Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых зданий и сооружений высших учебных заведений
- Заменяет СНиП II-Л.6-67 «Высшие учебные заведения. Нормы проектирования»
Оглавление
1. Общие положения
2. Генеральные планы
3. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений
4. Водоснабжение и канализация
5. Теплоснабжение, отопление и вентиляция
6. Газоснабжение и снабжение сжатым воздухом
Урок 11. Структура нормы права
7. Электроснабжение и электротехнические устройства
01.01.1979 |
01.09.2013 |
06.08.1987 |
01.01.2021 |
Этот документ находится в:
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативные документы
- Раздел Документы Системы нормативных документов в строительстве
- Раздел 3. Нормативные документы по градостроительству, зданиям и сооружениям
- Раздел к.31 Жилые, общественные и производственные здания и сооружения
Организации:
Утвержден | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | 87 |
Разработан | Гипровуз Минвуза СССР | |
Разработан | ЦНИИЭП учебных зданий | |
Издан | Стройиздат | 1979 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
государственный комитет по делам строительства ГОССТРОЙ СССР
11-68-78
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Высшие
учебные заведения
Заменен’. Ш Я — м/ГюрамзансГ/нн*. „ fffcc? —
-гекнмххсхае средние С^пщцам кме н thicofue у zeftteie. . Mopjujbi tbpoejtfupofa PJuj «
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
НОРМЫ И ПРАВИЛА
постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства С
от 17 мая 1978 г. № 87 AJClfCO К 3. ¥Л СО/
Планирование и застройка территорий за новым ДБН 2018
рудника 2. Аванзалы:
рудника 3. Помете-
помещения для групповых за нятий
служивания, крупногабаритной литерату-
ры а редких книг
Продолжение табл. 9
9. Межбиблиотечный або-
тории микрофотокопирования, репродукционно-множительная, гигиены и реставрации, переплетноброшюровочная
на I посетителя
ние хранения портфелей
Расчетное количество студентов
следует принимать с учетом перспективного развития высшего учебного заведения на расчетный срок.
600 мест, до 8000 студентов—700 мест, до 10 ООО студентов — 800 мест и более 10 000 студентов— 900 мест.
3.49. В высших учебных заведениях культуры и искусства актовые залы и крупные специализированные аудитории со сценическими площадками необходимо объединять в учебно-демонстрационные комплексы. Состав залов и аудиторий учебно-демонстрационных комплексов следует принимать по табл. 12.
3.50. Универсальные актовые залы и учебные театры следует проектировать в качестве трансформируемых, обеспечивающих изменение типа игровой площадки; панорамная, глу-
Актовый зал (без
Комнаты президиума при количестве мест в зале (артистические) :
дентов расчетного количества
тельно свыше 1300
Склады при эстраде
при эстраде Душевые при эст-
бинная, беспортальная, трехсторонняя, цент* ральная. Ограждающие конструкции трансформируемых помещений должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
3.51. Требования к планировке отдельных помещений зрительных комплексов высших учебных заведений культуры и искусства определяются заданием на проектирование в соответствии с главой СНиП по проектированию театров.
3.52. Состав и площади служебных помещений (ректорат, учебная часть, общественные организации, административно-хозяйственное управление, отдел размножения документации, деканаты, отделы зарубежной связи и производственной практики, подготовительное отделение и общефакультетские административные подразделения) определяются расчетом на основании утвержденного штатного расписания, их общая площадь должна составлять не более (кв. м на 1 студента):
. . в вузах 10 000—12 000 студентов
3.53. В составе помещений каждой кафедры следует предусматривать кабинет заведующего кафедрой площадью 18 м 2 , кабинеты преподавателей кафедры из расчета 4 м 2 на одного преподавателя, в которых каждый преподаватель должен быть обеспечен рабочим местом, и методический кабинет площадью 54 м 2 .
3.54. Штаты и состав помещений научно-исследовательских подразделений определяются заданием на проектирование.
3.55. Научно-исследовательские подразделения следует проектировать в соответствии с Инструкцией по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений.
3.56. Состав, площадь и требования к помещениям вычислительных центров, а также тип, количество вычислительных машин и назначение вычислительных центров указываются в задании на проектирование.
3.57. Площади вестибюлей, гардеробов, рекреационных помещений, санитарных узлов, курительных и хозяйственно-бытовых помещений следует принимать по табл. 13.
3.58. Коридоры шириной 2,6 м и более допускается использовать в качестве рекреаций.
3.59. Ширина коридоров должна быть не менее 1,4 м, а в зданиях с учебными помещениями и переходах между зданиями не менее 2,2 м.
3.60. В составе каждого санитарного узла следует выделять туалет для преподавателей с одним унитазом, писсуаром и умывальником. Умывальные комнаты могут использоваться в качестве курительных.
3.61. Пассажирские лифты надлежит предусматривать в зданиях в 5 этажей и более
Вместимость залов высших учебных заведений различного типа (мест)
Универсальный актовый зал
Театральная аудитория с глубинной сценой
Трансформируемая театральная аудитория
Вестибюль и гардероб Рекреационные помещения, в том числе при аудиториях на 100 мест и более Санитарные узлы
Курительные комнаты Складские помещения в учебных корпусах для учебного и хозяйственного оборудования Хозяйственные кладовые Помещения для уборочного инвентаря
Площадь, м*, или количество приборов
следует предусматривать на расчетное количество студентов с коэффициентом 1,4, учитывающим количество профессорско-преподавательского и обслуживающего персонала, слушателей подготовительного отделения, факультета повышения квалификации и научных сотрудников.
2. При проектировании высших учебных заведений количество женщин для расчета санитарных узлов определяется в зависимости от демографического состава студентов (средний процент женщин для расчета санитарных узлов ориентировочно принимается 35% в университетах, технических и сельскохозяйственных высших учебных заведениях, 65% в педагогических, экономических, медицинских, культуры и искусства).
3. Помещения уборочного инвентаря размещаются на каждом этаже.
ного накопления мусоре 0,15 л на 1 кв. м рабочей площади.
3.64. Стояки внутренних инженерно-технических систем (кроме газа и отопления) следует прокладывать в вертикальных коммуникационных шахтах. Ширина коммуникационных шахт должна обеспечивать доступ к инженерным коммуникациям для осмотра, ремонта и дополнительной прокладки коммуникаций без нарушения учебного процесса и эвакуационных путей. Шахты должны быть выполнены из несгораемых материалов с пределом огнестойкости 0,5 ч.
3.65. Виды, размеры и количество спортивных залов высших учебных заведений следует принимать по табл. 14.
Крытые спортивные сооружения
Количество спортсоору-жений при расчетном количестве студентов, тыс. чел.
Универсальный большой спортивный зал (для
спортивных игр) с местами для зрителей Универсальный средний спортивный зал (для
гимнастики и спортивных игр) Универсальный специализированный спортивный зал (для борьбы, бокса, фехтования и др.)
Зал для занятий специальных подготовительных групп
при отметке пола верхнего этажа над уровнем тротуара или отмостки (у главного входа в здание) 15 м и более. Количество лифтов в здании следует принимать по расчету, но не менее двух.
3.62. Грузовые лифты следует предусматривать в соответствии с технологическими требованиями.
3.63. Здания высших учебных заведений в три этажа и более должны быть оборудованы мусоропроводом исходя из норматива суточ-
Примечания: 1. Допускается объединение спортивных залов в единый трансформируемый зал-манеж при сохранении общей игровой площади залов и объединений вспомогательных помещений.
2. Допускается в особых случаях предусматривать устройство легкоатлетических манежей и бассейна для плавания с ванной 50X25 м для высших учебных заведений или для группы высших учебных заведений с расчетным количеством более 10 тыс. студентов.
3. Для зданий высших учебных заведений, размещаемых в IV строительно-климатическом районе, допускается проектировать открытые бассейны с подогревом воды.
3.66. Количество открытых спортивных сооружений высших учебных заведений следует принимать по табл, 15.
3.67. Размеры спортивных сооружений, их устройство, конструкцию покрытий площадок, состав и площади вспомогательных помещений при спортивных залах, бассейнах и открытых площадках следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию спортивных сооружений.
3.68. Не допускается размещать крытые спортивные сооружения над учебными помещениями.
3.69. Не допускается размещать открытые спортивные сооружения со стороны окон учебных и библиотечных помещений; от окон других помещений площадки игр следует размещать на расстоянии не менее 20 м.
3.70. Общее количество посадочных мест в расположенных на территории высшего учебного заведения столовых и буфетах для студентов, профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников, обслуживающего персонала должно состав
лять 20% расчетного количества студентов, в том числе:
в столовых для студентов и обслуживающего персонала. 13%
в столовых для профессорско-преподавательского состава. 1%
в диетических столовых. 2%
в буфетах для студентов. 3%
в буфетах для профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала. 1%
Примечание. Количество буфетов в зданиях общежитий следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию жилых зданий.
3.71. Столовые и буфеты высших учебных заведений следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания.
3.72. Столовые высших учебных заведений должны размещаться в отдельных зданиях, связанных отапливаемыми переходами с основными учебными корпусами высшего учебного заведения.
Наибольшее расстояние от столовых до учебных и учебно-производственных помещений не должно превышать 500 м.
3.73. При проектировании нескольких столовых для группы высших учебных заведений одна из них проектируется как столовая-заготовочная с развитым складским, холодильным и производственным обрабатывающим хозяйством, обеспечивающим производство полуфабрикатов для остальных столовых.
3.74. Помещения буфетов следует располагать на различных наиболее многолюдных этажах учебного корпуса. Количество посадочных мест в одном зале буфета не должно превышать 50 мест. При буфете должно предусматриваться помещение умывальной.
3.75. Состав и площадь помещений медицинского пункта следует принимать согласно табл. 16.
3.76. В высших учебных заведениях с расчетным количеством 8000 студентов и более следует предусматривать поликлинику, рассчитанную на всех студентов, аспирантов, преподавателей, работников научно-исследовательских подразделений и обслуживающий персонал.
3.77. В учебных корпусах допускается предусматривать устройство киосков по продаже журналов и книг, а также аптечного киоска.
3.78. При проектировании зданий и сооружений высших учебных заведений следует
Т а б л и п а 15
Наименование открытых спортивных сооружений
Количество сооружений при расчетном количестве студентов, тыс. чел.
Спортивное ядро с полем для футбола и беговой дорожкой длиной 400 и
Площадка для волейбола
Площадка для баскетбола
Площадка для тенниса
Примечания: 1. Площадки для волейбола н баскетбола допускается объединять в единые универсальные трансформируемые площадки ручных игр размером 60X45 м (2 баскетбольные и 3 волейбольные) с учетом возможности их использования как площадок для ручного мяча, а в зимнее время — хоккея.
2. В составе спортивных сооружений высших учебных заведений допускается предусматривать лыжную базу, обеспеченную лыжным инвентарем, для 20% студентов дневной формы обучения.
соблюдать главу СНиП по противопожарным нормам проектирования зданий и сооружений.
3.79. При объединении одним вестибюлем двух лестничных клеток одна из них должна иметь непосредственный выход наружу.
3.80. Аудитории с числом мест свыше 100 и актовые залы должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. Пути эвакуации из аудитории или актового зала не должны проходить через учебные и служебные помещения, в которых возможно одновременное пребывание более 50 человек.
3.81. При устройстве амфитеатров в аудиториях и актовых залах, первый и последний ряды мест в которых расположены на уровнях полов двух разных этажей, расчет путей эвакуации следует производить исходя из необходимости эвакуации 2 /3 зрителей в нижний этаж и ‘/з зрителей в верхний этаж.
3.82. Балконы вместимостью 50 и более человек в спортивных, актовых и зрительных залах, а также антресоли в читальных залах должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
Пути эвакуации зрителей, находящихся на балконе, не должны проходить через спортивный, актовый или зрительный зал.
3.83. Размещение в основных зданиях высших учебных заведений складских помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов не допускается.
3.84. Склады и складские помещения в составе зданий и помещений высшего учебного заведения следует проектировать в соответ
ствии с главой СНиП по проектированию складских зданий и сооружений общего назначения.
3.85. Для отдельных аудиторий вместимостью свыше 50 мест для отделки помещений допускается применение древесины, подвергнутой глубокой пропитке антипиренами, а также другими трудносгораемыми материалами.
3.86. Отделка актовых залов вместимостью до 1100 мест включительно должна выполняться из трудносгораемых материалов, а при вместимости свыше 1100 мест — из несгораемых материалов.
3.87. Помещения высших учебных заведений должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с Перечнем зданий и помещений высших и средних специальных учебных заведений СССР, подлежащих обязательному оборудованию системами автоматической пожарной сигнализации, утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования, по согласованию с Госстроем СССР и ГУПО МВД СССР.
Учебно-производственные помещения должны быть оборудованы системами автоматического пожаротушения или автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с перечнями зданий и помещений, подлежащих оборудованию установками автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденными в установленном порядке.
4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
4.1. Системы холодного, горячего водоснабжения и канализации в зданиях высших учебных заведений следует проектировать в соответствии с главами СНиП по проектированию внутреннего водопровода и канализации зданий и горячего водоснабжения.
Проектирование наружных сетей и сооружений, а также расход воды на наружное пожаротушение и полив территории следует производить в соответствии с главами СНиП по проектированию наружных сетей и сооружений водоснабжения и канализации.
4.2. Для зданий высших учебных заведений следует предусматривать объединенные системы холодного, а также горячего водоснабжения, обеспечивающие подачу воды питьевого качества на хозяйственно-питьевые и производственные нужды. При устройстве в
Плошадь, м*. при расчетном количестве студентов
Кабинет заведующего медпунктом и дежурной медсестры
Терапевтический кабинет с приемной
Примечание. В консерв
кальных факультетах в составе медицинского пунк-
та должен быть фониатрическиб кабинет площадью 54 м а .
зданиях противопожарного водопровода его следует объединять с хозяйственно-питьевым и производственным водопроводом.
4.3. Расчетные секундные расходы холодной и горячей воды на производственные нужды в лабораториях следует определять в зависимости от количества N0 установленных водоразборных приборов, расходов воды этими приборами
При установке в лабораториях специального оборудования расходы воды таким оборудованием надлежит принимать на основании задания на технологическую часть проекта.
Вероятность действия Р водоразборных приборов технологического назначения, устанавливаемых в лабораториях зданий высших учебных заведений, надлежит определять по формуле
При определении расчетных часовых расходов холодного и горячего водоснабжения коэффициент использования оборудования следует принимать Кп = 0,25.
4.4. При установке санитарно-технических узлов в каждой жилой ячейке студенческих секционных общежитий с централизованным горячим водоснабжением следует принимать следующие нормы расхода воды на одного студента:
а) в сутки наибольшего водопотребления:
Qo6m. сут. — 200 л; Qrop. сут. = 100 л;
б) в час наибольшего водопотребления:
Примечание. Нормы расхода горячей воды установлены для среднегодовой температуры в подающих трубопроводах системы горячего водоснабжения t«. 55° С.
4.5. Для технологического оборудования, требующего охлаждения в процессе его работы, следует, как правило, предусматривать системы оборотного водоснабжения.
4.6. Горячее водоснабжение следует предусматривать для обеспечения лабораторнотехнологических и хозяйственно-бытовых нужд, в том числе в санитарных узлах.
Нормы расхода горячей воды следует при. ннмать согласно табл. 18.
4.7. Внутреннюю канализацию для отвода хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, как правило, следует проектировать объединенной.
4.8. Количество и состав производственных сточных вод надлежит принимать в соответствии с данными, приведенными в технологической части проекта.
4.9. Лабораторные сточные воды, загрязненные кислотами и щелочами (при pH ниже
Расчетный расхоа воды, л/с
Диаметр подводящего трубопровода, мм
Ниппель разборный для воды с внутренним диаметром 7 мм и длиной 75 мм
Ниппель разборный для воды с внутренним диаметром 7 мм и длиной 75 мм, присоединяемый к водоструйному насосу
Кран лабораторный диаметром 15 мм для воды со съемным ниппелем и вылетом изли-ва 115 мм
Кран лабораторный диаметром 15 мм для воды со съемным ниппелем и вылетом изли-ва 150 мм
Кран угловой диаметром 15 мм для воды
Колонка диаметром 15 мм для воды с краном дугой и съемным ниппелем, внутренним диаметром 7 мм
Колонка диаметром 15 мм для воды с краном дугой и съемным ниппелем внутренним диаметром 7 мм, присоединяемая к водоструйному насосу
Колонка диаметром 15 мм настенная для воды с двумя кранами
Смеситель у раковины
Кран водоразборный без ниппеля у раковины
6,5) и щелочами (при pH выше 8,5), перед выпуском во внутреннюю объединенную сеть канализации должны быть нейтрализованы или усреднены.
Установку нейтрализаторов или усреднителей следует предусматривать в помещениях, отведенных для этого оборудования.
4.10. Размещение санитарных узлов над помещениями вентиляционных установок не допускается.
б. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
5.1. Отопление, вентиляцию и кондиционирование воздуха в зданиях высших учебных заведений следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также соответствующих глав строительных норм и правил по проектированию отдельных зданий и сооружений, входящих в состав высших учебных заведений.
5.2. Для устройства вводов тепловых сетей и размещения узлов управления hmii следует предусматривать тепловые пункты, проектирование которых должно выполняться в соответствии с главой СНиП по проектированию тепловых сетей.
5.3. Расчетные температуры воздуха в холодный период года и нормы воздухообмена в помещениях следует принимать по табл. 19.
При подаче приточного воздуха в лаборатории и производственные помещения в количестве, превышающем 30 м 3 /ч на одного человека в холодное время года, следует предусматривать увлажнение приточного воздуха с таким расчетом, чтобы относительная влажность воздуха в этих помещениях была в пределах 30—45%.
Расчетные температуры воздуха и нормы воздухообмена в помещениях, не указанных
в табл. 19, следует принимать как для соответствующих помещений, приведенных в главах СНиП по проектированию общественных зданий и по проектированию промышленных предприятий.
5.4. Для нескольких аудиторий, размещаемых в отдельном здании или в блоке, при определении производительности вентиляционных систем и подборе вентиляционного оборудования следует учитывать коэффициенты
150 мест, учебные кабинеты, чертежные
залы, залы курсового и дипломного проектирования, читальные залы, лаборатории, где не выделяются
вредности (например, лаборатории сопротивления материалов)
Аудитория на 150
В соответствии с
и более мест, акто-
параторские и дру-
гие . помещения, где
водственные вредности (например, химические лаборатории, сварочные, стеклодувные)
ми приборами (элект-
ро- и радиоаппаратурой)
Моечные при лабораториях (без вытяжных шкафов и местных отсосов)
Вестибюли и рекреа-
Гардероб в отдель-
В час наибольшего во-допотребле- ния *и.ч
Температура воды. °С
Расчетный секундный расход для расчета трубопроводов
Смеситель лабораторный у раковины
Смеситель лабораторный у мойки
загрузки аудиторий К3 и одновременность их работы Ко.
Значение коэффициента К3 следует принимать:
для аудиторий на 50—75 и 100 мест I
* » * 150—200 мест . . . 0,65
» » »300 мест и более . . 0.75
Значение коэффициента Ко следует принимать:
при количестве аудиторий 3 . • » . 1
5.5. При проектировании систем вентиляции расчетные температуры наружного воз
духа следует принимать согласно требованиям главы СНиП по проектированию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
Для систем приточной вентиляции, компенсирующих объем воздуха, удаляемого одновременно системами общеобменной вентиляции и системами местных отсосов, следует принимать:
при отношении объема воздуха, удаляемого системами общеобменной вентиляции, к объему воздуха, удаляемого системами местных отсосов, более 50% — параметры А;
при отношении объема воздуха, удаляемого системами общеобменной вентиляции, к объему воздуха, удаляемого местными отсосами, менее 50% — параметры Б.
5.6. Коэффициент одновременности работы проемов вытяжных шкафов в учебных лабораториях следует принимать:
при 3 проемах. 1
свыше 6 проемов. 0,7—0.5
Указанные величины коэффициентов одновременности работы проемов вытяжных шкафов уточняются технологическим заданием.
Скорость воздуха в м/с в рабочих проемах шкафов следует принимать в зависимости от предельно допустимой концентрации (ПДК). выделяемых в помещениях вредных веществ:
при ПДК более 10 мг/м* . 0,5 » ПДК от 10 до 0,1 мг/м 8 , , , 0,6—1 » ПДК менее 0,1 мг/м* . 1—1,5
Для определения количества воздуха, удаляемого из вытяжного шкафа, высоту открывания дверцы рабочего проема шкафа следует принимать 400 мм при стандартной ширине проема 700 мм.
При необходимости полного открытия рабочего проема шкафа скорости воздуха » м/с следует принимать не менее:
жрж ПДК более 0,1 мг/м* . 0,3 * ПДК от 0,1 я менее . 0,4—0,45
5.7. Удаление воздуха из вытяжных шкафов допускается предусматривать одной системой при количестве шкафов в одном помещении не более двух и при условии, что удаляемые вредные воздействия образуют взрывоогнеопасные или ядовитые вещества.
5.8. В помещениях с вытяжными шкафами весь объем воздуха должен удаляться только через вытяжные шкафы. Вытяжные шкафы должны оборудоваться клапаном (хлопушка) для обеспечения удаления воздуха из верхней зоны помещения при закрытых дверках шкафа, размешенным в верхней части шкафа.
Минимальный размер клапана 150X150 мм.
5.9. Подачу приточного воздуха следует предусматривать непосредственно в помещения.
В лаборатории и производственные помещения, в которых выделяются производственные вредности (например, химические лаборатории, лаборатории гальванопокрытий, сварочные, стеклодувные), воздух следует подавать частично, но не менее 90% от общего расчетного количества приточного воздуха, при этом остальное количество воздуха следует подавать в коридоры, причем оно не должно превышать 1,5-кратного воздухообмена в час для этих помещений с учетом коэффициента одновременности действия систем местных отсосов, определяемого данными технологической части проекта.
5.10. В актовых залах и аудиториях на 150 мест и более зданий высших учебных заведений, размещаемых в III и IV климатических районах, следует принимать оптимальные параметры воздушной среды, а в остальных климатических районах — допустимые, предусмотренные главой СНиП по проектированию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
5.11. Вытяжные вентиляционные системы химических лабораторий и других помещений, в которых выделяются производственные вредности, должны иметь дистанционный запуск и устройства контроля работы систем, осуществляемые непосредственно из этих помещений.
Системы общеобменной вытяжной и приточной вентиляции должны иметь дистаицион-
ный запуск и устройства контроля их работы, осушествляемые с единого пульта управления.
При наличии индивидуальных приточных систем вентиляции аудиторий на 150 мест и более дистанционный запуск и контроль за их работой должны дополнительно осуществляться из препараторской при аудитории.
5.12. При определении объема приточного воздуха для учебно-лабораторных корпусов следует принимать коэффициенты одновременности работы вытяжных шкафов при количестве вытяжных шкафов в здании химического профиля:
св 50 до 100. К — 0,3
для учебно-лабораторных корпусов другого профиля, независимо от количества установленных вытяжных шкафов. К «* 0,7
5.13. В системах вентиляции с механическим побуждением независимо от размещения вентиляционных агрегатов в здании следует предусматривать мероприятия по снижению аэродинамических и механических шумов до допустимых санитарными нормами.
5.14. Воздушно-тепловые завесы у входных дверей высших учебных заведений следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
в. ГАЗОСНАБЖЕНИЕ И СНАБЖЕНИЕ СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ
6.1, Газоснабжение зданий высших учебных заведений следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию газоснабжения.
6.2. Нормы расхода газа следует принимать согласно табл. 20.
6.3. Расход газа для других приборов следует принимать в соответствии с требованиями технологической части проекта.
6.4. Коэффициенты одновременности работы лабораторных горелок следует принимать:
при количестве горелок 100 . , . «
6.5. Сжатый воздух следует проектировать низкого давления 0,35 атм или повышенного давления 3 атм и более в зависимости от технологических требований.
6.6. Расчетную потребность в сжатом воздухе следует принимать по данным технологической части проекта.
6.7. Нормы расхода сжатого воздуха низкого давления следует принимать по табл. 21.
6.8. Коэффициенты одновременности потребления сжатого воздуха низкого давления следует принимать:
Нормы расхода. м»/ч
Кран или колонка лабо-
раторная на 1 крен Колонка 15 им на два
количестве потребителей до 50 . . .
» свыше 50 до 100 .
7. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
Нормы расхода, тыс. ккал/ч
Лабораторная горелка малая
Лабораторная горелка большая
Стеклодувная горелка «пушка малая»
Стеклодувная горелка «пушка большая»
Лабораторная горелка паяльная
7.1. Электрооборудование следует проектировать в соответствии с инструкцией по проектированию электрооборудования общественных зданий массового строительства.
7.2. Для общего электроосвещения основных помещений следует предусматривать светильники с люминесцентными лампами и бесшумными пускорегулирующими аппаратами.
В соответствии с технологической частью проекта допускается применение ламп накаливания.
7.3. В зданиях высших учебных заведений должны предусматриваться следующие виды электрослаботочных устройств:
а) телефонизация (городская, местная, директорская, диспетчерская) ;
б) радиофикация (городская, местная);
в) электрочасофикация и автоматическая звонковая оповестительная сигнализация для регламентации учебного процесса;
г) охранная сигнализация;
д) радиоусиление звука в актовых залах и в аудиториях на 150 мест и более;
е) замкнутые телевизионные системы;
ж) синхронный перевод на 3—5 языков в актовых залах (по специальному заданию).
Городскую и местную телефонизацию и радиофикацию следует проектировать в соот-
ветствии с нормами технологического проектирования и временными техническими условиями, утвержденными Министерством связи СССР.
Количество абонентов городских телефонных и радиотрансляционных сетей следует принимать по табл. 22.
Количество абонентов директорской и диспетчерской телефонной связи определяется исходя из технологических требований.
Глава СНиП П-68-78 «Высшие учебные заведения» разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и Государственным союзным институтом по проектированию высших учебных заведений «Гипровуз» Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
С введением в действие настоящей главы утрачивает силу глава СНиП П-Л.6-67 «Высшие учебные заведения. Нормы проектирования».
Редакторы — инж. Л. Г. Сурков (Госстрой СССР), канд. техн. наук И. М. Архаров, архит. В. И. Подольский (Госгражданстрой), канд. арх-ры Г. Н. Цытович (ЦНИИЭП учебных зданий), канд. техн. наук А. А. Потокин (Гипровуз).
Инструкт.-нормат. I вып. — 1.5—78
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 3
2. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ. 3
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИИ И СООРУЖЕНИИ. 4
4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ. 14
5. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ. 16
6. ГАЗОСНАБЖЕНИЕ И СНАБЖЕНИЕ СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ . . . . 18
7. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА . . 18
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых . зданий и сооружений высших учебных заведений.
Примечания: 1. При проектировании зданий и сооружений высших учебных заведений должны соблюдаться также нормы главы СНиП по проектированию общественных зданий и сооружений.
2. Настоящие нормы не распространяются на проектирование институтов и факультетов физической культуры.
1.2. Р асчетное количество студентов высших учебных заведений следует принимать по наибольшему количеству студентов дневной формы обучения и 10% количества студентов заочной формы обучения.
Примечания: 1. В расчетное количество студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений и всех высших учебных заведений в Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР и Туркменской ССР включается 20% количества студентов заочной формы обучения.
2. Количество студентов вечерней формы обучения в расчетное количество студентов не включается.
1.3. Расчетное количество студентов определяется в зависимости от типа высшего учебного заведения по табл. 1.
1.4. Количество учащихся подготовительного отделения устанавливается заданием на проектирование и должно составлять не более 20% принимаемых на первый курс, но не менее 100 учащихся.
1.5. Количество учащихся на факультетах (курсах) повышения квалификации устанавливается заданием на проектирование.
2. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
2.1. Размещение и размеры земельных участков для высших учебных заведений следует принимать в соответствии с главой СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.
2.2. Университеты и политехнические высшие учебные заведения следует размещать вне селитебной территории города или в его пригородной зоне, а сельскохозяйственные — в пригородной зоне или вне города.
Производственные здания, включаемые в состав зданий высшего учебного заведения, следует размещать в соответствии с главой СНиП по проектированию генеральных планов промышленных предприятий.
2.3. На земельных участках высших учебных заведений следует предусматривать следующие зоны: учебную с размещением научно-исследовательских подразделений; спортивную; жилую с размещением общежитий, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания; хозяйственную.
2.4. Спортивную зону следует, как правило, размещать смежно с учебной и жилой зонами,
Насосные, ремонтные мастерские, склады и гаражи следует объединять и располагать в хозяйственной зоне.
2.5. Плотность застройки учебной зоны должна составлять не менее 20% и не более 30%.
Строительные нормы и правила
Взамен СНиП 11-Л.6-67
Высшие учебные заведения
Высшие учебные заведения
Расчетное количество студентов
От 4000 до 12 000
Технические и инженерно-
Культуры, искусства и др.
Утверждены постановлением Г осу дарственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 17 мая 1978 г. № 87
Внесены Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР
Срок введения в действие — 1 января 1979 г.
2.6. Здания высших учебных заведений должны располагаться от красной линии не менее 15 м.
При расположении зданий вблизи скоростных дорог и магистральных улиц необходимо предусматривать отступ от границы проезжей части не менее 50 м.
2.7. Участок высшего учебного заведения не должен пересекаться скоростными дорогами и магистральными улицами и дорогами, при этом должно обеспечиваться разделение пешеходных потоков и автотранспортных путей.
2.8. На земельном участке высшего учебного заведения следует предусматривать открытые площадки для стоянки автомобилей и других транспортных средств согласно требованиям главы СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов. При определении площади открытых площадок следует учитывать дополнительное размещение на первую очередь четырех автомобилей на 1000 студентов.
2.9. Площадь озеленения земельных участков высших учебных заведений должна составлять не менее 40% площади участка. При размещении участка вблизи лесных и садовых массивов площадь озеленения допускается сокращать до 30%.
Ограждение участков следует предусматривать в соответствии с Указаниями по проектированию ограждений площадок и участков, предприятий, зданий и сооружений.
2.10. Трансформаторные подстанции, обслуживающие высшие учебные заведения, должны проектироваться встроенными согласно требованиям правил устройства электроустановок (ПУЭ).
2.11. При размещении высших учебных заведений в пригородной зоне в случае отсутствия в радиусе 3 км пожарного депо на территории вузгородка следует предусматривать пожарное депо согласно требованиям главы СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.
2.12. На группу высших учебных заведений в зависимости от размещения их в структуре города допускается предусматривать предприятия торговли, бытового обслуживания и связи в соответствии с главой СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов исходя из нормативов обеспеченности микрорайонов.
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
3.1. Учебные здания высших учебных заведений следует проектировать высотой не более 9 этажей.
3.2. Площади помещений устанавливаются исходя из норм настоящей главы в зависимости от назначения помещений и количества студентов. Состав помещений учебных зданий указывается в задании на проектирование.
3.3. При расчете площадей помещений следует учитывать следующие категории сотрудников и учащихся, расчетное количество которых принимается в установленном порядке: профессорско-преподавательский состав, обслуживающий персонал, аспиранты и сотрудники научно-исследовательских подразделений.
3.4. Высоту надземных этажей зданий (от пола до пола вышележащего этажа) следует принимать 3,3 м, а для аудиторий до 75 мест и лабораторий — 3,6 м.
Высоту аудиторий более чем на 75 мест, лабораторий с крупногабаритным оборудованием, книгохранилищ с двухъярусными стеллажами и учебно-производственных помещений следует принимать 4,2 м и более кратно укрупненному модулю 600 мм в соответствии с технологическими требованиями, высоту актовых залов — в соответствии с главой СНиП по проектированию кинотеатров, спортивных залов — в соответствии с главой СНиП по проектированию спортивных сооружений.
3.5. Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории следует размещать в надземных этажах.
В цокольных этажах допускается располагать гардеробные, санитарные узлы, душевые, кладовые, книгохранилища, столовые.
В подвальных этажах допускается располагать бойлерные, насосные водопровода и канализации, вентиляционные камеры, камеры для кондиционирования воздуха, машинные отделения лифтов.
Спортивные и актовые залы, библиотеки и столовые следует размещать с учетом возможного их использования независимо от учебных помещений.
3.6. Между отдельными учебными зданиями в соответствии с требованиями учебного процесса следует предусматривать отапливаемые переходы.
Примечание. Для высших учебных заведений, размещаемых в IV климатическом районе, устройство отапливаемых переходов не обязательно.
3.7. При проектировании зданий высших учебных заведений защиту от шума следует предусматривать в соответствии с главой СНиП по защите от шума, а защиту от вибрации в лабораториях — в соответствии с требованиями санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
3.8. В актовых залах, аудиториях на 100 мест н более, залах заседаний совета, читальных залах, библиотеках в соответствии с акустическим расчетом этих помещений следует предусматривать специальные устройства.
3.9. Естественное и искусственное освещение помещений высших учебных заведений следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения, а также главой СНиП по проектированию общественных зданий и сооружений.
3.10. Помещения высших учебных заведений должны иметь непосредственное естественное освещение.
Освещение помещений только искусственным светом (без естественного освещения) допускается в книгохранилищах, актовых залах, каталожных, телестудиях, фотолабораториях, рентгеновских кабинетах, гардеробах, душевых, в аудиториях вместимостью 100 и более мест, а также в санузлах (за исключением учебно-лабораторных корпусов) при условии обеспечения аварийного освещения от независимого источника питания, указателей выходов и устройства систем дымоудаления (кроме душевых и санузлов).
3.11. Планировка учебных и лабораторных помещений и размещение в них оборудования должны обеспечивать боковое освещение рабочих мест студентов естественным светом с левой стороны.
Примечание. В аудиториях с естественным освещением более чем на 200 мест необходимо предусматривать двухстороннее расположение светопроемов.
3.12. Ориентацию светопроемов чертежных и рисовальных залов следует принимать, как правило, на С, СВ и С3.
3.13. В зависимости от климатического района н ориентации зданий высших учебных заведений для аудиторий и других учебных помещений следует предусматривать в соответствии с расчетами солнцезащитные устройства из несгораемых материалов.
3.14. Во всех помещениях высших учебных заведений оконные переплеты должны быть с открывающимися створками, фрамугами или форточками в верхней зоне окна.
3.15. Высоту подоконной части наружных стен учебно-лабораторных помещений от поверхности иола следует принимать не менее 80 см.
3.16. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей в учебных помещениях, а также размещение в них мебели и оборудования должны быть не менее: потолков — 0,7; оконных переплетов — 0,7; стен — 0,6; дверей — 0,35; полов — 0,25; мебели и оборудования — 0,35.
Источник: standartgost.ru
Введение
Настоящий свод правил разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» [1], Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2], Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4], с учетом современного этапа перспектив развития образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации и направлены на повышение уровня комфорта, доступности и безопасности образовательного процесса, полное соответствие вновь проектируемых, реконструируемых и капитально ремонтируемых учебных зданий их функциональному назначению, на повышение экономичности разрабатываемых проектов.
Свод правил разработан авторским коллективом: ООО «Институт общественных зданий» (руководитель работы — канд. арх. Д.А. Рождественский, ответственные исполнители — ст. науч. сотрудник Л.В. Сигачева, канд. техн. наук A.M. Цыганов, канд. архитектуры Т.А. Исаева, канд. архитектуры А.В. Анисимов) при участии д-ра техн. наук Г.Ш. Мирфатулаева, д-ра техн. наук Ю.М.
Глуховенко (Ассоциация МОАБ), инж. В.В. Коноваловой (НП «Доступная городская среда»).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к размещению, участкам, функциональным группам помещений, объемно-планировочным решениям, безопасности, инженерному оборудованию, внутренней среде и энергоэффективности проектируемых зданий.
1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий. При реконструкции зданий допускаются отклонения от настоящего свода правил, определяемые заданием на проектирование.
1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование зданий производственного назначения, общежитий и культурно-бытового обслуживания преподавателей и студентов.
2 Нормативные ссылки
ГОСТ Р 51631-2008 Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (с изменением N 1)
СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»
СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (с изменением N 1)
СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (с изменением N 1)
СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (с изменением N 1)
СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»
СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями N 1, N 2, N 3)»
СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован но состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текуший год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений.
Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
4 Общие положения
4.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию учебных, научных, аудиторных, спортивных и административных зданий и корпусов образовательных организаций высшего образования.
4.2 Для расчета площади участка, состава и площадей помещений зданий образовательных организаций следует использовать расчетный контингент студентов, который определяется как сумма численности студентов дневной формы обучения и 10% от численности студентов заочной формы обучения, а для медицинских образовательных организаций — как сумма численности студентов дневной формы обучения и 50% от численности студентов вечерней формы обучения.
4.4 При подсчете общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности зданий образовательных организаций высшего образования следует руководствоваться СП 118.13330.
4.5 Здания образовательных организаций высшего образования должны проектироваться по нормальному уровню ответственности согласно [4].
4.6 Здания образовательных организаций высшего образования должны проектироваться с учетом доступности для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СП 59.13330 и СП 136.13330.
Источник: www.dokipedia.ru
Гигиенические требования, предъявляемые к учебно-производственным зданиям учебных заведений
Основным гигиеническим требованием, предъявляемым к учебным заведениям является создание благоприятных условий для теоретического обучения, производственного обучения и практики.
Вторым существенным требованием, является размещение этих учебных заведений вблизи предприятий, являющихся базами для прохождения производственной практики, однако с обязательным соблюдением санитарно-защитных зон. Учебные заведения должны располагаться на самостоятельном изолированном участке селитебной территории городов и поселков в промышленных районах, вблизи от базовых предприятий (особенно для учебных заведений по профессиональному обучению молодежи). Сельские учебные заведения следует размещать в районных центрах, вблизи предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Третье гигиеническое требование диктует необходимость обеспечения благоприятных гигиенических условий, как для занятий, так и для отдыха подростков. С этой целью должны быть предусмотрены три группы помещений: учебные, учебно-производственные, общежития. Они должны быть разобщены, проектироваться в отдельных корпусах, но в непосредственной близости друг к другу.
Площадь земельного участка предусматривается из расчета 20 м2 на одного учащегося, на территории которого выделяются следующие зоны: учебно-производственная, спортивная, хозяйственная, жилая.
Размещение зданий учебных заведений на участке должно обеспечивать правильную ориентацию основных учебных и жилых помещений, а также благоприятные условия освещения и инсоляции.
Учебные и жилые помещения рекомендуется ориентировать на юг. юго-восток и восток, кабинеты технического черчения — на север, северо-восток, северо-запад, при этом в них должно быть обеспечено не менее 3х часов, непрерывного солнечного облучения на период с 22.03 по 22.09 в районах южнее 60°С.Ш. и с 22.04 по 22.08 — в районах севернее 60°С.Ш.3 Плотность застройки участка должна составлять 15-25%, плотность озеленения — 50%; расстояние от окон учебных помещений до стволов деревьев — не менее 10 м и до кустарниковых насаждений — не менее 5 м.
В зданиях учебных заведений необходимо предусматривать учебные помещения для теоретических занятий, учебно-производственные мастерские, учебно-спортивные, культурно-массового назначения, административно-служебные, вспомогательные, складские, столовые, общежития, санатории-профилактории.
Учебные заведения должны иметь не больше 4 этажей, учебно-производственные -1-2 этажа, общежития — 3 этажа.
Учебные помещения должны быть изолированы от учебно-производственных мастерских, спортивных и актовых залов, помещений пищеблока, являющихся источником распространения шума и неприятных запахов. В подвалах, цокольных этажах, можно размещать лишь гардеробные, санитарные узлы, душевые, кладовые, книгохранилища и столовые.
Высота этажа учебных заведений принимается 3,3 м от пола до пола вышележащего этажа, учебно-производственных помещений — в зависимости от технологического оборудования, остальных — по соответствующим нормам.
Площадь учебных кабинетов и групповых аудиторий должна быть не меньше 50 м2, учебных кабинетов по специальности — 60 — 72 м2, кабинета технических средств обучения — 72 м2, лабораторий, кабинетов чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования — 72 — 90 м2 и препараторских -18м2.
Общежития для учащихся рекомендуется располагать в отдельном здании не далее 500 м от основного здания.
Вспомогательные помещения (вестибюль, гардероб, рекреации, санузлы) следует принимать из расчета: вестибюль и гардероб — 0,25 м2 на одного учащегося, рекреационные помещения — 0,62 м на одного учащегося, санитарные узлы — один унитаз на 30 женщин, один унитаз и один писсуар на 40 мужчин, один умывальник на 60 человек.
В каждом учебном заведении должна быть столовая. Помещения столовой и кухни выделяются в отдельный блок на первом этаже и должны иметь выход на хозяйственный двор.
Количество посадочных мест в обеденном зале должно быть равно 20% общего количества учащихся средних специальных учебных заведений и 1/3 количества учащихся профессиональных учебных заведений. Расстояние между столами и раздачей не менее 150 — 200 см, между рядами и стеной — 40 — 60 см.
Актовые залы учебных заведений, расположенных в городах, проектируются на одновременное размещение 173, а в сельских населенных пунктах -1/2 общего количества учащихся, из расчета 0,65 м2 на одно место.
При актовом зале предусматривается киноаппаратная (30 м2), радиоузел (10 м2), комнаты для самодеятельных коллективов (не менее 4 комнат на 12 м2), кладовая инвентаря (10 м2) и уборная.
В библиотеке — книгохранилище на 1 учащегося должно быть 50 — 60 единиц книжного фонда, на 1000 единиц — 2,2 м2 площади. В читальном зале необходимо предусмотреть 2,2 м2 площади на 1 место. Количество мест в читальном зале зависит от вместимости учебного заведения:
- на 540 учащихся — 50 мест;
- на 720 — 55 мест;
- на 960 — 60 мест;
- на 1440 — 85 мест.
Оборудование и внутренняя отделка помещений.
При окраске учебно-производственных помещений надо придерживаться следующих рекомендаций:
— помещения цехов металлообработки и деревообработки окрашиваются спокойными тонами зеленого и желтого спектра;
— эти же цвета, но более яркие, можно применять и в помещениях, где учащиеся бывают перед началом работы (вестибюль, гардероб, раздевалка);
— в зоне расположения производственного оборудования рекомендуется более спокойные, приглушенные тона действующие успокаивающе (голубые, зелено-голубые, желто-зеленые);
— неподвижные части металлорежущих станков окрашивают в светло-зеленый цвет, движущиеся части — в кремовый;
— отдельные элементы оборудования и архитектурно-строительные конструкции (торговые стены, колонны, сиденья, стенды) можно окрашивать в более яркие и контрастные цвета;
— в зонах отдыха необходимо применять теплые цвета: желтые, желто-зеленые, оранжевые.
Потолки во всех помещениях окрашивают белой клеевой краской. Полы в помещениях должны быть прочными, огнестойкими, водонепроницаемыми, с малой теплопроводностью, малой стираемостью, бесшумными при ходьбе, доступными для производства ремонта, уборки. Полы в различных помещениях учебного заведения изготавливаются с учетом назначений этих помещений.
Полы в учебных и воспитательных помещениях должны быть деревянными или из линолеума на теплой основе. В целях профилактики различных ртутных отравлений в лабораториях химии, физики и препараторских полы необходимо покрывать бесшовным линолеумом с заделкой под плинтусы и подъемом по стене на высоту 15 см.
В гимнастических залах полу покрывают упругими, теплыми, звукопоглощающими, нескользкими и одноцветными материалами. Лучшим является реечный пол. Металлические детали для укрепления снарядов заделываются заподлицо с уровнем «шестого» пола. Материалы, применяемые для изготовления полов в учебно-производственных мастерских, должны обеспечивать гладкую и нескользкую поверхность, удобную для уборки.
Коэффициент теплоусваемости должен быть не более 5 ккал/см~-г -град). Наиболее приемлемыми являются асфальтовые, ксилолитовые и другие теплые полы. Во вспомогательных помещениях (душевые, туалеты) полы покрывают метлахской плиткой.
Оборудование в мастерских должно расставляться перпендикулярно или под углом 30 — 45° к свето-несущей стене. Расстояние между рядами станков 1,2 м, между станками в рядах не менее 0,8 мм.
Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а площадь помещений — не менее 4,5 м2.
Таким образом, проектирование и строительство новых, реконструкция существующих (действующих) учебных ‘заведений осуществляют в соответствии с требованиями главы СниП II -66-78 «профессионально-технические и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования», которые обеспечивают безопасность, гарантируют сохранение здоровья и работоспособности человека.
Источник: prom-nadzor.ru
Нормы по строительству учебных заведений
<Письмо>Минобрнауки России от 16.03.2018 N 08-581 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях, в целях реализации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере образования», утв. Минобрнауки России 20.03.2018 N ТС-39/08вн)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
от 16 марта 2018 г. N 08-581
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Во исполнение пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях, в целях реализации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
20 марта 2018 г. N ТС-39/08вн
О ПРИМЕНЕНИИ НОРМАТИВОВ И НОРМ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ, ВЫРАЖЕННЫХ В НАТУРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ, В ЦЕЛЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения.
1.1. Настоящие методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях (далее — рекомендации) разработаны во исполнение пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р, в связи с тем, что нормативы и нормы ресурсной обеспеченности населения, выраженные в натуральных показателях (далее — нормативы и нормы ресурсной обеспеченности населения), утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 29, ст. 3504), признаны утратившими силу.
1.2. Рекомендации предусматривают реализацию полномочий субъектов Российской Федерации по вопросу применения нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере образования и позволяют предопределить объемы своих расходов на соблюдение соответствующих норм без дополнительного правового регулирования на федеральном уровне.
2. Нормативное правовое регулирование вопросов применения нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере образования.
2.1. Акты, которыми были установлены показатели, указанные в примечании к пунктам 1, 2 и 4 раздела «Нормы и нормативы питания, обмундирования, мягкого инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях», к пунктам 1 — 6 раздела «Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях» и к пунктам 1 — 6 раздела «Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений» социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (далее — социальные нормативы), признаны утратившими силу в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон о детях-сиротах), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также упорядочением правовых актов в области образования.
2.2. Указанные вопросы регламентируются иными нормативными правовыми актами. Например, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 2013 г., регистрационный N 30067). При этом указанные нормативы распространяются на все образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы.
2.3. Согласно части 6 статьи 6 Федерального закона о детях-сиротах нормы обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, утверждаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нормы и нормативы питания, обмундирования, мягкого
инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях
в сфере опеки и попечительства
В сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних необходимо руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2017 г. N 1066, от 18 сентября 2017 г. N N 1116, 1117 г., регулирующие вопросы утверждения норм и порядка обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, норм и порядка обеспечения выпускников организаций, о порядке обеспечения проездом и учебной литературой (далее — постановления).
Постановления ранее разработаны Министерством и приняты Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ).
Нормы потребления продуктов питания по типам учреждений
и контингентам обслуживаемого в них населения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117 утверждены нормы обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета.
Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания для детей в дошкольных образовательных организациях включены в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования в СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Для воспитанников образовательных учреждений разработаны среднесуточные наборы продуктов и ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах, определены основные критерии организации питания, в том числе касающиеся набора и качества блюд, предлагаемых для питания обучающихся, временных промежутков приема пищи, а также установлены определенные функциональные условия деятельности пищеблоков в образовательных учреждениях.
Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах определены методическими рекомендациями МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах. Методические рекомендации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Методическими рекомендациями Роспотребнадзора утверждены: рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7 — 11 и 11 — 18 лет (от 24.08.2007 N 0100/8604-07-34), рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах (24.08.2007 N 0100/8606-07-34), примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7 — 11 и 11 — 18 лет в государственных образовательных учреждениях (24.08.2007 N 0100/8605-07-34).
Организация здорового питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях осуществляется в соответствии с совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. N 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений».
Минздравом России принят приказ от 19 августа 2016 г. N 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания».
Определение социальных норм и нормативов
для образовательных организаций, реализующих программы
1. По пункту «Норматив числа мест в дошкольных образовательных организациях раздела «Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях» следует применять санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564) (далее — СанПиН), а также Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 (далее — Приказ N 1014). Пунктом 1.9 СанПиН установлено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) — не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Пунктом 1.11 установлено рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет — 12 детей;
для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;
для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;
для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.
Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
Пунктом 1.12 СанПиН установлено, что в дошкольных образовательных организациях комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:
а) до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
В настоящее время в Приказ N 1014 вносятся соответствующие изменения.
Указанные нормативы распространяются на все образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования.
Терминологию следует привести в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. По пункту «Нормативы удельных показателей общей площади основных видов дошкольных учреждений для городского строительства» раздела «Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений» необходимо руководствоваться Сводом правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89″, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр.
Определение социальных норм и нормативов
для образовательных организаций, реализующих программы
1. По пункту «Наполняемость классов» раздела «Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях» следует обратить внимание, что на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10) внесены изменения. Согласно принятым изменениям из СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендательная норма, устанавливающая предельную наполняемость классов общеобразовательных организаций в 25 человек, исключена.
Согласно пункту 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 189 (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10), количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
В соответствии с пунктом 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10 в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.
В настоящее время Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России ведется работа по внесению изменений в приказы Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» и «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее — Порядки 1014 и 1015) в том числе в части определения предельной наполняемости отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и при получении ими образования совместно с другими обучающимися для внесения соответствующих изменений в Порядки 1014 и 1015.
2. По пункту «Нормативы удельных показателей общей площади зданий общеобразовательных учреждений» необходимо руководствоваться пунктами раздела III СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к территории общеобразовательных организаций».
При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.
Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72).
В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 — 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося), туалеты.
В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4,0 м2 на одного ребенка.
Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета (в редакции изменений N 3, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81):
не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72).
Определение социальных норм и нормативов
для образовательных организаций, реализующих программы
1. По вопросу установления норм и нормативов питания, обмундирования, мягкого инвентаря и оборудования в профессиональных образовательных организациях необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117 «Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием»;
2. По вопросу наполняемости учебных групп в профессиональных образовательных организациях необходимо использовать приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
Определение социальных норм и нормативов
для образовательных организаций, реализующих программы
1. По пункту «Нормы обеспечения общежитий постельными принадлежностями» раздела «Социальная защита населения» нужно руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 23 «Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений».
2. Нормативы общей площади зданий педагогических университетов и институтов до 2010 года до утраты силы были прописаны в государственных образовательных стандартах (п. 6 раздела Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений). Для действующих федеральных государственных стандартов по направлениям подготовки по УГСН 44.00.00. «Образование и педагогические науки» данные нормативы исключены.
Источник: legalacts.ru