Практически с начала времен человек стремился ввысь. Вавилонская башня, египетские и южноамериканские пирамиды, Кельнский собор, Empire State Building, «Москва-Сити», Burj Dubai – все это звенья одной бесконечной цепи, связывающей тысячелетия развития высотного строительства. И каждая новая высота представлялась современникам предельной – выше только небо.
Сегодня также может показаться, что предел «штурма небес» почти достигнут: иные из небоскребов уже вплотную подошли к километровой отметке. Однако прогресс неостановим. Чего мы достигли, что ждет нас в ближайшем будущем, и какие чудеса нам еще предстоит увидеть?
Вчера и сегодня
Считается, что современное высотное строительство началось по прозаической причине – из-за нехватки земли в быстро растущих городах. Отчасти это так – например, ограниченность острова Манхэттен действительно заставила нью-йоркских застройщиков «тянуть» корпуса вверх. Но это не объясняет настоящую «гонку за высотой», которая развернулась с конца XX века на вполне свободных территориях, вроде Аравийской пустыни.
Китайцев уже не догнать: Машина для строительства небоскребов
На самом деле, ответ прост: люди начали строить небоскребы потому, что научились это делать. Высококачественная сталь, бетон и безопасный лифт – вот истинные творцы высотного бума. В особенности способствовали росту этажности железобетон и развитие технологий работы с ним.
Несмотря на то, что сами по себе бетонные работы стали использовать еще в глубокой древности (например, Великая Китайская стена во многом создана по технологии монолитного строительства), свои удивительные способности бетон проявил наиболее полно именно при создании высоток. Прорывом явилось изобретение металлического каркаса – он и позволил получать сооружения практически любой высоты.
Ускорило «гонку по вертикали» и изобретение съемной многоразовой опалубки. Придумали ее в послевоенной Германии, разрушенной бомбежками. Нужно было быстро и качественно возводить «с нуля» практически всю инфраструктуру. Ни времени, ни материалов, ни рабочей силы катастрофически не хватало.
Поэтому, по легенде, немецкий бизнесмен и инженер Георг Майер-Келлер решил собирать готовые деревянные щиты металлическим крепежом, чтобы оперативно перемещать их от одного объекта к другому. Идея оказалась настолько удачной, что сейчас монолитное строительство любой этажности сложно представить без такой разборной опалубки.
За истекшие десятилетия современные опалубочные системы ушли очень далеко от своего прародителя. Принятая сегодня повсеместно в высотном строительстве щитовая опалубочная система включает в себя каркасные щиты, подпорные элементы и детали крепежа. Каркасные щиты – основа системы. Они собираются из жесткой металлической рамы (стальной или алюминиевой) и опалубочной плиты, как правило, фанерной.Благодаря конструктивным особенностям сборная опалубка позволяет заливать любые поверхности – вертикальные, горизонтальные, изогнутые, округлые и даже наклонные.
Строительство «Лахта Центра». Котлован под фундамент небоскреба
«Во многом, свойства опалубки зависят от прочности и качества материала щита: он должен выдерживать огромные нагрузки – до 8 тонн залитого бетона на м 2 –и быть устойчивым к агрессивному термическому и химическому воздействию застывающего бетона. Березовая ламинированная фанера по соотношению «вес-прочность» превосходит даже сталь, а специальное покрытие фенольной пленкой обеспечивает надежную защиту от вредных факторов. Поэтому опалубка из таких щитов с успехом позволяет осуществлять практически любые архитектурные идеи», — говорит Андрей Кобец, менеджер по развитию продукта «СВЕЗА», мирового лидера в производстве березовой фанеры.
Чем выше здание, тем оно прочнее. Но, с другой стороны, строительные материалы должны быть легче. В противном случае небоскреб может просто не выдержать собственного огромного веса. Поэтому «высотная гонка» потребовала объединенных усилий химиков, металлургов и архитекторов.
Например, армирование бетона сталью позволило избежать главного противоречия в применении любых аналогов камня – отсутствия у последнего достаточной прочности на растяжение. В невысоких строениях это непринципиально, но начиная с 4-5 этажей, для устойчивости конструкции, приходится утолщать стены. В современном строительстве это неприемлемо. Обойти проблему помогло железо: оно обладает примерно равным бетону коэффициентом температурного расширения (проще говоря, одинаково реагирует на тепло и холод). Таким образом, эластичный металл принимает на себя растягивающее усилие, давая возможность строителям без опаски двигаться ввысь.
Еще больше «продвинула» стройку вверх технология преднапряженного железобетона. Метод состоит в том, что стальная высокопрочная арматура перед укладкой бетонной смеси натягивается специальным устройством. Когда бетон схватывается, сила предварительного натяжения передаётся застывающему материалу, сжимая его. Таким образом, частично или полностью, устраняются растягивающие напряжения от нагрузки.
«Преднапряжение позволяет существенно снизить вес конструкции и повысить ее прочность, – говорит Денис Портаев, руководитель направления по преднапряжению промышленно-строительного холдинга ГК «ПромСтройКонтракт». – Благодаря этой технологии расстояние между несущими колоннами можно увеличить до 2-х раз, до 20% снизить толщину перекрытий и на 25% уменьшить расход бетона».
Интересно, что одним из первых разработчиков метода (наряду с европейскими компаниями) стал советский ученый Виктор Михайлов.
Над уровнем неба
В наши дни в мире построено свыше 2600 небоскребов, треть из которых (862) возведена в Китае (включая Гонконг и Макао). Остальные расположены в США – 665, Японии – 163, ОАЭ – 146 и других государствах, причем с каждым годом все больше стран присоединяются к «небесному клубу». Впрочем, хотя высотное строительство давно перестало быть экзотикой, каждый небоскреб – здание уникальное. Поэтому довольно условна и классификация высоток. Тем не менее, она есть, поскольку существует целый ряд «унифицированных» проектных решений, которые служат ориентиром для профессионалов.
Такие решения обновляются и утверждаются на регулярных встречах международных независимых сообществ инженеров и архитекторов – IABCE(International Association for Bridge and Structural Engineering), ASCE(American Society of Civil Engineers) и CIB (International Council for Research and Innovation in Building and Construction). Последняя организация – CIB – в 1976 г. на своем симпозиуме приняла классификацию небоскребов по их высоте в метрах, считающуюся сегодня общепринятой. Здания ниже 30 м были отнесены к сооружениям повышенной этажности; до 50, 75 и 100 м – соответственно к I, II и III категориям многоэтажек, а свыше 100 м – к высотным.
Последняя группа, в свою очередь, также делится по высоте с шагом в 100 м. На сегодня зданий выше 400 м в мире около 10, от 300 до 400 м – немногим больше 20, от 200 до 300 м – порядка 100. Больше всего небоскребов в диапазоне от 100 до 200 м, и подсчитать их точно невозможно – слишком велики темпы строительства.
Вне зависимости от архитектурных изысков, все современные небоскребы объединяет общая структура: как правило, это башня более-менее округлой формы. Единство объясняется двумя главными факторами. Во-первых, здание такой высоты не должно мешать естественному освещению своих более низких соседей.
Во-вторых, чем больше высота, тем сильнее ветровые нагрузки (верхние этажи высоток при сильных ветрах раскачиваются вполне ощутимо для обитателей). Чтобы уменьшить их воздействие, лучше выбирать оптимальную в аэродинамическом отношении форму здания – пирамиду, цилиндр или призму. Причем основание высотки всегда должно быть несколько шире верха.
При всех заведомых преимуществах высотных пирамид (устойчивость и аэродинамическая стабильность) их не возводят – в силу сложности и материалоемкости. Зато цилиндров и призм предостаточно по всему миру – можно вспомнить знаменитую BurjDubai(ОАЭ) или столичные высотки «Москва-Сити».
Еще один пример использования цилиндров в архитектуре – «Северная башня» комплекса «Москва-Сити». Корпус башни построен по монолитной технологии, а затем завершен сплошным стеклянным фасадом. «Выбор строительной технологии зависит от архитектурного решения здания, – говорит Александр Глоба, инженер производственно-технического отдела строительной компании «INRI». – И основные сложности – в правильном комбинировании методов. «Северная башня» – изначально правильно решена, архитектурно и технологически, поэтому она так интересна».
Что день грядущий нам готовит.
Будущее, как известно, начинается сегодня. И ближайший рубеж высотного строительства – километр – вот-вот будет перейден. До заветной отметки осталось совсем немного – недавно открытый BurjDubaiпревысил 800 м. Но высота – вовсе не главная тенденция, и не она определяет ближайшие перспективы небоскребов.
Можно выделить 2 основных тренда, которые воцарятся на ближайшие 10-20 лет — это архитектурная необычность и экологичность проектов.
Перваятенденция, поначалу, не кажется особенной – ведь, как уже говорилось, любой небоскреб уникален. Однако если взглянуть на высотки даже 10-летней давности, видно, что особых архитектурных изысков в них нет. Как правило, это просто башни из стекла и бетона, в лучшем случае – со шпилями необычной формы.
Лишь в последние годы появились здания, которые действительно отличаются оригинальностью дизайна. И именно они задали тон очередной гонке – на этот раз за красотой. Например, можно выделить кувейтскую высотку Al Hamra Firdous («Аль-Хамра Фирдаус»).
Несмотря на довольно заурядный, по нынешним меркам, рост – «всего» 412 м, – она стала мировой достопримечательностью, походя, скорее, на современную художественную инсталляцию. Динамичной, сложной формой небоскреб напоминает движущуюся человеческую фигуру в национальной арабской одежде. Добиться такого эффекта удалось благодаря использованию современных строительных технологий.
«Сложный силуэт здания, – говорит Андрей Кобец («СВЕЗА»), – получили, используя метод монолитного строительства. В данном случае эффектную спиральную форму внешней стены позволила создать съемная опалубка со щитами из березовой фанеры (при строительстве, в том числе, применялась фанера СВЕЗА). Этот проект на сегодняшний день стал уникальным – впервые в мире был построен небоскреб исключительно по монолитному методу. Достаточно сказать, что на возведение Al Hamra Firdous ушло более 500 тыс. тонн цемента – это настоящая рукотворная скала!»
Вторая глобальная тенденция – «зеленая» – также активно развивается уже сегодня. Она возникла не столько на волне моды на экологию, сколько как ответ на дискомфорт, который человек испытывает в сверхурбанизированной среде. Выходом из ситуации может стать организация среды обитания, максимально приближенной к природной, внутри «стальных пещер» мегаполисов. Такая среда – биоклиматическая – ближайшая цель архитекторов и проектировщиков.
«Все выше, и выше, и выше…» – современная архитектура уже более века следует этому лозунгу. На смену стандартным стеклянным башням, благодаря монолитной технологии строительства, приходят рукотворные горы, покрытые лесами, меняются интерьеры и техника, но одно остается неизменным: вызов земному притяжению. Благо, новейшие материалы и технологии постоянно раздвигают горизонты строительства.
Источник: fasady.pro
Небоскребы в России. Нормативы, смыслы и перспективы
Ожесточенный спор между сторонниками и противниками российского небоскребостроения вероятно не будет иметь жирной точки. Но перевес явно на стороне апологетов высоты. Ибо небоскребы в России – уже данность. Интерес к теме наглядно продемонстрировал прошедший в Екатеринбурге форум высотного строительства 100+, который становится своеобразным толкачом высоких идей и решений.
Проблематика окончательно переходит из сферы «строить – не строить» в плоскость «как именно строить». И дело уже не только в наличии инвестиций, но в эмоциях, амбициях.
ВЫСОТА целесообразности
На форуме 100+ эксперты затронули проблему экономической целесообразности строительства небоскребов. Инвесторы и власти любят небоскребы. Но эксперты предостерегают обе стороны от необоснованных амбиций и игры наперегонки. Высотные здания – лучшая лакмусовая бумажка инвестиционной активности территории. Как отметила Елена Сиэрра, заместитель министра строительства и ЖКХ России: «Главный фактор – экономическая целесообразность!».
Ее позицию подтвердил Аркадий Чернецкий, бывший мэр Екатеринбурга, инициатор высотного строительства на Урале, ныне – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству:
«. Если говорить о высотном строительстве общественных зданий, то дело это очень дорогое, достаточно неблагодарное, и для того, чтобы замахиваться на высотное строительство, в регионе нужно иметь очень мощный бизнес-комплекс. Если Москва имеет возможность опираться на ресурсы всей страны, то региональные проекты в первую очередь будут подпитываться местным бизнесом. Поэтому, на мой взгляд, в стране есть 5–6 городов, где сегодня высотное строительство является оправданным, и которые являются центром притяжения бизнеса, способного не только заплатить, но и потребовать строительства подобных офисных зданий».
«На самом деле, высотное строительство может быть достаточно выгодным» – считает Виктор Афанасьев, директор по развитию «Атомстройкомплекса», компании, которая возводит в Екатеринбурге небоскреб Opera Tower стоимостью 5 млрд руб.
По мнению эксперта увеличение стоимости высотного здания происходит в основном за счет более дорогих инженерных и противопожарных систем. Но есть еще одна особенность. В высотке гораздо больше лифтов и лестниц, чем в обыкновенном доме. Соответственно, ядро непродаваемых площадей разрастается.
Если коэффициент полезных площадей в малоэтажках составляет около 70–80%, то в высотках он намного ниже. Поэтому задача архитектора – сделать так, чтобы «полезное» соотношение было выше, за счет удачных планировочных решений, грамотной прокладки коммуникаций.
Между прочим, Виктор Афанасьев отметил, что компания «Атомстройкомплекс» намерена получить на строительстве небоскреба хороший девелоперский процент – 30–40%.
Сергей Мямин, заместитель мэра, в свою очередь отметил, что исходя из российского законодательства, практически невозможно заниматься эксплуатацией первых этажей здания, не введя в строй последний. В результате, растягивается инвестиционный цикл. Здесь любопытен корейский опыт – при разрыве в 10 этажей внизу уже живут люди, работают магазины, а верхние этажи еще строятся.
По мнению уральского чиновника: «При надлежащей и правильной организации строительства, согласованной с экспертизой, с обеспечением безопасности начать эксплуатировать нижние этажи здания при продолжающемся строительстве – было бы одним из очень серьезных подспорий для инвесторов и застройщиков высотных зданий».
Думается, что такая идея в России еще долго будет считаться экстравагантной.
ВЫСОТА функциональности
Функциональная структура российской высотки сегодня выглядит по-евразийски многопланово. Высотные жилые здания и многофункциональные центры (МФК) составляют около 55% от общего числа самых высоких зданий в России, что связано с интересом к жилью бизнес- и люкс-класса.
В свою очередь МФК, как яйца в разных корзинах – хорошая возможность подстраховать риски. Причем застройщики и архитекторы все чаще пытаются создать внутри небоскреба самодостаточную среду для жизни и работы, по принципу города в городе.
Возведение МФК принято считать «азиатским» путем – именно в Азии строится около 65% не только самых высоких в мире, но и функционально полифонических зданий.
В России 10% рынка «высоты» занимают отдельно стоящие гостиничные комплексы, хотя современные мировые тенденции развития высотного строительства предполагают размещение гостиничных сегментов в рамках многофункциональных небоскребов.
Около 20% самых высоких зданий приходится на офисные комплексы, что считается «американской» тенденцией, заложенной еще на заре небоскребостроения. Но за океаном этот сегмент развивается за счет штаб-квартир крупных компаний, что в России пока не приживается. Исключение – «Лахта-Центр» (462,7м), строящийся на окраине Санкт-Петербурга.
На форуме 100+ эксперты отмечали и «ближневосточный» тип – привлечение инвестиций под личный авторитет руководителя или по политическим мотивам. В России единственный пример данного типа – восстановленный из пепла войны Грозный.
ТОЧКИ высоты
Всемирный совет по высотным зданиям и городской среде специально к форуму 100+ Forum Russia 2015 провел исследование небоскребов в России. По данным совета, в стране было построено 101 высотное здание выше 100 м. Из них 83 – в столице, 18 – в регионах.
По информации Национального объединения застройщиков жилья в крупных городах России в стадии строительства только жилых домов выше 25 этажей – 455 зданий, из них в Екатеринбурге – 58.
На сегодняшний день в 9-и городах России на разной стадии строительства находятся 22 жилых комплекса, в составе которых возводится 41 дом высотой от 28 до 58 этажей.
Лидирующие позиции в строительстве высотного жилья занимают Москва и Московская область – 9 объектов. В стадии строительства три жилых комплекса в Екатеринбурге (от 28 этажей до 37 этажей) и три в Новосибирске (28–30 этажей). Два жилых комплекса строятся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (28 этажей). И еще по одному в Воронеже, Самаре, Сургуте, Нижнем Новгороде и Красноярске.
Срок сдачи в эксплуатацию всех зданий заявлен в период с 2015 г. по 2020 г.
Ряд городов целенаправленно работают над высотными доминантами. Так, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга планирует сделать специальную схему высотных доминант, благодаря которой застройщики смогут возводить небоскребы без дополнительных согласований. Высота башен будет устанавливаться индивидуально, исходя из критерия «градостроительной разумности», то есть, вероятно, умозрительно и на глазок. Но с учетом, что эти здания не должны быть видны на исторических панорамах, которые, как известно, внесены в реестр объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Напомним, что схема с отклонениями от высотного регламента уже содержалась в правилах землепользования и застройки, отмененных судом в 2011 г. В них было учтено около 180 потенциальных небоскребов.
Новая схема заметно отличается. Высотных доминант будет значительно меньше, но их высота ожидается значительно выше.
На противоположном конце страны тоже озаботились высотным домостроением. Первый в России небоскреб высотой в 202 м (52 этажа) на Дальнем Востоке будет построен в Хабаровске уже в 2018 г. Он станет первой высоткой на Дальнем Востоке страны. (см — Хабаровск — столица небоскребов. Начало положено)
Но 100% региональным лидером «высоты» остается Екатеринбург. По словам мэра города Александра Якоба, – первый объект в формате «100+» появился в городе уже в начале 1980-х годов – это нынешний 24-этажный Дом правительства Свердловской области. Сегодня Екатеринбург обгоняет все города-миллионники России за исключением Москвы.
Уральская столица является одним из самых высотных в стране мегаполисов и входит в первую сотню «высоких» городов мира. Именно здесь за пару лет выросли «Высоцкий» (188 м) и «Исеть» (209 м) – самые северные небоскребы в мире.
В настоящее время в Екатеринбурге в различных стадиях реализации находится 152 здания выше 75 м. Каждый из десятка крупнейших застройщиков уральской столицы имеет в своем портфеле как минимум один объект «100+». К 2023 году, когда Екатеринбургу исполнится 300 лет, в городе появится небоскреб «300+».
АРХИТЕКТУРА высоты
В небоскребостроении, как в спорте: не важно, как ты выглядишь, главное – прыгнуть выше всех. По мнению архитекторов, это продолжает определять архитектурный облик высоток. Поэтому, они являются произведением скорее инженерно-строительной, нежели архитектурной, мысли.
«В небоскребах трудно изобрести что-то интереснее запредельной высотности. И перед архитекторами стоит задача привлечь самых опытных конструкторов, способных воплотить в жизнь «заоблачные» проекты», – замечает Дарья Сибирякова, главный архитектор Capital Group.
Небоскребы – символ глобализации и стирания национально-культурных границ. И превратить «палку» высотой в 300 метров в образ культурной и мировоззренческой самоидентификации территории и титульной нации – сложно. Как показывает практика, легче всего это удается китайцам – элементы пагоды с ее загнутыми краями гармонично вписываются в силуэт высотного здания и делают его узнаваемым.
Но за последние десятилетия существенный скачок произошел в области технологий автоматизированного проектирования, что открыло большую свободу в формообразовании высотных построек.
«Сейчас в этом процессе активно задействуются программы трехмерного проектирования. С помощью новых технологий здание даже со сложной архитектурной формой, например в виде спирали, можно легко и быстро спроектировать. Если раньше, когда расчеты велись вручную либо при помощи элементарных программ, срок проектирования таких зданий составлял бы 10 лет, то сегодня новые технологии проектирования позволяют решать эту задачу максимум за полгода-год», – объясняет главный архитектор UNK project Юлий Борисов.
За последнее десятилетие в мире появилось много футуристичных небоскребов динамичной формы: падающие, изогнутые, спиралеобразные, арочные, трансформирующиеся из одной формы в другую. Культурологического или национального смысла в этом процессе мало, но зато хотя бы не так скучно и однообразно.
НОРМАТИВНАЯ высота
С позиции нормативной базы небоскребы в России, как мед у Винни-Пуха – фактически они есть, но нормативно их нет. Термин «высотное здание» в Градостроительном кодексе Российской Федерации отсутствует. Есть понятие «уникальное здание» в статье 481 – «Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты». В пункте 2 – к «уникальным» отнесены объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена высота более чем 100 м.
На форуме 100+ состояние нормативной базы стало базовым предметом для бурных дискуссий. Базы не то, чтобы не хватает, ее почти нет. Для каждого нового здания высотой 100+ приходится разрабатывать специальные технические условия (СТУ), и проходить «9 кругов административного ада». Причем в регионах препятствиями к высотному домостроению становятся отсутствие у местной службы МЧС пожарного вертолета и лестницы, близость аэропорта и т.д.
Хотя сами представители «ада» уже были бы рады получить на руки Свод правил по высотному строительству. Игорь Манылов, глава Главгосэкспертизы: «. из-за отсутствия такого документа экспертам Главгосэкспертизы приходится рассматривать проект каждого здания «с нуля», при том, что некоторые положения СТУ кочуют из проекта в проект».
По информации Елены Сиэрра, заместителя министра строительства и ЖКХ России, – сейчас типовых решений в СТУ больше половины, и они плавно перетекают из одного СТУ в другое.
В Федеральном законе № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» высота здания определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин, находящегося на уровне нижней планировочной отметки земли, и нижнего уровня открывающегося проема (окна) в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического этажа).
Эта высота расположения этажа обусловлена техническими характеристиками подъемных пожарных механизмов. Она установлена для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 (жилых многоквартирных) на отметке 75 м, для зданий других классов функциональной пожарной опасности – 55 м. Для упрощения приведенной выше формулировки ею стали характеризовать разрешенную противопожарными правилами высоту здания.
Другое понятие высоты применяется для определения строительного объема здания, так как строительный объем надземной части здания определяется в пределах ограничивающих наружных поверхностей с включением ограждающих конструкций, световых фонарей и других надстроек, начиная с отметки чистого пола надземной части здания. Поэтому высота здания со шпилем определяется верхней отметкой шпиля.
При определении этажности здания в число этажей включаются все этажи, в том числе и верхний технический, что установлено в Приложении «В» СНиП 31012003. Однако верхний технический этаж не учитывается при выполнении противопожарных требований по обеспечению эвакуации и спасению людей, при расчете числа лифтов и при выполнении требований по устройству мусоропровода, так как в нем не находятся люди.
В Стандарте организации СТО 014227890012009 «Проектирование высотных зданий» дано определение:
«Высотное здание – здание, высота которого от отметки поверхности проезда пожарных машин, находящейся на уровне нижней планировочной отметки земли, до нижнего уровня открывающегося проема (окна) в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического этажа), а в случае сплошного остеклении и отсутствия оконных и других открывающихся проемов в верхних этажах до верха перекрытия последнего этажа, составляет более 75 м».
Но есть хорошие новости. Как доложил участникам форума директор ЦНИИЭП жилища по научной деятельности института Анатолий Магай, – институт уже приступил к разработке соответствующего свода правил и намерен до конца года представить его на обсуждение.
ПОЖАРНАЯ высота
Юрий Глуховенко, начальник Центра комплексной безопасности ЦНИИП Минстроя России:
«Строительство высотного здания предъявляет особые требования к безопасности – конструктивной и пожарной. Чтобы показать масштаб проблемы, приведу следующий пример: в каждом из зданий Москва-Сити в рабочее время пребывает от 40 до 50 тыс. человек одномоментно. 40 тысяч человек располагаются на нескольких десятках этажах. В случае пожара проблемы эвакуации и спасения такого количества людей становятся беспрецедентной технической задачей. Здесь еще нужно иметь в виду, что фасады зданий представляют из себя совершенно уникальные сплошные конструкции, в основном, светопрозрачные, что не позволяет проникать в здание с целями спасения или тушения извне, то есть через окно.
Эвакуация десятков тысяч людей за максимально возможный короткий промежуток времени – это вызов и для всех экстренных служб, и для инженеров, проектирующих такие здания.
Одна из главных проблем – использование лифтов для эвакуации людей из высотных зданий.
«Классика» пожарной безопасности диктует запрет на использование лифтов для эвакуации из обычных зданий. Но для того, чтобы из башни «Федерация» в Москва-Сити эвакуировать десятки тысяч людей с помощью лифта, необходимо 42 минуты. Если же они пойдут пешком без использования лифта – это три с половиной часа. Картина апокалиптическая, жертв будет очень много.
Поэтому профессиональное сообщество, несмотря на необходимость решения ряда инженерных задач, пришло к мнению, что в высотных зданиях необходимо использовать лифты для эвакуации людей. При этом лифты должны быть в особом исполнении, и кабины и шахты, и в России такие лифты есть».
Источник: ardexpert.ru
регистрация
Чтобы иметь дополнительные возможности, нужно зарегистрироваться, или войти как зарегистрированный пользователь.
После регистрации и подтверждения администратором Вы станете зарегистрированным пользователем.
Для этого необходимо заполнить поля ниже:
ЦЕНА ПО ЗАПРОСУ
Вилла с панорамным видом на пляж St Jean
Высотное строительство
Строительный бум на небоскребы продолжается. Специалисты KnightFrankи Emporis определили, где сегодня больше всего зданий, и попытались ответить на вопрос, какую роль они играют для этих городов.
Сейчас в мире в самом разгаре бум на строительство высотных зданий и небоскребов. Если по состоянию на 2009 год появилось всего 17 зданий в мире высотой более 300 метров, то по состоянию на конец 2015-го их было уже 79, из них 40% – в Китае, а 28% – в ОАЭ.
В чем выгода от строительства небоскребов? Во-первых, небоскребы существенно повышают статус города. Во-вторых, помогают избежать земельных конфликтов вокруг загородных участков – город не расширяет свои границы, не застраивает окрестные поля и леса и не разрушает экосистему.
В-третьих, растет качество жизни офисных сотрудников – они могут жить недалеко от работы (в 1970-80-х годах стоимость аренды помещений под офисы за городом была намного ниже, чем в одиночных и потому престижных небоскребах в центре города). В-четвертых, небоскребы решают не только рабочую, но и жилищную проблему – в последние десятилетия снова наметилась тенденция к тому, что люди возвращаются из агломераций в мегаполисы (так, население Нью-Йорка с 1980 года увеличилось на 19%). В-пятых, есть еще психологический фактор – считается, что офис, расположенный в суперсовременном и супертехнологичном здании, стимулирует его сотрудников работать продуктивнее, потому что они гордятся своей компанией. И в-шестых, оригинальные небоскребы увеличивают туристическую привлекательность города.
Количество небоскребов в современном глобальном городе постоянно растет. Так, в Лондоне с 2000 года появилось 23 небоскреба. Для сравнения – за предыдущие 40 лет в городе их построили всего 17. Тем временем в Нью-Йорке добавилось 4 новых небоскреба за один только 2014 год, в том числе знаменитый Всемирный торговый центр I (в стадии строительства или подготовки к строительству находятся 335 высотных зданий). На Востоке бум еще сильнее – с начала 2000-х в Дубае построили 190 новых небоскребов, а в Китае – 90.
Не существует единого стандарта, какое высотное здание можно официально назвать небоскребом, а какое – нет. База небоскребов Emporis определяет его как здание выше 100 метров. Совет по высотным зданиям и городской среде (CTBUH) называет небоскребами здания выше 150 метров, а авторитетная база данных SkyScrapercity– те, что выше 200 метров.
Небоскребы выше 300 метров называются сверхвысокими. А выше 600 метров – мегавысокими. Самым высоким домом, который введен в эксплуатацию, в мире по-прежнему является BurjKhalifa высотой 828 метров, построенный в Дубае в 2009 году.
Международная база данных высотных зданий и небоскребов Emporis в 2015 году составила список 25 городов, лидирующих по количеству высотных зданий.
Первая десятка выглядит так:
1. Гонконг – 7794 высотных здания на 1053 кв. км
2. Нью-Йорк – 6091 высотное здание на 800 кв. км
3. Сингапур – 4562 высотных здания на 710 кв. км
4. Москва – 10 896 высотных зданий на 1081 кв. км
5. Сеул – 3023 высотных здания на 616 кв. км
6. Дубай – 686 высотных зданий на 3885 кв. км
7. Чикаго – 1160 высотных зданий на 589 кв. км
8. Шанхай – 1121 высотное здание на 6638 кв. км
9. Сан-Паулу – 5789 высотных зданий на 1523 кв. км
10. Бангкок – 923 высотных здания на 1568 кв. км
По количеству небоскребов опять же лидирует Гонконг – 294 здания выше 150 м, на втором месте Нью-Йорк – 229 небоскребов, Дубай – 140, Шанхай – 118 и Токио – 113. Что касается Киева, то в городе сейчас 11 небоскребов, самый высокий из них – жилой комплекс на Кловском спуске высотой 168 метров с 48 этажами.
Консалтинговая компания The Knight Frank провела анализ городов на основании индекса небоскребов в свежем обзоре Skyscraper Report, посвященном небоскребам. Это еще один показатель развития города и его привлекательности для бизнеса и жизни. Индекс оценивает город, основываясь на целом ряде показателей, в том числе и уровне арендных ставок на офисные площади в небоскребах, а также ставке доходности, разнице в доходности инвестиций и государственных облигаций, количестве новых высоток и перспективах роста города. В данном обзоре по стоимости аренды за квадратный метр офисной площади и по индексу привлекательности, как, впрочем, и по количеству высотных зданий и небоскребов в городе, лидерство сохраняет Гонконг, а следом за ним идет Нью-Йорк.
Материалы по теме:
Для возрождения замороженных проектов в Дубае канадская инвестиционная компания Canada Business Holdings (CBH) намерена вложить $ 6 млрд. В числе первоочередных проектов, в которых заинтересована компания, находится Dubai Pearl.
В Мельбурне планируют построить новый небоскреб, который будет называться Premiere Tower. Разработкой проекта занимается архитектурная компания Elenberg Fraser.
Согласно последнему исследованию международной консалтинговой компании Knight Frank (Inside View, Italy), россияне вошли в топ-3 покупателей элитного жилья в Риме и на итальянских озерах в 2015 году.
Источник: yana-property.com
Небоскребы: очень высокие технологии
Если говорить о высоких технологиях в строительстве, то вершиной творения современной архитектуры несомненно являются небоскребы. Для своего создания эти монументальные сооружения потребовали огромного научно-технического прорыва.
Классическая конструкция здания подразумевает несущие стены и перекрытия. Однако подобная структура становится неустойчивой, если высота строения сильно превышает ширину. Поэтому инженерам первых высоток пришлось отойти от традиционной архитектуры и создавать строения как некую цельную конструкцию с несущим стальным каркасом.
У современных небоскребов каркас начинается под землей со свай и представляет собой стальные трубчатые фермы, тянущиеся до самой вершины здания. Стены вокруг такого каркаса скорее носят декоративный характер, нежели выступают силовым элементом. Представьте себе Эйфелеву башню, обтянутую «скорлупой» из стекла и металла, — именно так выглядит современный небоскреб с точки зрения конструкции.
Возведение таких гигантов производится с помощью «прыгающих» кранов, закрепляемых в шахтах лифтов и поднимаемых по мере строительства. В сочетании с модульной технологией это позволяет строить небоскрeбы с чрезвычайно высокой скоростью. Самый высокий небоскреб, Бурдж-Халифа в Дубае, несмотря на финансовый кризис 2008 года, был сооружен всего за пять с половиной лет. Чтобы противостоять порывам ветра и вероятным землетрясениям, высотные здания конструируют с учетом собственных колебаний каркаса, порой прибегая к весьма интересным решениям.
Сильный ветер является не меньшим препятствием при таких высотах. Очень часто форма небоскреба бывает продиктована не только эстетическими воззрениями архитектора, но и аэродинамикой. Для снижения влияния порывов ветра высотные здания стараются делать неравномерными по высоте. Весьма непростой задачей является подведение коммуникаций.
Инженерам приходится думать, как поднять воду на высоту в полкилометра. Для снижения нагрузки на трубопроводы подъем воды производится с помощью каскада насосов, расположенных по всей высоте сооружения.
Множество проблем, возникающих при строительстве небоскребов, порождает весьма интересные решения, а негативные факторы зачастую используются архитекторами во благо. Это отчетливо видно как в существующих небоскребах, так и в концептуальных моделях будущего.
Самые грандиозные строения последних лет
Бурдж-Халифа
Высота: 828 м
Год постройки: 2010
Место: ОАЭ, город Дубай
Самое высокое многофункциональное здание на сегодняшний день.
Королевская башня
Высота: 601 м
Год постройки: 2012
Место: Саудовская Аравия, город Мекка
Самый высокий отель в мире.
Тайбэй 101
Высота: 508 м
Год постройки: 2004
Место: Тайвань, город Тайбэй
Самое высокое офисное здание в мире.
Шанхайский всемирный финансовый центр
Высота: 492 м
Год постройки: 2008
Место: Китай, город Шанхай
В этом небоскребе находится самая высокая в мире смотровая площадка.
Международный коммерческий центр
Высота: 484 м
Год постройки: 2010
Место: Китай, район Гонконг
Этот небоскреб с площадью внутренних помещений 262 176 м2 оснащен 30 пассажирскими лифтами.
Башни Петронас
Высота: 451,9 м
Год постройки: 1998
Место: Малайзия, город Куала-Лумпур
Башни отличаются не только размерами, но и сложностью конструкции. Площадь всех помещений здания — 213 750 м2, что соответствует 48 футбольным полям.
Круизный лайнер «Oasis of the Seas»
Длина: 360 м
Год постройки: 2009
28 октября 2009 года произошло историческое событие: крупнейший в истории лайнер «Oasis of the Seas» был сдан заказчику после шести лет строительства.
Ан-225 «Мрия»
Длина: 84 м
Размах крыльев: 88,4 м
Год постройки: 1988
Самый большой в мире транспортный самолет был спроектирован и построен на Киевском механическом заводе в 1988 году.
Бурдж-Халифа: вертикальный город
Это самый высокий из ныне существующих небоскрeбов и самое высокое рукотворное сооружение на планете (высота со шпилем — 828 м). Для возведения подобного гиганта архитекторам и конструкторам пришлось изрядно поломать голову над построением инфраструктуры здания. Так как температура в Дубае часто превышает 40 °C, от архитекторов требовалось проведение колоссальных работ по обеспечению микроклимата внутри небоскреба.
Было разработано специальное остекление, способное отражать ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Также была создана система вентиляции, позволяющая эффективно использовать энергию ветра для снижения энергозатрат и обеспечения комфортных условий во всех уголках здания. Чтобы придать сооружению особую атмосферу, был разработан специальный ароматический состав, добавляемый в воздух в системе очистки.
Самый высокий в мире небоскрeб также может похвастаться и самыми скоростными лифтами — они способны развивать скорость до 10 м/с. Стоит, правда, отметить, что лифты тянутся не через весь небоскрeб, а поднимают людей только между промежуточными холлами на 43-м, 76-м и 123-м этажах. У подножья небоскреба в искусственном озере площадью 12 га находится музыкальный фонтан «Дубай», высота струй которого достигает 150 м.
Интересные факты. Стоимость сооружения составила $1,5 млрд, архитектором здания выступил американец Эдриан Смит. Подрядчиком стало строительное подразделение компании Samsung. Специально для строительства небоскреба был разработан особый бетон, который может выдерживать высокую температуру. Заливали его исключительно ночью, когда температура воздуха опускалась ниже 30 °C, при этом в раствор добавляли лед.
Дата постройки: 2010 год
Высота: 828 м
Количество этажей: 163
Место: ОАЭ, город Дубай
Время строительства: 5,5 лет
Вращающаяся башня: на острие технологий. Динамическая архитектура.
Одной из самых интересных концепций будущего являются небоскребы с динамической архитектурой. «Динамическая башня» — здание, планируемое к строительству в городе Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах, — действительно поражает воображение.
Огромный 420-метровый небоскреб будет состоять из центральной башни и «нанизанных» на нее этажей, способных вращаться индивидуально. Это позволит преображать вид небоскреба в любое время суток.
Кому-то может показаться, что такая конструкция потребует чудовищного количества энергии, и стоимость эксплуатации здания буквально взлетит до небес.
Однако, по словам архитекторов, электроэнергию сможет вырабатывать само здание. Между каждым этажом будет располагаться ветряная турбина, а сами этажи будут покрыты панелями солнечных батарей. Это более 0,3 МВт электричества от каждого элемента, ежегодно в сумме дающих 1 200 000 кВт·ч.
По предварительным расчетам, количество энергии, поступающее с 420-метровой башни, сможет обеспечить не только само здание, но и еще несколько высоток. Дубайский небоскреб планируется построить в 2015 году, общие инвестиции
в проект уже составляют около $700 млн.
Шанхайский всемирный финансовый центр
Этот небоскреб был введен в строй летом 2008 года, его высота составила 492 м. Первоначально в верхней части здания планировалось создать отверстие круглой формы 46 м в диаметре для уменьшения сопротивления воздуху. Однако общественность во главе с мэром города воспротивилась такому решению, так как посчитала, что это будет похоже на восходящее солнце, присутствующее на флаге Японии. В результате отверстие приняло трапециевидную форму, что еще и удешевило сам проект. Небоскреб возведен в деловом центре Шанхая. На высоте 472 м находится прогулочная галерея с раздвижной стеклянной крышей и выставочным залом — самая высокая в мире открытая смотровая площадка.
Архитекторы спроектировали здание таким образом, что оно способно выдержать землетрясение в семь баллов, а риск внезапного обрушения фасада практически отсутствует. При этом весь небоскреб, включая постамент, стеклянный. Фасад здания выполнен из ламинированного стекла, которое улучшает оптические, акустические и энергосберегающие характеристики. Снаружи материал имеет жемчужно-серебристый отлив, изнутри он полностью прозрачен. Каждый 12-й этаж здания является защищенным и предназначен для того, чтобы укрыть от пожара людей в случае возгорания.
Интересные факты. Стоимость сооружения составила $1 млрд.
Здание успешно прошло проверки на сейсмоустойчивость и может выдержать землетрясение магнитудой до семи баллов. При строительстве инженеры учли трагический опыт катастрофы 11 сентября в США. В связи с этим было предусмотрено три варианта спасения людей: спуск по защищенным лестницам в середине здания либо
на лифтах по бокам, а также эвакуация с защищенных этажей.
Дата постройки: 2008 год
Высота: 492 м
Количество этажей: 101
Место: Китай, город Шанхай
Время строительства: 10 лет
Висячие сады семирамиды XXI века. Вертикальные фермы.
Отечественному обывателю чуждо понятие нехватки жизненного пространства, однако в таких странах, как Япония, Корея, Малайзия, и многих других эта проблема дает о себе знать в полную силу. Количество земель, пригодных для выращивания сельскохозяйственных культур, здесь весьма ограничено.
Одним из самых интересных решений этой проблемы являются так называемые «вертикальные фермы». Подобные сооружения позволят заменить серьезные площади теплиц, ведь доступные для аренды пространства в современных небоскребах составляют десятки тысяч квадратных метров.
Одним из таких проектов является башня EDITT, разработанная для администрации городского строительства Сингапура. Это 26-этажное здание предполагает вместить 3841 м2 теплиц, 3567 м2 арендуемых площадей и более шести гектаров площади озеленения. Кроме непосредственного выращивания растений здание также может похвастаться обратным восстановлением 55,1% используемой жидкости (с помощью сбора дождевой воды) и высокой энергетической эффективностью за счет широкого использования солнечных батарей. Аналогичные проекты выдвинули многие архитектурные бюро по всему миру.
Штаб-квартира The New York Times
Здание головного офиса одного из старейших СМИ Соединенных Штатов — The New York Times — внешне ничем не выдает свои отличия от типичных современных небоскрeбов Америки. Однако 52-этажное сооружение из стекла, бетона и керамики таит в себе весьма высокотехнологичную начинку.
Четыре торца крестообразного здания покрыты керамическими трубками, блокирующими доступ прямых солнечных лучей к остеклению. Само стекло выполнено по технологии максимального пропускания видимого спектра света и отражения инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Дополняют картину 18 000 индивидуально регулируемых ламп. Система кондиционирования размещена под фальшполом, что позволяет более равномерно распределять поступающий воздух.
Забор воздуха меняется в зависимости от температуры снаружи (если на улице прохладно, воздух очищается и подается в помещения, не проходя охлаждение). Общая композиция здания способствует максимальному использованию естественного освещения, снижению нагрузки на систему кондиционирования и суммарно позволяет сэкономить около 30% электроэнергии. Кроме того, около 40% энергии и обогрев здания обеспечиваются встроенной ТЭЦ, работающей на природном газе. Здание было спроектировано архитектором Рензо Пиано в 2001 году и стало самым «зелeным» сооружением Нью Йорка.
Интересные факты. Стоимость сооружения составила $600 млн. Нижний этаж здания остается полностью прозрачным и открытым, а проходящие мимо люди могут видеть, что происходит в холле. Данный небоскреб является самым экологичным зданием Нью-Йорка, однако проект так и не получил сертификат LEED (Leadership in Energy and Environmental Design — лидерство в энергосберегающем и экологическом проектировании).
Дата постройки: 2007 год
Высота: 319 м (с учетом шпиля)
Количество этажей: 51
Место: США, город Нью-Йорк
Время строительства: 4 года
Концепты будущего: подводное царство. Небоскрeб наоборот.
Борясь с недостатком жизненного пространства, архитекторы порой рождают весьма интересные концепции. Так, существует целый ряд проектов небоскрeбов, располагающихся под водой. У подобного решения есть несколько весьма существенных преимуществ. В теплых широтах, при недостатке территорий суши, такое сооружение пришлось бы весьма кстати: не нужно тратить много энергии на
охлаждение (что весьма существенно при жарком климате) и подвод коммуникаций к верхним этажам — более того, здание само может вырабатывать достаточно электричества за счет энергии волн.Такому «водоскрeбу» не страшны землетрясения (вода вполне способна амортизировать даже очень сильные толчки). При грамотной реализации модульной конструкции спасение в случае пожара или частичного разрушения можно реализовать за счет отделения модулей и их подъема с помощью надувных баллонетов. Наиболее близки к этой концепции плавающий остров Project Utopia компании BMT Nigel Gee, а также «водоскрeб» (Water-Scraper) архитектора Сарли Адре Бин Саркума.
GT Tower East: волнистая архитектура
Небоскрeб GT Tower East, расположившийся посреди Сеула в Южной Корее, хотя и не очень высок (130 м), но резко выбивается из своего окружения. Причина — экстравагантный внешний вид: здание как будто слегка растаяло и пошло волнами. Такова задумка архитекторов Петера Ковенберга и Эдгара Бозмана из голландского бюро ArchitectenConsort.
Их высокотехнологичное детище словно насмехается над старой архитектурой, где стены составляли основу и залог прочности конструкции. Однако достоинства этого небоскреба не ограничиваются внешним видом. Архитекторы постарались максимально подготовить здание к будущему.
Так, единственными фиксированными составляющими на этажах являются компактное ядро здания и серия колонн по периметру. Остальные объемы могут быть спланированы арендаторами по своему усмотрению. Это очень важно с учетом того, что тенденции в планировке помещений постоянно меняются. Задействованы в здании и технологии энергосбережения: вентиляция и освещение, встроенные в пол и потолок, частично обеспечиваются за счет энергии от солнечных батарей, расположенных по всему фасаду. В то же время обширное остекление (со стороны кажется, что окна тянутся от фундамента до самой крыши) позволяет значительно сэкономить на освещении в светлое время суток.
Интересные факты. Благодаря волнообразным изгибам фасада создается интересный визуальный эффект, преломляющий отражения неба, солнечных лучей и стоящих рядом построек. Создатели проекта применили в конструкции уникального небоскреба новейшие системы экологической устойчивости, которые обеспечат персоналу комфортную работу: установка солнечных батарей для выработки электроэнергии, изоляция фасадов, современные системы вентиляции.
Дата постройки: 2011 год
Высота: 130 м
Количество этажей: 50
Место: Южная Корея, город Сеул
Время строительства: 4 года
Экстренные ситуации: безопасность превыше всего. А что если пожар?
Одной из самых важных проблем, проявившихся при строительстве небоскребов, стало спасение из них в случае форс-мажорных ситуаций — например, пожара или землетрясения. Классические пожарные лестницы резко теряют эффективность, если количество этажей превышает несколько десятков.
В итоге архитекторам приходится искать другие решения проблемы пожаробезопасности. Например, создатели уже упомянутого небоскрeба Бурдж-Халифа, вместо того чтобы покидать здание с высоких этажей во время пожара, предлагают укрыться в специальных герметичных убежищах, расположенных на приемлемом удалении от любой точки здания.
Есть и более экстравагантные решения, такие как набирающая популярность система «Baker Life Chute». Она представляет собой желоб-сетку, которую в случае пожара спускают одним концом из окна, а пожарная команда снизу закрепляет ее на некотором удалении от здания. Покидающие здание люди скатываются по желобу вниз, а натяжение позволяет плавно снизить скорость падения у земли.
ФОТО: Aguaviva, NormanChan, Chang-ChihLiao, zadirakavladislav, yuliufu, Essa Mohammad, Joe Skipper, smilingsunray, Anna Omelchenko, xy, zhudifeng, NikolausEssenwanger/Fotolia.com; «Легион-Медиа»; T.R.Hamzah Yeang Sdn. Bhd. International; Dynamic Communications Limited; BMT Group Ltd.; Mohammed Salem/Reuters; Alamy/Diomedia.com; Mark Lennihan/AP Photo; ConsortArchitects bv; Marshall Gerometta/CTBUH; SSgt Christopher A. Marasky/U.S. Air Force
Источник: ichip.ru