Объекты местного значения Градостроительный кодекс РФ установил, что территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения
Объекты капитального строительства местного значения и их отображение в документах территориального планирования муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»
ДОКУМЕНТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / ОБЪЕКТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DOCUMENT OF TERRITORIAL PLANNING / GENERAL PLAN / OBJECT OF CAPITAL CONSTRUCTION OF LOCAL VALUE / TOWN-PLANNING ACTIVITY
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трубкин Николай Владимирович
В действующем законодательстве отсутствует классификация объектов капитального строительства в зависимости от их территориального уровня. В настоящей статье предпринята попытка частично устранить этот пробел методом классификации объектов капитального строительства местного значения .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трубкин Николай Владимирович
Особенности правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере строительства
Муниципальные правовые акты, регламентирующие полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства: значение и пределы императивности
Особенности административно-правового регулирования полномочий субъектов публичной власти в области градостроительной деятельности
Изменения в законодательстве о градостроительной деятельности в части регулирования вопросов планировки территории
Правовое регулирование обеспечения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности
THE OBJECTS OF CAPITAL CONSTRUCTION OF LOCAL VALUE AND THEIR REPRESENTATION IN DOCUMENTS OF TERRITORIAL PLANNING OF MUNICIPAL UNIONS
There is no classification of objects of capital construction depending on their territorial level in the current legislation. In the present article attempted partially is undertaken to eliminate this blank by the method of classification of objects of capital construction of local value.
Текст научной работы на тему «Объекты капитального строительства местного значения и их отображение в документах территориального планирования муниципальных образований»
ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ИХ ОТОБРАЖЕНИЕ В ДОКУМЕНТАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
THE OBJECTS OF CAPITAL CONSTRUCTION OF LOCAL VALUE AND THEIR REPRESENTATION IN DOCUMENTS OF TERRITORIAL PLANNING
OF MUNICIPAL UNIONS
Н. В. ТРУБКИН (N. V. TRUBKIN)
В действующем законодательстве отсутствует классификация объектов капитального строительства в зависимости от их территориального уровня. В настоящей статье предпринята попытка частично устранить этот пробел методом классификации объектов капитального строительства местного значения.
Ключевые слова: документ территориального планирования, генеральный план, объект капитального строительства местного значения, градостроительная деятельность.
There is no classification of objects of capital construction depending on their territorial level in the current legislation. In the present article attempted partially is undertaken to eliminate this blank by the method of classification of objects of capital construction of local value.
Key words: document of territorial planning, general plan, object of capital construction of local value, town-planning activity.
Градостроительный кодекс Российской Федерации [1], принятый Государственной Думой Российской Федерации 22 декабря 2004 г. (далее — ГрК РФ), определил основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, среди которых на первое место по своей значимости поставил принцип обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Территориальное планирование имеет конкретную цель
— определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспече-
ния учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Эта цель находит свою реализацию в документах территориального планирования. Применительно к уровню муниципальных образований речь идёт о схемах территориального планирования муниципальных районов и генеральных планах поселений, городских округов.
На основе легального определения территориального планирования можно сформулировать определение схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений, городских округов, последовательно освещая общепризнанную систему градостроительных понятий низшего порядка. По нашему мнению, они представляют собой документы территориального планирования, которыми определяется назначение территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий,
развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В целях исследования заявленной в настоящей статье проблематики рассмотрим такие важнейшие градостроительные акты муниципальных образований, как генеральные планы.
В соответствии со ст. 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя положение о территориальном планировании и соответствующие карты. Среди специалистов в области разработки градостроительной документации указанные разделы зачастую именуются соответственно как текстовая и графическая части генерального плана. Наибольшие проблемы (ошибки) возникают при подготовке именно графической части указанных документов территориального планирования. В первую очередь речь идёт о закрепляемой в п. 2 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
В соответствии с п. 20 ст. 1 ГрК РФ объекты местного значения — это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Также закрепляется, что виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в п. 1 ч. 3 ст. 19 и п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
На основании п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ в графической части генерального плана отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим
областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.
Толкование первых трёх подпунктов п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ не вызывает каких-либо серьёзных проблем. Сложность возникает при попытке истолковать правовую конструкцию «иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа», в первую очередь, её составляющую часть — объекты капитального строительства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения (далее также — объекты капитального строительства местного значения). Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается на эффективности правоприменения.
Как было отмечено выше, перечень объектов местного значения формируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако в настоящее время такие перечни ещё не подготовлены. Указанное обстоятельство создаёт обширное поле для дискуссий. Э. К. Трутнев и Л. Е. Бандорин пишут: «В развитых регионах и большой объект может оказаться не столь уж значимым и должен быть отнесен, скажем, к объектам не регионального, а местного значения. В удаленных и депрессивных регионах — наоборот: и малому объекту может быть придано значение федерального (например, дорога малой пропускной способности, но исключительной значимости с точки зрения решения проблемы безопасности или освоения новых месторождений полезных ископаемых)» [2]. На наш взгляд, указанная точка зрения является не совсем верной.
В сфере градостроительной деятельности категория «значимость» носит относительный характер — нет легального критерия, разграничивающего значимость того или иного объекта капитального строительства, а следовательно, создаются условия для вольной её интерпретации. Одни субъекты градо-
строительных отношений (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) будут считать значимыми одни объекты капитального строительства и планировать их размещение в документах территориального планирования своего уровня, другие
— иные объекты и в документах территориального планирования иного уровня. Такая ситуация приведет к правовой неразберихе в части подготовки градостроительной документации.
Более распространенной является точка зрения, согласно которой главным критерием разграничения объектов капитального строительства на объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения является бюджетная составляющая — уровень какого бюджета бюджетной системы несет соответствующие расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт того или иного объекта капитального строительства. Однако и здесь всё неоднозначно.
В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации [3] формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Первостепенное значение при решении данного вопроса приобретают Конституция РФ [4] и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).
В ст. 71 Конституции РФ прямо говорится, что в ведении Российской Федерации находятся: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе (п. «и»). Все объекты капитального строительства, возводимые в перечисленных отраслях и сферах научной, хозяйственной и информационной деятельности России, относятся к объектам федераль-
ного значения. Однако Федеральный закон № 131-ФЗ не даёт ответа на вопрос, какие объекты капитального строительства необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
В качестве примера рассмотрим ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляющую вопросы местного значения поселения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделены определёнными полномочиями. Нас, прежде всего, интересуют полномочия по вопросам строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. В этой части формулировки главы 3 (вопросы местного значения) рассматриваемого закона неоднозначны.
По нашему мнению, такие формулировки, как «создание условий. », «организация . », «обеспечение условий.», «уча-
стие.» и т. п. не предполагают обязательного возведения объектов капитального строительства. Так, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ) не предполагает обязательного строительства, например, магазинов. Орган местного самоуправления создаёт лишь условия для обеспечения населения услугами торговли — закрепляет в картах генерального плана зоны соответствующего функционального назначения (например, общественно-деловые зоны), в границах которых любое лицо может возводить объекты торговли. Сиюминутное обеспечение услугами торговли может выражаться в доставке определённых продуктов на территорию населённого пункта и их продаже без привязки к какому-либо объекту капитального строительства.
Таким образом, если возведение объектов торговли не относится к полномочиям органов местного самоуправления и, как следствие, на его строительство не заклады-
ваются соответствующие расходы местного бюджета, то он не является объектом капитального строительства местного значения и не подлежит отражению на картах планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа в составе генеральных планов. Определение иных объектов капитального строительства
местного значения в данном случае осуществляется аналогичным образом. На основе анализа главы 3 (вопросы местного значения) Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 23 ГрК РФ мы предлагаем следующий перечень объектов капитального строительства местного значения с нормативно-правовым обоснованием их местного статуса (табл.).
Объекты капитального строительства местного значения Нормативно-правовое обоснование
Объекты инженерной инфраструктуры: объекты элек-тро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ; пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ
Жилищно-эксплуатационные организации п. 4, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ
Автомобильные дороги местного значения п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ; пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ
Объекты муниципального жилищного фонда: многоквартирные и одноквартирные жилые дома, общежития п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ
Объекты учебно-образовательного назначения: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей п. 13 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ; пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ
Объекты первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности и родов: амбулатории, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, больницы, станции скорой медицинской помощи, учреждения охраны материнства и детства, санаторнокурортные учреждения п. 14 ч. 1 ст. 16, п. 27 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ; пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ
Объекты библиотечного обслуживания населения муниципального образования п. 16 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ
Объекты обустройства мест массового отдыха населения п. 20 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ
Объекты архивных фондов местного значения п. 22 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
Объекты ритуальных услуг п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ
Объекты утилизации промышленных и бытовых отходов п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ; пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ
Объекты деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований: аварийно-диспетчерские службы, спасательные станции п. 29 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ
Музеи п. 1 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ
Объекты обеспечения первичных мер пожарной безопасности: пожарное депо п. 8.1 ч. 1 ст. 16.1, п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ
Муниципальные предприятия и учреждения п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ
Объекты физической культуры и массового спорта пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ
Всё вышеизложенное позволяет утверждать, что на картах планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа в качестве объектов капитального строительства местного значения, относящихся к иным областям в связи с решением вопросов местного значения, предусмотренных пп. «г» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ, должны быть отражены объекты капитально-
го строительства, приведённые в табл. Определение конкретного рода объектов капитального строительства, детализация объектов физической культуры и массового спорта и т. п., подлежащих отражению в графической части генерального плана, должно осуществляться с учётом субстрата категории объектов капитального строительства и признаков недвижимости, закреплённых в нормах гражданского законодательства.
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изм. от 20.03.2011 г.) // Российская газета. -2004. — 30 дек.; 2011. — 25 марта.
2. Трутнев Э. К., Бандорин Л. Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. — М. : Проспект, 2010. — С. 124125.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 06.04.2011 г.) // Российская газета. — 1998. -12 авг.; 2011. — 8 апр.
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; 2009. -21 янв.
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 21.04.2011) // Российская газета. — 2003. — 8 окт.; 2011. — 25 апр.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 18.07.2009) // Российская газета. -1994. — 8 дек.; 2011. — 8 апр.
7. Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право : учеб. : в 3 т. — Т. 1. — М. : ТК Велби, Проспект, 2004. — С. 256.
Объекты местного значения — объекты капитального строительства , иные объекты , территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах … Виды объектов местного значения городского округа, относящиеся к областям электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; автомобильные дороги местного значения ; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, подлежат отображению на генеральном плане городского округа и определяются законом субъекта Российской Федерации.
Объекты местного значения
Градостроительный кодекс РФ установил, что территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения Виды объектов местного значения подлежат отображению на генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации. УАиГ участвует в комиссии по совместной подготовке документов территориального планирования. Генеральный план города Кемерово не содержит информации об объектах местного значения. Прошу Вас разъяснить на основании каких документов и каким образом на генеральный план нашего городского округа наносятся объекты местного значения.
Объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов (п. 20 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Виды объектов местного значения городского округа, относящиеся к областям электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, подлежат отображению на генеральном плане городского округа и определяются законом субъекта Российской Федерации.
На сегодняшний день законом Кемеровской области соответствующие виды объектов не установлены.
Рекомендуемый перечень объектов капитального строительства местного значения для различных типов муниципальных образований на территории Кемеровской области, границы земельных участков и зоны планируемого размещения которых отображаются в документах территориального планирования муниципальных образований, определены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 № 406 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области».
В силу ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ, подготовка, согласование и утверждение генерального плана города Кемерово (решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2011 № 36) осуществлено в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации в редакции до вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ.
В целях приведения состава и содержания генерального плана города Кемерово в соответствие с актуальными требованиями статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разработан проект о внесении изменений. 30.05.2017 на основании постановления администрации города Кемерово от 28.04.2017 № 1015 состоялось его публичное обсуждение.
Изменения в генеральный план могут быть внесены в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности представительным органом местного самоуправления.
Осуществление строительства , реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства . Статья 52.1. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Статья 52.2. Реконструкции, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством , реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства . Статья 53. Строительный контроль.
Подходы к определению перечней видов объектов регионального значения и видов объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования
Территориальное планирование является одним из видов градостроительной деятельности, который заключается в планировании развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрел иерархию документов территориального планирования, которые подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования муниципальных образований, что отражает способ территориальной организации нашей страны как федеративного государства.
Одной из задач документов территориального планирования на каждом уровне является планирование и размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Документы территориального планирования являются инструментами реализации yациональных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, в части создания условий для размещения объектов, предусмотренных национальными проектами.
В этой связи важнейшим вопросом при подготовке документов территориального планирования является определение перечней видов объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования соответствующего уровня.
Не будем останавливаться на вопросе определения видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации. Соответствующие перечни утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 162-р.
Согласно пунктам 19, 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определение видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также видов объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
Практика подготовки документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и документов территориального планирования муниципальных образований в различных субъектах Российской Федерации показывает, что при законодательном регулировании вопроса определения видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также видов объектов местного значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, нет единого подхода к определению таких перечней. В ряде законов различных субъектов Российской Федерации встречаются ошибочные решения по отнесению тех или иных объектов или территорий к объектам регионального значения, объектам местного значения.
Легальное определение, содержащееся в пункте 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, гласит, что объекты регионального значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Таким образом, объекты капитального строительства и территории, которые являются объектами регионального значения, должны соответствовать критерию необходимости для осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Объекты местного значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Объекты капитального строительства и территории, которые являются объектами местного значения, должны соответствовать критерию необходимости для осуществления предусмотренных законодательством полномочий по вопросам местного значения, а также оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ). Вопросы местного значения поселения, муниципального района, муниципального, городского округа, по которым осуществляют полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, предусмотрены статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При оценке перечней видов объектов регионального значения и видов объектов местного значения, содержащихся в законах различных субъектов Российской Федерации, с точки зрения их соответствия критерию необходимости для осуществления предусмотренных законодательством полномочий наблюдается как избыточность включенных объектов, так и недостаточность ряда объектов, которые подлежат отнесению к объектам регионального значения либо объектам местного значения и, следовательно, отображению в документах территориального планирования соответствующего уровня.
Примеры необоснованного отнесения объектов к объектам регионального значения, объектам местного значения были выявлены при выполнении работ по подготовке проекта корректировки схемы территориального планирования Амурской области (далее – СТП Амурской области).
Кроме того, отнесение подобных объектов к объектам регионального значения, объектам местного значения создает определенные трудности при их реализации, значительно увеличивая сроки реализации инвестиционных проектов, предусматривающих строительство таких объектов. Как установлено в статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при отсутствии в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации объекта, являющегося объектом регионального значения, а равно при отсутствии в документах территориального планирования муниципальных образований объекта, являющегося объектом местного значения, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения таких объектов. Столкнувшись с таким обстоятельством, заинтересованное лицо вынуждено обращаться в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления с предложениями о внесении изменений в соответствующий документ территориального планирования. Таким образом, строительство объекта фактически невозможно до момента утверждения изменений в схему территориального планирования субъекта Российской Федерации, изменений в схему территориального планирования муниципального района либо изменений в генеральных план поселения, городского округа, предусматривающих размещение соответствующего объекта. Отнесение сельскохозяйственных предприятий, объектов торговли и общественного питания, иных объектов малого и среднего предпринимательства к объектам регионального значения, объектам местного значения создает административные барьеры и является нецелесообразным.
Другим примером ошибочного отнесения тех или иных объектов к объектам регионального значения, объектам местного значения является неверное разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Так, Законом Амурской области № 259-ОЗ к объектам местного значения муниципального района были отнесены следующие объекты, в отношении которых у органов местного самоуправление отсутствуют соответствующие полномочия:
детские оздоровительные организации. В соответствии с пунктом 24.3 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта;
полигоны ТБО, полигоны промышленных отходов, мусороперерабатывающие заводы, хвостохранилища, скотомогильники, полигоны по захоронению пестицидов и непригодных минеральных удобрений, объекты спецавтохозяйства. Согласно пункту 7.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ решение вопроса организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
санаторно-курортные организации. В соответствии с Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» санаторно-курортные организации являются медицинскими организациями и относятся к объектам регионального значения, которые необходимы для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания населению медицинской помощи (пункт 21 части 2 статьи 26. 3 Федерального закона № 184-ФЗ).
Все перечисленные объекты подлежат отнесению к объектам регионального значения, планирование размещения которых осуществляется при подготовке схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Подобное нарушение компетенций органов государственной власти и органов местного самоуправления при определении перечней видов объектов регионального значения и видов объектов местного значения встречается довольно часто.
Так, Законом Омской области от 09.03.2007 № 874-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Омской области» к видам объектов местного значения, подлежащих отображению в генеральном плане городского округа, отнесены объекты в области здравоохранения и объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2007 № 36-ЗАО «Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа» к видам объектов местного значения, подлежащих отображению в генеральном городского округа, относятся организации здравоохранения, мусороперерабатывающие заводы, полигоны твердых бытовых отходов.
Также Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 39-оз «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» к видам объектов местного значения, подлежащих отображению на генеральном плане городского округа, отнесены объекты в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.
Приведенные случаи являются примерами неверного отнесения объектов к видам объектов местного значения. В силу положений Федерального закона № 184-ФЗ детские оздоровительные лагеря и оздоровительно-спортивные лагеря, медицинские организации, объекты размещения отходов, объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, а также иные объекты обращения с отходами должны быть отнесены к объектам регионального значения, подлежащим отображению в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Отдельно хочется уделить внимание случаям, когда в соответствии с законами субъектов Российской Федерации к объектам регионального значения, объектам местного значения отнесены такие зоны и территории, решения о планировании размещения которых не может приниматься в документах территориального планирования – это особые экономические зоны, особо охраняемые природные территории, а также объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия).
Для каждой из перечисленных зон или территорий предусмотрен свой порядок создания, установления или закрепления границ, и такой порядок никак не связан с разработкой документов территориального планирования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Создание особо охраняемых природных территорий осуществляется решениями Правительства Российской Федерации (при создании государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников федерального значения, памятников природы федерального значения, дендрологических парков и ботанических садов федерального значения), решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (при создании природных парков, государственных природных заказников регионального значения, памятников природы регионального значения, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития, а границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ и утверждаются органами государственной власти, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, что предусмотрено Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Таким образом, создание, планирование размещения особых экономических зон, особо охраняемых природных территорий, объектов культурного наследия не является предметом разработки документов территориального планирования, поэтому указанные территории не должны включаться в перечень объектов регионального значения, объектов местного значения.
Более того, как предусмотрено в статьях 14, 19, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, планируемые для размещения объекты регионального значения подлежат отображению на картах планируемого размещения объектов регионального значения в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района – на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе схемы территориального планирования муниципального района, а планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа – на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе генерального плана. Этими же статьями установлено, что особые экономические зоны, особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения, а также территории объектов культурного наследия отображаются на картах, включаемых в состав материалов по обоснованию документов территориального планирования, и не подлежат утверждению.
Тот факт, что законодатель определил отображение перечисленных зон и территорий не на картах планируемого размещения объектов, а в материалах по обоснованию документов территориального планирования, также подтверждает ошибочность их отнесения к объектам регионального значения, объектам местного значения в ряде законов субъектов Российской Федерации.
Описанные противоречия при определении перечней видов объектов регионального значения, объектов местного значения имеют место быть в различных субъектах Российской Федерации и оказывают непосредственной влияние на качество подготовки документов территориального планирования, вызывают споры при согласовании таких документов, а также сложности при их реализации.
В завершение хочется отметить, что при выполнении работ по подготовке проекта корректировки СТП Амурской области на основании проведенной оценки Закона Амурской области № 259-ОЗ были подготовлены предложения по изменению и дополнению перечней видов объектов регионального и местного значения, которые легли в основу принятого в последствии Закона Амурской области от 04.12.2019 № 447-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О регулировании градостроительной деятельности в Амурской области», которым были устранены описанные противоречия и утверждены новые перечни видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на карте планируемого размещения объектов регионального значения в составе схемы территориального планирования Амурской области, видов объектов местного значения, подлежащих отображению на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, городского округа.
20) объекты местного значения — объекты капитального строительства , иные объекты , территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах … Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации; (п. 20 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ).
- https://cyberleninka.ru/article/n/obekty-kapitalnogo-stroitelstva-mestnogo-znacheniya-i-ih-otobrazhenie-v-dokumentah-territorialnogo-planirovaniya-munitsipalnyh
- https://mgis42.ru/node/6671
- https://itpgrad.ru/education/articles/podkhody-k-opredeleniyu-perechney-vidov-obektov-regionalnogo-znacheniya-i-vidov-obektov-mestnogo-zna/