Объекты капитального строительства регионального значения

Содержание

Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации

Упрощено строительство объектов федерального, регионального и местного значения

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 31 июля 2020 г. вступил в силу федеральный закон, установивший в том числе особенности строительства приоритетных объектов транспортной инфраструктуры до 31 декабря 2024 г. (Закон).[1]

Согласно тексту Закона, изменения затронут порядок подготовки и утверждении документации по планировке территории, корректировки границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ), экспертизы проектной документации, выдачи разрешения на строительство.

1. Объекты, на которые распространяется действие Закона

Действие закона распространяется в первую очередь на следующие объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (Приоритетные объекты):[2]

  • объекты, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации;[3]
  • иные объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации указанных объектов инфраструктуры.

Перечень Приоритетных объектов утверждается Правительством РФ и может включать в том числе автомобильные дороги общего пользования, объекты дорожного сервиса, мосты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, морские и речные порты, транспортно-пересадочные узлы и т.д. [4]

2. Утверждение документации по планировке территории Приоритетных объектов в упрощенном порядке

Согласно Закону, документация по планировке территории Приоритетных объектов может быть утверждена и в том случае, если в утвержденных документах территориального планирования (схемах территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных районов, генеральных планах поселений) отсутствуют сведения о размещении Приоритетных объектов.[5]

Согласно ранее действовавшему законодательству, документация по планировке территории в части размещения объектов федерального, регионального и местного значения должна была соответствовать градостроительной документации «более высокого уровня» (т. е. градостроительной документации территориального планирования, утверждённой для соответствующего публично-правового образования).[6]

Документация по планировке территории, которая предусматривает размещение Приоритетных объектов федерального значения, до ее утверждения подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляются строительство, реконструкция таких объектов.[7]

В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение Приоритетных объектов, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на земельных участках, расположенных в границах ООПТ регионального или местного значения (за исключением государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков, относящихся к особо охраняемым природным территориям регионального значения), документация по планировке территории до ее утверждения подлежит согласованию с уполномоченными исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления.[8]

3. Государственная экспертиза проектной документации Приоритетных объектов

В исключение из общего правила, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ,[9] отсутствие утвержденного проекта планировки территории (ППТ) не является препятствием для направления проектной документации линейного Приоритетного объекта и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации такого Приоритетного объекта, для проведения государственной экспертизы.[10]

При этом утвержденный ППТ и/или проект межевания территории должен быть представлен в уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации орган или организацию не позднее чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока проведения государственной экспертизы.[11]

4. Отмена экологической экспертизы объектов капительного строительства в границах ООПТ регионального и местного значения

Одним из наиболее значимых нововведений Закона стала отмена государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство/реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального и местного значения.[12] Необходимо отметить, что данное правило распространяется не только на Приоритетные объекты, но на любые объекты капитального строительства, возводимые/реконструируемые на территориях указанных ООПТ.

В отношении ООПТ федерального значения и Байкальской природной территории государственная экологическая экспертиза отменена только для Приоритетных объектов до 31 декабря 2024 г. Вместо нее будет выполняться «оценка соответствия» проектной документации указанных Приоритетных объектов в рамках государственной экспертизы проектной документации, проводимой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.[13]

5. Временная эксплуатация линейных Приоритетных объектов до получения разрешения на ввод в эксплуатацию

Закон установил, что до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного Приоритетного объекта допускается временная эксплуатация такого объекта в целях осуществления перевозки грузов/пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации.[14]

Техническая готовность такого объекта к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой включаются:[15]

  • представители лица, осуществляющего строительство;
  • представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда);
  • представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства.

Порядок формирования и функционирования указанной комиссии, требования к техническому состоянию линейного Приоритетного объекта, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта должны быть дополнительно урегулированы Правительством РФ.[16]

6. Особенности изменения категории земель, новые виды публичных сервитутов для строительства Приоритетных объектов

Закон установил, что для отнесения публичного земельного участка, необходимого для строительства Приоритетного объекта, к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения не требуется принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель.[17]

Сведения об изменении/отнесении к указанной категории земель вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в заявительном порядке на основании утвержденной документации по планировке территории.[18]

Данное правило не распространяется на земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов, а также обремененные правами третьих лиц (кроме сервитута и публичного сервитута).[19]

Кроме того, согласно Закону, для строительства/реконструкции Приоритетных объектов введены следующие новые виды публичных сервитутов, которые могут устанавливаться до 31 декабря 2024 г. наряду с публичными сервитутами, перечисленными в ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, а именно:[20]

  • сервитут для строительства/реконструкции линейных Приоритетных объектов;[21]
  • сервитут для обеспечения строительства/реконструкции Приоритетных объектов, в том числе для:

o прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок;

o размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;

o проведения необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для подобных целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений.[22]

Решения об установлении указанных публичных сервитутов принимают уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, органы власти, уполномоченные на утверждение документации по планировке территории Приоритетного объекта на основании ППТ, предусматривающего размещение Приоритетного объекта.[23]

7. Смягчение требований природоохранного законодательства в отношении Приоритетных объектов

Закон установил, что до 31 декабря 2024 г. в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается осуществление видов деятельности, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.[24]

Кроме того, строительство/реконструкция указанных Приоритетных объектов, на землях лесного фонда в границах Байкальской природной территории допускаются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий.[25]

Также, согласно изменениям, вносимым Законом в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закон может устанавливать особенности принятия уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления решений об исключении из границ ООПТ регионального и местного значения земель и земельных участков, предназначенных для строительства/реконструкции Приоритетных объектов, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.[26]

Основанием для принятия указанных решений об изменении границ ООПТ регионального и местного значения, а также решений о переводе указанных земель в земли иных категорий является утвержденная документация по планировке территории.[27]

8. Прочие послабления при строительстве объектов федерального, регионального и местного значения

Помимо установления особенностей строительства Приоритетных объектов, Закон также вносит ряд изменений в Градостроительный кодекс РФ, распространяющихся на строительство любых объектов федерального, регионального и местного значения.

Так, Законом отменено правило, согласно которому не допускалось принимать решение о резервировании или изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, предоставлении земельных участков в целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения, если размещение указанных объектов не было предусмотрено документами территориального планирования соответственно РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.[28]

Учитывая, что документы территориального планирования принимаются на длительную перспективу, ранее все заинтересованные лица были фактически уведомлены о возможном изъятии земельных участков задолго до принятия решения о нем и, как следствие, имели возможность не приобретать подобные участки, а приобретенные — не застраивать. С принятием Закона такое изъятие и резервирование стало затруднительно прогнозировать, поскольку документация по планировке территории, предусматривающая необходимость резервирования и изъятия земельного участка может быть утверждена уполномоченными органами в весьма краткие сроки.

Также, если указанные объекты предполагается возводить на земельных участках, находящихся в публичной собственности и не обремененных правами третьих лиц (за исключением сервитута и публичного сервитута), то выдача разрешения на их строительство допускается до образования указанных земельных участков. В этом случае представление правоустанавливающих документов на земельные участки для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется. Вместо них к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории. [29]

Кроме того, подготовительные работы по строительству объектов федерального, регионального и местного значения могут быть начаты со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу (то есть до выдачи разрешения на строительство) при условии, что указанные работы будут выполняться на публичных земельных участках, не обремененных правами третьих лиц (кроме сервитута и публичного сервитута), и не причинят существенного вреда окружающей среде и ее компонентам.[30]

Перечень видов таких подготовительных работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению должны быть установлены Правительством РФ.[31]

Читайте также:  Линия связи не является объектом капитального строительства

О чем подумать, что сделать

Лицам, осуществляющим строительство/реконструкцию объектов федерального, регионального и местного значения рекомендуется ознакомиться с принятым Законом с целью определить, какие из новых положений полежат применению к строящимся / реконструируемым ими объектам.

Правообладателям земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, а также лицам, рассматривающим приобретение указанных объектов, рекомендуется на постоянной основе отслеживать информацию о проектах планировки территории, которые могут быть утверждены в отношении территории, на которой расположены указанные объекты, чтобы своевременно получить информацию о возможном резервировании либо изъятии указанных объектов для государственных или муниципальных нужд в связи со строительством объектов федерального, регионального и местного значения.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оперативно оказать юридическую поддержку по любым вопросам, возникающим в связи со строительством объектов федерального, регионального и местного значения, а также в связи с резервированием и изъятием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд

[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Часть 1 ст. 2 Закона.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».

[4] Части 2, 3 ст. 1 Закона.

[5] Часть 1 ст. 3 Закона.

[6] Часть 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2016 N 303-КГ15-18233 по делу № А51-23051/2014.

[7] Часть 3 ст. 3 Закона.

[8] Часть 4 ст. 3 Закона.

[9] Часть 11.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

[10] Часть 6 ст. 3 Закона.

[11] Часть 7 ст. 3 Закона.

[12] Пункты 1-2 ст. 8 Закона.

[13] Статья 36.1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

[14] Часть 9 ст. 3 Закона.

[15] Часть 10 ст. 3 Закона.

[16] Части 10-11 ст. 3 Закона.

[17] Часть 1 ст. 4 Закона.

[18] Часть 1 ст. 4 Закона.

[19] Части 1, 3 ст. 4 Закона.

[20] Часть 5 ст. 4 Закона.

[21] За исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования

[22] За исключением случаев, если такие защитные сооружения, защитные лесные насаждения делают невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

[23] Части 7-8 ст. 4 Закона.

[24] Часть 1 ст. 25.1 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

[25] Часть 2 ст. 25.1 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

[26] Пункт 5 ст. 38 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Строительство , капитальный ремонт или реконструкция линейных объектов отличаются спецификой. Как учесть нюансы правового урегулирования работ и правильно к ним подготовиться, расскажем в статье. … собственника объекта транспортной инфраструктуры местного, регионального или федерального значения ; организации связи. Ходатайство подают также при реконструкции ЛО, если его переносят из-за изъятия участка.

Федеральный закон от 20.03.2011 г. № 41-ФЗ

Вступил в силу с 25 марта 2011 года* Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу. pravo.gov.ru

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования

Принят Государственной Думой 9 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 16 марта 2011 года

(В редакции федеральных законов от 05.05.2014 № 131-ФЗ; от 30.12.2015 № 431-ФЗ; от 03.07.2016 № 361-ФЗ; от 03.07.2016 № 373-ФЗ; от 26.07.2017 № 191-ФЗ)

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; № 30, ст. 3128; 2006, № 1, ст. 10, 21; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3442; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 21, ст. 2455; № 31, ст. 4012; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3604, 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6419; 2010, № 31, ст. 4195, 4209; № 48, ст. 6246) следующие изменения:

а) в пункте 2 слова «зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий» заменить словами «определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения»;

б) дополнить пунктами 18 — 20 следующего содержания:

«18) объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;

19) объекты регионального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации;

20) объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.»;

2) в пункте 4 статьи 2 слова «и правил землепользования и застройки» заменить словами «, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории»;

а) в пункте 2 слова «капитального строительства» исключить;

б) дополнить пунктом 35 следующего содержания:

«35) ведение федеральной государственной информационной системы территориального планирования;»;

в) пункт 5 признать утратившим силу;

а) в части 1 слова «государственной экспертизы проектов документов территориального планирования,» исключить, слова «указанных в пунктах 5 и 51» заменить словами «указанной в пункте 51», слова «государственной экспертизы проектов документов территориального планирования Российской Федерации,» исключить;

б) в пункте 1 части 3 слова «государственной экспертизы проектов документов территориального планирования,» исключить;

в) в пункте 2 части 4 слова «государственной экспертизы проектов документов территориального планирования,» исключить;

г) второе предложение части 5 исключить;

5) в пункте 2 статьи 7 слова «капитального строительства» исключить;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования»;

б) часть 3 дополнить предложением следующего содержания: «Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.»;

в) дополнить частями 5 — 13 следующего содержания:

«5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также — информационная система территориального планирования).

6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы — официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.

8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет.

Читайте также:  Гку то управление капитального строительства

11. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.»;

7) статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации

1. Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:

1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;

2) оборона страны и безопасность государства;

4) высшее профессиональное образование;

2. Схемы территориального планирования Российской Федерации в иных, не указанных в части 1 настоящей статьи, областях могут разрабатываться на основании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

3. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.

4. Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.

5. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

6. На картах планируемого размещения объектов федерального значения отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения в соответствующих областях.

7. К схемам территориального планирования Российской Федерации прилагаются материалы по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Указанные карты составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования Российской Федерации.

8. Материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в текстовой форме содержат:

1) сведения о стратегиях (программах) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектах, межгосударственных программах (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов федерального значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

9. Материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в виде карт отображают:

1) местоположение существующих и строящихся объектов федерального значения в соответствующей области;

2) границы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения в соответствующей области;

3) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов федерального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;

б) особые экономические зоны;

в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

г) территории объектов культурного наследия;

д) зоны с особыми условиями использования территорий;

е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.»;

а) часть 1 дополнить словами «, за исключением схем территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства утверждаются Президентом Российской Федерации.»;

в) части 3, 5, 7 и 8 признать утратившими силу;

г) в части 11 слова «частями 2 — 10 настоящей статьи» заменить словами «настоящей статьей и статьями 9 и 12 настоящего Кодекса»;

д) в части 13 слово «(схемы)» исключить;

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие такого субъекта Российской Федерации, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории такого субъекта Российской Федерации. Иные вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования Российской Федерации.»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Срок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения.»;

в) в части 3 слова «указанный в части 2 настоящей статьи проект» заменить словами «проект схемы территориального планирования Российской Федерации, уведомление об обеспечении доступа к которому в информационной системе территориального планирования поступило в соответствии с частью 2 настоящей статьи,»;

г) в части 4 слова «направляет проект схемы территориального планирования Российской Федерации» заменить словами «направляет поступившее в соответствии с частью 2 настоящей статьи уведомление об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования», слова «применительно к территориям которых подготовлен проект схемы территориального планирования Российской Федерации» заменить словами «на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения»;

д) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Органы местного самоуправления рассматривают проект схемы территориального планирования Российской Федерации в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие муниципального образования, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территории муниципального образования.»;

е) в части 6 слова «такого проекта» заменить словами «уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи»;

ж) в пункте 2 части 9 слово «(схем)» исключить;

з) в пункте 1 части 10 слово «(схеме)» исключить;

и) часть 13 после слов «Правительство Российской Федерации» дополнить словами «или в случае, указанном в части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, Президент Российской Федерации», слова «капитального строительства» исключить;

Упрощено строительство объектов федерального, регионального и местного значения . 13.08.2020. Наталья Стенина. … иные объекты капитального строительства , необходимые для обеспечения строительства , реконструкции, эксплуатации указанных объектов инфраструктуры. Перечень Приоритетных объектов утверждается Правительством РФ и может включать в том числе автомобильные дороги общего пользования, объекты дорожного сервиса, мосты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, морские и речные порты, транспортно-пересадочные узлы и т.д. [4].

Подходы к определению перечней видов объектов регионального значения и видов объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования

Территориальное планирование является одним из видов градостроительной деятельности, который заключается в планировании развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрел иерархию документов территориального планирования, которые подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования муниципальных образований, что отражает способ территориальной организации нашей страны как федеративного государства.

Одной из задач документов территориального планирования на каждом уровне является планирование и размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Документы территориального планирования являются инструментами реализации yациональных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, в части создания условий для размещения объектов, предусмотренных национальными проектами.

В этой связи важнейшим вопросом при подготовке документов территориального планирования является определение перечней видов объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования соответствующего уровня.

Не будем останавливаться на вопросе определения видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации. Соответствующие перечни утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 162-р.

Согласно пунктам 19, 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определение видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также видов объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

Практика подготовки документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и документов территориального планирования муниципальных образований в различных субъектах Российской Федерации показывает, что при законодательном регулировании вопроса определения видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также видов объектов местного значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, нет единого подхода к определению таких перечней. В ряде законов различных субъектов Российской Федерации встречаются ошибочные решения по отнесению тех или иных объектов или территорий к объектам регионального значения, объектам местного значения.

Легальное определение, содержащееся в пункте 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, гласит, что объекты регионального значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

Таким образом, объекты капитального строительства и территории, которые являются объектами регионального значения, должны соответствовать критерию необходимости для осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

Объекты местного значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

Читайте также:  Соответствие вида разрешенного использования земельного участка объекту капитального строительства

Объекты капитального строительства и территории, которые являются объектами местного значения, должны соответствовать критерию необходимости для осуществления предусмотренных законодательством полномочий по вопросам местного значения, а также оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ). Вопросы местного значения поселения, муниципального района, муниципального, городского округа, по которым осуществляют полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, предусмотрены статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При оценке перечней видов объектов регионального значения и видов объектов местного значения, содержащихся в законах различных субъектов Российской Федерации, с точки зрения их соответствия критерию необходимости для осуществления предусмотренных законодательством полномочий наблюдается как избыточность включенных объектов, так и недостаточность ряда объектов, которые подлежат отнесению к объектам регионального значения либо объектам местного значения и, следовательно, отображению в документах территориального планирования соответствующего уровня.

Примеры необоснованного отнесения объектов к объектам регионального значения, объектам местного значения были выявлены при выполнении работ по подготовке проекта корректировки схемы территориального планирования Амурской области (далее – СТП Амурской области).

Кроме того, отнесение подобных объектов к объектам регионального значения, объектам местного значения создает определенные трудности при их реализации, значительно увеличивая сроки реализации инвестиционных проектов, предусматривающих строительство таких объектов. Как установлено в статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при отсутствии в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации объекта, являющегося объектом регионального значения, а равно при отсутствии в документах территориального планирования муниципальных образований объекта, являющегося объектом местного значения, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения таких объектов. Столкнувшись с таким обстоятельством, заинтересованное лицо вынуждено обращаться в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления с предложениями о внесении изменений в соответствующий документ территориального планирования. Таким образом, строительство объекта фактически невозможно до момента утверждения изменений в схему территориального планирования субъекта Российской Федерации, изменений в схему территориального планирования муниципального района либо изменений в генеральных план поселения, городского округа, предусматривающих размещение соответствующего объекта. Отнесение сельскохозяйственных предприятий, объектов торговли и общественного питания, иных объектов малого и среднего предпринимательства к объектам регионального значения, объектам местного значения создает административные барьеры и является нецелесообразным.

Другим примером ошибочного отнесения тех или иных объектов к объектам регионального значения, объектам местного значения является неверное разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Так, Законом Амурской области № 259-ОЗ к объектам местного значения муниципального района были отнесены следующие объекты, в отношении которых у органов местного самоуправление отсутствуют соответствующие полномочия:

детские оздоровительные организации. В соответствии с пунктом 24.3 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта;

полигоны ТБО, полигоны промышленных отходов, мусороперерабатывающие заводы, хвостохранилища, скотомогильники, полигоны по захоронению пестицидов и непригодных минеральных удобрений, объекты спецавтохозяйства. Согласно пункту 7.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ решение вопроса организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

санаторно-курортные организации. В соответствии с Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» санаторно-курортные организации являются медицинскими организациями и относятся к объектам регионального значения, которые необходимы для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания населению медицинской помощи (пункт 21 части 2 статьи 26. 3 Федерального закона № 184-ФЗ).

Все перечисленные объекты подлежат отнесению к объектам регионального значения, планирование размещения которых осуществляется при подготовке схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Подобное нарушение компетенций органов государственной власти и органов местного самоуправления при определении перечней видов объектов регионального значения и видов объектов местного значения встречается довольно часто.

Так, Законом Омской области от 09.03.2007 № 874-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Омской области» к видам объектов местного значения, подлежащих отображению в генеральном плане городского округа, отнесены объекты в области здравоохранения и объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2007 № 36-ЗАО «Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа» к видам объектов местного значения, подлежащих отображению в генеральном городского округа, относятся организации здравоохранения, мусороперерабатывающие заводы, полигоны твердых бытовых отходов.

Также Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 39-оз «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» к видам объектов местного значения, подлежащих отображению на генеральном плане городского округа, отнесены объекты в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.

Приведенные случаи являются примерами неверного отнесения объектов к видам объектов местного значения. В силу положений Федерального закона № 184-ФЗ детские оздоровительные лагеря и оздоровительно-спортивные лагеря, медицинские организации, объекты размещения отходов, объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, а также иные объекты обращения с отходами должны быть отнесены к объектам регионального значения, подлежащим отображению в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Отдельно хочется уделить внимание случаям, когда в соответствии с законами субъектов Российской Федерации к объектам регионального значения, объектам местного значения отнесены такие зоны и территории, решения о планировании размещения которых не может приниматься в документах территориального планирования – это особые экономические зоны, особо охраняемые природные территории, а также объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия).

Для каждой из перечисленных зон или территорий предусмотрен свой порядок создания, установления или закрепления границ, и такой порядок никак не связан с разработкой документов территориального планирования.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Создание особо охраняемых природных территорий осуществляется решениями Правительства Российской Федерации (при создании государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников федерального значения, памятников природы федерального значения, дендрологических парков и ботанических садов федерального значения), решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (при создании природных парков, государственных природных заказников регионального значения, памятников природы регионального значения, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития, а границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ и утверждаются органами государственной власти, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, что предусмотрено Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Таким образом, создание, планирование размещения особых экономических зон, особо охраняемых природных территорий, объектов культурного наследия не является предметом разработки документов территориального планирования, поэтому указанные территории не должны включаться в перечень объектов регионального значения, объектов местного значения.

Более того, как предусмотрено в статьях 14, 19, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, планируемые для размещения объекты регионального значения подлежат отображению на картах планируемого размещения объектов регионального значения в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района – на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе схемы территориального планирования муниципального района, а планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа – на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе генерального плана. Этими же статьями установлено, что особые экономические зоны, особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения, а также территории объектов культурного наследия отображаются на картах, включаемых в состав материалов по обоснованию документов территориального планирования, и не подлежат утверждению.

Тот факт, что законодатель определил отображение перечисленных зон и территорий не на картах планируемого размещения объектов, а в материалах по обоснованию документов территориального планирования, также подтверждает ошибочность их отнесения к объектам регионального значения, объектам местного значения в ряде законов субъектов Российской Федерации.

Описанные противоречия при определении перечней видов объектов регионального значения, объектов местного значения имеют место быть в различных субъектах Российской Федерации и оказывают непосредственной влияние на качество подготовки документов территориального планирования, вызывают споры при согласовании таких документов, а также сложности при их реализации.

В завершение хочется отметить, что при выполнении работ по подготовке проекта корректировки СТП Амурской области на основании проведенной оценки Закона Амурской области № 259-ОЗ были подготовлены предложения по изменению и дополнению перечней видов объектов регионального и местного значения, которые легли в основу принятого в последствии Закона Амурской области от 04.12.2019 № 447-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О регулировании градостроительной деятельности в Амурской области», которым были устранены описанные противоречия и утверждены новые перечни видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на карте планируемого размещения объектов регионального значения в составе схемы территориального планирования Амурской области, видов объектов местного значения, подлежащих отображению на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, городского округа.

Также термин « объект капитального строительства » применяется в градостроительном законодательстве в связи со строительством , ремонтом или реконструкцией объектов . Он имеет только косвенную связь с недвижимостью, в то время как Гражданский кодекс вкладывает в понятие «недвижимость» общее описание складывающихся вокруг этой правовой категории отношений. Значит, возведенный объект капитального строительства , скорее всего, будет признан объектом недвижимости, чего нельзя сказать о некапитальных постройках. Ведь у них нет безусловного признака недвижимости – прочной и неразрывной связи с землей. Объект капитального строительства = недвижимость?

Источники
  • https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/simplified-construction-of-objects-of-federal-regional-and-local-significance/
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/32820
  • https://itpgrad.ru/education/articles/podkhody-k-opredeleniyu-perechney-vidov-obektov-regionalnogo-znacheniya-i-vidov-obektov-mestnogo-zna/

Рейтинг
Загрузка ...