Войдите для запроса:
Дата внесения: 24.04.2016
Дата изменения: 05.04.2019
страниц: 54; таблиц: 24; иллюстраций: 62; абзацев: 1926; строк: 3388; слов: 17912; символов: 106507; сносок: 0
Описание
Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.
Разделы сайта, связанные с этим документом:
Связи документа
В видах работ
В новостях
В комментариях/вопросах
Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом
Оглавление
- РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ» 2
- I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2
- II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ 3
- III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ 3
- IV. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ 4
- V. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОПАСНОСТИ АВАРИЙ 8
- VI. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ 13
- ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 14
- ОБЩАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПО 17
- РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ОПО 19
- ЧАСТОТЫ АВАРИЙНОЙ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ ТИПОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОПО 21
- Таблица N 4-1 21
- Таблица N 4-2 21
- Таблица N 4-3 22
- Таблица N 4-4 22
- Таблица N 4-5 23
- Таблица N 4-6 24
- КРИТЕРИИ ПОРАЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ И РАЗРУШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ПРИ АВАРИЯХ НА ОПО 25
- Таблица N 5-1 26
- Критерии поражения тепловым излучением 26
- Детерминированные критерии поражения тепловым излучением 26
- Таблица N 5-2 27
- Таблица N 5-3 28
- Детерминированные критерии поражения ударной волной 29
- Таблица N 5-4 29
- Таблица N 5-5 30
- Таблица N 5-6 31
- Таблица N 5-7 33
- Таблица N 5-8 34
- Таблица N 5-9 34
- ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ АВАРИЙ НА ОПО И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ АВАРИЙНО-ОПАСНЫХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ОПО 35
- Таблица N 6-1 36
- Таблица N 6-2 36
- Таблица N 6-3 37
- Таблица N 7-1 38
- КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ 39
- Таблица N 8-1 41
- I. Внешние воздействия 41
- 1. 41
- 2. 41
- 3. 42
- 4. 42
- 5. 42
Термины
Сокращения
— количественный или полуколичественный метод, включающий построение последовательности событий, исходящих из основного события, как правило, аварии на ОПО. Метод АДС используется для анализа развития аварийной ситуации. Частота каждого сценария развития аварийной ситуации рассчитывается путем умножения частоты основного события на условную вероятность конечного события (например, аварии с разгерметизацией оборудования с горючим веществом в зависимости от условий могут развиваться как с воспламенением, так и без воспламенения вещества)
Оценка и управление профессиональными факторами риска в 2022 году!
КАК провести оценку рисков САМОСТОЯТЕЛЬНО?
см. страницу термина
Термины
разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»)
см. страницу термина
представляют собой совокупность научно-технических методов исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий, включающую планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий
см. страницу термина
взаимосвязанная совокупность научно-технических методов исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий для обеспечения промышленной безопасности ОПО
см. страницу термина
— это технические и организационные меры безопасности. Барьеры могут быть техническими (клапаны, запорная арматура, перегородки) и организационными (диагностирование, экспертиза, подготовка персонала, производственный контроль)
см. страницу термина
неконтролируемый быстропротекающий процесс выделения энергии, связанный с физическим, химическим или физико-химическим изменением состояния вещества, приводящий к резкому динамическому повышению давления или возникновению ударной волны, сопровождающийся образованием сжатых газов, способных привести к разрушительным последствиям
см. страницу термина
установленные либо полученные согласно формализованной установленной процедуре значения риска аварии на ОПО, превышение которых характеризует угрозу возникновения аварии
см. страницу термина
выявление источников возникновения аварий и определение соответствующих им типовых сценариев аварии
см. страницу термина
ожидаемая частота (частота) поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых поражающих факторов аварии
см. страницу термина
отказ или повреждение технических устройств, применяемых на ОПО, отклонение от установленного режима технологического процесса (статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»)
см. страницу термина
описание качественных характеристик и признаков возможности возникновения и соответствующей тяжести последствий реализации аварии для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды
см. страницу термина
определение значений числовых характеристик случайной величины ущерба (человеку, имуществу и окружающей среде) от аварии на ОПО. В количественной оценке риска аварии оцениваются значения вероятности (частоты) и соответствующей степени тяжести последствий реализации различных сценариев аварий для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды (статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»)
см. страницу термина
ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени
см. страницу термина
При оценке воздействия теплового излучения основным . является интенсивность теплового излучения. Детерминированные критерии поражения людей приведены в таблице N 5-2 приложения N 5 к настоящему Руководству. Для определения числа пострадавших рекомендуется принимать значение интенсивности теплового излучения, превышающее 7,0 кВт/м2
см. страницу термина
зависимость частоты возникновения сценариев аварий F, в которых причинен ущерб на определенном уровне потерь не менее G, от количества этих потерь G. Характеризует экономическую тяжесть последствий реализации опасностей аварий и представляется в виде соответствующей F/G-кривой
см. страницу термина
— количественный или полуколичественный метод, включающий построение последовательности событий, исходящих из основного события, как правило, аварии на ОПО. Метод АДС используется для анализа развития аварийной ситуации. Частота каждого сценария развития аварийной ситуации рассчитывается путем умножения частоты основного события на условную вероятность конечного события (например, аварии с разгерметизацией оборудования с горючим веществом в зависимости от условий могут развиваться как с воспламенением, так и без воспламенения вещества)
см. страницу термина
является качественным методом и предназначен для исследования опасностей отклонений технологических параметров (например, температуры, давления) и иных процедур (например, технического обслуживания) от регламентных режимов
см. страницу термина
является качественным методом анализа опасностей технологических процессов, цель которого состоит в идентификации основных опасностей, опасных факторов и событий, способных нарушить эксплуатацию или нанести вред данному виду деятельности или всей технологической системе ОПО в целом
см. страницу термина
— набор исходных событий, который гарантирует отсутствие головного события при условии невозникновения ни одного из составляющих этот набор событий
см. страницу термина
— это набор исходных событий, предпосылок, обязательное (одновременное) возникновение которых достаточно для появления головного события (аварии)
см. страницу термина
документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО
см. страницу термина
математическое ожидание величины ущерба от возможной аварии за определенный период времени
см. страницу термина
возможность причинения ущерба человеку, имуществу и (или) окружающей среде вследствие разрушения сооружений и (или) технических устройств, взрыва и (или) выброса опасных веществ на ОПО. Опасность аварии на ОПО обусловлена наличием на них опасных веществ, энерго-массообменными свойствами технологических процессов, ошибками проектирования, строительства и эксплуатации, отказами технических устройств и их систем, а также нерасчетными (запроектными) внешними природными, техногенными и антропогенными воздействиями на ОПО
см. страницу термина
воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
см. страницу термина
предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
см. страницу термина
— установление степени аварийной опасности ОПО и (или) его составных частей для заблаговременного предупреждения угроз причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угроз возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработки, плановой реализации и своевременной корректировки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО, а также мер, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО
см. страницу термина
заключается в системности и наглядности анализируемых мер безопасности, непосредственно связанных со стадиями возникновения и развития аварийного процесса. Для количественной оценки эффективности барьеров безопасности рекомендуется использовать метод АДО и метод АДС
см. страницу термина
является риск аварий, который учитывает вероятностный характер превращения аварийной опасности на ОПО в непосредственную угрозу возникновения аварий с последующим возможным причинением вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу. Количественной мерой вреда является ущерб от аварий (в натуральных или стоимостных единицах)
см. страницу термина
характеристики опасности аварии на ОПО (качественные или количественные), имеющие упорядоченные значения, соответствующие уровню опасности
см. страницу термина
физические процессы и явления, возникающие при разрушении сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемых взрыве и (или) выбросе опасных веществ и определяющие термическое, барическое и иное энергетическое воздействие, поражающее человека, имущество и окружающую среду
см. страницу термина
частота реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке на площадке ОПО и прилегающей территории
см. страницу термина
состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий (статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»)
см. страницу термина
является составление перечня вопросов и ответов о соответствии анализируемого объекта требованиям промышленной безопасности с указанием мер по их обеспечению. Метод «Проверочного листа» отличается от метода «Что будет, если. » более обширным представлением исходной информации и дополнением результатами о последствиях нарушений требований безопасности
см. страницу термина
мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на ОПО и соответствующую ей тяжесть последствий
см. страницу термина
участки, установки, цехи, хранилища, сооружения, технические устройства или составляющие ОПО, объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав ОПО
см. страницу термина
зависимость частоты возникновения сценариев аварий F, в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N. Характеризует социальную тяжесть последствий (катастрофичность) реализации совокупности сценариев аварии и представляется в виде соответствующей F/N-кривой
см. страницу термина
сравнительная мера опасности, характеризующая относительную возможность возникновения и тяжесть последствий аварий на ОПО и (или) его составных частях
см. страницу термина
сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени (месяц, год)
см. страницу термина
сценарий аварии с наибольшим ущербом по людским и (или) материальным ресурсам или компонентам природной среды
см. страницу термина
последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к возникновению поражающих факторов аварии и причинению ущерба от аварии людским и (или) материальным ресурсам или компонентам природной среды
см. страницу термина
вероятность отказа технических устройств с последствиями определенного уровня (класса) за определенный период функционирования ОПО
см. страницу термина
сценарий аварии после разрушения отдельного сооружения и (или) технического устройства, а также возникновения неконтролируемого взрыва и (или) выброса опасных веществ из единичного технологического оборудования (блока) с учетом регламентного срабатывания имеющихся систем противоаварийной защиты, локализации аварии и противоаварийных действий персонала
см. страницу термина
условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»)
см. страницу термина
актуализированная опасность аварии, характеризующая непосредственно предаварийное состояние ОПО. Угроза аварии наступает при необоснованных отступлениях от требований промышленной безопасности, а также в случаях приближения внешних техногенных, антропогенных и природных воздействий к предельным проектным нагрузкам
см. страницу термина
распространяющаяся со сверхзвуковой скоростью в газе, жидкости или твердом теле тонкая переходная область (фронт), в которой происходит резкое увеличение давления, плотности и температуры
см. страницу термина
потери (убытки) в производственной и непроизводственной сферах жизнедеятельности человека, а также при негативном изменении окружающей среды, причиненные в результате аварии на ОПО объекте и исчисляемые в натуральной (денежной) форме
см. страницу термина
численное значение риска аварии на ОПО (или составной части ОПО), определенное с учетом статистики за последние 5 — 10 лет
см. страницу термина
последовательное возникновение аварии, причинами которых являются поражающие факторы аварии на соседних составных частях ОПО
см. страницу термина
Важно
- 48. При выборе и применении методов анализа риска рекомендуется учитывать стадии жизненного цикла ОПО (проектирование, эксплуатация, консервация, ликвидация), цели анализа, критерии безопасности, значения допустимого риска аварий, размещение и технологические характеристики анализируемого объекта, основные опасности, наличие ресурсов для проведения анализа опасностей и оценки риска аварий, наличие необходимой информации. Рекомендуется учитывать, что метод анализа риска ДОЛЖЕН: .
- средняя — рекомендация среднего уровня ДОЛЖНА быть выполнена до начала пусконаладочных работ; .
- низкая — рекомендация ДОЛЖНА быть выполнена до начала эксплуатации. .
- высокая — ЗАПРЕЩАЕТСЯ переходить на следующую стадию проекта, не выполнив рекомендации высокой категории критичности; .
- Согласно дереву отказов для выброса опасного вещества необходим не только подъем давления в реакторе по причине отказа систем регулирования температуры и контроля перемешивания, нарушений при подготовке каталитической смеси, а также отказа автоматизированной системы управления технологическим процессом. Кроме этого, ДОЛЖЕН произойти отказ системы ингибирования, для чего ДОЛЖНЫ произойти следующие события: .
- Из приведенного дерева отказов следует, что для потери контроля над технологическим процессом и выброса опасного вещества в атмосферу с ПК ДОЛЖНО произойти множество событий, основные из которых перечислены ниже. .
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
Источник: tk-servis.ru
Оценка рисков организации
Бизнес и предпринимательство всегда ассоциируется с повышенным риском, ведь кто не рискует, тот не получает большой прибыли и не становится лидером рынка. Расскажем, как оценить риски организации и как их минимизировать.
Специалисты разделяют риски на систематические и несистематические.
Систематические риски представляют собой угрозу для всего рынка или отдельной отрасли, спрогнозировать и предсказать такой риск может только эксперт-профессионал.
Несистематические риски — это риски, возникающие в конкретной компании, оценить и спрогнозировать их можно силами самой организации.
Систематические риски
Давайте разберемся с систематическими рисками подробнее.
1. Политические риски
К такому виду рисков относится изменение политической ситуации в стране и в мире. Данные риски влекут за собой изменения в условиях ведения бизнеса на той или иной территории, которое может повлечь за собой сокращение прибыли в компаниях.
Одним из популярных методов оценки политического риска является «метод экспертных оценок», который позволяет рассмотреть в деталях каждую конкретную ситуацию отдельно и оценить ее специфику, а следовательно, риски и их вероятность.
2. Природные риски
К данным рискам относится возможность наступления природных, климатических и иных чрезвычайных ситуаций, экологические катастрофы.
Вероятность некоторых природных рисков сложно оценить, например, разлив нефти в океане, а вот лесные пожары или наводнения вполне могут быть спрогнозированы специальными службами и приняты к сведению.
3. Юридические риски
К таким рискам относится несовершенство современного законодательства, появление противоречивых поправок к нормативно-правовым актам, ошибки в деятельности государственных органов и т. д.
Чтобы оценить юридический риск, нужно проанализировать правовое поле, в котором функционирует предприятие, определить и проранжировать возможные риски, связанные с правовым окружением компании.
К таким рискам отлично подходит метод рейтинговых оценок, в рамках которого эксперты или менеджеры компании самостоятельно ранжируют риски по вероятности их наступления и возможным результатам их последствий.
4. Терроризм и народные волнения
Не всегда предсказуемый риск с точки зрения анализа, ведь иногда даже в стабильных, экономически развитых странах происходят народные волнения или же вспыхивают террористические акты.
Анализ таких рисков может быть проведен на уровне соответствующих служб безопасности страны.
5. Экономические риски
Сегодня этот вид риска актуален как никогда, к нему относятся санкции, изменения в налоговом законодательстве, нестабильность курса валют и прочее. Предсказать некоторые экономические риски можно, например, изучая возможные поправки к налоговому и бюджетному кодексу, а вот спрогнозировать санкции или обвал валютного рынка крайне сложно.
Чаще всего российский бизнес сталкивается с экономическими рисками, волны экономических кризисов с определенной периодичностью накрывают российских предпринимателей. Компания «Ингосстрах» проанализировала все возможные систематические риски для бизнеса и частоту их наступления и готова предложить несколько выгодных вариантов страхования.
Чтобы минимизировать последствия рисков, с которыми может столкнуться современный бизнес, предприниматели могут оформить страхование имущества и гражданской ответственности арендаторов.
Компания «Ингосстрах» предлагает своим клиентам широкий выбор онлайн-продуктов для защиты имущества и ответственности, которые представители малого и среднего бизнеса могут оформить на сайте компании, даже не выходя из дома или офиса. Все условия можно узнать здесь.
Несистематические риски
Теперь поговорим о несистематических рисках.
1. Производственные риски
Обычно такие риски связаны как с самим производственным процессом (возможность отказа оборудования, создание брака на производстве, сложности в наладке и т. д.), так и с управленческими решениями, которые принимаются относительно организации производственного процесса.
Также к таким рискам можно отнести срыв плана продаж, сокращение объема производства.
2. Финансовые риски
Связаны с финансовой составляющей предприятия. К ним можно отнести:
- появление кассового разрыва (риск ликвидности);
- увеличение кредиторской или дебиторской задолженности;
- риск дефолта контрагентов (кредитный риск);
- снижение прибыли вследствие неликвидной продукции или увеличения затрат в следствие неадекватных или ошибочных внутренних процессов (операционный риск).
Анализ финансовых рисков лежит в плоскости деятельности финансового менеджмента и управленческого персонала. Управлять такими рисками можно на основе формирования оперативной финансовой отчетности, расчета показателей (ковенант) и принятия своевременных управленческих решений.
3. Рыночные риски
Рыночные риски могут возникать из-за изменившейся рыночной ситуации, появлению новых конкурентов или изменению ценовой политики в отрасли. Анализировать такие риски необходимо совместно с отделом маркетинга и стратегического планирования, которые контролируют всю рыночную ситуацию и обязаны реагировать на любые изменения.
4. Имущественные риски
Если вы сдаете имущество в аренду, то вы подвергаете свою компанию риску, ведь вашему имуществу может быть причинен ущерб по вине недобросовестных арендаторов. Или наоборот — вы арендатор и переживаете, чтобы все имущество сохранилось в целости и сохранности.
Чтобы избежать имущественных рисков можно разработать систему защиты имущества предприятия или просто застраховать его.
5. Нанесение вреда жизни и здоровью третьих лиц
Риск несчастного случая на производстве или причинения вреда здоровью третьих лиц вследствие эксплуатации оборудования или оказания услуги.
Например, на строительных объектах такой риск наиболее вероятен, нежели в офисном помещении, хотя и там его полностью исключать нельзя.
Тем не менее, предсказать несистематические риски тяжело — поэтому обезопасить себя можно, оформив полис страхования. Наиболее часто встречаются несистематические риски, такие как угроза жизни или здоровью третьих лиц, имущественные и производственные риски.
Застраховать ответственность перед третьими лицами можно в СПАО «Ингосстрах», сотрудники которой подберут для вас наиболее оптимальный страховой продукт, который защитит вашу профессиональную деятельность.
Источник: www.klerk.ru
ОЦЕНКА РИСКОВ
Обязанность работодателя по проведению процедур оценки и управления профессиональными рисками предусмотрена статьями 209 и 215 Трудового кодекса РФ, а порядок управления профессиональными рисками определен в приказе Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».
Этапы оценки профессиональных рисков
Процесс идентификации, оценки и управления рисками состоит из следующих этапов:
Создание комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков и утверждение Графика идентификации опасностей и оценки рисков
- Приказ о создании комиссии скачать шаблон
- График идентификации опасностей и оценки рисков скачать шаблон
Сбор предварительной информации
Идентификация опасностей
Определение действующих мер снижения и минимизации рисков
Определение тяжести последствий
Определение вероятности возникновения рисков
Оценка рисков
При выборе метода оценки риска необходимо учитывать, что выбранный метод должен:
- соответствовать рассматриваемой ситуации и организации;
- предоставлять результаты в форме, способствующей повышению осведомленности о виде риска и способах его обработки;
- обеспечивать прослеживаемость, воспроизводимость и верификацию процесса и результатов оценки рисков.
Разработка дополнительных мер, направленных на снижение уровня рисков
Оценка остаточного риска
Содержание последовательных процедур идентификации опасностей и оценки риска должно обеспечить:
- выявление возможных опасных ситуаций и событий, при которых существует риск воздействия опасностей на работающего, и определение их причин;
- оценка возможности (вероятности) возникновения опасных ситуаций и воздействия опасностей на организм работающего;
- оценка значимости (тяжести) последствий этих возможных опасных ситуаций, если они произойдут, а также воздействия опасностей на организм работающего;
- определение того, является ли оцененная степень риска пренебрежимо малой или допустимой для организации, при которой принятие каких-либо дополнительных мер обеспечения безопасности, кроме уже применяемых, не требуется, или недопустимой, когда обязательно необходимы дополнительные меры по управлению данным недопустимым риском.
Результат проведения оценки профессиональных рисков
В результате осуществления оценки риска организация должна получить:
- максимально объективную информацию о состоянии условий труда, имеющихся опасностях и рисках их воздействия на работающих;
- упорядоченные перечни рисков, ранжированные по степени риска, позволяющие выявить наиболее уязвимые моменты обеспечения безопасности труда, выработать меры по управлению рисками и надежному обеспечению безопасности труда работающих;
- максимально подробную информацию для принятия обоснованных решений по управлению рисками и позволяющую разработать и внедрить предупредительные и регулирующие меры по защите работающих от рисков.
Комплект документов по оценке профессиональных рисков включает:
- Титульный лист отчета; ;
- График идентификации опасностей и оценки рисков в организации;
- Экспертное заключение по результатам оценки профессиональных рисков;
- Положение об управлении профрисками;
- Перечень рабочих мест подлежащих оценке профессиональных рисков;
- Перечень (реестр) идентифицированных опасностей;
- Сводная ведомость оценки рисков (реестр рисков);
- Перечень мероприятий по снижению уровня профрисков;
- Карты идентификации и оценки профессиональных рисков.
Оценка профессиональных рисков – это комплекс взаимосвязанных процедур, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Отчет о СОУТ
Карта спецоценки
Оценка факторов
Лист карты СОУТ
Подпись эксперта
Источник: ceut.ru
Порядок проведения оценки профрисков
В соответствии со статьями 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Подробнее с услугой можно ознакомиться по ссылке: https://ucstroitel.ru/ooo/otsenka-riskov/
Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Этап 1. Выбор компании
Специализированная организация экспертов должна обладать соответствующим опытом и возможностями для квалифицированного проведения оценки профессиональных рисков на предприятии.
Учебный Экспертный центр «Строитель» работает на рынке услуг спецоценки охраны труда с 1992 года и специализируется в сфере подготовки персонала охране труда, промышленной, пожарной, экологической, транспортной безопасности.
Этап 2. Утверждение списка рабочих мест для оценки
Утвержденный перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка уровней профессиональных рисков, с указанием аналогичных рабочих мест по образцу формы:
Этап 3. Сбор дополнительных документов
- Реестр опасностей, формирующих риск травмирования (несчастного случая) на предприятии;
- Копия приказа о проведении оценки уровней профессиональных рисков на предприятии;
- Карточка предприятия с указанием ИНН, ОГРН, ОКВЭД, ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО;
- Планы цехов и участков, где будут проводиться измерения (по запросу Исполнителя, в течение трех рабочих дней);
- Материалы (сводная ведомость), проведенной на рабочих местах, специальной оценки условий труда;
- Материалы производственного контроля, в том числе, протоколы лабораторных исследований (измерений, оценок), проведенных на рабочих местах, в рамках производственного контроля (при наличии);
- Предписания, выданные органами государственного надзора и контроля;
- Перечень оборудования, эксплуатируемого на рабочих местах, средств механизации, приспособлений, оснастки, ручных машин и инструмента с указанием типа и марки, а также перечень используемых материалов и сырья и (при необходимости) техническую документацию на них;
- Краткие описания работ, выполняемых на рабочих местах.
Данные необходимые для проведения оценки риска возникновения профессионального заболевания, обусловленного воздействием факторов производственной среды и трудового процесса по образцу формы:
Этап 4. Идентификация потенциальных опасностей
Совместно с экспертным центром решите, какие именно факторы вам нужно исследовать на рабочих местах (на разных типах мест они будут отличаться).
Этап 5. Измерение и оценка вредных факторов
Для измерений и оценки вредных факторов на рабочем месте нужно создать определённые условия. Заранее обсудите это с экспертами и позаботьтесь о реализации необходимого.
- Оценка риска возникновения профессиональных заболеваний, обусловленного воздействием факторов производственной среды и трудового процесса.
- Оценка риска травмирования (несчастного случая).
- Комплексная оценка уровней профессиональных рисков и их приемлемости.
Этап 6. Оформление результатов оценки
Результаты оценки профессиональных рисков оформляется в соответствии с установленными правилами. Члены комиссии и её глава должны подписать отчёт.
Отчет о проведении оценки уровней профессиональных рисков, включает в себя:
- Перечень рабочих мест, на которых проводится оценка уровней профессиональных рисков;
- Реестр опасностей, формирующих риск травмирования (несчастного случая) на предприятии, составленный на основе Типового реестра опасностей;
- Контрольные листы идентификации опасностей и оценки риска травмирования (несчастного случая) на рабочих местах;
- Карты оценки уровней профессиональных рисков на рабочих местах, включающие данные оценки риска возникновения профессиональных заболеваний, обусловленного воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, данные оценки риска травмирования (несчастного случая) и результаты комплексной оценки уровней профессиональных рисков и их приемлемости, рекомендации по снижению уровней рисков;
- Сводная ведомость оценки уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
- Приложения к отчету: Методика оценки профессиональных рисков.
Этап 7. Проведение корректировки
Заключительный этап оценки рисков – оформление реестра опасностей и проведение корректировки. По результатам оценки рисков составляется перечень в зависимости от уровня каждого риска.
Источник: ucstroitel.ru
Управление рисками в промышленной безопасности
В последние годы вопросам управления промышленными рисками уделяется повышенное внимание. Это обусловлено с тем, что организация эффективной системы управления рисками обязана одновременно решать две задачи:
- минимизация количества аварий на объектах промышленности и сокращение объема ущерба от таких событий;
- оптимизация расходов бюджетных средств на выполнение контролирующей и надзорной работы в области управления промбезопасностью.
На текущий момент приоритетным принципом, обеспечивающим управление рисками в работе таких организаций, выбран механизм оптимизации управления рисками, возникающими в деятельности производственных компаний, на основании учета комплекса параметров, характеризующих их работу. Внедрение этого механизма осуществляется в Российской Федерации с 2014 года, и он уже успел продемонстрировать эффективность.
Нормативная база
Основным правовым актом, который устанавливает принципы государственной политики в области производственной безопасности, остается федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Этот правовой акт содержит описание направлений производственной деятельности промышленных компаний и классификацию таких организаций в зависимости от степени потенциальных рисков, связанных с безопасностью их работы. Напомним, в соответствии с этим федеральным законом само понятие промышленной безопасности представляет собой состояние защищенности персонала организаций, всего общества, окружающей среды и материальных активов от возможных рисков, связанных с возникновением аварийных ситуаций в их промышленной деятельности. Управление рисками в области производственной и технической безопасности, с одной стороны, находится в ведении руководства таких предприятий, а с другой – строго контролируется государственными надзорными органами.
Для уточнения механизма такого управления и надзора за вопросами производственной безопасности в Российской Федерации принят ряд дополнительных правовых актов. Ключевым из них становится Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806. Оно устанавливает порядок организации государственного управления и контроля в зависимости от параметров и объема рисков, характерных для работы конкретного предприятия. Отдельные виды государственного управления и надзора, например, за безопасностью энергетических предприятий, регулируются специальными правовыми актами: так, для этой сферы действует приказ Ростехнадзора от 5 марта 2020 года N 97, вводящий методические рекомендации по проведению плановых проверок уровня рисков на объектах электроэнергетики.
Классы опасности производственных объектов
Периодичность осуществления государственного контроля в области обеспечения промышленной безопасности и управления производственными рисками зависит от класса риска, который присваивается конкретному предприятию. В соответствии с классификацией опасных производственных объектов, приведенной в приложении к федеральному закону № 116-ФЗ, все производственные предприятия критериям, связанным с потенциальными рисками, делятся на следующие классы:
- I — чрезвычайно высокий уровень по критерию, связанному с рисками наступления негативных последствий деятельности в случае несоблюдения требований законодательства в области промбезопасности;
- II — высокий уровень по критерию, связанному с рисками;
- III — средний уровень по критерию, связанному с рисками;
- IV — низкий риск уровень по критерию, связанному с рисками.
Методология присвоения класса, применяемая в этой области государственного надзора, довольно сложна и учитывает направление работы компании, объемы ее производственной деятельности, меры по управлению рисками, принимаемые в организации, и другие факторы.
Применение риск-ориентированного подхода
Общий порядок применения этого подхода в управлении и надзорной работе определен ст. 16 116-ФЗ.В соответствии с присвоенной категорией риска определяется частота проведения плановых проверок компании на предмет соблюдения требований действующего законодательства при управлении возможными угрозами.
Согласно действующему порядку для компаний, отнесенных к I и II классам по управлению рисками, плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в год. Для компаний III класса риска частота проверок снижается до одного раза в три года. Для предприятий, которые отнесены IV классу по критерию, связанному с рисками в промбезопасности, плановые проверки отменяются.
Отметим, что в этой статье указывается максимальная частота контролирующих мероприятий. Конкретная частота проведения проверок по управлению рисками определяется контролирующим органом в соответствии со спецификой организации. Она может предполагать более редкую организацию контролирующих мероприятий. Проведение плановых проверок подлежит согласованию с органами управления прокуратуры.
Стоит подчеркнуть, что приведенные ограничения касаются проведения плановых выездных проверок, которые проводятся по заранее утвержденному графику. Он публикуется на сайте контролирующего ведомства в конце календарного года, предшествующего году проведения проверки, и доступен для ознакомления широкому кругу лиц, включая представителей управления предприятий, где будут проведены контролирующие мероприятия. Внеплановые проверки проводятся без применения таких ограничений по частоте – то есть при возникновении оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Источник: www.centrattek.ru