Минфин России направил письмо от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138 о разъяснении положений Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В письме указано на специфику оценки заявок по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» в соответствии с разделом II Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
В частности, разъяснили, что формулы по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» предусматривают присвоение 100 баллов заявке, содержащей лучшее ценовое предложение. Иной заявке баллы присваиваются по результатам сравнения оцениваемого ценового предложения с лучшим ценовым предложением исходя из того, насколько оцениваемое предложение хуже лучшего ценового предложения.
Оценка конкурсных заявок l Вебинар Seldon 21.11.22
В рассматриваемом письме отмечается, что Положение не предусматривает присвоение заявкам баллов, количество которых составляет ниже нуля. Так, если оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в два и более раза, то в отношении оцениваемого ценового предложения присваивается 0 баллов. Если таких ценовых предложений (превышающих лучшее ценовое предложение в два и более раза) несколько, то каждому из них присваивается 0 баллов.
Формула, указанная в п. 9 Положения, применяется по общему правилу с учетом следующих правил:
— в указанном в скобках числителе вычисляется разница между оцениваемым и лучшим ценовыми предложениями;
— далее вычисляется доля указанной разницы от лучшего ценового предложения путем деления разницы на лучшее ценовое предложение;
— с учетом произведенных вычислений определяется количество баллов оцениваемой заявке.
Таким образом, если цена предложения в заявке № 1 – 250000,00, а в заявке № 2 – 600000,00, то заявка № 1 априори получает 100 баллов. Сама формула оценки заявок по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» может привести к получению отрицательного результата. В частности, если применять формулу то 100-(600000,00-250000,00)/250000,00*100=100-140= — 40. Отрицательный результат «-40» означает, что участник получает 0 баллов.
Также отмечается, что предусмотренный п. 12 Положения критерий оценки «расходы» может применяться исключительно в целях определения наименьшего значения не предусмотренных условиями контакта расходов, которые возникнут у заказчика после приемки закупаемых товаров, работ. Вместе с тем если расходы включены в условия заключаемого контракта, то их оценка осуществляется в рамках критерия «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», так как в этом случае они образуют цену заключаемого контракта.
Формулы оценки, указанные в п. 20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя. При этом заказчик самостоятельно выбирает соответствующую формулу.
Формулы, при которых заказчик не устанавливает предельное значение, предусматривают присвоение баллов с учетом следующих правил:
— заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов;
— заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;
— иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумы), исходя из цены деления, рассчитываемого (в рамках «правого компонента» каждой формулы) на основании предложенных участниками закупки наилучшим и наихудшим значений.
Заказчик также вправе применить иной подход путем применения формул с установлением предельных значений, при которых у заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить наименьшее и (или) наибольшее значения, между которыми будет производиться оценка заявок.
Заказчикам следует обратить внимание на то, что к Положению прилагается форма Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, которая должна в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ в обязательном порядке быть заполнена и приложена к извещению о проведении конкурса.
Источник: razvitie.expert
Минфин разъяснил правила применения нового порядка оценки конкурсных заявок
Письмо Минфина от 14.02.2022 № 24-01-09/10138 — это документ, в котором регулятор разъяснил порядок проведения электронного конкурса по 44-ФЗ, в частности, правила применения правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства № 2604 от 31.12.2021.
Скачать письмо Минфина № 24-01-09/10138 от 14.02.2022 из КонсультантПлюс |
Разъяснения пункта 9 ПП 2604
Постановление Правительства РФ № 2604 разъясняет порядок оценки тендерных заявок по нескольким критериям. В частности, критерии оценки по Постановлению 2604 следующие:
- цена контракта и сумма цен единиц ТРУ;
- расходы;
- характеристики объекта;
- квалификация участника.
При этом, применяя критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ с 01.01.2022, установленные постановлением, важно учитывать разъяснения, данные Минфином в письме № 24-01-09/10138.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести электронный конкурс без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Так, раздел 7.1 посвящен разъяснению положений пункта 9 ПП 2604, регулирующего порядок оценки по критерию «Цена контракта, сумма цен единиц ТРУ».
В соответствии с п. 9 ПП 2604, порядок оценки следующий:
- Заявке, содержащей лучшее ценовое предложение из всех имеющихся, присваивают 100 баллов.
- Остальные сравниваются с лучшим предложением.
- На основании сравнения выставляются баллы.
Чтобы сравнить второе и последующие предложения с лучшим, необходимо совершить следующее математическое вычисление:
- Из суммы оцениваемого предложения вычесть лучшее. Например, если лучшее составляет 100 рублей, а оцениваемое — 150, необходимо из 150 вычесть 100.
- Результат вычитания необходимо разделить на сумму лучшего предложения. В рассматриваемом примере результат вычитания, 50 рублей, делим на 100, получаем 0,5.
На основании полученного частного необходимо выставить балл. В рассматриваемом примере частное составляет 0,5, то есть оцениваемая заявка в половину хуже лучшего предложения, то есть по признаку цены она получает половину баллов лучшего предложения — 50.
Отдельное внимание разъяснение правил оценки заявок по ПП 2604 от 31.12.2021 уделяет ситуации, когда оцениваемое предложение в два или более раз хуже лучшего. Она не вполне нормальна и говорит либо о демпинге, либо о завышенной НМЦК. Если при этом прибегнуть к указанному выше алгоритму вычислений, результат получится отрицательным. Поэтому участникам, которые предлагают цену в два или более раза больше, чем в лучшем предложении, по этому критерию автоматически присваивается 0 баллов.
Как применять правила пункта 10 ПП 2604
В разделе 7.2 письмо Минфина 24-01-09/10138 от 14.02.2022 разъясняет порядок применения пункта 10 ПП 2604. Этот пункт касается случаев, когда участник тендера предложил цену контракта ниже нуля.
Минфин обращает внимание на то обстоятельство, что участник не вправе предложить цену исполнения равную нулю, но к тому, чтобы предложить отрицательное значение, препятствий в законе нет. В такой ситуации по итогам тендера решится вопрос о денежной сумме, которую компания, получившая контракт, обязана перечислить заказчику.
Таким образом, в пункте 10 положение об оценке заявок на участие в закупках 2022 года разъясняет порядок присвоения баллов участникам, ценовое предложение которых имеет отрицательное значение.
Порядок применения критерия расходов на эксплуатацию
Критерий «расходы на эксплуатацию» предназначен для оценки не предусмотренных контрактом затрат, которые заказчик понесет в связи с использованием результата его исполнения после их приемки.
Пунктом 13 ПП 2604 предусмотрены условия применения этого критерия, в частности, пп. «а», «б» п. 13 № 2604 от 24.02.2022 указывают на то, что применяются только количественные значения и размер предложения участника всегда обязан иметь положительное значение. То есть по этому критерию не допускаются нулевое и отрицательные значения.
Более того, разъяснения Минфина отдельно указывают на то, что по этому критерию необходимо оценивать дополнительные затраты заказчика и нельзя оценивать затраты, уже включенные в контракт, потому что в этом случае эти суммы уже оцениваются по критерию цены контракта.
О применении формул из пункта 20 Постановления 2604
Пункт 20 ПП 2604 посвящен расчету баллов, присваиваемых заявкам по критерию «характеристики объекта». Работа с этим критерием производится на основании важных для заказчика параметров, например, расход топлива.
Пункт 20 предлагает на выбор несколько формул для расчета баллов, выбор конкретного способа расчетов остается за заказчиком.
Важно помнить, что используя формулы, при которых заказчик не устанавливает предельное значение, необходимо придерживаться следующего порядка действий:
- лучшая заявка получает 100 баллов;
- худшая — 0 баллов;
- промежуточным предложениям баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим.
Сравнение заявок — внутренний процесс заказчиков, вмешательство участников в который не допускается. Участникам важно помнить, что дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги приходится на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. Это указано в п. 23 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Источник: gozakaz.ru
Новое в критериях оценки заявок
С 2022 заказчики в конкурсах оценивают заявки поставщиков по-новому: критерии оценки остались прежними, но изменились их значимость и условия применения. Рассказываем про обновленные правила из ПП РФ № 2604 от 31 декабря 2021.
Лариса Бодрова Автор статей для Контур.Торгов
- Правила оценки
- Что нового в оценке заявок
- Особенности оценки по разным критериям
Правила оценки
Порядок рассмотрения заявок, критерии оценки и их «вес» заказчик указывает в приложении к извещению о закупке (п. 11 ч. 1. ст. 42 44-ФЗ).
Если заказчик применяет какие-либо критерии для оценки заявки, но не указал эти критерии или их вес в извещении, это нарушение.
Правила оценки регулирует ПП РФ № 2604, которое пришло на смену ПП № 1085 от 28 ноября 2013. Новое постановление многое унаследовало от предшественника, но есть и принципиальные изменения — рассмотрим их по порядку.
Что нового в оценке заявок
Группировка критериев
Раньше критерии разделяли на стоимостные и нестоимостные. Теперь это деление упразднили. У заказчика есть четыре критерия, которые закреплены в ст. 32 44-ФЗ:
- цена контракта, а в случае закупки неопределенного количества товаров, работ или услуг (ТРУ) — сумма цен их единиц;
- расходы на эксплуатацию и ремонт объекта закупки;
- характеристики объекта — качественные, функциональные, экологические;
- квалификация участников.
Каждый критерий, кроме цены, имеет детализирующие показатели оценки — это конкретные виды расходов, характеристик объекта закупки и квалификации поставщика.
Например, если заказчик выбрал в качестве критерия расходы на эксплуатацию, он должен указать конкретные их виды. Один вид расходов — это один показатель оценки. Если видов расходов несколько, должна быть указана величина значимости каждого.
Для критериев «характеристика» и «квалификация» заказчик также должен установить конкретизирующие показатели.
Минимальный набор критериев
В конкурсах, как мы уже отмечали, заказчик может применить четыре критерия.
Он вправе воспользоваться всеми сразу или выборочно: минимум должно быть два критерия оценки заявки, один из которых — цена. Из правила есть исключения:
- Если заказчик закупает ТРУ, для которых введены регулируемые цены или тарифы, то критерии «цена» и «расходы» можно не применять — оцениваются характеристики и квалификация.
- При закупке отдельных видов ТРУ вместо критериев «цена» и «расходы» можно применить критерий «стоимость жизненного цикла». Например, в закупках новых машин и оборудования, некоторых видов медицинской техники, отдельных строительных работ.
Величины значимости
Значимость критериев также изменилась. Под значимостью понимают «вес» критериев, то есть их процентную долю в общей оценке. Новые величины приводятся в Приложении № 2 к ПП № 2604. Как и прежде, суммарный вес всех критериев оценки должен быть равен 100.
Раньше при закупке большинства работ и услуг «цена» и «расходы» суммарно должны были иметь значимость не менее 60, а оставшиеся 40 приходились на нестоимостные критерии. Вес «расходов» не должен превышать вес «цены», то есть значимость могла распределяться, например, так: 40 — цена, 20 — расходы. Теперь для этих критериев установили самостоятельные предельные величины: цена должна минимально весить 60, а расходы — иметь максимальную значимость 10. Критерий «цена» стал сильнее влиять на общую оценку заявки.
Для каждого из подкритериев (детализирующих показателей), если их больше двух, устанавливается собственная величина значимости. Сумма этих величин также должна быть равна 100.
Иногда заказчики путают величины значимости критериев и вес детализирующих показателей. В результате общая сумма величин превышает 100 — это ошибка.
Особенности оценки по разным критериям
Как и прежде, заявкам присваиваются баллы по каждому критерию. Значение баллов рассчитывается по формулам из ПП № 2604. Рассмотрим особенности их начисления.
Критерий «цена»
Минимальный вес цены приведен в таблице. Значимость цены в конкретной закупке может быть выше этих показателей, но не ниже.
Предложение с наименьшей ценой считается лучшим — ему автоматически присваивается 100 баллов. Далее баллы рассчитываются по формуле из п. 9 Положения:
где БЦi — баллы по критерию «цена», Цi — цена, предложенная участником, а Цл — лучшая цена.
Если подано предложение с ценой ниже нуля, применяются формулы из п. 10 Положения.
Иногда участники, надеясь заполучить контракт, подают предложения с ценой, которая во много раз ниже реальной и значительно отличается от остальных. Такому предложению присвоят 100 баллов, а прочие заявки могут получить отрицательное количество баллов — это противоречит правилам.
Например, участник № 1 предложил цену 120 рублей, участник № 2 — 110 рублей, а участник № 3 — 50 рублей. Третьему предложению автоматически присвоят 100 баллов. Первый и второй участники, если считать по указанной выше формуле, получат -40 и -20 соответственно. Это противоречит правилам.
Ситуацию разъяснил Минфин в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138. Так, если ценовое предложение превышает лучшее в два раза и более, то ему присваивается ноль баллов. Если таких ценовых предложений несколько, то каждое из них получает ноль баллов. В нашем примере предложения первых двух участников получат ноль баллов, а предложение третьего — 100.
Критерий «расходы»
Под расходами понимают затраты на эксплуатацию и ремонт, которые контрактом не предусмотрены, но могут возникнуть в процессе эксплуатации. Этот критерий применяется только при закупке товаров и работ.
Заказчик выбирает критерий «расходы» для оценки, чтобы определить, какой из предложенных товаров потребует меньше непредвиденных расходов при эксплуатации или кто из подрядчиков сможет выполнить работы так, чтобы после их приемки возникало как можно меньше дополнительных затрат.
Расходы — не самый популярный критерий оценки заявок. Это связано со сложностью определения его параметров. На этапе проведения закупки заказчику проблематично оценить достоверность поданных предложений. Есть риск, что недобросовестный участник предложит заведомо малые показатели расходов и получит преимущество в оценке заявки. В будущем, если затраты на эксплуатацию по факту окажутся гораздо выше, привлечь такого поставщика к ответственности не получится.
Но если все же в закупке установлен критерий «расходы», важно знать следующее:
- В Порядке рассмотрения и оценки заявок должен быть перечень расходов и единицы их измерения по Общероссийскому классификатору (ОКЕИ).
- Максимальная значимость критерия и для товаров, и для работ — 10%.
- Если расходов несколько, для каждого их вида должен быть установлен собственный вес.
- Участник может подать предложение, содержащее только количественное значение, при этом показатель (например, стоимость расходов) не может быть нулевым или отрицательным.
- Если участник не подал предложение о расходах, заказчик не может на этом основании отклонить заявку — он должен присвоить ноль баллов по этому критерию.
Баллы по критерию «расходы» рассчитываются строго по формуле из п. 14 ПП № 2604. Если видов расходов несколько, нужно считать баллы по каждому из них по этой же формуле.
Критерий «характеристики»
Критериями оценки объекта закупки могут выступать качественные, функциональные и экологические характеристики — одна, все вместе или две в любом сочетании.
Порядок рассмотрения и оценки заявок должен содержать детализирующие показатели этих характеристик — какие именно, закон не определяет. Значит, заказчик может установить их на свое усмотрение. Из детализирующих показателей должны быть понятны требования к объекту закупки и принцип распределения баллов при оценке этого показателя.
Если детализирующий показатель выражен количественно, Порядок оценки должен содержать единицы измерения, а также предельное минимальное или максимальное значение, если есть необходимость их установить.
Количественные показатели оценивают по одной из формул из п. 20 ПП № 2604. Если применить формулу невозможно, то есть нет функциональной зависимости между характеристикой и суммой баллов, оценка производится по шкале, которая должна предусматривать баллы за количественное значение конкретной характеристики или свойства объекта закупки.
Например, когда оценивают, есть ли у объекта закупки определенная характеристика или свойство, применяют простую шкалу: если объект обладает нужной характеристикой, ему присваивают 100 баллов, если не обладает — ноль баллов.
Не все показатели критерия «характеристика» можно выразить количественно. Если это невозможно, заказчик должен прописать в Порядке оценки перечень свойств объекта закупки, которые будет оценивать.
Вес критерия «характеристики» в сумме с весом критерия «квалификация» для большинства товаров должен быть не более 30%, а для большинства работ и услуг — не более 40%. Если для оценки заказчик выбрал оба этих критерия, то вес между ними он может распределить на свое усмотрение.
В отдельных случаях суммарный вес по критериям «характеристики» и «квалификация» может быть другим. Например, для работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и коллекций — не более 60%, а для работ по созданию произведения литературы или искусства сумма может быть и 100%. Все такие случаи указаны в Приложении 2 к ПП № 2604.
Критерий «квалификация»
В качестве показателей квалификации заказчик может оценивать, есть ли у поставщика:
- финансовые ресурсы;
- оборудование и другие материальные ресурсы;
- опыт, связанный с предметом контракта;
- деловая репутация;
- специалисты определенной квалификации.
Заказчик вправе потребовать подтверждения как всех, так и некоторых из этих показателей. Они должны быть детализированы. Например, если речь о материальных ресурсах, то в Порядке оценки прописывают их перечень, а также указывают список подтверждающих документов (п п. «б» п. 27 ПП №2604).
По подкритерию «опыт» оценивают один или несколько детализирующих показателей:
- общая цена исполненных договоров,
- общее количество исполненных договоров,
- наибольшая цена одного из исполненных договоров.
Например, по критерию «квалификация» заказчик требует от участников подтвердить опыт общей ценой исполненных договоров, а также обладание финансовыми ресурсами по трем детализирующим показателям.
Заказчик должен описать предмет договоров, которые принимает к оценке каждого из указанных выше показателей, а также список прочих необходимых документов, например, актов приемки. Он может ввести условие об оплате неустоек по исполненным договорам. Если по предоставленным договорам есть неоплаченные неустойки, заказчик документы не примет.
Договоры, которыми участники подтверждают опыт, должны соответствовать общим требованиям:
- предмет договора должен быть связан с объектом закупки;
- договор может быть исполнен с учетом правопреемства;
- договор должен быть исполнен не ранее чем за 5 лет до даты окончания приема заявок.
Заказчик не может ограничить период исполнения договоров меньшим сроком. Например, он не вправе принимать только документы не старше трех или четырех лет.
При этом в ПП № 2604 не сказано, что это должны быть исключительно контракты, заключенные в рамках госзакупок. Поставщик вправе подтвердить опыт и другими соглашениями, в том числе договорами с коммерческими организациями.
Показатель «деловая репутация» оценивается только по индексу деловой репутации. Индекс участники подтверждают сертификатом, который выдают специальные организации — центры стандартизации и экспертизы, включенные в Единый реестр органов по сертификации. Процедура сертификации добровольная: индекс позволит рассчитывать участнику на более высокие баллы, а если поставщик такой сертификат не получил, по этому критерию ему присвоят ноль баллов.
Если заказчик хочет оценить квалификацию специалистов поставщика и устанавливает такой подкритерий, то Порядок оценки должен содержать перечень требуемых специалистов и сведения об их квалификации. Для подтверждения нужно представить трудовые книжки (или сведения о трудовой деятельности) работников и документы об их квалификации.
Баллы по критерию «квалификация» рассчитывается по тем же правилам и формулам, которые применяются для характеристик.
Поставщик должен прикрепить к заявке все подтверждающие документы в полном объеме и со всеми приложениями. Иначе заказчик не примет их к оценке, а заявке по этому критерию присвоят ноль баллов.
Участие в конкурсе — сложный процесс. Мы рассмотрели основные принципы, по которым заказчики оценивают конкурсные заявки. Внимательно готовьте документы и следите за разъяснениями регулирующих органов: практика по новым изменениям только начинает формироваться.
Лариса Бодрова Автор статей для Контур.Торгов
Источник: zakupki.kontur.ru
О проблеме оценки заявок
Стремясь сделать закупки доступными и прозрачными, законодатели и контролирующие органы все больше их формализуют. Зачастую до такой степени, что все сводится к выбору лучшего ценового предложения. Ведь неслучайно в России одним из наиболее востребованных способов проведения закупки является электронной аукцион. Однако в мировой практике аукцион — хотя и часто применяющийся, но далеко не самый главный инструмент закупок.
Почему отталкиваться только от цены не всегда хорошо
Представим такой пример: заказчику необходимо приобрести спецтехнику. При этом базовая комплектация его не устраивает — необходимо, чтобы техника обладал дополнительными возможностями — Возможностью 1 и Возможностью 2. На рынке существует три компании, которые теоретически могут поставить нужный заказчику товар. Компания А поставляет технику в базовой комплектации, Компания Б может обеспечить Возможность 1, а Компания В – Возможность 2.
Если заказчик проведет аукцион и укажет в качестве требований лишь базовые параметры, то, вероятнее всего, победителем станет Компания А (меньше возможностей техники — ниже цена). Если же он укажет все необходимые ему критерии оценки, то никто из поставщиков к аукциону допущен не будет.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Если бы речь шла о закупке по 223-ФЗ, то у заказчика были бы некоторые возможности для маневра. Например, он мог бы применить метод приведенной стоимости, при котором все необходимые требования переводятся в стоимостное выражении, после чего происходит сопоставление цен. Однако закон 44-ФЗ таких возможностей не дает.
Какой вывод можно сделать из этого примера? Для эффективных закупок крайне важно устанавливать адекватные критерии и правильно оценивать в соответствии с ними поданные заявки.
По каким критериям должны оцениваться заявки
Если говорить о конкурсе, то тут порядок оценки заявок строго регламентирован постановлением Правительства № 1085. Существует два типа критериев оценки: стоимостные и нестоимостные.
К стоимостным критериям оценки относятся: цена контракта, эксплуатационные и ремонтные расходы, расходы на использование результатов работы, стоимость жизненного цикла объекта, который будет создан в результате выполнения работы, а также предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту. Нестоимостными критериями оценки заявки являются: качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация поставщика — его опыт, финансовые ресурсы, оборудование, репутация, специалисты и так далее.
Также в Постановлении прописаны соотношения, в которых на оценку заявки влияют стоимостные и нестоимостные критерии. Так, для товаров не менее 70% оценки должно складываться из стоимостных критериев. Если все предельно упростить, то при закупке товара 70% оценки поставщика зависит от предложенной цены, а 30% – от качества его продукции. Оценивая заявки, заказчикам следует использовать два и более критерия, в том числе ценовой.
Возможность для манипуляции
Кроме того, Постановление содержит методику расчета оценки. По каждому из критериев поставщик набирает определенное количество баллов (всего их 100). Например, количество баллов за цену контракта рассчитывается таким образом:
Минимальная цена предложения / цена, предложенная участником * значимость критерия
Приведем пример. В конкурсе принимают участие два поставщика. Поставщик А предложил цену 10 млн рублей, а Поставщик Б – 12 млн рублей. Значимость критерия оценки «цена» составляет 70%. После несложных подсчетов получаем, что Поставщик А по этому критерию получает 70 баллов, а Поставщик Б – 58 баллов.
Однако если в сговоре с поставщиком Б, у которого заведомо проигрышная позиция по цене, выступит поставщик В, все может измениться. Допустим, Поставщик В предложил цену 5 млн рублей. Тогда поставщик А по критерию цена получит 35 баллов (5 / 10 * 70), а поставщик Б – 29 баллов (5 / 12 * 70).
Понятно, что наибольшее количество баллов получит поставщик В, но его в расчет не берем (по сути, это лишь однодневка, принадлежащая поставщику А). В итоге получается, что разница в оценке поставщиков А и Б по критерию «цена» после вступления в конкурс поставщика В сильно нивелировалась. Если раньше их разделяло 12 баллов, то теперь всего 6. Если же поставщик В предложит цену еще ниже, то это разница и вовсе станет несущественной.
Мы помним о том, что помимо стоимостной оценки заказчик может применять и нестоимостные (их значимость в нашем примере 30%). И вполне может сложиться ситуация, что из-за их влияния поставщик А, который предложил более выгодную цену, наберет меньшее количество баллов, чем поставщик Б. Таким образом, лучшая заявка с учетом демпинговой цены будет у поставщика В, следом за ним идет поставщик Б, и лишь третьим — поставщик А.
Далее поставщик В выходит из игры, то есть попросту уклоняется от подписания контракта. И последний достается поставщику Б. Да, поставщик В теряет обеспечение заявки, но это небольшая плата за выигранный поставщиком Б госконтракт.
Этот пример нам показывает, что даже в оценке такого, казалось бы, однозначного критерия, как стоимость контракта, возможны манипуляции. По сути, введение Поставщика В, предложившего демпинговую цену, «выключило» стоимостной критерий оценки и свела его влияние к минимуму.
Нестоимостные критерии
Среди нестоимостных критериев во главу угла, как правило, становятся качество продукции и квалификация поставщика. Что и как будет оцениваться — выбирает сам заказчик. Например, он может установить, что квалификация поставщика будет оцениваться количеством исполненных контрактов.
Допустим, у Поставщика А за плечами 20 контрактов, а у Поставщика Б – 500. Если применить приведенную выше формулу, то при значимости критерия 30% имеем следующее: Поставщик А получит всего 1,2 балла по критерию оценки «квалификация», а Поставщик B – все 30 баллов. При этом не будет играть никакой роли уровень сложности и цена контрактов, исполненных поставщиками — важно лишь их количество.
Правда, Постановление №1085 предусматривает механизм, который позволит заказчику исключить подобные ситуации. Он может установить предельное значение показателя, которое будет учитываться при оценке. Допустим, в указанном примере это 10 контрактов. И тогда поставщик А и поставщика Б получат равную оценку по критерию «квалификация», поскольку и тот, и другой имеют в активе более 10 исполненных контрактов.
Оценка функциональных характеристик еще более сложна, а формализовать ее и вовсе очень сложно. Например, при закупке походных ножей для заказчика было принципиально не столько множество дополнительных возможностей инструмента, сколько удобство пользования при исполнении им своей основной функции.
В частности, чтобы нож был компактным, а его рукоятка имела накладку и не скользила. Поставщик А предложил товар, полностью удовлетворяющий условиям заказчика. Поставщик Б предложил ножи, обладающие множеством дополнительных функций, но при этом довольно громоздкие и без накладки. По логике вещей, ножи Поставщика Б более функциональны — это не только складное лезвие, но штопор, отвертка, ножницы и еще несколько различных инструментов. Казалось бы, этот товар должен выше оцениваться по критерию «функциональность», хотя и в меньшей степени отвечает потребностям заказчика.
Такие неоднозначные ситуации зачастую рассматриваются в судах. Но это помогает не всегда — суд может прийти к выводу, что заказчик недостаточно расписал в документации механизм распределения баллов, в связи с чем определить победившего участника невозможно.
Надо сказать, что заказчики иногда умышленно не прописывают детали оценки, чтобы потом иметь возможность повлиять на результат. Однако это может быть расценено судом, как нарушение закона. В судебной практики есть случай, когда заказчик в критериях оценки указал, что будет оценивать степень детализации и содержательной проработки конкурсного предложения.
Максимальное количество баллов будет присвоено тому из участников, чья заявка будет наиболее детализирована и при этом максимально соответствовать требованиям. Однако как именно будет оцениваться детализация и сколько баллов будет присваиваться за ту или иную степень проработанности предложения — этого заказчик не указал. В результате суд посчитал, что заказчик нарушил законодательство о закупках.
Шкала оценки неценовых критериев
Для оценки неценовых критериев может применяться не только приведенная выше формула — заказчику позволено использовать шкалы. Так вот, зачастую участники устанавливают неравномерную шкалу, то есть по мере движения вверх количество баллов увеличивается непропорционально. С точки зрения судов такой подход также является ошибочным.
Например, оценивать квалификацию участников заказчик собирается по такой шкале:
- за исполнение 5 и более контрактов присуждается 20 баллов;
- за 2–4 контракта – 5 баллов;
- за 1–2 контракта 2 балла;
- за 0 контрактов – 0 баллов.
Налицо непропорциональная зависимость присуждаемых баллов от количества исполненных контрактов.
Стоит также упомянуть, что поставщик, прочитав документацию, должен иметь возможность подсчитать количество баллов, на которое он может рассчитывать. Поэтому в случае применения для оценки нестоимостных критериев подобных шкал, они должны быть описаны в документации.
Об оценке опыта
Вообще, в оценке опыта много нюансов. Например, как учитывать исполненные контракты — в количественном или стоимостном выражении? И что по поводу введения такого критерия, как опыт работы с заказчиком? Казалось бы, его установление создаст неравные условия для участников и автоматически даст приоритет тем из них, кто уже работал с заказчиком.
Тем не менее в судебной практике не все так однозначно. Одно из региональных отделений Фонда социального страхования установило такой нестоимостной критерии: опыт работы с заказчиком по обеспечению застрахованных лиц протезно-ортопедическими изделиями за последние два года. И Арбитражный суд Центрального округа признал, что это никоим образом не противоречит законодательству.
Говоря об оценке опыта, стоит упомянуть, что не следует ограничиваться только контрактами по государственному заказу. По мнению судов, опыт не зависит от того, исполнял ли поставщик государственный контракт или работал по договору с частной компанией.
Выводы
Система оценки конкурсных заявок имеет множество проблем, многие из которых остались за рамками этой статьи. Для начала рекомендуем заказчикам придерживаться следующих правил:
- тщательно выбирайте критерии и показатели, по которым будет оцениваться заявка;
- всегда включайте в документацию сведения и документы, которые касаются этих критериев, а также их оценочные значения;
- если вы используете интервалы (шкалу), устанавливайте пропорциональные значения оценки;
- для формул всегда прописывайте предельные значения.
Эти советы позволят избежать самых грубых ошибок, которые допускают заказчики при оценке заявок.
Источник: zakupki-kontur.ru