Новые правила сноса самовольных построек и строительства индивидуальных жилых домов
Новый порядок сноса объектов капитального строительства
Рассматриваемый порядок сноса объектов капитального строительства введен в ГрК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 №340-ФЗ и не распространяется на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Порядок включает семь пунктов:
- обследование объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.
- подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, на основании результатов и материалов обследования объекта. Проект не требуется, если работы по сносу такого объекта начаты до 04.08.2018, а также не требуется для сноса гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или сноса на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, для сноса строений и сооружений вспомогательного использования.
- отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения) и вывод объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
- направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства — осуществляется не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства (уведомлять о начале работ по сносу не требуется, если работы по сносу объекта капитального строительства начаты до 04.08.2018). Сведения, которые должно содержать уведомление, перечислены в ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ. К уведомлению должны быть приложены результаты и материалы обследования объекта капитального строительства, а также проект организации работ по сносу объекта капитального строительства (в случае, если предусмотрена необходимость подготовки таких документов, см п.2).
- заключение договора подряда только с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства (до 01.01.2019 не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства в части жилых и садовых домов, строящихся, реконструируемых на садовых участках, жилых домов и строений, строящихся и реконструируемых на дачных и садовых земельных участках; др случаи перечислены в ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ).
- снос объекта капитального строительства.
- направление уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства.
Все уведомления подаются:
- на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, или в случае, если такой земельный участок находится на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр;
- посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг в соответствующий орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления, в который поступили уведомления, в течение семи рабочих дней со дня поступления таких уведомлений обеспечивает их размещение в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.
Необходимо отметить, что единых форм уведомлений пока нет. Минстрой подготовил проект приказа об утверждении форм уведомлений для сноса объекта капитального строительства. Публичное обсуждение завершается 6 сентября 2018 года.
Для исключения сведений о снесенных объектах капитального строительства из ЕГРН кадастровым инженером готовится Акт обследования.
Правила определяют порядок признания объекта капитального строительства ( ОКС ), за исключением многоквартирных домов (МКД), аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и признаки, в соответствии с которыми ОКС может быть признан таковым. Согласно проекту, решение о признании ОКС аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается межведомственной комиссией, созданной по инициативе собственника ОКС , собственников помещений в нем, лиц, владеющих ОКС , помещений в нем на ином законном основании (правообладатели), либо уполномоченного органа местного самоуправления.
SRG в СМИ
4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.
Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.
1. Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.
Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).
При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.
2. Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.
Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.
Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).
При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).
3. Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.
В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:
Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.
4. Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.
При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).
1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:
- возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
- возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:
- она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
- в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.
3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).
Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:
- объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
- объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
- многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).
Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.
Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).
Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).
Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).
Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).
Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.
5. Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.
Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).
Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).
Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).
Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.
6. Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.
Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.
Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.
Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.
По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).
Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).
Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.
Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.
Рассматриваемый порядок сноса объектов капитального строительства введен в ГрК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 №340-ФЗ и не распространяется на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства , реконструкции объекта капитального строительства . … Рассматриваемый порядок сноса объектов капитального строительства введен в ГрК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 №340-ФЗ и не распространяется на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства , реконструкции объекта капитального строительства .
Снос объекта капитального строительства — порядок действий
Процедура сноса объектов капитального строительства (ОКС) с августа 2018 года подверглась изменениям, обусловленным вступлением в силу закона от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ.
До этого времени любая постройка снималась с учета только актом обследования, теперь, помимо акта, понадобится составить два уведомления и изготовить проект. Читайте в нашей статье, с какими особенностями и проблемами столкнутся застройщики при сносе ОКС.
Как заполнять уведомления
Теперь владельцы земельных участков не могут снести старый домик на своей земле без согласования с местной администрацией. Да и не только дом, даже те объекты, разрешение на строительство которых никогда не требовалось – бани, сараи, гаражи. Чтобы уничтожить любое капитальное строение, право на которое зарегистрировано в ЕГРН, нужно получать разрешение от администрации.
Правда, законом от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ изменилось название документа – вместо разрешения теперь уведомление, но суть от этого не изменилась – администрацию нужно оповестить.
Прежде чем провести фактический снос объекта недвижимости, в администрацию необходимо направить уведомление о планируемом сносе, а после демонтажа – уведомление о завершении работ. Это касается всех зарегистрированных построек, независимо от назначения участков, – и под ИЖС, и под ЛПХ, и под любое другое использование.
Уведомление состоит из трех пунктов: сведения о застройщике (собственнике), об участке, и об объекте, подлежащем ликвидации.
Содержание первого уведомления, перед началом сноса:
- Физическое лицо: ФИО, паспортные данные, адрес проживания. Юридическое лицо: наименование, адрес нахождения, номер записи регистрации в ЕГРЮЛ.
- Данные об участке: кадастровый номер, адрес, реквизиты правовых документов, информация о правах иных лиц на участок, при их наличии.
- Данные об ОКС: кадастровый номер, сведения о правах собственника и иных лиц на постройку, которую требуется демонтировать.
Уведомление о планируемом сносе ОКС:
Вторым уведомлением заявитель подтверждает, что ОКС демонтирован.
Уведомление о завершении сноса ОКС:
Порядок сноса ОКС
Итак, если вы решили снести:
- индивидуальный жилой дом и садовый дом,
- гараж и иную вспомогательную постройку,
то вам нужно придерживаться следующего алгоритма:
- Направить уведомление о планируемом сносе в местную администрацию не позднее, чем за 7 дней до предполагаемого сноса.
- В течение 7 дней после прекращения работ по ликвидации капитального строения вы вновь должны направить извещение, но уже об окончании работ.
- Оба эти документа с входящим штампом от уполномоченного органа вернутся заявителю и будут необходимы для юридического сноса, то есть для удаления из ЕГРН сведений об ОКС.
Чтобы снять с кадастрового учета ОКС, вам понадобится заказать акт обследования.
- После того, как все документы получены, вам останется только подать заявление в Росреестр о прекращении существования объекта недвижимости и погашении регистрационной записи о праве на него. Такие заявки принимаются в МФЦ. Приложением к заявлению должен быть акт обследования, а он может быть подготовлен только на основании двух уведомлений, которые необходимо направлять в администрацию.
- От Росреестра через 10 дней вы получите уведомление о том, что ваш объект снят с учета, регистрационная запись о праве погашена.
Для исключения из ЕГРН сведений о жилом доме и вспомогательной постройке вам понадобятся: уведомление о планируемом сносе ОКС и о завершении сноса, и акт обследования.
До 4 августа 2018 года уведомления о ликвидации ОКС не требовались. Если вы демонтировали ОКС до этого времени, но юридически не оформили документы, вам все равно необходимо направлять два уведомления. Такова практика рассмотрения Росреестром заявлений в некоторых регионах РФ. Хотя, по закону, уничтоженные до августа 2018 года капитальные строения не должны подвергаться уведомительному порядку. Но, в большинстве случаев, невозможно ничем подтвердить дату сноса, поэтому отказ регистраторов не считается незаконным.
Теперь рассмотрим, как следует снимать с учета ОКС, не являющиеся жилым домом, летней кухней, гаражом, баней, сараем.
Снос капитального объекта по проекту
Для уничтожения объекта недвижимости требуется проект организации работ по сносу (далее – Проект). Его разработкой занимаются проектные организации.
В соответствии со ст. 55.31 ГрК РФ при уничтожении ОКС требуется:
- Подготовить Проект.
- Выполнить отсоединение ОКС от сетей инженерного обеспечения, которое подтверждается актом. Предварительно необходимо подать заявку на получение условий для отключения в организации, занимающейся эксплуатацией сетей.
- Во время фактического сноса обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, окружающей среды. Провести мероприятия по ликвидации строительного мусора.
Кто может выполнять работы по сносу:
- Застройщик, только в качестве члена СРО в строительной сфере.
- Юридические лица, отдельные предприниматели, исключительно члены СРО.
- Лица, не имеющие членство в СРО, при условии, если обязательства по договору подряда не больше 1 млн. руб.
Порядок сноса ОКС:
- Известить уполномоченный орган о предстоящем сносе минимум за 7 дней до проведения работ на местности, к уведомлению приложить Проект.
- В течение 7 дней после демонтажа объекта отправить уведомление о прекращении работ.
- Подготовить акт обследования.
- Подать заявление в Росреестр о снятии с учета и погашении записи о праве собственности на уничтоженное строение.
Уполномоченный орган, получив уведомление о сносе, размещает эту информацию в ИСОГД, и оповещает об этом орган строительного надзора.
Скачать для просмотра и печати: Статья 55.31 ГрК РФ «Осуществление сноса ОКС»
Каким образом направлять уведомления о сносе
Законодатель предусмотрел следующие способы направления извещения о сносе:
- Лично, по адресу уполномоченной госструктуры.
- Почтовым отправлением.
- Через МФЦ.
- С помощью портала Госуслуг.
Выбирайте любой, наиболее удобный вам способ подачи заявки.
Подведем итоги
В состав акта обследования на капитальную постройку, снесенную после 4 августа 2018 года, должно быть вложено уведомление о предстоящем сносе и об окончании работ на местности. Без них ОКС не будет снят с учета.
Помимо уведомлений, для демонтажа ОКС необходим специальный проект, который нужен во всех случаях, кроме уничтожения жилых домов на ИЖС и в СНТ, вспомогательных строений и некапитальных построек.
Федеральным законом N 340-ФЗ от 03.08.2018 г. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был урегулирован порядок сноса объектов капитального строительства . Теперь для сноса неугодного объекта недвижимости необходимо пройти ряд процедур, а именно … вспомогательного использования, а также, если объекты сносят для строительства нового или его реконструкции, так как такие сведения будут учитываться в проекте. на строительство , реконструкцию. Еще одно новшество касается самовольных построек, их могут снести в принудительном порядке .
- https://zen.yandex.ru/media/gkn77ru/novyi-poriadok-snosa-obektov-kapitalnogo-stroitelstva-5ba8c0999e3da200a98eacf9
- https://srgroup.ru/mass-media/srg-smi/novye-pravila-snosa-samovolnykh-postroek-i-stroitelstva-individualnykh-zhilykh-domov/
- https://urpomosh03.ru/land/zemlya/snos-obektov-kapitalnogo-stroitelstva