Непредвиденные работы это в строительстве

Непредвиденные расходы в стройке — особенности учета (к SVG)

Непредвиденные расходы в стройке — особенности учета (к SVG)

Сообщение akv » 23 окт 2014, 15:43

Собирался написаnь этот вопрос в личную почту SVG, но думаю может и еще кто что может посоветовать.
Вышестоящая контора при капремонтах пропускает изначально 2% непредвиденных.
Но ревизоры шалят и возникает проблема как их проводить в актах КС.
В контракте оговаривается что приемка идет по фактическим объемам работ, что и понятно, если заплатишь случайно за то, что не сделано, ревизоры с рулеткой вымеряют и найдут это.
Специалисты ОКСа хотели бы чтобы ранее не учтенные новые работы они принимали в актах и прямо показывали как они есть, и елси они укладываются по сумме за в 2% непредвиденных, то вроде бы вот и есть основание считать их непредвиденными и оплачивать Исполнителю. Но последняя ревизор была странная и говорила, что раз Вы в актах расшифровали так, то это не непредвиденные, а работы, которые Вы оплатили по сути без проведения аукциона со всеми вытекающими.

Горе-работники года! Подборка смешных и опасных моментов на работе


Таким образом как у кого принято проводить непредвиденные? Отдавать без расшифровки кто же сейчас позволит?

Re: Непредвиденные расходы в стройке — особенности учета (к

Сообщение SVG » 23 окт 2014, 16:44

В данном случае, мы имеем одно из множества противоречий между «нормативками» – строительной и в сфере закупок.

Одно из самых серьезных – это применяемая система налогообложения.
Другая, не менее серьезная – это требование (или не требование) «пожарной лицензии» на капремонт вместе с допуском СРО.

Эти вопросы, как и задаваемый (AKV), толкуются по разному на разных уровнях в разных организациях, имеющих хоть какое-нибудь отношение к сфере закупок.

И правда, которая зависит от степени компетентности, информированности и умения соображать, у каждого своя,….

Ниже, просто, размышления на тему, с которыми каждый волен соглашаться или не соглашаться…..
А также, мое решение вопроса.
***

Думаю, что последний ревизор была не странной, а наоборот, самой адекватной, ну, или, по крайней мере, придерживающейся положений 44-ФЗ.

Статья 2 44-ФЗ говорит о главенстве 44-ФЗ по отношению к другим законам и нормам, регулирующим отношения в сфере закупок.

Исходя из этого, следует принять правила, которыми оперирует не строительная нормативка, но 44-ФЗ, а именно: подрядчик обязан выполнить определенный объем работ, предусмотренный контрактом и документацией о закупке, и получить за это своевременную оплату в размере, предусмотренном контрактом.

Всё! Это – основополагающие условия.

Мне, не понаслышке знакомому с ценообразованием и сметным делом, и работавшему в строительной сфере достаточно долгое время, вполне понятно желание сотрудников вашего ОКСа нагнуть строителей еще на 2%, но такое было возможно только в советский период и в начале 90-х, до появления законодательства в области размещения заказа.

Обновлен порядок изменения строительных госконтрактов из-за непредвиденных обстоятельств

Но, и в то время рассчитывать заказчику можно было только на половину непредвиденных, потому что вторая половина принадлежала подрядчику и забирая свой 1% он не обязан был расшифровывать на что он его потратит.

Далее, если мы обратимся к письмам Минстроя и Минрегиона об индексах изменения сметной стоимости, необходимых для расчета сметы в текущих ценах, то в каждом письме увидим текст о том, что эти индексы предназначены для формирования НМЦ торгов и не предназначены для взаиморасчетов за выполненные работы.

Отсюда имеем, что сметный расчет, в котором используются такие индексы, также не предназначен для взаиморасчетов за выполненные работы, а имеет под собой формирование НМЦ.

Чтобы исключить замечание КО о том, что при взаиморасчетах с подрядчиком применяются индексы для этого не предназначенные (такое замечание у меня было в 2010 году), я после определения победителя видоизменяю сметный расчет: убираю из него непредвиденные, зимнее удорожание, индекс изменения сметной стоимости и применяю соответствующий к-т аукциона, который в итогах сметного расчета даст мне цену контракта, определенную на торгах.

Таким образом, помимо исключения замечания о том, что я при взаиморасчетах с подрядчиком применяю индексы, которые для этого не предназначены, я также исключаю ситуацию с непредвиденными, а ещё — тупые вопросы о применении в летний период затрат на зимнее удорожание.

Re: Непредвиденные расходы в стройке — особенности учета (к

Сообщение Toropyizhka » 23 окт 2014, 16:54

Зачётный «детективчик» Довольной лихой сюжет для блокбастера. Я не сильно силён в строительстве, у меня другая подрядная специфика, но читал на одном дыхании. Респект и Уважуха SVG Вот бы законы у нас так писали

Re: Непредвиденные расходы в стройке — особенности учета (к

Сообщение SVG » 23 окт 2014, 17:03

Toropyizhka писал(а): Зачётный «детективчик» Довольной лихой сюжет для блокбастера. Я не сильно силён в строительстве, у меня другая подрядная специфика, но читал на одном дыхании. Респект и Уважуха SVG Вот бы законы у нас так писали

Спасибо на добром слове

Это мое неполное филологическое дает знать.

Re: Непредвиденные расходы в стройке — особенности учета (к

Сообщение SVG » 24 окт 2014, 09:51

Re: Непредвиденные расходы в стройке — особенности учета (к

Сообщение akv » 24 окт 2014, 14:34

Уважаемый SVG!
Несколько удивил Ваш подход к непредвиденным расходам и вообще к индексам, используемым при расчетах.
Начну со второго.
Мы с Вами и в законах о закупках имее много несостыковок, которые не мешают заставлять нас работать и тем более кем то нас проверять по сложившемуся опыту.
Что значит индексы предназначены только для составления НМЦ. Если даже так написано любой ревизор не обратит внимания на эту фразу, они всегда требуют акты КС2 и КС3, которые без индексов невозможны. Кругом полно практики, когда Подрядчик имеет право на оплату уже по текущим индексам, которые были на момент выполнения работ, а не публикации аукциона разве это не так? Возможно я вас конечно неправильно понял, разве можно убрать все индексы, как тогда получать сумму по аукциону?
Теперь по поводу непредвиденных. Цель нашего ОКС как раз не лишать Подрядчика денег, а помочь ему возместить те непредвиденные случаи, которые возникли при ремонте. Те профанации, которым нас учат преподаватели ИГЗ, что если обнаружили что-то не по смете и что надо расторгать контракт и проводить все заново никому не нужны и подрядчику в том числе. Поэтому он делает это непредвиденное и хочет получить деньги за это.Получается в таком виде вы не рассматривали вообще непредвиденные расходы. Предлагаю вместе подумать над возможностью этого.

Re: Непредвиденные расходы в стройке — особенности учета (к

Сообщение SVG » 24 окт 2014, 15:38

Где-то я повторяюсь, но, вот мое видение ситуации:

1. По индексам:
— это не мой подход, в своем ответе я указывал, что так написано во всех письмах Минрегиона и Госстроя, касающихся индексов изменения сметной стоимости. О том, что мне было такое замечание по результатам проверки я также написал. А то, что ваш ревизор пока не обратил внимание. так это — пока. Неужели, дождаться хочется.

2.По непредвиденным:
-такое отношение я обосновываю главенством 44-ФЗ на строительной «нормативкой». Вы вольны поменять их местами. Разница в одном – в моем случае мне не приходится вступать в ненужные и тратящие нервы споры со всевозможными КО, которые зачастую, мягко говоря, «не в теме». И не только по поводу непредвиденных, но и по поводу затрат на зимнее удорожание + как я уже говорил замечание о применении индексов изменения сметной стоимости для взаиморасчетом с подрядчиком.

Кстати, если продолжать придерживаться строительной «нормативки», то:
-следует требовать «пожарный допуск» на огнезащиты наряду с допуском СРО;
-пересчитывать смету, посчитанную для полного налогообложения, под УСН, при работе с подрядчиком использующим эту УСН;
-не требовать указания конкретных значений в показателях материалов, в тех случаях, когда СНиП установлены диапазонные значения.
Примеров может быть больше, но думаю и этих достаточно.

Уверен, во всех приведенных примерах Вы ставите главенство 44-ФЗ над строительными и сметными нормами. Почему же в рассматриваемом случае Вы это упускаете?!
Надо быть последовательным.

3.Видимо вы невнимательно прочитали мой ответ,…. Или я недостаточно внятно ответил….
Смета остается, остаются все расценки, все неучтенные расценками материальные ресурсы. Разница лишь в том, что смета остается на стадии: «ИТОГО в базисных ценах 2001 г.»,.т.е. непредвиденные, зимнее удорожание, индекс изменения сметной стоимости, НДС – все это убирается. А сумма «ИТОГО в базисных ценах 2001 г.» умножается на к-т аукциона, который даст мне цену победителя.
Таким образом, в сметном расчете, видоизмененном подобным образом, мы имеем самое необходимое и не противоречащее 44-ФЗ: собственно сметный расчет выполненный на основании действующих базовых расценок, наименование и объем работ и материалов, а также сметную цену равную цене, предложенной победителем.
Ниже – мой ответ в личной почте Рифычу по данной теме.

*
Для определения НМЦК, смета считается по базовым расценкам 2001 года на каждый вид работ + стоимость материалов неучтенных в расценках (также в базовых ценах) + транспортные затраты в базовых ценах, подводится итог, далее рассчитываются зимнее удорожание, непредвиденные расходы. подбивается общий итог. Этот итог умножается на индекс изменения сметной стоимости по состоянию на текущий период. затем НДС. . Сметный расчет готов.

Как мы определяем к-т аукциона:
Допустим, стоимость НМЦ — 1 млн. р.
на торгах цена снижена до 800 т.р.
К-т аукциона = 800 000/1000000 = 0.8.

По такому же принципу действую и я.
Допустим, смета в базовых ценах (без зимних и непредвиденных) составляет — 1 798 561,15 (без НДС)
Смета в ценах 2014 г с учетом индекса изменения сметной стоимости (5,56) составляет — 10 071 942,44(без НДС).
С НДС — 11 884 892,08 р. — это НМЦК.

Цена на торгах упала до 10 071 942,44 р.
К-т аукциона = 10 071 942,44/1 798 561,15 = 5,6.

Далее, в смете убираем все, что ниже позиции «ИТОГО в базовых ценах 2001 г.»

Имеем следующее завершение сметного расчета:
Итого в базовых ценах 2001 г. — 1 798 561.15 руб.
Итого с к-том аукциона 5,6 — 10 071 942,44 р.
В том числе НДС (18%) — 1 436 398,0 руб.

Если подрядчик с УСН, то последнюю строку, касающуюся НДС я просто убираю.

Источник: roszakupki.ru

Строй-справка.ру

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты — средства, предусматриваемые в сводном сметном расчете отд. строкой. Резерв исчисляется по гл. 1—12 сметного расчета в процентах к сметной стоимости строительства к проекту (рабочему проекту) по нормам, рекомендуемым СНиП.

Читайте также:  Изменение вида разрешенного использования земельного участка на строительство

В базисную стоимость в состав договорной цены, сог-ласов. заказчиком и подрядчиком, включается часть резерва средств для возмещения затрат строительно-монтажных организаций, возникающих в процессе строительства в случае изменения подрядчиком способов производства работ, замены механизмов, а также замены по его инициативе в согласов. порядке отд. строит, конструкций и материалов, преду смотр, в рабочих чертежах, выданных на производство работ. Остальная часть резерва остается в распоряжении заказчика. Рекомендуемые нормы резерва средств дифференцируются в зависимости от стадийности проектирования, его характера (индивидуальный, типовой), вида строительства с применением повышающих коэфф. при реконструкции и для предпро-ектной стадии ТЭО (ТЭР). В условиях формирования свободной (рыночной) цены строительства технически несложных объектов при сроках возведения до 1 года в расчет принимается риск подрядчика, связ. £ рыночной конъюнктурой. Степень риска, являющегося по существу отражением объективной необходимости дополнит, резерва средств, определяется в размерах по согласованию заказчика с подрядчиком.

Источник: stroy-spravka.ru

Расшифровка непредвиденных затрат в кс 2 основание. Непредвиденные работы и затраты. разъяснения фау фссц. Учет резерва в НРР

В соответствии с пунктом 3.5.9.1 «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)», в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Резерв определяется от итога глав 1-12 в размере не более 2 % для объектов социальной сферы и не более 3 % — для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть увеличен в каждом конкретном случае по согласованию с Госстроем России.

Указанные средства показываются отдельной строкой с распределением по графам 4 — 8. Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.

При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.

Следует отметить, что в сметно-нормативной базе как 1984 года, так и 1991 года предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты был существенно выше — до 10%.

И хотя в данном пункте «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)» оговорена возможность увеличения предельного размера средств на непредвиденные работы и затраты, но лишь по уникальным и особо сложным объектам, да и то только по согласованию с Госстроем России в каждом конкретном случае.

Думается, что установленный порядок может привести к резкому увеличению количества объектов и строек, финансируемых из бюджета, представленных на переутверждение и на это всегда

Будут находиться уважительные причины, поскольку далеко не всегда стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений можно определить с точностью до 2-3 пунктов.

Если взять материалы американской сметной фирмы «Миш» (в переводе фирмы «Ко-инвест», Москва), то там сказано, что смета есть не что иное, как уникальная догадка. Но догадаться с точностью до 2 — 3 процентов удается далеко не всегда. И не случайно в материалах той же фирмы «Минз» точность счета при определении стоимости строительства на разных стадиях даётся от 30% до 5%. 30% — при экспертном определении стоимости строительства, которое делается примерно за 1 час, 5% — при определении стоимости строительства на основе смет к рабочим чертежам, на которое определен срок три недели.

Бог с ними, с американцами. Но ведь и у нас порядок прежде был примерно такой же. На объекты типового жилищного строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты составлял 2%, т. е. столько же, сколько и сейчас. Но уже по объектам жилищно-гражданского строительства, возводимым по индивидуальным проектам размер средств на непредвиденные работы и затраты составил уже 3% и даже 5%, а по особо сложным и уникальным объектам строительства — 10%.

По объектам и стройкам промышленного назначения размер средств на непредвиденные работы и затраты составлял от 3% до 10%.

При этом существовала некоторая градация размера средств на непредвиденные работы и затраты при определении стоимости строительства на различных стадиях:

При определении стоимости строительства на ранней стадии, когда стоимость строительства определялась на основе укрупненных показателей, размер средств на непредвиденные работы и затраты был наиболее высоким.

При определении стоимости строительства на стадии рабочих чертежей по объектам индивидуального строительства, размер средств на непредвиденные работы и затраты был несколько меньше.

При определении стоимости строительства на стадии рабочих чертежей по индивидуальным проектам повторного применения, размер средств на непредвиденные работы и затраты был еще меньше.

И наконец, при определении стоимости строительства на стадии рабочих чертежей на основе типовых проектов, размер средств на непредвиденные работы и затраты был наименьшим, как уже говорилось выше и не превышал 2%.

При этом при определении стоимости строительства типовых жилых и общественных зданий и инженерных сетей и коммуникаций на основе прейскурантов на строительство (а это — как ни говори — укрупненный показатель), размер средств на непредвиденные работы и затраты был не наибольшим как по укрупненным показателям, а наименьшим, как для типового строительства.

При таком порядке чувствовался определенный здравый смысл и этот порядок, апробированный временем и просуществовавший несколько десятков лет, думается, оправдал себя. В установленном же порядке, когда размер средств на непредвиденные работы и затраты установлен в пределах 2-3 процентов как для типовых объектов, так и для объектов, стоимость которых определяется по аналогам, УПСС, прейскурантам на потребительскую единицу строительной продукции и другими усредненными показателями, здравый смысл искать сложно.

Ладно, оставим в покое здравый смысл, хотя не хочется. Но и в правовом отношении установленный порядок определения размера средств на непредвиденные работы и затраты выглядит далеко не блестяще. Дело в том, что существует известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1986 г. №328.

И в приложении к этому Постановлению приводятся предельные размеры средств на непредвиденные работы и затраты по объектам реконструкции и технического перевооружения. Так вот, предельные размеры средств на непредвиденные работы и затраты, приведенные в этом документе колеблются от 6% до 10%.

И пусть давно уже нет не то, что ЦК, но и самой КПСС, но ведь Постановление подписано не только руководством правящей тогда партии, но и Правительством страны. А Россия объявила, что она является преемником СССР и законы СССР, и Постановления Правительства этой страны действительны до тех пор, пока не вышли другие законы, другие Постановления Правительства России по этим вопросам.

Но других Постановлений не было. Ни Правительства СССР, ни Правительства России. Значит указанное Постановление от 13 марта 1986 года №328 не утратило своей силы и поныне. А статус Правительства намного выше статуса одного из подразделений этого Правительства.

Поэтому, до сих пор, пока Правительство России не пересмотрит предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты, приведенный в Приложении и Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1986 года №328, этим документом следует руководствоваться. И никаких оговорок, что, мол СССР давно уже нет, тут быть не может.

Более того, в Гражданском кодексе России, в статье 744 п. 1. сказано, что заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Следовательно, должны быть предусмотрены и источники покрытия дополнительных расходов. А как же тогда быть, если право на внесение изменения дано в размере аж до 10%, а предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты — всего 2-3%? Каждый раз бегать в

Госстрой России за разрешением? Не набегаешься.

И ведь на этот раз документ не бывшего СССР. Гражданский кодекс России. И статус этого Гражданского кодекса России будет повыше даже чем статус Постановления Правительства России.

Более того. В той же статье 744 Гражданского кодекса РФ, в пункте 3 сказано, что «подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 настоящего кодекса пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее, чем на десять процентов.»

Получается, что при внесении заказчиком изменений в техническую документацию, влекущих за собой увеличение сметной стоимости на 10,5 %,подрядчик имеет право требовать пересмотра сметы, а если увеличение стоимости составило 9,5 %- не имеет. У заказчиков появилась возможность наживаться за счет подрядчиков совершенно законным образом. Хорошо ли это?

Такое положение сложилось в результате того, что предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты длительное время был определен в размере 10 %. Вот/ уже и законодательную базу к этому подвели. А потом Госстрой России норму резерва средств на непредвиденные работы и затраты резко уменьшил. Что же делать с законодательством?

Этот и другие вопросы такого рода подробно будут рассматриваться в книге 5 планируемой к выпуску серии под рубрикой «В помощь сметчику» — «Контракты и цены в строительстве «. Здесь же можно сказать одно — наилучший способ устранить все эти несоответствия и состыковать не стыкующееся — изменить предельные размеры средств на непредвиденные работы и затраты в большую сторону, восстановив норму предельного размера средств на непредвиденные работы и затраты в размере десяти процентов.

Думается, что по объектам внебюджетного финансирования так и будут делать. Ведь это заказчику в первую очередь средств не хватит.

И еще один вопрос нельзя не затронуть.

В последнем абзаце пункта 3.5.9.1 «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)» сказано: «Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика».

Тут вообще ничего не ясно, что имеется в виду. Всегда считалось и в Методических указаниях по определению и применению договорных цен в строительстве это оговорено, что та часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, которая включалась в договорную цену, передавалась подрядчику, а оставшуюся часть заказчик расходовал, так сказать, по своему усмотрению. Здесь же вроде бы и в договорную цену включается и подрядчику не передается.

Однако, вопрос здесь более серьезен. Это не просто казус. Дело в том, что на протяжении многих лет, начиная со сметно-нормативной базы еще 1969 года, а возможно и раньше, существовал порядок деления резерва средств на непредвиденные работы и затраты на резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты на резерв заказчика на непредвиденные работы и затраты.

Резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты устанавливался в виде процентной нормы, начисления на объектные сметы и в виде всё той же процентной нормы (как правило 1-2 процента, но не менее 1 %> начислялся (без расшифровок) на стоимость выполненных работ в актах приёмки выполненных работ, подписываемых заказчиком и подрядчиком ежемесячно. Этот резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты был предназначен для компенсации подрядчику его дополнительных затрат и потерь в процессе производства работ, связанных с деятельностью подрядчика, изменения технологии строительного производства, замены механизмов против учтенных единичными расценками, замены материалов без согласования с заказчиком и проектной организацией на более дорогие, изменение транспортных схем доставки материалов и т. д. и т. п. Нет у подрядчика крана (или другого механизма), учтенного единичными расценками, есть более дорогой — разница компенсируется из резерва подрядчика на непредвиденные работы и затраты; нет у подрядчика сию минуту арматуры нужного диаметра, а надо срочно бетонировать конструкции и приходится устанавливать арматуру несколько большего диаметра — разница оттуда же; нет возможности доставки кирпича по железной дороге из-за не комплектации вагонной нормы либо из-за отсутствия самих вагонов, приходится везти автотранспортом, что значительно дороже — разница компенсируется опять же из того же резерва. И много других примеров на ту же тему. И, что очень важно, все эти компенсации непредвиденных затрат подрядчика осуществлялись без расшифровки практических затрат, одним лишь начислением резерва подрядчика на непредвиденные работы и затраты. Так было удобно. Но к резерву подрядчика на непредвиденные работы и затраты не относились следующие виды работ:

Читайте также:  Отступы от газопровода при строительстве жилого дома

Затраты, связанные с уточнением объемов работ по рабочим чертежам при утверждении сметной документации на более ранней стадии

Сметные ошибки, выявленные уже после утверждения сметной документации, включая арифметические ошибки

Дополнительные затраты, вызванные изменениями проектных решений в рабочих чертежах против проектных решений в ранее утвержденном проекте (а к ним можно было относить и большинство сметных ошибок, поскольку проработка проектной документации в утверждаемой части проекта была неглубокой и зачастую в утверждаемой части проекта просто не было тех или иных проектных решений, подпольных каналов, например, а в рабочих чертежах все это появилось)

Указания заказчика о необходимости выполнения тех или иных дополнительных работ, не учтенных проектно-сметной документацией

Указания приёмной комиссии о том же при оформлении актов приемки объектов в эксплуатацию.

Получается, что все дополнительные затраты, связанные с изменением объемов работ или с уточнением расценок компенсировались из резерва заказчика на непредвиденные работы и затраты. На эти непредвиденные затраты составлялась сметная документация и они отдельной строкой оформлялись в актах приемки выполненных работ как выполненные работы. А из резерва подрядчика на непредвиденные работы и затраты компенсировались, как уже говорилось выше, дополнительные затраты подрядчика, связанные с изменением подрядчиком технологии строительного производства, заменой механизмов против предусмотренных единичными расценками, заменой материалов по инициативе подрядчика и на более дорогие, изменением схемы доставки материалов и т. д. То есть, дополнительные затраты, связанные с изменением физических объемов к резерву подрядчика на непредвиденные работы и затраты не относились.

С переходом на договорные цены в строительстве в нашей стране, было определено, что в договорную цену включается резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты в обязательном порядке и часть резерва заказчика на непредвиденные работы и затраты — по усмотрению сторон, заказчика и подрядчика, как договорятся.

С 1994 года, с введением «Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений» Госстрой России ввел серьезные изменения в существующее положение. Не только был резко снижен размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты, практически был ликвидирован резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты, который начислялся на стоимость выполненных работ в виде процентной нормы.

В этом «Порядке…» Госстрой России указал, что резерв средств на непредвиденные работы и затраты (уже без распределения на непредвиденные подрядчика и непредвиденные заказчика) предназначен для компенсации подрядчику дополнительных физических объемов работ, выявленных в процессе строительства. На эти дополнительные физические объемы работ должны составляться дополнительные сметы на непредвиденные работы и затраты. Эти дополнительные физические объемы работ должны включаться поименно в акты приемки выполненных работ и подписываться заказчиком и подрядчиком. О резерве подрядчика на непредвиденные работы и затраты, а также о компенсации тех затрат подрядчика, которые компенсировались из этого резерва, о чем говорилось выше, в данном документе не было сказано ни слова, как будто с умалчиванием об этих затратах они перестали существовать. И большинство заказчиков (и контролирующих органов, конечно) стали так буквально все и понимать и пропускать за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты только дополнительные физические объемы, в крайнем случае — корректировку расценок.

Но ведь такое положение методологически неверно. Оказался неучтенным целый ряд затрат подрядчика.

Думается, что в такой ситуации подрядчик вправе будет предъявлять заказчику для компенсации из резерва средств на непредвиденные работы и затраты не только дополнительные физические объемы и корректировку расценок, а все свои дополнительные затраты, выявленные в процессе строительства, в том числе:

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций в связи с занижением норм расхода материалов в элементных сметных нормах

См. книгу I из серии «В помощь сметчику» — «Сметы на строительные работы», гл. 2;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций при отличии технологии строительства на объекте от технологии, принятой и учтенной сметными нормами и единичными расценками — см. ту же книгу, гл. 2;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций при превышении фактических размеров затрат на временные здания и сооружения по сравнению с предельными нормами, вследствие того, что в перечень титульных временных зданий и сооружений включены дополнения, а предельные нормы затрат на временные здания и сооружения не увеличены — см. главу 4 данной книги;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций в связи с изменением способов доставки и расстояний перевозки местных строительных материалов, поскольку сметными ценами на местные строительные материалы, изделия и конструкции как в базе 1984 года, так и в базе 1991 года учтены транспортные затраты из условия кратчайшего расстояния их перевозок и наиболее экономичные способы доставки (в основном по железной дороге);

Компенсация дополнительных затрат подрядчика в связи с перекрытием автомобильных дорог на просушку в осенне-весенний периоды и необходимостью направлять автотранспорт в объезд либо платить за приобретение пропусков для грузового автотранспорта большой грузоподъемности;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций в связи с необходимостью замены механизмов, учтенных элементными сметными нормами и единичными расценками на те, которые имеются у подрядчиков. (Это не только замена кранов, это и применение штукатурных станций вместо растворонасосов и многое другое);

Компенсация затрат подрядных организаций при применении кирпича и раствора более высоких марок, чем усредненно учтено расценками;

Компенсация затрат подрядных организаций при необходимости замены материалов на более дорогие;

Компенсация дополнительных затрат подрядчика по перебазировке тяжелой строительной техники (краны, экскаваторы, сваебойные агрегаты) тягачами на трейлерах, при небольшом объеме работ, выполняемых с применением этой техники, в связи с чем затраты на перебазировку, учтенные в стоимости машиносмен, а следовательно, и в единичных расценках, будут недостаточны.

Но правильнее было бы, наверное, вернуться к порядку, при котором часть средств резерва на непредвиденные работы и затраты выделяется подрядчику в процентной норме, и предусматривается на те же цели, что и прежде и расходуется в прежнем порядке.

Думается, что по объектам бюджетного финансирования заказчики и подрядчики смогут решить этот вопрос самостоятельно, чтобы избежать впоследствии, при строительстве объекта, множество мелких споров,

В соответствии с пунктом 3.5.9.2. «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)», дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых законодательных и нормативных актов, следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проектную документацию, а по проектам строек, финансируемых из федерального бюджета, — в порядке, устанавливаемым Госстроем России.

Процесс строительства сопряжен с множеством неожиданно возникающих работ, требующих немедленного их разрешения. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных работ и затрат является способом защиты от рисков, обусловленных различными препятствиями в процессе строительства.

По своей структуре резерв средств на непредвиденные работы и затраты в базисном уровне цен распределяется на 2 части: заказчика и подрядчика.

Заказчик свою часть резерва может расходовать на:

  • оплату дополнительных работ. Данные работы могут быть вызваны уточнением заказчиком в установленном порядке на стадии строительного проекта по сравнению с архитектурным объемно-планировочных показателей и технологических решений, уточнением конструктивных решений, а также заменой по инициативе заказчика отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в рабочих чертежах;
  • уточнение стоимости при выявлении в процессе строительства работ, не учтенных в рабочих чертежах и сметной документации;
  • оплату других работ и затрат, которые подлежат возмещению согласно нормативным правовым актам за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Например, возмещение затрат, связанных с возникновением экстремальных погодных условий (рекомендация содержится в постановлении Коллегии Минстройархитектуры от 09.12.2009 № 408).

Подрядчик в свою очередь использует часть резерва на:

  • возмещение затрат, возникающих при производстве работ, в случае изменения по инициативе подрядной организации способов производства работ;
  • замену механизмов;
  • замену в установленном порядке отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в проектно-сметной документации, без ухудшения технических характеристик.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предусмотрен сводным сметным расчетом стоимости строительства. Непосредственно в сметной документации, разработанной в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., расчет резерва осуществляется от суммы сметной стоимости работ и затрат, включенных в главы 1-12 ССР (п. 42 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 03.12.2007 № 25, в редакции от 25.11.2013 № 36) и указывается отдельной строкой в графе 9 с распределением по графам 3-8.

Но, как известно, с 1 января 2012 г. сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Следовательно, подробно рассматривать порядок включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сметную документацию, составленную в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., не имеет смысла.

Однако в настоящее время еще существует ряд объектов со сметной стоимостью в базисном уровне цен. В этой связи обратим внимание только на некоторые моменты. В частности, у подрядчика в распоряжении часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, которая составляет:

  • 1,5 % — для объектов производственного назначения, а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект. Производственные отрасли: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, организации, осуществляющие общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, прочие виды деятельности сферы материального производства;
  • 1 % — для объектов непроизводственного назначения, жилых домов. Непроизводственные отрасли: жилищное строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения.
Читайте также:  Какое расстояние между высотными домами при строительстве

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты не начисляется на стоимость материалов, изделий и конструкций и стоимость оборудования, мебели и инвентаря, поставляемых по контрактам из-за пределов Республики Беларусь.

Учет резерва в НРР

Несколько иная ситуация сложилась при расчете резерва средств на непредвиденные работы и затраты на основании НРР.

В соответствии с подп. 33.1 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении утверждена постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, в редакции от 28.03.2016 № 9, резерв средств на непредвиденные работы и затраты рассчитывается в процентах от итога глав 1-11 по графам 3-9 и принимается отдельной строкой в ССР таким образом:

1) на стадии архитектурного проекта:

а) на строительство, осуществляемое по индивидуальным проектам:

  • объектов производственного назначения — 4 %;
  • объектов непроизводственного назначения (кроме жилых домов), а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект — 3 %;
  • жилых домов — 2 %;

б) на строительство, осуществляемое по типовым и повторно применяемым индивидуальным проектам:

  • объектов производственного назначения — 2 %;
  • объектов непроизводственного назначения, в т.ч. жилых домов, — 1,5 %;

2) на стадии строительного проекта — в размерах, установленных подп. 1а, 1б п. 1 данного перечня, с коэффициентом 0,8;

3) при строительстве экспериментальных объектов — в размерах, установленных подп. 1а, 1б п. 1 данного перечня, с применением коэффициента 1,25.

По объектам, в составе которых есть здания, сооружения с разными размерами резерва средств на непредвиденные работы и затраты, размер определяется исходя из удельного веса сметной стоимости соответствующего здания, сооружения.

Однако данные средства, предусмотренные ССР, не распределяются между заказчиком и подрядчиком. Начисление резерва средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемого в распоряжение подрядчика, Инструкцией № 51 не предусмотрено.

В сметную документацию в соответствии с подп. 33.1 Инструкции № 51 включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика. Заказчик может использовать их для компенсации увеличения стоимости строительства, вызванной изменениями объемов и характера работ.

Как следствие, возникает вопрос: как подрядчику при формировании цены своего предложения учесть расходы, обусловленные различными непредвиденными обстоятельствами в процессе строительства? Усугубляют данный момент нормы Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 10.11.2014 № 1061, с учетом которого формируется неизменная договорная (контрактная) цена. При формировании цены своего предложения подрядчик может применить в расчете стоимости коэффициент риска, который компенсирует различные непредвиденные обстоятельства, возникшие в процессе производства строительно-монтажных работ.

Максимальная величина коэффициента риска в настоящее время законодательством не предусмотрена.

Обоснование коэффициента риска необходимо только в случае такого требования со стороны заказчика. Также не предусмотрен перечень непредвиденных обстоятельств, которые может учитывать подрядчик при применении данного коэффициента.

Таким образом, подрядчик имеет право самостоятельно определить величину данного коэффициента при формировании цены своего предложения для целей заключения с заказчиком договора строительного подряда.

Формула для расчета коэффициента риска нормативными документами не установлена. Возможен такой способ:

где К р — искомый коэффициент риска;

Р — стоимость рисков по объекту строительства либо за конкретный период;

С — стоимость объекта строительства либо стоимость работ, выполненных в течение конкретного периода.

Но при формировании цены своего предложения подрядчику следует учесть, что применение значительной величины коэффициента риска может сделать его предложение неконкурентоспособным по сравнению с другими предложениями, представленными заказчику.

Необходимо знать, что согласно нормам Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88, в редакции от 30.07.2015 № 650, заказчик (организатор подрядных торгов) имеет право потребовать обоснование и расчет цены предложения участника с указанием метода ее определения, а также иные документы, предусмотренные в конкурсной документации. Кроме того, при проведении подрядных торгов предложение подрядчика с применением коэффициента риска, в т.ч. при проведении процедуры снижения первоначально предложенной цены, может превысить стартовую цену. При этом следует учитывать, что дополнительные работы, не предусмотренные проектной документацией, при расчете коэффициента риска не учитываются, так как к непредвиденным обстоятельствам не относятся.

Вопросы, возникающие на практике

  1. Из каких средств оплачиваются затраты на дополнительные работы и объемы?

Ответ: Сметная документация составляется в соответствии с Инструкцией № 51. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика в сметную документацию включается в соответствии с подп. 33.1 Инструкции № 51. Затраты на дополнительные работы и объемы, не учтенные утвержденной сметной документацией, оплачиваются заказчиком в порядке, изложенном в п. 38 Инструкции № 51, а именно компенсация этого увеличения производится за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты и экономии по другим статьям в пределах стоимости строительства в целом.

Примечание. Разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 02.04.2013 № 09-922 «Об использовании средств на непредвиденные работы и затраты».

  1. Заказчик требует исключить резерв средств на непредвиденные работы и затраты на материал заказчика в актах выполненных работ. Правомерно ли это?

Ответ: Да, если данное условие предусмотрено договором подряда.

Начисление резерва средств на непредвиденные работы и затраты на материалы заказчика определяется договорными отношениями. Разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 22.10.2008 № 07-2374 «О материалах заказчика, передаваемых подрядчику».

Стоит отметить, что данное разъяснение актуально для объектов, сметная стоимость которых рассчитана в базисном уровне цен, так как в структуре резерва средств на непредвиденные работы и затраты имеется часть подрядчика.

Ольга Курьякова, специалист по сметному делу

Сторонам следует определить в договоре размер суммы резерва, находящейся в распоряжении каждой из сторон. Возмещение затрат подрядчика из средств резерва на непредвиденные работы и затраты производится при наличии документального подтверждения понесенных расходов.

Обоснование:

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). По общему правилу в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения, в том числе путем составления сметы.

Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. (ст. 709 ГК РФ).

4.96. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 (1-9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 в зависимости от стадии проектирования.

Резерв средств может определяться в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% — для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных затрат, связанных с:

Уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);

Ошибками в сметах, включая арифметические, выявленных после утверждения проектной документации;

Изменениями проектных решений в рабочей документации и т. д.

При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачиваются заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

Средства на возмещение затрат, возникающих в связи с введением в действие новых нормативных актов

4.97. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.

4.98. При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

Средства, предусматриваемые за итогом сводного сметного расчета

4.99. За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать:

4.99.1. Возвратные суммы, учитывающие стоимость:

от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования;

материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;

мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф-монтаж оборудования;

материалов, получаемых в порядке попутной добычи.

Перечисленные материально-технические ресурсы находятся в распоряжении заказчика.

Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).

4.99.2. Суммарную по итогам объектных и локальных сметных расчетов и смет балансовую (остаточную) стоимость оборудования, демонтируемого или переставляемого в пределах действующего реконструируемого или технически перевооружаемого предприятия. В этом случае технико-экономические показатели проекта определяются с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.

4.99.3. Суммы средств на долевое участие предприятий и организаций в строительстве объектов общего пользования или общеузловых объектов.

4.99.4. Итоговые данные о распределении общей сметной стоимости строительства микрорайона или комплекса жилых, общественных зданий по направлениям капитальных вложений в случае, когда в составе этого строительства предусмотрены встроенные, пристроенные или отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к различным направлениям капитальных вложений.

Сметная стоимость сооружений, устройств и отдельных работ, общих для всех объектов, входящих в состав микрорайона или комплекса, распределяется:

по внутриквартирным (дворовым) сетям водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения и др. — пропорционально потребности объектов;

по благоустройству и озеленению территории — пропорционально площадям участков;

в других случаях — пропорционально общей площади зданий (сооружений).

Расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений рекомендуется приводить в составе пояснительной записки к сводному сметному расчету стоимости строительства.

4.100. Суммы налога на добавленную стоимость (НДС).

Сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4-8) под наименованием «Средства на покрытие затрат по уплате НДС».

В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.

Источник: spmost.ru

Рейтинг
Загрузка ...