ГрК РФ Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ) Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 57.3 ГрК РФ — Правообладатель земли не согласен с отказом в выдаче…
Минстроя России от 11.08.2017 N 28588-ХМ/08 (вместе с «Разъяснениями об основаниях отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка», «Разъяснениями об отсутствии возможности продления срока выдачи градостроительного плана земельного участка»)
По результатам проведенного 20 июля 2017 г. в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации семинара на тему: «Актуальные вопросы планировки территории», Минстрой России направляет разъяснения по наиболее значимым вопросам, заданным в рамках указанного семинара.
Минстрой России просит довести указанные разъяснения до органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области градостроительства, а также до органов местного самоуправления муниципальных образований.
ОБ ОСНОВАНИЯХ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО
ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон N 210-ФЗ), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
При этом, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ) является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 ГрК РФ, в целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка (далее — Правообладатель) обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче ГПЗУ может быть подано Правообладателем через многофункциональный центр.
Частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его Правообладателю. ГПЗУ выдается Правообладателю без взимания платы.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче ГПЗУ является то обстоятельство, что заявитель не является Правообладателем.
Согласно части 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с требованиями ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории (далее — ДПТ), выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, а также для получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой ДПТ.
Подготовка ДПТ согласно части 2 статьи 41 ГрК РФ в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 указанной статьи.
Помимо осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, предусмотрены и иные случаи, указанные в части 3 статьи 41 ГрК РФ, когда в целях размещения объектов капитального строительства подготовка ДПТ является обязательной.
Дополнительно отмечается, что в иных Федеральных законах, носящих специальный характер, содержатся нормы, предусматривающие обязательную подготовку ДПТ при застройке территории, так, например:
— в случае создания искусственного земельного участка (статья 9 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— в случае размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги (статья 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Необходимо особо отметить, что отсутствие утвержденной ДПТ, требование о подготовке которой установлено указанными специальными законами, не является основанием для отказа в выдаче ГПЗУ, так как частью 4 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрен отказ в выдаче ГПЗУ только в случаях обязательной подготовки ДПТ, установленных ГрК РФ, а не в иных федеральных законах.
Таким образом, основаниями для отказа в выдаче ГПЗУ, согласно действующему законодательству, являются:
1) обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем;
2) отсутствует утвержденная ДПТ, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации.
Учитывая, что в ГрК РФ не установлен четкий перечень оснований для отказа в выдаче ГПЗУ, такие основания включены в разработанный Минстроем России проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)» (далее — законопроект).
В законопроекте предусматриваются следующие основания для отказа в выдаче ГПЗУ:
— отсутствие утвержденной ДПТ, в случае, если в соответствии с федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации;
— обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем;
— отсутствие основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости.
Отмечается, что в соответствии с действующим законодательством, отказ в выдаче ГПЗУ в связи с отсутствием основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости, а также в связи с отсутствием ДПТ, если ее подготовка является обязательной в соответствии с иными федеральными законами, нежели ГрК РФ, будет противоречить законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Дополнительно необходимо отметить, что согласно пункту 1 части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, вправе требовать от заявителя документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
Согласно пункту 2.1 части 4 статьи 16 Федерального закона N 210-ФЗ при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и выдаче документов, многофункциональный центр обязан устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21.1 Федерального закона N 210-ФЗ при обращении за получением государственной или муниципальной услуг в электронном виде, такое обращение может осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
УТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ.
ОТНЕСЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА К ОБЪЕКТАМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В целях решения проблем, возникающих при подготовке документации по планировке территории (далее — ДПТ) для размещения объектов на территории нескольких муниципальных образований или субъектов Российской Федерации, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 373-ФЗ) в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ) внесены соответствующие изменения в статью 45 ГрК РФ.
В соответствии с установленным ГрК РФ порядком подготовки ДПТ уполномоченный орган на принятие решения о ее подготовке и ее утверждение определяется в зависимости от:
а) значения объекта (федеральное, региональное, местное), в целях размещения которого разрабатывается такая документация;
б) планируемого размещения объекта относительно границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в) источника финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства (исключительно применительно к объектам регионального или местного значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального района, городского округа, поселения).
Так, частями 2 и 3.2 статьи 45 ГрК РФ установлено, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают решение о подготовке ДПТ (за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ), обеспечивают подготовку ДПТ и утверждают ДПТ, предусматривающую размещение:
1) объектов федерального значения;
2) иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 3.1 статьи 45 ГрК РФ. То есть к «иным объектам» относятся объекты регионального, местного значения, а также объекты, не являющиеся объектами ни федерального, ни регионального, ни местного значения, но планируется их расположение на территории двух и более субъектов Российской Федерации (исключение — объекты регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и отсутствуют отказы в согласовании ДПТ уполномоченными органами власти «соседних» субъектов Российской Федерации);
3) объектов регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае когда их размещение планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, при условии наличия отказа в согласовании такой документации одним или несколькими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется строительство, реконструкция таких объектов регионального значения.
Порядок отнесения полномочий на принятие решения о подготовке и утверждение ДПТ установлен в отношении уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации частями 3, 3.1 и 4.2 статьи 45 ГрК РФ, согласно которым уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке ДПТ (за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ), обеспечивают подготовку ДПТ и утверждают ДПТ, предусматривающую размещение:
1) объектов регионального значения, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации;
2) иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 статьи 45 ГрК РФ. То есть к «иным объектам» в указанной части статьи 45 ГрК РФ относятся объекты местного значения, а также объекты, не являющиеся объектами ни федерального, ни регионального, ни местного значения, а размещение которых планируется в границах одного субъекта Российской Федерации, но на территориях двух и более муниципальных образований (исключение — объекты федерального значения, объекты местного значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета муниципального образования и отсутствуют отказы в согласовании ДПТ уполномоченными органами власти);
3) объектов регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, по согласованию с такими субъектами Российской Федерации и отсутствуют отказы в таком согласовании;
4) объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, в случае отказа в согласовании ДПТ одного или нескольких органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объектов местного значения муниципального района, городского округа.
По аналогии порядок отнесения полномочий на принятие решения о подготовке и утверждение ДПТ установлен в отношении уполномоченных органов местного самоуправления частями 4 — 5.2 статьи 45 ГрК РФ.
По вопросу отнесения объектов капитального строительства к объектам федерального, регионального или местного значения Минстрой России сообщает следующее.
Из содержания пунктов 18 — 20 статьи 1 ГрК РФ следует, что не все объекты федерального, регионального или местного значения подлежат отображению в документах территориального планирования, а лишь те, отображение которых предусмотрено актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (применительно к объектам федерального значения) или законами субъектов Российской Федерации (применительно к объектам регионального и местного значения).
При отнесении объекта к объекту того либо иного значения следует руководствоваться необходимостью в данном объекте для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации (применительно к объектам федерального значения), субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (применительно к объектам регионального значения), органов местного самоуправления (применительно к объектам местного значения).
Указанные полномочия должны быть установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Факт финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства коммерческими организациями не исключает возможности отнесения объекта капитального строительства к объекту федерального, регионального либо местного значения.
Так, например, в соответствии с пунктом «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная связь находится в ведении Российской Федерации.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы связи не отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относят вопросы связи ни к компетенции субъектов Российской Федерации, ни к компетенции муниципальных образований.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (далее — Федеральный закон N 126-ФЗ) определено, что федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации. Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:
— сеть связи общего пользования;
— выделенные сети связи;
— технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;
— сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.
В соответствии с пунктом 35 статьи 2 Федерального закона N 126-ФЗ электросвязью являются любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
В соответствии со статьей 14 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязанностью организаций, в том числе относящейся к частной форме собственности, является предоставление в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иных технических устройств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» оповещение населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил единой системы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, обеспечение безопасности населения является исключительной компетенцией Российской Федерации.
Таким образом, вопросы регулирования правоотношений в области федеральной связи отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации, а все объекты электросвязи и почтовой связи являются объектами федерального значения. Отнесение объектов связи к объектам регионального или местного значения, а также принятие решений о подготовке или утверждении ДПТ органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления не допускается, так как данные полномочия, согласно части 2 статьи 45 ГрК РФ, отнесены к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
ОБ ОТСУТСТВИИ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ВЫДАЧИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
В связи с часто задаваемыми вопросами о возможности продления установленного срока подготовки градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ), Минстрой России сообщает.
Частью 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его правообладателю земельного участка.
При этом отмечается, что в силу пункта 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 191-ФЗ) вплоть до утверждения правил землепользования и застройки, срок подготовки и утверждения ГПЗУ, установленный частью 17 статьи 46 ГрК РФ, мог быть продлен в следующих случаях:
а) направления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами проекта ГПЗУ на рассмотрение на публичных слушаниях на срок, необходимый для организации и проведения публичных слушаний;
б) выявления уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления противоречий в документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами необходимы для выдачи ГПЗУ и представлены в указанные уполномоченные органы лицом, обратившимся с заявлением о выдаче ГПЗУ, или получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, на срок, необходимый для уточнения соответствующих сведений.
1 июля 2017 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которым срок подготовки и регистрации ГПЗУ устанавливается частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ, а не частью 17 статьи 46 ГрК РФ.
С момента вступления в действие новой редакции ГрК РФ, ГПЗУ исключен из видов документации по планировке территории.
На основании изложенного, указанные в пункте 6 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ случаи продления срока выдачи ГПЗУ применению не подлежат.
Минстрой России обращает внимание, что пунктом 6 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ предоставлялась возможность продления срока подготовки и утверждения ГПЗУ, установленного частью 17 статьи 46 ГрК РФ, не представляя такую возможность в отношении срока подготовки ГПЗУ, установленного частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ.
На основании изложенного, продление срока выдачи ГПЗУ согласно действующему законодательству невозможно.
строительство объектов капитального строительства , линейным объектам , состав и требования к содержанию разделов. проектная документация которых, согласно ст. 49 проектной документации применительно к отдельным этапам. Градостроительного кодекса РФ, не подлежит строительства , реконструкции объектов капитального строительства , состав. … строительство , градостроительном плане земельного . документ, подтверждающий соответствие параметров построенного … на строительство Объекта за пределами земельного участка , отведенного. Может ли орган местного самоуправления отказать в для строительства . выдаче разрешения на строительство объекта .
Несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка
О сроках использования информации, указанной в градостроительных планах земельных участков, см. ст. 9 ФЗ от 03.07.2016 N 373-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 575.
ГрК РФ Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 57.3 ГрК РФ
1. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
1.1. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, выдача градостроительного плана земельного участка допускается до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных проекта межевания территории и (или) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
2. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В градостроительном плане земельного участка содержится информация:
1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;
2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
11) о границах публичных сервитутов;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;
14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
15) о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), определяемая с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа (при их наличии), в состав которой входят сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к таким сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию;
(п. 15 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
17) о красных линиях.
3.1. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации положение о том, что обязательным приложением к градостроительному плану земельного участка в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, при условии, что указанные материалы и результаты не содержат сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
4. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр.
(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Срок рассмотрения заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка, предусмотренный ч. 6 ст. 57.3 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется в случаях, если оно подано до 28.12.2019.
6. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы. Градостроительный план земельного участка выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если это указано в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Подача заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка наряду со способами, предусмотренными частью 5 настоящей статьи, выдача градостроительного плана земельного участка наряду со способами, указанными в части 6 настоящей статьи, могут осуществляться:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
7. При подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет правообладателям сетей инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) запрос о представлении информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи. Указанная информация подлежит представлению в орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого запроса.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или Земельным кодексом Российской Федерации, информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) может быть запрошена органом государственной власти, органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи, в целях, не связанных с подготовкой градостроительного плана земельного участка. При поступлении правообладателю сети инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) запроса от органа государственной власти, органа местного самоуправления в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в составе данной информации определяется в том числе срок, в течение которого правообладатель земельного участка может обратиться к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении), предусматривающего предоставление ему нагрузки в пределах максимальной нагрузки в возможных точках подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, указанной в информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанный срок не может составлять менее трех месяцев со дня представления правообладателем сети инженерно-технического обеспечения информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
8. В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки и в документации по планировке территории (при наличии такой документации). Информация о цели использования земельного участка при ее наличии в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка, за исключением случая, если такая информация о цели использования земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки, или сведения из правил землепользования и застройки и (или) документации по планировке территории предоставляются организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления в составе запроса, указанного в части 7 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения, порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Срок использования указанной в градостроительном плане информации, истекающий в период с 13.04.2022 до 01.01.2023, продлевается на один год (Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 575).
10. Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, за исключением информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ч. 11 ст. 57.3 (в ред. ФЗ от 27.06.2019 N 151-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим до 27.06.2019.
11. В случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При осуществлении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, мероприятий, предусмотренных статьей 5.2 настоящего Кодекса, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.
(часть 11 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
объектов капитального строительства на земельных участках , на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. … При этом направление уведомления о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия такого объекта требованиям разрешения на строительство .
Особенности оформления проектной документации для строительства отдельного объекта капитального строительства и сетей инженерно-технического обеспечения, выходящих за пределы границ земельного участка
Уважаемый застройщик! Проектной документацией на строительство и реконструкцию большинства объектов капитального строительства жилищного и коммерческого назначения предусмотрено строительство сетей инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и канализования, теплоснабжения, электроснабжения).
В большинстве случаев точки подключения, предусмотренные техническими условиями ресурсоснабжающих организаций, находятся за границами земельного участка предназначенного для строительства объекта капитального строительства. В результате чего, строительство отдельных участков сетей осуществляется на территории земельных участков, правообладателем которых застройщик не является.
Учитывая вышеизложенное, напоминаем Вам, что в соответствии с письмом Минрегиона РФ от 19.02.2010 № 6180-ИП/08 сети инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, проектируемые в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не являются самостоятельным объектом. Сети инженерно-технического обеспечения в этом случае, хотя и имеют по своим техническим свойствам признаки линейного объекта, не являются отдельным объектом капитального строительства, а являются частью объекта, на который разработана проектная документация.
В случае строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящих за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), сведения о таких сетях также включаются в раздел 5 проектной документации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).
Таким образом, в том случае, если проектной документацией совместно с основным объектом предусмотрено строительство инженерных сетей на земельных участках, находящихся за границами принадлежащего застройщику земельного участка, в соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (комитет строительного контроля администрации г. Кемерово) вправе отказать в выдаче такого разрешения на весь объект в целом (по причине несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка).
Земельный участок, который в соответствии с проектной документацией планируется благоустроить и озеленить, также не может выходить за границы земельного участка в соответствии с градостроительным планом земельного участка. Указанное нарушение, допущенное при подготовке проектной документации, является причиной для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Принимая во внимание изложенное, просим Вас учитывать данные факты при формировании земельных участков и проектировании объектов капитального строительства.
Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства , является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ ). В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства , в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка . Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ , может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
- https://legalacts.ru/doc/pismo-minstroja-rossii-ot-11082017-n-28588-khm08-razjasnenija-po/
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/fb76ce1fdb5356574b298a9dcdafcfc8fc6c937b/
- https://mgis42.ru/node/2005