Товарищества собственников жилья вправе создавать специальные фонды, к которым относится и резервный фонд. Четкое понятие резервного фонда в законодательстве отсутствует. Однако из существующих норм и действующей практики можно сделать вывод, что резервный фонд предназначен для покрытия убытков и иных непредвиденных расходов. Средства данного фонда используются при наступлении форс-мажорных обстоятельств, которые неизбежны в деятельности ТСЖ.
Необходимо отметить, что законодательство не слишком подробно регулирует вопросы, связанные с резервным фондом. Поэтому ТСЖ имеет полное право действовать по принципу «разрешено все, что не запрещено». Представляется целесообразным утвердить на общем собрании членов товарищества положение о резервном фонде ТСЖ. Это в полной мере соответствует требованиям п. 3 ст. 151 ЖК РФ, согласно которому порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов ТСЖ. Положение о резервном фонде ТСЖ, в свою очередь, должно подробно регулировать порядок:
Документирование и учёт паевого фонда
— создания резервного фонда;
— расходования средств резервного фонда;
— контроля за расходованием средств резервного фонда.
Создание резервного фонда
Принятие решения о создании резервного фонда относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ (пп. 5 п. 2 ст. 145, п. 3 ст. 151 ЖК РФ). Решение общего собрания членов ТСЖ о создании резервного фонда оформляется протоколом.
В связи с этим возникает вопрос: кто должен производить отчисления в резервный фонд?
Представляется, что только члены ТСЖ.
Обратите внимание! Отчисления в резерв на проведение ремонта общего имущества производят все собственники.
Обосновать создание резервного фонда перед членами товарищества совсем не трудно — достаточно привести в пример предыдущий финансовый год, ведь в деятельности каждого товарищества нередко возникают форс-мажорные обстоятельства, влекущие за собой непредвиденные расходы. Одним из таких «рядовых» обстоятельств являются неплатежи собственников, в результате которых у товарищества образуется задолженность перед поставщиками коммунальных ресурсов и обслуживающими организациями.
Что еще может быть отнесено к непредвиденным расходам?
Если бы ТСЖ могло точно определить, на что будут израсходованы средства резервного фонда, они не назывались бы непредвиденными расходами.
Сформулировать все возможные расходы можно исходя из опыта предыдущих лет работы. Примерный перечень непредвиденных расходов, которые могут быть перечислены в положении о резервном фонде:
своевременная оплата услуг (работ) внешних поставщиков, недофинансированная собственниками помещений в доме; устранение аварий; неотложный ремонт, не предусмотренный сметой; штрафы; судебные издержки; иные непредвиденные расходы.
Невозможность точно установить сумму резервного фонда обусловлена теми же причинами, что и трудности в перечислении конкретных статей расходов. При планировании размера фонда допускается использовать информацию о затратах предыдущего финансового года. Также сумму средств резервного фонда можно определить в процентном отношении от бюджета дома. В любом случае размер резервного фонда должен быть зафиксирован с тем, чтобы утвердить размер взносов в фонд.
Непредвиденные расходы в бизнес-плане. Какой предельный объем непредвиденных расходов допустим?
Помимо взносов членов ТСЖ, источником формирования резервного фонда могут стать доходы от хозяйственной деятельности товарищества, сэкономленные средства. Подобная практика представляется правомерной. Не стоит забывать и о средствах, получаемых товариществом в счет погашения задолженности собственников за предыдущие периоды. Кроме того, имеет смысл зачислять в резервный фонд и непредвиденные доходы.
После принятия на общем собрании членов ТСЖ решения о создании резервного фонда и источниках его формирования в платежных документах появляется отдельная строка «резервный фонд».
Источник: poisk-ru.ru
Как составить бюджет СНТ
Приходно-расходная смета (бюджет) СНТ – основной финансовый документ, по которому живет товарищество. Он включает в себя перечень запланированных доходов и расходов. Этот документ утверждается общим собранием членов СНТ на год или другой срок, установленный уставом товарищества. Стандартной единой формы сметы нет, поэтому в каждом садоводстве можно использовать ту форму, которая удобна его администрации и членам. Существует также ряд программ, облегчающих составление и отслеживание выполнения бюджета.
Как правильно составить
Приходно-расходная смета товарищества включает в себя:
Эти требования к содержанию приходно-расходной сметы СНТ установлены п. 9 ст. 18 Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд».
Наиболее типичные доходы, включаемые в смету, это:
- Членские и целевые взносы членов СНТ;
- Доходы от сдачи в аренду общего имущества СНТ или от продажи ненужного имущества.
Наиболее типичные расходы СНТ:
- Трудовые: заработная плата председателю, бухгалтеру, иным сотрудникам СНТ, уплата налогов и страховых взносов.
- Административные: банковское обслуживание, оформление электронной подписи, аренда офиса, оплата почтовых и накладных расходов.
- Содержание общего имущества: оплата коммунальных услуг, ремонт имущества, приобретение оборудования.
В случае, если дополнительных доходов у товарищества нет, весь бюджет СНТ будет состоять из зарплат его работников и администрации в расходной части, и взносов членов товарищества в приходной.
Образец приходно-расходной сметы
Утверждено решением общего собрания _____2021
Протокол № ___ от ______
ПРИХОДНО-РАСХОДНАЯ СМЕТА НА 2022 календарный год
№ | Наименование | Сумма |
1. | Взносы | |
1.1 | Из них: членские | |
1.2 | Из них: целевые | |
2. | Доходы от сдачи имущества в аренду | |
2.1 | Из них: | |
3. | Плата за электрическую энергию | |
4. | Сбор задолженности по оплате взносов | |
5. | Остаток прошлых периодов | |
ИТОГО |
Финансово-экономическое обоснование
Смета является основным документом, по которому будет осуществляться деятельность товарищества в будущем. По существу, это бюджет товарищества как организации. Он оказывает существенное влияние и на рядовых садоводов. На основе сметы осуществляется расчет членских взносов в СНТ (п. 8 ст.
14 Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд»).
Размер взносов, предлагаемый к утверждению членами СНТ, должен быть подкреплен финансово-экономическим обоснованием (ФЭО). Это дополнительный к смете документ, в котором определяется:
- сколько денег потребуется на реализацию запланированных по смете мероприятий;
- какой процент этой суммы должна поступить непосредственно от садоводов;
- исходя из общего числа членов СНТ, какую часть каждый из них заплатит в виде членского взноса.
Финансовое обоснование сметы может также содержать указание на уплату целевых взносов на ремонт какого-либо общего имущества, приобретение нового оборудования и т.п. Такие целевые взносы, как правило, устанавливаются в случае крупных расходов, которые невозможно профинансировать за счет сборов стандартных членских взносов.
Взимание взносов, не утвержденных общим собранием членов СНТ, является незаконным. Председатель и правление не вправе вести подобную деятельность.
Составление ФЭО призвано не допустить злоупотреблений со стороны органов управления СНТ. В этом документе должны быть даны расчеты сумм, которые планируется взимать с садоводов. Расчет должен быть понятным и прозрачным – так, чтобы каждый член СНТ смог при желании ознакомиться и проверить его.
Утверждение
Составление проекта сметы ложится на плечи правления СНТ в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества». Первичная подготовка проекта осуществляться бухгалтером или иными работниками садоводства, с последующим представлением документа на рассмотрение правлению.
Для того, чтобы проект сметы стал обязательным для исполнения документом, его необходимо утвердить. Утверждение приходно-расходной сметы в СНТ относится к функциям общего собрания его членов в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». Утверждение проводится на заседании общего собрания членов СНТ, проводимом в очной форме. Заочное голосование по смете допускается только в случае введения режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности на соответствующей территории.
Правление обязано предоставить членам СНТ возможность ознакомиться с проектом приходно-расходной сметы не менее, чем за одну неделю до даты голосования (ч. 17 ст. 17 указанного федерального закона). Ознакомление может производиться различными способами – на сайте СНТ, в помещении правления и т.п.
Не обязательно рассылать смету и ФЭО каждому садоводу лично. Достаточно сообщить:
- что планируется заседание общего собрания, повестка голосования которого включает в себя утверждение приходно-расходной сметы;
- где именно можно ознакомиться со сметой и ФЭО.
Если этот срок не был выдержан, утверждать смету нельзя – закон содержит прямое указание, что голосование по такой смете не допускается. Для вынесения ее на голосование необходимо заново собрать заседание общего собрания членов СНТ.
С утвержденными сметами и отчетами об их исполнении имеют право знакомиться все члены СНТ (ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества»).
Примерная форма ФЭО СНТ приведена ниже.
Образец финансово-экономического обоснования
Утверждено решением общего собрания _____2021
Протокол № ___ от ______
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ К ПРИХОДНО-РАСХОДНОЙ СМЕТЕ НА 2022 год
№ | Наименование | Сумма |
1 | Общий размер расходов на 2022 год | |
2 | Общий размер доходов на 2022 год, в том числе: | |
2.1 | Запланированные доходы от членских взносов | |
2.2 | Запланированные доходы от целевых взносов | |
2.3 | Иные запланированные доходы | |
3 | Формула расчета целевого взноса | |
3.1 | Расчетный целевой взнос | |
4 | Формула расчета членского взноса | |
4.1 | Расчетный членский взнос |
Срок действия
Стандартным периодом действия приходно-расходной сметы в СНТ является один календарный год. Но допускается составление смет и на иной период – более длительный или краткий.
Период действия сметы определяется общим собранием членов СНТ в ходе утверждения этого документа. Действие документа в конечном итоге будет зависеть от перечня тех мероприятий, которые в ней запланированы, и расходы на которые будут производиться в соответствии со сметой.
Если не приняли
В случае, если в СНТ не приняли смету, расходование средств на будущий год оказывается под вопросом, а руководство СНТ будет поставлено в трудную ситуацию. Оплачивать какие-либо расходы без утвержденной сметы закон не позволяет. В то же время, неоплата некоторых платежей (к примеру, налогов) может повлечь за собой большой ущерб садоводству.
Расходование
После того, как смета утверждена и наступил тот период (год), к которому она применяется, можно начинать расходование средств в соответствии с документом. Председатель СНТ должен регулярно отслеживать выполнение сметы. Отчет о расходовании сметы представляется общему собранию членов СНТ для утверждения.
Зачастую сверх утвержденной сметы возникают непредвиденные расходы, которые требуют немедленного финансирования (что-то сломалось, на СНТ наложили штраф и так далее).
В некоторых садоводствах на подобные непредвиденные расходы в смете закладывают отдельную графу с определенной товариществом суммой. Ее размер обычно составляет 5 – 7 процентов от общего бюджета садоводства.
Если же такой графы нет, для изменения сметы председатель СНТ должен будет созвать внеочередное общее собрание. Уведомление о нем должно быть направлено за 7 дней (так же, как и при первичном утверждении сметы).
Расходование средств без изменения сметы будет являться нарушением закона со стороны председателя СНТ. В некоторых случаях он может оправдаться тем фактом, что расходы являлись неотложными и позволили предотвратить значительно больший ущерб имуществу СНТ в целом или отдельных его членов. Но подобные причины должны быть действительно серьезными. Не стоит рассчитывать на то, что можно будет всегда действовать подобным образом.
Что делать с остатками
Любые остатки бюджета, не использованные для нужд СНТ, остаются на его счетах. Этот переходящий остаток должен быть учтен в приходно-расходной смете на следующий период. Он может быть как заранее запланированным и указанным в смете, так и образоваться спонтанно в результате экономии на расходах.
С экономией нужно быть осторожными. Если остатков образовалось слишком много, садоводы могут поставить вопрос о том, что руководство СНТ не справляется со своими обязанностями и не выполняет предусмотренные решениями общего собрания мероприятия.
В статье приводится общая информация о содержании законодательства. Если у вас возникли вопросы, задайте их юристу.
Источник: izsnt.ru