31 июля 2020 г. вступил в силу федеральный закон, установивший в том числе особенности строительства приоритетных объектов транспортной инфраструктуры до 31 декабря 2024 г.
Письмо Минэкономразвития № Д23и-2426 Грунтовая дорога как объект недвижимости
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Таким образом, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.
В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании:
правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке).,
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).
Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).
Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).
Учитывая изложенное, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен также на стадии получения разрешительной документации.
Вместе с тем позиция судов по указанному вопросу (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 г. по делу N А63-17028/09, от 5 марта 2011 г. по делу N А63-9195/2010, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2011 г. по делу N А63-11904/2010, от 7 марта 2013 г. по делу N А63-10604/2012, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А49-11707/2009, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А05-3071/2009, от 11 октября 2010 г. по делу N А26-2336/2010, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. по делу N А33-737/2011, и др.) сводится к следующему.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.
Таким образом, судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.
В силу статей 16, 22 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет сооружения осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и технического плана сооружения.
При этом сведения о сооружении, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане в том числе на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (часть 8 статьи 41 Закона о кадастре).
Таким образом, учитывая положения части 8 статьи 41 Закона о кадастре, в случае, если выдача разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подготовка проектной документации объекта недвижимости предусмотрена действующим законодательством, технический план объекта недвижимости должен быть подготовлен на основании такого разрешения или проектной документации, копии которых подлежат обязательному включению в состав приложения к техническому плану.
Исходя из положений приказа Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» тротуары, дорожки, внутриквартальные проезды, стоянки-карманы и т.п. относятся к элементам благоустройства.
Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства ), за исключением временных строек , киосков, навесов и других подобных построек – пункт 10 статьи 1 ГСК РФ. Виды объектов капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков. … Большинство линейных объектов не связывают с регистрацией земельных участков, и лишь автомобильные дороги как линейные объекты полностью включают в себя земельные участки, на которых они расположены. Российское законодательство подробных разъяснений по данной теме не даёт.
Упрощено строительство объектов федерального, регионального и местного значения
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 31 июля 2020 г. вступил в силу федеральный закон, установивший в том числе особенности строительства приоритетных объектов транспортной инфраструктуры до 31 декабря 2024 г. (Закон).[1]
Согласно тексту Закона, изменения затронут порядок подготовки и утверждении документации по планировке территории, корректировки границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ), экспертизы проектной документации, выдачи разрешения на строительство.
1. Объекты, на которые распространяется действие Закона
Действие закона распространяется в первую очередь на следующие объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (Приоритетные объекты):[2]
- объекты, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации;[3]
- иные объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации указанных объектов инфраструктуры.
Перечень Приоритетных объектов утверждается Правительством РФ и может включать в том числе автомобильные дороги общего пользования, объекты дорожного сервиса, мосты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, морские и речные порты, транспортно-пересадочные узлы и т.д. [4]
2. Утверждение документации по планировке территории Приоритетных объектов в упрощенном порядке
Согласно Закону, документация по планировке территории Приоритетных объектов может быть утверждена и в том случае, если в утвержденных документах территориального планирования (схемах территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных районов, генеральных планах поселений) отсутствуют сведения о размещении Приоритетных объектов.[5]
Согласно ранее действовавшему законодательству, документация по планировке территории в части размещения объектов федерального, регионального и местного значения должна была соответствовать градостроительной документации «более высокого уровня» (т. е. градостроительной документации территориального планирования, утверждённой для соответствующего публично-правового образования).[6]
Документация по планировке территории, которая предусматривает размещение Приоритетных объектов федерального значения, до ее утверждения подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляются строительство, реконструкция таких объектов.[7]
В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение Приоритетных объектов, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на земельных участках, расположенных в границах ООПТ регионального или местного значения (за исключением государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков, относящихся к особо охраняемым природным территориям регионального значения), документация по планировке территории до ее утверждения подлежит согласованию с уполномоченными исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления.[8]
3. Государственная экспертиза проектной документации Приоритетных объектов
В исключение из общего правила, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ,[9] отсутствие утвержденного проекта планировки территории (ППТ) не является препятствием для направления проектной документации линейного Приоритетного объекта и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации такого Приоритетного объекта, для проведения государственной экспертизы.[10]
При этом утвержденный ППТ и/или проект межевания территории должен быть представлен в уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации орган или организацию не позднее чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока проведения государственной экспертизы.[11]
4. Отмена экологической экспертизы объектов капительного строительства в границах ООПТ регионального и местного значения
Одним из наиболее значимых нововведений Закона стала отмена государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство/реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального и местного значения.[12] Необходимо отметить, что данное правило распространяется не только на Приоритетные объекты, но на любые объекты капитального строительства, возводимые/реконструируемые на территориях указанных ООПТ.
В отношении ООПТ федерального значения и Байкальской природной территории государственная экологическая экспертиза отменена только для Приоритетных объектов до 31 декабря 2024 г. Вместо нее будет выполняться «оценка соответствия» проектной документации указанных Приоритетных объектов в рамках государственной экспертизы проектной документации, проводимой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.[13]
5. Временная эксплуатация линейных Приоритетных объектов до получения разрешения на ввод в эксплуатацию
Закон установил, что до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного Приоритетного объекта допускается временная эксплуатация такого объекта в целях осуществления перевозки грузов/пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации.[14]
Техническая готовность такого объекта к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой включаются:[15]
- представители лица, осуществляющего строительство;
- представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда);
- представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства.
Порядок формирования и функционирования указанной комиссии, требования к техническому состоянию линейного Приоритетного объекта, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта должны быть дополнительно урегулированы Правительством РФ.[16]
6. Особенности изменения категории земель, новые виды публичных сервитутов для строительства Приоритетных объектов
Закон установил, что для отнесения публичного земельного участка, необходимого для строительства Приоритетного объекта, к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения не требуется принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель.[17]
Сведения об изменении/отнесении к указанной категории земель вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в заявительном порядке на основании утвержденной документации по планировке территории.[18]
Данное правило не распространяется на земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов, а также обремененные правами третьих лиц (кроме сервитута и публичного сервитута).[19]
Кроме того, согласно Закону, для строительства/реконструкции Приоритетных объектов введены следующие новые виды публичных сервитутов, которые могут устанавливаться до 31 декабря 2024 г. наряду с публичными сервитутами, перечисленными в ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, а именно:[20]
- сервитут для строительства/реконструкции линейных Приоритетных объектов;[21]
- сервитут для обеспечения строительства/реконструкции Приоритетных объектов, в том числе для:
o прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок;
o размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;
o проведения необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для подобных целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений.[22]
Решения об установлении указанных публичных сервитутов принимают уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, органы власти, уполномоченные на утверждение документации по планировке территории Приоритетного объекта на основании ППТ, предусматривающего размещение Приоритетного объекта.[23]
7. Смягчение требований природоохранного законодательства в отношении Приоритетных объектов
Закон установил, что до 31 декабря 2024 г. в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается осуществление видов деятельности, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.[24]
Кроме того, строительство/реконструкция указанных Приоритетных объектов, на землях лесного фонда в границах Байкальской природной территории допускаются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий.[25]
Также, согласно изменениям, вносимым Законом в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закон может устанавливать особенности принятия уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления решений об исключении из границ ООПТ регионального и местного значения земель и земельных участков, предназначенных для строительства/реконструкции Приоритетных объектов, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.[26]
Основанием для принятия указанных решений об изменении границ ООПТ регионального и местного значения, а также решений о переводе указанных земель в земли иных категорий является утвержденная документация по планировке территории.[27]
8. Прочие послабления при строительстве объектов федерального, регионального и местного значения
Помимо установления особенностей строительства Приоритетных объектов, Закон также вносит ряд изменений в Градостроительный кодекс РФ, распространяющихся на строительство любых объектов федерального, регионального и местного значения.
Так, Законом отменено правило, согласно которому не допускалось принимать решение о резервировании или изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, предоставлении земельных участков в целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения, если размещение указанных объектов не было предусмотрено документами территориального планирования соответственно РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.[28]
Учитывая, что документы территориального планирования принимаются на длительную перспективу, ранее все заинтересованные лица были фактически уведомлены о возможном изъятии земельных участков задолго до принятия решения о нем и, как следствие, имели возможность не приобретать подобные участки, а приобретенные — не застраивать. С принятием Закона такое изъятие и резервирование стало затруднительно прогнозировать, поскольку документация по планировке территории, предусматривающая необходимость резервирования и изъятия земельного участка может быть утверждена уполномоченными органами в весьма краткие сроки.
Также, если указанные объекты предполагается возводить на земельных участках, находящихся в публичной собственности и не обремененных правами третьих лиц (за исключением сервитута и публичного сервитута), то выдача разрешения на их строительство допускается до образования указанных земельных участков. В этом случае представление правоустанавливающих документов на земельные участки для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется. Вместо них к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории. [29]
Кроме того, подготовительные работы по строительству объектов федерального, регионального и местного значения могут быть начаты со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу (то есть до выдачи разрешения на строительство) при условии, что указанные работы будут выполняться на публичных земельных участках, не обремененных правами третьих лиц (кроме сервитута и публичного сервитута), и не причинят существенного вреда окружающей среде и ее компонентам.[30]
Перечень видов таких подготовительных работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению должны быть установлены Правительством РФ.[31]
О чем подумать, что сделать
Лицам, осуществляющим строительство/реконструкцию объектов федерального, регионального и местного значения рекомендуется ознакомиться с принятым Законом с целью определить, какие из новых положений полежат применению к строящимся / реконструируемым ими объектам.
Правообладателям земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, а также лицам, рассматривающим приобретение указанных объектов, рекомендуется на постоянной основе отслеживать информацию о проектах планировки территории, которые могут быть утверждены в отношении территории, на которой расположены указанные объекты, чтобы своевременно получить информацию о возможном резервировании либо изъятии указанных объектов для государственных или муниципальных нужд в связи со строительством объектов федерального, регионального и местного значения.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оперативно оказать юридическую поддержку по любым вопросам, возникающим в связи со строительством объектов федерального, регионального и местного значения, а также в связи с резервированием и изъятием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд
[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Часть 1 ст. 2 Закона.
[3] Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».
[4] Части 2, 3 ст. 1 Закона.
[5] Часть 1 ст. 3 Закона.
[6] Часть 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2016 N 303-КГ15-18233 по делу № А51-23051/2014.
[7] Часть 3 ст. 3 Закона.
[8] Часть 4 ст. 3 Закона.
[9] Часть 11.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.
[10] Часть 6 ст. 3 Закона.
[11] Часть 7 ст. 3 Закона.
[12] Пункты 1-2 ст. 8 Закона.
[13] Статья 36.1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
[14] Часть 9 ст. 3 Закона.
[15] Часть 10 ст. 3 Закона.
[16] Части 10-11 ст. 3 Закона.
[17] Часть 1 ст. 4 Закона.
[18] Часть 1 ст. 4 Закона.
[19] Части 1, 3 ст. 4 Закона.
[20] Часть 5 ст. 4 Закона.
[21] За исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования
[22] За исключением случаев, если такие защитные сооружения, защитные лесные насаждения делают невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
[23] Части 7-8 ст. 4 Закона.
[24] Часть 1 ст. 25.1 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
[25] Часть 2 ст. 25.1 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
[26] Пункт 5 ст. 38 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Определение и виды объектов капитального строительства . Капитальное здание, строение и сооружение. Некапитальные постройки и сооружения. … Объект капитального строительства — как он определяется законодательно, какими признаками обладает, и что относится к капитальным строениям? Объект капитального строительства : определение, виды, признаки. … У автомобильной дороги нельзя отнять покрытия, ограждения, дорожные знаки, рвы, кюветы, дорожные мосты длиной не более десяти метров. Что такое капитальное строение. Точного определения капитального строения в градостроительном кодексе нет.
Подлежит ли государственной регистрации право собственности на гравийную дорогу?
Для решения вопроса о необходимости государственной регистрации права собственности на гравийную дорогу необходимо установить, отвечает ли это имущество признакам объектов капитального строительства. Если гравийная дорога является временным сооружением, то регистрировать право собственности на нее не требуется. Если в соответствии с техническими характеристиками гравийная дорога может быть квалифицирована как недвижимость, существенное значение имеет то обстоятельство, построена она в установленном порядке либо является объектом самовольного строительства.
Обоснование вывода:
Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Гражданское законодательство не содержит исчерпывающего перечня объектов недвижимого имущества. Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).
Очевидно, что в зависимости от соответствия технических характеристик, способа и условий строительства дорог критериям, установленным ст. 130 ГК РФ, эти объекты могут признаваться как движимым, так и недвижимым имуществом. В судебной практике имеются примеры решений, в которых гравийные дороги рассматриваются как объекты недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации (смотрите, например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 № 15АП-824/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2008 № Ф08-2759/2008, от 11.01.2009 № Ф08-7879/2008, ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2005 № А56-28274/04).
В соответствии со ст. 16 Закона об автомобильных дорогах проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ). Строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются на основании соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, установленном ГрК РФ. В соответствии с частью 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
На основании п. 10 ст. 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства не относятся временные постройки. Поэтому для ответа на вопрос, является ли конкретная дорога недвижимым имуществом, необходимо установить, может ли такая дорога быть отнесена к объектам капитального строительства и не является ли она временным сооружением. В частности, с этой целью следует оценить назначение дороги, наличие у нее признаков, квалифицирующих дорогу как объект капитального строительства, таких как, например, наличие основания дороги (Строительные нормы и правила СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»).
Другими словами, для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 07.04.2008 № А68-5343/06-285/А, Уральского округа от 10.12.2007 № Ф09-1349/07-С6, Северо-Западного округа от 21.01.2008 № А05-4976/2007, Поволжского округа от 19.03.2008 № А55-10751/07).
Если дорога фактически является объектом капитального строительства, но разрешение на ее строительство не выдавалось, либо дорога создана на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то такая дорога будет являться самовольной постройкой (п. 1 ст. 222 ГК РФ).
Если дорога фактически является объектом капитального строительства , но разрешение на ее строительство не выдавалось, либо дорога создана на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то такая дорога будет являться самовольной постройкой (п. 1 ст. 222 ГК РФ).
- https://geosar.ru/biblioteka/npa/pisma/item/pismo-minekonomrazvitiya-d23i-2426-gruntovaya-doroga-kak-obekt-nedvizhimosti
- https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/simplified-construction-of-objects-of-federal-regional-and-local-significance/
- https://yur-gazeta.ru/stati/grazhdanskoe-pravo/podlezhit-li-gosudarstvennoj-registracii-pravo-sobstvennosti-na-gravijnuyu-dorogu.html