О строительном контроле и организации строительства
Статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.
Согласно пункту 3 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), а также застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (заказчик).
Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц его осуществляющих устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Также согласно СНиП 12-01-2004 лицо, осуществляющее строительство, в том числе капитальный ремонт, проводит контроль за качеством строительства, выполняя следующие действия:
— входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);
— приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;
— входной контроль применяемых материалов, изделий;
— операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;
— оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными после начала выполнения последующих работ.
Статья 749 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика на привлечение специалиста либо организации к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу – специалисту: инженеру или инженерной организации. Необходимо отметить, что в случае привлечения профессиональной организации для осуществления строительного контроля, она должна соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим данные виды работ, оказание услуг.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации дано определение такому физическому лицу, действующему на профессиональной основе, или юридическому лицу, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливать задания на выполнение указанных видов работ, предоставлять лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждать проектную документацию, подписывать документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществлять иные функции, предусмотренные градостроительным законодательством, – технический заказчик. При этом застройщику также оставлено право осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
В соответствии с пунктом 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624 (далее – Перечень), для выполнения работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, такая организация (индивидуальный предприниматель) обязана иметь свидетельство о допуске на данный вид работ, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Если работы по осуществлению строительного контроля выполняются заказчиком или застройщиком лично (при наличии необходимых специалистов в штате организации), т. е. силами заказчика или застройщика, вступление в саморегулируемую организацию и получение свидетельства о допуске для выполнения работ по осуществлению строительного контроля не требуется, за исключением случаев, когда работы выполняются на объектах использования атомной энергии (пункт 34 Перечня).
Отдельно хотелось бы обратить внимание на такой вид работы, как «организация строительства» (пункт 33 Перечня).
Согласно пункту 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. При этом пунктом 3.1 данной статьи установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее – работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вид работ «организация строительства» включает в себя вопросы, связанные с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, осуществляемых в рамках разрешения на строительство. Таким образом, подрядчику, который координирует весь процесс выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимо получить свидетельство о допуске к работам по организации строительства независимо от того, привлекает он субподрядчиков или выполняет все работы самостоятельно.
Согласно пункту 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Для выполнения работ по строительству объекта капитального строительства, стоимость которого составляет более десяти миллионов рублей, члену саморегулируемой организации требуется внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По мнению Национального объединения строителей, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей, и планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору будет превышать десять миллионов рублей и более, то такой организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и получить соответствующее свидетельство о допуске к таким работам взамен ранее выданному.
Источник: Организационно-правовое управление Национального объединения строителей
ИсточникКапитальный ремонт — что это такое, согласно градостроительному кодексу и ЖК РФ?
Проблема проведения капитального ремонта или реконструкции здания нередко приводит к спорам о сроках проведения, получении субсидий и вложенных жильцами домов, денежных средств.
Ряд важных вопросов освещают источники законодательства, в том числе в нем даны и понятия объектов, с которыми приходится иметь дело.
В статье вы найдете разъяснения на эти и другие вопросы.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !
Что регулируют данные источники законодательства?
Относительно положений, разработанных кодексами, можно отметить – они охватывают в полной мере все возникающие вопросы, от организации и качества работ, которые представляет исполнитель услуг управляющей компании – до установленных сроков.
Механизм регулирования в Градостроительной документации законодательства отражается в нормах статьи 52 ГрК РФ.
СПРАВКА: В статье 52 ГрК РФ выделены общие положения, касающиеся так же норм капитального строительства и реконструкции многоквартирного жилого дома.
Существенную часть положений ГрК РФ составляют нормы, предусматривающие виды работ, входящие в комплекс капремонта, а так же:
- требования к организатору;
- ответственность исполнителя услуг;
- необходимость лицензирования деятельности;
- правоспособность документации;
- перечень услуг.
Жилищное право опирается на более расширенные резолюции, отражающие существенный объём законодательных актов, собранных в главе 15 ЖК РФ.
В их числе следующие нормы:
- критерии, установленные администрацией населённого пункта для проведения ремонтных работ отдельного здания.
- Очерёдность проведения работ, перечень очередников (по адресу расположения объекта).
- Перечень работ, входящих в капитальный ремонт.
- Формирование фонда для проведения обозначенных работ, способы накопления и расхода денежных средств, для восстановления здания.
- Иные существенные сведения.
ВАЖНО: Ответственность за эксплуатацию и восстановление здания полностью возлагается на собственников жилых помещений, на основании норм Федерального закона от 25.12.12 г., под № 271-ФЗ.
Об общих положениях закона о капитальном ремонте и нюансах оплаты читайте тут, а об изменениях и поправках к закону 271-ФЗ можно узнать в этой статье.
Что говорит об этом Градостроительный Кодекс РФ?
Вкратце можно характеризовать положения статьи 52 ГрК РФ следующим образом:
- все действия, способные повлечь риски для жизнеобеспечения жильцов или иных граждан, исполняются только ИП или иными исполнителями услуг, имеющими надлежащую лицензию.
- Допустимость привлечения дополнительного ресурса за счёт найма подрядчиков по отдельным видам работ.
- Подготовка нормативной документации и объекта, подлежащего ремонту.
- При отклонении от установленных нормативов – оформление дополнительной документации.
- Установление и соблюдение сроков работы.
- Организация работ. При необходимости – расселение жильцов. Ответственность за безопасность их жизнеобеспечения, соблюдение санитарных, противопожарных и иных нормативов.
- Действия при обнаружении факта культурного наследия объекта.
Данные нормы по преимуществу касаются специфики проведения требующихся работ, предварительного и сопутствующего их оформления.
Что говорится в Жилищном Кодексе?
Нормы главы 15 ЖК РФ представляют более широкий спектр законодательных источников и резолюций, которыми руководствуется как административный корпус, так и управляющая компания жилого дома.
Статья 166 ЖК РФ утверждает перечень работ, которые исполняются по административному указанию, за счёт взносов, внесённых жильцами ранее, и перечисленных на счёт для проведения восстановительных работ. Здесь же указывается, что за счёт дополнительно перечисленных средств, администрация вправе назначить иные виды услуг по усмотрению собственников жилья, выступивших в роли инвесторов.
Статья 167 ЖК РФ устанавливает резолюции по нормативам подготовки документации, для правоспособности проведения ремонта объекта строительства. Здесь же содержится порядок накопления взносов жильцов для проведения капитальных восстановительных работ. Установлены положения о бухгалтерской документации для отчёта по проведённым тратам.
В статье 168 ЖК РФ определены базовые условия по организации действия региональной программы. Такие программы должны отвечать за график, сроки и качество капитальных ремонтов по всем регионам Федерации.
В статьях 169, 170 и иных, указанного кодекса, рассматриваются позиции законодателя относительно формирования и использования фонда финансирования ремонтных работ. Здесь учитываются все детали данного юридического процесса.
ВАЖНО: Гражданам РФ предоставлены различные варианты внесения инвестиций в фонд, в зависимости от их предпочтений: на специальный счёт или на счёт регионального оператора.
В каких ситуациях можно руководствоваться этими положениями?
Фонды, представленные выше, существуют для приведения в надлежащий вид путём капитального ремонта, следующих элементов жилого здания:
- крыши, фасада, подвальных помещений;
- площадей общего пользования жильцов;
- подвальных помещений, фундамента;
- инженерных коммуникаций.
То есть – ремонтируется только такое недвижимое имущество и нежилые площади, которые используются совместно. Требовать ремонта квартир за счёт средств Фонда, недопустимо.
ВНИМАНИЕ: Запрос на определённые услуги в жилых помещениях граждан допустим только за счёт оплаты с их стороны.
Если многоквартирный дом сдан в эксплуатацию менее, чем за 5 лет, то взносы не отчисляются. Такое строение считается новым и не требует восстановления. То же касается домов в аварийном состоянии и ветхого жилья. В этом случае строение подлежит сносу, а не восстановлению.
Ознакомьтесь с другими полезными статьями на нашем сайте о взносах за капитальный ремонт согласно закону. Узнайте, что думает об этом Правительство и КС, считает ли Генпрокуратура эти взносы законными, какие есть новые поправки в законах о кап. ремонте, а также о том, может ли ЖКХ собирать взносы и возможна ли отмена платежей по решению суда.
Заключение
При подготовке здания к капитальному ремонту требуется накопить средства, перечисленные на счёт Фонда капитального ремонта или на специальный счёт. А так же – подготовить сопутствующую документацию.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
ИсточникГрадостроительный кодекс
Градостроительный кодекс – это законодательный документ, устанавливающий основные нормы и правила регулирования градостроительной деятельности в Российской Федерации. Действующий нормативно-правовой акт был принят в 2004 году и определил требования к осуществлению территориального планирования, градостроительного зонирования, архитектурно-строительного проектирования, планировки территорий. Кроме этого его действие распространяется на строительную сферу деятельности, включающую такие направления как строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов капитального строительства. Принятие документа было продиктовано рядом причин. Во-первых, возникла острая необходимость упорядочить существующие положения с иными законодательными актами – Земельным кодексом, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др. Во-вторых, увеличение объемов строительства, формирование рынка доступного жилья для населения должно было опираться на соответствующие законодательные нормы.
В Градостроительном кодексе закреплены компетенции участников градостроительной деятельности. В законе четко прослеживается иерархия соподчинения органов государственной власти, их полномочия, что позволяет реализовать механизмы общественных отношений в указанной деятельности.
Документ структурирован и включает 9 глав, каждая их которых закрепляет определенный аспект градостроительной деятельности. В частности, в главе 6.1, объединяющей статьи 55.1 – 55.23, освещаются вопросы саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции и капитального строительства. Градостроительный кодекс закрепляет само понятие «саморегулируемая организация», а также определяет цели деятельности некоммерческих партнерств, правила присвоения статуса СРО, виды саморегулируемых организаций. Кроме этого законодателем установлены требования к претендентам, желающим вступить в СРО , изложены конкретные основания для прекращения членства в объединении. В этой части кодекса определен документ, который позволяет выполнять различные виды работ на строительных объектах, — допуск СРО . Определены критерии выдачи разрешения, приостановления/ прекращения его действия.
Изменение ситуации на строительном рынке, внедрение новых методик и технологий выполнения работы требует внесения определенных изменений в законодательную базу. В связи с этим компетентными ведомствами ведется постоянная работа по совершенствованию документа. Как результат, в Градостроительный кодекс регулярно вносятся изменения.
Источник