К настоящему времени в России многие земли «поделены» между разными лицами, «свободных» или «неинтересных» земель осталось мало. Ужесточилось законодательство в части оформления строительства на разных землях. Редкий площадной объект обходится без подключения к линейным объектам, и необходимость скорейшего строительства различных линейных объектов абстрактно признают все.
Возможно, главный вопрос при размещении линейного объекта: необходимо ли для него оформлять земельно-правовые документы, если он строится под землей? Ответ на него мы постарались обосновать в предлагаемой статье.
Нужна ли земля?
Данная статья посвящена строительству/реконструкции (далее — строительство) линейных объектов без оформления прав на чужие земли, с поверхности которых строительные работы не ведутся. Под чужой землей в статье понимаются также земельные участки, под которыми строится (будет строиться) линейный объект, под правами на них — правоустанавливающие документы, технические условия (согласования) или разрешения на размещение линейных объектов без разрешений на строительство, оформляемые с 2015 г по региональным нормативным актам в отношении «нечастных» земель.
Разрешение на строительство линейного объекта
В технических заданиях, замечаниях на проектную документацию на линейный объект от организаций градостроительной экспертизы, приостановках/отказах Росреестра в регистрации прав на линейные объекты, некоторых других ненормативных документах разными словами постоянно указывается на необходимость оформления прав на землю под линейные объекты. Безуслов-но, это обязательно в отношении земли, с поверхности которой строится линейный объект или на поверхности которой останутся части линейного объекта: колодезные люки, входы в метро и др. Однако оформлять права на землю, под которой будет строиться линейный объект и которая не будет затронута таким строительством, в соответствии с законодательством не обязательно. Почему? Ответ на этот вопрос решающим образом зависит от законодательного определения понятия «земельный участок».
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации [1 ] (далее — ЗК РФ) «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально опре-деленной вещи». Как видно, здесь отсутствуют какие-либо указания на глубину земельного участка. Она имеется только у земельных участков с почвенным слоем и равна его глубине исхо-дя из пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации [2 ] , согласно которому право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой. Обычно почвенный слой заканчивается на глубине до полуметра от поверхности земли, реже доходит до метра и совсем редко есть глубже. Есть много земельных участков, где почвенного слоя нет, например под дорогами.
Разрешение на строительство линейных объектов
Сразу под земной поверхностью начинаются недра, поскольку согласно первому абзацу преамбулы Закона Российской Федерации «О недрах» [3 ] (далее — Закон о недрах) «недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков». Многочисленные судебные решения подтверждают положения разных законов о том, что земля (земельный участок) и недра — отдельные объекты. При этом не имеет значения, есть ли в недрах полезные ископаемые.
Обязательно ли для размещения линейного объекта оформлять недропользование? В законодательстве нет однозначного ответа на этот вопрос в отношении всех линейных объектов и на практике зачастую, особенно вне месторождений полезных ископаемых, оно не оформляется без неблагоприятных последствий со стороны «недровых» структур. Даже если прийти к выводу, что для подземных линейных объектов обязательно оформление недропользования, то оно обязательно независимо от того, с поверхности земли либо без ее использования линейный объект размещается под землей.
ГНБ-«панацея»
Большинство линейных объектов — различные трубопроводы и кабельные линии — без работ с поверхности земли строятся по технологии горизонтально направленного бурения или «прокола» (далее — ГНБ). Наиболее часто встречающиеся на практике земли, при которых используется ГНБ:
- Под земельными участками частных собственников — вследствие недостижения соглашения с частным собственником по разумной цене заключить договор аренды земельного участка (обычно на 11 месяцев) для строительства подземного линейного объекта.
- Под полосами отвода дорог, особенно железных, — чтобы не прерывать движение по ним.
- Под дном водного объекта или «языком» леса — чтобы не оформлять, соответственно, водопользование или лесопользование.
ГНБ используется уже много лет, в условиях отсутствия свободных земель или трудностей оформления землепользования распространяется больше, но вплоть до 2016 г не было общедоступных юридических документов о нем как об освободителе от оформления землепользования над подземными частями линейного объекта. Ситуация изменилась с изданием Письма Минэкономразвития России от 4 марта 2016 г № 6013- ПК/Д23 и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально направленного бурения», в котором подтверждено, что «образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными. Принимая во внимание изложенное, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена. Указанная позиция также поддержана на межведомственном совещании, состоявшемся в Минэкономразвития России 19 февраля 2016 г с участием представителей Минтранса России, Минэнерго России, Росреестра, Росавтодора и Роснедр (протокол совещания от 19 февраля 2016 г № 11-ПК). Таким образом, если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.
Письма Минэкономразвития России не обязательны к исполнению, данное письмо формально касалось только регистрации прав на уже введенные в эксплуатацию линейные объекты, в одном письме невозможно охватить все аспекты ГНБ. Но в данном письме ничего нового, по сравнению с законодательством, не установлено.
В нем выражена позиция всех ключевых федеральных ведомств, так или иначе вовлеченных в размещение линейных объектов. После него стали появляться определения Верховного Суда Российской Федерации, которые могут быть использованы для обоснования освобождения от оформления под линейный объект той земли, которая не будет использоваться при его строительстве. К настоящему времени к ним следует отнести Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2016 г № 301 — КГ16-17856, согласно которому «эксплуатация канализационного коллектора и газопровода возможна без оформления прав на землю, наличие наземной части газопровода на спорном земельном участке не меняет квалификацию сооружения и не наделяет собственника исключительным правом на землепользование», и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 сентября 2016 г № 303-ЭС16-10723, которое подтвердило незаконность отказа Росреестра в регистрации права на подземную сеть связи, установив, что «земельным законодательством, действовавшим в период строительства спорного сооружения, представления документов об отводе земельных участков для строительства подземного сооружения связи не требовалось». И по действующему законодательству такие документы требуются только на ту землю, «на» — не «под» и не «в» которой — строится линейный объект.
Решений высших судов Российской Федерации, обязывающих получать права на землю, если она не затрагивалась строительством линейного объекта, до сих пор не принималось и, надеемся, не будет, поскольку в законодательстве нет для этого оснований. Наоборот: постепенно законодательство, не всегда выверенными формули-ровками, но освобождает от оформления прав на землю над линейным объектом.
Например, Федеральный закон от 21 июля 2011 г № 257-ФЗ [4 ] ввел в статью 90 ЗК РФ пункт 8, со-гласно которому «на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется». Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 208-ФЗ [5 ] ввел в Водный кодекс Российской Федерации [6 ] (далее — ВК РФ) статью 51.2, согласно которой «использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование».
А ведь еще недавно суды утверждали, что, «размещая подводные линейные объекты, в том числе газопроводы, их собственники и иные законные владельцы используют акваторию водного объекта для размещения охранной зоны таких объектов, т.е. в конечном итоге для удовлетворения собственных нужд по эксплуатации газопровода. Наличие охранной зоны вдоль подводного перехода трубопровода накладывает ограничения на использование в установленном порядке акватории водного объекта непосредственно над такой зоной. Учитывая нормы части 3 статьи 11 ВК РФ, которая устанавливает закрытый перечень случаев, когда заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, указанные лица обязаны заключить договор водопользования» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 309-АД15-16620). Невыверенность формулировок выражается, в частности, в том, что в пункте 8 статьи 90 ЗК РФ вместо слова «где» должны быть и на практике подразумеваются слова «под которыми».
На какой глубине проектировать/строить трубопровод или кабельную линию? Законодательство и решения высших судов не дают ответа на этот вопрос. Мы предлагаем при ГНБ на глубине около четырех метров от поверхности земли, поскольку:
- На такой глубине нет почвенного слоя как части земельного участка и, соответственно, нет корней растений, и им невозможно причинить вред.
- На такой глубине обычно нет самовольно размещенных чужих линейных объектов, которые можно было бы случайно повредить при размещении «своего» линейного объекта.
- При такой глубине ГНБ поверхность земли не проседает.
- При размещении линейного объекта глубже пяти метров требуется оформлять недро-пользование.
- При размещении на глубине около четырех метров линейных объектов, охранная зона ко-торых два метра от оси линейного объекта, она из-под земли не «достанет» до земельного участка и тем самым юридически не обременит его, избавит от обязанности возмещения убытков правообладателю земельного участка, под которым размещен линейный объект. Следует отметить, что этот аспект не учтен ни в законодательстве, ни на практике, и повсеместно приводит к установлению на поверхность земли так называемой «непрерывающейся» охранной зоны вдоль всего подземного линейного объекта независимо от его глубины. При таком абсурдном подходе формально двухметровая охранная зона линейного объекта, размещенного на глубине, например, десять метров, тоже якобы «обременяет» земельный участок. Для исправления такого подхода или признания распространения охранной зоны подземного линейного объекта на земную поверхность независимо от глубины его залегания полагаем необходимыми соответствующие законодательные изменения.
Где именно делать ГНБ под чужим земельным участком? Конечно, не под постройками на земельном участке.
Линейные объекты с нормативным размером охранной зоны в два метра на любой глубине целесообразно проектировать и строить ГНБ под краями чужих земельных участков (при условии неповреждения ограждения земельных участков и объектов, которые там ранее построены, например колодцев), а именно там, где охранная зона не обременит их либо обременение не при-ведет к невозможности разрешенного использования земельного участка. Если земельный участок будет застраиваться (либо уже застроен или строительство осуществляется), то застройщик должен отступать необходимые расстояния от границы своего земельного участка для строительства с земной поверхности своего объекта. Такие отступы обычно указываются в правилах землепользования и застройки публичных образований, градостроительных планах земельных участков, проектах организации и застройки садоводческих или дачных объединений и стандартно составляют два метра.
Самое известное и редкое исключение составляет территория Москвы: согласно пункту 3.4.2 Правил землепользования и застройки Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП, «минимальные отступы зданий, сооружений от границ земельных участков во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются». Но даже при таких правилах отступать от границ земельных участков проектировщикам и застройщикам иногда приходится для соблюдения различных минимальных расстояний между разными наземными объектами: противопожарных, санитарных и др.
Не противоречит ли строительство ГНБ под чужим земельным участком без согласия его правообладателя части первой статьи 19 Закона о недрах, согласно которой «собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков . строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации»? Такого противоречия нет, поскольку это право не указано как исключительное и правообладатели земельных участков вправе что-то строить в недрах на глубину до пяти метров, если эти недра свободны от чужого объекта.
Если под земельным участком размещен чужой линейный объект, то строить свой объект правообладатель земельного участка вправе без повреждения этого линейного объекта, с соблюде-нием режима его охранной зоны. В свою очередь, владелец линейного объекта заинтересован в скорейшем установлении его охранной зоны на чужой земельный участок, чтобы правообла-датель такого земельного участка не делал вид, будто не знал о наличии под ним линейного объекта и повредил его «случайно».
. И под полосами отвода дорог
Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7 ] «полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса». Как видно, полоса отвода автодороги представляет собой совокупность земельных участков, понятие которых в пункте 3 статьи 6 ЗК РФ сведено исключительно к поверхности земли. Под дорогой нет почвенного слоя и никакой глубины у полосы отвода дороги нет. Сама автодорога пунктом 1 статьи 3 этого Федерального закона определяется как «объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог».
Соответственно ГНБ под полосой отвода автодороги нужно делать там, где нет конструктивных элементов дороги. Они обычно есть в местах разноуровневых транспортных развязок. Но никто на нашей памяти не прокладывал трубопроводы или кабели под транспортными развязками. Поэтому при условии неповреждения конструктивных элементов дороги и вне транспортных развязок ГНБ под ее полосой отвода законно без согласования и/или получения технических условий от «дорожников». Наличие или отсутствие конструктивных элементов дороги под ее полосой отвода можно установить не только по проектной документации дороги.
Согласно статье 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [8 ] «полоса отвода железных дорог (далее — полоса отвода) — земельные участки, при-легающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта». Как видно, определение полосы отвода железной дороги аналогично определению полосы отвода автодороги — это совокупность земельных участков без подземного пространства (без недр).
Тем не менее ОАО «РЖД» своим Распоряжением от 16 мая 2014 г. № 1198р утвердило «Инструкцию о пересечении железнодорожных линий ОАО «РЖД» различными инженерными коммуникациями» (подобной инструкции Минтранса России в отношении автодорог нет) и по ней навязывает свои технические условия на «пересечение железной дороги». Это десятки пунктов, выполнение которых занимает множество ресурсов всех видов и является одной из причин нарушения сроков строительства трубопроводов и кабельных линий, с соответствующими последствиями. Встречается в них и такое: «прокладку (размещение) кабельной линии вдоль железнодорожных путей осуществить вне полосы отвода железной дороги, без использования земельного участка, правообладателем которого является ОАО «РЖД».
Какое в принципе может быть пересечение железной дороги или использование земельного участка ОАО «РЖД» при размещении кабеля вне полосы отвода железной дороги? Наоборот — это подтверждение незаконности навязывания технических условий на несуществующее пересечение железной дороги. Практическая ценность таких технических условий состоит в том, чтобы, однажды их получив, больше за ними не обращаться и строить ГНБ-трубопроводы и кабельные линии под полосами отвода железных дорог без создания угрозы безопасному движению поездов, без повреждения подземных частей железной дороги.
Таким образом, законодательство при строительстве линейного объекта под чужими землями не обязывает оформлять права на них.
[1 ] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136 ФЗ // Российская газета 2001 № 211-212
[2 ] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239.
[3 ] Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 // Российская газета. 1995. № 52.
[4 ] Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // Российская газета. 2011. № 161.
[5 ] Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2017. № 167
[6 ] Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Российская газета. 2006. № 121.
[7 ] Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 254.
[8 ] Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 8.
Источник: www.expertsud.ru
Актуально
Особенности получения разрешения на строительство линейных объектов в современных условиях
С. В. Заренков, к.т.н., директор ооо «техносканер»,
Э. Х. Досалин, руководитель инженерной группы ооо «техносканер»
С каждым годом увеличивается удельный вес стоимости подключения инженерных коммуникаций в общей сметной стоимости любого строящегося объекта промышленного или гражданского назначения. В связи с введением в действие с 01.01.2016 г. отдельных статей Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство линейных объектов требуется обязательная разработка проекта планировки и проекта межевания территории, что приводит к значительному увеличению сроков ввода объекта в эксплуатацию.
В силу п. 1 Статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190ФЗ [1], разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекту межевания территории в случае строительства, реконструкции линейных объектов и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно п. 7 Статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр, в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утверждённых в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженернотехнического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социальнокультурного и коммунальнобытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса РФ);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта.
В Градостроительном кодексе РФ требование к наличию проекта планировки и проекта межевания для получения разрешения на строительство линейного объекта существовало давно – с 18.07.2011 года. Однако органы местного самоуправления выдавали разрешение на строительство линейных объектов на основании градостроительного плана на земельный участок.
Связано это с тем, что с 18 июля 2011 года также был введён п. 4 статьи 4
Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» [2], в соответствии с которым до 31 декабря 2015 года (а применительно к городу федерального значения Москве – до 31 декабря 2016 года) в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В случае, если подготовка проектной документации линейного объекта осуществлялась на основании градостроительного плана земельного участка, для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию застройщик направлял в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления градостроительный план земельного участка.
При этом разработка и предоставление проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории не требовались (правила и пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части проверки соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям проекта планировки территории, требованиям проекта межевания территории не применяются), а уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям градостроительного плана земельного участка.
С 1 января 2016 года орган местного самоуправления при выдаче разрешения на строительство на линейный объект обязан запросить у заявителя реквизиты проекта планировки и межевания территории (пп.2 п.7. статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п. 8 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключённого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счёт их средств. Прямой обязанности проводить своими силами разработку проектов планировки и проектов межевания территории в законодательстве нет.
Таким образом, если на территорию, где планируется строительство линейного объекта, проект планировки и межевания территории не разрабатывался и у застройщика отсутствует возможность дожидаться, когда орган исполнительной власти выделит средства и проведёт конкурс на разработку данной документации, то застройщику необходимо за счёт собственных средств провести работы по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории.
Проект планировки территории – документ территориального планирования, устанавливающий зоны размещения существующих объектов и их параметры, а также зоны размещения объектов, строительство которых предполагается в перспективе. Как правило, разрабатывается одновременно с проектом межевания территории, содержащим схему границ существующих земельных участков и границ будущих земельных участков. Согласно п. 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190ФЗ проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Основным документом, который устанавливает требования к разработке проектов планировки и проектов межевания территории, является, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190ФЗ, ст. 42, 43.
При разработке проектов планировки и проектов межевания территории также необходимо руководствоваться требованиями следующих документов:
– Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136ФЗ;
– Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74ФЗ;
– Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60ФЗ;
– Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200ФЗ;
– Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221ФЗ;
– Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.
№ 7ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.).
– Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73ФЗ (ред. от 09.03.2016 г.);
– Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.);
– Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485I;
– Региональные нормативы градостроительного проектирования по Омской области, утверждённые Приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 г. № 22п;
– действующие технические регламенты, санитарноэпидемиологические правила и нормативы, строительные нормы и правила, иные нормативные документы.
Основная цель разработки проектов планировки и проектов межевания территории – обеспечение процесса архитектурностроительного проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию планируемого к размещению линейного объекта.
Основные задачи разработки проектов планировки и проектов межевания территории:
– определение зоны планируемого размещения линейного объекта в соответствии с документами территориального планирования;
– определение границ формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическому или юридическому лицу для строительства планируемого к размещению линейного объекта;
– определение границ земельных участков, предназначенных для размещения линейного объекта;
– разработка проекта зоны с особыми условиями использования территории планируемого к размещению линейного объекта;
– создание информационного ресурса ИСОГД в виде базы пространственных и иных данных об объектах градостроительной деятельности в целях обеспечения автоматизации процессов при исполнении муниципальных функций и предоставлении услуг в сфере градостроительной деятельности;
– обеспечение публичности и открытости градостроительных решений.
Состав проекта планировки и межевания территории, предусматривающего размещение линейного объекта, должен соответствовать ст. 42, 43 Градостроительного кодекса РФ и включать:
1. Графические материалы (чертежи) на которых отображаются:
– объекты инженерной и транспортной инфраструктуры;
– границы зон планируемого размещения объектов социальнокультурного и коммунальнобытового назначения, иных объектов капитального строительства.
2. Текстовые материалы (положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории).
Материалы по обоснованию.
1. Графические материалы проекта планировки территории: схема расположения элемента планировочной структуры, схема использования территории в период подготовки проекта планировки территории, разбивочный чертёж красных линий, схема организации уличнодорожной сети (в населённых пунктах), схема границ территорий объектов культурного наследия, схема границ зон с особыми условиями использования территорий, схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории, ориентировочный план трассы линейного объекта.
2. Графические материалы проекта межевания территории:
– красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
– линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
– границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
– границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
– границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
– границы территорий объектов культурного наследия;
– границы зон с особыми условиями использования территорий;
– границы зон действия публичных сервитутов.
3. Текстовые материалы (пояснительная записка):
– определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженернотехнического обеспечения, необходимых для развития территории;
– защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;
– иных вопросов планировки территории.
Разработчик проекта планировки и проекта межевания территории несёт ответственность за соответствие проекта требованиям ст. 41, 42, 43 Градостроительного кодекса РФ, ст. 10.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Передача материалов по проекту планировки и межевания территории должна осуществляться с соблюдением требований по защите сведений ограниченного пользования, в том числе с соответствующим грифом секретности.
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190ФЗ.
2. Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 191ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
3. Заренков С. В. Методика обследования объектов коммунальной инфраструктуры для передачи на концессию [Текст] / С. В. Заренков, Э. Х. Досалин // Информационноаналитический журнал «КС» Энергетика и ЖКХ. – 2016, №1 (36) – С. 50–53.
Источник: www.ids55.ru