1. Садоводство, огородничество и дачное строительство являются одними из наиболее распространенных видов землевладения и землепользования граждан на землях сельскохозяйственного назначения.
Особенностью этих видов землевладения является то, что подавляющее большинство его субъектов — это граждане, проживающие в городах и поселках городского типа. Именно это обстоятельство придает определенную специфику земельным отношениям, возникающим в этой сфере. Эти отношения достаточно полно регулируются Законами «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который был принят 15 апреля 1998 г., и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (так называемый Закон о «дачной амнистии»), принятым 30 июня 2006 г.
Здесь следует сделать одну очень важную оговорку. Закон от 15 апреля 1998 г. однозначно регулирует отношения всех видов некоммерческих объединений граждан: садоводческих, огороднических и дачных.
Перераспределение и предоставление земельных участков в СНТ
Между тем земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства (дачного строительства), по своему целевому назначению вовсе не относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Как уже было сказано выше, таковыми считаются земли, предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства и расположенные за чертой поселений (п. 1 ст. 77 ЗК РФ).
Между тем дачный земельный участок — это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха и только с правом выращивать сельскохозяйственные культуры, т.е. с правом, которым гражданин может никогда не воспользоваться, что чаще всего на практике и случается. Кроме того, дачные поселки имеют все основные признаки населенных пунктов и всегда относились к таковым, а занятые ими земли — к землям населенных пунктов.
Рассматривая далее правовой режим земель указанных некоммерческих объединений граждан, следует иметь в виду сказанное выше, а также то важное обстоятельство, что в случае предоставления земельных участков для дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения требуется осуществить перевод последних в категорию земель населенных пунктов.
В соответствии с Законом от 15 апреля 1998 г. организационно-правовая форма садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан возможна в трех видах: товарищества, потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства.
Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан могут создавать ассоциации (союзы) объединений (ст. 9 Закона от 15 апреля 1998 г.), которые являются юридическими лицами и имеют целью создание благоприятных условий для производства, переработки и реализации продукции.
Закон предоставляет право и рекомендует органам исполнительной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку членам некоммерческих объединений граждан по вопросам налоговых и иных платежей, кредитования на льготных условиях, предоставления различных услуг агротехнического, энергетического, организационного и иного характера, землеустройства и т.п.
Пять изменений для владельцев земельных участков в 2022 году
3. Земельные отношения членов некоммерческих объединений граждан регулируются нормами ст. ст. 12 — 35 Закона от 15 апреля 1998 г. («О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), а также Законом от 30 июня 2006 г. (Закон о «дачной амнистии»).
Предоставление земельных участков членам объединений осуществляется органами местного самоуправления по месту размещения объединения. Предоставленные ранее (до принятия ЗК РФ) участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования сохраняются за гражданами бессрочно, с правом бесплатной приватизации их по желанию граждан.
Нормы предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом норм, содержащихся в федеральных нормативно-правовых актах.
Закон устанавливает и ограничения права граждан на предоставление земельных участков для этих целей. Так, в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в предоставлении нового участка, если оно приведет к превышению установленных предельных норм предоставления.
Процесс предоставления земельных участков для целей садоводства, огородничества и дачного строительства можно условно разделить на два этапа:
1) выбор и предоставление зарегистрированному юридическому лицу (объединению) земельного участка для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
2) предоставление земельных участков в собственность членам объединений и объединениям как юридическим лицам.
На первом этапе органом местного самоуправления по месту проживания граждан формируется персональный состав членов объединения; им же устанавливается конкретный район возможного расположения и землеобеспеченности объединения и осуществляется его регистрация как юридического лица.
Предоставление общего земельного участка для размещения соответствующего объединения осуществляется решением органа местного самоуправления по месту размещения объединения. Общий земельный участок предоставляется объединению бесплатно в срочное пользование на период разработки и утверждения в установленном порядке проекта организации и застройки территории объединения.
Проект заказывается администрацией объединения, утверждается органом местного самоуправления, предоставившим земельный участок, и переносится в натуру.
На этом заканчивается первый этап предоставления земель, и начинается процедура предоставления в собственность земельных участков конкретным членам объединения, а земель общего пользования (под дорогами, санитарными зонами, детскими площадками и т.п.) — в собственность объединений как юридических лиц.
Предоставление участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется решением органа местного самоуправления. При этом гражданам, как правило, участки предоставляются за плату, а объединениям как юридическим лицам — бесплатно.
Завершающим этапом предоставления земель является государственная регистрация прав на земельные участки.
4. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений могут быть общими, установленными ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ, о которых уже упоминалось ранее, и специальными, установленными ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
К специальной группе правомочий садоводов, огородников и дачников относятся следующие.
1. Граждане вправе вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (ст. 8 Закона). Это означает, что гражданин, во-первых, получает земельный участок в собственность и, во-вторых, что член объединения может по своему желанию выйти из его состава для обособленного, т.е. вне рамок объединения, ведения садового, огородного или дачного хозяйства.
2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом объединения на условиях, определяемых договорами, заключаемыми между этими гражданами и объединением как юридическим лицом. При этом гражданам не может быть в этом праве отказано, а размер платы не может превышать ее размера, установленного за пользование этим имуществом для членов объединения.
При отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка граждане имеют право одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в размере целевых взносов.
4. Члены некоммерческого объединения в случае его ликвидации имеют право на получение причитающейся им доли имущества общего пользования.
5. Члены объединения имеют право обращаться в суд с исками о признании недействительными решений общего собрания садоводов, огородников, дачников, а также решений правления и иных органов объединения, если в них содержатся положения, нарушающие их права и законные интересы.
6. Граждане, получившие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) или срочного пользования, в том числе аренды, вправе в индивидуальном порядке приватизировать указанные земельные участки на безвозмездной основе.
В Законе достаточно много внимания уделяется защите прав членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и самих объединений как юридических лиц, а также ответственности за нарушение законодательства.
Закон устанавливает жесткую дисциплинарную, административную и уголовную ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов за нарушение земельного законодательства в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, к административной ответственности должностные лица могут привлекаться за следующие нарушения земельного законодательства:
— нарушение установленных сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков;
— сокрытие информации о наличии свободных земель;
— нарушение требований законодательства при отводе земельных участков;
— противоправные действия, повлекшие за собой самовольное занятие земель в границах объединений либо в зонах их размещения.
К уголовной ответственности должностные лица привлекаются за следующие нарушения законодательства:
— регистрация заведомо незаконных сделок с огородным, садовым или дачным участком;
— искажение учетных данных государственного земельного кадастра;
— умышленное занижение размеров платежей за землю.
В случаях, не влекущих за собой уголовной или административной ответственности, должностные лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, подвергаются дисциплинарному взысканию в виде замечания, выговора, строгого выговора, увольнения с работы в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.
Источник: jurisprudence.club
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков. Утратила силу
СТ 33 ЗК РФ — Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
2.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Комментарий к Статье 33 Земельного кодекса РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет возможность принятия в зависимости от целевого использования земельных участков специальных нормативных актов субъектов РФ или органов местного самоуправления, устанавливающих предельные размеры предоставляемых гражданам в собственность земельных участков. Следует учитывать, что федеральным законодательством в отдельных случаях ограничивается свобода субъектов РФ и муниципальных образований в определении таких размеров.
Например, нормы ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247) содержат минимальные размеры предоставляемых соответствующим категориям граждан в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.
Раздел земельного участка должен производиться с учетом минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения. Несоответствие размера земельного участка установленным требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков влечет отказ в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (ст. 27 ФЗ о кадастре).
Кроме предельных размеров земельных участков, законодательство в отношении отдельных видов земель сельскохозяйственного использования допускает ограничение максимального размера общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно у отдельного субъекта (п. 5 ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», п. 2 ст. 4 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит указание на то, какими нормативными правовыми актами должны устанавливаться максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных в п. 1 комментируемой статьи. Такое указание логично вытекает из положения о том, что именно собственник должен определять максимальные размеры бесплатно выделяемых земельных участков.
3. Для целей, не указанных в п. 1 комментируемой статьи, предельные размеры земельных участков могут устанавливаться различными правилами. Например, нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, нормы отвода земель для федеральных автомобильных дорог утверждает Минтранс России; нормы отвода земель, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, устанавливаются Правительством РФ.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются и в градостроительных регламентах правил землепользования и застройки. В соответствии со ст. 36 ГрК земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Источник: zemkod.ru
Правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного строительства
Исходя из норм Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ФЗ №-66 от 15 апреля 1998г.), следует сформулировать следующие понятия садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Садоводство — форма непредпринимательской деятельности по выращиванию плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, осуществляемая на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для указанных целей и отдыха.
Садовый земельный участок предоставляется гражданину с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, хозяйственных строений, сооружений. При этом следует иметь в виду, что летние садовые дома в садоводческом некоммерческом объединении не включаются в жилищный фонд, они не могут быть переданы членами товарищества в пользование другим лицам по договору найма жилого помещения.
Огородничество — форма непредпринимательской деятельности по выращиванию ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, осуществляемая на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для указанных целей.
Огородный земельный участок может быть предоставлен гражданину с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории.
Дачное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности, осуществляемая на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для отдыха и выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.
Дачный земельный участок может быть предоставлен гражданину на следующих условиях:
— с правом возведения жилого строения без права регистрации
проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений;
— с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений.
(Абзац второй статьи 1 признан не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Абзац второй статьи 1 признан не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.)
Ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства граждане могут осуществлять в индивидуальном порядке либо путем объединения соответственно в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, как на землях сельскохозяйственного назначения, так и на землях населенных пунктов.
В соответствии со ст. 13 Закона о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в индивидуальном порядке осуществляется в соответствии со ст. 34 ЗК РФ (общий порядок) с учетом особенностей, предусмотренных Законом о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве .
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Закон от 30 июня 2006 г ФЗ № 93 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее – Закон о дачной амнистии), коренным образом изменил порядок приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков, переданных из государственной или муниципальной собственности гражданам и их некоммерческим объединениям.
СМОТРИТЕ ст. 28 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
В соответствии с новой редакцией статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
При этом, данные объединения граждан стали единственными юридическими лицами, в отношении которых не будет применяться установленный для юридических лиц срок переоформления в обязательном порядке права постоянного (бессрочного) пользования землей на право собственности или на право аренды.
Садовые, огородные или дачные участки, предоставленные конкретным гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, граждане могут на основании заявления зарегистрировать право собственности на них без принятия каких-либо решений органов власти о предоставлении этих земельных участков в собственность, т.е. бесплатно.
Если эти земельные участки предоставлены на праве аренды или временного пользования, то предоставление их в собственность граждан осуществляется без проведения торгов по решению органов власти за плату или бесплатно в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Упрощенный порядок заключается в том, что к заявлению прилагается ограниченное законом количество документов:
1) описание местоположения границ земельного участка, подготовленное этим гражданином;
2) заключение правления данного объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен земельный участок, и то, что указанное описание местоположения границ земельного участка действительно соответствует их фактическому местоположению;
3) удостоверенная правлением объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного объединения, в составе которой находится земельный участок гражданина;
4) выписка из государственного реестра юридических лиц, содержащее сведения о данном объединении (подтверждается факт образования и существования такого объединения).
Таким образом, закон больше не обязывает граждан, изъявивших желание приватизировать свои садовые, огородные или дачные земельные участки, осуществлять эти действия совместно с другими членами объединения по решению общего собрания. Оформить право собственности на земельный участок гражданину теперь можно в индивидуальном порядке не дожидаясь согласия и желания на это других членов объединения, в том числе не надо дожидаться действий правления объединения по приватизации земель общего пользования.
Источник: studopedia.ru