Полный текст Письмо Минстроя России от 21.11.2019 N 44567-ОД/08 О разработке проектной документации на отдельные этапы строительства в действующей редакции
Обоснование возможности осуществления строительства объекта капитального строительства по этапам строительства
В этой связи рассмотрим действующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества.
В этих целях в законе (решении) о бюджете предусматриваются соответствующие бюджетные ассигнования. Решения о предоставлении соответствующих субсидий, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке (далее – порядок). Такие подходы применялись на практике длительный период и предусмотрены действующей редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ).
Однако, с 1 января 2019 года , в связи с вступлением в силу норм Федерального закона от 19.07.2018 года № 222-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 222-ФЗ) при принятии соответствующих решений, помимо соблюдения вышеперечисленных требований, при наличии всех иных условий необходимо будет проводить дополнительную оценку объектов капитального строительства на предмет того, установлена ли для них законодательством Российской Федерации обязательность подготовки обоснования инвестиций. В случае, если подготовка обоснования инвестиций является обязательной, то при принятии решения о предоставлении соответствующих субсидий в отношении таких объектов капитального строительства необходимо будет дополнительно подготовить обоснование инвестиций и провести его технологический и ценовой аудит, а также подготовить задание на проектирование (см. изменения в абзац второй пункта 8 статьи 78 БК РФ).
При этом для подготовки обоснования инвестиций, а также проведения технологического и ценового аудита учреждению предоставляются субсидии (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2018 № 222-ФЗ).
- обоснования инвестиций;
- утвержденного задания на проектирование;
- положительных результатов технологического и ценового аудита (ТЦА).
Следует отметить, что в соответствии с опубликованной примерной программой законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению (приложение к постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 января 2019 года № 5574-7 ГД) второе чтение законопроекта № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации) запланировано на март текущего года.
Самым ответственным этапом строительства любого объекта является проектирование. От качества проекта зависит эффективность инвестиций в объекты строительства , технико-экономические показатели и эксплу атационные характеристики будущего здания, сооружения или пред приятия. … При осуществлении строительства хозяйственным способом (собственными силами) эти рабо ты застройщик выполняет сам. 6. Обеспечение территории застройки подъездными дорогами, временными сетями, энерго-, водо-, теплоснабжения, системой связи на период строительства
Минстроя России от 21.11.2019 N 44567-ОД/08
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу о разработке проектной документации на отдельные этапы строительства и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию нормативных правовых актов.
Вместе с тем по существу заданных вопросов Департамент полагает возможным сообщить следующее.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование предполагает подготовку:
— проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка;
— проектной документации применительно к объектам транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или их частям (если документацией по планировке территории предусмотрено размещение указанных объектов), строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка;
— отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Представляемые на государственную экспертизу проектные материалы по своему составу и содержанию должны отвечать требованиям, установленным в соответствии с частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в том числе требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее — Положение N 87).
Согласно части 11 статьи 48 Кодекса подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При этом, в соответствии с частями 12.1 и 13 статьи Кодекса подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства.
В соответствии с пунктом 19 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145), проектная документация на объект капитального строительства может представляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объекта капитального строительства при условии, что она соответствует понятию «этап строительства», определенному в пункте 2 Положения N 145.
Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением N 87 для объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Кодекса в числе документов, направляемых с заявлением о выдаче разрешения на строительство, застройщик прилагает, в том числе положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса).
Департамент обращает внимание, что согласно части 8 статьи 49 Кодекса основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, является, в том числе отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса.
Исходя из приведенных норм законодательства в области градостроительной деятельности следует вывод, что при принятии соответствующего решения застройщиком, разработка проектной документации каждого этапа строительства осуществляется в объеме, установленном Положением N 87, с последующим прохождением экспертизы, получением разрешения на строительство, строительством и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию каждого этапа строительства.
Обоснование возможности осуществления строительства объекта капитального строительства по этапам строительства , с выделением этих этапов (при необходимости). При этом приводятся сведения, подтверждающие возможность функционирования объкта в каждом этапе , не зависимо от строительства последующего. 17 Сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий и сооружений, переселением людей, переносом сетей инженерно-технического обеспечения. Сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий и сооружений, переселением людей, переносом сетей инженерно-технического обеспечения приводятся при необходимости и наличии этих затрат.
Уточнено понятие этапа строительства в отношении объектов инфраструктуры
На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Каких объектов коснутся изменения?
Под объектами, предназначенными для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (объекты инфраструктуры), понимаются объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство или реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. К ним относятся также иные объекты капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции и эксплуатации таких объектов. Перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом, будет утвержден Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон вносит изменения, касающиеся процедуры проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий таких объектов.
На госэкспертизу без проекта планировки территории?
Теперь отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является препятствием для направления на государственную экспертизу проектной документации линейного объекта инфраструктуры и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации.
Утвержденный проект планировки территории и (или) проект межевания территории могут представляться в экспертные организации не позднее, чем за пять рабочих дней до даты окончания срока проведения государственной экспертизы. При этом положительное заключение государственной экспертизы не выдается до представления в экспертную организацию утвержденного проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории.
Эта норма будет применяться до 31 декабря 2024 года включительно.
Уточняется понятие этапа строительства в отношении объектов инфраструктуры
Федеральный закон также уточняет понятие этапа строительства в отношении линейных объектов инфраструктуры. В случае строительства линейного объекта инфраструктуры допускаются подготовка проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной экологической экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство в отношении одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав такого линейного объекта и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.
Указанная норма также будет применяться до 31 декабря 2024 года включительно.
Экологическая экспертиза: изменения
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации изымаются полномочия по проведению государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Документ также устанавливает, что до 31 декабря 2024 года оценка проектной документации объектов инфраструктуры, которые построят или реконструируют на особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения (если это допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации), на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды осуществляется при проведении государственной экспертизы проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Капремонт линейных объектов
Федеральный закон закрепил, что при осуществлении капитального ремонта магистрального газопровода допускается повышение его категории, в том числе влекущее изменение зон с особыми условиями использования территории, установленных в связи с его размещением. Это возможно при условии, что такое изменение не приводит к включению в границы указанных зон территории, в отношении которой указанные зоны не были установлены до капитального ремонта данного магистрального газопровода.
Когда проводить подготовительные работы?
Федеральный закон закрепляет возможность проведения подготовительных работ для строительства объекта до выдачи разрешения на строительство объектов федерального, регионального или местного значения.
При этом подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации.
Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Но при этом такие земли (или) земельные участки должны быть не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута и публичного сервитута).
Перечень видов подготовительных работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению будут установлены Правительством Российской Федерации.
Уточняется порядок проверки достоверности определения сметной стоимости строительства
Федеральный закон также установил, что проверка достоверности определения сметной стоимости строительства может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, иным обязательным требованиям, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства , описание принятых технических и иных решений, в том числе значения параметров и другие проектные характеристики зданий, строений и сооружений, направленные на обеспечение выполнения установленных требований, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы и (или) исходные данные для проектирования (в том числе результаты инженерных изысканий), используемые при подготовке проектной документации, и результаты. … р) обоснование возможности осуществления строительства , реконструкции объекта капитального строительства по этапам строительства …
- https://bftcom.com/expert-bft/7927/
- https://ppt.ru/docs/pismo/minstroy/n-44567-od-08-159561
- https://gge.ru/press-center/news/utochneno-ponyatie-etapa-stroitelstva-v-otnoshenii-obektov-infrastruktury/