Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ) 1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия…
Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий
С 2019 г. Федеральным законом № 7-ФЗ[1] установлены различные требования к нормированию, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), организации производственного экологического контроля в зависимости от категории объекта НВОС.
Под объектом НВОС понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ):
• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;
• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Итак, рассмотрим требования для различных объектов.
Требования для всех объектов
Неизменные требования для объектов любой категории (даже для объектов, категория которых не определена, — так называемых «бескатегорийных»):
• паспортизация отходов I–IV классов опасности.
Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712;
• ведение учета в области обращения с отходами .
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014);
• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы).
Форма № 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766;
• предоставление сведений в государственный кадастр отходов.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;
• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров.
Форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018).
Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров содержится в приложении к Правилам представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018).
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488;
• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).
Форма № 2-ТП (водхоз) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 27.12.2019 № 815;
• представление сведений по форме 3.1 (при эксплуатации скважины).
Форма 3.1 утверждена Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).
Требования для объектов I категории
Требования для объектов I категории:
• получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).
Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510;
К сведению
КЭР содержит (п. 10 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ):
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.
• оформление программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.
Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522;
• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов;
• разработка программы повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов).
Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666;
• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);
• расчет и внесение платы за НВОС, представление декларации о плате.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 27.12.2019).
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в ред. от 30.12.2019);
• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух).
Форма № 2-ТП (воздух) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661;
• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год).
Форма № 4-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 18.07.2019 № 412;
• представление отчета по форме № 2-ОС, сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 (в случае пользования водными объектами).
Форма № 2-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 28.08.2012 № 469.
Формы 3.1, 3.2, 3.3 содержатся в приложении к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).
Формы 6.1, 6.2, 6.3 утверждены Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015);
• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Требования для объектов II категории
Требования для объектов II категории:
• представление декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС).
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.
К сведению
ДВОС должна содержать следующие сведения (п. 3 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ):
• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
• код объекта НВОС;
• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
• информация о реализации природоохранных мероприятий;
• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;
• декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
• информация о программе ПЭК.
Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Объект II категории вправе получить КЭР при наличии соответствующего отраслевого справочника НДТ;
• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);
• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);
• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов).
Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667;
• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);
• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);
• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);
• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);
• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);
• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).
Требования для объектов III категории
Требования для объектов III категории:
• представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в составе отчета о результатах ПЭК);
• представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в виде отчета № 2-ТП (воздух) и отчета о результатах ПЭК);
• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);
• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов) (см. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 667);
• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);
• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);
• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);
• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);
• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);
• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);
• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).
Обратите внимание
Согласно требованиям санитарного законодательства все природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (независимо от категории НВОС), должны разработать нормативы предельно допустимых выбросов и пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Роспотребнадзоре[2].
Требования для объектов IV категории
Объектам IV категории необходимо выполнять требования, предъявляемые ко всем объектам:
• паспортизация отходов I–IV классов опасности;
• ведение учета в области обращения с отходами;
• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы);
• представление сведений в государственный кадастр отходов;
• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров;
• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).
Больше никаких требований к объектам IV категории не предъявляется. Оформлять программу ПЭК, разрабатывать нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов, вносить плату за НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории) им не требуется.
Требования для объектов без категории
«Бескатегорийные» объекты не относятся ни к одной из четырех категорий. При этом для них предусмотрено дополнительное требование — расчет и внесение платы за НВОС (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3).
Вносить плату «бескатегорийным» объектам необходимо только за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, при условии, что такие отходы были образованы в отчетном периоде. А в связи с тем, что лимиты на размещение отходов таким предприятиям разрабатывать не нужно, лимитом на размещение отходов для них является фактическое размещение отходов в отчетном периоде.
[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).
[2] См. п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019); п. 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Е.В. Казанцева, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр техники и технологии по направлению «Защита окружающей среды»
Объекты , оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий. К первой категории относятся предприятия, занимающиеся следующей хозяйственной и (или) иной деятельностью: 1. Производство кокса. 2. Добыча сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа. … Внимание! Выше приведен неполный текст критериев отнесения объектов к I категории . Для того чтобы ознакомиться с полной версией списка, читайте Постановление Правительства от 28 сентября 2015 года №1029. Перечень экологических услуг для предприятий I категории объектов : 1. Комплексное экологическое разрешение (КЭР).
Объекты капитального строительства 1 категории в области охраны окружающей среды
Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.
2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
классификация промышленных объектов и производств;
особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды ); продукция из сахарной свеклы с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более или 1500 тонн готовой продукции в сутки и более при осуществлении указанной деятельности не более 180 дней в году … 20) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 2 млн. птицемест и более); 21) по выращиванию и разведению свиней: с проектной мощностью 20 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов , введенных в эксплуатацию до 1 января 2005 г.)
Объекты I категории – Комплексное экологическое разрешение
С 1 января 2019 года вступают в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.
Согласно этим положениям природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
Иными словами, КЭР — это новый в экологии документ, который заменит собой ранее разделенную многочисленную природоохранную документацию (знакомые природопользователям проекты ПДВ, НДС, ПНООЛР, программа ПЭК и т.д.).
Природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Объекты I категории – это объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ). К данной категории относятся промышленные объекты таких отраслей, как металлургия, химическая, горнодобывающая промышленность, производство минеральной продукции, захоронение отходов производства и потребления и др. Полный перечень критериев отнесения объектов к I категории определен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ также вправе получить комплексное экологическое разрешение.
КЭР выдается на отдельный объект, оказывающий НВОС, на основании заявки, подаваемой в Росприроднадзор.
Подать заявку на получение КЭР необходимо не позднее чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего НВОС, или за 4 месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.
Согласованное КЭР содержит:
- технологические нормативы;
- нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
- нормативы допустимых физических воздействий;
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
- требования к обращению с отходами производства и потребления;
- согласованную программу производственного экологического контроля;
- срок действия комплексного экологического разрешения.
КЭР выдается сроком на 7 лет, также предусмотрена процедура продления КЭР на тот же срок.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ материалы обоснования КЭР являются объектом государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) федерального уровня.
В случае, если у Вашей организации имеется положительное заключение ГЭЭ, проведенной в отношении объектов капитального строительства, определяемых как объекты I категории, информация об этом заключении указывается в заявке на получение КЭР, и последующее прохождение ГЭЭ на материалы обоснования КЭР не требуется.
Природопользователи, осуществляющие деятельность на объектах I категории, которые включены в утвержденный Минприроды России перечень 300 объектов, обязаны обратиться в Росприроднадзор с заявкой на получение КЭР в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. включительно. Перечень таких объектов утвержден Приказом Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в российской федерации составляет не менее чем 60 процентов».
Если Ваш объект не попал в указанный перечень, но относится к области применения НДТ, срок обязательного получения КЭР продлевается до 01.01.2025 г.
При этом разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для Вашего объекта, полученные до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
Помимо комплексного экологического разрешения природопользователям, осуществляющих деятельность на объектах I категории необходима следующая природоохранная документация:
o Объект капитального строительства и (или) другой объект , а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. (ст. 1 ФЗ № 7). o Присвоение объекту , оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов , оказывающих НВОС. … o учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами производства и потребления. Форма учета
- https://www.profiz.ru/eco/4_2020/ob_NVOS_treb/
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/a646b4197509ac4f8583b190e3b018fc27f3ae35/
- http://fondecodon.ru/uslugi/razrabotka-i-soglasovanie-prirodoohrannoj-dokumentacii/obekty-i-kategorii-kompleksnoe-ekologicheskoe-razreshenie.html