Дата изменения: 16.01.2022
страниц: 13; таблиц: 0; иллюстраций: 0; абзацев: 300; строк: 579; слов: 5133; символов: 37137; сносок: 0 ; терминов: 5
Описание
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю (надзору) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
«Я исполнял свои служебные обязанности!»: замглавы Ростехнадзора скостили один день в СИЗО
Разделы сайта, связанные с этим документом:
Связи документа
В видах работ
В новостях
В комментариях/вопросах
Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом
Оглавление
- ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ3
- I. Общие положения 3
- II. Полномочия 4
- III. Организация деятельности 12
Термины
Термины
являются управления по основным направлениям деятельности Службы и (или) самостоятельные отделы. В состав управлений включаются отделы
см. страницу термина
является::
уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);
органом государственного регулирования промышленной безопасности;
органом государственного горного надзора;
органом федерального государственного энергетического надзора;
органом федерального государственного строительного надзора;
регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.
см. страницу термина
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю (надзору) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере
является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации
Важно
- 6. РАЗРЕШИТЬ Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору иметь 7 заместителей руководителя, в том числе одного статс-секретаря — заместителя руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 15 управлений по основным направлениям деятельности Службы. .
- 7. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору НЕ ВПРАВЕ осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. .
- При осуществлении нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба НЕ ВПРАВЕ устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также НЕ ВПРАВЕ устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. .
- 13. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ВПРАВЕ иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации. .
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
Источник: tk-servis.ru
Проверка Ростехнадзора: права работодателя и полномочия инспекторов
Если вашу организацию проверяет Ростехнадзор, важно знать, какие права и обязанности есть у инспекторов. Это поможет грамотно отстоять свою точку зрения, избежать незаконного предписания и штрафа. Разберемся, на что обратить внимание при проверке.
Какие права у инспектора Ростехнадзора
При проверке инспектор Ростехнадзора должен руководствоваться определенным перечнем документов.
1. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Он регулирует отношения между организациями и индивидуальными предпринимателями с одной стороны и проверяющими – с другой.
2. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот закон определяет все основные понятия в области промышленной безопасности, закрепляет права и обязанности организаций и контролирующих их надзорных органов, в частности Ростехнадзора.
3. Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280. Он определяет сроки и порядок проведения проверок инспекторами Ростехнадзора на ОПО, а также порядок взаимодействия представителей Ростехнадзора и проверяемых организаций.
Кроме того, по каждому конкретному виду надзора применяются административные регламенты. Например, при проверках в рамках энергетического надзора применяются регламенты по энергосбережению, энергоэфективности и т. д.
Инспекторы Ростехнадзора при исполнении должностных обязанностей имеют право:
- посещать поднадзорные организации;
- знакомиться с необходимыми документами;
- проверять правильность проведения технических расследований инцидентов на ОПО;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
- давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности;
- давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;
- привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, и направлять в правоохранительные органы материалы об их привлечении к уголовной ответственности.
Какие ошибки допускают инспекторы при проверках
Инспекторы Ростехнадзора могут допускать ошибки во время проверки. Например:
1. В распоряжении о проверке указано одно лицо, а проверку осуществляет другое. В этом случае работодатель вправе отказать инспектору в допуске на предприятие. Если же распоряжение о проверке оформлено на нескольких сотрудников, а прибыл только один – оснований для отказа в проведении проверки нет.
2. Проверку проводят в отсутствие руководителя или его законного представителя, что недопустимо и является достаточным основанием для отказа в проверке. Кроме случаев внеплановой проверки при угрозах жизни, здоровью людей и окружающей среде, а также авариях.
3. Если внеплановая проверка проводится по ранее выданному предписанию, то контрольные мероприятия не должны выходить за его рамки.
4. Не все знают, что работодатель обязан представить документы для проверки в течение 10 дней после получения мотивированного запроса (п. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Часто инспекторы сокращают этот срок по каким-либо причинам, но он установлен законодательно.
5. Инспектор требует нотариально заверить копии представленных для проверки документов, что неправомерно. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (п. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).
Документы можно предъявить в электронной форме.
6. За проверку взимается плата. Это грубое нарушение, потому что контрольные мероприятия являются бесплатными. Работодатель должен оплатить только экспертизы, анализы, если их необходимо проводить в ходе проверки.
Подмеченные ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.
Какие права у работодателя
Работодатель вправе попросить инспектора Ростехнадзора ознакомить его с административными регламентами проведения проверки. Но лучше сделать это самостоятельно заранее, чтобы не упустить важных моментов и суметь поправить инспектора, если он не прав.
Нельзя запрещать инспектору доступ на территорию или к документам. При этом работодателю лучше присутствовать при проверке, чтобы получать разъяснения по возникшим вопросам и ознакомиться с результатами. Сразу по окончании проверки составляется акт в двух экземплярах. Один остается у работодателя, второй – у инспектора. При наличии Журнала учета проверок инспектор делает в нем запись о прошедшем контрольном мероприятии.
Если инспектор неверно трактует нормативные акты, ошибается в оформлении документов по итогам проверки, работодатель может высказать свои замечания непосредственно в ходе проверки либо обжаловать действия инспектора у вышестоящего руководства. Также работодатель имеет право мотивированно отказаться от подписи акта. Но отказ особого смысла не имеет. В этом случае инспектор направит акт заказным письмом с уведомлением о вручении.
Запомните главное
1. Инспектор Ростехнадзора вправе проверять предприятие только при наличии распоряжения о проверке на его имя.
2. Проверка проводится только в присутствии руководителя предприятия или его представителя. За исключением случаев, когда есть угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде или существует риск аварии.
3. Проверка не может выходить за рамки вопросов, указанных в распоряжении о проверке или ранее выданном предписании.
4. Ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.
Источник: srgroup.ru
Чем занимается Ростехнадзор: приказ, административный регламент
Ростехнадзор является государственной федеральной службой. Она проводит технологический, экологический и атомный контроль над осуществлением производства продукции. В статье рассмотрены основные функции Ростехнадзора, сфера его полномочий и прочие важные вопросы, связанные с его работой.
История создания Ростехнадзора
23 декабря является днем Государственного учреждения экологического, технологического и атомного надзора. История развития и изменения данной организации начинается со времен Петра I. Императором была создана Берг-коллегия. После чего создавались дополнительные структуры контроля работы на производствах. Когда появились паровые машины, возникла служба котлонадзора.
Далее создалась фабричная инспекция, а затем горнозаводская. После этого в Единую службу Ростехнадзора «слились» такие учреждения как Госгортехнадзор, Роспотребнадзор и Госэнергонадзор. Далее добавился экологический и атомный надзор. Таким образом и создалась служба Ростехнадзора.
Какие основные функции Ростехнадзора
На сегодняшний день существуют различные поднадзорные объекты Ростехнадзора. В разных областях находятся территориальные учреждения. Например, в Псковской области расположено Северо-западное управление Ростехнадзора. Данные отделы решают вопросы, которые относятся к:
- правовому характеру;
- защите гос. тайны;
- сотрудничеству между разными странами;
- энергосбережению;
- и другим.
Основные полномочия службы
О том, чем занимается Ростехнадзор, написано в Постановлении Правительства от 30.07.2004 года №401. В полномочия Ростехнадзора входит:
- контроль соблюдения нормативов в области эксплуатирования атомной энергии, контроль действительности разрешительной документации на право осуществления деятельности в области применения атомной энергии;
- отслеживание исполнения правил безопасности ядерной, радиационной, технической и пожарной сфер;
- регистрация ОПО;
- контроль по защите над ядерными установками, радиационными источниками, над пунктами хранения ядерных материалов и веществ;
- контроль исполнения международных норм безопасности в области применения атомной энергии;
- контроль исполнения нормативов промбезопасности в период проектирования, строительства, консервации опасных объектов;
- контроль соблюдения требований режима электробезопасности в электроэнергетике;
- контроль соблюдения правил и норм безопасности гидротехнических сооружений;
- контроль соблюдения энергетического исследования в установленные сроки;
- контроль требований, установленных технической документацией в определенной сфере деятельности.
Надзор за соблюдением основных правил охраны труда
Смысл надзора заключается в контроле над исполнением требований по охране труда, трудовых законодательных актов и других приказов. В законодательные акты внесены поправки, чтобы исключить дублирование полномочий Роструда и других органов в сфере охраны труда. Нормативными актами закреплено, что Ростехнадзор следит за исполнением нормативов промышленной безопасности на объектах, которые представляют производственную опасность, а также проводит контроль на государственном уровне за соблюдением условий по безопасному ведению работ на производствах теплоснабжения и электроэнергетики.
Обратите внимание! В полномочиях Ростехнадзора контроль исполнения требований по безопасному осуществлению работ. Государственный орган ведет контроль только за порядком выполнения работ, которые ведутся на отдельных объектах.
По вопросам, связанным с промышленной безопасностью, должна проводиться аттестация специалистов. Она проводится для следующих организаций:
- тех, кто строит, проводит консервацию, ликвидирует ОПО, производит перевозку опасных веществ;
- разрабатывает различную документацию, которая связана с использованием ОПО;
- тех, кто проводит подготовку и обучение по вопросам безопасности;
- тех, кто контролирует строительные организации.
Согласно правилам Ростехнадзор график проведения аттестации разрабатывается руководителем организации и отправляется в территориальный орган Ростехнадзора. На основании ФЗ №116 за выдачу работникам аттестата по государственной безопасности необходимо заплатить госпошлину. Размеры пошлины установлены подпунктом 72 ст. 333.33
Как осуществляется надзор за охраной труда
Надзор за ядерной и радиационной безопасностью
Приказ Ростехнадзора от 28 июня 2016 года №245 устанавливает порядок управления безопасностью в сфере применения ядерной и радиационной энергии. Инспекторы Ростехнадзора обязаны сообщать работникам и работодателям, если нарушены нормы ядерной и радиационной безопасности на проверяемых структурах. Сотрудники контролирующего органа независимы и имеют право действовать только в пределах своих полномочий. Ростехнадзор организовывает и координирует работу в данной области.
Какие процедуры не входят в компетенцию Ростехнадзора
Регламент проверок Ростехнадзора устанавливает также и то, что не входит в область его полномочий. Должностные лица Ростехнадзора не вправе:
- осуществлять инспекцию без присутствия руководителя организации или лица, которое заменяет его;
- осуществлять забор проб без оформления протоколов;
- проводить анализ документов дольше положенного срока;
- передавать сведения другим лицам о ходе проверки;
- требовать исполнения действий, не связанные с работой организации;
- изучать продукцию, которая не имеет отношения к проверке;
- останавливать процесс работы предприятия в период инспекции.
Порядок проведения проверки Ростехнадзором
Проверку того, что проверяет Ростехнадзор, можно разделить на несколько этапов.
Начало проверки
Прежде всего, сотрудник государственной контролирующей службы должен предъявить свое удостоверение руководителю предприятия. В удостоверении в обязательном порядке должна быть вклеена фотография. Также сотрудник предоставляет распоряжение о том, что необходимо провести проверку, в котором прописаны цели инспекции.
Важно! В распоряжении обязательно должна стоять печать и подпись руководителя контролирующего органа. Руководитель организации вправе отказать в проверке, если документы будут составлены не по правилам. Все лица, которые осуществляют проверку, должны быть указаны в распоряжении.
Сроки осуществления инспекции
Проверку Ростехнадзор может проводить не более одного месяца. В качестве исключения это возможно при определенных обстоятельствах. Проверка может быть продлена еще на один месяц.
Завершающий этап проверок
После того как проведена инспекция, инспектор государственной службы составляет документ. В нем прописываются все нарушения, каким образом их необходимо исправить, сроки и штрафы. Оформление акта осуществляется в двух экземплярах: один остается в государственной службе, а другой – у руководителя организации.
Важно! Обязательно наличие журнала проведения проверок. В нем фиксируются все даты о проведенных инспекциях.
Разновидности проверок
Административный регламент Ростехнадзора предусматривает два вида проверок: внеплановые и плановые. Это утверждает ФЗ №294 от 26.12.2008 г. Проверки по плану осуществляют один раз в три года согласно графику проверок Ростехнадзора на 2019 год.
Для осуществления внеплановой проверки необходимы определенные причины:
- частное или юридическое лицо подало письмо в официальной форме, в котором указана просьба разобраться в допущенных нарушениях. В результате этого будет организована проверка;
Важно! Если лицо, обратившееся с просьбой, пожелало быть анонимным, то ему может быть отказано в проведении инспекции.
- подача информации в СМИ;
- истек срок у юридического лица или индивидуального предпринимателя, чтобы устранить выявленные ранее нарушения;
- для жизни и здоровья человека существует угроза. Также, возможно, будет нанесен вред природе, или возникнут чрезвычайные ситуации, и будет угроза для безопасности страны.
Какие бывают проверки
Проверка автозаправочных станций
Что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке автозаправочной станции:
- соблюдаются ли нормативные нормы по лицензированию. У тех автозаправок, которые основаны 3-4 года назад, преимущественно имеется вся требуемая документация, акты проверок и бумаги для начала деятельности. У тех станций, которые функционируют давно (основаны более 40 лет назад), не проводились подобные проверки. В связи с этим, на основании актов о лицензировании объектов, которые имеют повышенную взрывоопасность, проводятся такие проверки;
- инспекторы также могут проверить, как реализуется топливо (наличие чеков, кассы) и какого оно качества.
Как проверяют автозаправочные станции
Проверка образовательного учреждения
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору контролирует организации не только в сфере промышленности и энергетики. Она может придти с проверкой и в образовательное учреждение: школу, ВУЗ и т. д.
В данном учреждении контролирующий орган осуществляет проверочные процедуры в отношении:
- соблюдения правил и норм того, как обслуживают и используют тепловые и электрические сети и установки, которые представляют повышенную опасность;
- того, как проводятся строительные работы, если учреждение их проводит (к примеру, строительство новых корпусов или реконструкция старых);
- того, в каком состоянии находится подъемное оборудование (например, лифты).
Проверка организаций по энергоснабжению
На основании ФЗ-261 от 23.11.2009 г. Ростехнадзор осуществляет проверки предприятий по энергоснабжению. В случае, когда предприятие не попадает под проверку (энергоресурсов используется менее чем на 10 млн., предприятие не муниципальное и здание берется в аренду), то проводится проверка того, насколько собственник исполняет правила повышения энергоэффективности и оснащенности применяемых энергоустановок.
Функции технического надзора в строительстве
Основные функции Ростехнадзора в строительстве:
- контроль соблюдения норм и требований принятых проектных решений;
- выяснение соответствия договорной цены строительства;
- проверка того, насколько качественное строительство.
Важно! В своей деятельности надзор за строительством основывается на проектных решениях, стандартах и требованиях действующих нормативных документов.
Порядок получения разрешения Ростехнадзора
Для получения разрешения Ростехнадзора необходимо пройти стандартную процедуру. Она включает следующие этапы:
- сбор необходимой документации. Подача заявки в необходимое представительство Ростехнадзора. Образец заявления можно найти на сайте контролирующего органа. Документы можно отправить почтой с сопроводительным письмом или лично в государственный орган;
- осуществление испытаний и исследований. Для этого создается специальная комиссия. В ее состав обязательно входит государственный представитель. В результате проверки оформляется протокол;
- исследование промышленной безопасности. Проводится по оборудованию, которое производится или используется за границей РФ;
- оформляется заключение. Принимается решение о выдаче или отказе разрешения.
Штрафы и ответственность
Штрафы Ростехнадзора для юридических лиц на 2018 описаны в ФЗ 171 и ФЗ 186 от 02.07.2013 г.
Если со стороны проверяющего инспектора Ростехнадзора предпринимаются попытки получения взятки, необходимо прекратить контакты с вымогателем и дать твердый отказ. По своему усмотрению возможно обратиться на горячую линию Ростехнадзора.
Нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность Ростехнадзора
Существует большое многообразие документации, которая регламентирует деятельность Ростехнадзора. Все акты должны в обязательном порядке соблюдаться всеми структурными подразделениями и территориальными органами. Среди законодательных актов можно выделить:
- ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- ФЗ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Ростехнадзор – государственная структура, которая осуществляет контроль в сфере использования ОПО. Данное учреждение имеет длительную историю. На сегодняшний день это развитая структура, деятельность которой регламентируется различными законодательными актами.
Источник: ohranatryda.ru