1. Настоящая методика разработана в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N 655 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 16, ст. 2695) (далее — Методика) и предназначена для оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета (далее — оценка эффективности).
2. Оценка эффективности проводится для принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о предоставлении средств федерального бюджета на осуществление капитальных вложений.
Основные показатели | Анализ эффективности
3. Оценка эффективности проводится в отношении объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, по которым:
не приняты в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения об осуществлении капитальных вложений с использованием средств федерального бюджета;
предполагается внесение изменений в принятые решения об осуществлении капитальных вложений с использованием средств федерального бюджета, в результате которых изменение мощности (прироста мощности) объекта капитального строительства, подлежащей вводу, мощности объекта недвижимого имущества составит более чем 10 процентов.
4. Методика не распространяется на объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется:
в рамках реализации государственного оборонного заказа;
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, организациям, реализующим инвестиционные проекты в сфере туризма, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации;
за счет субсидий на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление;
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых на финансовое обеспечение затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему по окончании срока действия указанного договора приобретение объекта недвижимого имущества, являющегося предметом лизинга, в собственность лизингополучателя;
за пределами территории Российской Федерации;
в рамках концессионных соглашений.
5. Оценка эффективности проводится Министерством экономического развития Российской Федерации на основании поступивших от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации документов, представленных заявителем для включения объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества в федеральную адресную инвестиционную программу в соответствии с Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».
3 5 Оценка экономической эффективности проектов
Оценка эффективности в отношении объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), входящих в состав мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), детализация которых осуществляется в соглашениях о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, заключаемых в соответствии с пунктом 7 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», проводится заявителем в процессе осуществления такой детализации.
Необходимые для проведения оценки эффективности исходные данные и документы, предусмотренные Методикой, представляются заявителем в составе пояснительной записки и (или) иных материалов к предложениям о включении объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества в федеральную адресную инвестиционную программу.
6. Методика устанавливает общие требования к расчету оценки эффективности, которая осуществляется на основе двух критериев:
потребность в создаваемых мощностях ();
влияние инвестиционного проекта на комплексное развитие территорий ().
7. Оценка эффективности (Э) рассчитывается по следующей формуле:
n — количество подкритериев, применяемых при расчете.
8. Требования к определению баллов оценки по каждому из критериев оценки эффективности установлены пунктами 9 и 10 Методики.
9. Критерий — потребность в создаваемых мощностях.
9.1. Подкритерий — наличие потребителей продукции (услуг), создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта.
В рамках оценки по указанному подкритерию проводится анализ наличия потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества).
Заявителем представляется пояснительная записка содержащая информацию о:
количественных показателях, характеризующих прямые (непосредственные) результаты (создаваемая (приобретаемая) мощность объекта) и конечные результаты (эффекты) реализации инвестиционного проекта. Рекомендуемые показатели представлены в приложении к Методике;
обосновании спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемую в результате реализации инвестиционного проекта. В качестве обоснования может использоваться официальная статистическая информация, иные данные, находящиеся в открытых источниках (со ссылками на источники соответствующих данных), а также письма федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о наличии необеспеченной потребности.
Балл, равный 1, присваивается, если проектная мощность (намечаемый объем производства продукции, оказания услуг) создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощность приобретаемого объекта недвижимого имущества) будет использоваться в полном объеме, то есть соответствует (или менее) потребности в данной продукции (услугах).
Балл, равный 0,5, присваивается, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого
(реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) в размере менее 100 процентов, но не ниже 75 процентов проектной мощности (после ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию мощность будет использоваться более чем на 75 процентов).
Балл, равный 0, присваивается, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) в размере менее 75 процентов проектной мощности.
Потребность в продукции (услугах) определяется на момент ввода создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства с учетом уже созданных и создаваемых мощностей в данной сфере деятельности.
9.2. Подкритерий — обеспеченность населения определенным видом объектов с учетом отраслевых нормативов (для объектов социальной сферы).
Осуществляется оценка соответствия мощности инвестиционного проекта и нормативов обеспеченности населения объектами социальной сферы.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию заявитель представляет пояснительную записку, содержащую информацию об утвержденных нормативах обеспеченности населения объектами социальной сферы и уровне их выполнения (достижения), до реализации инвестиционного проекта и после реализации инвестиционного проекта.
Примерный перечень нормативов обеспеченности населения объектами социальной сферы приведен в Приложении N 4 Методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2021 г. N 71.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если по результатам реализации инвестиционного проекта соответствующие нормативы обеспеченности населения объектами социальной сферы не будут превышены более чем на 10 процентов.
Инвестиционный проект признается не соответствующим критерию, если установлен факт превышения мощности инвестиционного проекта более чем на 10 процентов над нормативами.
Критерий не применим для объектов, не являющихся объектами социальной сферы, а также для объектов, для которых не установлены нормативы обеспеченности.
9.3. Подкритерий — отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями (для объектов производственного назначения).
Заявителем представляется пояснительная записка, содержащая информацию:
об объемах, основных характеристики продукции (работ, услуг), не имеющей мировых и отечественных аналогов либо замещаемой импортируемой продукции;
об объемах производства, основных характеристиках, наименовании и месторасположении производителя замещающей отечественной продукции (работ и услуг);
об объемах иных производителей замещающей отечественной продукции (работ и услуг);
об анализе рынка, в том числе подтверждающем наличие спроса на продукцию.
В качестве обоснования используются в том числе данные, находящиеся в открытых источниках (со ссылками на источники соответствующих данных).
Балл, равный 1, присваивается в случае, если в рамках проекта предполагается:
а) производство продукции (работ и услуг), не имеющей мировых и отечественных аналогов;
б) производство импортозамещающей продукции (работ и услуг);
в) производство продукции (работ и услуг), спрос на которую с учетом производства замещающей продукции удовлетворяется не в полном объеме.
В иных случаях присваивается балл, равный 0.
Критерий не применим для объектов, не являющихся объектами производственного назначения.
10. Критерий — соответствие схемам территориального планирования.
В рамках оценки по указанному критерию проводится анализ на предмет наличия объекта в утвержденных (согласованных) схемах территориального планирования (с использованием федеральной государственной информационной системы территориального планирования) и соответствия данных о нем параметрам инвестиционного проекта.
Балл, равный 1, присваивается в случае установления факта наличия объекта в утвержденных/согласованных схемах территориального планирования (с использованием федеральной государственной информационной системы территориального планирования) и соответствия данных о нем параметрам инвестиционного проекта.
В иных случаях присваивается балл, равный 0.
Критерий не применим к объектам, которые согласно законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности не подлежат отображению в схемах территориального планирования. В этом случае для проведения расчета условно присваивается балл, равный 1.
11. По результатам оценки эффективности инвестиционный проект признается:
эффективным — в случае, если значение итоговой оценки составляет 50 процентов и более;
низкоэффективным — в случае, если значение итоговой оценки составляет менее 50 процентов.
к Методике оценки
эффективности инвестиционных проектов,
реконструкцию, в том числе с элементами
реставрации, техническое перевооружение
объектов капитального строительства,
приобретение объектов недвижимого
имущества, финансовое обеспечение которых
полностью или частично осуществляется
из федерального бюджета
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Объекты капитального строительства
характеризующие прямые (непосредственные) результаты проекта
характеризующие конечные результаты проекта
Строительство (реконструкция) объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта
Учреждения здравоохранения (медицинские центры, больницы, поликлиники, родильные дома, диспансеры и др.)
1. Мощность объекта:
количество посещений в смену.
2. Общая площадь здания, кв. м
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Рост обеспеченности населения региона, муниципального образования или входящих в него поселений
(в зависимости от масштаба проекта) медицинскими услугами, врачами и средним медперсоналом, в процентах к уровню обеспеченности до реализации проекта.
В случае создания (реконструкции) специализированных медицинских центров, клиник — снижение заболеваемости, смертности по профилю медицинского учреждения
Дошкольные и общеобразовательные учреждения, центры детского творчества
1. Мощность объекта:
2. Общая площадь здания, кв. м
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Рост обеспеченности региона, муниципального образования или входящих в него поселений (в расчете на 100 детей) местами в дошкольных образовательных, общеобразовательных учебных учреждениях, центрах детского творчества, в процентах к уровню обеспеченности до реализации проекта
Учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки и т.п.)
1. Мощность объекта:
количество посетителей в день. Для библиотек — число единиц библиотечного фонда.
2. Общая площадь здания, кв. м
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Рост обеспеченности региона, муниципального образования или входящих в него поселений (в расчете на 1000 жителей) местами в учреждениях культуры, в процентах к уровню обеспеченности до реализации проекта
Учреждения социальной защиты населения (дома инвалидов и престарелых, детей-инвалидов, детские дома)
1. Мощность объекта:
2. Общая площадь здания, кв. м
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Рост обеспеченности региона, муниципального образования или входящих в него поселений местами в учреждениях социальной защиты, в процентах к уровню обеспеченности до реализации проекта
Объекты физической культуры и спорта (стадионы, спортивные центры, ледовые арены, плавательные бассейны и другие спортивные сооружения)
1. Мощность объекта:
пропускная способность спортивных сооружений;
количество мест, тыс. человек.
2. Общая площадь здания, кв. м
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Рост обеспеченности региона, муниципального образования или входящих в него поселений объектами физической культуры и спорта, рост количества мест в процентах к уровню обеспеченности до реализации проекта
Строительство (реконструкция) общественных зданий и жилых помещений
1. Общая площадь объекта, кв. м.
2. Полезная жилая площадь объекта, кв. м.
3. Количество квартир
Сокращение количества очередников на улучшение жилищных условий в регионе, муниципальном образовании или входящих в него поселениях, в процентах к количеству очередников до реализации проекта
1. Общая площадь объекта, кв. м.
2. Полезная и служебная площадь объекта, кв. м
Обеспечение комфортных условий труда работников, кв. м общей (полезной, служебной) площади здания на одного работника
казармы для военнослужащих
1. Количество мест.
2. Общая площадь объекта, кв. м
Обеспечение комфортных условий проживания, кв. м общей площади объекта на одного проживающего
Здания высших учебных заведений, военных училищ
1. Количество учебных мест.
2. Общая и полезная площадь объекта, кв. м
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Обеспечение комфортных условий труда работников и обучения учащихся, кв. м общей (полезной) площади зданий на одного учащегося
Строительство (реконструкция) объектов коммунальной инфраструктуры и охраны окружающей среды
Очистные сооружения (для защиты водных ресурсов и воздушного бассейна от бытовых и техногенных загрязнений)
объем переработки очищаемого ресурса, куб. м (тонн) в сутки (год)
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Сокращение концентрации вредных веществ в сбросах (выбросах), в процентах к их концентрации до реализации проекта.
3. Соответствие концентрации вредных веществ предельно допустимой концентрации
Береговые сооружения для защиты от наводнений, противооползневые сооружения
1. Общая площадь (объем) объекта, кв. м (куб. м).
2. Иные размерные характеристики объекта в соответствующих единицах измерения
1. Общая площадь защищаемой от наводнения (оползня) береговой зоны, тыс. кв. м.
2. Предотвращенный экономический ущерб (по данным экономического ущерба от последнего наводнения, оползня), млн руб.
Объекты по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов (ТПО)
объем переработки очищаемого ресурса, куб. м (тонн) в сутки (год)
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Срок безопасного хранения захороненных ТПО, лет
Мелиорация и реконструкция земель сельскохозяйственного назначения
Общая площадь мелиорируемых и реконструируемых земель, гектары
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельхозугодий, гектары.
3. Прирост сельскохозяйственной продукции в результате проведенных мероприятий, тонн
Объекты коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения, водоотведения, тепло-, газо- и электроснабжения)
1. Мощность объекта в соответствующих натуральных единицах измерения.
2. Размерные и иные характеристики объекта (газопровода-отвода — км, давление;
электрических сетей — км, напряжение и т.п.)
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Увеличение количества населенных пунктов, имеющих водопровод и канализацию, единицы.
3. Увеличение уровня газификации региона, муниципального образования или входящих в него поселений, в процентах к уровню газификации до начала реализации проекта
Сортировка, переработка и утилизация твердых бытовых отходов
объем переработки твердых бытовых отходов, тонн в сутки (год)
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Закрытие существующих свалок твердых бытовых отходов, общая площадь рекультивированных земель, гектары
Строительство (реконструкция) производственных объектов
Мощность объекта, в соответствующих натуральных единицах измерения
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Конечные результаты с учетом типа проекта (например, повышение доли конкурентоспособной продукции (услуг) в общем объеме производства, в процентах)
Строительство (реконструкция) инфраструктуры инновационной системы
Инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности (научные центры по разработке нанотехнологий;
производственно-экспериментальные базы и другие)
1. Общая площадь объекта, кв. м.
2. Иные размерные характеристики объекта в соответствующих единицах измерения
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Количество новых технологий, уровень новизны образцов новой техники
Инфраструктура коммерциализации инноваций (особые экономические зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.п.)
1. Общая площадь объекта, кв. м.
2. Иные размерные характеристики объекта в соответствующих единицах измерения
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Повышение доли инновационно-активных организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, процентов.
3. Повышение доли инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции, в процентах
Строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры
Пути сообщения общего пользования (железнодорожные пути;
автомобильные дороги с твердым покрытием;
1. Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования, км.
2. Иные размерные характеристики объекта в соответствующих единицах измерения
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Объем (увеличение объема):
грузооборота транспорта общего пользования, тонно-км в год;
пассажирооборота железнодорожного, автобусного и другого транспорта, пассажиро-км в год.
3. Сокращение времени пребывания грузов, пассажиров в пути, процентов.
4. Увеличение доли населенных пунктов, связанных дорогами с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования
1. Общая площадь объекта, кв. м.
2. Эксплуатационная длина объекта, км.
3. Иные размерные характеристики объекта в соответствующих единицах измерения
1. Объем (увеличение объема) грузооборота транспорта общего пользования, тонно-км в год.
2. Объем (увеличение объема) пассажирооборота железнодорожного, автобусного и другого транспорта, пассажиро-км в год.
3. Сокращение времени пребывания грузов, пассажиров в пути, процентов
Аэропорты (аэровокзалы, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянки самолетов, объекты навигации и управления воздушным движением и т.п.)
1. Мощность объекта (объем перевозимых грузов, тонн;
количество перевозимых пассажиров, человек).
2. Общая площадь объекта, кв. м.
3. Иные размерные характеристики объекта в соответствующих единицах измерения
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Объем (увеличение объема) грузооборота воздушного транспорта, тонно-км в год.
3. Объем (увеличение объема) пассажирооборота воздушного транспорта, пассажиро-км в год.
4. Сокращение времени пребывания грузов, пассажиров в пути, процентов
Морские и речные порты, портопункты и причалы
1. Мощность объекта (объем перевозимых грузов, тонн;
количество перевозимых пассажиров, человек).
2. Общая площадь объекта, кв. м.
3. Иные размерные характеристики объекта в соответствующих единицах измерения
1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единицы.
2. Объем (увеличение объема) грузооборота водного транспорта, тонно-км в год.
3. Объем (увеличение объема) пассажирооборота водного транспорта, пассажиро-км в год.
Источник: ppt.ru
Оценка экономической эффективности капитальных вложений с учетом жизненного цикла объекта капитального строительства
Повышение эффективности капитальных вложений в строительство объектов капитального строительства является одной из основных задач Правительства Российской Федерации. В настоящее время Правительством принят ряд мер, направленных на повышение качества принятия решений о капитальных вложениях в строительство.
31 августа 2016 г. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Козак утвердил План мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства № 6495п-П9 (далее – План), целью реализации которого является модернизация механизмов принятия решений о капитальных вложениях в строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее – государственные компании и корпорации). План предусматривает переход к новому двухэтапному порядку принятия решений о капитальных вложениях с одновременным уточнением действующих механизмов проверки эффективности инвестиций в объекты капитального строительства за счет бюджетных средств, средств государственных компаний и корпораций, который будет предусматривать:
- на первом этапе – подготовку обоснования инвестиций, содержащего проект задания на проектирование, а также проведение его технологического и ценового аудита (далее – аудит обоснования инвестиций), предметом которого будет, в том числе сравнение показателей инвестиционного проекта с соответствующими укрупненными нормативами цены строительства, а при их отсутствии – со стоимостью проектов-аналогов с установлением предельной цены проектирования и строительства данных объектов;
- на втором этапе – подготовку проектной документации и проведение ее государственной экспертизы, включая оценку соответствия представленной проектной документации утвержденному заданию на проектирование, являющемуся частью обоснования инвестиций, в отношении которого проведен аудит, и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства
На стадии обоснования инвестиций должен быть получен принципиальный ответ на вопрос о том, целесообразна ли реализация инвестиционного проекта с учетом выбранных застройщиком основных решений (в отношении места размещения объекта, сроков и этапов строительства, вариантов архитектурных, конструктивных, объемно-планировочных и технических решений и иных), в том числе с учетом оценки стоимостных показателей строительства, соответствия принятых решений современному уровню развития техники и технологии, воздействия на окружающую среду.
В состав обоснования инвестиций будет входить документация, включающая проект задания на проектирование, информацию об основных характеристиках, сроках и этапах строительства, о месте размещения объекта, об основных решениях по объекту, а также сведения об основном технологическом оборудовании, предполагаемую (предельную) стоимость, сведения о возможности (невозможности) использования экономически эффективной проектной документации. Результатом аудита обоснования инвестиций будет являться заключение, содержащее экспертную оценку обоснования инвестиций и выводы о возможности оптимизации выбранных основных решений, технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и этапов строительства, стоимости строительства в целом и отдельных его этапов.
Наличие заключения, выданного по результатам оценки обоснования инвестиций, будет являться основанием для принятия решения о включении проекта в федеральную адресную инвестиционную программу и предоставлении средств федерального бюджета на разработку проектной документации. После разработки проектной документации в отношении объектов, строительство или реконструкцию которых планируется осуществить в рамках реализации инвестиционного проекта, будет проводиться экспертиза проектной документации на предмет соответствия требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а также на соответствие утвержденному заданию на проектирования, являющемуся частью обоснования инвестиций, в отношении которого проведен аудит.
В целях реализации Плана Минэкономразвития России Минстроем России и Минфином России подготовлены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» и в ряд подзаконных нормативных правовых актов. Разработанные проекты нормативных правовых актов находятся в высокой степени готовности, в связи с чем внедрение института обоснования инвестиций планируется осуществить в 2018 году.
Минстроем России и Минфином России подготовлены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» и в ряд подзаконных нормативных правовых актов. Разработанные проекты нормативных правовых актов находятся в высокой степени готовности, в связи с чем внедрение института обоснования инвестиций планируется осуществить в 2018 году.
В последующем предполагается развитие данного института путем внедрения в сфере градостроительной деятельности технологий информационного моделирования, позволяющего управлять жизненным циклом объекта капитального строительства начиная с подготовки обоснования инвестиций и заканчивая его сносом. В указанных целях Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Козак 11 апреля 2017 года утвердил План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства № 2468п-П9 (далее – План 2), который является вторым этапом развития института обоснования инвестиций. Основной идеей вводимого механизма является переход к оценке экономической эффективности капитальных вложений на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства с применением технологий информационного моделирования. Прежде всего, План 2 предусматривает переход к оценке эксплуатационных затрат и затрат на снос объектов капитального строительства. На первом этапе развития института обоснования инвестиций в состав обоснования инвестиций будет включаться только предполагаемая (предельная) стоимость строительства объекта капитального строительства. Из-за отсутствия сметных нормативов на выполнение работ (оказание услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства, и укрупненных нормативов цены эксплуатации отразить в обосновании инвестиций предполагаемую (предельную) стоимость эксплуатации, а в последующем в проектной документации – стоимость эксплуатации не представляется возможным
В связи с чем Планом 2 предусмотрено внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на обеспечение возможности оценки стоимости не только строительства, но и эксплуатации и сноса объекта капитального строительства. Таким образом, в состав обоснования инвестиций будет включаться предполагаемая (предельная) стоимость строительства и выполнения работ (оказания услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации и сноса объекта капитального строительства, которая будет оцениваться в рамках аудита обоснования инвестиций.
Для нормативного закрепления такой возможности Планом 2 предусматривается утверждение Минстроем России следующих документов:
- сметные нормативы для определения стоимости выполнения работ (оказания услуг), необходимые для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства;
- укрупненные нормативы цены эксплуатации и цены сноса объектов капитального строительства, методики разработки и применения таких нормативов;
- сметные цены на выполнение работ (оказание услуг), необходимые для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства;
- методики классификации строительных материалов, изделий и конструкций и определение нормативных сроков их эксплуатации.
Данная работа является сложной и трудоемкой, принятию отдельных документов предшествуют определенные регламентные процедуры, участие в которых будут принимать значительное количество заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, в связи с чем реализацию предусмотренных Планом 2 мероприятий предполагается завершить в 2020 году. Помимо этого, для обеспечения возможности подготовки обоснования предполагаемой (предельной) стоимости эксплуатации и сноса объекта капитального строительства требуется определить перечень работ (услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства, и порядок их выполнения, а также нормативные сроки эксплуатации объектов капитального строительства, с учетом сроков использования примененных строительных материалов, изделий и конструкций. Указанные документы планируется разработать и утвердить уже к концу 2018 года.
На этапе подготовки обоснования инвестиций либо на этапе подготовки проектной документации в случае, когда подготовка обоснования инвестиций не осуществляется, будет создаваться информационная модель объекта капитального строительства (далее – информационная модель). Формирование информационной модели предполагается с применением информационных технологий и технических средств, в связи с чем информационная модель будет представлять собой базу данных об объекте капитального строительства, включающую в себя сведения, документы, материалы об объекте, формируемые при проведении инженерных изысканий, подготовке обоснования инвестиций, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте и выводе из эксплуатации объекта капитального строительства.
До ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию и регистрации права собственности на такой объект, право на информационную модель будет принадлежать застройщику. После ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права собственности на объект капитального строительства право на информационную модель объекта капитального строительства будет следовать судьбе права собственности на такой объект. В целях обеспечения надлежащей эксплуатации здания, сооружения планируется, что информационная модель будет передаваться для использования и хранения эксплуатационной компании. При подготовке и реализации Плана 2 возникали споры о том, требуется ли законодательно устанавливать единые правила (требования) для технических средств, используемых для создания и ведения информационной модели. По результатам проведенных согласительных мероприятий принято консолидированное решение, что собственник информационной модели самостоятельно будет выбирать информационные технологии и технические средства, с применением которых будет создаваться и использоваться информационная модель.
Следует отметить, что на этапе внедрения информационного моделирования подготовка проектной документации и проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий будут осуществляться в соответствии с действующим в настоящее время порядком. Застройщику будет дано право при подготовке проектной документации использовать информационные технологии в рамках создания и обработки информационной модели объекта капитального строительства. Но изменения порядка проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не планируется – на экспертизу информационная модель предоставляться не будет. Однако в последующем после реализации Плана 2 и апробации такого механизма и подготовки соответствующей аналитической информации, основанной на результатах правоприменительной практики, возможно будет его развитие в части предоставления на экспертизу не проектной документации в существующем понимании, а информационной модели.
В целом можно отметить, что введение механизма информационного моделирования позволит упростить и, следовательно, удешевить как строительство (реконструкцию, капитальный ремонт), так и осуществление строительных контроля и надзора, обеспечит возможность управления жизненным циклом объекта капитального строительства вплоть до сноса такого объекта и повысит прозрачность капитальных вложений.
Опубликовано в журнале «Вестник государственной экспертизы» № 4 2017 (5) 20 ноября 2016 года
Источник: gge.ru
ОДМ 218.4.023-2015
Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Методические рекомендации предназначены для определения общественной, коммерческой и бюджетной эффективности инвестиций в строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Имеет рекомендательный характер.
Оглавление
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Методические основы оценки эффективности дорожных проектов
4.1 Основные положения
4.1.1 Назначение рекомендаций и основные принципы их разработки
4.1.2 Основные задачи оценки эффективности проектов
4.1.3 Виды и показатели эффективности проектов
4.1.4 Денежные потоки и финансовая реализуемость проектов
4.1.5 Экономическое окружение проектов
4.1.6 Основные транспортно-эксплуатационные показатели проектов и методы их расчета
4.2. Оценка общественной эффективности проектов
4.2.1 Исходные положения
4.2.2 Виды социально-экономических эффектов и методы их расчета
4.3 Оценка коммерческой эффективности проектов
4.3.1 Исходные положения
4.3.2 Определение и оптимизация тарифов за проезд
4.3.3 Определение коммерческой эффективности проекта в целом
4.3.4 Определение коммерческой эффективности участия в проекте
4.4 Оценка бюджетной эффективности проекта
5 Формирование компьютерных моделей оценки эффективности дорожных проектов
5.1 Исходные положения
5.2 Разработка компьютерной модели оценки общественной эффективности строительства (реконструкции) дороги
5.2.1. Формирование панели исходных данных и управления расчетами
5.2.2 Разработка расчетных таблиц компьютерной модели оценки общественной эффективности
5.3 Определение требуемого уровня детализации параметров компьютерных моделей
5.4 Определение целесообразности учета отдельных форм эффективности инвестиций в строительство (реконструкцию) автомобильных дорог
5.5 Особенности формирования компьютерных моделей оценки общественной эффективности капитального ремонта и ремонта дорог
5.6 Разработка компьютерных моделей оценки бюджетной и коммерческой эффективности дорожных проектов
5.6.1 Формирование компьютерной модели оценки коммерческой эффективности строительства дорожного сооружения
5.6.2 Формирование компьютерной модели оценки бюджетной эффективности строительства участка дороги
6 Учет факторов риска и неопределенности при оценке эффективности дорожных проектов
6.1 Исходные положения
6.2 Классификация факторов риска дорожных проектов
6.3 Количественная оценка факторов риска и их ранжирование по степени значимости
6.4 Методы учета факторов риска и неопределенности при оценке эффективности дорожных проектов
6.5 Методы воздействия на факторы риска дорожных проектов
7 Методы оценки эффективности стратегии воспроизводства дорожных сооружений
7.1 Классификация стратегий воспроизводства дорожных сооружений
7.2 Формирование стратегий воспроизводства дорожных сооружений
7.3 Оптимизации стратегий воспроизводства дорожных сооружений
Приложение А. Нормативы для расчета средней скорости транспортных потоков
Приложение Б. Нормативы цен строительства дорожных сооружений
Приложение В. Нормативные и расчетные показатели для определения затрат и эффектов
Приложение Г. Показатели себестоимости пробега и простоя автотранспортных средств
Приложение Д. Методы оценки вне транспортного эффекта на уровне административно-территориальных образований РФ
Приложение Е. Методы определения тарифов за проезд
Приложение Ж. Методы сокращения неопределенности исходных данных с использованием экспертных оценок
Приложение З. Пример оценки общественной эффективности реконструкции дороги
Приложение И. Пример оценки общественной эффективности капитального ремонта участка дороги
Приложение К. Пример оценки общественной эффективности ремонта участка дороги
Приложение Л. Пример выбора оптимальной стратегии воспроизводства автодорожного моста
Приложение М. Пример оценки коммерческой эффективности строительства мостового перехода
01.01.2021 |
12.02.2016 |
01.01.2021 |
Этот документ находится в:
- Раздел Экология
- Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
- Раздел 93.080 Строительство дорог
- Раздел 93.080.10 Сооружение дорог
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативные документы
- Раздел Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы
- Раздел Проектирование и строительство автомобильных дорог
Организации:
Утвержден | Федеральное дорожное агентство | 2106-р |
Разработан | МАДИ |
- ВСН 21-83Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог
- Постановление 1О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы
- ОДН 218.0.006-2002Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог
- ОДМ 218.4.004-2009Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог
- ОДМ 218.1.002-2010Рекомендации по организации и проведению работ по стандартизации в дорожном хозяйстве
- СП 48.13330.2011Организация строительства
- СП 35.13330.2011Мосты и трубы
- СП 78.13330.2012Автомобильные дороги
- ОДМ 218.1.001-2010Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства
- ОДМ 218.2.028-2012Методические рекомендации по технико-экономическому сравнению вариантов дорожных одежд
- Показать все
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
роспвтоаор
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН: Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ).
2 ВНЕСЕН Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог и Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения от «10»11.2015 г. № 2106-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
1 Область применения. I
2 Нормативные ссылки. 1
3 Термины и определения. 1
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ. 3
4.1 Основные положения. 3
4.1.1 Назначение рекомендаций и основные принципы их
4.1.2 Основные задачи оценки эффективности проектов. 4
4.1.3 Виды и показатели эффективности проектов. 4
4.1.4 Денежные потоки и финансовая реализуемость проектов. 7
4.1.5 Экономическое окружение проектов. 9
4.1.6 Основные транспортно-эксплуатационные показатели
проектов и методы их расчета. 10
4.2. Оценка общественной эффективности проектов. 15
4.2.1 Исходные положения. 15
4.2.2 Виды социально-экономических эффектов и методы
4.3 Оценка коммерческой эффективности проектов. 27
4.3.1 Исходные положения. 27
4.3.2 Определение и оптимизация тарифов за проезд. 28
4.3.3 Определение коммерческой эффективности проекта в целом. 30
4.3.4 Определение коммерческой эффективности участия в проекте. 31
4.4 Оценка бюджетной эффективности проекта. 32
5 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ. 32
5.1 Исходные положения. 32
5.2 Разработка компьютерной модели оценки общественной
эффективности строительства (реконструкции) дороги. 34
5.2.1. Формирование панели исходных данных и управления
5.2.2 Разработка расчетных таблиц компьютерной модели оценки
общественной эффективности. 37
5.3 Определение требуемого уровня детализации параметров
компьютерных моделей. 42
5.4 Определение целесообразности учета отдельных форм
эффективности инвестиций в строительство (реконструкцию) автомобильных дорог. 44
5.5 Особенности формирования компьютерных моделей оценки общественной эффективности капитального ремонта
и ремонта дорог. 46
5.6 Разработка компьютерных моделей оценки бюджетной
и коммерческой эффективности дорожных проектов. 47
5.6.1 Формирование компьютерной модели оценки коммерческой
эффективности строительства дорожного сооружения. 47
5.6.2 Формирование компьютерной модели оценки бюджетной
эффективности строительства участка дороги. 52
6 УЧЕТ ФАКТОРОВ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИ ОЦЕНКЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ. 55
6.1 Исходные положения. 55
6.2 Классификация факторов риска дорожных проектов. 58
6.3 Количественная оценка факторов риска и их ранжирование по
степени значимости. 60
6.4 Методы учета факторов риска и неопределенности при оценке
эффективности дорожных проектов. 63
6.5 Методы воздействия на факторы риска дорожных проектов. 69
7 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЙ
ВОСПРОИЗВОДСТВА ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ. 73
7.1 Классификация стратегий воспроизводства дорожных сооружений. 73
7.2 Формирование стратегий воспроизводства дорожных сооружений. 74
7.3 Оптимизации стратегий воспроизводства дорожных сооружений. 76
Приложение А. Нормативы для расчета средней скорости
транспортных потоков. 83
Приложение Б. Нормативы цен строительства дорожных
Приложение В. Нормативные и расчетные показатели для
определения затрат и эффектов. 103
Приложение Г. Показатели себестоимости пробега и простоя
автотранспортных средств. 109
Приложение Д. Методы оценки внетранспортного эффекта
на уровне административно-территориальных образований РФ 118
Приложение Е. Методы определения тарифов за проезд. 122
Приложение Ж. Методы сокращения неопределенности
исходных данных с использованием экспертных оценок. 131
Приложение 3. Пример оценки общественной эффективности
реконструкции дороги. 137
Приложение И. Пример оценки общественной эффективности
капитального ремонта участка дороги. 143
Приложение К. Пример оценки общественной эффективности
ремонта участка дороги. 153
Приложение Л. Пример выбора оптимальной стратегии
воспроизводства автодорожного моста. 157
Приложение М. Пример оценки коммерческой эффективности
строительства мостового перехода. 168
ОДМ 218.4.023-2015 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Методические рекомендации предназначены для определения общественной, коммерческой и бюджетной эффективности инвестиций в строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки па следующие документы:
СП 35.13330.2011. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*;
СП 48.13330.2011. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004;
СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем методическом документе применяются следующие основные термины с соответствующими определениями:
1 административно устанавливаемые цены: Цены, устанавливаемые по решению органов законодательной и исполнительной власти, в том числе государственных органов регулирования.
3 бюджетная эффективность проекта. Целесообразность реализации проекта, оцениваемая с точки зрения ее влияния на бюджет соответствующего уровня.
4 вероятность риска. Измеритель частоты возможного наступления неблагоприятного события для реализации проекта.
5 вид воспроизводства дорожного сооружения: Вид выполняемых мероприятий при создании или последующей эксплуатации дорожного сооружения, предусматривающих их деление на работы по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству.
6 воспроизводство дорожных сооружении: Непрерывный процесс их создания, модернизации и поддержания в регламентированном транспортноэксплуатационном состоянии в условиях физического и морального износа.
7 дисконтирование стоимости: Процесс приведения будущей стоимости денег к текущей их стоимости.
8 жизненный цикл автомобильной дороги: Период создания и функционирования дороги с момента проектирования до момента ее реконструкции.
9 идентификация рисков: Процесс установления перечня основных видов рисков, присущих осуществлению конкретного проекта.
10 коммерческая эффективность дорожного проекта: Целесообразность реализации проекта, оцениваемая с точки зрения ее влияния на финансовые последствия деятельности его участников.
11 компьютерная модель: Модель воспроизводства дорожного сооружения, реализуемая компьютерными средствами в стандартной программе Excel.
12 критерий оптимальности: Признак или показатель, характеризующий степень достижения поставленной цели.
13 морально изношенное дорожное сооружение: Дорожное сооружение, исчерпавшее проектную пропускную или несущую способность (грузоподъемность).
14 неопределенность условий осуществ.зения проекта: Неполнота и/или неточность информации об условиях реализации проекта.
15 номинальная ставка процента: Ставка процента, устанавливаемая без учета изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией.
16 норма дисконта: Нормируемая минимально допустимая величина прибыли на капитал, выраженная в процентах или относительных единицах измерения.
17 общественная эффективность дорожного проекта: Целесообразность реализации проекта, оцениваемая с точки зрения ее влияния на социально-экономические последствия для общества в целом.
18 оптимальная стратегия воспроизводства дорожного сооружения: Стратегия воспроизводства дорожного сооружения, обеспечивающая достижение максимального результата по заданному критерию оптимальности.
19 простое воспроизводство дорожного сооружения: Процесс содержания или ремонта дорожного сооружения, обеспечивающий поддержание или восстановление его утраченных качеств.
20 расширенное воспроизводство дорожного сооружения: Процесс капитального ремонта, реконструкции дорожного сооружения или его нового строительства, обеспечивающий придание сооружению новых транспортноэксплуатационных качеств.
21 ре(иьная ставка процента: Ставка процента, устанавливаемая с учетом изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией.
22реальные цены: Административно-устанавливаемые или рыночные цены.
23 риск осуществления проекта: Возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода негативные последствия для реализации проекта.
24 стратегия воспроизводства дорожного сооружения: Объемы, сроки и последовательность выполнения отдельных видов работ на дорожных сооружениях с целью достижения желаемого результата в заданный период времени.
25 фактор риска: Потенциально возможное неблагоприятное изменение какого-либо параметра или тех или иных условий реализации дорожного проекта.
26 финансовая реализуемость проекта. Обеспечение такой структуры денежных потоков, при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное количество денег для осуществления проекта.
27 формирование стратегии воспроизводства дорожного сооружения. Процесс определения конкурентоспособных вариантов повышения транспортноэксплуатационных качеств сооружений в течение заданного периода.
28 экономико-математическая модель воспроизводства. Математическое описание экономического процесса воспроизводства дорожного сооружения в целях исследования и управления им.
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ
4.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1.1 НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИХ РАЗРАБОТКИ
4.1.1.1 Настоящие «Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог» (далее Методические рекомендации по оценке эффективности дорожных проектов или просто «Методические рекомендации») предназначены для оценки эффективности инвестиционных программ развития и совершенствования дорожной сети; проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и других дорожных сооружений, обоснования их планировочных и конструктивных решений.
4.1.1.2 В основу разработки «Методических рекомендаций» положены следующие принципы:
— строгого соответствия всех его основных методических положений официальным межотраслевым Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов;
— всестороннего учета специфических особенностей оценки эффективности инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве;
— систематизации требований, предъявляемых к методам расчета всех видов транспортного и внетранспортного эффектов от строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог;
— создание условий для творческой инициативы проектировщиков при оценке требуемой степени детализации расчетов общественной и коммерческой эффективности дорожных проектов.
4.1.1.3 «Методические рекомендации» предназначены для предприятий и организаций любой организационно-правовой формы, участвующих в разработке, экспертизе и реализации дорожных проектов.
4.1.1.4 «Методические рекомендации» могут быть использованы:
• при расчетах общественной, коммерческой и бюджетной эффективности дорожных программ и проектов;
• при оценке финансовой реализуемости коммерческих дорожных проектов и целесообразности создания государственно-частных партнерств;
• при сравнении вариантов проектных решений в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений;
• при анализе социально-экономических последствий от выполнения или невыполнения дорожных программ и проектов;
• при проведении экспертиз и подготовке экспертных заключений о целесообразности государственной поддержки дорожных проектов.
4.1.1.5 В Методических рекомендациях используются основные понятия и определения, принятые в Приложении 1 официальных «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов».
4.1.2 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ
Оценка эффективности дорожного проекта в общем случае предполагает решение следующих задач:
1) определение абсолютной эффективности проекта, которая устанавливается как степень результативности реализации его выбранного варианта в конкретных условиях, т.е. путем сравнения получаемых от проекта эффектов, с требуемыми для этого затратами;
2) определение сравнительной эффективности проекта, которая устанавливается на основе сопоставления показателей его затрат и результатов с аналогичными показателями других проектов или на основе сопоставления указанных показателей по вариантам данного проекта;
3) оценку устойчивости показателей эффективности проекта к потенциально возможным изменениям условий его реализации, т.е. учет Факторов риска и неопределенности осуществления проекта;
4) оптимизацию стратегии воспроизводства автомобильной дороги, т.е. выбор из потенциально возможных вариантов ее развития в течение жизненного цикла наиболее целесообразного по заданному критерию.
4.1.3 ВИДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
4.1.3.1 Под эффективностью инвестиционного проекта понимается степень соответствия его результатов целям и интересам его участников, в качестве которых могут выступать как общество в целом, так и отдельные субъекты инвестиционной деятельности по данному проекту (инвесторы, акционеры, кредиторы).
При оценке эффективности инвестиций в дорожные проекты следует различать следующие ее виды: общественную, коммерческую и бюджетную. Общественная эффективность характеризует социально-экономические последствия осу-
ществления проекта для общества в целом, коммерческая — его финансовые последствия для конкретных участников (инвесторов) и бюджетная — финансовые последствия проекта для федерального, регионального или местного бюджета.
4.1.3.2 Общественная эффективность рассчитывается для народнохозяйственных и крупномасштабных инвестиционных проектов, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в стране или в отдельных регионах и отраслях. К таким проектам относятся все проекты строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования.
4.1.3.3 Расчет коммерческой эффективности строительства и реконструкции дорог осуществляется в том случае, если для их воспроизводства используются внебюджетные источники финансирования или предусматривается создание платных автомобильных дорог.
4.1.3.4 Бюджетная эффективность проектов строительства и реконструкции дорог определяется при необходимости оценки целесообразности участия в них государства с точки зрения расходов и доходов бюджета соответствующего уровня.
4.1.3.5 Для оценки эффективности проектов используются следующие основные показатели, базирующиеся на соизмерении затрат на их осуществление и результатов от реализации: интегральный эффект или чистый дисконтируемый доход, индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности и срок окупаемости.
Чистый дисконтируемый доход (ЧЛЛ) — сумма дисконтированных потоков чистых выгод по проекту, определяемая как разница между результатами и затратами на протяжении всего расчетного периода
где R, -результаты от осуществления проекта на t-м шаге расчета;
3, — затраты на реализацию проекта на том же шаге;
Е — норма дисконта;
Т — горизонт расчета (расчетный период сравнения вариантов);
(1 + Е) ’* — коэффициент дисконтирования.
Если ЧДД положительный, проект является эффективным (при заданной норме дисконта) и может быть принят к реализации. Если ЧДД отрицательный, то доходность проекта ниже заданной нормы дисконта (нормы прибыли), и от него следует отказаться.
На практике часто используется модифицированная формула для определения ЧДД. Для этого из состава затрат исключают дисконтируемые капитальные вложения (К), определяемые по формуле
где Kt — капиталовложения на t-м шаге расчета.
Тогда формула для расчета ЧДД принимает вид
ЧДД = X (Я, -3*,)(1 + Е)-‘-К, (3)
где 3*, — затраты на t-м шаге за вычетом капиталовложений.
Индекс доходности инвестиций (ИД) представляет собой отношение суммы дисконтируемых эффектов к величине дисконтируемых капиталовложений
ИД = ±£(Г?,-3′,№ + £)’. (4)
Индекс доходности инвестиций всегда больше единицы для проектов с положительным ЧДД и наоборот.
Внутренняя норма доходности (ВИД) представляет собой такую норму дисконта инвестиционного проекта, при которой величина дисконтируемых эффектов равна дисконтируемым затратам. Она определяется решением следующего уравнения
Внутренняя норма доходности показывает фактический уровень доходности общих инвестиционных издержек. При ВИД > Е интегральный эффект является положительным, что указывает на достаточную эффективность проекта. При ВИД < Е интегральный эффект — отрицателен и поэтому проект — неэффективен.
Срок окупаемости инвестиций (Т,2) — это минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого ЧДД становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
Кроме вышеуказанных основных критериев эффективности при сравнении вариантов дорожных проектов допускается использование показателей дисконтированных (приведенных) затрат (при равенстве конечных результатов их реализации) и дисконтированных (приведенных) эффектов (при равенстве затрат на их реализацию).
Наиболее важным показателем оценки эффективности проекта является чистый дисконтируемый доход, интегрирующий все без исключения как доходы (прибыли, эффекты), так и затраты, обусловливающие их получение. Все же другие показатели эффективности являются менее репрезентативными, так как они либо имеют неполные (недостаточные) количественные связи со всеми условиями реализации инвестиционного проекта (приведенный эффект или приведенные затраты), либо не дают однозначной экономической интерпретации возможным последствиям изменения этих условий (внутренняя норма дохода, индекс доходности, срок окупаемости).
Источник: standartgost.ru
Критерии и показатели оценки эффективности функционирования предприятий строительного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Мамедов Автондил Гасымович
В статье рассматриваются основные подходы к оценке эффективности функционирования предприятий строительного производства на основе использования системы критериев и экономических показателей.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Мамедов Автондил Гасымович
Ситуационный подход как основа совершенствования планирования и регулирования поставок материальных ресурсов строительному предприятию
Текст научной работы на тему «Критерии и показатели оценки эффективности функционирования предприятий строительного производства»
Х.З. Халимбеков, А.Г. Мамедов
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В статье рассматриваются основные подходы к оценке эффективности функционирования предприятий строительного производства на основе использования системы критериев и экономических показателей.
Ключевые слова: строительные предприятия, строительное производство, оценка эффективности, экономический потенциал предприятия, рентабельность, срок окупаемости капиталовложений
Наличие взаимосвязей между условиями производства, вводимыми в него факторами и конечными результатами предполагает необходимость поиска критериев и показателей, позволяющих адекватным образом управлять производственным процессом с максимально возможной эффективностью. В качестве методологической основы эффективного функционирования строительных предприятий в работе предлагается использовать принципы ресурсной концепции, позволяющей эффективным образом реализовать следующую взаимосвязь — «цель — стратегия — ресурсы». При этом, рассматривается интегрированная совокупность ресурсных компонентов предприятия как система, включающая в себя технические, технологические, финансовые, кадровые, организационные и информационные ресурсы. Каждый из указанных видов ресурсов выражает возможности достижения стратегических целей предприятия, реализация которых предполагает создание условий, отражающих закономерности поведения строительного предприятия в рыночной среде.
С учетом требований методологии управления и планирования в системе можно выделить следующие группы показателей оценки эффективности функционирования системы:
— показатели приоритета, описывающие потребности общества, не поддающиеся качественной оценке;
— экономические показатели для оценки экономического потенциала предприятия;
— показатели эффективности предприятия в целом.
При этом необходимо выделить два аспекта оценки: наличие потребности в результатах и степень ее удовлетворения. Наличие потребности является главным условием постановки проблемы, а степень ее удовлетворения служит критерием отбора при оптимизационных расчетах.
Следует также отметить, что в условиях совершенствования хозяйственного механизма в строительстве решение проблем повышения эффективности функционирования предприятия в целом может быть вызвана не только экономической целесообразностью, но и технической необходимостью, а также социальными и экологическими целями. Эти проблемы также должны удовлетворять определенные потребности системы, оценить которые часто необходимо как качественно, а по возможности и количественно.
Особый интерес в условиях рынка имеет оценка эффективности задействования экономического потенциала строительного предприятия в производственном процессе. При этом к основным экономическим показателям оценки потенциала предприятия можно отнести следующие:
— показатель экономических связей, показывающий наличие потребности в результатах эффективного функционирования;
— показатели объема полных затрат по всему жизненного цикла проектирование -строительство — эксплуатация;
— показатели для оценки экономического потенциала предприятия;
— обеспечение предприятия материально-техническими и трудовыми ресурсами;
— обеспечение финансовыми ресурсами;
— показатель вероятности получения ожидаемого результата.
Для более объективного определения значимости состояния предприятия, его эффективного функционирования и дальнейшего развития необходимо помнить о его технической оценке. В эту группу показателей входят следующие:
— показатель технических связей (комплексности), предназначенный для выявления широты использования технического решения в системах. Назначение этого показателя -стимулировать использование инновационного потенциала, обеспечить включение в план повышения эффективности всех элементов, составляющих комплексную проблему. Использование этого показателя, выражающего связь данного решение со всеми техническими системами, позволить выявить альтернативные решения сходных проблем, позволяющих оценить степень удовлетворения общества;
— показатель степени технической новизны проекта;
— показатель состояния исследования инвестиционных проблем;
— показатель возможности и целесообразности решения определенной проблемы.
Показатель приоритета участвует в определении интегральной оценки как в группе
экономических показателей, так и в группе технических. Особое внимание в области повышения эффективности функционирования предприятия уделяется группе показателей, позволяющих определить экономическую эффективность (рентабельность) предприятия в целом и производства. В частности, к ним относятся следующие: I. Показатели продаж:
— общий объем продаж в стоимостном и количественном выражении;
— сопоставление плановых и фактических показателей по продажам, по видам продукции, производственным отделениям или предприятия в целом, достоверность собственных прогнозов сбыта;
— анализ эффективности продаж:
_ ^^ С П _ _ ^^ С П ч
где: ЭП — эффективность продаж;
ЕСП — сумма продаж;
ЕПЗ — стоимость портфеля заказов;
ЕЧ — численность работников;
— анализ поступления новых заказов и состояния портфели заказов
о _ ^^ ЗП . о _ ^^ /Л
эПЗ ~ ; эПЗ ~ ^ Ту ; (2)
где: ЭПЗ — эффективность портфеля заказов;
ЕЗП — сумма полученных заказов;
ЕСЗ — стоимость полученных заказов;
ЕК — число клиентов.
— показатель условий продаж (ПУП):
где: ЕССК — общая сумма представленных покупателям скидок.
Существенным образом на повышение эффективности строительного производства влияет снижение издержек производства. В самом общем случае издержки производства предприятия включают следующие виды затрат:
— на обслуживание производства;
— расходы по организации сбыта и техническое обслуживание; отчисления, включаемые в издержки производства; расходы на организацию и управление предприятием.
Затраты на совершенствование продукции, инновационную деятельность включают затраты на НИОКР, модернизацию оборудования, приобретение нового оборудования, на совершенствование технологического процесса, на специализацию, затраты на финансирование и освоение новых производственных объектов, расходы на патентование своих изобретений и приобретение лицензий.
Расходы на организацию сбыта и обслуживание состоят из следующих затрат:
— на товародвижение: упаковку, хранение, транспортировку, расходы на оплату услуг торговых посредников;
— расходы на стимулирование сбыта: на рекламу и проведение рекламных компаний, участие в выставках, стимулирование продаж (потребительский кредит, рассрочка платежа и т.д.);
— затраты на послепродажное обслуживание продукции.
В отчисления, включаемые в издержки производства входят амортизационные отчисления и отчисления в различные фонды: развития производства, инвестиционный, науки и техники, социального страхования, пенсионный и т.д.
При организации и управлении предприятием осуществляются затраты на маркетинговую деятельность, которые включают расходы на:
— проведение маркетинговых исследований;
— оплату приобретаемых деловых услуг (консультационных, информационных);
— разработку маркетинговых программ;
Наиболее часто для оценки состояния предприятия используются относительные показатели эффективности, т.к. они более удобны для применения. Что же касается оценки инвестиционной деятельности, то, например, американские компании, наиболее часто используют два показателя:
— показатель эффективности инвестиций (return on investment, ROI);
— показатель остаточного дохода (residual income).
Показатель ROI представляет собой произведение доли прибыли (до вычета налогов и процентов за полученные кредиты, net operating income) в объеме продаж на число оборотов действующих активов за год, которая, в свою очередь определяется по следующей формуле:
ROI = ( n/Q)(Q/A) = П/A, (4)
где, П- прибыль, А- активы, Q- объем продаж.
При этом активы представляют собой сумму оборотных средств (наличность и ее эквиваленты, ценные бумаги, дебиторская задолженность, запасы) инвестиций и основного капитала.
Общепринятый подход к оценке экономической эффективности строительного производства основан на вычислении ряда показателей, зависящих от ожидаемой прибыли. В этом случае очень часто для оценки эффективности строительного производства используются показатели, зависящие от ожидаемой прибыли. К таким показателям относятся приведенная прибыль и срок окупаемости капиталовложений: Т Я
где: П — приведенная прибыль; ^ — ожидаемая прибыль в год ^ Е — коэффициент приведения; Т — предполагаемый срок получения прибыли; К — сумма капиталовложений.
В международной практике для оценки эффективности капиталовложений используют показатель внутренней нормы рентабельности, который характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения за счет различных эффектов, возникающих в процессе использования этих средств.
В условиях рыночной экономики вся деятельность строительных и промышленных предприятий основывается на инвестиционных возможностях. Поэтому, нам представляется особенно важным рассмотрение показателей, описывающих финансовое состояние предприятия. К таким показателям относятся следующие:
— показатели прибыли и эффективности.
Относительные показатели характеризуют отношение собственного капитала к заемному в различных соотношениях, в частности:
— отношение долгосрочных долговых обязательств по всей сумме долгосрочного капитала;
— отношение заемных и собственных средств;
— показатель «покрытия» процента, используемый для оценки части активов, финансирование которых осуществляется за счет привлеченных средств;
— показатель изменчивости прибыли, альтернативой которому может служить подсчет соотношений между стандартным отклонением ежегодных изменений прибыли к средним изменениям прибыли;
— показатель средневзвешенной стоимости капитала (СВСК), описывающий структуру долгосрочного капитала, в который включаются собственные средства и долгосрочные пассивы. Расчет этого показателя для конкретного предприятия можно произвести по следующей формуле:
СВСК = 1Кацц(1 — Т) + КБ/К + Ке (1 — Б/К) (6)
где: ^цб — часть выплачиваемого процента по банковским займам и кредитам, допускаемая к включению в состав себестоимости для расчета налогооблагаемой прибыли. Она рассчитывается на основе ставки центробанка плюс несколько дополнительных пунктов;
^цБ+ — часть выплачиваемого процента по займам и кредитам, превышающая
Т — ставка налога на прибыль;
(1-Т) — «налоговый щит», позволяет рассчитывать налогопонижающий эффект от включения процента по займам и кредитам в состав себестоимости;
К — общая долгосрочная капитализация предприятия. Рассчитывается как сумма всех долгосрочных займов и рыночной капитализации собственных средств.
Б — сумма всех долгосрочных займов по балансу предприятия;
Ке — ожидаемая норма доходности.
В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель рассчитывается на основе фактической доходности акций данного предприятия о биржевых котировках за период 3-5 лет. Этот универсальный показатель позволяет достаточно точно определить эффективность использования активов предприятия. СВСК может применяться для расчета эффективности капитальных вложений при подготовке технико-экономических обоснований проектов.
Эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется показателем стоимости, приходящейся на одного занятого или на 1 рубль затрат на персонал:
где: Ч — чистая прибыль:
Эффективность использования капиталовложений характеризуется как отношение (Ч+ЕЗ) к инвестициям в основные фонды: Ч + Е З
где: КИФ — инвестиции в основные производственные фонды.
Этот показатель безразмерен, поэтому пригоден для сопоставления между предприятиями разных стран.
Капиталовложения, которые могут быть эффективно использованы, ограничены, т.к. излишние вложения неэффективны. Поэтому, размеры оптимальных капиталовложений можно определить, сопоставив с показателем стоимости, добавленной обработкой. Значительные инвестиции возможно только за счет займов, которые целесообразны вследствие низкой процентной ставки.
Чем больше суммарный размер инвестиций, тем труднее их эффективно использовать.
В последнее время большое распространение в практике получил показатель экономической эффективности, рассчитанный по методике Чистова Л.М.:
где: ЭФ — эффективность функционирования предприятия;
АРпред — прирост результата производства в строительном предприятии, обусловленный мероприятиями по повышению эффективности его функционирования;
ЕЗпр — затраты, осуществляемые на реализацию мероприятий по повышению эффективности функционирования предприятия.
Однако, при его исчислении возникают серьезные проблемы, связанные с расчетом суммарных затрат, достигнутого результата производства за счет всех факторов и выделения доли отдельных факторов, особенно если это касается организации управления строительным производством.
Эффективность функционирования строительных предприятий зачастую
определяют через эффективность производственной системы в целом, исходя из обобщающего показателя результата производства на уровне предприятия. Для проведения таких расчетов можно использовать методы определения составляющих эффективности, которые нашли свое отражение в указанных работах.
Рис.1. Система показателей экономической эффективности строительного
С практической точки зрения при определении результативности строительного производства можно, используя подход профессора Чистова Л.М., основанного на сопоставлении показателей, предложить следующие:
— индекс относительного роста производства, рассчитанного через коэффициент использования производственной мощности соответственно до и после осуществления мероприятий по повышению эффективности функционирования;
— индекс относительного роста ресурсоотдачи за счет указанных мероприятий;
— индекс относительного роста максимально возможной эффективности производства.
При этом, влияние мероприятий по повышению эффективности функционирования предприятий строительного производства в комплексе будет проявляться в следующем: чем выше индекс максимально возможной эффективности производства и чем в большей степени отстает от него индекс относительного роста эффективности производства, тем
больше относительный рост эффективности за счет внедрения мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия.
Абсолютный прирост эффективности функционирования предприятия за счет осуществления мероприятий можно определить по формуле: ЛЭ = (1ЭФФ — 1)Эфб; (10)
где: ЛЭ — абсолютный прирост эффективности функционирования; ЭФб — эффективность функционирования базового варианта; 1ЭФФ — индекс относительного роста эффективности функционирования.
где: ЭФН — эффективность функционирования предприятия после осуществления мероприятий по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Основная проблема, возникающая при оценке эффективности инвестиций -проблема выбора критерия (количества и качества). В качестве критериев оптимизации финансово-экономической эффективности инвестиций в строительстве в условиях рынка могут использоваться интегральные критерии, такие как сумма минимальных дисконтированных затрат:
ЗЕ =Е (1К + и К) ^ тп Е t=
где: Зе — суммарные затраты дисконтирования;
1г — инвестиции годовые;
^ — текущие денежные затраты (без амортизации) в год;
Кг — коэффициент разновременности (приведения) потоков наличности в год 1.
ТР — расчетный период.
Решения по поводу выбора значений показателей функционирования предприятия строительного производства в перспективе относятся к стратегическим. В этой связи, совокупность управляемых параметров и методов управления каждым из этих параметров в отдельности и в целом характеризует собой стратегическое управление рассматриваемым предприятием, задачей которого будет являться выработка единой стратегии развития, обеспечивающей наиболее эффективное устранение или смягчение имеющихся проблем.
Целевые установки повышения эффективности функционирования предприятия могут быть сгруппированы следующим образом:
— цели, обусловленные внешними требованиями к качеству реализации основных внешних функций предприятия;
— цели, порожденные собственными интересами и приоритетами предприятия, как проблемной системы.
Набор показателей функционирования предприятия, определяющих будущую стратегию, целесообразно для строительных систем разделить на две группы: показатели использования ресурсов и стоимостные показатели, каждый из которых представлен системой критериев, служащих для количественной оценки эффективности функционирования предприятия, как проблемной системы.
Проведенный выше анализ позволяет предложить следующую систему экономических показателей эффективности строительного производства показанную на рис.1.
На наш взгляд полученная система показателей является достаточно полной, чтобы обеспечить эффективное управление строительным производством, т.к. она позволяет все данные необходимые для принятия эффективных управленческих решений.
Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 18, 2010.
Kh.Z. Khalimbekov, A.G. Mamedov
Criteria and indicators of the estimation of efficiency of functioning of the enterprises of building manufacture
The summary: in article the basic approaches to an estimation of efficiency of functioning of the enterprises of building manufacture on the basis of use of system of criteria and economic indicators are considered
Keywords: the building enterprises, building manufacture, an efficiency estimation, economic potential of the enterprise, profitability, a time of recovery of outlay of capital investments
Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович (р. 1969) доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве и машиностроении», декан факультета Государственного и муниципального управления ОУ ВПО «ДГТУ». Окончил Дагестанский государственный технический университет (1993). Основные направления научной работы: экономика строительства, экономика сферы услуг, экономика промышленности региональная экономика Автор более 150 научных работ
Мамедов Автондил Гасымович (р. 1983) аспирант кафедры «Экономика и управление в строительстве и машиностроении» ГОУ ВПО «ДГТУ». Окончил Дагестанский государственный университет в 2007 г.
Основные направления научной работы: экономика строительства, Автор более 10 научных работ
Источник: cyberleninka.ru