Статья 2. Основные понятия 1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного…
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 254-ФЗ
Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры. (В редакции Федерального закона от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
(Положения статьи применяются по 31 декабря 2024 года включительно на основании статьи 13)
Статья 2. Приоритетные проекты по модернизации и расширению инфраструктуры
Наименование в редакции Федерального закона от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
1. Для целей настоящего Федерального закона под приоритетными проектами по модернизации и расширению инфраструктуры понимаются проекты по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с приоритетами, целями и задачами, определенными стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и стратегией пространственного развития Российской Федерации (далее — объекты инфраструктуры), а также иных объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры. (В редакции Федерального закона от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
2. К объектам инфраструктуры могут быть отнесены:
1) автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
2) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта;
3) морские порты, речные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения;
4) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов инфраструктура воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
5) транспортно-пересадочные узлы;
51) магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры; (Пункт введен — Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
52) объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования; (Пункт введен — Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
53) объекты промышленной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов; (Пункт введен — Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
6) объекты инженерной инфраструктуры, линии связи, иные объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, указанных в пунктах 1 — 5 настоящей части.
3. Перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для модернизации, расширения и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные настоящим Федеральным законом, утверждается Правительством Российской Федерации. В указанный перечень не могут быть включены объекты капитального строительства жилого назначения, а также иные объекты, предназначенные для осуществления деятельности, не связанной со строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов инфраструктуры. (В редакции Федерального закона от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
4. Перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
(Положения статьи применяются по 31 декабря 2024 года включительно на основании статьи 13)
Статья 3. Особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также подключения (технологического присоединения) объектов инфраструктуры к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры
(Наименование в редакции Федерального закона от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
1. Отсутствие в утвержденных документах территориального планирования сведений о размещении объектов инфраструктуры не является препятствием для подготовки и утверждения документации по планировке территории таких объектов инфраструктуры.
2. Виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, определяются утвержденной документацией по планировке территории таких объектов инфраструктуры.
3. Документация по планировке территории, которой предусматривается размещение объектов инфраструктуры федерального значения, до ее утверждения подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляются строительство, реконструкция таких объектов инфраструктуры.
4. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на земельных участках, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения (за исключением государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков, относящихся к особо охраняемым природным территориям регионального значения), документация по планировке территории до ее утверждения подлежит согласованию соответственно с уполномоченными исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления. Утвержденная документация по планировке территории является основанием для принятия уполномоченными в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органами государственной власти, органами местного самоуправления решений об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения в части исключения из границ таких территорий земель и земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, а также для перевода указанных земель в земли иных категорий.
5. Предметом указанного в частях 3 и 4 настоящей статьи согласования документации по планировке территории являются предусмотренные данной документацией границы зон планируемого размещения объектов инфраструктуры. Срок такого согласования не может превышать двадцать дней со дня поступления указанной документации в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи. В случае, если по истечении указанных двадцати дней такими органом государственной власти или органом местного самоуправления не представлены в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти возражения относительно данного проекта планировки территории, данный проект планировки территории считается согласованным.
6. Отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации такого объекта инфраструктуры, для проведения государственной экспертизы.
7. В случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, утвержденный проект планировки территории и (или) проект межевания территории представляются в уполномоченные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности на проведение государственной экспертизы проектной документации орган исполнительной власти или организацию не позднее чем за пять рабочих дней до даты окончания срока проведения государственной экспертизы. При этом выдача положительного заключения государственной экспертизы до представления в указанные уполномоченные орган исполнительной власти или организацию утвержденного проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории не допускается.
8. В случае строительства линейного объекта транспортной инфраструктуры допускаются подготовка проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной экологической экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство в отношении одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав такого линейного объекта и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.
9. До получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства (далее — временная эксплуатация) в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи.
10. Техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой в обязательном порядке включаются представители лица, осуществляющего строительство, представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда), а также представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства, при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации. Порядок формирования и функционирования указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.
11. Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов инфраструктуры к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия этих технических условий, и информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации по запросам органов государственной власти, правообладателей земельных участков, застройщиков или технических заказчиков. Срок согласования проектной документации в отношении учета предоставленных технических условий не может превышать десять дней со дня поступления данной проектной документации или ее соответствующего раздела в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую эти технические условия.
13. В целях обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры Правительством Российской Федерации могут устанавливаться:
1) особенности предоставления технических условий, определения платы за технологическое присоединение, а также особенности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии;
2) особенности предоставления технических условий, определения платы за подключение, а также особенности подключения объектов инфраструктуры к сетям тепло- и газоснабжения, сетям связи.
14. Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры осуществляются с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного, водного и иного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, в том числе при выполнении мероприятий по охране окружающей среды, если их выполнение предусмотрено соответствующим законодательством. (Часть введена — Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
(Положения статьи применяются по 31 декабря 2024 года включительно на основании статьи 13)
Статья 4. Особенности отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель, установления публичных сервитутов, изъятия земельных участков в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры
(Наименование в редакции Федерального закона от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
1. Сведения об отнесении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения (за исключением случая, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов) в целях строительства, реконструкции объекта инфраструктуры вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по заявлениям указанных в части 2 настоящей статьи лиц на основании утвержденной документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
2. С заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренных частью 1 настоящей статьи сведений вправе обратиться:
1) лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен для целей размещения объекта инфраструктуры;
2) федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об утверждении документации по планировке территории объекта инфраструктуры;
3) юридическое лицо, созданное Российской Федерацией, юридическое лицо, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов, принявшие решение о подготовке документации по планировке территории объекта инфраструктуры;
4) иное, не указанное в пунктах 1 — 3 настоящей части лицо при наличии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей размещения объекта инфраструктуры такому лицу.
3. Лица, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 настоящей статьи, вправе обратиться с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренных частью 1 настоящей статьи сведений с даты утверждения документации по планировке территории в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута).
4. Публичные сервитуты для целей строительства, реконструкции объектов инфраструктуры устанавливаются в соответствии с земельным законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
5. Публичные сервитуты наряду со случаями, предусмотренными статьей 3937 Земельного кодекса Российской Федерации, могут устанавливаться:
1) для строительства линейных объектов инфраструктуры (за исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования), реконструкции объектов инфраструктуры; (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 447-ФЗ)
2) для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, в том числе:
а) прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок;
б) размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;
в) проведения необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для подобных целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений (за исключением случаев, если такие защитные сооружения, защитные лесные насаждения делают невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования).
6. Не допускается установление публичного сервитута для целей, предусмотренных пунктом 1, подпунктом «а» пункта 2 части 5 настоящей статьи, в отношении земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения. Установление указанного публичного сервитута в отношении особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения допускается при условии выполнения мероприятий по охране окружающей среды.
7. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта инфраструктуры.
8. Решение об установлении публичного сервитута в случаях, предусмотренных настоящей статьей, принимают уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на утверждение документации по планировке территории объекта инфраструктуры.
81. В случае необходимости установления в соответствии с настоящей статьей публичного сервитута для строительства, реконструкции объектов инфраструктуры соглашение об осуществлении публичного сервитута в отношении зем
3.9 железнодорожные пути общего пользования : Железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции8. … 3.16 объект инфраструктуры железнодорожного транспорта : Составная часть подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность составных частей ее подсистем14.
Объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования это
Статья 2. Основные понятия
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;
железнодорожный транспорт необщего пользования — совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура) — транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
железнодорожные пути необщего пользования — железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;
перевозочный процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;
пользователь услугами железнодорожного транспорта — пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте;
владелец инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора;
(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее — оператор) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
транспортное происшествие — событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
земли железнодорожного транспорта — земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах;
полоса отвода железных дорог (далее — полоса отвода) — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
охранные зоны — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры являются тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
2. Понятия «грузоотправитель (отправитель)», «грузополучатель (получатель)», «пассажир», «груз», «опасный груз», «багаж», «грузобагаж», «места общего пользования», «места необщего пользования» используются в значениях, указанных в статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
иные объекты капитального строительства , необходимые для обеспечения строительства , реконструкции, эксплуатации указанных объектов инфраструктуры . Перечень Приоритетных объектов утверждается Правительством РФ и может включать в том числе автомобильные дороги общего пользования , объекты дорожного сервиса, мосты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта , морские и речные порты, транспортно-пересадочные узлы и т.д. [4]. 2. Утверждение документации по планировке территории Приоритетных объектов в упрощенном порядке.
«Транспортный» закон как инструмент модернизации магистральной инфраструктуры
31 июля был принят так называемый «транспортный» закон, направленный на ускорение реализации крупных инфраструктурных проектов путем снижения административных барьеров и упрощения процедур согласования (Федеральный закон № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон). Законопроект был внесен в Госдуму еще в конце 2019 г. и первоначально регулировал вопросы реализации проектов в сфере железнодорожного транспорта, однако в дальнейшем предмет регулирования был расширен.
По словам вице-премьера Марата Хуснуллина в интервью агентству «Интерфакс», нововведения в совокупности с другими законодательными поправками в сфере строительства, принятыми в весеннюю сессию этого года, «позволят сократить строительный цикл реализации проектов федерального значения на 18 месяцев».
Специальное регулирование будет действовать до 31 декабря 2024 г. и применяться к объектам транспортной инфраструктуры, строительство или реконструкция которых осуществляются в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р), а также, что важно, – к сопутствующим объектам капитального строительства.
К объектам инфраструктуры, в частности, могут быть отнесены:
- автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты и другие сооружения;
- объекты железнодорожного транспорта;
- морские и речные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения;
- аэродромы и здания соответствующей инфраструктуры;
- транспортно-пересадочные узлы;
- объекты инженерной инфраструктуры, линии связи и иные сопутствующие объекты.
Конкретный перечень объектов утверждается правительством. При этом закон не исключает возможности включения в перечень уже реализуемых проектов (например, на базе государственно-частного партнерства).
Законом введен ряд особых правил в отношении оформления прав на необходимые для строительства земельные участки, особенности проектирования и прохождения экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов.
Возможность подачи проектной документации на экспертизу без проекта планировки
Зачастую одной из основных причин задержек сроков строительства линейных объектов являются длительные процедуры оформления документов в отношении занимаемых земельных участков. В связи с этим в целях сокращения сроков Законом предусмотрены упрощенные процедуры оформления ряда необходимых документов.
Так, отсутствие утвержденного проекта планировки территории не будет препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры на государственную экспертизу. Утвержденный проект планировки территории и (или) проект межевания необходимо будет представить на экспертизу не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока проведения указанной процедуры.
Изменение категории участков, установление публичных сервитутов и изъятие для нужд государства
Другим важным нововведением является отсутствие необходимости получения решения о переводе участка из одной категории земель в другую или о его отнесении к определенной категории земель. Сведения об отнесении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к категории земель транспорта (за исключением случая, если такой участок отнесен к категории земель населенных пунктов) будут вноситься в ЕГРН по заявлениям указанных в Законе лиц на основании утвержденной документации по планировке территории.
Кроме того, закреплены дополнительные случаи установления публичных сервитутов:
- для строительства и реконструкции линейных объектов (за исключением тех, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования);
- для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры (включая, например, обустройство подъездных дорог к месту строительства).
В отношении участков, подлежащих изъятию для государственных нужд в целях строительства, определено, что, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает соглашение об изъятии в течение 45 дней с момента получения, уполномоченный орган либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии. В этом случае строительство не допускается до прекращения в установленном земельным законодательством порядке прав третьих лиц на такие участки.
Завершая обзор нововведений, касающихся оформления прав на земельные участки, отмечу, что Законом допускается выдача разрешения на строительство до образования земельных участков в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденного проекта межевания территории и (или) плана участка и утвержденной схемы его расположения на кадастровом плане. В этом случае предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется.
Этапы проектирования и строительства
Для линейных объектов транспортной инфраструктуры установлена возможность подготовки проектной документации и выдачи разрешения на строительство в отношении одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей (этапов строительства), которые входят в состав такого линейного объекта, но не могут быть введены в эксплуатацию автономно. Данное положение должно обеспечить возможность ускорения этапа проектирования объекта.
Экологическая экспертиза
До 31 декабря 2024 г. (включительно) оценка соответствия экологическому законодательству проектной документации объектов, предполагаемых к строительству в границах особо охраняемых природных территорий (если строительство и реконструкция указанных объектов в границах таких территорий допустимы), будет осуществляться при проведении госэкспертизы проектной документации. В таком случае проведение государственной экологической экспертизы не требуется.
Порядок получения технических условий и согласований
Если в связи с планируемым строительством линейных объектов необходимы реконструкция или капремонт существующих линейных объектов (например, пересекаемых автомобильных дорог), лица, осуществляющие их эксплуатацию, должны будут выдать необходимые технические условия в течение 20 дней. По общему правилу, в них запрещается включать обязательства, не связанные с реконструкцией или капитальным ремонтом линейных объектов, или требования, исполнение которых ведет к увеличению мощности, а также улучшению технических характеристик таких объектов. Более детальные требования к составу и содержанию технических условий должны быть установлены уполномоченным Правительством РФ органом.
Эти правила должны будут привести как к сокращению сроков согласования документации с владельцами таких объектов, так и к ограничению злоупотреблений со стороны указанных лиц.
Законом предусмотрено также, что срок согласования проектной документации в отношении учета предоставленных технических условий на подключение объектов инфраструктуры к инженерным сетям не должен превышать 10 дней.
Начало подготовительных работ до получения разрешения на строительство
Кроме того, Законом легализовано часто встречающееся на практике ведение подготовительных работ до получения разрешения на строительство. При этом такие работы не должны причинять существенного вреда окружающей среде и ее компонентам и могут выполняться со дня направления проектной документации на экспертизу.
Выполнение подготовительных работ допускается в отношении земельных участков, не обремененных правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов работ, порядок их выполнения и экологические требования будут установлены правительством.
Временная эксплуатация объекта до получения разрешения на ввод
До получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры Закон допускает временную эксплуатацию указанного объекта в целях осуществления перевозки грузов и пассажиров при условии подтверждения технической готовности объекта.
Техническая готовность линейного объекта инфраструктуры определяется комиссией, в состав которой включаются представители лица, осуществляющего строительство, застройщика или технического заказчика, а также эксплуатирующей организации. Порядок формирования и функционирования комиссии, требования к техническому состоянию объекта, порядок подтверждения технической готовности, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания названного объекта также должны быть определены правительством.
Несмотря на важность вводимых Законом изменений, представляется, что их нельзя считать полноценным механизмом работы строительной отрасли.
Во-первых, положения Закона будут иметь ограниченный во времени характер, а также распространять действие лишь на определенный перечень инфраструктурных проектов и не будут применяться в отношении строительства в других отраслях.
Во-вторых, некоторые предусмотренные законом упрощенные процедуры носят «точечный» характер (например, упрощенный порядок оформления градостроительной документации, возможность временной эксплуатации) – то есть не устанавливают механизмов для более эффективного соблюдения уже существующих требований законодательства, а скорее вводят ряд исключений, позволяя обеспечить ускоренную реализацию первостепенных для государства проектов.
При этом, несомненно, Законом довольно точно определены и проработаны основные «проблемные точки» в реализации любых крупных инфраструктурных проектов и, таким образом, задан вектор для системного совершенствования законодательства в данной сфере.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура ) — транспортная инфраструктура , включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения … Наряд-допуск — задание на производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место проведения, опасные и вредные производственные факторы присущие работе, время начала и окончания, условия безопасного выполнения, меры безопасности, состав бригады и работников, ответственных за выполнение работы.
- http://www.kremlin.ru/acts/bank/45782
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443/4ceedc6beeab98acfcffe6b042e41a8319e1c922/
- https://www.advgazeta.ru/mneniya/transportnyy-zakon-kak-instrument-modernizatsii-magistralnoy-infrastruktury/