Норма расхода материальных ресурсов — Количество материальных ресурсов, необходимое для производства единицы продукции (работ) Источник: СНиП 82 01 95: Разработка и применение норм и нормативов расхода мате … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Норма расхода материальных ресурсов — – количество материальных ресурсов, необходимое для производства единицы продукции (работ). [СНиП 82 01 95] Рубрика термина: Экономика Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
НОРМА РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ — – максимально допустимая норма потребления сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции. Различают годовые, оперативно технические, единичные, сводные нормы … Краткий словарь экономиста
НОРМА РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ — максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции установленного качества, выполнение технологических операций и т. д. Н.р.м.р. могут быть классифицированы, например, по степени… … Большой бухгалтерский словарь
Строительство офисного центра
НОРМА РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ — максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции установленного качества, выполнение технологических операций и т.д. Н.р. могут быть классифицированы, например, по степени детализации, по … Большой экономический словарь
СНиП 82-01-95: Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения — Терминология СНиП 82 01 95: Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения: Единица продукции Определенное количество продукции в единицах измерения массы, объема, площади, длины,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Норма — Величина затрат ресурсов, либо величина результатов работ, определяемая на основе соответствующих нормативов с учетом реальных организационно технических условий производства при выполнении конкретного объема работ Источник: МД 3.02 2000:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Чистая норма — Количество материалов, необходимое для производства единицы продукции (работ) без учета всех видов отходов и потерь Источник: СНиП 82 01 95: Разработка и применение норм и нормативов расхода … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЭКОНОМИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ — – экономия, достигаемая в результате осуществления мероприятий по улучшению использования материальных и энергетических ресурсов: Эм(э) = [(Н0Ц0/Ки0) – (Н1Ц1/Ки1)] Q1, где Н0, Н1 – норма расхода материала, сырья или энергии на производство… … Краткий словарь экономиста
Источник: dic.academic.ru
Проверка сметной документации
Снип 82-01-95 разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. основные положения
Примечание. Перечень сборников приведен в порядке их разработки, ввода в действие и издания.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и правила по разработке и применению
норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве определяют
основные цели, принципы, общую структуру подсистемы (комплекса) норм и нормативов
расхода материалов, требования к видам норм и области их применения.
СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП
10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные
положения».
Положения настоящего документа обязательны для
органов управления, предприятий, организаций и объединений независимо от
организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Для организаций,
осуществляющих разработку норм и нормативов расхода материалов в строительстве,
соблюдение положений разделов
4, 5,
6 и п. 7.2 настоящего
СНиП является обязательным.
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) ЭЛЕМЕНТНЫХ НОРМ
Устройство бетонных и железобетонных конструкций
монолитных
Монтаж бетонных и железобетонных конструкций сборных
Конструкции из кирпича и блоков
Водопровод и канализация — внутренние устройства
Отопление — внутренние устройства
Газоснабжение — внутренние устройства
Вентиляция и кондиционирование воздуха
Водопровод — наружные сети
Канализация — наружные сети
Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети
Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии
Конструкции в сельском строительстве
Магистральные трубопроводы газонефтепродуктов
Промышленные печи и трубы
Работы при реконструкции зданий и сооружений
Примечание.
Перечень сборников приведен в порядке их разработки, ввода в действие и
издания.
СНиП 82-02-95
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1 РАЗРАБОТАНЫ НИИЖБ, ВНИИжелезобетон,
ЦНИИЭУС, Государственным предприятием
«Туластройпроект». Главным управлением
совершенствования ценообразования и
сметного нормирования в строительстве
Минстроя России.
2 ВНЕСЕНЫ Главным управлением
совершенствования ценообразования и
сметного нормирования в строительстве
Минстроя России
3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением
Минстроя России от 1 декабря 1995 г. №
18-101 в качестве строительных норм и
правил Российской Федерации взамен
СНиП 5.01.23-83 «Типовые нормы расхода
цемента для приготовления бетонов
сборных и монолитных бетонных,
железобетонных изделий и конструкций».
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
4 Общие положения
5 Федеральные (типовые) элементные нормы
расхода цемента для тяжелых и мелкозернистых
бетонов сборных бетонных и железобетонных
изделий
6 Федеральные (типовые) элементные нормы
расхода цемента для легких бетонов
сборных бетонных и железобетонных
изделий
7 Федеральные (типовые) элементные нормы
расхода цемента для бетонов монолитных
бетонных и железобетонных конструкций
Приложение А Термины и их определения
Приложение Б Соотношение между классами
бетона по прочности на сжатие и марками
СНиП 82-02-95 «Федеральные (типовые)
элементные нормы расхода цемента при
изготовлении бетонных и железобетонных
изделий и конструкций» разработан в
развитие СНиП 82-01-95.
Настоящий СНиП регламентирует федеральные
(типовые) элементные нормы расхода
цемента на приготовление бетонов для
сборных и монолитных бетонных и
железобетонных изделий и конструкций
массового производства.
Федеральные (типовые) элементные нормы
расхода цемента разработаны для всех
тяжелых, мелкозернистых и легких бетонов,
применяемых во всех видах строительства.
В основу базовых норм расхода цемента
положены технологические и статистические
зависимости производства бетона,
полученные при применении материалов
для бетона, качество которых соответствует
действующим стандартам на эти материалы,
а условия изготовления бетона, изделий
и конструкций из него отвечают современному
уровню отечественного производства.
Приведенная в нормах система коэффициентов,
учитывающая колебания показателей
качества материалов для бетона и
технологических режимов производства,
позволяет осуществлять привязку базовых
норм расхода цемента к конкретным
условиям предприятий — изготовителей
бетона, изделий и конструкций из него,
а также рассчитывать усредненные и
укрупненные нормы для заданных условий
при различных параметрах оптимизации
(минимизация стоимости или расхода
ресурсов, максимизация производительности
и т.д.).
В отличие от ранее действующих норм
расхода цемента (СНиП 5.01.23-83 и других
нормативных документов), в которых
единственным параметром оптимизации
было снижение расхода цемента посредством
установления плановых заданий по его
экономии, в настоящих нормах приведены
технологически и статистически
обоснованные коэффициенты, применение
которых дает возможность оценить и
учесть влияние вариации основных условий
производства на расход цемента при
безусловном обеспечении всех нормируемых
показателей качества бетона.
В типовых элементных нормах впервые
установлены дифференцированы минимальные
расходы различных видов цементов,
рассчитанные из условий обеспечения
долговечности изделий и конструкций
при различных условиях их эксплуатации,
а также сняты необоснованные запреты
и ограничения (на максимальный расход
цемента, изменения режимов тепловой
обработки, обязательное применение
определенных видов и марок цемента,
добавок и т.д.).
Все это позволит инженеру-технологу
творчески подойти к процессу разработки
и применения норм на конкретном
производстве и получить при этом
максимальный технико-экономический
эффект.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ (ТИПОВЫЕ) ЭЛЕМЕНТНЫЕ НОРМЫ
РАСХОДА ЦЕМЕНТА ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ
БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ И
КОНСТРУКЦИЙ
FEDERAL (STANDARDIZID) ELEMENT NORMS OF CEMENT`S EXPENSE FOR
MANUFACTURE CONCRETE AND REINFORCED — CONCRETE ARTICLES AND
CONSTRUCTIONS
Дата введения 1996-01-07
Навигация
ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ
5.1. Порядок разработки, согласования, принятия и применения норм расхода материалов, установленный настоящим СНиПом, является обязательным для разработчиков элементных, усредненных и укрупненных норм — федеральных (типовых), территориальных (региональных) и местных (фирменных).
5.2. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются федеральные (типовые) нормы, устанавливается Минстроем России.
Федеральные (типовые) нормы разрабатываются под методическим руководством и по заданию Минстроя России ведущими проектными, проектно-технологическими, научно-исследовательскими и другими организациями.
Федеральные (типовые) нормы принимаются (согласовываются) Минстроем России и рекомендуются к использованию на всей территории Российской Федерации.
5.3. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются территориальные нормы, устанавливается местной администрацией республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований или действующими на всей территории региона предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Территориальные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом местных условий по заданию администрации региона проектными, проектно-технологическими, научно — исследовательскими и другими организациями.
Территориальные нормы принимаются (согласовываются) в соответствии с действующим порядком и рекомендуются к использованию на территории данного региона.
5.4. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются местные нормы, устанавливается руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. Местные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на конкретном заводе (полигоне) и в конкретной строительной организации.
Местные нормы утверждаются (согласовываются) руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. и рекомендуются к применению на данном предприятии и в организации.
5.5. В зависимости от вида норм (элементные, усредненные, укрупненные) могут применяться различные методы их нормирования.
При разработке элементных норм используется сочетание расчетно-аналитического и опытного методов. Расчетно-аналитическим методом рассчитывается расход материалов на единицу продукции по данным рабочих чертежей, конструкторских спецификаций, рецептур, технологических регламентов и т.п. Нормируемые величины трудноустранимых технологических отходов и потерь определяются на основе карт технологических процессов, технологических карт раскроя, согласования обработки, актов взвешивания заготовок и т.п. Условия проведения опытов должны быть наиболее типичными для данной технологии конкретного производства и максимально приближенными к условиям реализации.
При разработке усредненных и укрупненных норм используется в основном расчетно-аналитический метод в сочетании с отчетно-статистическим. При расчете указанным способом необходимо учитывать сопоставимость конструкций, технологий и организации производства, опыт передовых организаций, изменение структуры и ассортимента материалов с использованием данных об их фактических удельных расходах на единицу продукции или вид строительно-монтажных работ.
5.6. Нормы расхода материалов подлежат пересмотру по мере внедрения новых технологических процессов, повышения уровня организации строительного производства, изменения свойств и видов материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу продукции и вид строительно-монтажных работ.
Источник: texsovet.ru
Нормы расхода материальных ресурсов в строительстве
от 20 июня 1995 г. N 18-60
Дата введения 1 января 1996 года
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ
РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1. Разработаны Главным управлением совершенствования
ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя
России, Государственным предприятием «Туластройпроект» и
Центральным научно-исследовательским институтом экономики и
управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России.
Внесены Главным управлением совершенствования ценообразования
и сметного нормирования в строительстве Минстроя России.
2. Приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России
от 20.06.95 N 18-60.
3. Взамен СНиП 5.01.18-86 «Положение о производственном
нормировании расхода материалов в строительстве».
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
4 Основные цели, принципы и структура подсистемы (комплекса)
5 Порядок и методы разработки норм расхода материалов
6 Содержание, построение, изложение и оформление норм расхода материалов в строительстве
7 Применение норм расхода материалов в строительстве
Приложение А Термины и определения
Приложение Б Перечень федеральных (типовых) элементных норм
Приложение В Перечень федеральных (типовых) усредненных норм
Приложение Г Перечень федеральных (типовых) укрупненных норм
Приложение Д Форма обложки нормативного документа по расходу материалов в строительстве
Приложение Е Форма первой страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве
Строительные нормы и правила (СНиП 82-01-95) «Разработка и
применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в
строительстве. Основные положения» разработаны в соответствии с
новыми экономическими условиями и действующими в России
законодательством и нормативными актами федеральных органов
СНиП 82-01-95 разработан в соответствии с общей Системой
нормативных документов (п. 82 прил. Б СНиП 10-01-94) и
устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов расхода
материальных ресурсов в строительстве, а также состав, основные
методологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и
нормативов и области их применения. Подсистема (комплекс)
формируется как открытая для дальнейшего развития и для создания
норм и нормативов расхода материалов, разрабатываемых на общей
методической и технической основе. Нормативные документы,
детализирующие, развивающие и дополняющие данный СНиП, должны
выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и
вводиться в действие соответствующими решениями Минстроя России.
Министерства и другие центральные органы федеральной
исполнительной власти, местная администрация республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных образований,
акционерные общества, строительные концерны и ассоциации в
соответствии с предоставленными им правами могут разрабатывать
методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели
по расходу материальных ресурсов, отражающие социальные и
природно-климатические особенности территорий, специфику отдельных
отраслей, производств и видов строительно-монтажных работ. При
этом создаваемые методические документы, нормы, нормативы и
нормативные показатели должны отвечать требованиям настоящего
СНиП, содержать эксплуатационные характеристики строительных
материалов, изделий и конструкций, основанные на требованиях
потребителя в соответствии с областью их применения и
использоваться по согласованию между участниками инвестиционного
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗРАБОТКА И ПРЕМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
NORMS OF MATERIALS USAGE FOR CONSTRUCTION INDUSTRY BASIC PRINCIPLES
Дата введения 1996-01-01
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и правила по разработке и применению норм и
нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве
определяют основные цели, принципы, общую структуру подсистемы
(комплекса) норм и нормативов расхода материалов, требования к
видам норм и области их применения.
СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП 10-01-94
«Система нормативных документов в строительстве. Основные
Положения настоящего документа обязательны для органов
управления, предприятий, организаций и объединений независимо от
организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Для
организаций, осуществляющих разработку норм и нормативов расхода
материалов в строительстве, соблюдение положений разделов 4, 5, 6
и п. 7.2 настоящего СНиП является обязательным.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах и правилах использованы положения следующих
ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Основные положения».
ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Порядок разработки государственных
ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению,
оформлению к содержанию стандартов».
СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве.
В настоящих строительных нормах и правилах применены термины в
соответствии с Приложением А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94.
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА
4.1. Подсистема (комплекс) норм и нормативов расхода
материальных ресурсов в строительстве 1 представляет собой
совокупность взаимоувязанных методической основой, правила
разработки, обновления и применения норм и нормативов расхода
материалов, необходимого для производства строительной продукции,
исходя из структуры управления строительством и стадий
инвестиционного цикла на территории Российской Федерации.
1 В дальнейшем — подсистема (комплекс) норм расхода
4.2. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов направлена
на решение стоящих перед строительством задач с целью обеспечения:
соответствия строительных материалов, конструкций и изделий
своему назначению, безопасности в процессе их производства и
эксплуатации в различных условиях при выполнении экономических и
разработки и применения норм расхода материалов, позволяющих
при оптимальной технологии получать строительную продукцию
заданного качества с минимальными затратами;
контроля за использованием государственных и других инвестиций
рассмотрения в арбитражных судах и других инстанциях спорных
вопросов между заказчиками и подрядчиками;
методического единства разработки и применения подсистемы
(комплекса) норм расхода материалов, позволяющего осуществлять
привязку федеральных (типовых) норм в конкретных условиях
производства с целью создания на их основе региональных, местных и
других норм расхода материалов.
4.3. Объектами нормирования в подсистеме (комплексе) норм
расхода материалов являются: единица объема работ; укрепленные и
усредненные единицы строительной продукции; здания, сооружения и
объекты строительства; виды строительных, специальных строительных
и монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности и другие
единицы измерения строительной продукции.
4.4. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов в
строительстве построена на принципах прогрессивности, научно —
технической обоснованности и взаимодействия с государственной
системой стандартизации Российской Федерации и международными
организациями по стандартизации.
Прогрессивность норм обеспечивается путем отражения в них
тенденций снижения материалоемкости единицы продукции или единицы
объема работ и ориентации пользователя на рациональное
использование сырьевых ресурсов, расширение применения
материалов — заменителей и вторичных ресурсов.
Научно-техническая обоснованность определяется максимальным
отражением в нормах достижений в области техники, технологии,
организации производства материалов, конструкций и изделий,
методах ведения строительно-монтажных работ, а также современных
способов их проектирования.
Взаимодействие с государственной системой стандартизации
Российской Федерации и международными организациями по
стандартизации осуществляется посредством сопоставимости со
стандартами по строительству и промышленности строительных
материалов, строительным законодательством и стандартами
технического развития зарубежных стран.
4.5. Структура подсистемы (комплекса) норм расхода материалов
определена исходы из единства целей, задач и объектов
нормирования. В ее составе формируются комплексы взаимоувязанных
норм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные и
укрупненные.
По масштабу применения данные виды норм подразделяются на:
федеральные (типовые), территориальные (региональные) и местные
Федеральные (типовые) нормы могут быть элементными,
усредненными и укрупненными.
Территориальные (региональные) нормы могут быть усредненными и
Местные (фирменные) нормы могут быть элементными.
4.6. Федеральная (типовая) элементная норма — это расход
материалов, необходимый для производства единицы продукции или
объема работ, учитывающий проектные характеристики материалов, их
стандартное качество, типовые технологии изготовления продукции и
производства строительно-монтажных работ на территории Российской
Федеральная (типовая) элементная норма регламентирует расход
материала в единице объема продукции (работ), обеспечивающий ему
заданные свойства при рациональном использовании материала и
оптимальных способах изготовления изделий и производства
Федеральная (типовая) элементная норма содержит чистый расход
материала и не включает отходы и потери, образующиеся при
производстве, транспортировании и хранении.
Перечень федеральных (типовых) элементных норм приведен в
Местная (фирменная) элементная норма — это разработанный
методами технического нормирования необходимый расход материала на
производство единицы продукции или единицы объема работ заданного
качества с учетом фактических характеристик материалов,
технологий, условий изготовления изделий на конкретном заводе
(полигоне) и производства подрядных работ в конкретной
Местная (фирменная) элементная норма состоит из чистой нормы
расхода материалов и нормы трудноустранимых отходов и потерь,
образующихся в пределах строительной площадки.
4.7. Федеральная (типовая) усредненная норма — это расхода
материалов, необходимый для производства единицы продукции или
объема работ заданного проектом качества, рассчитанный по
усредненным характеристикам качества материалов и технологическим
условиям изготовления изделий и производства строительно-монтажных
работ на территории Российской Федерации.
Федеральная (типовая) усредненная норма включает чистый расход
и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь.
Перечень федеральных (типовых) усредненных норм приведен в
Территориальная (региональная) усредненная норма — это расход
материалов, необходимый для производства единицы продукции или
объема работ заданного качества с учетом усредненных характеристик
материалов, технологий и условий изготовления изделий и на
производстве подрядных работ в данном регионе, территории,
республике, крае, области.
Территориальная (региональная) усредненная норма состоит из
чистой нормы и типовой нормы трудноустранимых отходов и потерь.
4.8. Федеральная (типовая) укрупненная норма — это расход
материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов работ,
технологических этапов и пусковых комплексов, возведения зданий,
сооружений или их частей, рассчитанный на единицу стоимости
строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на
1000 кв. м приведенной общей площади жилых зданий и другие
показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с
учетом специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности
объектов строительства на территории Российской Федерации.
Федеральная (типовая) укрупненная норма включает расход
материалов, определенный по федеральным (типовым) усредненным
нормам с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при
транспортировании от поставщика до потребителя, а также расход
материалов, необходимый для выполнения вспомогательных работ
(ремонтных, эксплуатационных и др.).
Перечень федеральный (типовых) укрупненных норм приведен в
Территориальная (региональная) укрупненная норма — это расход
Источник: tehtab.ru
Вопрос: Нормирование и списание расхода материальных ресурсов. Движение материальных ценностей.
Для определения потребности и планирования материальных ресурсов в строительстве используются:
нормы расхода отдельных видов материалов на 1 миллион рублей сметной стоимости СМР;
производственные нормы использования ресурсов в строительном производстве; отдельным видам работ, строительным объектам и их очередям.
Норма расхода материалов на 1 миллион рублей сметной стоимости строительно-монтажных работ – это укрупненный показатель использования ресурсов. Однако ни отраслевые, ни сметные нормы расхода материальных ресурсов в условном исчислении не учитывают местных условий строительства. Поэтому на строительных площадках действуют производственные нормы расхода материалов, которые более точно определяют предельно допустимый уровень затрат материалов и изделий в натуральном выражении для производства единицы готовой продукции или выполнения определенного объема работ.
Нормы расхода основных материалов пересматриваются по мере совершенствования технологии строительно-монтажных работ. Это первичные нормы, которые разрабатываются на соответствующие виды общестроительных работ. Согласно производственным нормам отпускаются материалы строительным участкам, бригадам, рабочим.
Их применяют для выявления экономии или перерасхода материалов. Однако данные нормы не учитывают потерь материалов при их транспортировке от поставщиков до приобъектных складов строительства, при погрузочно-разгрузочных работах и хранении материалов на складах. Контроль за расходованием материалов осуществляется на основе сопоставления фактического их расхода с установленным по производственным нормам.
Нормы расхода вспомогательных материалов устанавливаются на топливо и электроэнергию; опалубочные доски, плиты, трубы и др., а также на малоценные и быстроизнашивающиеся средства труда.
Производственные нормы расхода материальных ресурсов подраз-деляются по качественному признаку их разработки:
1) на технико-экономически обоснованные;
3) опытные для вновь вводимых изделий.
Технико-экономически обоснованные нормы устанавливают максимально допустимый расход материалов для определенного вида работ с учетом прогрессивной технологии и организации производства и труда.
Опытно-статистические нормы – это средние показатели расхода ресурсов, которые определяются на основе фактических показателей работы. Их применяют в основном для нормирования расходов вспомогательных материалов и быстроизнашивающихся средств труда.
На многие виды вспомогательных материалов устанавливаются нормативы затрат – удельные затраты ресурсов на единицу мощности, единицу изделия, вида строительных работ. В практику нормирования введен еще один показатель удельного расхода ресурсов – на стоимость объема строительно-монтажных работ. Чем меньше данный показатель, тем выше показатель интенсификации расхода ресурсов в строительстве при сохранении цены на ресурсы, ассортимента и структуры строительно-монтажных работ.
Тема 7. Контроль выполнения оперативных планов строительного производства
Цели и задачи оперативного планирования
Планирование строительного производства осуществляется путем разработки перспективных, годовых, квартальных и месячных планов. Совершенно очевидно, что планирование без контроля теряет всякий смысл, а контроль без плана невозможен, ибо план, по сути, представляет собой модель реализации проекта — сценарий развития событий.
Оперативное планирование является заключительным этапом общего процесса планирования производственной деятельности строительных организаций и предприятий — функции управления, предполагающей распределение расчетных показателей производственного процесса во времени и непременно сопровождающейся планированием обеспечения производства всеми видами ресурсов. Необходимо помнить, что строительство является одной из фаз общего жизненного цикла проекта и задачи управления строительным производством неотделимы от общих задач управления проектом.
При текущей координации работ следует учитывать отклонения действительного прогресса проекта от заданного. Это является главной задачей оперативного управления проектами. При управлении проектами, которое охватывает не только сравнение заданного и действительного состояний проекта и анализ отклонений, но и регулирование, должны учитываться сложные отношения между сроками, затратами и целями проекта. Инструментом такого регулирования на фазе реализации проекта служит оперативное планирование строительного производства.
Оперативное планирование является ведущим способом организации, руководства и регулирования производственной деятельности строительных и монтажных организаций и их подразделений и базируется на рациональной технологии производства, а также служит средством для дальнейшего развития и детализации основных заданий годового плана на более короткие периоды времени и доведения этих заданий до непосредственных исполнителей работ и поставок. Оно органически связано с проектированием производства работ. Проекты производства работ и входящие в их состав графики, технологические карты с оценочными показателями и калькуляциями трудовых затрат служат технической базой для оперативного планирования.
Оперативные планы составляются в отличие от перспективных (стратегических) и среднесрочных (текущих) планов, охватывающих периоды планирования от одного до трех—пяти лет, только на текущий месяц, иногда с разбивкой на недели (декады) — краткосрочные планы. Они являются важнейшей составной частью единой системы подготовки и планирования строительного производства и служат целям повышения уровня координации работы всех подразделений иорганизаций, участвующих в строительстве и его материально- техническом обеспечении, а также создания условий для правильной организации труда и наиболее эффективного использования трудовых и материальных ресурсов, определения важнейших направлений работы по наибольшей концентрации сил на «узких» местах или работах, лежащих на «критическом» пути.
Основной целью оперативного планирования производства строительно-монтажных работ является организация наиболее экономически эффективной реализации заданий по строительству объекта в данный период времени, обеспечивающая выполнение общих условий контракта и/или установленных сроков ввода его в эксплуатацию. Обеспечение надежного выполнения работ в запланированный срок является также одним из основных показателей организационно — технологической надежности строительства — ОТН (ОТН — показатель надежности достижения системой поставленной перед ней цели). Наличие модели возведения объекта является, в свою очередь, непременным условием автоматизации управления строительным производством. В качестве наиболее распространенной формы моделирования строительного процесса используется моделирование
связей между работами в рамках задач календарного, в первую очередь оперативного планирования.
На стадии оперативного планирования решаются задачи организации четкой, ритмичной и согласованной работы всех подразделений, участвующих в строительстве объекта (комплекса объектов), с учетом возможности обеспечения выполнения запланированных объемов работ необходимыми трудовыми и материально-техническими ресурсами.
Оперативные (месячные) планы производства строительно-монтажных работ и их материально-технического обеспечения служат основой для краткосрочного (недельно-суточного, реже декадно-суточного) планирования. Целью недельно-суточного планирования производства строительно-монтажных работ является наиболее экономически эффективная реализация планов строительства объекта непосредственно в данный отрезок времени с учетом конкретных возможностей обеспечения его материально-техническими и людскими ресурсами. Недельно-суточное планирование является основой для разработки недельно-суточных графиков (НСГ).
Недельно-суточные графики (НСГ) производства строительно — монтажных работ и их материально-технического обеспечения являются документами, которые увязывают воедино работу инженерных служб строительно-монтажных организаций, служб снабжения и комплектации, подсобных промышленных предприятий и транспортных хозяйств, линейного персонала и соответствующих служб заказчика и направляют ее на выполнение утвержденных оперативных планов и графиков строительства в течение короткого, реально обозримого отрезка времени — недели с распределением заданий на каждый день.
В основу идеи недельно-суточного планирования заложен привычный для подавляющего большинства людей принцип распределения обычных житейских и производственных вопросов и проблем по дням недели, т. е. в предположении и расчете того, что должно и может быть выполнено в начале недели (понедельник, вторник), что в середине (среда, четверг) и что в самом конце (пятница, суббота).
Они предназначены для обеспечения на их основе оперативного планирования строительного производства и базируются на сбалансированном месячном плане производства работ, который является частью квартального и годового планов, предусматривающих непрерывную загрузку рабочих бригад и концентрацию необходимых ресурсов на строительстве объекта.
Недельно-суточный график позволяет организовать четкую оперативную работу по выполнению установленных заданий на строительстве объекта и установить надежную систему контроля. Он обусловливает ответственность всех работников стройки, начиная от руководителя управления строительством и заканчивая бригадиром, за выполнение каждой позиции графика как в области организации строительного производства, так и обеспечения их конструкциями, материалами, полуфабрикатами, транспортом и механизмами в установленные сроки. Исходными данными для разработки недельно-суточных графиков служат календарные планы строительства объектов и оперативные месячные планы. Непременным условием их составления является детальный анализ оперативной информации о ходе работ и конкретных результатах выполнения графиков предыдущей и текущей недели, НСГ составляются на все строительно-монтажные работы, намеченные месячным планом к выполнению на данном объекте.
Утвержденный недельно-суточный график передается в диспетчерскую службу стройки для контроля, а также непосредственным исполнителям работ, которые на его основе ежедневно решают текущие вопросы организации работ на своих участках,
Контроль выполнения оперативных планов, диспетчерское управление в строительстве.
Система оперативного управления производством в самых элементарных формах появилась давно и еще на заре своего появления резко ускорила производственные процессы. В общем смысле система оперативного управления — это комплекс организационно-технических мероприятий, разработанных с учетом специфики соответствующей отрасли, которая является неотъемлемой частью управления любого крупного предприятия, объединения, энергосистемы, транспортной системы, инвестиционного проекта и т. п. Грамотная постановка оперативного управления производством и контроля является важнейшим фактором, обеспечивающим успешную работу строительно-монтажных организаций и эффективное управление конкретным проектом. Руководитель стройки должен систематически анализировать условия строительства, выбирая из множества вопросов главные, от решения которых зависит нормальный ход производственного процесса. Если в сложной цепи строительного производства произойдет разрыв, оставшийся без внимания руководства, то нарушится весь производственный цикл, восстановить который без дополнительных затрат времени и ресурсов будет практически невозможно. Система оперативного контроля должна быть построена таким образом, чтобы любое серьезное отклонение от установленных сроков и объемов выполнения работ и поставок материально-технических ресурсов не могло бы остаться незамеченным, так как легче укрепить в одном определенном месте одно слабое звено цепи, чем восстановить всю цепь после ее разрушения.
Выбор способа и системы контроля за выполнением графиков строительства, заданий, устанавливаемых исполнителям по завершению отдельных этапов или видов работ, зависят от нескольких обстоятельств, характеризующих инвестиционный проект, сам объект или группу (комплекс) объектов строительства.’
1. Назначение объекта, вид строительства (промышленное, жилищное, гражданское, сосредоточенное, имеющее линейный характер и др. параметры).
2. Масштаб строительства (отдельный объект, группа объектов, комплекс объектов).
3. Наличие собственной производственной базы, источники обеспечения стройки материально-техническими ресурсами.
4. Система управления всем проектом (заказчик, генеральный подрядчик, фирма-девелопер).
5. Характер стройки (задельная, пусковая), этапы работ (подготовительный, основной, завершающий).
в) технологические карты (схемы) на выполнение отдельных видов работе включением схем операционного контроля качества, описанием методов производства работ, указанием трудозатрат и потребности в материалах, машинах, оснастке, приспособлениях и средствах защиты работающих, а также последовательности демонтажных работ при реконструкции предприятий, зданий и сооружений;
г) решения по производству геодезических работ, включающие схемы размещения знаков для выполнения геодезических построений и измерений, а также указания о необходимой точности и технических средствах геодезического контроля выполнения строительно-монтажных работ;
д) решения по технике безопасности в составе, определенном СНиП 12-03-2001;
е) решения по прокладке временных сетей водо-, тепло и энергоснабжения и освещения (в том числе аварийного) строительной площадки и рабочих мест с разработкой, при необходимости, рабочих чертежей подводки сетей от источников питания;
ж) перечни технологического инвентаря и монтажной оснастки, а также схемы строповки грузов;
з) пояснительная записка, содержащая:
· потребность в энергетических ресурсах и решения по ее открытию;
· мероприятия, направленные на обеспечение сохранности и исключение хищения материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке, в зданиях и сооружениях; Проект производства работ на выполнение отдельных видов работ (монтажных, санитарно-технических, отделочных, геодезических и т. п.) должен состоять из: календарного плана производства работ по виду работ; строительного генерального плана; технологической карты производства работ с приложением схемы операционного контроля качества; данных о потребности в основных материалах, конструкциях и изделиях, а также используемых машинах, приспособлениях и оснастке и краткой пояснительной записки с необходимыми обоснованиями и технико-экономическими показателями. Кроме того, в состав проекта производства геодезических работ следует дополнительно включать: указания о точности и методах производства геодезических работ при создании разбивочной сети здания, сооружения и детальных разбивках схемы расположения пунктов разбивочной сети, монтажных рисок, маяков и способы их закрепления, конструкций геодезических знаков, а также перечень исполнительной геодезической документации.
Основные положения по производству строительных и монтажных работ в составе рабочей документации типовых проектов предприятий, зданий и сооружений должны разрабатываться проектной организацией с обоснованием принятых методов организации и технологии выполнения основных видов работ с указаниями по производству работ в зимних условиях, с требованиями по технике безопасности, перечнем рекомендуемой монтажной оснастки, инвентарь и приспособлений. К указанным положениям должны прилагаться! график производства работ с указанием физических объемов работ и затрат труда на их выполнение, схема строительного генерального плана на возведение надземной части здания (сооружения) и краткая пояснительная записка.
Рекомендуемый характер имеют формы основных документов в составе проекта производства работ, а именно: «Календарный план производства работ по объекту (виду работ)»; «График поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования»; «График движения рабочих кадров по объекту» и «График движения основных строительных машин по объекту».
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы
lektsia.com 2007 — 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.) Главная | Обратная связь
Источник: lektsia.com