатков реагентов. снега, воды и льда и осуществляют просушку.
Для удаления снега и льда с поверхности нижележащего слоя взамен реагентов допускается применять специальные тепловые машины (терморазогреватели) или разогрев горячим воздухом, при этом исключив выгорание битумного вяжущего.
7.2.3 Перед укладкой асфальтобетонной смеси в сухую погоду на сухом нижележащем слое выполняют лодгрунтовку поверхности.
При положительной температуре воздуха лодгрунтовку проводят жидким битумом по ГОСТ 11955. битумом нефтяным дорожным вязким по ГОСТ 33133, среднераспадающимися или быстрораспа-дающимися битумными эмульсиями ЭБК-1. ЭБПК-1. ЭБК-2. ЭБПК-2 по ГОСТ Р 52128 и ЭБДК Б по ГОСТ Р 55420. При отрицательной температуре воздуха лодгрунтовку проводят жидким битумом по ГОСТ 11955 или битумом нефтяным дорожным вязким по ГОСТ 33133.
При применении эмульсии обработка поверхности нижележащего слоя осуществляется с нормой расхода от 0,6 до 0.9 л/м 2 для уплотняемых смесей и от 0.2 до 0,4 л/м 2 для литых смесей. Температура эмульсии при розливе должна составлять от 60 *С до 80 °C.
При применении битума обработка поверхности нижележащего слоя осуществляется с нормой расхода от 0.5 до 0.8 л/м 2 для уплотняемых смесей и от 0.2 до 0.4 л/м 2 для литых смесей.
Допускается корректировка дозирования нормы расхода на основании разработанного регламента на производство работ по устройству асфальтобетонного покрытия.
В случае если нижний и верхний слои покрытия устраивают из литого асфальтобетона, обработку битумом или эмульсией нижележащего слоя из литого асфальтобетона не производят.
7.3 Транспортирование асфальтобетонных смесей к месту укладки
7.3.1 Транспортирование асфальтобетонных смесей, кроме литых, к месту укладки производится в автомобилях-самосвалах, оборудованных:
— тентом или пологом из термоизолирующего и водонепроницаемого материала.
Тент или полог должен полностью закрывать загруженный кузов автомобиля-самосвала, плотно прилегать к стенкам кузова и фиксироваться на стенках кузова. Для повышения производительности процесс развертывания и свертывания полога рекомендуется механизировать.
7.3.2 Для избегания налипания смеси к внутренней поверхности кузова перед погрузкой производят обработку поверхности антиадгезионными средствами, предотвращающими налипание смеси, не оказывающими негативного влияния на асфальтобетонную смесь и очищают его от всех посторонних предметов. Внутренняя поверхность кузова не должна иметь существенных вмятин и углублений, в которых могла бы скопиться затвердевшая смесь от предыдущей загрузки.
Допускается использование автосамосвалов с кузовами с наличием вмятин и углублений. При этом после выгрузки и перед загрузкой необходимо осматривать кузов автосамосвалов и при наличии затвердевшей смеси от предыдущей загрузки выполнять очистку кузова.
7.3.3 Для уменьшения расслоения асфальтобетонной смеси в момент загрузки и транспортировки, а также для повышения ее однородности, загрузку автомобиля-самосвала в зависимости от длины
его кузова следует вести в три или пять приемов по схеме, утвержденной в проекте производства работ, технологических картах или регламентах согласно рисунку 1.
в) загрузка кузова в три приема: б) загрузка кузова в пять приемов
Рисунок 1 — Загрузка куэоеа самосвала асфальтобетонной смесью
7.3.4 Транспортирование литых асфальтобетонных смесей к месту укладки проводится специализированным транспортом в соответствии с ГОСТ Р 54401.
7.3.5 Максимальную дальность транспортирования асфальтобетонной смеси устанавливают ис-ходя из того, чтобы ее температура на месте укладки была достаточной для выполнения всех технологических операций по уплотнению.
7.3.6 Количество автомобилей рассчитывается с учетом необходимого ритма подачи смеси, в зависимости от производительности АБЗ. асфальтоукладчика, дальности и скорости транспортирования смесей, продолжительности их загрузки и грузоподъемности автомобилей-самосвалов.
7.3.7 Температуру асфальтобетонной смеси проверяют в кузове автомобиля-самосвала. При этом удаляют верхний слой асфальтобетонной смеси и замеряют температуру путем погружения термометра в смесь. Для замера температуры допускается использование контактных и бесконтактных термометров с погрешностью не более 3 ’С.
8 Устройство слоев покрытия из асфальтобетона
8.1 Допустимые погодные условия для устройства слоев покрытия из асфальтобетона
8.1.1 Работы по устройству асфальтобетонных покрытий следует проводить при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10 *С. при этом совместное воздействии ветра и температуры (охлаждающий эффект) не должно быть ниже минус 10 ‘С. Зависимость охлаждающего эффекта от скорости ветра и температуры представлена в таблице 1.
Таблица 1 —Зависимость охлаждающего эффекта ееграот его скорости и температуры окружающего воздуха
Источник: allgosts.ru