Оценка качества строительства дорог

Наша страна имеет огромную территорию, и недостаточно развитую дорожную сеть. Развитие экономики России требует строительства новых дорог и ремонта старых.

Для качественного решения дорожного строительства необходим постоянный контроль за этапами строительства со строгим соблюдением требований нормативно-технической документации и проекта.

Для этих целей желательно привлекать независимую экспертную организацию, которая не имеет никаких интересов ни в сфере непосредственного осуществления строительства, ни в сфере проектирования, во избежание возможного конфликта интересов и сговора.

Наша организация готова оказать услуги по контролю за качеством строительства как уже возведенных, так и строящихся дорог, а также услуги по определению стоимости строительства и устранения выявленных недостатков.

По конкретному случаю можно получить бесплатную консультацию и задать Все интересующие Вас вопросы нашим специалистам, воспользовавшись сервисом задать вопрос на нашем сайте.

15410029 Оценка качества дороги

Источник: interstroyexpertkzn.ru

Оценка качества строительства дорог

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН акционерным обществом «Институт «Строй-проект»» (г.Санкт-Петербург) при участии общества с ограниченной ответственностью «ИндорСофт» (г.Томск) и открытого акционерного общества «СНПЦ «Росдортех»» (г.Саратов).

2 ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее — методический документ) устанавливает рекомендации:

— по порядку организации и методике выполнения диагностики автомобильных дорог;

— методике оценки технического состояния автомобильных дорог;

— порядку использования результатов диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог для принятия управленческих решений на стадии планирования дорожно-ремонтных работ.

1.2 Данный методический документ распространяется на автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации (федерального, регионального или межмуниципального значения).

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 32729-2014 Дороги автомобильные общего использования. Метод измерения упругого прогиба нежестких дорожных одежд для определения прочности

Оценка качества строительных работ в Лобне

ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

ГОСТ 32965-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока

ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием

ГОСТ 33383-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Методы определения параметров

ГОСТ 33388-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации

ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)

СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85)

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД): Комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих ее потребительские свойства.

3.2 технический уровень дороги: Степень соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции и капитальном ремонте) геометрических параметров и характеристик дороги и ее инженерных сооружений.

3.3 эксплуатационное состояние: Степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания, включая прочность дорожной конструкции, состояние дорожного покрытия и обочин, разметки, инженерного оборудования, а также сцепные качества и ровность дорожного покрытия.

3.4 оценка транспортно-эксплуатационного состояния: Определение степени соответствия нормативным требованиям фактических потребительских свойств автомобильных дорог, их основных параметров и характеристик.

3.5 ось автомобильной дороги: Условная линия, проходящая посередине проезжей части или разделительной полосы.

3.6 автоматизированный банк дорожных данных (АБДД): Отраслевая база дорожных данных, предназначенная для сбора, контроля качества, хранения, обработки и анализа дорожных данных, получаемых в ходе выполнения работ по диагностике автомобильных дорог, а также для информационной поддержки, принятия управленческих решений на стадии планирования и оценки эффективности дорожных работ органами управления дорожным хозяйством.

Читайте также:  Gp это в строительстве

3.7 постоянные параметры дороги: Технические характеристики дороги и ее элементов, не меняющиеся в процессе эксплуатации и меняющиеся только при реконструкции или капитальном ремонте.

3.8 переменные параметры дороги: Технические характеристики дороги и ее элементов, изменяющиеся в процессе эксплуатации под воздействием транспортных средств, метеорологических условий и выполнения любого вида дорожных работ, кроме реконструкции и (или) капитального ремонта.

3.9 пространственные дорожные данные: Дорожные данные, сопровождаемые информацией об их географическом местоположении.

3.10 дорожная одежда нежесткая: Многослойная конструкция, состоящая из слоев дорожного покрытия, содержащего органические вяжущие или выполненного из не укрепленных либо укрепленных вяжущими минеральных зернистых материалов и слоев основания (одного или нескольких), воспринимающая воздействие транспортных средств и природно-климатических факторов, обеспечивающая снижение возникающих усилий при передаче их на грунт земляного полотна.

3.11 основные полосы движения: Полосы движения основного хода автомобильной дороги, исключая переходно-скоростные полосы, уширения, карманы, полосы для поворота перед перекрестками.

4 Организация и технология работ по диагностике автомобильных дорог

4.1 Общие положения

Цель диагностики автомобильных дорог состоит в своевременном получении полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог и изменении условий их работы, на основе которых выполняется оценка технического состояния автомобильных дорог на соответствие нормативным требованиям документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

4.2 Виды диагностики, состав работ и периодичность их проведения

4.2.1 Общие требования и порядок выполнения работ по диагностике автомобильных дорог установлены ГОСТ 33388-2015.

4.2.2 Состав, объемы и периодичность проведения работ по диагностике устанавливаются владельцами автомобильных дорог в отношении:

— автомобильных дорог общего пользования федерального значения — Федеральным дорожным агентством и (или) находящимися в его ведении федеральными государственными учреждениями или иными операторами федеральных автомобильных дорог;

— автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения — органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением;

— автомобильных дорог общего пользования местного значения — органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией;

— частных автомобильных дорог — физическим или юридическим лицом, являющимся собственником частной автомобильной дороги.

4.2.3 Систематически выполняемая на протяжении всего срока эксплуатации автомобильных дорог диагностика в зависимости от условий выполнения работ разделяется:

— на полную, в ходе которой производится определение всего комплекса заданных параметров и характеристик состояния автомобильных дорог с целью установления начального фактического технического уровня и эксплуатационного состояния и сопоставления с нормативными требованиями;

— приемочную, в ходе которой осуществляется определение всего комплекса установленных параметров при сдаче автомобильных дорог в эксплуатацию после проведения дорожных работ;

— плановую, в ходе которой определяются только переменные параметры и эксплуатационные характеристики состояния дорог, такие как продольная ровность покрытия, коэффициент сцепления, повреждения дорожного покрытия (дефекты), коэффициент прочности дорожной конструкции (может производиться выборочно на участках, требующих ремонта или временного ограничения движения, установленных по результатам анализа ровности и состояния дорожного покрытия по повреждениям), предназначенную для оценки текущего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог с целью определения потребности в ремонтных работах и обновления базы дорожных данных;

— специализированную, в ходе которой производится выявление такого комплекса параметров и характеристик состояния автомобильных дорог, которое требуется для определения причин их несоответствия установленным требованиям; данный вид диагностики рекомендуется выполнять на участках, предназначенных для ремонта, капитального ремонта или реконструкции автомобильных дорог.

4.2.4 При вводе автомобильной дороги (участков дороги) в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта проводится приемочная диагностика — комплекс измерений и оценки тех постоянных и переменных параметров, технических и эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, которые были созданы или изменены при осуществлении соответствующих дорожных работ.

По решению владельца автомобильной дороги для оценки качества работ, оказывающих влияния на ее переменные эксплуатационные характеристики, допускается проведение приемочной диагностики при вводе автомобильной дороги (участков дороги) в эксплуатацию после проведения работ, выполненных в рамках мероприятий по ремонту или содержанию.

4.2.5 В отдельных случаях для изучения состояния автомобильных дорог осуществляют работы по специализированной диагностике, в состав которой при соответствующем обосновании могут входить элементы изыскательских работ.

Читайте также:  Перечень актов скрытых работ при строительстве теплотрассы

Специализированная диагностика выполняется по отдельному заданию в случаях, когда следует установить причины снижения параметров и характеристик элементов автомобильных дорог (например, при выявлении причин концентрации ДТП), определить параметры и характеристики автомобильных дорог при реализации проектов реконструкции и капитального ремонта, нахождении возможности движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильной дороге, а также в иных случаях, когда необходима актуализация информации о ее транспортно-эксплуатационном состоянии.

4.2.6 Виды диагностики автомобильных дорог, условия проведения и рекомендуемая периодичность проведения представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Рекомендуемая периодичность проведения работ по диагностике автомобильных дорог

Источник: docs.cntd.ru

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДОРОГИ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОГ

Диагностика – это обследование, сбор и анализ информации о геометрических и технических параметрах и характеристиках, физических свойствах дорог и дорожных сооружений и условиях их работы. По материалам диагностики осуществляется оценка состояния дороги и дорожных сооружений.

Оценка транспортно-эксплуатационного состояния – это определение степени соответствия фактического состояния дороги и дорожных сооружений предъявленным требованиям.

Задача оценки состоит в сравнении фактических данных о состоянии дороги с нормативными требованиями, в определении расхождений между ними, оценке степени этих расхождений, выявлении и оценке причины возникновения дефектов и расхождений.

Существует несколько методов оценки состояния дорог:

— метод сравнения технических параметров и характеристик,

— метод сравнения и по техническим параметрам и транспортно-эксплуатационным показателям,

— метод сравнения потребительских свойств.

Суть оценки состояния по техническим параметрам и физическим характеристикам состоит в сопоставлении фактических значений этих параметров и характеристик с нормативными, требуемыми или проектными.

Этот метод имеет ряд недостатков — очень большое число оцениваемых параметров и характеристик дороги (от 10-15 до 40 и более.

Выбрать мероприятия по ремонту или реконструкции дорог весьма трудно.

Комбинированные методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог включают в себя оценку дороги по основным транспортно-эксплуатационным показателям, техническим параметрам и характеристикам, а также как инженерного транспортного сооружения, предназначенного для обеспечения удобного и безопасного движения автомобилей с высокими скоростями и установленными нагрузками.

Комбинированная система включает следующие показатели:

— скорость движения (оценивается по величине коэффициента обеспеченности расчетной скорости в осенне-весенние, переходные периоды года);

— пропускную способность дороги и уровень загрузки дороги движением;

— безопасности движения (оценивают по трем показателям: коэффициенту происшествий, коэффициенту аварийности и коэффициенту безопасности;

— соответствия фактических геометрических параметров нормативным для данной категории дороги (оценивают прямым сравнением);

— прочности дорожной одежды (оценивают коэффициентом прочности);

— ровности покрытия (оценивается коэффициентом ровности);

— шероховатости и сцепных качеств покрытия (оценивается показателем скользкости и коэффициентом сцепления по ширине покрытия).

Это основные показатели. Кроме того, по техническим параметрам и физическим характеристикам оценивают состояние обочин, откосов, системы водоотвода. Состояние мостов оценивается в основном определением их грузоподъемности.

Преимущество этого метода состоит в том, что дорога одновременно оценивается по техническим параметрам и характеристикам и по транспортно-эксплуатационным показателям, т.е. по потребительским свойствам.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что каждый показатель, параметр и характеристика оценивается раздельно и имеет свои нормативные требования. В результате по итогам оценки на каждом участке дороги получается от 20 до 80 числовых данных в абсолютной или относительной форме, показывающих совпадения или отклонения от нормативных требований. Это затрудняет анализ, вывод и выбор наиболее важных мероприятий по ремонту или реконструкции дороги.

Методика комплексной оценки качества и состояния дорог по их потребительским свойствам. Конечной задачей функционирования дорог является обеспечение их высоких потребительских свойств и технико-экономических показателей работы автомобильного транспорта.

Потребительские свойства дорог – совокупность транспортно-эксплуатационных показателей дороги, непосредственно влияющих на эффективность работы автомобильного транспорта и отражающих интересы пользователей дорог.

К потребительским свойствам дорог относятся обеспечиваемые их техническим уровнем и эксплуатационным состоянием скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения автомобилей, пропускная способность и уровень загрузки дороги движением, допустимая осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, разрешенные для движения, экологическая безопасность.

За интегральный показатель, наиболее полно отражающий основные транспортно-эксплуатационные показатели, принята обеспеченная дорогой скорость движения автомобилей.

За дополнительные показатели приняты показатель допустимой грузоподъемности и осевой нагрузки автомобиля и показатели инженерного оборудования и обустройства дороги.

Обобщенная комплексная оценка качества и состояния дороги определяется по формуле.

где: КП – комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги;

Читайте также:  Расчет примерной стоимости строительства

Коб – показатель инженерного оборудования и обустройства.

Главное преимущество этого метода состоит в том, что он выявляет, как количественно данный параметр влияет на обеспеченные дорогой потребительские свойства: скорость, безопасность движения и другие.

Таким образом, на каждом характерном участке оцениваются все параметры и характеристики с учетом их раздельного и совместного влияния на указанные транспортно-эксплуатационные показатели.

В результате на каждом участке выявляются конкретные параметры и характеристики дороги и их сочетания, приводящие к снижению потребительских свойств дороги, что дает возможность ранжировать их по степени этого влияния.

Зная степень влияния различных параметров, характеристик и их сочетаний на потребительские свойства, легко назначить конкретные мероприятия по их повышению до любого заданного уровня требований к потребительским свойствам на каждом участке дороги.

Следует иметь в виду, что любой комплекс мероприятий и работ, назначенный по результатам диагностики и оценки состояния дороги, носит предварительный, предпроектный характер и служит основой для принятия решения о ремонте или реконструкции дороги и о выборе стратегии выполнения этих работ.

Окончательные технические решения по конкретным мероприятиям разрабатываются в техническом проекте на реконструкцию дороги, составленном после дополнительных проектно-изыскательских работ с использованием данных диагностики и оценки состояния дороги.

Источник: studopedia.ru

Оценка качества строительства дорог

16.5а Измерение просветов под трехметровой рейкой при помощи клина (промерника) следует проводить в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга, на всем протяжении участка с использованием метода систематического отбора через равные отрезки пути с выборкой, равной 20 или более приложениям рейки.

Измерения ровности следует проводить на расстоянии 0,5-1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения.

Требования к ровности дорожных оснований и покрытий по величине просветов под трехметровой рейкой представлены в таблице 11б.

16.5б На контролируемых участках следует провести 80-100 измерений поперечных уклонов рейкой с уровнем (для захваток длиной 100-150 м — 25-30 измерений).

16.6 По данным нивелирования вычисляют относительные отметки точек поверхности hi покрытия или основания дороги.

По относительным отметкам точек поверхности покрытия определяют отклонения δhi (амплитуды) этих точек от прямой линии, проходящей через предыдущую i-k и последующую i+k точки по формуле

, (1)

Для прямой длиной 10 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 5 м и имеют порядковые номера i-1 и i+1 соответственно.

Для прямой длиной 20 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 10 м и имеют порядковые номера i-2 и i+2 соответственно.

Для прямой длиной 40 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 20 м и имеют порядковые номера i-4 и i+4 соответственно.

∆i — значение поправки, учитывающей радиус вертикальной кривой. Данное значение вводится при обработке измерений, проведенных на участках кривых в продольном профиле дороги.

Значения поправок приведены в ГОСТ 30412. Для значения радиуса кривых, не отраженных в ГОСТ 30412, значение поправки можно вычислить по формуле

, (2)

Из общего числа отклонений δhi 90% должны быть в пределах, указанных в таблице 12, а 10% не должны превышать этих значений более чем в 1,5 раза.

16.7 Результаты операционного и приемочного контроля вертикальных отметок продольного профиля оснований и покрытий по методу «амплитуд» должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 11а.

16.8 Сцепление шины автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия (см. ГОСТ 30413) характеризуется коэффициентом сцепления, определяемым специальными динамометрическими приборами типа ПКРС или другими приборами, показания которых приведены к показаниям прибора ПКРС. Измерение сцепления на асфальтобетонном покрытии следует проводить не ранее чем через две недели после окончания строительства покрытия.

16.9 Шероховатость дорожных покрытий следует измерять методом «песчаного пятна» (прибор КП-139). На каждой полосе движения следует проводить пять измерений на 1000 м по одной полосе наката.

16.11 Оценку качества строительно-монтажных работ при их приемке следует устанавливать в соответствии с приложением А.

Приложение А (обязательное). Оценка качества строительно-монтажных работ при строительстве автомобильных дорог

отдельных видов работ (подготовка основания земляного полотна, возведение насыпей и разработка выемок, устройство водоотвода, присыпных обочин, слоев оснований и покрытий дорожных одежд);

устройства конструктивных элементов автомобильных дорог (земляное полотно, основания и покрытия дорожных одежд);

строительно-монтажных работ по законченным строительством автомобильным дорогам или их отдельным участкам.

Источник: www.dokipedia.ru

Рейтинг
Загрузка ...