Нецелевое использование денежных средств участников долевого строительства

Введите ваш e-mail:

Руководителей организаций-застройщиков предлагается привлекать к уголовной ответственности за нецелевое расходование средств дольщиков

В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает введение уголовной ответственности для руководителей и других должностных лиц застройщиков за нецелевое использование денежных средств граждан и организаций.

В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает введение уголовной ответственности для руководителей и других должностных лиц застройщиков (например, главного бухгалтера) за нецелевое использование денежных средств граждан и организаций. Речь идет только о денежных средствах, которые привлекаются застройщиком по договору участия в долевом строительстве. За совершение указанных действий может грозить наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В Госдуму внесен проект федерального закона N 138098-6 »О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект). Данный документ предусматривает введение уголовной ответственности для руководителей и иных должностных лиц застройщиков (например, главного бухгалтера) за нецелевое использование денежных средств граждан и организаций. Речь идет только о денежных средствах, которые привлекаются застройщиком по договору участия в долевом строительстве. Поскольку, по мнению авторов Законопроекта, указанные действия являются общественно опасными, то за их совершение может грозить наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

«Разбогатеть на детях инвалидах»: Как строительная компания обманула дольщиков

На сегодняшний день максимальный размер штрафа для застройщика за нецелевое использование средств – 1 млн руб.

В настоящее время актуальным является вопрос о защите прав и законных интересов участников долевого строительства (граждан и организаций), которые несут высокие риски при финансировании строительства за счет собственных денежных средств. Не в последнюю очередь это связано с возможными недобросовестными действиями застройщиков по нецелевому расходованию денежных средств дольщиков. Сейчас за совершение указанных действий застройщики могут быть привлечены к гражданско-правовой и административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ [1] застройщик вправе направлять полученные от дольщиков денежные средства исключительно на цели, связанные со строительством (например, на возмещение затрат на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий и др.).

В случае нарушения названного требования организация-застройщик или ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ. В этом случае максимальный размер штрафа для организации может составить 1 млн руб., а для должностных лиц – 50 тыс. руб.

Кроме того, при нецелевом использовании застройщиком денежных средств участник долевого строительства вправе потребовать расторгнуть договор в судебном порядке. В случае досрочного расторжения договора по этому основанию застройщик должен будет возвратить полученные от дольщика деньги, а также начисленные проценты за период пользования ими.

Перед судом предстанет обвиняемый в хищении денежных средств участников долевого строительства

Как отмечают авторы Законопроекта, для предотвращения злоупотреблений в сфере долевого строительства существующих гражданско-правовых и административных мер недостаточно, поэтому требуется применение уголовно-правового воздействия. Для этого ч. 2 ст. 201 УК РФ предлагается дополнить новым квалифицированным составом преступления – злоупотребление полномочиями, сопряженное с нецелевым использованием денежных средств, уплаченных по договору участия в долевом строительстве. По мнению разработчиков рассматриваемого документа, характерными формами такого злоупотребления могут являться грубые нарушения правил ведения бухучета, кредитование заведомо несостоятельных партнеров, сокрытие недостач товарно-материальных ценностей, заключение заведомо невыгодного для организации контракта, вступление в заведомо невыгодные отношения с фирмами-банкротами либо с фирмами-однодневками.

Нецелевое расходование средств дольщиков может повлечь уголовную ответственность

Предлагается привлекать к уголовной ответственности должностных лиц организации-застройщика, которые наделены полномочиями по определению направлений расходования денежных средств дольщиков. Иными словами, лицо должно выполнять управленческие функции в организации: это может быть единоличный исполнительный орган, член совета директоров, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (например, главный бухгалтер).

Наказанием для указанных лиц может стать либо штраф до 1 млн руб., либо принудительные работы сроком до пяти лет, либо лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Одним из условий наступления уголовной ответственности будет являться причинение существенного вреда интересам дольщиков

Обратим внимание, что, исходя из смысла предлагаемых Законопроектом поправок, для определения наличия состава преступления необходимо будет доказать не только злоупотребление предоставленными ему полномочиями, нецелевое расходование денежных средств дольщиков, но и причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций.

При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п. (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

По замыслу авторов Законопроекта, нецелевое использование денежных средств, уплаченных по договору участия в долевом строительстве, должно было стать самостоятельным составом преступления, но в предлагаемой Законопроектом формулировке состава этот замысел не нашел отражения.

Проблема ответственности застройщиков при отсутствии договора участия в долевом строительстве

Отдельного внимания заслуживает вопрос, касающийся тех случаев, когда деньги граждан и организаций на финансирование строительства привлекаются застройщиком не по договору участия в долевом строительстве, а по иным договорам (например, по договору строительного подряда, по договору сотрудничества по строительству жилого дома). Представляется, что в таких случаях перед привлечением виновных лиц к уголовной ответственности необходимо будет получить решение арбитражного суда (суда общей юрисдикции) о том, что договор, заключенный между застройщиком и дольщиками, по своей правовой природе является договором участия в долевом строительстве.

В соответствии с Законом N 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве считается заключенным с момента его госрегистрации. Только после этого застройщик может привлекать денежные средства дольщиков. Однако на практике возникают случаи, когда в нарушение положений ч. 2 ст. 3 Закона N 214-ФЗ застройщик совершает указанные действия до госрегистрации договора.

Большинство судов признает действия застройщика неправомерными [2]. Представляется, что деньги, полученные от участников долевого строительства до заключения договора (его госрегистрации), также могут быть использованы не по назначению. В связи с этим возникает вопрос, возможно ли привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за нецелевое расходование средств в данном случае. Однако в Законопроекте этот вопрос пока не получил разрешения.

Отметим, что применение уголовно-правовых мер воздействия не всегда является эффективным в экономических отношениях. Ведь привлечение к уголовной ответственности еще не означает, что потерпевшим будет возмещен вред.

[1] Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

[2] См., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 N 13863/09 по делу N А47-3050/2009, ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2010 по делу N А21-125/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2009 по делу N А82-7791/2009-39.

Читайте также:  Строительные материалы в строительстве это

Проект федерального закона N 138098-6 »О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Источник: lawfirm.ru

Статья 18. Использование денежных средств застройщиком

1. По расчетному счету застройщика могут осуществляться операции по зачислению и списанию денежных средств в соответствии с настоящим Федеральным законом. Денежные средства с расчетного счета застройщика могут использоваться только в следующих целях:

  1. строительство (создание) одного или нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых входят объекты долевого строительства, в соответствии с проектной документацией при условии, что строительство (создание) указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в пределах одного разрешения на строительство;
  2. уплата арендной платы за земельные участки, на которых осуществляется строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  3. подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства (создания) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы в случае, если требование об обязательном проведении таких экспертиз установлено федеральными законами;
  4. строительство, реконструкция в границах земельного участка, правообладателем которого является застройщик, сетей инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (технологического присоединения) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к данным сетям инженерно-технического обеспечения, если это предусмотрено соответствующей проектной документацией;
  5. внесение платы за подключение (технологическое присоединение) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения;
  6. платежи по заключенному в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договору об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса и связанные с его исполнением, если строительство жилья экономического класса по этому договору осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
  7. платежи по заключенному в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договору о развитии застроенной территории, если строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется на земельных участках, предоставленных застройщику на основании этого договора и находящихся в границах такой застроенной территории, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона;
  8. платежи по заключенному в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности договору о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, договору о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей, договору о комплексном развитии территории по инициативе органов местного самоуправления, если строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с этими договорами, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона;
  9. подготовка документации по планировке территории, строительство и (или) реконструкция в границах такой территории объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, поликлиник, и объектов транспортной инфраструктуры (дорог, тротуаров, велосипедных дорожек) в случае безвозмездной передачи объектов транспортной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность, если строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в иных случаях, не указанных в пунктах 6 — 8 настоящей части, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона;
  10. уплата процентов и погашение основной суммы долга по целевым кредитам на строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также строительство (создание) иных объектов недвижимости в случаях, указанных в пунктах 7 — 9 настоящей части, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона;
  11. платежи, связанные с государственной регистрацией договоров участия в долевом строительстве;
  12. размещение временно свободных денежных средств на депозите на банковском счете, открытом в уполномоченном банке;
  13. оплата услуг уполномоченного банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на расчетном счете застройщика;
  14. уплата налогов, сборов и иных обязательных взносов, уплачиваемых в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административных штрафов и установленных уголовным законодательством штрафов;
  15. уплата обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд;
  16. возврат участнику долевого строительства денежных средств, уплаченных им в счет цены договора, а также процентов на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона;
  17. оплата труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  18. оплата услуг коммерческой организации, осуществляющей функции единоличного исполнительного органа застройщика;
  19. денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
  20. оплата иных расходов, в том числе расходов на рекламу, коммунальные услуги, услуги связи, затрат, связанных с арендой нежилого помещения в целях обеспечения деятельности застройщика, включая размещение органов управления и работников застройщика, а также их рабочих мест и оргтехники.

2. Расходы, предусмотренные пунктами 13, 17 — 20 части 1 настоящей статьи, не могут составлять более чем десять процентов от проектной стоимости строительства.

3. Осуществление операций по расчетному счету застройщика в целях, не связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство, не допускается.

4. Совокупный размер авансовых платежей в целях, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 9 части 1 настоящей статьи, не должен превышать тридцать процентов от проектной стоимости строительства

5. Застройщик обязан обеспечить ведение учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, отдельно в отношении каждых многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

6. Застройщик не вправе осуществлять иную деятельность, за исключением деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство.

7. Застройщик не вправе:

  1. привлекать средства в форме кредитов, займов, ссуд, за исключением целевых кредитов на строительство в соответствии с требованиями части 6 настоящей статьи;
  2. использовать принадлежащее ему имущество для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц, а также для обеспечения исполнения собственных обязательств застройщика перед третьими лицами, не связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство;
  3. принимать на себя обязательства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц;
  4. выпускать или выдавать ценные бумаги, за исключением акций;
  5. предоставлять займы и ссуды;
  6. приобретать ценные бумаги;
  7. создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций;
  8. совершать иные сделки, не связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство или с обеспечением деятельности застройщика.
Читайте также:  Разрешение на строительство ближе 3 метров

8. Денежные средства с расчетного счета застройщика могут использоваться в целях, не указанных в части 1 настоящей статьи, только после исполнения обязательств застройщика перед всеми участниками долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в отношении объектов долевого строительства, входящих в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строительство которых осуществляется в пределах одного разрешения на строительство.

9. Сделка, совершенная застройщиком с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной по иску застройщика, его учредителя (участника) или кредиторов застройщика, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства», если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об установленных ограничениях. Предполагается, что другая сторона сделки знала об установленных ограничениях в случае, если полное фирменное наименование юридического лица содержит слова «специализированный застройщик».

Если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года, положения статьи 18 применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ.

Комментарий к Статье 18 214-ФЗ

В статье устанавливается ограничение на использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору участия в долевом строительстве.
Застройщик может использовать денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, исключительно для строительства (создания) им многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией.

Другой комментарий к Ст. 18 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве» (ДДУ)

1. В части 1 комментируемой правовой нормы законодатель установил правило о целевом использовании застройщиком денежных средств, полученных по договору участия в долевом строительстве от участника долевого строительства. Это сделано в целях защиты долевых инвестиций граждан от их нецелевого использования застройщиком.

В этом случае у застройщика может оказаться недостаточно средств для завершения строительства, что повлечет «долгострой» и, возможно, банкротство застройщика. Тогда возникнет проблема так называемых обманутых дольщиков. Чтобы этого не происходило, законодатель четко обозначил цели, на которые застройщик может расходовать полученные от участников долевого строительства денежные средства.

Комментируемая норма содержит закрытый перечень статей расходов при строительстве здания, на которые могут быть отнесены полученные застройщиком долевые инвестиции. Серьезным ее недостатком следует считать то обстоятельство, что указанный выше закрытый перечень является неполным.

Застройщик не вправе расходовать полученные долевые инвестиции на иные необходимые цели. Например, на проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры (школы, больницы, детские сады и т.д.), а также объектов транспортной инфраструктуры (дороги, паркинги и т.д.). Ведь прямо эти объекты в комментируемой правовой норме не упомянуты.

Вместе с тем законодатель использует в комментируемой норме фразу «многоквартирный дом и (или) иные объекты недвижимости».

Это дает нам возможность толковать эту норму с тех позиций, что под иными объектами недвижимости подразумеваются указанные выше забытые законодателем объекты социальной и транспортной инфраструктуры.

Однако законодатель, действительно, не учел ряд расходов застройщика, которые тот обязан нести, но которые не указаны в комментируемой норме. Например, расходы на государственный кадастровый учет построенных зданий и помещений в них. Эти расходы, очевидно, застройщики будут перекладывать на долевых инвесторов на основании договора участия в долевом строительстве или иных сделок.

Кроме того, законодатель также не предусмотрел, что застройщик вправе расходовать средства участников долевого строительства на коммунально-эксплуатационное обслуживание введенного в эксплуатацию здания в период от даты ввода здания в эксплуатацию до даты передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства.

См.: ст. 421 Гражданского кодекса РФ.

Кратко уточним, на какие именно цели вправе застройщик расходовать долевые инвестиции граждан.

Во-первых, он вправе тратить деньги долевых инвесторов на строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества в соответствии с проектной документацией. Определение понятия проектной документации , а также многоквартирного дома есть в действующем законодательстве РФ.

См.: часть 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

См.: пункт 6 Положения, прилагаемого к Постановлению Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Во-вторых, застройщик вправе тратить деньги долевых инвесторов на возмещение затрат на приобретение права собственности или права аренды на застраиваемый земельный участок. Подчеркнем, что если застройке подлежит участок, предоставленный из государственной или муниципальной собственности, то долевые инвестиции граждан допустимо направить на возмещение затрат застройщика на победу в соответствующем земельном аукционе.

Вместе с тем законодатель не указал в комментируемой норме арендные платежи за землю в качестве допустимой целевой статьи расходов застройщика, на которую могут направляться долевые инвестиции граждан, а также расходы на оплату земельного налога.

Это создает определенные проблемы для застройщика, которые не вправе осуществлять такие платежи за счет средств долевых инвесторов до тех пор, пока в Закон N 214-ФЗ не будут внесены соответствующие коррективы.

В-третьих, застройщик вправе тратить деньги долевых инвесторов на подготовку проектной документации, а также проведение инженерных изысканий.

Под инженерными изысканиями законодатель понимает процесс «изучения природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования» .

См.: ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

Напомним, что к основным видам инженерных изысканий относятся следующие виды:

  • — инженерно-геодезические изыскания;
  • — инженерно-геологические изыскания;
  • — инженерно-гидрометеорологические изыскания;
  • — инженерно-экологические изыскания;
  • — инженерно-геотехнические изыскания.

К специальным видам инженерных изысканий относятся:

  • — геотехнические исследования;
  • — обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций;
  • — поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения;
  • — локальный мониторинг компонентов окружающей среды;
  • — разведка грунтовых строительных материалов;
  • — локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод .

См.: Постановление Правительства РФ N 20 от 19 января 2006 года «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

Денежные средства долевых инвесторов также могут расходоваться на оплату услуг по государственной экспертизе проектной документации.

Напомним, что предметом государственной экспертизы проектной документации является «оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов» .

См.: часть 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.

Проведения государственной экспертизы не требуется в отношении объектов, указанных в федеральном законе . Напомним, что государственная экспертиза не проводится в отношении следующих объектов:

  • — отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объектов индивидуального жилищного строительства);
  • — жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилых домов блокированной застройки);
  • — многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • — отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  • — отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов.
Читайте также:  Обработка деревянного дома после строительства

См.: часть 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.

В-четвертых, застройщик вправе расходовать денежные средства, полученные от долевых инвесторов, на строительство систем инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (присоединения) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к инженерным сетям. Такие расходы правомерны в отношении строительных работ, осуществление которых предусмотрено проектной документацией. Обычно речь идет о расходах на строительство инженерных сетей в пределах так называемого пятна застройки, то есть земельного участка, отведенного под строительство.

Однако на практике довольно часто точки подключения к сетям находятся довольно далеко за пределами пятна застройки. От границ своего участка до точек подключения застройщик вынужден тянуть сети. При этом их прокладка, как правило, проектной документацией не предусмотрена. В этом случае застройщик не вправе расходовать денежные средства долевых инвесторов на эти цели. Ему придется искать на эти нужды собственные средства или средства из других легальных источников.

См.: пункт 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года N 83.

Довольно часто для реализации инвестиционного проекта требуется строительство каких-либо дополнительных инженерных сооружений (трансформаторные подстанции, очистные сооружения, распределительные пункты, тепловые пункты и т.д.) вне пределов пятна застройки. При этом строительство этих объектов не входит в проектную документацию на строительство конкретного жилого дома, в который вкладываются долевые инвестиции граждан.

Такие объекты строятся на основании иной проектной документации. Следовательно, поскольку в проекте на жилой дом этих работ нет, исходя из требований Закона N 214-ФЗ, застройщик не вправе расходовать средства долевых инвесторов также и на эти цели. Это создает необоснованное ограничение для застройщиков, препятствует реализации строительных проектов.

Таким образом, в состав расходов, разрешенных для финансирования за счет средств долевых инвесторов, не включены расходы на проектирование внешних инженерных сетей, а также инженерных сооружений, необходимых для строительства жилого дома для долевых инвесторов. Такие расходы застройщик теперь вынужден компенсировать за счет иных финансовых источников.

Еще одна из разрешенных законодателем статей расходов, которая может финансироваться за счет средств долевых инвесторов, — плата за подключение (присоединение) к инженерным сетям.

Информация о плате за подключение должна предоставляться застройщику организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в течение 14 дней, исчисляемых от даты соответствующего обращения либо органа местного самоуправления, либо правообладателя земельного участка .

См.: часть 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

Плата обычно рассчитывается на основании заранее утвержденных местными властями тарифов. Если застройщик осуществляет строительство многоквартирного дома в рамках процедуры развития застроенных территорий , то застройщик вправе расходовать денежные средства, полученные от долевых инвесторов в целях исполнения своих обязательств по договору развития застроенных территорий .

См.: ст. 46.1 — 46.3 Градостроительного кодекса РФ.

См.: ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ.

Например, в этом случае за счет средств долевых инвесторов могут финансироваться расходы застройщиков на переселение жителей с застроенной территории, подлежащей развитию.

Кроме того, в том случае, если строительство многоквартирного дома осуществляется в рамках процедуры комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, застройщик вправе расходовать средства, полученные от долевых инвесторов, на финансирование затрат по подготовке планировочной документации , а также затрат на обустройство территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

См.: часть 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ.

Отметим, что комментируемая норма в текущей редакции действует с 21 июня 2010 года . Ранее применялась норма в первоначальной редакции Закона N 214-ФЗ, согласно которой застройщик был обязан использовать «денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, исключительно для строительства (создания) им многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией» .

См.: ст. 6 Федерального закона от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

См.: ст. 18 Закона N 214-ФЗ в первоначальной редакции.

2. Застройщик вправе определять цену договора участия в долевом строительстве как сумму денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика .

См.: часть 1 ст. 6 Закона N 214-ФЗ.

В этом случае ограничения на целевое использованию денежных средств инвестора распространяются только на сумму денежных средств, предназначенную для возмещения затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства. На вознаграждение застройщика — нет. Вознаграждение застройщик вправе расходовать по своему усмотрению.

Таким образом, застройщики могут компенсировать свои, не предусмотренные пунктом 1 комментируемой статьи, издержки путем установления более высокого вознаграждения за свои услуги. Тем более что таковые с 1 октября 2010 года не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость .

См.: ст. 4, 7 Федерального закона N 119-ФЗ от 17 июня 2010 года, а также ст. 163 Налогового кодекса РФ.

3. В части 3 комментируемой статьи законодатель установил, что в случае наличия факта нарушения со стороны застройщика требований, установленных в части 1 комментируемой статьи по целевому использованию денежных средств участника долевого строительства, такой участник вправе требовать расторжения договора участия в долевом строительстве в судебном порядке.

В этом случае застройщик должен будет возвратить полученные от участника долевого строительства денежные средства, а также начисленные проценты за период пользования этими средствами .

См.: часть 2 ст. 9 Закона N 214-ФЗ.

Подчеркнем, что, прежде чем обращаться в суд с соответствующим требованием, участник долевого строительства обязан соблюсти досудебный претензионный порядок урегулирования спора . В судебном деле по иску со стороны участника долевого строительства бремя доказывания факта нецелевого использования денежных средств возлагается на участника долевого строительства .

См.: часть 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ.

См.: часть 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Законодатель не уточняет, каким образом может стать известным участнику долевого строительства этот факт. В связи с этим вероятность разрешения в пользу участника долевого строительства подобных судебных споров относительно невысока, так как участник долевого строительства, очевидно, будет испытывать определенные процессуальные трудности с доказыванием этого факта.

Источник: zastroy.advokati-moscow.ru

Рейтинг
Загрузка ...