Настоящий методический документ является 2-ой редакцией «Норм продолжительности проектирования объектов строительства в городе Москве. МРР-3.1.10-97»*, откорректированных в соответствии с постановлением Правительства Москвы о переходе на базовый уровень цен в строительстве по состоянию на 01.01.98 г., а также с учетом требований изложенных в Постановлениях Правительства Москвы от 11.02.2003 г. № 73-ПП, от 03.02.2004 г. № 47-ПП.
В процессе корректировки учтены требования регламентирующих документов Правительства РФ и Правительства Москвы, а также результаты применения «Норм» в практике проектирования в период до 2004 г.
*) Действие МРР-3.1.10-97 отменено приказом председателя Москомархитектуры от 02.06.2005 № 77.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормы продолжительности разработки проектно-сметной документации (ПСД) являются составной частью комплексной системы методических документов по ценообразованию в проектировании.
1.2. Продолжительность разработки ПСД функционально связана следующими зависимостями:
Лекция «Этапы и стадии проектирования зданий и сооружений»
— нормативом времени выполнения единицы продукции;
— общей трудоемкостью работы;
— степенью технологической возможности совмещения процессов проектирования.
1.3. Продолжительность разработки ПСД рассчитана на выполнение основного объема работ, предусмотренного требованиями нормативного документа на проектирование (СНиП, МГСН и пр.) и не учитывает время, необходимое для выполнения неучтенных работ, в том числе:
— сбор и анализ исходных данных;
— выполнение изыскательских работ;
— подготовки и согласования задания на проектирование;
— согласования проектных решений с заинтересованными организациями и организациями государственного надзора;
— проектирования в нескольких вариантах;
— проектирования конструкций на стадии КМД;
— проектирования внеплощадочных инженерных коммуникаций, а также городских сетей проходящих через участок строительства;
— корректировки проектных решений в связи с изменением условий проектирования;
— участия в выборе площадки (трассы) для строительства;
— экспертизы и утверждения проектной документации;
— выполнения демонстрационных материалов.
При необходимости согласований в период разработки проектной документации, время необходимое для согласования добавляется к времени продолжительности проектирования, определенному по данным «Нормам».
Продолжительность согласований принимается по нормативам согласующих организаций.
В частности продолжительность согласования проектной документации составляет:
— Москомархитектурой — 1,0 мес.;
— ОПС Мосгоргеотреста — 0,5 мес.;
— согласование индивидуальных изделий — 0,5 мес.
1.4. Продолжительность разработки ПСД учитывает время, необходимое для проектирования объекта, как единого целого.
1.5. Продолжительность проектирования многофункционального комплекса, состоящего из нескольких объектов, связанных единым архитектурным замыслом или технологическим процессом, а также комплекса работ по проектированию объекта, определяется на основе календарных графиков с использованием продолжительности разработки ПСД отдельных объектов и инженерных систем с учетом возможности совмещения процессов проектирования объектов комплекса, согласованного с заказчиком (пример календарного графика приведен в приложении).
расчёт сроков проектирования
1.6. Общая продолжительность разработки ПСД на объект формируется на основе продолжительности разработки раздела, определяющего критический путь (преимущественно архитектурно-строительный раздел).
Продолжительность разработки раздела или части проекта определяется пропорционально их доле в общем объеме работ, при этом, продолжительность проектирования архитектурно-строительного раздела принимается равной общей продолжительности проектирования с коэффициентом 0,9, продолжительность проектирования прочих разделов с коэффициентом 1,2, учитывающим время, необходимое для ознакомления с проектом в целом, но не менее 1-го месяца.
Доля раздела в общем объеме работ на рассматриваемой стадии проектирования определяется в соответствии с разбивкой, принятой в организации-исполнителе.
1.7. При «привязке» объектов нормативная продолжительность определяется в % от общей продолжительности проектирования индивидуального объекта при следующих условиях:
— с переработкой нулевого цикла — 30 %;
— с изменением назначения 1-го нежилого этажа — 50 %;
— с изменением этажности — 50 %.
1.8. При необходимости соблюдения двух и более условий общая продолжительность привязки принимается по таблицам с коэффициентом 0,8.
Минимальная продолжительность привязки должна составлять: в застройке — 2 мес., на отдельном участке — 2,5 мес.
1.9. Применение норм продолжительности разработки ПСД позволяет:
— установить объективные сроки выполнения проектных работ;
— установить правовое основание для преодоления разногласий, возникающих между заказчиком и исполнителем, по продолжительности проектирования.
1.10. Нормы по определению продолжительности разработаны для следующих стадий проектирования:
— рабочий проект (РП);
— рабочая документация (Р).
Продолжительность проектирования по объектам строительства различного назначения представлена в таблицах раздела № 3, при этом минимальное и максимальное значения принимаются по минимальной и максимальной мощности объекта, указанной в таблице, промежуточные значения принимаются по интерполяции.
1.11. Продолжительность проектирования корректируется в зависимости от следующих обстоятельств:
— места расположения объекта в застройке города (в пределах Садового кольца — Кк = 1,2, в пределах от Садового кольца до Третьего транспортного кольца (ТТК) — Кк = 1,1; от ТТК до границ города — Кк = 1,0);
— затесненных условий строительства, Кк = 1,2 (принимается только на территории за пределами Садового кольца);
— при реконструкции, в том числе застроек, включая волновое переселение Кк = 1,1 — 1,3;
— при проектировании объектов, сложных в архитектурно-градостроительном и инженерно-технологическом решениях (уникальных), Кк = 1,3 — 1,5;
— при проектировании типовых проектов Кк = 1,5.
В случае наличия нескольких усложняющих факторов следует принимать корректирующий коэффициент большего значения, но не > 1,5.
1.12. Нормы не распространяются на:
— проектирование объектов для строительства за рубежом или по контрактам с иностранными фирмами;
— на разработку конкурсной документации.
1.13. Продолжительность проектирования рассчитана на выполнение ПСД в пределах 8-ми часового рабочего дня.
Продолжительность проектирования ограничивается: начало — датой подписания договора на выполнение проектных работ, окончание — датой оповещения заказчика о готовности проектной продукции.
1.14. При проектировании на геоподоснове с грифом «секретно» применяются коэффициент 1,1.
1.15. Для определения продолжительности разработки вариантов проекта или его корректировки следует воспользоваться указаниями, изложенными в п. 1.8 расчета величины сокращения объема работ по разделам проектной документации.
1.16. Продолжительность проектирования архитектурного освещения, архитектурной колористики фасадов, а также комплексного благоустройства представлена в соответствующих документах по определению стоимости этих работ.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАСЧЕТУ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Продолжительность разработки ПСД формируется в зависимости от:
— объема и содержания проектной документации, характеризуемые стоимостью ее разработки (трудоемкости);
— состава исполнителей по количеству и уровню квалификации;
— технологической последовательности разработки разделов проектной документации и степенью совмещения процессов проектирования.
В разделе 3 приведены результаты расчетов продолжительности проектирования в зависимости от натуральных показателей объектов строительства. По объектам не представленным в разделе 3 продолжительность проектирования определяется по данной методике.
2.2. Трудоемкость выполнения ПСД определяется по формуле:
Тн — время необходимое для выполнения работы;
Чр — расчетная численность исполнителей. Рассчитывается по формуле 2.2 .
Спсд — стоимость разработки ПСД;
Вср — средняя выработка исполнителя в единицу времени (день, месяц, год) рассчитывается по формуле 2.3 .
2.2.1. Расчетная численность рассчитывается по формуле:
Ni — относительная доля участия по времени в работе специалиста или группы специалистов;
Ч i — количество специалистов, принимающих одинаковую долю участия в разработке ПСД;
2.2.2. Средняя выработка рассчитывается по формуле:
ЗПср — средняя зарплата исполнителей;
Р — уровень рентабельности;
Кз — коэффициент, учитывающий долю зарплаты в себестоимости проектных работ.
2.3. Степень совмещения процессов проектирования зависит от соотношения объемов работ последовательного и параллельного исполнения и характеризуется коэффициентом совмещения, Ксм.
Значения Ксм изменяются в зависимости от стадий проектирования и объема работ (таблица 1).
Значения Ксм получены по результатам анализа сетевых моделей разработки ПСД и репрезентативной выборки фактических показателей продолжительности проектирования объектов за предшествующий период времени.
Значения коэффициентов совмещения процессов проектирования, Ксм
Наименование стадии проектирования
Значения Ксм i при стоимости разработки ПСД в тыс. руб. (в ценах 1998 г.)
Источник: xn——glcgs3aflkebk.xn--p1ai
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Начало разработки проектной документации определяется в соответствии с нормами продолжительности проектирования с учетом необходимости обеспечения к 1 июля года, предшествующего планируемому, выдачи утвержденной проектно-сметной документации и рабочих чертежей на годовой объем работ, а по вновь начинаемым стройкам, сооружаемым по иностранным лицензиям и на базе комплектного импортного оборудования — не менее чем на полугодовой объем строительно-монтажных работ. [6]
Начало проектирования предприятий, зданий и сооружений устанавливается с учетом норм продолжительности проектирования , а при их отсутствии — применительно к имеющимся аналогичным объектам или исходя из фактической продолжительности, разработки проектно-сметной документации по аналогичным стройкам. [7]
При составлении плана будущих лет исходят из обеспечения проектно-сметной документации строек в соответствии с нормами продолжительности проектирования и строительства. Место строительства и проектную мощность принимают согласно схемам развития и размещения соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности, схемам развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, а крупных и сложных предприятий и сооружений — также на основе ТЭО. Проектно-изыска-тельские работы для строительства будущих лет по всем объектам каждого строительства, включая объекты жи-лищно-гражданского и коммунального назначения по комплексно планируемым стройкам, планируют по основной отрасли, к которой относится проектируемое предприятие. В титульные списки проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет включаются разработка проекта и необходимая часть рабочей документации на первый год строительства. [8]
Новая система СНиП охватывает вась круг нормативных документов по всем аспектам проектирования и строительства, включая вопросы организации, управления, методологии и экономики проектирования и инженерных изысканий, организации управления и экономики строительства, норм продолжительности проектирования и строительства, положений об организациях и должностных лицах, норм затрат материальных и трудовых ресурсов, а также традиционные области технического нормирования в проектировании, в производстве работ и в сметном деле, которые были ранее объединены в структуре строительных норм и правил. [9]
Все указанные выше материалы по капитальному строительству должны составляться на основе прогрессивных и экономичных проектных и нормативных разработок — норм технологического проектирования и технико-экономических показателей магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, оптимальных параметров трубопроводов, типовых и повторноприменяемых проектов, норм продолжительности проектирования и строительства трубопроводов. [10]
Перечни проектов разрабатываются на основе перечней вновь начинаемых строительством предприятий ( производств), перечней действующих предприятий, намечаемых к реконструкции и расширению в планируемой пятилетке, основных направлений экономического и социального развития химической промышленности на 10 лет, схем развития и размещения химической промышленности на 15 лет, других предплановых материалов, а также норм продолжительности проектирования . [11]
Срок действия согласований решений и условий на присоединение проектируемых объектов к источникам снабжения и инженерным сетям устанавливается при выборе площадки. При отсутствии прямых норм продолжительности проектирования могут быть использованы ведомственные нормативы. [12]
Перечни проектов, подлежащих разработке в планируемой пятилетке, для предприятий ( производств), вновь начинаемых строительством, а также намечаемых к реконструкции и расширению, с указанием основных технико-экономических показателей разрабатываются в составе пятилетних планов для обеспечения непрерывности действия планов проектно-изыс-катепьских работ и повышения ответственности заказчиков, проектных организаций за своевременную разработку качественной проектно-сметной документации. В перечни проектов, исходя из норм продолжительности проектирования , включаются стройки планируемой пятилетки и следующей за ней. Разработка проектов при продолжительности строительства предприятий ( производств) свыше двух лет предусматривается не в цепом на предприятие, а на его очередь. [13]
Сроки действия согласований намечаемых решений н условий на присоединение проектируемых объектов к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям устанавливаются при выборе площадки для строительства. Указанные сроки не должны быть менее сроков, установленных по нормам продолжительности проектирования и строительства. [14]
Сроки действия согласований проектных решений и технических условий на присоединение проектируемых объектов к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям устанавливаются при выборе площадки для строительства и согласовании проектных решений и указываются в акте по выбору площадки. Эти сроки не должны быть менее установленных в соответствии с нормами продолжительности проектирования и строительства. [15]
Источник: www.ngpedia.ru
Нормы продолжительности проектирования — гражданское законодательство и судебные прецеденты
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2009г. № 620 при определении базовой цены проектирования по Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства в случае сокращения по просьбе Заказчика, установленного в задании на проектирование, срока проектирования по сравнению с нормативными рекомендуется применять следующие повышающие коэффициенты: При сокращении срока в 1,2 раза – до 1,1 в 1,4 раза – до 1,2 в 2 и более раз – до 1,4 Согласно Строительным нормам 283-64 «Временные нормы продолжительности проектирования » раздел ХV11 «Железнодорожное и автодорожное строительство» п.10 срок разработки рабочей документации составляет 4 месяца (включая изыскания). Срок проведения изысканий 1 месяц. В рассматриваемом случае изыскания не проводились и не учитывались при формировании стоимости разработки рабочей документации. Таким образом, с учетом исключения срока проведения изысканий (1 месяц) и применения К=0,85 для капитального ремонта срок разработки рабочей документации должен составлять 2,55 месяца. Как следует из материалов дела, рабочая документация представлена подрядчиком в ФКУ Упрдор
на 29.05.2016 представлена в полном объеме. Арбитражный суд Астраханской области признал обоснованным применение заявителем повышающего коэффициента 1.4 к проектным работам на стадии разрешительной документации в связи с сокращением сроков проектирования. Кроме того, как указал суд, правомерность применения такого коэффициента установлена пунктом 3.11 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620 ( далее – Методические указания) и пунктом 10 СН 283-64 «Временные нормы продолжительности проектирования » раздел XVII «Железнодорожное и автодорожное строительство». В результате применения коэффициента для капитального ремонта К=0,85 срок разработки сокращается до 2,55 месяца. Фактический срок разработки РД составил 1 месяц, что более чем в два раза превышает нормативный срок, в связи с чем, правомерно применен коэффициент, равный 1,4. Рабочая документация разработана и представлена в ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» 30.05.2016, что подтверждается накладной б/н от 30.05.2016 и письмом ООО «Проектное строительное бюро» от 25.05.2016
при проведении аукциона явилось то, что в отношенииземельного участка, право аренды которого было предметом аукциона, не были проведены работы по его формированию. Ссылается на отсутствие указания в протоколе от 20.11.2014 № 2 сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение (технологическое присоединение). Утверждает, что при установлении сроков подготовки проекта и выполнения работ по обустройству территории организатор торгов не применил положения СН-283-64 «Временные нормы продолжительности проектирования », утвержденные Госстроем СССР 30 июля 1964 года. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего. Как следует из материалов дела, Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 26.09.2014 № 1605 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды находящегося в государственной собственности Смоленской
№44-ФЗ и Правилами №1063. Факт нарушения срока, установленного графиком выполнения проектных работ (приложение №1 к контракту) (п. 3.2), ответчик не оспаривает, ссылаясь в обоснование возражений на несоответствие условий контракта о сроках СН 283-64.
Вместе с тем, Минстрой России 04.06.1992 издал Приказ №135 «Об утверждении Перечня нормативных документов в строительстве, действующих на территории Российской Федерации». В главу 1 «Строительные нормы и правила и другие нормативные документы, действующие на территории Российской Федерации» СН 283-64 Временные нормы продолжительности проектирования не вошли. Согласно Приказу Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №135 от 04.06.1992 указанные нормы используются в качестве рекомендуемых и справочных материалов. Так, в изданном Госстроем России в 2003 году сборнике «Организация проектирования» (разъяснения по осуществлению проектной деятельности и отдельным положениям нормативных документов, регламентирующих вопросы организации проектирования) ИД-24.2001 содержится ответ на вопрос, из которого следует, что «Временными нормами продолжительности проектирования» (СН 283-64), утвержденными Госстроем СССР можно пользоваться для определения базовой цены, а
суда о том, что при определении срока исполнения контракта должны учитываться не максимальные сроки, а сроки обоснованные заказчиком, подтверждены судебной практикой, в том числе постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.08.2015 по делу № А74-72/2015. Более того, возможность исполнения работ, указанных в спорной аукционной документации, в сроки, установленные заказчиком, подтверждена представленным третьим лицом в материалы дела положительным заключением экспертизы №19-1-1-3-0104-17 от 01.12.2017 (т.1 л.д.131-149). При проведении расчетов заявитель ссылается на «СН 283-64. Временные нормы продолжительности проектирования » утвержденные Госстроем СССР 30.07.1964, а также на Методические рекомендации по определению продолжительности выполнения комплекса проектно-изыскательских работ для строительства автомобильных дорог общего пользования, принятые и введенные в действие указанием Заместителя руководителя Федерального дорожного агентства письмом от 26.04.2006 №1-28/2718, между тем указанные нормативные правовые акты применяются при проектировании нового строительства либо при достройке и реконструкции уже возведенных объектов, на процесс ремонта дорог и их сооружений не распространяются. Судебная практика, на которую ссылается заявитель, основана
РФ предполагает установление срока, в течение которого решение должно быть исполнено руководителем предприятия, выполняющим действия по реконструкции очистных сооружений, поскольку указанные действия не могут быть исполнены в общем порядке силами принудительного исполнения, а их исполнение зависит от совершения определенных действий ответчиком по делу и его воли. Для чего суд устанавливает срок добровольного исполнения ответчиком указанных в решении действий. Как следует из содержания письма ЗАО Институт «Рязаньпроект» от 28.102010 года следует, что срок и нормы продолжительности проектирования объектов составляет 5,5 месяцев (раздел 6.1 п.15), а нормативный срок строительства (реконструкции) очистных сооружений согласно СНиП 1.04.03-85 Раздел 3 п.2-26 составляет 4,5 месяца. Таким образом, суд полагает необходимым установить разумный срок для исполнения ответчиком действий на 1 год, а если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, то в силу ч.1 ст.206 ГПК РФ истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Согласно ч.1 ст. 98
выполнения работ составит: 1) проведение аукциона на выбор подрядной организации — . календарных дней, согласно № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года; 2) выполнение инженерных изысканий (участок . га) — . месяца, согласно приложения № 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 февраля 2015 года № 137/пр.; 3) выполнение проектно-сметной документации (воздушные линии электропередачи до . кВ, протяженностью . м) — . месяца, согласно таб. 2.12 сборника 11.1 « Нормы продолжительности проектирования объектов строительства.
МРР-11.1-16»; 4) проверка достоверности сметной стоимости объекта строительства в АУ РК «Управление государственной экспертизы РК» — . календарных дней. Срок выполнения проектно-сметной документации составит порядка . месяцев. При наличии проектно-сметной документации МУ УКС выйдет с предложением к главному распорядителю бюджетных средств о включении расходов на строительство сетей наружного освещения на . год. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря
пунктом 3 статьи 23 Устава города-героя АДРЕС ИЗЪЯТ, городская Дума решает вопросы, отнесенные к ее компетенции, на заседаниях городской Думы, очередные заседания которой созываются председателем городской Думы не реже одного раза в три месяца. АДРЕС ИЗЪЯТ городская Дума принимает решения о внесения изменений в бюджет 2 раза в год, а значит бюджетные ассигнования на исполнение судебного акта могут быть внесены в бюджет в период от 6 до 12 месяцев. В «СН 283-64 Временные нормы продолжительности проектирования », утвержденных государственным комитетом по делам строительства от 30 июля 1964 года и Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ №137/пр от 27 февраля 2015 года «Об установлении срока необходимого для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования» указаны ориентировочные сроки проектных работ, которые в зависимости от категории автомобильной дороги будут составлять от 7 до 11 месяцев. Сроки выдачи разрешения на строительство установлены частью 11 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой уполномоченные
для строительства образовательных учреждений. Согласно утвержденной стратегии развития городского округа г.Уфа РБ строительство общеобразовательных учреждений в микрорайоне предполагается в период до 2022 года (т. 1 л.д. 25-28).
Согласно письма Управления образования Администрации ГО г.Уфа РБ от 10 июня 2019 года проектная мощность МБОУ Лицей № 160 ГО г.Уфа РБ составляет 550 мест, МАДОУ Детский сад № 63 ГО г.Уфа РБ- 380 мест (т. 1 л.д.39). В соответствии с Московскими региональными рекомендациями (МРР-11.1-16 « Нормы продолжительности проектирования объектов строительства» срок для разработки проектной документации составляет для школы на 1000 мест- 7,2 месяца. Согласно СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий» нормативные сроки строительства школы на 1200-1600 мест составляют 14 месяцев. Проект планировки и межевания вышеуказанной территории был сдан ООО «Дионис» на рассмотрение в Главархитектуру г.Уфа 21 октября 2019 года, письмом исх.№ 7-13986/ПР от 25 ноября 2019 года данный проект возвращен на доработку. Согласно письма Главархитектуры Администрации ГО
«<. >» на основании приказа № 509 от 30 декабря 1993 года переименовано во <. >СМУ УПР ДП «<. >». <. >СМУ УПР ДП «<. >» на основании приказа № 48 А/к от 30 июня 1999 года переименовано во <. >СМУ РВУ ООО «<. >».
Согласно Положения о РВУ ООО «<. >», основными целями деятельности филиала являются капитальное строительство, техническое перевооружение, капитальный ремонт и ввод в действие производственных мощностей, объектов жилищно-коммунального назначения в установленные сроки в соответствии с нормами продолжительности проектирования и строительства действующими на территории РФ (п. 2.1 Положения). В соответствии с основными целями филиал осуществляет следующие виды деятельности: строительно-монтажные работы по техническому перевооружению, реконструкции, капитальному ремонту действующих объектов, а так же капитальное строительство (п. 2.2 Положения). Из исследованных судом первой инстанции письменных доказательств следует, что <. >МПМК объединения «<. >», <. >строительно-монтажное управление УПР ДП «<. >» в которой осуществляла свою трудовую деятельность истица в спорный период времени занималась основным видом деятельности — строительством
Источник: lawnotes.ru
Установлены нормы продолжительности проектирования строительства
Москомэкспертиза внесла изменения в нормативы продолжительности проектирования объектов строительства.
Москомэкспертиза внесла изменения в нормативы продолжительности проектирования объектов строительства.
Как отметил председатель Москомэкспертизы Игорь Солонников, продолжительность выполнения проектных работ рассчитана в зависимости от нормативов времени, затрачиваемого на выполнение единицы продукции, общей трудоемкости работы, а также степени технологической возможности совмещения процессов проектирования.
Новые нормативы включают в себя продолжительность проектирования застройки микрорайонов и комплексов, объектов жилищного назначения, просвещения, культуры, торговли и общественного питания, коммунально-бытового назначения, здравоохранения, физкультурно-спортивного, административного и производственного назначения, инженерных сетей и дорог, а также объектов наземного городского пассажирского транспорта.
Источник: reforum.ru