Календарно-тематическое планирование — это основной документ в работе педагога. План отражает все уроки, проводимые в учебном году, их темы, планы практических, лабораторных и контрольных работ.
Создается он с целью стандартизации образования во всех образовательных учреждениях РФ идентичной направленности, имеет под собой основу в виде программы обучения и стандартов, утвержденных Министерством образования РФ или местными органами самоуправления.
КТП — серьезный документ, для оформления которого существует ряд строгих правил и требований. От их соблюдения зависит работа не только одного педагога, но и всего образовательного учреждения в целом.
Правила составления календарно-тематического планирования
План составляется на весь учебный год для каждой параллели или потока отдельно. Расчет исходит из произведения учебных недель (34-35) на количество учебных часов в неделю.
Для младшего звена школы план составляется по четвертям, для старшего — по полугодиям, для студентов — по семестрам.
Составляем календарный график строительных работ
В конце каждого временного блока проводится контроль в виде тестовых заданий, устных зачетов, письменных работ.
Схема плана может изменяться в зависимости от учебного предмета, но все же содержит основные элементы.
Для начинающего педагога рекомендуется приобрести методическое пособие по полному оформлению КТП.
Календарно-тематическое планирование оформляется на листах А4 с альбомной или книжной ориентацией (в зависимости от требований учреждения) двенадцатым шрифтом Times New Roman, интервал единичный.
Поля должны составлять не более полутора сантиметров. Для таблиц, представленных в КТП, кегль не более двенадцатого (но и не менее десятого, для наилучшей читаемости). Все страницы КТП (кроме титульного листа) должны быть пронумерованы в соответствии ГОСТу — посередине верхнего или нижнего колонтитула.
Те же самые требования сохраняются и для титульного листа календарно-тематического планирования. Он должен содержать в себе следующие позиции:
или напишите нам прямо сейчас
- наименование образовательного учреждения;
- запись о рассмотрении и утверждении КТП;
- наименование направленности и программы;
- номер учебной группы или класса;
- ФИО педагога.
Титульный лист КТП для школы
Титульный лист КТП для школы должен быть оформлен на листе А4 (210 х 297), ориентация страницы –книжная.
Верхнее и нижнее поля должны составлять 2.0 см, левое – 3.0см, правое – 1.5 см.
Использоваться должен только шрифт Times New Roman, кегль не более восемнадцатого, но и не менее двенадцатого.
Межстрочный интервал, как и написано выше, единичный.
Страницы (все, кроме титульного листа) нумеруются посередине нижнего колонтитула.
Титульный лист КТП для детского сада
Титульный лист КТП для детского сада сохраняет следующие требования школьного:
- он должен быть оформлен на листе А4 (210 х 297), ориентация страницы –книжная;
- верхнее и нижнее поля должны составлять 2.0 см, левое – 3.0см, правое – 1.5 см;
- использоваться должен только шрифт Times New Roman, кегль не более восемнадцатого, но и не менее двенадцатого; межстрочный интервал — единичный.
На титульном листе для детского сада должна содержаться такая информация, как ФИО обоих воспитателей группы, указание самой группы (чаще всего перечисляются фамилии детей), дата вступления плана в силу и его окончания (план переделывают, когда меняется хотя бы один из воспитателей).
Календарный план 1 часть
Источник: title-page.ru
Заполняем организационную часть заявки на президентский грант
В организационную часть входят разделы «Руководитель проекта», «Команда», «Организация-заявитель» и «Календарный план». Эти разделы одинаковы для заявок в Фонд президентских грантов (ФПГ) и Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ). Правильное заполнение этих разделов существенно влияет на баллы по критериям оценки.
Руководитель проекта
Руководитель принципиально важная фигура в проекте. Более того, команда проекта может состоять только из его руководителя. Он или его помощник (куратор проекта) готовит заявку на грант и полностью в курсе того, что должно происходить в проекте. Он руководит командой, которая реализует проект.
Если у Вас нет такого специально выделенного человека, то проект лучше вообще не затевать. От слова совсем.
— не заполнять эти сведения каждый раз заново при подготовке новых заявок, а использовать однажды заполненные профили на портале «Созидатели»;
— упростить экспертам конкурса оценку информации о составе команды проекта и увеличить шансы на победу в конкурсе (поскольку руководитель проекта подтвердит участие в проекте лично).
В этом разделе подробно опишите профиль и опыт руководителя. Информация из этого раздела должна помочь экспертам конкурса убедиться в том, что руководитель проекта обладает достаточными знаниями, опытом и компетенциями для качественной реализации проекта.
Особенно важно поле «10. Дополнительные сведения» . Оно позволяет ввести до 2500 символов. Постарайтесь все их использовать. В этом поле можно указать дополнительную информацию о достижениях; добавить ссылки на публикации; участие в реализации социально значимых проектах; о получении государственных наград, благодарностей, премий и другие материалы.
Добавьте ссылки в социальных сетях.
Раздел «Руководитель» входит в организационную часть проекта.
Команда проекта
Команда проекта также входит в организационную часть проекта.
В этом разделе постарайтесь как следует обосновать способность команды реализовать мероприятия проекта. Правильное заполнение этого раздела вместе с предыдущим разделом целиком влияет на критерий «Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности». Нужно постараться добиться максимального количества баллов.
Оценки в 9-10 баллов можно добиться, если данный критерий отлично выражен в заявке:
- проект полностью обеспечен опытными, квалифицированными и имеющими положительную репутацию специалистами по всем необходимым для реализации проекта профилям;
- в заявке доказана возможность каждого члена указанной в заявке команды качественно работать над проектом на условиях, в порядке и в сроки, установленные календарным планом и бюджетом проекта, без существенных замен в ходе проекта .
Обычно приходится довольствоваться баллами в диапазоне 6-8. При таких оценках эксперт пишет свои замечания. К сожалению, эти замечания заявителю недоступны.
Если оценка 5 баллов или ниже, то что-то вы с командой не доработали.
Когда вы приступаете к формированию команды проекта, придерживайтесь двух принципов:
- Необходимости и достаточности: людей должно быть ровно столько, сколько необходимо для реализации всех мероприятий календарного плана. Лишних позиций в команде проекта быть не должно.
- Соответствия: опыт и компетенции членов команды должны соответствовать специфике мероприятий календарного плана
Получается, что и лишних позиций быть не должно и, если вы не указали какой-то профиль, тоже плохо.
Точно так же профили членов команды рекомендовано загружать с портала «Созидатели».
Важно: продублируйте должности членов команды в бюджете проекта в разделе «Оплата труда» и более подробно раскройте должностные обязанности каждого сотрудника в комментариях к статьям в бюджете проекта. Помните, что все люди, перечисленные в разделе «Команда проекта», должны фигурировать в бюджете: количество задействованных людей и количество должностей в бюджете должны совпадать.
Опишите профили ключевых членов команды
Команда проекта может быть совсем небольшой или, наоборот, многочисленной — в зависимости от масштаба и сложности проекта. Ваша задача — грамотно распределить ответственность за разные направления деятельности по проекту между людьми и как можно более полно описать профессиональный профиль руководителей этих направлений.
Как заполнить поля в профиле каждого члена команды
- В поле «1. Должность или роль участника в заявленном проекте» вместе с обозначением роли пропишите должностные обязанности каждого сотрудника: чем конкретно человек будет заниматься в проекте?
- В поле «4. Образовательные организации и специальности» расскажите, какое образование получил каждый член команды. Перечислите не более пяти образовательных организаций, за исключением общеобразовательных, с указанием названия организации, полученной специальности, периода обучения.
- В поле «5. Опыт работы» подробно опишите опыт работы каждого члена команды, включая опыт реализации социальных проектов. Укажите не более десяти мест работы с названием организации, должности и периода работы. Если опыт работы отсутствует, поставьте отметку в поле «Нет опыта».
- В поле «6. Дополнительные сведения» укажите дополнительную информацию — например, о наличии государственных наград, благодарностей, премий.
Организация-заявитель
В этом разделе обратите особое внимание на необходимость внести юридически значимую информацию об организации максимально корректно, чтобы заявку допустили до участия в конкурсе.
Далее перечислите и опишите проекты, которые организация уже реализовала по выбранному грантовому направлению. Укажите, какими были цели проектов, какую проблему они решали, к каким результатам привели.
Для этого раздела, который входит в организационную часть проекта существует критерий «8. Опыт организации по успешной реализации программ, проектов по соответствующему направлению деятельности».
Оценки 9-10 баллов получат организации, у которых отличный опыт проектной работы по выбранному
грантовому направлению:
Календарный план входит в организационную часть проекта
В этом разделе перечисляются все мероприятия в рамках проекта, которые вы запланировали для достижения цели проекта и выполнения каждой из поставленных задач.
Мероприятия календарного плана — это и есть реализация вашего проекта. Каждое мероприятие состоит из четырех конкретных компонентов:
Источник: apsp.pro
Календарное планирование в старшей группе по конструированию
Демонстрационный материал: фигурки персонажей, выполненные на прошлых занятиях.
Ширма для театральных представлений.
Персонажи для театральных представлений.
Поход детей в кукольный театр.
Методические приёмы
Рассматривание выставки детских работ.
Беседа о понравившихся поделках.
Частичное повторение основных техник: оригами, бумажная скульптура.
Сюрпризный момент: «Буратино предлагает создать свой театр».
Размещение поделок на театральной ширме.
Тема «Грузовые машины» (из строительного материала, по образцу).
- Учить детей конструировать грузовые машины по образцу.
- Развивать аналитические способности.
- Формировать умение соотносить размеры частей с предметом.
- Развивать внимание, восприятие.
- Образец постройки.
- Набор строительного материала.
Машины для грузового парка.
Наблюдение за транспортом.
Рассматривание моделей машин с их анализом.
Д/и «Грузовой — легковой».
Методические приёмы
Д/и «Воздушный, водный, наземный».
Д/и «Виды транспорта».
Рассматривание образцов: анализ постройки (объект в целом, по практическому назначению, основные части, их функциональное назначение, детали основных частей, пространственное расположение частей и деталей).
Обыгрывание: «Грузовой парк».
Тема «Дары осени» (конструирование из бумаги).
- Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой (лента «гофра», лента «серпантин»).
- Закрепить приёмы (складывание, накладывание).
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать творческое воображение.
- На каждого ребёнка лента «гофра» (разного цвета, длины), лента «серпантин» (разного цвета, длины)
- Демонстрационный материал: набор муляжей (овощей, фруктов), блюдо.
Труд на огороде (сбор урожая).
Рассматривание натюрморта «Фрукты на блюде».
Экспериментирование с предложенной лентой.
Проблемная ситуация: «Создание овощей и фруктов из предложенного материала».
Составление натюрморта «Дай название своему натюрморту».
Тема «Сказочные человечки» (конструирование из природного материала)
- Учить конструировать по собственному замыслу.
- Закрепить приём «опредмечивания» (приём пространственного расположения, достраивания, убирания лишнего).
- Развивать творческое воображение.
- Корни.
- Ветви.
- Сучки.
- Мелкий природный материал.
Для природного уголка.
Экскурсия в лес (сбор природного материала).
Игра-описание «Расскажи о поделке».
Экспериментирование с природным материалом.
Методические приёмы
Рассматривание поделок из природного материала.
Встреча со Старичком-лесовичком.
Рассматривание принесённого им природного материала.
Обсуждение замысла и выбор материала.
Обыгрывание: «Подбери определения к поделке (добрая, нежная, хрупкая…)».
ОКТЯБРЬ
Тема «Скотный двор» (конструирование из бумаги)
- Познакомить детей с техникой изготовления фигурок из полосы
- Закрепить приёмы складывания, совмещения сторон и углов
- Упражнять детей в «опредмечивании» поделок
- Закреплять цветовую гамму
- На каждого ребёнка полоски писчей бумаги разных цветов и длины.
- Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок; ножницы, клей, фломастеры
- Демонстрационный материал: вариационные образцы фигурок животных и людей.
- Работы детей, выполненные на прошлых занятиях.
- Макет «Скотный двор».
Заселение изготовленного ранее макета «Осень».
Рассматривание иллюстраций о домашних животных.
Составление описательных рассказов о труде сельских жителей.
Д/и «Собери семейку»
Методические приёмы
Рассматривание картины «Скотный двор».
Лото «Домашние животные».
Демонстрация техники складывания из полосы.
Заселение изготовленного ранее макета «Осень».
Обыгрывание сюжета: «Скотный двор».
Тема «Осенний пейзаж» (конструирование из бумаги, киригами)
- Познакомить детей с техникой работы киригами — многократным складыванием квадрата, резанием по контуру периметра.
- Закрепить технику резания по контуру.
- Уточнить знания детей о теплой и холодной гамме.
- Упражнять детей в умении составлять композиции.
- Развивать выдумку, творчество ребёнка.
- На каждого ребёнка заготовки бумаги разной формы (цвета и величины).
- Трафареты, ножницы, клей.
- Демонстрационный материал: вариативные образцы.
- Планшет «Тёплая и холодная гамма».
Выставка для оформления интерьера.
Экскурсия в парк.
Рассматривание репродукций художников.
Прослушивание музыкальных произведений.
Чтение стихов об осени.
Словесная игра «Подбор определений».
Д/и «Тёплый и холодный».
Демонстрация способов складывания, склеивания и резания.
Размещение работ на выставочном планшете.
Тема «Грузовые машины» (по условию, из строительного материала).
- Учить конструировать грузовые машины по условию.
- Развивать плановую функцию.
- Формировать умение соотносить размеры частей с предметом.
- Развивать память, мышление.
- Набор строительного материала.
- Бумажные коробки (груз разных размеров, формы).
Для перевозки грузов.
Наблюдение за транспортом.
Рассматривание иллюстраций машин, их анализ.
Д/и «Составь машину».
Методические приёмы
Д/и «Назови грузовой транспорт».
Беседа об основных частях построенной на предыдущем занятии машины.
Демонстрация конструкции машины (подтверждение ответов детей).
Рассматривание предложенных грузов и выбор формы конструкции грузовика.
Самостоятельная работа детей.
Обыгрывание: «Перевозка грузов».
Тема «Водные обитатели» (конструирование из природного материала).
- Учить создавать поделку с опорой на материал как часть чего-то целого.
- Учить использовать один и тот же материал многофункционально.
- Развивать воображение.
- Ракушки.
- Пластилин.
- Макет аквариума.
Для аквариума группы.
Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей.
Д/и «Речные — морские».
Беседа о водных обитателях.
Методические приёмы
Рассматривание аквариумных обитателей.
Проблемная ситуация: «Заполнение макета».
Рассматривание материала и подбор к нему определений.
Планирование и выполнение поделки.
Обыгрывание: «Заполнение макета».
НОЯБРЬ
Тема «Грузовые машины» (по замыслу, из строительного материала).
- Учить детей конструировать транспорт по замыслу.
- Закреплять умение определять пространственные характеристики (форма, положение, протяжённость, компоновка деталей).
- Учить выявлять зависимости (назначение — строение).
- Закрепление технических навыков работы (горизонтальное, вертикальное расположение строительного материала).
- Набор строительного материала.
- Предметы мебели (модели: диван, стол, стулья).
- Схемы грузовых машин (вид сбоку).
Для перевозки мебели.
Наблюдение за транспортом.
Беседы о видах транспорта, их назначении.
Экскурсия в мебельный магазин.
Методические приёмы
Беседа о прошедшей экскурсии.
Рассматривание и анализ схем.
Проблемная ситуация: «Выбор схем грузовых машин для перевозки мебели».
Рассматривание мебели, выбор модели.
Обыгрывание: «Перевозка мебели».
Тема «Магазин игрушек» (конструирование из бумаги, оригами).
- Закреплять технику оригами — приём складывания квадрата по диагонали.
- Учить планировать деятельность.
- Развивать художественный вкус.
- На каждого ребёнка квадраты писчей бумаги разных цветов и размеров.
- Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» готовых «игрушек».
- Ножницы, клей, фломастеры.
- Демонстрационный материал: панно «Витрина магазина».
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Составление рассказов о любимой игрушке.
Фотовернисаж «Моя игрушка».
Методические приёмы
Беседа об игрушках.
Д/и «Из чего сделана игрушка?».
Демонстрация техники складывания квадрата по диагонали.
Размещение готовых игрушек в «Витрине магазина».
С/р игра «Магазин».
Тема «Волшебное превращение» (конструирование из природного материала по подгруппам).
- Учить детей на основе одинаковых заготовок (2 палочки, скреплённые посередине) достраивать фигуру.
- Закреплять приёмы «опредмечивание» и «включение».
- Развивать творческое воображение.
- Палочки-веточки одинакового размера, скреплённые посередине.
- Соломка.
- Гербарий.
- Нитки.
Создание лесной сказки.
Рассматривание конструкций фигур человека, животных.
Д/и «Составь фигуру».
Методические приёмы
Приглашение Старичка-лесовичка в лесную сказку.
Беседа о добрых и злых героях.
Рассматривание материала и планирование поделки.
Объединение поделок и составление сказки.
Тема «Волшебное превращение круга» (конструирование из бумаги, бумажная скульптура).
- Познакомить со способами техники бумажной скульптуры — закручиванием круга в низкий конус.
- Учить использовать способ в изготовлении различных поделок.
- Развивать воображение.
- Развивать умение анализировать готовые поделки.
- На каждого ребёнка круги бумаги разной величины и цветов.
- Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» конусов.
- Ножницы, клей, фломастеры.
- Демонстрационный материал: конус высотой 5 см.
Изготовление поделок-«подарков» на день именинника.
Экспериментирование с бумажными кругами.
Лото «Цветной круг».
Методические приёмы
Игровая ситуация: «Встреча круга и конуса».
Превращение круга в конус — процесс изготовления основы поделки.
Анализ готовых поделок: определение признаков (общих и различных); рассказывание историй, которые приключились с игрушками.
ДЕКАБРЬ
Тема «Мосты» (по образцу, из строительного материала).
- Учить детей конструировать мосты по образцу.
- Развивать аналитические способности.
- Формировать умение соотносить размеры частей с предметом.
- Развивать внимание, восприятие.
- Образец постройки.
- Набор строительного материала.
- Игрушки машины.
Мосты для машин.
Наблюдение за мостами.
Рассматривание моделей мостов с их анализом.
Д/и «Пешеходные — транспортные».
Методические приёмы
Д/и «Составь мост».
Проблемная ситуация «Переправа».
Рассказ о своей работе.
Тема «Скотный двор» (конструирование из бумаги, бумажная скульптура).
- Продолжать знакомить со способами техники бумажной скульптуры — закручиванием круга в низкий конус.
- Учить работать с выкройкой.
- Учить домысливать и вносить дополнения в работу.
- Развивать выдумку, творчество ребёнка.
- На каждого ребёнка круги бумаги разной величины и цветов.
- Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» конусов.
- Ножницы, клей, фломастеры.
- Демонстрационный материал: картина «Птичий двор».
- Макет для размещения готовых работ.
Заселение макета «Птичий двор».
Рассматривание иллюстраций о домашних птицах.
Составление описательных рассказов о птицах.
Д/и «Узнай птиц» (путём наложения).
Методические приёмы
Рассматривание картины «Птичий двор».
Беседа о домашних птицах.
Демонстрация техники изготовления низкого конуса из круга.
Размещение на макете готовых поделок.
Обыгрывание поделок в сюжете «Птичий двор».
Тема «Зоопарк» (конструирование из природного материала).
- Обучать приёму «включение».
- Закреплять приём «опредмечивание».
- Отрабатывать технические умения (соединение пластилином).
- Развивать творчество ребёнка.
- 2 соединённых жёлудя (заготовки).
- Веточки.
- Шляпки желудей.
- Пластилин.
- Перья птиц.
- Крылатки.
- Макет «Зоопарк».
Звери для зоопарка.
Экскурсия в зоопарк.
Игра-загадка «Узнай по описанию».
Беседы о диких животных.
Методические приёмы
Беседа о прошедшей экскурсии.
Подбор определений к животным.
Рассматривание заготовки, планирование работы.
Обыгрывание: «Подбери определение к своей поделке».
Тема «Подарки к Новому году» (конструирование из бумаги, по замыслу).
- Закрепить приёмы техники оригами (базовая форма — квадрат, прямоугольник).
- Учить планировать свою деятельность.
- Развивать художественный вкус, творческое воображение.
- На каждого ребёнка квадраты писчей бумаги разной величины, цвета.
- Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания».
- Ножницы, клей, фломастеры.
- Демонстрационный материал: вариационные поделки.
Подарок к Новому году.
Экскурсия по празднично украшенному городу.
Украшение ёлки группы.
Чтение новогодних стихов.
Методические приёмы
Беседа «Новогодние ожидания».
Д/и «Тёплый — холодный».
Закрепление приёма складывания квадрата, прямоугольника.
С/р игра «Преподнеси подарок другу».
ЯНВАРЬ
Тема «Весёлые птицы» (из природного материала).
- Обучать приёму «включение».
- Закрепить приёмы «опредмечивания».
- Отрабатывать технические умения (склеивание клеем).
- Развивать творчество.
- Ольховые шишки на ветке (готовая заготовка).
- Перо птицы.
- Крылатки.
- Жёлуди.
- Пластилин.
Птицы для уголка природы.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Прослушивание птиц в аудиозаписи.
Методические приёмы
Слушание птиц в аудиозаписи.
Рассматривание предложенного материала.
Обыгрывание: «Расскажи о своей птице».
Тема «Превращение полукруга в конус» (из бумаги).
- Познакомить со способом техники бумажной скульптуры — закручиванием полукруга в высокий конус.
- Учить использовать показанный способ в изготовлении различных поделок.
- Учить анализировать готовые поделки.
- Круги писчей бумаги разной величины и цвета с обозначением диаметра в контуре.
- Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок.
- Ножницы, клей, фломастеры.
- Демонстрационный материал: конус высотой 10 см.
Для оформления художественного уголка.
Экспериментирование с бумажным полукругом.
Лото «Цветные фигуры».
Методические приёмы
Игровая ситуация: «Встреча низкого конуса и высокого».
«Превращение полукруга в конус» — процесс изготовления поделок.
Размещение готовых работ в художественном уголке.
Тема «Мосты» (по условию, из строительного материала).
- Учить конструировать мосты по условию.
- Развивать плановую функцию.
- Формировать умение соотносить размеры частей с предметом.
- Развивать память, мышление.
- Набор строительного материала.
- Грузовой и пассажирский транспорт.
Мосты для переправы
Наблюдение за мостами.
Рассматривание иллюстраций мостов с их анализом.
Д/и «Составь мост».
Методические приёмы
Беседа об основных частях построенной на предыдущем занятии машины.
Демонстрация конструкции моста (подтверждение ответов детей).
Рассматривание транспорта (определение нужной ширины моста).
Обсуждение готовой постройки (соответственно заданным условиям).
Тема «Путешествие в зимний лес» (из бумаги).
- Закрепить способ техники бумажной скульптуры — закручивание полукруга в высокий конус.
- Упражнять детей в умении скручивать полукруг в конус.
- Развивать воображение, творчество, фантазию.
- Круги писчей бумаги разной величины и цвета с прочерченным радиусом (линия разреза).
- Дополнительные детали для «опредмечивания» заготовки.
- Ножницы, клей.
- Неполный макет зимнего леса.
Для театрализованной деятельности.
Рассматривание серии картинок об обитателях леса.
Рисование зимней сказки.
Методические приёмы
Загадки о животных.
Проблемная ситуация: «Что можно внести в макет?».
Повторение способа скручивания (конус из полукруга).
Продумывание и озвучивание замысла.
Заполнение макета поделками и составление рассказа.
ФЕВРАЛЬ
Тема «Мир животных» (из бумаги, работа по подгруппам).
- Закрепить умение работать в технике киригами (складывание и резание по прочерченному контуру).
- Учить читать и работать с выкройкой (сплошная линия — резание, пунктирная — складывание).
- Учить домысливать и вносить дополнения в работу.
- Квадраты писчей бумаги разной величины и цвета с обозначением диаметра в контуре.
- Дополнительные детали для «опредмечивания» поделок (на три подгруппы).
- Ножницы, клей.
- Макеты по зонам обитания животных (три зоны).
Для оформления макета в экологический центр «Среда обитания».
Домашнее задание: просмотр телепередач из серии «Диалоги о животных».
Беседа о просмотрах.
Методические приёмы
Д/и «Места обитания».
Д/и «Наложенные изображения».
Рассматривание материала и выбор места работы.
Обсуждение замысла (по группам).
Заселение макетов и составление по ним рассказов.
Тема «Золотая соломка» (из природного материала).
- Обучать приёму «включение».
- Закрепить приёмы «опредмечивания».
- Отрабатывать технические умения (стягивание ниткой).
- Развивать творчество, фантазию.
- Пучок соломы, перевязанный в одном месте (готовая заготовка).
- Крылатки клёна.
- Перо птицы.
- Сосновые шишки.
- Гербарий.
Сбор и заготовка соломки.
Подбор определений к соломке.
Рассматривание поделок из соломки.
Методические приёмы
Сюрпризный момент: «Приход Соломинки».
Рассматривание принесённых ею золотистых пучков соломы.
Экспериментирование с пучками соломы.
Обдумывание замысла и выполнение работы.
Обыгрывание: «Мини-сказка «Золотая соломка».
Тема «Мосты» (по замыслу, из строительного материала).
- Учить детей конструировать мосты по замыслу
- Закреплять умение определять пространственные характеристики (форма, положение, протяжённость, компоновка деталей).
- Учить выявлять зависимости (назначение — строение).
- Закрепление технических навыков работы (горизонтальное — вертикальное расположение строительного материала).
- Набор строительного материала.
- Схемы мостов (автодорожный, пешеходный, для транспорта и пешеходов).
- Наборы машин.
- Фигурки людей.
Мосты для транспорта, пешеходов, транспорта и пешеходов.
Рассматривание моделей мостов.
Рассматривание схем мостов.
Рассматривание архитектуры мостов.
Беседы о стилях архитектуры мостов.
Экскурсия по городу.
Методические приёмы
Беседа о прошедшей экскурсии.
Рассматривание и анализ схем.
Планирование работы и обсуждение замысла.
Отбор материала для работы.
Обсуждение готовой постройки (соответствие замыслу).
Тема «Чудесный куб» (из бумаги).
- Познакомить со способом техники бумажной скульптуры — складыванием куба из квадрата.
- Закрепить умение читать и работать по выкройке (сплошная линия — резать, пунктирная — складывать).
- Активизировать воображение.
- Учить анализировать готовые поделки.
- Квадраты писчей бумаги разной величины и цвета.
- Дополнительные детали для «опредмечивания» заготовки.
- Ножницы, клей, фломастеры.
- Варианты поделок с базовой формой куб.
- Демонстрационный материал: куб.
Для обустройства строительного уголка.
Экспериментирование с бумажным квадратом.
Д/и «Найди такой же».
Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук.
Методические приёмы
Игровая ситуация: «Встреча квадрата и куба».
Превращение квадрата в куб — процесс изготовления основы для поделки.
Игра-ассоциация «Какой предмет спрятан?».
Продумывание и озвучивание замысла.
Составление рассказа «Чудесное превращение куба».
МАРТ
Тема «Водное путешествие (из природного материала).
- Обучать приёму «включение».
- Закрепить приёмы «опредмечивания».
- Отрабатывать технические умения (соединение пластилином).
- Развивать творчество.
- Кусок коры с закреплённой в центре палочкой (готовая заготовка).
- Сучки, корни.
- Мелкий природный материал.
- Гербарий.
Помощь мышонку Пику.
Чтение сказки В. Бианки «Мышонок Пик».
Беседа о взаимопомощи.
Д/и «Водный транспорт».
Методические приёмы
Сюрпризный момент: «Приход мышонка Пика».
Проблемная ситуация: «Как ему помочь?».
Рассматривание заготовки и продумывание поделки.
Обыгрывание: «Отправляемся на помощь».
Тема «Подарок маме» (из бумаги).
- Продолжать знакомить со способом техники бумажной скульптуры — складыванием квадрата в куб.
- Учить читать и работать по выкройке.
- Учить домысливать и вносить дополнения в работу.
- Развивать выдумку, творчество.
Материал
- Квадраты писчей бумаги разной величины и цвета.
- Дополнительные детали для «опредмечивания» заготовки.
- Ножницы, клей, фломастеры.
- Варианты поделок с базовой формой куб (шкатулка, корзинка, вазон для цветка).
Мотивация
Подарки для мам.
Фотовернисаж «Моя мама».
Составление рассказов «Как я поздравляю маму».
Оформление газеты «Для наших мам».
Методические приёмы
Рассматривание газеты «Для наших мам».
Беседа «Что подарим маме?».
Демонстрация техники складывания квадрата в куб.
Продумывание и озвучивание замысла.
Рассматривание готовых работ.
Вручение подарков на весеннем утреннике.
Тема «Жилой дом» (по образцу, из строительного материала).
- Учить конструировать здания по образцу.
- Развивать аналитические способности.
- Формировать умение соотносить размеры частей с предметом.
- Развивать внимание, восприятие.
Материал
- Образец постройки.
- Набор строительного материала.
- Фигурки людей.
Мотивация
Наблюдение за строительством дома.
Рассматривание моделей домов, их анализ.
Методические приёмы
Д/и «Жилые — нежилые».
Планирование работы и отбор материала.
Обсуждение готовой постройки (сходство с образцом).
Обыгрывание: «Заселение семьи».
Тема «Необыкновенный брусок» (из бумаги).
- Познакомить со способом техники бумажной скульптуры — складыванием бруска из квадрата.
- Закрепить умение читать и работать по выкройке (сплошная линия — резать, пунктирная — складывать).
- Активизировать воображение.
- Закрепить умение самостоятельно анализировать готовые поделки.
Материал
- Квадраты писчей бумаги разной величины и цвета.
- Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания».
- Ножницы, клей, фломастеры.
- Демонстрационный материал: большой брусок.
- Несколько вариативных поделок на основе базовой формы брусок.
Мотивация
Для выставки «Умелые ручки».
Экспериментирование с квадратом.
Лото «Цвет, форма, величина».
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
Методические приёмы
Игровая ситуация: «Встреча квадрата с бруском».
Превращение квадрата в брусок — процесс изготовления основы для поделки.
Игра-ассоциация: «На что похоже?».
Продумывание и озвучивание замысла.
Презентация своей поделки.
АПРЕЛЬ
Тема «Лесная сказка» (по замыслу, из природного материала).
- Расширять основные способы и приёмы построения образа.
- Формировать умение воплощать замысел (создавать образ), учитывая общий сюжет, специфику природного материала.
- Развивать фантазию.
Материал
- Ветки.
- Сучки.
- Кора.
- Жёлуди.
- Каштаны.
- Косточки плодов.
- Мелкий природный материал.
- Гербарий.
Мотивация
Сказка для театрального уголка.
Экскурсия в лес, парк.
Сбор природного материала.
Экспериментирование с материалом.
Методические приёмы
Сюрпризный момент: «Приход Старичка-лесовичка с коробом».
Рассматривание природного материала из короба.
Проблемная ситуация: «Создание лесной сказки».
Выбор материала и планирование работы.
Рассказывание лесной сказки для Старичка-лесовичка.
Тема «Вокзал» (из бумаги).
- Продолжать знакомить со способом техники бумажной скульптуры — складыванием бруска из квадрата.
- Учить читать и работать по выкройке.
- Учить домысливать и вносить дополнения в работу.
- Развивать выдумку, творчество.
Материал
- Квадраты писчей бумаги разной величины и цвета.
- Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания».
- Ножницы, клей, фломастеры.
- Демонстрационный материал: варианты поделок на основе базовой формы брусок.
Мотивация
Экскурсия на вокзал.
Рассматривание альбома с архитектурными памятниками.
Методические приёмы
Планирование схемы макета: «Построение вокзала».
Повторение способа превращения квадрата в брусок.
Обсуждение замысла и распределение объёма работы.
Внесение дополнительных элементов в макет.
Закрепление правил дорожного движения на изготовленном макете.
Тема «Город, в котором мы живём» (по замыслу, из бумаги, совместная работа).
- Закрепить пройденные техники — оригами, киригами, бумажная скульптура.
- Учить детей совмещать разнообразные приёмы в одном проекте.
- Учить домысливать и вносить дополнения в работу.
- Активизировать воображение.
Материал
- Бумага разной фактуры, цвета, размера, формы.
- Несколько видов заготовок для «опредмечивания».
- Ножницы, клей.
- Демонстрационный материал: поделки с предыдущих занятий.
- Планшет «Наш город».
Мотивация
Создание макета города для обыгрывания.
Экскурсия по улицам города.
Рассматривание открыток с видами родного города.
Рассматривание альбомов «Мой город», «Памятники архитектуры».
Методические приёмы
Беседа о городе.
Планирование схемы макета «Построение города».
Рассматривание поделок с предыдущих занятий.
Повторение способа складывания основы для работы.
Обсуждение замысла и распределение объёма работы.
Размещение готовых работ на макете.
Подбор определений к слову «город».
Тема «Детский сад» (по условию, из строительного материала).
- Учить конструировать здания по условию.
- Развивать умение составлять план.
- Формировать умения соотносить размеры с предметом.
- Развивать память, мышление.
Материал
- Набор строительного материала.
- Фигурки людей.
- Макет «Детский сад».
Мотивация
Детский сад для детей.
Рассматривание разнообразных домов на прогулке.
Экскурсия по городу.
Рассматривание альбома с иллюстрациями домов и их анализ.
Методические приёмы
Беседа о детском саде.
Рассматривание макета «Детский сад».
Обсуждение условий: «Построй такой же, но длиннее и выше».
Планирование и отбор материала.
Обсуждение готовой постройки (выполнение заданных условий).
Обыгрывание: «Детский сад для детей».
МАЙ
Тема «Весенние мотивы» (из бумаги).
- Познакомить с техникой «плетение».
- Закреплять знания о ритме, симметрии.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Закрепить знания о тёплой и холодной гамме.
Материал
- Демонстрационный материал: вариативные образцы (голубые, светло-зелёные цвета).
- Раздаточный материал: основа прямоугольной формы.
- Цветные бумажные полосы (разнообразие гаммы).
- Ножницы, клей.
Мотивация
Для оформления весенней выставки
Наблюдение весенних явлений природы.
Методические приёмы
Рассматривание репродукций художников на тему «Весна».
Беседа по использованию цветовой гаммы в картинах.
Демонстрация способа плетения.
Отбор материала для работы.
Организация вернисажа «Мы — художники».
Тема «Интересная история» (по замыслу, из природного материала, по подгруппам).
- Расширять основные способы и приёмы построения образа.
- Формировать умение воплощать замысел (создавать образ), учитывая общий сюжет, специфику природного материала.
- Развивать фантазию.
Материал
- Ветки.
- Сучки.
- Кора.
- Жёлуди.
- Каштаны.
- Косточки плодов.
- Мелкий природный материал.
- Гербарий.
Мотивация
История «Как мы играем».
Экскурсия в лес, парк.
Сбор природного материала.
Экспериментирование с материалом.
Методические приёмы
Составление рассказа о наших играх.
Игра на воображение: «На что похоже?» («опредмечивание» природного материала).
Планирование работы и выбор материала.
Объединение поделок и составление рассказа.
Тема «Цветной ковёр» (из бумаги).
- Продолжать формировать навыки работы в технике «плетение».
- Закреплять знания о ритме, симметрии.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Закрепить знания о тёплой и холодной цветовой гамме.
Материал
- Демонстрационный материал: вариативные образцы.
- Раздаточный материал: основа прямоугольной формы.
- Цветные бумажные полосы (разнообразие гаммы).
- Ножницы, клей.
Мотивация
Для кукольного уголка.
Рассматривание цветочных клумб.
Составление весенних букетов.
Д/и «Тёплый — холодный».
Методические приёмы
«Путешествие» по групповой комнате.
Проблемная ситуация: «Как украсить кукольный уголок?».
Рассматривание вариативных образцов.
Демонстрация способа плетения.
Отбор материала для работы.
Организация выставки ковров: яркие, весёлые…
Тема «Дворцы» (по замыслу, из строительного материала).
- Учить конструировать здания по замыслу.
- Закреплять умение определять пространственные характеристики (форма, положение, протяжённость, компоновка деталей).
- Учить выявлять зависимости (назначение — строение).
- Закреплять технические навыки работы (горизонтальное — вертикальное расположение строительного материала).
Материал
- Набор строительного материала.
- Поделки (деревья, кустарники, цветы).
- Схемы дворцов.
Мотивация
Дворцы для театра
Рассматривание зданий города.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Беседа об архитектурных стилях.
Д/и «Сказочные замки».
Методические приёмы
Беседа об архитектурных стилях.
Рассматривание и анализ схем.
Проблемная ситуация: выбор схем дворцов.
Планирование работы и обсуждение замысла.
Отбор материала для работы.
Об авторе
ТЕРЕНТЬЕВА ГАЛИНА БОРИСОВНА
Новые записи автора
Комментарии
Новое в блогах
Целевая прогулка для детей старшей группы
«Вести октября»
Организованная деятельность на прогулке во второй младшей групп…
ООД Познавательное развитие в старшей группе. Тема: «Русский лес»
В блогах
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке в первой младшей группе на тему «Подснежники»
Мои достижения
День психологического здоровья
День психологического здоровья«Поделись улыбкой своей»группа «Лучики» 14.10.15г.ЦЕЛЬ: сохранение психологического здоровья ребёнка в условиях ДОУ и профилактике отклонений в развитии ребёнка.Задачи:•.
Новое на сайте
Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях через проектную деятельность»
Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях через проектную деятельность» Месяц Тема Задачи Формы и методы работы с детьми Взаимодействие с родителями Сентябрь-Октябрь Изучение и подбор литературы. Диагностика детей на начало года. Разработка перспективного плана по работе с детьми. Ноябрь «Мама.
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры», по мотивам хохломской росписи
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры», по мотивам хохломской росписи
Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно — эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево»
Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность заключается в том, что занятие по лепке «Осеннее дерево» для ребенка дошкольного возраста является одним.
Источник: blog.dohcolonoc.ru