Объекты капитального строительства поднадзорные ростехнадзору

Полный текст Приказ Ростехнадзора от 03.08.2021 N 273 Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет регулирование деятельности, к потенциально опасным объектам (Зарегистрировано в Минюсте России 12.01.2022 N 66831) в действующей редакции

Объекты капитального строительства поднадзорные ростехнадзору

(см. текст в предыдущей редакции)

3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса;

4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;

5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.

4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:

1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;

2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.

5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):

1) федеральный государственный пожарный надзор;

2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);

3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

6. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 408-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:

1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.

10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.

12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

13. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

(часть 13 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:

1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;

2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.

Читайте также:  Акт выноса осей объекта капитального строительства на местности

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.

19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

Перечень опасных производственных объектов . Оказываем широкий комплекс услуг в области промышленной, экологической и пожарной безопасности ОПО Работаем по всей России Заходите! … Внесение в реестр Ростехнадзора опасного производственного объекта . Опасные производственные объекты . Регистрация и перерегистрация опасных производственных объектов .

Приказ Ростехнадзора от 03.08.2021 N 273

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1226 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст. 5456), и пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2014, N 35, ст. 4773), приказываю:

Утвердить прилагаемые критерии отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет регулирование деятельности, к потенциально опасным объектам.

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 3 августа 2021 г. N 273

ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ,

ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ,

В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, К ПОТЕНЦИАЛЬНО

Критерии отнесения объектов к потенциально опасным объектам

Критерии отнесения потенциально опасных объектов к категории опасности

Гидротехнические сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (далее — ГТС)

I или II класс, установленный в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений

ГТС, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера, предусмотренной подпунктом «е» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2019, N 52, ст. 7981) (далее — постановление N 304)

Потенциально опасный объект (далее — ПОО) 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности)

ГТС, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера, предусмотренной подпунктом «д» пункта 1 постановления N 304

ПОО 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности)

ГТС, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера, предусмотренной подпунктом «г» пункта 1 постановления N 304

ПОО 3 категории опасности (высокий уровень опасности)

ГТС, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, предусмотренной подпунктом «в» пункта 1 постановления N 304

ПОО 4 категории опасности (повышенный уровень опасности)

ГТС, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера, предусмотренной подпунктом «б» пункта 1 постановления N 304

ПОО 5 категории опасности (средний уровень опасности)

ГТС, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации локального характера, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 постановления N 304

ПОО 6 категории опасности (низкий уровень опасности)

Линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства (далее — ЛЭП)

Напряжение 330 киловольт и более

ЛЭП, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера, предусмотренной подпунктом «е» пункта 1 постановления N 304

ПОО 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности)

ЛЭП, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера, предусмотренной подпунктом «д» пункта 1 постановления N 304

ПОО 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности)

ЛЭП, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера, предусмотренной подпунктом «г» пункта 1 постановления N 304

ПОО 3 категории опасности (высокий уровень опасности)

ЛЭП, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, предусмотренной подпунктом «в» пункта 1 постановления N 304

ПОО 4 категории опасности (повышенный уровень опасности)

ЛЭП, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера, предусмотренной подпунктом «б» пункта 1 постановления N 304

ПОО 5 категории опасности (средний уровень опасности)

ЛЭП, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации локального характера, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 постановления N 304

ПОО 6 категории опасности (низкий уровень опасности)

Мощность 150 мегаватт и выше

Тепловые электростанции, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера, предусмотренной подпунктом «е» пункта 1 постановления N 304

ПОО 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности)

Тепловые электростанции, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера, предусмотренной подпунктом «д» пункта 1 постановления N 304

ПОО 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности)

Тепловые электростанции, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера, предусмотренной подпунктом «г» пункта 1 постановления N 304

ПОО 3 категории опасности (высокий уровень опасности)

Тепловые электростанции, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, предусмотренной подпунктом «в» пункта 1 постановления N 304

ПОО 4 категории опасности (повышенный уровень опасности)

Тепловые электростанции, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального

характера, предусмотренной подпунктом «б» пункта 1 постановления N 304

ПОО 5 категории опасности (средний уровень опасности)

Тепловые электростанции, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации локального характера, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 постановления N 304

ПОО 6 категории опасности (низкий уровень опасности)

Опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее — ОПО)

а) I или II класс опасности и получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ на ОПО;

Читайте также:  Изменение параметров капитального строительства

б) получение, транспортирование, использование расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) ведение горных работ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемой открытым способом без применения взрывных работ), работ по обогащению полезных ископаемых

ОПО, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера, предусмотренной подпунктом «е» пункта 1 постановления N 304

ПОО 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности)

ОПО, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера, предусмотренной подпунктом «д» пункта 1 постановления N 304

ПОО 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности)

ОПО, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера, предусмотренной подпунктом «г» пункта 1 постановления N 304

ПОО 3 категории опасности (высокий уровень опасности)

ОПО, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, предусмотренной подпунктом «в» пункта 1 постановления N 304

ПОО 4 категории опасности (повышенный уровень опасности)

ОПО, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера, предусмотренной подпунктом «б» пункта 1 постановления N 304

ПОО 5 категории опасности (средний уровень опасности)

ОПО, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации локального характера, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 постановления N 304

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 статьи 48.1 ГрК РФ), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: 1) высота более чем 100 метров; 2) пролеты более чем 100 метров

Что такое классы опасности производственных объектов

Картинка Опасные производственные объекты: определение категории и внесение в реестр

Опасные производственные объекты — это промышленные предприятия, которые в наибольшей степени подвержены риску серьезной аварии. Они разделяются на 4 класса потенциальной угрозы, от которых зависят правила их эксплуатации.

Что такое опасный промышленный объект

Основным нормативно-правовым актом, содержащим определение понятия опасных промышленных объектов и их категоризацию, является федеральный закон N 116-ФЗ. В частности, приложение № 1 к этому документу устанавливает, что опасные производственные объекты — это предприятия, которые подвержены воздействию потенциально рискованных факторов.

Эти группы включают в себя следующие типы производств:

  • производства, имеющие своей целью создание, хранение, обработку, перевозку либо ликвидацию вредных веществ;
  • производства, использующие в своей работе машины и оборудование, основанное на принципе использования давления, превышающего 0,07 мегапаскаля;
  • производства, в постоянном режиме применяющие различные механизмы для подъема грузов, включая фуникулеры, эскалаторы и канатные дороги;
  • производства, применяющие механизмы и оборудование для получения, обработки и транспортировки расплавленного металла производственной мощностью свыше 500 килограммов;
  • производства, ориентированные на осуществление горных и горнообогатительных работ;
  • производства, связанные с получением, переработкой и транспортировкой сельскохозяйственного сырья, в процессе которых образуются твердые или газообразные вещества, склонные к самовоспламенению.

Ряд предприятий, обладающих признаками опасного производства, к таковым не относится. В частности, к ним принадлежат горнодобывающие и перерабатывающие породу предприятия, которые проводят работы открытым способом без применения взрывов. Не признаются опасными электросетевые хозяйства и газоперерабатывающие предприятия, использующие оборудование, давление на котором не превышает 0,005 мегапаскалей.

Нормативная база

Основными нормативными документами, которые регулируют порядок присвоения классов опасности объектов, являются:

    , посвященный вопросам промышленной безопасности;
  • приказ Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года N 471, определяющий порядок ведения Единого государственного реестра; о техническом регулировании; об обязательном страховании ответственности собственников ОПО;
  • другие нормативные документы.

Численность опасных производств в России

В настоящий момент официальная информация об общем количестве производств в России и об их принадлежности к тому или иному классу опасности является закрытой. Единый государственный реестр опасных производственных объектов (ОПО), в котором обязательно регистрируются такие компании, тоже не размещается в открытом доступе. Единственным надежным источником информации о ситуации в этом сегменте остается Ростехнадзор, но он публикует только эпизодические данные в формате новостей без установленной регулярности. Так, по последней информации, поступившей от ведомства, по состоянию на конец 2017 года список производств, поднадзорных контролирующему ведомству, включает следующие позиции.

Ориентировочное количество в России

Производственные объекты государственного энергетического надзора

Более 2,2 миллионов

Опасные производственные предприятия

Более 174 тысяч

Производственные объекты государственного строительного надзора

Научные и исследовательские проектные организации

Исследовательские ядерные установки

Энергоблоки атомных станций

Промышленные предприятия, использующие ядерный топливный цикл

Количество опасных предприятий по регионам РФ (по данным Ростехнадзора)

Регион Количество опасных производственных объектов
1 Республика Адыгея 322
2 Республика Башкортостан 1379
3 Республика Бурятия 682
4 Республика Алтай 4
5 Республика Дагестан 1448
6 Республика Ингушетия 21
7 Кабардино-Балкарская Республика 334
8 Республика Калмыкия 120
9 Карачаево-Черкесская Республика 498
10 Республика Карелия 1583
11 Республика Коми 1460
12 Республика Марий Эл 1721
13 Республика Мордовия 1243
14 Республика Саха (Якутия) 113
15 Республика Северная Осетия — Алания 167
16 Республика Татарстан 6736
17 Республика Тыва 99
18 Удмуртская Республика 1300
19 Республика Хакасия 1139
20 Чеченская Республика 269
21 Чувашская Республика (Чувашия) 3194
22 Алтайский край 671
23 Краснодарский край 7283
24 Красноярский край 10630
25 Приморский край 2872
26 Ставропольский край 3533
27 Хабаровский край 4544
28 Амурская область 1486
29 Архангельская область 2723
30 Астраханская область 3073
31 Белгородская область 5600
32 Брянская область 2564
33 Владимирская область 3793
34 Волгоградская область 6723
35 Вологодская область 2785
36 Воронежская область 9448
37 Ивановская область 2178
38 Иркутская область 5030
39 Калининградская область 1174
40 Калужская область 3697
41 Камчатский край 87
42 Кемеровская область 1846
43 Кировская область 2459
44 Костромская область 1122
45 Курганская область 1756
46 Курская область 3921
47 Ленинградская область 2973
48 Липецкая область 3499
49 Магаданская область 122
50 Московская область 38503
51 Мурманская область 2486
52 Нижегородская область 2165
53 Новгородская область 1696
54 Новосибирская область 5811
55 Омская область 501
56 Оренбургская область 2000
57 Орловская область 3022
58 Пензенская область 3275
59 Пермский край 4935
60 Псковская область 1323
61 Ростовская область 4473
62 Рязанская область 4302
63 Самарская область 6141
64 Саратовская область 7222
65 Сахалинская область 218
66 Свердловская область 10325
67 Смоленская область 3063
68 Тамбовская область 2273
69 Тверская область 2222
70 Томская область 2576
71 Тульская область 2169
72 Тюменская область 7695
73 Ульяновская область 2951
74 Челябинская область 7658
75 Забайкальский край 700
76 Ярославская область 4494
77 г. Москва 22695
78 Санкт-Петербург 25954
79 Еврейская автономная область 81
83 Ненецкий автономный округ 148
86 Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) 6089
87 Чукотский автономный округ 7
89 Ямало-Ненецкий автономный округ 1373
91 Республика Крым 1380
92 Севастополь 1246

Классификация опасных производств

Федеральный закон 116-ФЗ в части 3 статьи 2 указывает, сколько классов опасности производственных объектов выделяется законодательством. В общей сложности их выделяют 4, среди которых первый представляет собой группу с наиболее высоким уровнем угрозы, а четвертый — с наиболее низким. В свою очередь, как отмечается в данном разделе этого нормативно-правового акта, уровень опасности каждого конкретного предприятия определяется на основании степени вероятности возникновения аварии на производстве. Кроме этого, при определении класса опасности учитывается вероятное влияние такого негативного события на жизненно важные интересы отдельных граждан и общества в целом.

Обратите внимание! Конкретные критерии разделения всей совокупности видов промышленных производств на классы по уровню опасности приводятся в приложении 2 к ФЗ-116. Присвоение определенной категории осуществляется при регистрации в Едином государственном реестре.

Читайте также:  Технический план объекта капитального строительства как выглядит

I класс: чрезвычайно высокая опасность

В соответствии с критериями, зафиксированными в 116-ФЗ, I класс ОПО — это производства, характеризующиеся чрезвычайно высоким риском аварий, в том числе те, на которых:

  • осуществляется хранение и уничтожение химического оружия;
  • производят специальную химию;
  • шахты угольной промышленности;
  • другие производства, где осуществляются подземные горные работы, сопряженные с риском взрыва либо внезапного выброса газа или пыли, выброса породы или горного удара, прорыва воды в выработку.

II класс: высокая опасность

Также приложение № 2 к 116-ФЗ определяет, какие объекты экономики относятся к категории опасных производственных объектов 2 класса:

III класс: средняя опасность

Промышленные производства входят в III класс, если это:

  • производственные объекты бурения либо добычи нефти, газа, газового конденсата, если здесь возможны выбросы, содержащие от 1 до 6% сернистого водорода;
  • опасные объекты транспортировки природного газа под давлением 0,005-1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа давлением 0,005-1,6 МПа;
  • предприятия, занимающиеся теплоснабжением граждан и социально значимых групп потребителей, и другие сети теплоснабжения, использующие оборудование под давлением больше 1,6 МПа, функционирующее при температуре свыше 250 градусов Цельсия;
  • подвесные дороги канатного типа;
  • компании, осуществляющие расплав металлов на оборудовании мощностью 5000-10000 килограммов;
  • компании, где осуществляются открытые горные работы на оборудовании мощностью 100 тыс. – 1 млн. кубометров в год либо производится обогащение полезных ископаемых;
  • элеваторы и другие ОПО в сфере производства муки, крупы или комбикормов.

IV класс: низкая опасность

К IV классу, характеризующемуся низкой опасностью, относятся категории производственных объектов, где осуществляется:

  • добыча или бурение нефти, газа, газового конденсата, если они не отнесены к I-III категориям опасности;
  • теплоснабжение граждан и других социально значимых групп потребителей, если они не отнесены к иным категориям опасности;
  • работа стационарно установленных механизмов для подъема грузов, фуникулеров, эскалаторов в метрополитенах;
  • ведение открытых горных работ объемом выработки до 100 тыс. кубометров в год;
  • производство муки, крупы, комбикормов, если такое производство не отнесено к III категории опасности.

Как определить класс

Для предприятий, которые расположены в особых зонах, при отнесении ко II, III или IV классу опасности устанавливается более высокая категория. Это касается тех опасных производственных объектов, которые расположены:

  • на территориях особо охраняемых природных зон;
  • на континентальном шельфе РФ;
  • во внутренних морских акваториях или в территориальном море, находящемся в ведении РФ;
  • на искусственном острове, созданном на водоеме, который находится в федеральной собственности.

Если конкретное предприятие по используемым критериям может относиться к разным категориям, определение опасного производственного объекта в части принадлежности к классу осуществляется по наиболее высокому, то есть опасному из них.

Кому необходимо присваивать класс

Потенциально каждое производство может оказаться опасным. Проводить оценку факторов, определяющих степень риска аварии на производстве и ее влияния на благополучие отдельных людей и общества в целом, придется для любого предприятия, имеющего признаки, перечисленные в приложении № 1 к 116-ФЗ. Каждому из них присваивается класс от I до IV.

На что влияет класс предприятия

Присвоенный класс влияет на правила эксплуатации. От этого параметра будут зависеть:

  • внесение в перечень особо опасных объектов Ростехнадзора и частота плановых проверок;
  • необходимость подготовки особых видов документов, включая декларацию промбезопасности, план мероприятий по устранению последствий возможных аварийных ситуаций и проч.;
  • необходимость получения лицензии на ведение некоторых видов работ;
  • осуществление постоянного государственного надзора;
  • необходимость внедрения системы управления промбезопасностью или создания спасательных подразделений;
  • другие обязательства.

Как правило, наиболее строгие требования устанавливаются для производств, отнесенных к I и II категориям опасности.

Примеры присвоения класса

Присвоение конкретной категории осуществляется в соответствии с критериями, зафиксированными в приложении № 2 к 116-ФЗ. В зависимости от конкретных параметров предприятия его отнесут к разным классам опасности. Например, вот сколько категорий ОПО существует для производственных объектов, где ведутся горные работы:

  • I — если это угольная шахта или другая подземная добыча, где происходят внезапные события вроде выбросов пыли, газа, воды, горной породы;
  • II — если это наземное производство, где ведутся открытые горные работы, в результате которых объем разрабатываемой горной массы превышает 1 миллион кубометров в год;
  • III — если здесь обогащаются полезные ископаемые или ведутся открытые горные работы, обеспечивающие объем разработки в пределах от 100 тысяч до 1 миллиона кубометров в год;
  • IV — если это небольшое производство для ведения открытых горных работ мощностью до 100 тысяч кубометров разработки ежегодно.

Как присвоить класс

Эксплуатирующая его организация обязана сама оценить признаки возможного риска и определить класс опасности. По результатам такой работы оформляются подтверждающие документы, которые предоставляются в Ростехнадзор при регистрации объекта. Контролирующее ведомство проверяет выводы эксплуатирующей организации и вносит соответствующие сведения в Реестр ОПО. Также присвоение класса осуществляется в следующих случаях:

  • перерегистрация производства в связи с изменением состава и качества входящих в него компонентов либо информации об организации;
  • перерегистрация предприятия в случае, если ему не присвоен класс опасности в соответствии с действующим законодательством.

Заказать расчет стоимости

Обязанности эксплуатирующей организации

Эксплуатация опасного производства осуществляется специализированной организацией. В соответствии с частью 1 статьи 9 116-ФЗ она обязана:

  • соблюдать требования законодательства, в том числе в части лицензирования работ, и локальных нормативных документов, включая обоснование безопасности. Соответствующие нормативные документы следует иметь непосредственно на объекте;
  • в установленном порядке информировать контролирующие органы о ходе работ на объекте и форс-мажорных ситуациях;
  • обеспечивать наличие укомплектованного штата квалифицированных работников, способных безопасно эксплуатировать производственное оборудование и не имеющих медицинских противопоказаний к таким задачам;
  • осуществлять производственный контроль, в том числе с применением специального измерительного оборудования;
  • препятствовать несанкционированному доступу на объект;
  • предотвращать аварии, а если это не удалось – минимизировать их последствия и тщательно расследовать причины, чтобы больше не допустить таких событий;
  • осуществлять страхование гражданской ответственности собственника объекта на случай аварии;
  • выполнять другие требования законодательства, включая требования, установленные для особых категорий ОПО, отнесенных к I или II классу опасности.

Обязанности работников опасных промышленных объектов

Часть 2 статьи 9 116-ФЗ указывает, что работники ОПО обязаны:

  • соблюдать требования законодательства и локальных правовых актов;
  • регулярно проходить обучение и медосмотры;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • информировать руководителя о форс-мажорных ситуациях на объекте;
  • в случае особых обстоятельств – срочно останавливать работу и принимать участие в локализации аварии и устранении ее последствий.

Страхование объектов

В соответствии с требованиями действующего законодательства собственник ОПО обязан заключить договор страхования своей ответственности за причинение возможного вреда, который наступит в случае аварии на объекте. Это связано с тем, что риск такого события нельзя полностью исключить даже при соблюдении всех установленных требований. Поэтому в случае, если авария все-таки произойдет, страховка покроет возможные расходы. Порядок страхования для этой сферы деятельности и виды опасных объектов, которые обязаны заключать договор, определены положениями федерального закона № 225.

отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов , которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами ; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной…

Источники
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/d6aa4f5374347120919d6d0ca106e089be185a9b/
  • https://ppt.ru/docs/prikaz/rostekhnadzor/n-273-261048
  • https://www.centrattek.ru/info/OPO-kanegoriya-i-reestr/

Рейтинг
Загрузка ...