Настоящий Классификатор устанавливает разделение строительных норм и правил на 5 частей, каждая из которых делится на группы.
Классификатор предназначен для установления состава и обозначения (шифра) строительных норм и правил.
Шифр должен состоять из букв «СНиП», номера части (одна цифра), номера группы (две цифры) и номера документа (две цифры), отделенных друг от друга точками; две последние цифры, присоединяемые через тире, обозначают две последние цифры года утверждения документа. Например, «СНиП 2.03.05-82». Номера документам присваиваются в порядке регистрации сквозные в пределах каждой группы или в соответствии с разработанным перечнем документов данной группы.
1. Организация, управление, экономика
01 Система нормативных документов в строительстве
02 Организация, методология и экономика проектирования и инженерных изысканий
03 Организация строительства. Управление строительством
04 Нормы продолжительности проектирования и строительства
Виды правовых норм (лекция)
05 Экономика строительства
06 Положения об организациях и должностных лицах
2. Нормы проектирования
01 Общие нормы проектирования
02 Основания и фундаменты
03 Строительные конструкции
04 Инженерное оборудование зданий и сооружений. Внешние сети
05 Сооружения транспорта
06 Гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные системы и сооружения
07 Планировка и застройка населенных пунктов
08 Жилые и общественные здания
09 Промышленные предприятия, производственные здания и сооружения, вспомогательные здания. Инвентарные здания
10 Сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения
12 Нормы отвода земель
3. Организация, производство и приемка работ
01 Общие правила строительного производства
02 Основания и фундаменты
03 Строительные конструкции
04 Защитные, изоляционные и отделочные покрытия
05 Инженерное и технологическое оборудование и сети
06 Сооружения транспорта
07 Гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные системы и сооружения
08 Механизация строительного производства
09 Производство строительных конструкций, изделий и материалов
4. Сметные нормы
Состав и обозначение сметных норм и правил установлены постановлением Госстроя СССР от 18 июня 1982 г. №162.
Источник: firenotes.ru
Классификация производственных норм
На промышленных предприятиях стройиндустрии данная система включает нормы времени, нормы выработки, нормы времени на обслуживание, нормы обслуживания, норматив численности и норматив управляемости.
Нормы времени (Не) — это затраты рабочего времени (в секундах, минутах, часах) на изготовление единицы продукции или выполнение определенной производственно-технологической операции, при определенных организационно-технических условиях.
Урок 13. Классификация норм права.
Норма времени устанавливается расчетным путем по формуле:
где Т — продолжительность рабочего времени в минутах, часах. ;
У — общий объем продукции или услуг.
Норма выработки (Нвыр.) — минимальное задание рабочему на изготовление промышленной продукции (в штуках, метрах, тоннах или в условных единицах), которая должна быть произведена за единицу времени (час, смену, месяц, год). Норма выработки определяется делением продолжительности рабочего времени на норму времени для производства единицы продукции по формуле (Нвыр = Т : Нвр).
Норма времени на обслуживание (Нвр.обсл.) устанавливается расчетным путем и определяется регламентом работы оборудования (норматив режима работы оборудования).
Пример: В течение смены рабочий (токарь) выполняет на каждом станке одну обработку детали в течение 30 мин и три доработки, которые требуют по 15 мин на каждую. Дополнительно, он же, выполняет другие функции, не учтенные нормой времени (учета, инструктажа, наблюдения за процессом изготовления продукции, а также время на личный отпуск и др.).
Коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени на неучтенные функции токаря, составляет 1,12. Исходя из этих условий, Нвр на обслуживание одного станка (рабочего места, единицы оборудования) составит:
Нвр = [30 + (15 х 3)] х 1,12 = 84 мин.
Норма обслуживания (Нобсл.) — это количество объектов (единиц оборудования, число производственных помещений или число рабочих — основных), которое может обслужить один рабочий или группа рабочих (бригада) в течение рабочей смены. Применяется для правильной расстановки работников на производстве, когда трудно рассчитать стабильный объем работ или регламент выполнения работ. Определяется делением сменного фонда рабочего времени Тем. на норму времени на обслуживание:
Нобсл = Тем : Нвр.обсл.
Норматив численности (Нч) — это заранее установленная расчетным путем норма числа рабочих, либо работников управления, в основном повременщиков определенного профессиональноквалификационного состава, для выполнения конкретных работ, преимущественно нестабильных по характеру. Определяется по формуле:
Нч = Нвр.обсл х п Тем,
где N — количество единиц оборудования (или единиц работы, выполняемой в течение определенного времени — смены, месяца).
Норматив управляемости — заранее установленная численность работников, непосредственно подчиняющихся одному руководителю.
Определение норм труда (затрат рабочего времени) непосредственно зависит от характера производственного процесса. Классификация затрат рабочего времени представлена на рис. 14, структура норм времени — на рис. 15.
Производственный процесс в строительстве представляет собой совокупность определенного количества операций, имеющих свое целевое назначение. Каждое предприятие при организации производственного процесса должно учитывать отраслевые особенности, характеристику и вид выпускаемой продукции и услуг, уровень разделения труда.
Работа по организации производства осуществляется в следующих направлениях:
- • техническая подготовка производства;
- • формирование рациональной производственной структуры;
- • организация основных производственных процессов;
- • техническое обслуживание производства;
- • управление производством.
Основная часть производственного процесса — технологический процесс, который состоит из множества технологических операций. Под операцией понимают часть технологического процесса, которая осуществляется над определенным предметом труда одним рабочим или группой рабочих (бригадой) на одном рабочем месте. Операции разделяются на составные элементы по технологическому и трудовому принципу (рис. 16).
Переход — это часть операции, выполняемая одним и тем же инструментом без изменения режима работы, технологического характера и объема работ.
Проход — это часть перехода, состоящая в снятии одного слоя металла, покрытия. Например, чтобы обточить деталь, нужно снять несколько слоев металла с заготовки. Снятие одного слоя ведется в один проход, часто встречаются и многопроходные переходы.
Прием — это часть операции, представляющая собой совокупность трудовых действий, имеющих определенное целевое назначение: взять заготовку, включить станок, подвести резец, обточить деталь, выключить станок, т.е. закончить цикл действий рабочего.
Трудовое движение — это часть приема, имеющая целевое назначение. Например, чтобы взять заготовку, нужно подойти к ней, нагнуться, протянуть руку, взять заготовку и т.п.
Кроме технологического, производственный процесс включает транспортирование предметов труда и готовой продукции, контроль качества продукции и др. Все производственные процессы разделяются на массовые, серийные, единичные (индивидуальные).
Характер производственного процесса оказывает влияние на порядок расчета норм и выбор методов для изучения затрат рабочего времени.
Производственный процесс с позиции нормирования труда представляет собой затраты времени на изготовление продукции или услуги. При этом разделение затрат времени относится к трем элементам производственного процесса в строительстве — предмету труда, работникам и оборудованию.
Классификация по отношению к предмету труда является также и классификацией по отношению к производственному процессу. Поскольку в данном случае речь идет о затратах времени, необходимых для превращения предмета труда в продукт труда. Эта классификация позволяет установить состав затрат времени, включаемых в нормы труда.
Все рабочее время группы работников (исполнителей) подразделяется на два вида: время работы (Р) и время перерывов (П), которые были рассмотрены ранее (рис. 10).
Время работы — период, в течение которого работник подготавливается и непосредственно выполняет полученную работу. Состоит из времени работы по выполнению производственного задания (ТР) и времени работы, не предусмотренного производственным заданием (НР).
Время работы на выполнение производственного задания включает подготовительно-заключительное время (ПЗ); оперативное время; время обслуживания рабочего места (ОБ).
Подготовительно-заключительное время — это время, которое затрачивает работник на подготовку себя и средств производства к выполнению заданной работы. Оно затрачивается один раз и не зависит от объема работы (размера партии изделий).
Оперативное время — это время, затрачиваемое на выполнение заданной работы (операции), повторяемое с каждой единицей или определенным объемом производства продукции. Оно подразделяется на основное (О) и вспомогательное (В). Основное (технологическое) время затрачивается на непосредственное изменение предмета труда. Вспомогательное время затрачивается на действия, необходимые для выполнения основной работы и повторяющиеся при изготовлении каждой единицы продукции, либо определенного их числа.
Время обслуживания рабочего места — время, затрачиваемое работником на уход за рабочим местом, оборудованием; поддержание рабочего места в состоянии, обеспечивающем производительную работу в течение смены или другого рабочего периода. Оно включает время технического обслуживания (Обтех) и время организационного обслуживания (Оборг.).
При анализе затрат рабочего времени выделяется время, не предусмотренное производственным заданием, т.е. затраченное на выполнение случайной и непроизводительной работы.
Время перерывов — это время, в течение которого работник не принимает участие в работе. Оно делится на время регламентированных перерывов (ПР) и время нерегламентированных перерывов в работе (ПН).
Время регламентированных перерывов в работе — включает время перерывов в работе, обусловленных технологией и организацией производственного процесса (ПТ), а также время на отдых и личные надобности (предусмотренное действующими на предприятии нормами и распорядком рабочего дня).
Время нерегламентированных перерывов в работе — это время перерывов в работе, вызванных нарушением нормального течения производственного процесса; это перерывы в работе, вызванные недостатками в организации производства (ПНТ); перерывы в работе, вызванные нарушением трудовой дисциплины (ПНД).
Все затраты рабочего времени исполнителя, кроме приведенной классификации, могут распределяться на нормируемые и ненор-мируемые.
Нормируемые затраты рабочего времени включают в норму труда — это подготовительно-заключительное время; время оперативной работы; время обслуживания рабочего места; время регламентированных перерывов.
Ненормируемые затраты труда рабочего времени являются прямыми потерями рабочего времени и в норму времени не включаются.
Суммарная величина нормируемых затрат на единицу продукции называется штучно-калькуляционным временем (шт.) и определяется по формуле:
1шт = 1:о + 1в + Шб + Штл + Шт + (Тпз : п),
где йэ, 1в, 1об, Штл, Шт, Тпз — затраты времени по видам изложенной классификации на единицу продукции, п — размер партии изделий.
Классификация затрат рабочего времени определяет структуру технически обоснованной нормы времени. Анализ структуры затрат рабочего времени на основе их классификации позволяет выявить величину потерь рабочего времени, а также его нерациональные затраты на рабочем месте.
Источник: studref.com
СНиП 10-01-94*: Система нормативных документов в строительстве
1. РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием — Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Госстроя России.
ВНЕСЕНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.
2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. № 18-38.
3. ВЗАМЕН СНиП 1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86.
4. ИЗДАНЫ с учетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. № 18-2.
ВВЕДЕНИЕ
Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.
Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельной и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.
Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».
ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».
ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.»
ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.»
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.
4 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
4.2 Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:
— соответствие строительной продукции своему назначения и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
— безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
— защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
— надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
— выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
— взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.
4.3 Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:
— организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции ;
— объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;
— промышленная продукция, применяемая в строительстве — строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
— экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.
4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.
4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.
Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.
4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач, В составе комплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.
5 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.
Федеральные нормативные документы:
— строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП
— государственные стандарты Российской Федерации в области строительства — ГОСТ Р
— своды правил по проектированию и строительству — СП
— руководящие документы Системы — РДС
Нормативные документы субъектов российской Федерации:
— территориальные строительные нормы — ТСН
Производственно-отраслевые нормативные документы:
— стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО
В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.
5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.
5.4 Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
5.5 Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России .
5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.
На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ), разарбатываемых в составе технической документации.
5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.
5.9 Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:
— государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
— нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
— стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.
5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.
Минстрой России в установленном порядке дает заключения .по направляемым ему федеральными органами исполнительной. власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.
Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.
6 СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.
Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.
6.2 Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые — на уровне лучших отечественных и мировых достижений.
К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.
К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
В вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.
6.3 В составе нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании, строительстве и эксплуатации (эксплуатационные положения).
Эксплуатационные положения должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых материалов или технологии производства.
Эксплуатационные положения следует излагать в нормативных документах с применением следующих или аналогичных им формулировок:
— Сооружение (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы .
— Должно быть обеспечено.
Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.
6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.
Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.
Эти требования должны определять:
— надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;
— устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;
— устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;
— охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;
— эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;
— сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.
Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания или сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.
6.5 В государственных стандартах в зависимости от их вида устанавливают обязательные и рекомендуемые положения в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе:
— требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;
— требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;
— контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;
— требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретный видам строительных изделий, материалов и оборудования;
— правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.
6.6 В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. Своды правил, в частности, могут содержать:
— положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, проектировании и строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;
— общие градостроительные, типологические и социальные нормативы;
— объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;
— методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований.
В своды правил могут включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны .
(Измененная редакция, Изм. № 1)
Примечание — Своды правил, как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий, и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.
6.7 В территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.
6.8 Требования к содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений — по ГОСТ Р 1.4.
6.9 В технических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику), которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для использования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.
Построение, изложение и оформление технических условий — в порядке, установленном Госстандартом России.
6.10 Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы — в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом настоящих норм и правил.
Титульные листы и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм и руководящих документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г, а в заголовках применяют прямой порядок слов.
Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.
В предисловии к сводам правил (СП) указывают: «Одобрен Минстроем России (письмо N . от . ) и согласован с . (указывают соответствующие органы надзора и номера документов)».
Строительные нормы и правила издают типографским способом форматом 210х297 мм.
6.11 Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов и территориальных строительных норм состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис — порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП — с номера 101, РДС с номера 201, ТСН — с номера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименования соответствующей территории.
Обозначения нормативных документов по стандартизации — в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.
В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5, указывают: «В системе нормативных документов в строительстве _______________
входит в комплекс__________________ «
7 РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
7.1 Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).
Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие).
Разработку стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий -в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.
7.2 Разработку нормативных документов осуществляют по следующим стадиям:
1-я стадия — организация разработки документа;
2-я стадия — разработка проекта документа в первой редакции;
3-я стадия — подготовка проекта документа в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;
4-я стадия — рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;
5-я стадия — издание документа.
Примечание — Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.
7.3 Организация разработки документа включает в себя представление предполагаемым разработчиком обоснованной заявки, согласование объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и соисполнителями .
При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование.
При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органами.
Территориальные строительные нормы в числе других заинтересованных организаций направляют на заключение также научно-исследовательским и проектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.
Информация о начале разработки строительных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ). На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).
7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).
Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва — по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии отзывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.
7.5 Подготовку проекта нормативного документа для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов.
Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласии проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.
В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандартизации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассылается также на отзыв всей членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результатам рассылки проводит ТКС и разработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.
7.6 Согласование проекта документа с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и субъектов хозяйственной деятельности — с соответствующими территориальными органами надзора.
Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.
Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.
7.7 Проект нормативного документа разработчик представляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:
— пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных результатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;
— проектом документа, рассылавшегося на отзыв (первая редакция) и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;
— подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв и сводкой отзывов;
— протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;
— подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями или протокол разногласий (если согласование требовалось техническим заданием);
— предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа.
В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного документа представляется на машинном носителе.
7.8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандартизации, требованиям настоящих норм и правил , стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.
При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.
7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ Р) в области строительства принимаются и вводятся в действие, а межгосударственные нормативные документы — вводятся в действие Минстроем России в установленном порядке.
Своды правил по проектированию и строительству (СП) принимает разработчик. Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил до их принятия направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил оформляется письмом Минстроя России.
Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.
Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке.
7.10 Изменения к нормативным документам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки и принятия этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен .
Отмену нормативных документов осуществляют принявшие их органы.
7.11 Регистрацию, учет и издание строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта России.
При регистрации территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы, не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации .
7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической документации на ее изготовление.
Согласование и утверждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соответствии с порядком, установленном Госстандартом России («Правила согласования и утверждения технических условий» ПР 50.1.001-93). При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных конструкций, а также инженерных систем зданий и сооружений должны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определяет Минстрой России.
По требованию заказчика проектной документации на строительство в составе этой документации разрабатывают технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов, которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено договором подряда.
7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).
Текущую информацию об введении в действие, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП — Центр проектной продукции массового применения Минстроя России.
Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в ежемесячных и ежегодных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации» Госстандарта России.
7.14 Участие в разработке межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) организует Минстрой России в установленном им порядке.
8 ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
8.1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).
Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путей принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.
Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяют в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.
8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, который этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований, или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.
Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.
8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов, при необходимости, следует разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.
8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
8.6 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ТЕРМИНЫ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Источник: best-stroy.ru
СНиП II-А.1
Основные положения по классификации зданий и сооружений
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Документ содержит основные положения по классификации зданий и сооружений
Оглавление
1. Общие указания
3. Порядок назначения класов зданий и сооружений
01.01.1955 |
01.09.2013 |
01.10.1962 |
01.01.2021 |
Этот документ находится в:
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативные документы
- Раздел Документы Системы нормативных документов в строительстве
- Раздел 1. Организационно-методические нормативные документы
- Раздел к.10 Стандартизация, нормирование, сертификация
Организации:
Утвержден | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | |
Издан | Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре | 1954 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ЧАСТЬ II
НОРМЫ
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Утверждены по поручению Совета Министров СССР Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства для обязательного применения с I января 1955 г. всеми министерствами, ведомствами и Советами Министров союзных республик
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ МОСКВА * 1954
ния строительства без металлических конструкций; следует широко внедрять сборные железобетонные конструкции и детали, не допуская применения металлических конструкций во всех случаях, когда они могут быть заменены железобетонными, преимущественно сборными. В целях экономии лесоматериалов следует максимально использовать местные строительные материалы, применяя взамен деревянных частей зданий детали из гипсовых, гипсошлаковых, шлакобетонных, пеносиликатных плит и блоков; предусматривать наряду с древесиной хвойных пород применение в строительстве древесины лиственных пород, обеспечивать долговечность деревянных конструкций и частей зданий путем проведения конструктивных мероприятий, анти-септирования и огнезащитной обработки конструкций.
5. Во II части Строительных норм и правил содержатся впервые разработанные: классификация зданий и сооружений в зависимости от их капитальности и эксплуатационных качеств; единая модульная система размерностей в строительстве; нормы расчета строительных конструкций по методу расчетных предельных состояний; нормы планировки населенных мест; нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий; нормы проектирования ограждающих конструкций и ряд других новых норм.
6. Классификация зданий и сооружений имеет своей целью способствовать выбору экономически целесообразных решений при проектировании. Система классификации предусматривает подразделение разновидностей зданий и сооружений на классы по совокупности их капитальности и эксплуатационных качеств. Для каждого класса приведены требования по прочности, огнестойкости и долговечности ограждающих конструкций.
Классы зданий и сооружений должны обосновываться в проектном задании в соответствии с назначением и значимостью объектов.
7. Основные положения модульной системы устанавливают порядок назначения и координации размеров элементов зданий и сооружений, а также размеров строительных изделий, деталей и оборудования на базе единого модуля 100 мм. Модульная система предусматривает, что основные размеры зданий и сооружений должны быть кратны модулю 100 мм. Для некоторых размеров допускается применение укрупненных модулей.
8. В основу новых норм проектирования строительных конструкций положен единый метод расчета по расчетным предельным состояниям. Согласно этому методу постоянный коэффициент запаса прочности заменен тремя переменными
расчетными коэффициентами, учитывающими возможность изменения нагрузок, воздействующих на проектируемую конструкцию, степень однородности применяемых материалов по их прочности, а также условия работы конструкции (агрессивные воздействия среды, характер сопряжения элементов в конструкции и др.).
Установленные в нормах общие принципы расчета конструкций и оснований зданий и сооружений по методу расчетных предельных состояний применимы ко всем видам строительства — промышленного, жилищно-гражданского, гидротехнического, а также к строительству мостов, тоннелей и трубопроводов.
Приведенные в Строительных нормах и правилах нормы позволяют производить расчет массовых конструкций промышленных, жилых и гражданских зданий и сооружений. Для проектирования конструкций гидротехнических сооружений, мостов, тоннелей и трубопроводов по методу расчетных предельных состояний разрабатываются соответствующие расчетные коэффициенты, после чего будут изданы нормы проектирования указанных конструкций по новому методу.
9. В новых нормах планировки населенных мест приведены необходимые указания по выбору селитебной территории, а также требования к комплексному решению в проектах планировки экономических, санитарно-гигиенических, архитектурных и других вопросов. Установлены нормы плотности застройки жилых кварталов, нормы жилой площади на 1 га квартала в зависимости от этажности застройки, нормы площади земельных участков для общественных зданий массового строительства (школы, больницы, детские сады, ясли и др.), нормы площади зеленых насаждений общего пользования в городах и рабочих поселках и др.
10. Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, основанные на передовом опыте проектирования, содержат указания о необходимости приближения вновь строящихся предприятий к источникам сырья, топлива и районам потребления, а также о необходимости кооперирования с другими предприятиями строительства электростанций, водопроводов, канализации, дорог, мостов и других коммунальных сооружений, жилых поселков и культурно-бытовых учреждений. Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий содержат необходимые указания по размещению зданий и сооружений, по проектированию транспортных путей и проездов, по благоустройству территории предприятий, а также по размещению инженерных коммуникаций.
11. Нормы строительной теплотехники содержат расчетные данные и требования к теплоизолирующим свойствамконструкций, паропроницанию и воздухопроницанию наружных ограждающих конструкций. В нормах приведены необходимые данные для теплотехнического расчета новых видов ограждающих конструкций, возводимых с применением эффективных утеплителей, а также конструкций с воздушными прослойками (расчет неоднородных ограждений, тепловых мостиков и пр.).
12. Нормы проектирования ограждающих конструкций содержат требования к долговечности ограждающих конструкций в зависимости от температурно-влажностных параметров внутреннего и наружного климата, данные о необходимых уклонах для различных кровель, основные требования к устройству стен, перекрытий, перегородок и световых проемов.
Содержащиеся в этих нормах данные и требования к звукоизолирующим свойствам ограждающих конструкций способствуют улучшению качества возводимых зданий.
13. Нормы проектирования производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий и тепловых электростанций содержат необходимые указания по основным вопросам строительного проектирования: по классификации зданий, по санитарным и противопожарным требованиям, по блокировке производственных и вспомогательных цехов, по применению наиболее рациональных типов производственных зданий, по расчету площадей административноконторских и бытовых зданий, по увязке размеров зданий и их конструктивных элементов с модульной системой и др.
14. Новые нормы проектирования жилых зданий (жилых домов квартирного типа, общежитий и гостиниц) разработаны на основе передового опыта жилищного строительства за последние годы. В этих нормах впервые вводится классификация зданий, устанавливаются размеры жилой площади в квартирах разных типов, а также характер и размеры встроенного оборудования (хозяйственные кладовые, встроенные шкафы и пр.). Нормы содержат важнейшие санитарные требования, предъявляемые к жилым зданиям, обеспечивающие необходимые удобства для населения: запрещение северной ориентации окон жилых комнат в районах с холодным и умеренным климатом и западной ориентации в районах с жарким климатом; высоты этажей, дифференцированные в соответствии с климатическими условиями; требования к освещенности и воздухообмену. Повышены требования к огнестойкости конструкций.
15. Нормы проектирования общественных зданий разработаны для наиболее массовых видов общественных зданий, а именно: лечебно-профилактических учреждений, детских садов, детских яслей, общеобразовательных школ, кинотеатров, бань и прачечных, магазинов и предприятий общественного питания. Нормами устанавливаются: площади основных помещений зданий в зависимости от их типа и назначения; наименьшие размеры помещений; санитарно-техническое оборудование зданий; санитарные нормы освещенности помещений; расчетные температуры и кратность обмена воздуха в помещениях и др.
Нормами предусматривается увеличение площади двухкоечных палат для больниц и родильных домов; в городских больницах предусматривается возможность устройства остекленных веранд для отдыха больных и значительно увеличивается высота помещений вбольницах до 50 коек; рекомендуется применение установок по кондиционированию воздуха в крупных кинотеатрах. В нормах проектирования детских яслей предусматривается значительное повышение высоты детских комнат в районах с жарким климатом.
16. В нормах проектирования речных и морских гидротехнических сооружений даются указания по проектированию бетонных и железобетонных плотин, водосбросов и водоспусков, железобетонных и стальных трубопроводов, сооружений речного транспорта, а также морских дноуглубительных работ. Упорядочена классификация речных гидротехнических сооружений.
Впервые классифицированы речные и морские порты и их сооружения, причем в основу классификации положены грузооборот, наличие механизации причалов и значение сооружений. Рекомендованы к применению новейшие типы сооружений, в частности объединение гидротехнических сооружений в одном объекте (например, здания гидростанции с водосбросом, шлюза с водосбросом и др.), а также новые типы конструкций, позволяющие повысить уровень индустриализации работ, например, сборные арматурные блоки, плиты-оболочки и др. Уточнены требования к запасам глубин акваторий морских портов, к обеспеченности предельных осадок, к коэффициентам запаса на скольжение и др. Нормами устанавливается распределение бетона различных марок в массивных сооружениях в зависимости от зоны расположения бетона относительно уровня воды, а также даются дифференцированные по классам сооружений требования к плотности и морозостойкости бетона, что будет способствовать снижению стоимости строительства при одновременном повышении качества сооружений.
17. В основу новых норм проектирования железных дорог нормальной колеи положен принцип последовательного усиления мощности дорог в соответствии с ростом грузонапряженности. Предусматривается увеличение норм грузооборота железных дорог без изменения технических параметров.
18. Нормы проектирования автомобильных дорог разработаны с учетом требований, предъявляемых к этим дорогам перспективами развития советского автотранспорта и возрастающей интенсивностью и грузонапряженностью автомобильного движения. При составлении этих норм предусмотрены увеличение долговечности дорог и улучшение качества покрытий.
Ряд новых, прогрессивных указаний содержится также в нормах проектирования естественного и искусственного освещения, санитарно-технических устройств и оборудования, мостов и тоннелей.
19. Часть II Строительных норм и правил устанавливает лишь основные, важнейшие нормативы и требования по строительному проектированию и не содержит технических указаний узко специального характера или второстепенного значения, которые могут быть даны в технических условиях, разрабатываемых на основе Строительных норм и правил.
Нормы проектирования зданий и сооружений, не предусмотренные II частью Строительных норм и правил, надлежит разрабатывать с учетом основных положений Строительных норм и правил в части классификации, применения модульной системы, требований к огнестойкости и долговечности конструкций и т. д.
Новые технические условия, инструкции, указания и другие нормативные документы по строительному проектированию должны составляться на основе и в развитие Строительных норм и правил.
РАЗДЕЛ А
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
§ 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1. Классификация зданий и сооружений имеет своей целью способствовать выбору экономически целесообразных решений при их проектировании.
В основу классификации положено деление зданий и сооружений на классы по уровню предъявляемых к ним качественных требований.
2. Качественный уровень зданий и сооружений определяется их капитальностью, эксплуатационными качествами, а также характером предъявляемых к ним архитектурных требований.
3. Капитальность зданий или сооружений характеризуется степенью их огнестойкости и степенью долговечности основных конструктивных элементов в заданных условиях их эксплуатации.
Требуемая капитальность зданий или соору
жений должна обеспечиваться применением соответствующих строительных материалов, а также защитой конструкций от огня, физических, химических, биологических и других воздействий.
4. Эксплуатационные качества характеризуются:
а) для зданий — составом помещений, нормами их площадей и объемов, внутренней отделкой и техническим оборудованием;
б) для сооружений — удобством эксплуатации (пропускной способностью, оснащением техническим оборудованием и др.).
Примечание. К техническому оборудованию от* носится санитарно-техническое, электротехническое оборудование и т. п,; технологическое оборудование (краны, станки и т. п.) к техническому оборудованию не относится.
§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Классификация зданий и сооружений устанавливается для их видов, сходных по своему назначению (производственные здания промышленных предприятий, вспомогательные здания промышленных предприятий, жилые здания и др.).
2. Здания и сооружения каждого вида делятся, как правило, по совокупности признаков капитальности и эксплуатационного качества на три класса:
а) здания и сооружения I класса — удовлетворяющие повышенным требованиям;
б) здания и сооружения II класса — удовлетворяющие средним требованиям;
в) здания и сооружения III класса — удовлетворяющие минимальным требованиям.
Примечания. 1. Для отдельных видов зданий и сооружений, не имеющих градаций по эксплуатационному качеству, классы устанавливаются по капитальности.
2. Для отдельных видов сооружений в случае необходимости допускается устанавливать другое число классов, но не более пяти.
§ 3. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ КЛАССОВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
1. Требования к зданиям и сооружениям, определяющие их класс, устанавливаются в нормах и технических условиях проектирования соответствующих зданий и сооружений.
2. Отнесение отдельных проектируемых зданий
и сооружений к тому или иному классу должно производиться в зависимости от народнохозяйственного значения, размеров и мощности комплексного объекта (населенного места, промышленного предприятия, железной дороги, гидро-
узла и т. п.), в составе которого осуществляется строительство данного здания или сооружения.
3. В составе комплексного объекта строительства могут устанавливаться разные классы для отдельных зданий и сооружений в зависимости от их значения в общем комплексе.
4. Выбор класса для каждого здания и сооружения должен обосновываться проектной
организацией при разработке проектного задания.
5. Классификационные обозначения объектов должны проставляться в проектных материалах (на титульных листах), при этом классы зданий и сооружений обозначаются римскими цифрами I, II и III; наличие особых архитектурных требований к зданиям и сооружениям обозначается индексом А (класс I-A, класс П-А и т. п.)
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре
Москва, Третьяковский пр., д» 1.
Специальный редактор инж, Л. И. Нейштадт Заведующий редакцией из-ва инж. Д, М. Тумаркин Технический редактор М. Н. Персон Корректоры В. П. Митрич, Д. С. Соморова
Сдано в набор 10/IX 1954 г. Подписано в печать 16/XI 1954 г. Т-08240
Бумага 84Xl08 l /ie=12,63 бумажных, 41,4 уел. печатных листов (42,18 уч.-изд. л.). Изд. № V1-753. Заказ .№ 1795. Тираж ПО ООО экз. Цена 21 р. Переплет 3 р.
Министерство культуры СССР Главное управление полиграфической промышленности Первая Образцовая типография имени А. А. Жданова, Москва, Ж-54, Валовая, 28.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение к II части Строительных норм и правил 9
Глава 1. Основные положения по классификации зданий и сооружений. 13
§ 1. Общие указания. 13
§ 2. Классификация. 13
§ 3. Порядок назначения классов зданий и сооружений . 13
Глава 2. Основные положения Единой модульной
§ 1. Общие указания. 15
§ 2. Порядок взаимоувязки размеров. 15
§ 3. Правила назначения размеров и расположения разбивочных осей в зданиях и сооружениях 16
Г лава 3, Огнестойкость строительных конструкций,
зданий и сооружений. 17
§ 1. Общие указания. 17
§ 2. Характеристики возгораемости и огнестойкости материалов и конструкций. 17
§ 3. Противопожарные преграды. 23
§ 4, Испытание строительных конструкций на огнестойкость . 24
Г лава 4. Условные буквенные обозначения . 26
§ 1. Общие указания. 26
§ 2. Обозначения расчетных величин. 27
Глава 5. Условные графические обозначения. . . 29
§ 1. Общие указания. 29
§ 2. Элементы генерального плана и дорог . 29
§ 3. Элементы и оборудование зданий. 34
§ 4. Инженерные и санитарно-технические сети . . 39
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ
Глава L Основные положения по расчету строительных конструкций. 41
§ 1. Общие указания. 41
§ 2. Основные расчетные положения. 42
§ 3. Расчетные сочетания нагрузок для зданий и
промышленных сооружений. 43
§ 4. Нагрузки и коэффициенты перегрузки для зданий и промышленных сооружений . 43
Глава 2. Каменные и армокаменные конструкции
зданий и промышленных сооружений. 49
§ 1. Общие указания. 49
§ 3. Нормативные характеристики кладок. 50
§ 4. Расчетные характеристики кладок. 55
§ 5. Основные расчетные положения. 58
§ 6. Общие конструктивные требования. 60
§ 7. Расчет элементов каменных и армокаменных конструкций по несущей способности. . 63
§ 8. Расчет элементов каменных и армокаменных
конструкций по деформациям. 66
§ 9. Расчет элементов каменных и армокаменных
конструкций по раскрытию трещин. 67
§ 10. Указания по проектированию зимней кладки,
выполняемой методом замораживания . 68
Глава 3, Бетонные и железобетонные конструкции зданий и промышленных сооружений. 71
§ 1. Общие указания. 71
§ 2. Материалы для бетонных н железобетонных
§ 3. Нормативные характеристики материалов . 72
§ 4. Расчетные характеристики материалов . 74
§ 5. Основные расчетные положения . 75
§ 6. Общие конструктивные требования . 77
§ 7. Расчет элементов бетонных конструкций но
несущей способности. 78
§ 8. Расчет элементов железобетонных конструкций по несущей способности. 80
§ 9. Расчет элементов железобетонных конструкций по деформациям. 84
§ 10. Расчет элементов железобетонных конструкций по образованию и раскрытию трещин . 84
Глава 4. Стальные конструкции зданий и промышленных сооружений. 86
§ 1. Общие указания. 86
§ 2. Материалы для стальных конструкций . . 86
§ 3. Нормативные характеристики материалов и
§ 4. Расчетные характеристики материалов и соединений . 89
§ 5. Основные расчетные положения . 92
§ 6. Общие конструктивные требования . 93
§ 7. Расчет элементов стальных конструкций . 95
§ 8. Расчет сварных, заклепочных и болтовых соединений. 98
Глава 5. Деревянные конструкции зданий н промышленных сооружений. 100
§ 1. Общие указания. 100
§ 2. Материалы для деревянных конструкций . ЮО
§ 3. Нормативные характеристики материалов . 101
§ 4. Расчетные характеристики материалов. . 102
§ 5. Основные расчетные положения. 103
§ 6. Общие конструктивные требования. 104
§ 7. Расчет элементов деревянных конструкций 104 § 8. Расчет соединений элементов деревянных конструкций. 106
Глава 6. Основания зданий и сооружений. 111
§ 1. Общие указания. 111
§ 2. Номенклатура грунтов. 111
§ 3. Глубина заложения фундаментов зданий
и промышленных сооружений. 112
§ 4. Естественные основания. 115
§ 5. Основания из макропористых грунтов . 118
§ 6. Свайные основания. 119
§ 7. Основания гидротехнических сооружений . . 120
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Глава 1. Планировка населенных мест. 122
§ 1. Общие указания. 122
§ 2. Требования к выбору селитебных территорий 123 § 3. Планировка и застройка селитебных территорий . 124
§ 4. Уличная сеть. 129
§ 5. Зеленые насаждения. 130
§ 6. Санитарно-техническое благоустройство . . 131
§ 7. Вертикальная планировка селитебной территории . 132
Глава 2. Генеральные планы промышленных предприятий . 133
§ I. Общие указания. 133
§ 2. Выбор территории для строительства промышленных предприятий. 133
§ 3. Планировка промышленных предприятий. 135
§ 4. Размещение сетей коммуникаций. 142
Глава 3. Строительная теплотехника. 145
§ 1. Общие указания. 145
§ 2. Расчетные параметры наружного и внутреннего воздуха. 150
§ 3. Нормы сопротивления теплопередаче ограждений . 150
§ 4. Теплоустойчивость помещений и ограждений 155
§ 5. Нормы сопротивления воздухопроницанию
§6. Нормы сопротивления паропроницанию ограждений . 157
§ 7. Климатические показатели. 157
Глава 4. Нормы проектирования ограждающих конструкций. 161
§ 1. Общие указания. 161
§ 2. Наружные стены. 163
§ 3. Перекрытия и покрытия. 165
§ 5. Окна и световые фонари. 167
§ 7. Требования к звукоизоляции ограждающих
Глава 5. Естественное освещение. 172
§ 1. Общие указания. 172
§ 2. Нормы естественной освещенности. 172
§ 3. Расчет естественной освещенности. 174
Глава 6. Искусственное освещение. 177
§ 1. Общие указания. 177
§ 2. Нормы освещенности производственных помещений . 177
§ 3. Нормы освещенности помещений жилых и общественных зданий. 179
§ 4. Нормы освещенности открытых пространств 182
§ 5. Аварийное освещение. 183
§ 6. Ограничение ослепленности. 184
§ 7. Коэффициент запаса. 185
Глава 7. Производственные здания промышленных предприятий. 186
§ 1. Общие указания. 186
§ 2. Метеорологические условия в помещениях 188 § 3. Требования к производственным зданиям . 190
§ 4. Требования к конструктивным элементам
производственных зданий. 193
§ 5. Эвакуация помещений. 195
§ 6 Галереи, эстакады, площадки, антресоли и тоннати. 197
Глава 8. Вспомогательные здания промышленных
§ 1. Общие указания. 200
§2. Требования к вспомогательным зданиям и помещениям . 200
§ 3. Заводоуправления, цеховые конторы и конструкторские бюро. 204
§ 4. Бытовые помещения. 205
§ 5. Пункты питания. 211
§ 6. Здравпункты. 211
Глава 9. Тепловые электростанции. 213
§ 1. Общие указания . 213
§ 2. Требования к территории электростанций . 213
§ 3. Генеральные планы электростанций . 215
§ 4. Главный корпус. 216
§ 5. Здания и сооружения топливоподачи . 218
§ 6. Сооружения электрической части. 219
§ 7. Водоохладители. 220
§ 8. Сооружения золо-шлакоудаления. 22!
§ 9. Отопление и вентиляция. 222
Глава 10. Жилые здания. 226
$ 1. Общие указания. 226
§2 Санитарные и противопожарные требования . 227
§ 3. Жилые дома квартирного типа. 234
§ 4. Общежития . . 235
§ 5. Гостиницы. 237
Глава 11. Общественные здания. 239
§ 1. Общие указания. 239
§ 2. Санитарные и противопожарные требования 240
§ 3. Лечебно-профилактические учреждения . . 242
§ 4. Детские ясли. 248
§ 5. Детские сады. 250
§ 6. Общеобразовательные школы. 250
§ 7. Кинотеатры. 253
§ 8. Коммунальные бани. 257
§ 9. Коммунальные прачечные . 259
§ 10. Магазины. 261
§ 11. Предприятия общественного питания . . . . 264
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ
Г лава 1. Наружный водопровод. 268
§ 1. Общие указания. 268
§ 2. Нормы родопотребления и свободные напоры 268
§ 3. Водопроводные сооружения. 271
Глава 2. Наружная канализация. 276
§ 1. Общие указания. 276
§ 2. Нормы водоотведения и гидравлического расчета сети. 277
§ 3. Канализационная сеть и сооружения на ней 278
§ 5. Очистка хозяйственно-фекальных сточных вод 279 § 6. Очистка производственных сточных вод . . . 280
Глава 3. Внутренний водопровод и канализация. . . 282
§ 4. Насосные станции. 279
§ 1. Общие указания. 282
§ 2. Нормы расхода воды и свободные напоры . 283
§ 3. Водопроводные сети и вводы. 286
§ 4. Водонапорные баки и установки для повышения напора. 287
§ 5. Внутренняя канализация. 287
§ 6. Внутренние водостоки. 289
Глава 4. Горячее водоснабжение. 290
§ 1. Общие указания. 290
§ 2. Нормы расхода, температура и жесткость 290
потребляемой воды. 292
§ 3. Нагрев и аккумуляция воды . 292
§ 4. Трубопроводы. 293
Глава 5. Отопление и вентиляция. 293
§ 1. Общие указания. 293
§ 2. Теплопотери через ограждающие конструкции зданий. 293
§ 3. Отопительные устройства. 296
§ 4. Вентиляционные устройства. 299
§ 5. Кондиционирование воздуха. 304
§ 6. Конструктивные указания по устройству систем отопления и вентиляции. 305
Глава 6. Газоснабжение . 307
§ 1. Общие указания. 307
§ 2. Нормы расхода газа. 307
§ 3. Газовая сеть. 308
§ 4. Расчет газовой сети. 310
§ 5. Регуляторы давления. 310
§ 6. Газгольдерные станции. . 310
§Т. Снабжение сжиженным газом. 311
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Глава 1. Морские гидротехнические сооружения . 312
§ 1. Общие указания. 312
§ 2. Нагрузки, воздействия и основные расчетные
§ 3 Отсчетные уровни и глубины портовых акваторий и подходных каналов. 314
§ 4. Причальные сооружения. 315
§ 5. Оградительные сооружения. 316
§ 6. Береговые укрепления. 317
§ 7. Основные конструктивные требования к морским гидротехническим сооружениям . 317
Глава 2. Речные гидротехнические сооружения . . . 320
§ I. Общие указания. 320
§ 2. Основные требования к проектируемым гидротехническим сооружениям. 324
§ 3. Основные расчетные положения и нагрузки . 326
§ 4. Материалы для гидротехнических сооружений 328
§ 6. Водосбросные и водоспускные сооружения 333
§ 7. Водоприемные сооружения гидроэлектростанций . 335
§ 8. Каналы гидроэлектростанций. 337
§ 9 Трубопроводы гидроэлектростанций . 338
§ 10. Станционные сооружения гидроэлектростанций . 341
§11. Металлические затворы гидротехнических
§ 12. Речные порты. 346
§ 13. Судоходные каналы и сооружения на них 348
§ 14. Судоходные шлюзы. 349
§ 15. Разборные судоходные плотины. 351
§ 16. Речные судоподъемные сооружения . 351
Глава 3. Железные дороги нормальной колеи . . . 353
§ 1. Общие указания. 353
§ 2. Путь, путевые сооружения и устройства . . 354
§ 3. Станции и станционные устройства. 358
§ 4. Устройство сигнализации и связи . 359
§5. Устройства локомотивного и вагонного хозяйства . 360
§ 6. Устройства водоснабжения. 361
§ 7. Энергоснабжение. 362
§ 8. Железнодорожные здания. 362
Глава 4. Промышленные железные дороги . 364
§ 1. Общие указания. 364
§ 2. Путь и путевые устройства. 365
§ 3. Станции и станционные устройства. 368
§ 4. Устройства сигнализации и связи. 369
§ 5. Устройства водоснабжения и канализации . . 369
Глава 5. Автомобильные дороги. 370
§ 1. Общие указания. 370
§ 2. Основные технические показатели. 371
§ 3. Земляное полотно. 373
§ 4. Дорожные одежды. 374
§ 5. Дорожные устройства. 375
Глава 6. Промышленные автомобильные дороги. . 377
§ I. Общие указания. 377
§ 2. Основные технические показатели. 377
§ 3. Земляное полотно. 381
§ 4. Дорожная одежда. 381
Глава 7. Городские улицы и проезды. 383
§ 1. Общие указания. 383
§ 2. Проезжая часть улиц и площадей. 383
§ 3. Тротуары, велосипедные дорожки и озеленение . 385
§ 4. Трамвайные пути. 385
§ 5. Подземные сооружения. 387
Глава 8. Мосты и трубы. 389
§ 1. Общие указания. 389
§ 4. Конструкции мостов. 394
Глава 9. Тоннели. 395
§ 1. Общие указания. 395
§ 2. Трасса и продольный профиль. 395
§ 3. Поперечное сечение тоннелей. 396
§ 4. Нагрузки и основные расчетные положения . 396
§ 5. Конструктивные требования. 399
§ 6. Станции метрополитенов. 401
§ 7. Санитарно-технические устройства и освещение траяспортных тоннелей. 402
Строительные нормы и правила являются общеобязательными и имеют своей целью повышение качества и снижение стоимости строительства путем внедрения рациональных норм строительного проектирования и прогрессивных сметных норм, а также правил производства и приемки строительных работ, отражающих передовой опыт строительства.
Строительные нормы и правила распространяются на все виды строительства, за исключением строительства временных зданий и сооружений.
Разработка Строительных норм и правил произведена на основе директив партии и правительства о всемерном развитии строительной индустрии, широком внедрении передовой строительной техники, повышении уровня организации и механизации строительства и максимальном использовании сборных деталей и конструкций заводского изготовления. При разработке Строительных норм и правил учтен опыт передовых проектных и строительных организаций, а также последние достижения научно-исследовательских институтов и предложения новаторов-строителей.
Строительные нормы и правила состоят из следующих четырех частей: часть I — «Строительные ’материалы, детали и конструкции», часть II — «Нормы строительного проектирования», часть III — «Правила производства и приемки строительных работ», часть IV — «Сметные нормы на строительные работы».
I ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Строительные ‘материалы, детали и конструкции» содержит:
номенклатуру и основные размеры строительных ‘материалов и деталей, а также основные требования к их качеству;
указания по выбору и применению строительных ‘материалов, деталей и конструкций при проектировании и возведении зданий и сооружений в зависимости от их класса;
основные правила перевозки, хранения и приемки строительных материалов, деталей и конструкций.
II ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Нормы строительного проектирования» содержит:
общие положения по строительному проектированию — основные положения по классификации зданий и сооружений и по единой модульной системе, нормы огнестойкости строительных конструкций, условные графические и буквенные обозначения;
нормы проектирования каменных, бетонных, железобетонных, стальных и деревянных несущих конструкций, а также оснований зданий и сооружений;
нормы проектирования объектов промышленного и жилищно-гражданского строительства — планировка населенных мест и генеральные планы промышленных предприятий, промышленные, жилые и общественные здания, строительная теплотехника, ограждающие конструкции, естественное и искусственное освещение;
нормы проектирования санитарно-технических сооружений и устройств — наружного и внутреннего водопровода и канализации, отопления, вентиляции и газоснабжения;
нормы проектирования гидротехнического и транспортного строительства — морских и речных гидротехнических сооружений, железных и автомобильных дорог, мостов, труб и тоннелей.
III ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Правила производства и приемки строительных работ» содержит:
общие положения по организации и механизации строительства и по проектированию организации строительных работ;
правила производства строительных работ; требования к качеству строительных работ и основные допуски; правила промежуточной и окончательной приемки строительных работ, а также указания по приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений.
IV ЧАСТЬ Строительных норм и правил «Сметные нормы на строительные работы» содержит:
правила определения сметной стоимости строительных материалов, деталей и конструкций;
нормы для определения сметной стоимости машино-смен;
нормы амортизационных отчислений по строительным машинам и оборудованию; сметные нормы на общестроительные и специальные строительные работы.
Строительные нормы и правила содержат основные, наиболее принципиальные требования, правила и нормы, проверенные в практике проектирования и строительства.
Строительные нормы и правила в необходимых случаях должны получить развитие в виде технических условий, инструкций и других нормативных документов, которые будут разрабатываться и утверждаться в установленном порядке.
Все действующие в отдельных министерствах, ведомствах и Советах Министров союзных республик технические условия на строительное проектирование и на строительные материалы, детали и конструкции, а также технические условия и инструкции по производству и приемке строительных работ должны соответствовать требованиям Строительных норм и правил.
В дальнейшем, номере развития строительной техники, роста производительности труда,улучшения организации и механизации строительных работ и повышения качества строительства Строительные нормы и правила будут периодически пересматриваться и улучшаться с целью отражения в них происходящих в строительстве прогрессивных изменений.
Каждая часть Строительных норм и правил подразделяется на разделы, разделы— на главы, главы — на параграфы и параграфы — на пункты.
Части нумеруются римскими цифрами, разделы — заглавными буквами русского алфавита, а главы, параграфы и пункты — арабскими цифрами.
В соответствии с этим производится шифровка отдельных подразделений Строительных норм и правил, например:
глава 3 раздела А части II Строительных норм и правил обозначается шифром II-А. 3;
параграф 3 главы 5-й раздела Б части III Строительных норм и правил обозначается шифром III-Б. 5 § 3;
пункт 4 параграфа 2 главы 2 раздела Б части I Строительных норм и правил обозначается шифром 1-Б. 2 § 2 п. 4 и т. п.
При ссылках на Строительные нормы и правила рекомендуется пользоваться сокращенным обозначением СП и П.
ВВЕДЕНИЕ
К II ЧАСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
1. Часть II Строительных норм и правил содержит:
основные правила классификации зданий и сооружений, основные правила модульной си-стемы;
нормы проектирования каменных, бетонных, железобетонных, стальных, деревянных конструкций и оснований зданий и сооружений;
нормы огнестойкости и другие нормы проектирования ограждающих конструкций, естественного и искусственного освещения, нормы теплотехнических и звукоизоляционных расчетов;
нормы планировки населенных мест и нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, нормы проектирования производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий и тепловых электростанций, нормы проектирования жилых и общественных зданий;
нормы проектирования санитарно-технических устройств и оборудования — наружного и внутреннего водопровода и канализации, отопления и вентиляции, горячего водоснабжения и газоснабжения;
нормы проектирования морских и речных гидротехнических сооружений, железных и автомобильных дорог, мостов и тоннелей.
2, Проекты промышленных предприятий, жилых и гражданских зданий и сооружений должны составляться в соответствии с действующей «Инструкцией по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству».
Проекты по специальным видам строительства: железнодорожному, автодорожному, гидротехническому, мелиоративному и по строительству сооружений связи и объектов горной промышленности — должны составляться в соответствии с инструкциями, разработанными министерствами применительно к указанной «Инструкции по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству»
и утвержденными Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства.
3. При разработке проектов зданий и сооружений министерства, ведомства и проектные организации обязаны руководствоваться нормами II части СНиП, не допускать излишеств в проектах и сметах и обеспечивать всемерное снижение стоимости строительства и продукции проектируемого предприятия путем:
рационального выбора площадки под строительство;
максимального сокращения территории промышленных предприятий и поселков при них;
уменьшения площадей и объемов промышленных зданий и сооружений, а также вспомогательных цехов при сохранении заданной мощности предприятий;
объединения в одном здании нескольких цехов;
недопущения необоснованных резервов площадей, а также объемов конторских зданий и помещений для бытовых нужд, превышающих потребность в них;
недопущения затрат, вызываемых излишними архитектурными требованиями, а также необоснованных объемов гражданских зданий;
применения наиболее экономичных конструктивных решений и эффективных материалов, уменьшающих вес зданий и сооружений и сокращающих расход строительных материалов;
применения высокопроизводительных агрегатов, передовых технологических процессов, технологических норм и методов производства, отражающих достижения современной техники и обеспечивающих высокую производительность труда;
недопущения необоснованных резервов основного и вспомогательного оборудования.
4. При проектировании зданий и сооружений должны соблюдаться требования «Технических правил по экономному расходованию металла, леса и цемента в строительстве». Должна быть тщательно проверена возможность осуществле-
Источник: standartgost.ru