Дополнительные затраты строительно-монтажных организаций, связанные с производством работ в зимнее время, возмещаются по смете на строительство в размерах, установленных в Сборнике сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2007 (Письмо Росстроя от 28.03.2007 № СК-1221/02). Нормы дополнительных затрат определены в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполненных при положительной температуре окружающей среды.
Сметными нормами учтены дополнительные затраты при выполнении строительно-монтажных работ в зимнее время, обусловленные рядом факторов, связанных с воздействием отрицательной температуры воздуха, а также ветра скоростью до 10 м/с включительно. К ним относятся факторы, влияющие на снижение производительности труда:
- • стесненность движения рабочих теплой одеждой и неудобством работы в рукавицах;
- • ухудшение видимости на рабочем месте;
- • наличие на рабочем месте льда и снега;
- • обледенение обуви, материалов, конструкций и инструментов;
- • потери рабочего времени, связанные с перерывом в работе для обогревания рабочих при температуре воздуха от -20 до -35 °C и за счет сокращения рабочего дня при температуре ниже 30 °C ;
- • снижение производительности строительных машин и механизмов.
Усложнения в технологических процессах, вызываемые низкой температурой:
Особенности СТРОИТЕЛЬСТВА в ЗИМНЕЕ время года.
1) подготовка временных сооружений для обогревания рабочих, утепление временных водопроводных сетей и баков, применение средств утепления бетона и раствора при транспортировке;
- 2) необходимость использования специальных методов производства строительно-монтажных работ:
- • рыхление мерзлых грунтов;
- • предохранение грунтов от промерзания;
- • оттаивание грунтов;
- • применение быстротвердеющих бетонов и растворов;
- • введение в бетоны и растворы химических добавок;
- • применение электропрогрева бетона;
- • прогрев изделий, концов труб и кабеля;
- • устройство и разборка обычных тепляков — простейших технологических укрытий, в том числе брезентовых, пленочных, щитовых и т. п.;
- • ограждение рабочих мест от снежных заносов и т. п.;
- • дополнительные расходы и потери материалов при выполнении работ в зимнее время.
Температурная зона и продолжительность расчетного зимнего периода для каждой конкретной стройки определяются в соответствии с территориальным делением (табл. П.6.1), независимо от фактической температуры наружного воздуха при производстве работ. Нормы дополнительных затрат дифференцированы по температурным зонам в зависимости от показателя средних из среднемесячных отрицательных температур зимнего периода, °C:
В местностях, расположенных южнее I температурной зоны, дополнительные затраты, вызываемые специфическими условиями производства работ в зимнее время года, могут возмещаться организациям, производящим работы по нормам, установленным для
Строительство каркасного дома зимой: плюсы и минусы // FORUMHOUSE
I зоны за рабочие дни со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже О °C. При этом сумма дополнительных затрат, исчисленная на весь объем работ, уменьшается пропорционально отношению числа рабочих дней со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже О °C к общему числу календарных дней за период выполнения всего объема работ. Количество рабочих дней с отрицательной температурой принимается на основе данных метеорологической службы, а при ее отсутствии в данной местности — на основе данных заказчика и подрядчика.
Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время состоит из трех разделов:
- • раздел I «Сметные нормы по видам строительства»;
- • раздел II «Сметные нормы по конструкциям и видам работ»;
- • раздел III «Сметные нормы на временное отопление зданий.
Нормы раздела I предназначены для определения сметного лимита средств в целом по стройке, а также для круглогодичных расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядными организациями.
Дополнительные затраты при производстве строительномонтажных работ в зимнее время по отдельным видам строительства следует определять по нормам (табл. П.6.2), установленным в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогу глав 1-8 сводного сметного расчета стоимости строительства.
Нормы данного раздела являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы применяются независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство.
Исключение составляют объекты, строительство которых заказчиком предусматривается осуществить только в летний период. В этом случае нормы данного раздела при составлении сметной документации и расчетах за выполненные строительно-монтажные работы не применяются.
В нормах учтены все виды дополнительных затрат, а также затраты на временное отопление зданий, законченных вчерне, за исключением следующих видов:
- • на временное отопление зданий вне пределов отопительного периода, установленного местными административными органами исполнительной власти для устранения повышенной влажности конструкций или обрабатываемых поверхностей при производстве отделочных и других специальных работ в соответствии с требованиями технических условий. Эти затраты следует определять в порядке, предусмотренном разделом III, с учетом необходимого срока временного отопления на основе расчета, выполненного проектной организацией;
- • по очистке от снега находящихся в ведении строительства подъездных безрельсовых дорог от магистралей к строительным площадкам, а также по первоначальной очистке от снега площади застройки объектов строительства (с учетом организации рабочей зоны), начинаемых в зимний период. Указанные затраты определяются по расчету в соответствии с проектом;
- • по снегоборьбе (ликвидация снежных заносов, вызванных стихийными явлениями — метель, буран, пурга) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также в сельских местностях, расположенных в пределах IV, V и VI температурных зон.
Расчеты заказчика с подрядной организацией за работы по снегоборьбе (при подтверждении справками гидрометеорологической службы) следует производить на основании соответствующих норм и расценок Сборника № 1 «Земляные работы» (таблица «Уборка снега со строительных площадок и дорог»), в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ:
Продолжительность зимнего периода на отдельных частях территории, отнесенной к определенной температурной зоне, может отличаться от среднезональной. В связи с этим к сумме дополнительных затрат, исчисленной по среднезимним нормам, следует применять коэффициенты, приведенные в табл. П.6.1.
Нормы раздела II (табл. П.6.3) применяются при осуществлении расчетов за выполненные строительные и монтажные работы между генподрядными и субподрядными организациями или между заказчиками и непосредственными исполнителями работ. Нормы затрат по конструкциям и видам работ являются основой для разработки норм по видам строительства.
Нормы раздела III применяются при определении затрат на временное отопление зданий, законченных вчерне. Под зданиями, законченными вчерне, подразумеваются здания с возведенными стенами, верхним покрытием и заполнением всех проемов.
Нормы для определения затрат на временное отопление отдельных законченных вчерне зданий в течение отопительного периода для производства внутри зданий строительных и монтажных работ, которые согласно техническим условиям и правилам производства работ необходимо выполнять при положительной температуре, приведены в табл. 3.4.
В нормах учтены увеличенные теплопотери вследствие охлаждения через проемы и незаконченные отделкой конструкции законченных вчерне зданий, а также усредненные расходы тепловой энергии на отогрев и сушку конструкций.
Затраты на временное отопление определяются по строительному объему здания (или фактически отапливаемых его частей) на основании проектных данных, с учетом продолжительности отопления.
Нормативные показатели расхода тепловой и электрической энергии (табл. 3.4) и затраты на эксплуатацию систем отопления (табл. 3.5) предназначены для определения затрат на временное отопление отдельных законченных вчерне зданий (или их частей) в течение отопительного периода для производства внутри зданий строительных и монтажных работ, которые, согласно техническим условиям и правилам производства работ, необходимо выполнять при положительной температуре воздуха.
В приведенных показателях по оплате труда эксплуатационного персонала учтены усредненные районные коэффициенты, соответствующие температурным зонам. Дополнительные затраты по оплате труда, связанные с применением процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не учтены, и их следует учитывать дополнительно согласно действующему законодательству.
Нормы расхода тепловой и электрической энергии на временное отопление зданий, законченных вчерне, на 1000 м 3 зданий в месяц
Источник: ozlib.com
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция распространяется на строительство в г. Москве дорог различного назначения в зимний период.
1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.
1.3. С целью создания заделов по возведению земляного полотна для устройства оснований и покрытий в зимний период максимальное количество земляных работ должно выполняться до наступления отрицательной температуры воздуха.
1.4. Строительство дорог осуществляется в соответствии с проектом производства работ, включающим: генеральный план строящегося объекта; технологическую карту строительства и карты трудовых процессов; календарный график строительства; схемы движения городского и технологического транспорта.
1.5. В проекте производства работ должны быть четкие указания по последовательности выполнения работ, типам и количеству машин и механизмов, материально-техническому снабжению, подготовленности заводов по выпуску смесей и деталей.
Внесены
Научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИМосстрой)
Утверждены:
Научно-техническим управлением Департамента строительства
“20” июля 1996 г.
Дата введения
в действие
«1» сентября 1996 г.
2. КОНСТРУКЦИИ
2.1. Конструкции дорог и тротуаров включают следующие элементы: подстилающий слой, бортовой камень, технологический слой, основание и покрытие, толщина которых принимается по проекту в соответствии с альбомом типовых конструкций институтов “Мосинжпроект” и НИИМосстроя “Дорожные конструкции для г. Москвы”, СК 6101-85* в зависимости от расчетных нагрузок, интенсивности движения транспорта, грунтовых условий и других факторов.
2.2. Варианты типовых конструкций дорожных одежд представлены на рис. 2.1. Выбор дорожно-строительных материалов для устройства отдельных слоев конструкций определяется видом покрытия.
2.3. Подстилающий слой для всех видов конструкций устаивается из песка (рис. 2.1. А, Б, В, Г).
2.4. Технологический слой выполняется из укатываемого малоцементного бетона марки 1, песчано-гравийной смеси или щебня (рис. 2.1. А, Б, В, Г).
При устройстве покрытий из сборных элементов следует предусматривать дополнительный выравнивающий технологический слой из сухой цементно-песчаной смеси состава 1:10 (рис. 2.1 Б).
2.5. Основание устраивается из уплотняемых щебеночных смесей в соответствии с ТУ 400-24-150-86 и укатываемого малоцементного бетона марок 2, 3, 4, а также пластичного или литого бетона М-200 или М-300 (рис. 2.1 А, Б, В, Г).
2.6. Покрытия возводятся из сборных бетонных, железобетонных и гранитных элементов, а монолитные из пластичной и литой бетонной смеси.
В случае устройства покрытий из литых бетонных смесей по технологическому слою должна быть предусмотрена укладка пергамина или полиэтиленовой пленки (рис. 2.1 В).
2.7. Бетонные покрытия и основания, устраиваемые при отрицательных температурах воздуха, защищают от промерзания при помощи различных теплоизоляционных материалов (рис. 2.1 В, Г).
Допускается при двухстадийном строительстве дорог в районах новой жилой застойки и незначительных объемах работ (по специальному распоряжению Мосстройкомитета) по бетонному основанию укладка слоя асфальтобетона (рис. 2.1 А). С наступлением положительных температур в весеннее время укладываются дополнительно еще два слоя асфальтобетона (рис. 2.1 А), а в конструкции с утеплительным слоем после его снятия (рис. 2.1 Г).
2.8. Технологическая последовательность строительства городских дорог различного назначения при отрицательных температурах воздуха должна включать:
— возведение земляного полотна;
— устройство подстилающего слоя;
— устройство бортовых камней;
— устройство технологического слоя;
— устройство покрытий дорог и тротуаров.
3. ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
3.1. При выборе способа производства земляных работ при отрицательных температурах воздуха следует сравнивать такие показатели: приведенные затраты, себестоимость работ, производительность комплекта машин, выработку одного рабочего, энергоемкость и металлоемкость на единицу продукции.
3.2. Критерием целесообразности сооружения земляного полотна в зимний период является экономический показатель Эс, выраженный в процентах от общей стоимости строительно-монтажных работ.
Если Эс больше нормативных дополнительных затрат, объемы и организацию зимних работ пересматривают, изменяя набор работ и их объемы.
Рис. 2.1. Дорожные конструкции, применяемые при отрицательной температуре воздуха:
I — работы, выполняемые при отрицательной температуре воздуха; II — работы, выполняемые при положительной температуре воздуха. 1 — песчаный подстилающий слой; 2 — технологический слой; 3 — основания из пластичного, литого, укатываемого малоцементного бетона и уплотняемых щебеночных смесей; 4 — нижний слой покрытия из асфальтобетона; 5 — верхний слой покрытия из асфальтобетона; 6 — сухая цементно-песчаная смесь; 7 — покрытие из штучных элементов; 8 — покрытие из железобетонных плит; 9 — пергамин или полиэтиленовая пленка (при укладке литых бетонных смесей); 10 — бетонное покрытие; 11 — укрытие бетонного покрытия от промерзания; 12 — укрытие бетонного основания от промерзания.
3.3. В случае, если на отдельных строительных объектах невозможна заблаговременная подготовка земляного полотна по организационным или другим причинам, грунт, намеченный к разработке в зимнее время, следует предохранить от промерзания.
3.4. Все мероприятия по предохранению грунта от промерзания должны производиться в начале зимы, т.е. с наступлением легких морозов. Небольшой слой мерзлого грунта (5-10 см) не может служить препятствием для удаления грунта.
3.5. Грунта, подлежащие к разработке в зимнее время, предохраняют от промерзания вспахиванием, боронованием и снегозадержанием; перекрестным рыхлением; утеплением теплоизоляционными материалами.
3.6. Предохранение грунта от промерзания глубиной до 1 м производится вспахиванием грунта на глубину не менее 0,35 м с последующим боронованием на глубину 0,15-0,20 м и снегозадержанием высотою 0,15-0,25 м.
3.7. Предохранение грунта от промерзания глубиной до 1,5 м производится вспахиванием грунта на глубину более 0,35 м перекрестным рыхлением грунта, когда рыхлитель проходит по взаимно перпендикулярным направлениям, где каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую полосу на 0,2 м, после чего проводится укрытие грунта снегом на высоту не менее 0,25 м.
3.8. Рыхление, особенно перекрестное, снижает теплопроводимость грунта благодаря увеличению объема пор, заполненных воздухом, а снегозадержание снижает скорость промерзания примерно в 3 раза по сравнению со скоростью промерзания грунта, непокрытого снегом.
3.9. Вспахивание грунтов сопровождается значительным снижением глубины промерзания (табл. 3.1).
3.10. Утепление грунта производится снегом, теплоизоляционными материалами (опилки, шлак, зола и др.). Для предохранения грунта от промерзания на глубину до 1,4 м, грунт покрывается слоем опилок на высоту 0,35 м и снегом на высоту 0,25 м. Для предохранения грунта от промерзания на глубину до 1,7 м грунт покрывается слоем опилок на высоту 0,45 м и снегом на высоту 0,25 м. В приложении 1 представлен расчет толщины утепляемого слоя.
Глубина промерзания грунта в Московской области
Глубина промерзания грунта, по месяцам
не вспаханный, см
вспаханный, см
3.11. Опыт строительства дорог в зимнее время в г. Москве и Московской области показал, что толщина слоя утеплителя, см, по месяцам года должна соответствовать приведенным данным в табл. 3.2.
Толщина слоя утеплителя в зависимости от времени
производства работ
Вид утеплителя
Время производства работ
Вспененная синтетическая смола
3.12. Химический способ предохранения грунтов от промерзания производится до наступления морозов розливом технических хлористых солей (кальциевых, натриевых, магниевых и др.) по вспаханному грунту. Соль вводят в виде водного раствора с концентрацией до 20 %. Расход раствора зависит от температуры воздуха и применяется в количестве 1-5 кг на 1 м 2 поверхности грунта.
3.13. Разработка мерзлого грунта производится баровыми машинами, траншейными экскаваторами, экскаваторами, бульдозерами.
3.14. При механическом способе разработки мерзлого грунта длину захватки определяют с учетом часовой производительности рыхлителей, температуры воздуха и скорости ветра.
3.15. В зависимости от плотности грунта рыхления грунта эффективно производить при глубине промерзания до 0,25 м навесными рыхлителями, смонтированными на базе трактора ДЭТ-250 и др. (приложение 2).
3.16. Промерзший грунт на глубину до 0,8 м может быть разрыхлен при помощи трактора-рыхлителя. Теоретически и практически определено, что мощность трактора-рыхлителя следует выбирать в зависимости от толщины промерзшего грунта (табл. 3.3).
Зависимость необходимой мощности трактора-рыхлителя
от глубины промерзания грунта
Глубина промерзания, м
Необходимое тяговое усилие трактора, кН
3.17. При глубине промерзания грунта более 0,8 м применяют оборудование ударного или виброударного действия (гидромолоты), смонтированное на экскаваторах ЭО-2621, ЭО-2626, ЭО-2629 или другого типа (приложение 3).
Технические возможности гидромолотов представлены в приложении 3а.
3.18. Выемки шириной 2,6 м или кратно этому разрабатывают фрезерной машиной на тракторе в комплекте с бульдозером.
3.19. Щели глубиной до 3 м нарезают баровыми машинами, которые представляют собой навесное оборудование на базе трактора или экскаватора. В дальнейшем мерзлый грунт между щелями удаляют землеройными машинами. Наиболее перспективны для нарезания щелей экскаваторы непрерывного действия ЭТР-223А, ЭТР-224А и др. (приложение 4).
3.20. При плотных грунтах и глубине промерзания более 1,0 м необходимо нарезать не только продольные, но и поперечные щели. Поперечные щели нарезают под углом 6-90 ° к продольным. После окончания нарезки щелей мерзлый грунт разрабатывают бульдозерами или экскаваторами.
3.21. Разработка грунта на глубину до 2 м траншейным экскаватором ЭТР-223А, специальной установкой БГМ-10 и др. ведется путем нарезки в грунте параллельных траншей на расстоянии 0,3-0,4 м друг от друга. Каждая траншея заполняется грунтом при рытье последующей. Оставшиеся гребни грунта разрабатывают бульдозерами или экскаваторами.
3.22. Для нарезания щелей в мерзлом грунте на глубину 1,5 м применяется экскаватор непрерывного действия с баровым оборудованием ЭТЦ-1609БД, траншейная машина ТМК-2А на базе колесного тягача КЗКТ-538Д с бульдозерным оборудованием и др.
Последующая разработка оставшихся гребней производится бульдозерами или экскаваторами.
На рис. 3.1 представлена классификация машин для разработки мерзлых грунтов.
3.23. Оттаивание мерзлых грунтов применяется при небольших объемах работ (земляных) в близком к месту производства работ расположении трубопроводов, кабелей и зданий. Оттаивание может производится: электричеством, паром и горячей водой, термохимическим и огневым способом.
3.24. Для оттаивания грунта на глубину до 1,5 м применяются трубчатые электронагреватели (ТЭНы), выполненные из стальной цельнонатянутой трубки диаметром 13 мм, внутри которой в изоляционном порошке магнезия-уста помещена нихромовая спираль.
В зависимости от глубины промерзания грунта оттаивание его производится горизонтально или вертикально расположенными ТЭНами. Прогрев грунта при помощи вертикальных и горизонтальных ТЭНов ведут циклами. Цикл, повторяющийся трижды, включает 2 часа прогрева и 4 часа термосного выдерживания при отключенных ТЭНах. К разработке прогретого грунта следует приступать не позднее 16-24 часов после окончания прогрева.
Рис. 3.1. Классификация машин для разработки мерзлых грунтов
3.25. При отсутствии подземных коммуникаций в местах производства работ и глубине промерзания более 1 м отогрев грунта производится вертикально установленными ТЭНами. Для установки вертикальных ТЭНов в мерзлом грунте предварительно бурят шпуры диаметром 65-80 мм и глубиной 0,7-08 толщины промерзшего слоя.
3.26. Радиус действия вертикально установленного ТЭНа при полном цикле прогрева и термосном выдерживании (для дальнейшего сохранения тепла применяют теплоизолирующие материалы) составляет 45-60 см.
3.27. При глубине промерзания до 0,8-1 м и близком расположении подземных коммуникаций от места производства земляных работ мерзлый грунт отогревают горизонтальными ТЭНами (по конструкции подобны ТЭНам, применяемым для вертикального прогрева), вмонтированным в металлический теплоизолирующий короб. Короба устанавливаются в несколько рядов. Расстояние между рядами зависит от вида, влажности грунта, глубины промерзания и составляет для песчаных грунтов 50-60 см, а для глинистых 30-40 см.
3.28. Прогревание грунта горячей водой производится при помощи водяных циркуляционных игл, позволяющих производить оттаивание на глубину более 1 м. Подогретая в котле вода при помощи центробежного насоса подается через патрубок во внешнюю трубу иглы и по внутренней трубе возвращается снова в котел. Количество водяных циркуляционных игл определяется в зависимости от размеров отогреваемой площади и расстояний между иглами, которые находятся в пределах 0,75-1,5 м.
3.29. Время оттаивания массива грунта водяными циркулярными иглами составляет более суток. Для соблюдения непрерывности разработки иглы следует устанавливать секциями на нескольких участках. Площадь оттаивания на каждом участке должна быть равной площади забоя, разрабатываемого экскаватором в течение суток.
3.30. Паровые иглы позволяют производить оттаивание грунта на глубину более 1 м. Иглы следует вставлять в пробуренные скважины, которые во избежание утечки пара закрываются специальными колпачками. Продолжительность выдерживания иглы под паром в скважине составляет: в песчаных грунтах 2-3 часа, в суглинках 3-4 часа и в глинистых 4-6 часов. Пуск пара в грунт следует производить с одночасовыми и двухчасовыми перерывами. Радиус действия одной паровой иглы при работе ее в течение 8-10 часов составляет 0,5-0,7 м. Отогретый участок после прекращения пуска пара и уборки следует на некоторое время покрыть утепляющим материалом (матами, опилками и пр.) для предупреждения охлаждения грунта и обеспечения распространения в нем тепла.
3.31. Для питания игл следует применять пар с давлением 1,5-2 атм. Повышение давления пара сверх указанных пределов усиливает эффект оттаивания, но значительно увеличивает потери пара через скважины и зазоры и создает угрозу разрыва шлангов. При глубине промерзания до 1,5 м давление пара должно составлять 0,5-0,7 атм. Оттаивание грунта с применением пара должно осуществляться лишь в исключительных случаях во избежание насыщения основания водой, нарушения структуры и понижения несущей способности грунта.
3.32. Оттаивание грунта на глубину до 1,5 м может производиться термохимическим способом. Он заключается в использовании тепла, возникшего в процессе гашения извести. Негашеную известь рассыпают на мерзлый грунт слоем 8-10 см. Сверху рассыпают опилки или другой термоизолирующий материал слоем 20-23 см.
Выделение тепла начинается при увлажнении извести.
3.33. Огневое оттаивание грунтов может производиться с использованием твердого, жидкого и газообразного топлива, также при помощи комплекта полутруб (коробов) высотой 500-600 мм и длиной до 2 м из листовой стали толщиной 1,5-2,6 мм, укладываемых общей длиной 10-30 м, образующих каналы для циркуляции горячих газов, возникающих при сжигании топлива.
Сверху полутрубы засыпаются шлаком или землей для уменьшения потерь тепла в атмосферу. После 4-5 часов работы форсунку (топливо жидкое) перемещают на следующий участок, внутри канала аккумулируется тепло и дальнейшее прогревание грунта происходит без сгорания топлива. Через 12-15 часов грунт под трубами оттаивает на глубину 1-1,5 м. Огневой способ оттаивания грунтов, как мало эффективный и неэкономичный, допускается лишь в исключительных случаях при незначительных объемах работ.
3.34. В новых районах строительства при больших объемах земляных работ (не менее 1000 м 3 ) и глубине промерзания более 0,6 м наиболее целесообразным и эффективным является взрывной способ рыхления мерзлых грунтов.
3.35. Выбор способа производства работ зависит от глубины промерзания. При глубине промерзания до:
1,5 м — способ шпуровых зарядов с диаметром шпуров 30-50 мм;
2 м — способ шпуровых зарядов с диаметром шпуров 60-75 мм;
3.36. Бурение шпуров в мерзлых грунтах производится передвижными буровыми станками, электро- и пневмосверлами, трубками с отогретым сжатым воздухом, вибропогружателями, винтообразными или двухлопастными буравами и др.
Перед началом бурения площадка расчищается от снега, а верхняя бровка забоя от навала породы, и разбивается сетка шпуров или скважин согласно принятой схеме их размещения.
Шпуры и скважины располагаются в шахматном порядке. Направление бурения шпуров и скважин вертикальное. При рыхлении мерзлой корки в откосе и лобовой части забоя применяются наклонные шпуры, перпендикулярные поверхности мерзлого слоя.
Величина заряда Q определяется по формуле:
Q =Kh 3 ,
где: К — удельный расход ВВ для зарядов рыхления, кг/м 3 ;
h — толщина мерзлого слоя, м.
Значение К при аммонитах № 7 и 9 принимается: для растительного и песчаного грунтов 0,4, для глинистых грунтов со строительным мусором — 0,6.
3.37. Воспрещается зимой применение динамита, сельвелита, других ВВ, содержащих большое количество нитроглицерина, так как при температуре наружного воздуха от минус 12 до минус 18 они легко взрываются от трения.
3.38. Для ограничения распространения взрывной волны и разлета кусков гранита при взрыве применяются различные типы специальных металлических укрытий: овальной формы размером 4 ´ 2,2 м или прямоугольного короба в виде домика размером 5 ´ 3 м, позволяющие производить взрывы на расстоянии 50 м от жилых домов.
3.40. Возведение насыпей допускается при наличии необходимого количества уплотняющих средств, обеспечивающих быстрое уплотнение отсыпанного грунта до требуемого значения плотности (табл. 3.4).
3.41. Насыпи, как правило, должны возводиться только из талого грунта с обязательным уплотнением до наступления смерзания насыпного грунта. Ввиду трудностей выдерживать это требование в течение всего зимнего периода допускается отсыпка высоких (более 1,5 м) насыпей из смеси талого и мерзлого грунтов (табл. 3.5).
Условия применения грунтов в насыпях, возводимых в зимнее время
Условия применения
Допускается высота насыпи, м
Скальный и крупноблочный, крупный и средней крупности песок
Применяют без ограничений
Допускается с влажностью не более 1,1 от оптимальной
В зависимости от климата района:
суровый — 2,5;
холодный — 3,%;
умеренный — 4,5;
теплый — не ограничивают
Мелкий и пылеватый, не водонасыщенные пески
Допускается при влажности не более 1,2-1,3 от оптимальной
Жирные глины, меловые, тальковые и трепельные грунты, а также грунты с высокой влажностью
Рекомендуемая высота насыпи при производстве работ
в зимнее время
Средняя температура воздуха за период производства работ по отсыпке насыпей, град.
Рекомендуемая высота насыпи, м
Насыпи высотой менее 1,5 м должны возводиться из талых грунтов при влажности, близкой к оптимальной.
3.42 . Содержание мерзлого грунта в насыпи допускается до 20 % с размером комьев не более 15 см при уплотнении катками весом 25-40 т на пневматических шинах и с размером комьев до 20 см при уплотнении трамбующими машинами, катками с падающими грузами.
3.43. Отсыпку насыпи следует производить слоями с уклоном 2-3 % на всю ширину с обеспечением стока воды с поверхности земляного полотна (в случае если строительство основания дороги будет осуществляться весной) и возможности механизированной очистки от снега.
3.44. Отсыпанный грунт сразу же разравнивается бульдозерами толщиной слоя, не превышающим возможности уплотняющих машин. Не допускается скопление комьев мерзлого грунта при отсыпке насыпей.
3.45. Длина участков отсыпаемых насыпей и уплотняющие средства должны быть выбраны так, чтобы окончательное уплотнение грунта в насыпи заканчивалось не позднее 3 часов при температуре воздуха до -10 и не позднее 2 часов — до -20 ° после выемки грунта в резерве или грунтовом карьере (табл. 3.6).
Время уплотнения грунта в насыпи в зависимости от
температуры воздуха
Источник: gostrf.com
Нормы строительства в зимнее время
Выбор объектов для производства работ в зимнее время
На каждой строительной площадке техническим проектом и ППР должны назначаться объемы земляных работ, которые по действующим нормам могут выполняться в зимний период с соблюдением правил возведения земляных сооружений.
Наметив объекты, на которых могут выполняться земляные работы в зимнее время, выбирают способ подготовки грунта к разработке в зимних условиях на основе технико-экономических расчетов вариантов предохранения грунтов от промерзания.
Выбор способа предохранения грунтов от промерзания зависит от объема земляных работ, календарных сроков их выполнения и необходимой длительности сохранения грунтов в талом состоянии.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Критерием для выбора объектов являются вид грунтов (табл. 140), их влажность и время, за которое разработанный грунт остается способным к уплотнению (табл. 141), а также дальность перевозки.
На зимний период целесообразно относить: – возведение железнодорожных и автодорожных насыпей, в том числе прислоненных на прижимах рек, из песчаных, гравийно-галечных и предварительно разрыхленных скальных грунтов на основаниях, прочность и деформация которых изменяется незначительно в результате их промерзания и оттаивания; – разработку в суглинистых и глинистых грунтах выемок глубиной более 3 м с перемещением грунта в кавальер или насыпь; – рытье котлованов и траншей в связных и несвязных грунтах, предохраненных от промерзания; – разработку выемок в скальных грунтах; – добычу в карьерах камня, песка и гравия; – укрепление откосов насыпей регуляционных сооружений и русел рек каменной обсыпкой, бетонными массивами и плитами.
140. Грунты для возведения насыпей зимой
Для возведения насыпей в зимнее время допускаются глинистые грунты, имеющие влажность не выше границы раскатывания (табл. 142), мелкие и пылеватые неводона-сыщенные пески.
В зимнее время возможна укладка связного грунта, разработанного в карьере, в плотины и дамбы только в районах, в которых среднемесячная температура января не ниже —6-7 °С, а длительность зимних месяцев, т. е. с отрицательными температурами воздуха, не превышает 3…4 мес.
141. Время, в течение которого грунт обладает способностью к уплотнению, мин
При этом укладка связного грунта допускается только при условии соблюдения основных правил производства работ. В районах с более низкими температурами в зимнее время грунт добывается из буртов, заготовленных в летнее время.
При возведении в зимнее время насыпей, плотин, дамб работы должны быть организованы в три смены с использованием наиболее мощных и производительных машин. Утепляющие слои с поверхности карьеров, выемок, котлованов снимают непосредственно перед началом работ только в объеме намеченной разработки. Грунты в карьерах, выемках разрабатывают лобовой проходкой максимальной высоты для данного экскаватора.
В зоне вечной мерзлоты при возведении насыпей следует широко использовать гравийно-галечный грунт речных отложений, который разрабатывают драглайнами на островах, отмелях и речных косах.
Источник: stroy-technics.ru
Строительство фундамента зимой
Возведение здания или сооружения в зимний период времени — трудоемкая, но вполне реальная идея. Однако, важно учитывать особенности строительства зимой, когда необходимо применять определенные способы и методы, позволяющие возвести крепкий фундамент. Безусловно, лучше всего заниматься строительством в период с апреля по октябрь, однако, могут возникнуть чрезвычайные ситуации и фундамент необходим именно зимой.
На данной странице приведена информация о особенностях обустройства железобетонных фундаментов в зимний период. Мы рассмотрим фундаменты, пригодные для строительства в условиях минусовых температур, и технологические операции, которыми сопровождается процесс их монтажа.
Только профессиональный подход и знание технологии закладки позволит Вам получить фундамент, который даже в самые крепкие морозы и на промерзшем грунте не утратит своих качеств.
Особенности возведения фундамента зимой
К монтажу фундаментов в зимний период нередко прибегают не только из-за вынужденной необходимости, но и с целью экономии на стоимости стройматериалов и услугах рабочих, цена на которые, вне сезона, традиционно более низкие.
Однако практика показывает, что экономии тут добиться крайне сложно, уменьшение затрат нивелируется необходимостью принятия дополнительных мер на обогрев фундамента после бетонирования, стоимость которого может доходить до 1 т.р. рублей в день при использовании тепловой пушки.
Важно: согласно СНиП, допустимый минимум температуры для набора прочности бетонной смесью составляет +5 градусов, при понижении которой происходит значительно ухудшение качества бетонной конструкции после отвердевания.
- Разработка котлованов и траншей в промерзшем грунте (выполнима посредством привлечения высокопродуктивных экскаваторов);
- Необходимость подогрева забетонированной конструкции (используется конвекционный обогрев посредством тепловой пушки либо электрический подогрев заложенной в фундамент арматуры).
При промерзании смеси отвердевание бетона существенно замедляется, при сильных минусовых температурах — прекращается полностью. Замерзая вода кристаллизируется и увеличивает свой объем, из-за расширения бетона происходит уменьшение адгезии материала с арматурой, что чревато последующим растрескиванием и разрушением фундамента при сильных нагрузках.
Важно: бетонирование фундамента в зимний период должно выполняться с применением бетона с противоморозными добавками, которые обеспечивают протекание процесса гидратации в условиях минусовых температур. Однако даже противоморозные составы требуют обогрева конструкции после заливки.
- Противоморозный бетон М200 — 30% от проектной;
- М300 — 25%;
- М500 — 20%.
- М150 — 50%;
- М200 и М300 — 40%;
- М400 и М500 — 30%.
Важно: если конструкция после бетонирования будет подвергаться цикличному замораживанию и оттаиванию, допускать ее охлаждение можно лишь после набора 70% проектной прочности, независимо от класса смеси.
Бетон, набравший требуемую промежуточную прочность, после охлаждения не продолжает отвердевание, а переходит в законсервированное состояние. Итоговую проектную прочность он получит только спустя 28-30 выдерживания при плюсовой температуре. Это значит, что если работы по поднятию стен также планируются на зимнее время, обогревать фундамент необходимо на протяжении месяца.
Фундаменты пригодные для возведения зимой
Для строительства зимой важным этапом является выбор типа фундамента, так как не каждая разновидность подойдет для условии данного времени года. Рассмотрим несколько вариантов строительства и разновидностей фундамента.
Ленточный фундамент зимой
Наиболее популярен у застройщиков — ленточный фундамент. Однако, есть пару нюансов, учитывая которые данная разновидность не обеспечивает нужного результата. Так, например, при закладки фундамента зимой, необходимо выполнить ряд дополнительных манипуляции, а, соответственно, и производительность труда увеличивается, как следствие финансовые затраты значительно возрастают. Для закладки ленточного фундамента характерны так называемые «мокрые операции», что не всегда возможно выполнить, особенно в мороз. Следовательно, если и использовать данную разновидность фундамента, то с максимальным количеством готовых конструкции, выполненных на заводе.
Важно: к обустройству в зимнее время допускаются исключительно ленточные фундаменты глубокого заложения, опорная подошва которых опускается ниже уровня промерзания грунта. Монтаж мелкозаглубленной ленты в зимний период выполнять нельзя, поскольку такая конструкция размещается в пласте промерзшего грунта, который при оттаивании изменяет свой объем, что приводит к осадке и деформации фундамента весной.
Если после заливки и обогрева фундамента на протяжении всего периода набора прочности на поверхности конструкции образовались трещины, их необходимо продуть сжатым воздухом и заделать с помощью самодельной смеси из полимерного клея и цемента.
Фундамент зимой на основе бетонных сваи
Фундамент на основе бетонных сваи еще один способ строительства в зимний период времени. Так, лучше всего использовать буронабивные сваи, которые достаточно хорошо вбиваются в скважины при помощи отбойной установки. Однако перед установки необходим подготовительный этап — бурение, а это в условиях промерзшего грунта весьма затруднительно.
Суть метода заключается в разработке скважин, в которые устанавливаются ЖБ сваи. Современные буровые установки, такие как БМ-811, способны эффективно бурить мерзлый грунт. Затраты на создание скважины глубиной 8-9 м. в мерзлой почве, при использовании данной машины, составляют 10-15 минут.
Важно: забивка железобетонных свай в промерзшую почву имеет низкую эффективность. Для увеличения КПД работы сваебойных молотов в процессе обустройства свайных фундаментов в зимний период применяется технология лидерного бурения.
Винтовые сваи зимой
Решением проблемы является использование винтовых сваи, которые, благодаря, устойчивости и неприхотливости, они подходят даже на слабом грунте.
Монолитный фундамент также подходит для зимней стройки, однако пустоты в основание и стенках могут стать причиной серьезного промерзания всей постройки и привести к разрушению поверхности.
Обустройство винтового фундамента в условиях минусовых температур отличается от летнего монтажа основания исключительно большей трудоемкостью завинчивания свай, для реализации которой необходимо применять механизированную технику.
Обвязка винтовых опор ростверком из бруса либо металлопроката не сопровождается усложнением технологии, она может быть реализована в течении 2-3 рабочих дней.
Материалы по теме:
Преимущества и недостатки возведения фундамента зимой
- Существенные скидки на строительные материалы;
- Относительно летним работам, зимние гораздо дешевле;
- Нет угрозы обрушения котлованов и подмыва из-за дождей;
- Техника по дороге на площадку не вязнет в жидком грунте.
Недостатки фундамента зимой
- Необходима специальная техника для рытья котлована в промерзшем грунте;
- Низкая производительность труда и большое количество дополнительных работ;
- Необходимость специальных обвязок для защиты от промерзания;
- Высокие риски остановки работы из-за суровых погодных условий.
Обязательные меры применяемые при строительстве зимой
Помимо выбора вида фундамента, необходимым является соблюдение технологии строительства. Так, весть процесс происходит при искусственном увеличение температуры почты, для рытья траншеи, котлована и бурения скважин. Для этого устанавливают специальный шатер с подогревающей установкой.
Заливка фундамента
- Перед заливкой фундамента в него вставляется армированный каркас с подогревающим элементом.
- По завершению установки, над фундаментом сооружается навес с тепловой пушкой, для регулирования температурного режима.
- По происшествию нескольких дней навес и пушка демонтируется, а верхний слой почвы посыпается теплоизолятором, для сохранения температуры прогреваемого основания фундамента.
- В итоге получаем полноценную основу для возведения здания в зимний период времени.
При бетонировании фундамента зимой изменяется технология приготовления бетона. Необходимо повышать исходную температуру состава до 30-40 градусов посредством подогрева составляющих компонентов. Вода нагревается в бойлерах до температуры 90 градусов В промышленных условиях заполнитель (щебень) прогревается в паровых барабанах до 40 градусов. Цемент прогревать нельзя.
Время перемешивания смеси в бетономешалке увеличивается в полтора раза.
При сборке армокаркаса хранящуюся на улице арматуру необходимо прогревать до положительной температуры. Само бетонирование ведется ускоренными темпами, не допускающими схватывание и промерзание уложенного слоя бетона до заливки последующей партии.
Важно: обогрев фундамента может реализовываться двумя способами: методом «термоса» и контактным электрическим подогревом.
Метод «термоса» предусматривает установку над периметром основания шатра и использование тепловой пушки, которая прогревает внутри палатки воздух до требуемой температуры (минимум +5 градусов).
При использовании тепловой пушки мощностью в 10 кВт в шатре площадью 100 квадратных метров температура увеличивается на 8-10 градусов, в сравнении с уличной. При работе в мороз свыше 15 градусов используются пушки мощностью в 25-30 кВт.
Использование автономных пушек, работающих на газу либо дизтопливе, влечет существенные финансовые затраты. Устройство мощностью в 30 кВт расходует до 70 л. газа в сутки, что при нынешних ценах равно 1 тыс. рублей в день. Затраты на обслуживание электрогенераторов, подключенных к домашней электросети, существенно меньше.
Метод контактного электроподогрева заключается в установке на армокаркасе электродов (шаг размещения — 40 см) либо специальных кабелей, к которым подключается сварочный генератор, подающий напряжение в 50-127 В (мощность определяется тепловым расчетом). Среднее потребление энергии при таком обогреве составляет 70 кВт на кубометр бетона. Данный способ применяется для обогрева массивных плитных фундаментов.
Заказ фундаментных работ
Компания Установка Сваи произведет любые работы в любое время года на высоком уровне. Штат специалистов и автопарки спецтехники позволяют нам справиться абсолютно с любой работой.
Наша компания «Установка Свай» производит поставку и забивку свай в Московском регионе — обращайтесь, поможем!
Полезные материалы
Сваи, их длина и применение в строительстве
Длина свай, применяемых в строительстве различна. Выбор сваи необходимой длины зависит от геологического состояния грунтов на участке и обязательно оговаривается в проекте фундамента .
Фундамент глубокого заложения
СК «Установка Свай» занимается возведением фундаментов на сваях , являющихся одним из наиболее надежных видов оснований глубокого заложения.
Фундамент под ключ
СК «Установка Свай» предоставляет услуги по созданию фундаментов на сваях под ключ — мы готовы взять на себя реализацию всех этапов свайных работ.
Источник: ustanovkasvai.ru