Объем строительства железных дорог

Состояние железных дорог в нашей стране всегда служило отражением общего состояния экономики, так как именно на них приходится основная часть грузооборота. Вопреки распространённому мнению, что объём строительства дорог служит лучшим определителем величия государства, есть обоснованное встречное суждение, что наилучшим критерием должен быть показатель грузооборота железных дорог.

Поскольку железнодорожное строительство — это только строительство. А грузооборот – величина, косвенно характеризующая и торговлю, и промышленное производство, и строительство в том числе. И также отражающая насыщенность железных дорог станционным хозяйством, автоматикой, вторыми путями, достаточность наличия кадров и железнодорожного эксплуатационного парка вагонов и локомотивов и т.д. Т.е. величина грузооборота железных дорог – гораздо более всеохватывающий и более качественный показатель развития страны.

Эпоха самодержавия. Строительство ж/дорог в 1838-1917 годы

Таблица 1. Строительство новых железных дорог и характеристики эксплуатации ж/дорог в 1838-1917 г.г.

Россия построит Тихоокеанскую железную дорогу для увеличения объемов экспорта угля в Азию

Год

Строи- тель- ная длина вводи- мых участ- ков общего пользо- вания, вёрст*

Ис- точ- ник

Эксплуата-ционная длина жел. дорог, тыс. вёрст

Ис- точ- ник

Грузо- оборот жел. дорог, млрд. т-км

Ис- точ- ник

Пас- сажиро-оборот, млрд. пас- сажиро-км

Ис- точ- ник

Прим.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1838

1845

1846

1847

1848

1850

1851

1853

1857

1859

1860

1861

1862

Кроме того не учтён ввод 101 версты в Финляндии

1864

1865

1866

1867

1868

1869

1870

Кроме того не учтено 347 вёрст в Финляндии

1871

1872

1873

Кроме того не учтено 140 вёрст в Финляндии

1874

Кроме того не учтена 31 верста в Финляндии

1875

1876

Кроме того не учтено 197 вёрст в Финляндии

1877

1878

1879

1880

1881

1882

1883

Кроме того не учтено 287 вёрст в Финляндии

1884

1885

Кроме того не учтено 19 вёрст в Финляндии

1886

Кроме того не учтено 329 вёрст в Финляндии

1887

1888

1890

Кроме того не учтено 48 вёрст в Финляндии

1891

1892

Кроме того не учтено 66 вёрст в Финляндии

1893

Кроме того не учтено 129 вёрст в Финляндии

1894

Кроме того не учтено 124 версты в Финляндии

1895

Кроме того не учтено 134 версты в Финляндии

1896

1897

Кроме того не учтено 45 вёрст в Финляндии

1898

Кроме того не учтено 112 вёрст в Финляндии

1899

4964

Кроме того не учтено 146 вёрст в Финляндии. Рекорд за всю историю страны с их учётом (5110 вёрст)

1900

Кроме того не учтено 32 версты в Финляндии,

1901

Кроме того не учтено 25 вёрст в Финляндии

Этот современный метод строительства железных дорог Невероятное. Потрясающая строительная техника

1902

Кроме того не учтено 79 вёрст в Финляндии

1903

Кроме того не учтено 210 вёрст в Финляндии

1904

Кроме того не учтено 163 версты в Финляндии

1905

1906

1907

1908

Кроме того не учтено 76 вёрст в Финляндии

1909

Кроме того не учтено 105 вёрст в Финляндии [1], Длина подъездных путей 2,182 тыс. вёрст [38]

1910

Кроме того не учтено 97 вёрст в Финляндии

1911

13,819 тыс. вёрст (14,745 тыс. км)* – двойная колея [38] 3493 версты из 67497 – железные дороги Финляндии [38]

1912

1913

Из общей длины 2975 км – УЖД общего пользования [16]. Г/оборот США (для справки) 434,7 млрд. т-км, Германии – 51,4 млрд. т-км [20]

1914

1915

1916

5074

Рекорд строитель- ства за всю историю страны без учёта Финляндии

1917

* При переводе было учтено, что 1 верста = 1,067 км, 1 пуд = 16,38 кг.

** Строительная длина железных дорог всей империи с учётом дорог местного значения (65,508 тыс. вёрст вся строительная длина железных дорог без их учёта на 1 января 1911 г., эксплуатационная длина ж/дорог на эту дату – 64,068 тыс. вёрст без учёта дорог местного значения [38]).

Итого за эпоху самодержавия в Российской Империи было введено в строй с 1838 по 1917 год 74 797 вёрст железных дорог общего пользования без учёта Финляндии, где было введено ещё 3 042 версты. Всего 77 839 вёрст по Империи без учёта КВЖД, длина которой от станции Маньчжурия до ст. Пограничная составляла 1520 км, и ответвления на Порт-Артур (1025 км). Длина же действ. железных дорог в Российской Империи составляла в 1913 году 65 039 вёрст (свыше 69 тыс. км) [3], в 1917 году эксплуатационная длина — 70,26 тыс. км [5]. В 1922 году общая длина железных дорог СССР составляла 71914 км [3].

Поступления в бюджет от государственных железных дорог были самым весомым вкладом Империи после доходов от казённой винной операции.

В целом, времена Империи ознаменованы большими объёмами железнодорожного строительства, но довольно скромными по сравнению с будущими временами величинами грузо- и пассажирооборота.

Эпоха СССР. Строительство ж/дорог в 1918-1990 годы.

Таблица 2. Строительство новых железных дорог и характеристики эксплуатации ж/дорог в 1918-1990 г.г.

[1] — Строительная длина вводимых участков ж/дорог общего пользования, км. СССР (в скобках – РСФСР – 80-е г.г.). Доля РСФСР за указанные годы в общем объёме строительства по Союзу рассчитана просто – из [1] по каждому году суммирован километраж введённых линий, относящихся к территории РСФСР. Этот показатель рассчитан мной только за 80-е годы. Электрификация – и того проще, так как в [1] указаны не только линии от станции до станции, но и их принадлежность к соответствующей железной дороге страны.

[2] — Электрификация: род тока (= постоянный, ~ переменный), длина участков км. Для СССР (в скобках – РСФСР за 80-е г.г., для РСФСР без различия по роду тока).

[3] — Ввод вторых путей, км. Для СССР (в скобках — РСФСР).

[4] — Эксплуатационная длина ж/дорог ОП, тыс. км (в скобках – РСФСР).

[5] – Длина электрифицированных линий ОП, тыс. км (в скобках – РСФСР).

Читайте также:  Доверенность на разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию

[6] — Эксплуатационная длина подъездных путей, тыс. км (в скобках – РСФСР).

[7] — Грузооборот, млрд. т-км (в скобках – РСФСР).

[8] — Пассажирооборот, млрд. пасс./км (в скобках – РСФСР).

Год

[1]

[2]

Ис- точ- ник

[3]

Ис- точ- ник

[4]

[5]

Ис- точ- ник

[6]

Ис- точ- ник

[7]

[8]

Ис- точ- ник

Прим.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1918

1919

1920

1921

1922

1672 км действ. УЖД [41]

1923

1464 версты действ. УЖД [3]

1924

1312 км действ. УЖД [41]

1925

1258 км действ. УЖД [41]

1926

1129 км действ. УЖД [41]

1927

1097 км действ. УЖД [41]

1928

15 609 км – 2-хпутные [5], г/оборот США 632 млрд. т-км [20]. 1004 км действ. УЖД [41]

1929

1005 км действ. УЖД [41]

1930

1003 км действ. УЖД [41]

1931

1004 км действ. УЖД [41]

1932

19 006 км – двухпутные [5] Г/оборот США — 341,6 млрд. т-км [20]. 1004 км действ. УЖД [41]

1933

19 309 км – с двумя колеями, 141 – с тремя, 33 – с 4-мя и более [55]

1934

УЖД ОП – 1005 км [16]

1935

Длина УЖД 13 тыс. км [5]

1936

1937

Г/оборот США 528,5 млрд. т-км [20]

1938

1939

1940

28,5 тыс. км – 2-хпутные, общая длина 137 тыс.км [39]

1941

1942

2726

Рекорд за всю историю СССР

1943

1944

1945

Г/оборот 632% к уровню 1913 года, п/оборот – 389% [15], общая длина 153,8 тыс.км [39]

1946

1947

1948

1949

1950

Общая длина 178,2 тыс.км [39]

1951

Общая длина 183,6 тыс.км [39]

1952

Общая длина 188 тыс.км [39]

1953

Общая длина 196 тыс.км [39]

1954

Общая длина 198,9 тыс.км [39]

1955

Общая длина 203,1 тыс.км [39]

1956

Общая длина 207,9 тыс.км [39]

1957

1958

1959

1960

В э/ф. за 1960 год не учтены линии Варя- Заволжье и Доскино-А/завод, длина которых в [1] не указана. Общая длина 208,7 тыс.км [42]

1961

1962

1963

1964

1965

Общая длина 213,6 тыс. км [42]

1966

Общая длина 214,9 тыс. км [42]

1967

Г/оборот ж/д СССР в 1967 превысил г/оборот США в 2 раза и равен г/обороту ж/д всех кап. стран мира [24], общая длина 215,5 тыс.км [42]

1968

Общая длина 218,2 тыс. км [42]

1969

1970

1971

1972

1973

1974

1975

1976

1977

1978

1979

1980

=376,43 ~521,67 (607,5)

141*, 95,7 (94,5*; 65,9)

1981

1982

1983

1984

1985

1986

= 290 ~2311,4 (1865,9)

Рекорд э/фикации СССР

1987

1988

= 188,3 ~1003,7 (807,2)

1989

1990

* Развёрнутая длина; если не отмечено звёздочкой – даётся неразвёрнутая длина железных дорог.

Протяжённость ж/д приводится на конец года.

Итого с 1918 по 1990 в СССР было введено в строй 51 375,5 км железных дорог общего пользования (ОП). Было Э/фицировано 52 984,91 км. Общая длина эксплуатируемых железных дорог ОП выросла в 2,1 раза с 1917 года (1917 с учётом Польши, Карской области (ныне Турция) и Финляндии). Длина УЖД возросла минимум в 50 раз по всему СССР. В РСФСР длина железных дорог ОП с 1926 по 1990 годы выросла в 1,6 раза.

Мало построить железную дорогу – надо её правильно использовать по мере возможностей. Во времена СССР Г/оборот и пассажирооборот железных дорог к 1988 году, когда они достигли максимума за всю историю страны, соответственно увеличились в 59 и в 16 раз к уровню 1913 года.

В 1991 году только в Российской Федерации эксплуатационная длина двух- и многоколейных участков составила 36,8 тыс. км, в то время как во всём СССР в 1928 году было всего 15 609 км 2-хпутных участков железных дорог. Следовательно, во времена СССР была проведена огромная работа по увеличению пропускной способности железных дорог.

Следует иметь в виду, что в Гражданскую и Первую Мировую Войну и интервенцию железные дороги подверглись большим разрушениям: было разрушено 4345 мостов общей протяжённостью 93 км, среди которых были и имеющие стратегическое значение (через Волгу, Каму, Днепр, Амур и т.д.), было выведено из строя около 80% железнодорожной сети, разрушено 400 паровозных депо и мастерских, расхищено 186 тыс. км телефонных проводов [5]. Восстановление требовало больших усилий советского государства, и указанный объём работ в показатель новых введённых железных дорог общего пользования не входит. К 1922 году было восстановлено, к примеру, капитально более 1,5 тыс. и временно 2,1 тыс. мостов [5]. В 1922 было отмечено, что из общего количества шпал 46% уже перележали предельные сроки эксплуатации ввиду медленных темпов их замены в годы Гражданской войны и интервенции [20]. К 1928 году восстановление разрушенных железных дорог после Первой Мировой и Гражданской Войн и интервенции было закончено [5].

Снижение объёмов ввода новых железных дорог во 2-й пятилетке (1933-1937 годы) связано с тем, что основная часть средств была направлена на реконструкцию уже существующих железнодорожных линий: только в 1936 году было реконструировано 1479 км, капитально отремонтировано 2371 км и проведён средний ремонт 29 196 км пути. При реконструкции велась сплошная замена шпал, рельсов на более тяжёлые, шла постановка пути на щебень.

При капитальном ремонте заменялись рельсы и некоторые шпалы, при среднем ремонте заменялись только дефектные рельсы и шпалы. В 1935-36 г.г. было заменено 35% шпал всех железных дорог. С 1935 по 1940 рельсов сменили на 28% больше, чем за предшествующие 15 лет [5]. В целом, к 1940 году железнодорожная сеть страны выросла в 1,5 раза, а в Казахстане – в 4 раза против аналогичного показателя 1917 года.

В Великую Отечественную Войну было разрушено около 65 000 км железнодорожных путей, 16 000 мостов, 4100 станций, 2573 вокзала, 317 паровозных депо. Только в 1943 году железнодорожники восстановили 17 982 км главных путей, 501 мост. В 1944-45 г.г. в ходе военных операций в зарубежных странах Европы было восстановлено около 50 тыс. км железных дорог, в ходе военной операции против Японии восстановлено 2623 км главных и станционных путей в Северном Китае [5].

Читайте также:  Что такое врц с строительстве

Также в советское время получили широкое распространение узкоколейные железные дороги (УЖД), длина которых составляла в их лучшие годы не менее 80 тыс. км, из которых в СНГ сохранилось на сегодняшний день около 8 тыс. км [2]. В то же время в 1914 году в Российской Империи насчитывалось всего 1463 версты действующей дороги узкой колеи [3].

Всего же с 1871 по 1916 год в Российской Империи было построено 2650 км УЖД [4]. Это свидетельствует о том, что львиная доля узкоколеек была построена именно в СССР – в 1923 году их было учтено всего (не только общего пользования) 1464 версты [3]. Основной объём был построен значительно позднее – в 30-50-е г.г. К 1935 году длина УЖД только общего пользования составила уже около 1040 км, принадлежащих различным наркоматам и ведомствам промышленных узкоколеек – около 12 000 км.

В 1990 году эксплуатационная длина железных дорог общего пользования в РСФСР составляла 87,2 тыс. км (в т.ч. электрифицированные – 37,3 тыс. км), необщего пользования 73,6 тыс. км. Всего – 160,8 тыс. км [12]. Это соответствовало 62% железных дорог СССР.

В целом промежуток времени 1918-1990 положительно отразился на показателях железнодорожного транспорта. Не смотря на схожие показатели по развитию железных дорог общего пользования, многократно увеличились показатели грузооборота, пассажирооборота. Большой толчок получило развитие узкоколейных железных дорог и железных дорог необщего пользования, которые составляли в Империи малозначительную величину (см. данные таблицы 2). Можно сказать, что именно в советский период экономика встала на рельсы.

Эпоха Российской Федерации. Строительство ж/дорог в 1991-2010 годы

Таблица 3. Строительство новых железных дорог и характеристики эксплуатации ж/дорог в 1991-2013 г.г.

[1] — Строительство ж/дорог, км.

[2] — Электрификация, км.

[3] — Ввод вторых путей, км

[4] — Эксплуатационная длина ж/дорог общего пользования, тыс. км.

[5] — Эксплуатационная длина подъездных путей, тыс. км.

[6] — Грузооборот, млрд. т-км.

[7] — Пассажирооборот, млрд. пасс./км.

[8] — Протяжённость электрифицированных участков, тыс. км. (общего пользования).

[9] — Протяжённость двух- и многоколейных участков, тыс. км. (общего пользования).

Источник: istmat.org

pyhalov

.
По итогам дискуссии о железных дорогах, где разбирался весьма распространенный миф о том что:

«При царе железных дорог строили больше, чем при Сталине».

По итогам дискуссии выяснилось, что кроме магистральных линий СССР построил ещё столько же местных линий (широкой колеи). Так что цифры постройки ЖД в СССР следует для начала удвоить. Это опять же не считая прокладки вторых путей на старых линиях, электрификации и т.д.

Также все (ВСЕ!) пути царской постройки были переложены примерно к 1960 году (и, в результате этой реконструкции, вес вагонов и составов увеличился в четыре раза, скорости – вдвое, а перевозки – в десять (!) раз) Также восстановлено 86 тыс. км линий , порушенных немцем в войну. Всплыли такие объёмы работ проделанных на ЖД, что итоговая цифра такова: Реально СССР построил и капитально реконструировал в четыре – пять раз больше железнодорожных путей, чем построили при батюшке царе. Как-то так.

Итого правильный подсчёт таков:

РИ — построено 70 тыс. км
(из них, кстати, 5 тыс. км — это узкая колея)

СССР —
1) полная перекладка в 1931 — к 60-м всех этих 70 тыс. км, с устройством щебенного основания вместо песчаного, полной заменой рельсов и шпал, укреплением мостов и т.д. Результат — вес вагона растет вчетверо, вес состава впятеро, скорость вдвое, перевозки в десять раз.
2) Восстановление в 1943-50 гг 84 тыс. км путей, порушенных во время войны немцем.
3) Строительство 50 тыс. км новый магистральных путей.
4) Постройка 102 тыс. км местных и подъездных путей (ППЖТ)

Итого: вновь построено: 152 тыс. км
Переложено и восстановлено: 154 тыс. км
СССР, Всего: 306 000 км.

Здесь не учтено восстановление в 1922/28 годах путей после ПМВ, электрификация, устройство вторых путей, ну да ладно. Уже и так понятно, что очередной миф сдулся.

Источник: pyhalov.livejournal.com

marafonec

https://pbs990.livejournal.com/2020/01/23/

В СССР железных дорог построено меньше чем в РИ.

Пример использования

«В Царской России в период с 1880 по 1917 гг., т.е. за 37 лет, было построено 58 251 км. За 38 лет советской власти, т.е. к концу 1956 г., было построено всего лишь 36 250 км. дорог» 1) 2) .

Действительность

Протяженность железных дорог

В 1890 году общая протяженность железных дорог в России составляла 24041 верст (Россия 1913. раздел — транспорт, 1. Железные дороги; табл. 2) 3) . В дальнейшем, с 90-х гг. 19 века в России велось активное строительство железных дорог. Это делалось как государством , так и коммерческими структурами. Особенно высокие темпы шли с 1890 года.

Во многом это бесспорная заслуга Сергея Юльевича Витте, который сделал в этой области очень многое.

Из «Доклада Совета съездов представителей промышленности и торговли по вопросам коренного улучшения работы железнодорожного и водного транспорта, шоссейных путей в связи с возросшими требованиями народного хозяйства России. 9 мая 1913 г.»

«В 1904 г. общая сеть достигла 55 614 верст, увеличившись за пятилетие на 9 052 версты, из коих в Европейской России -7 144 версты и в Азиатской — 1 908 верст. В 1909 г. сеть составила 62 422 верст (без Китайско-Восточной ж.д. — 1 617 верст), увеличившись за 5 лет на 6 808 верст, из них в Европейской России — 4 882 версты, и в Азиатской — 1 926 верст. К 1910 г. общая железнодорожная сеть в 62 422 версты распадалась: на казенную сеть в Европейской России — 32 373 версты и в Азиатской России (включая Уссурийскую ж.д.) -10 129 верст; итого казенных железных дорог 42 502 версты. Частных железных дорог в Европейской России — 17 805 верст и подъездных путей общего пользования частных обществ — 2 115 верст или всего частных — 19 920 верст.

Читайте также:  Кто вкладывал деньги в строительство дома

Итого сеть русских железных дорог за 30 лет увеличилась на 41 691 версту, из коих в Европейской России на 31 562 версты и в Азиатской — 10 129 верст. Следовательно, сеть возрастала ежегодно в среднем на 1 390 верст. Наибольшее количество прибавилось за пятилетие 1895-1899 г. — на 13 755 верст, или по 2 751 версте в год. Затем в пятилетие 1900-1904 г. сеть увеличилась на 9 052 версты или по 1 810 верст в год. Остальные пятилетия давали прирост сети на 5000-5500 верст или по 1000 верст в среднем в год.» 4)

Отметим, что 1 верста = 0,14375 географической мили = 1,06679 км 5)

Из этого официального документа следует, что за 30 лет, к 1910 году в России было построена 41 691 верста, это около 44475 км. Наиболее высокие темпы роста были достигнуты за период с 1895-1899 г. по 2 751 версте ежегодно, это около 2934 км. Менее высокий показатель был достигнут в период 1900-1904 в котором темпы роста составили 1 810 верст в год, это около 1930 км. И по 1000 (1066 км) верст в среднем в год за дальнейшие пятилетия.

Отметим, что в 1911 году открыто 1579 верст; в 1912 — 750 верст; в 1913 — 981 верст. (Россия 1913. раздел — транспорт, 1. Железные дороги табл. 1) 6) .

К 1913 году общая протяженность ЖД в РИ составляла 68370 верст (из них двойной колеи, только 16 889 верст), в это число входят и 2494 верст частных железных дорог местного значения.(Россия 1913; Транспорт; 1. Железные дороги табл. 3) 7) . Это протяженность дорог как как общего пользования, так и местного значения. В переводе на километры (68370 умножаем на 1,06679) получается примерно 72 936 км.

В СССР к 1960-му году протяженность железных дорог общего пользования , по данным статистического ежегодника «Народное хозяйство СССР в 1960 году», составила 125 тыс. км (Раздел: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. Таблица: ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЛИНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (на конец года; тысяч километров) с. 353). 8)

Однако, в это число не входят дороги местного значения. На этой же странице, под вышеуказанной таблицей имеется приписка: «Кроме указанной эксплуатационной длины железных дорог общего пользования Министерства путей сообщения, имеются железнодорожные подъездные пути промышленных предприятий и организаций; протяжение этих путей не общего пользования составило на начало 1961 г. 102,4 тыс. км.» Все это ЖД местного значения, которые тоже играли важнейшую роль в коммуникациях. И само собой, их тоже надо было построить.

Итого, общая протяжённость ЖД в СССР составляла 227,8 тыс. км. Разница с 1913 годом — 155 тыс. км. Поделим 155 на 40 (грубо с 1920 по 1960 гг.) и получим в среднем 3,8 тыс. км. в год. Даже такие грубые и примитивные подсчеты дают представление о темпах и масштабах строительства железных дорог в то время. Это притом, что страна перенесла такие страшные катастрофы как гражданская война с первой мировой и вторая мировая война.

Объём грузоперевозок

Кроме общей протяженности ЖД, есть ещё один не менее важный показатель. Это объемы грузоперевозок и пропускная способность железных дорог.

О том, что пропускная способность железных дорог, построенных до революции, была недостаточной, свидетельствуют некоторые затруднения со снабжением, которые проявились в годы войны. ЖД коммуникации, нормально работавшие в мирное время, оказались не готовыми к условиям военного времени.

Как писал генерал Н. Н. Головин: «В результате даже после того, как потрясения, вызванные эвакуацией, были изжиты железнодорожным транспортом, последний не может справиться с выпадающими на него задачами по подвозу снабжения. Затруднения в этой области увеличиваются по мере того, как Россия выходит из полосы кризиса в боевых снабжениях, и последние направляются в армию во всё больших и больших количествах. Из личного 18-месячного опыта в должности начальника Штаба VII армии (с октября 1915 г. по апрель 1917 г.) автор может засвидетельствовать, что, как правило, армия недополучала в среднем 25% полагающегося ей снабжения. Причины этого недовоза должны быть всецело отнесены к недостаточной провозоспособности наших железных дорог». 9)

Особенно ситуация ухудшилась после потери транспортных узлов Вильно, Лида, Барановичи, в связи отступлением Русской армии. Для справедливости важно добавить, что именно в эти годы было построено очень много железных дорог. Но это были скорее «пожарные» (экстренные) действия.

«Такая слабая железнодорожная связь была, конечно, совершенно неудовлетворительной. С возможной срочностью в очень неблагоприятное время года была построена в обход Барановичского узла ветка от станции Синявка на Буды, закончено устройство полотна на северном участке Подольской железной дороги (Калинковичи — Коростень) и сооружен временный деревянный мост через р. Припять. После этого положение несколько улучшилось. Произведенная в течение 1916 г. железнодорожная переброска войск на Юго-Западный фронт измеряется несколькими тысячами эшелонов. И все-таки размер этой перевозки не удовлетворял стратегическим требования создавшейся обстановки.

Одной из причин того, что Галицийская победа в 1916 г. не дала тех стратегических результатов, которые можно было ожидать, является то, что требуемые для этого оперативные перевозки оказались совершенно не под силу нашим железным дорогам.»Н. Н. Головин 10)

При советской власти (особенно в первые десятилетия) ставили задачу не только строить новые железные дороги, но и увеличить пропускную способность старых. К 1940-му году объёмы грузоперевозок и густота ЖД увеличились многократно, о чем свидетельствуют следующие цифры: 11)

Грузооборот железнодорожного транспорта по отдельным грузам
(миллиардов тарифных тонно-километров)

Плотность железных дорог
(км. на 1000 км2 территории)

Источник: marafonec.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...