«ОХРАНА ЗАПОВЕДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ »
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ЗЕМЛЯХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
К землям особо охраняемых территорий и объектов Российской Федерации действующее законодательство относит земли государственных природных заповедников, в том числе и биосферных, национальных парков, государственных природных заказников (кроме охотничьих), памятников природы, ботанических садов (ст. 94 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”). Хозяйственная деятельность на землях особо охраняемых территорий и объектов допускается только в ограниченном объеме и в соответствии с режимами, установленными для этих территорий. Изъятие земель особо охраняемых территорий и объектов Российской Федерации не допускается.
Рассмотрим изначально саму правомочность постановки вопроса о дорожном строительстве на особо охраняемых природных территориях (далее — ООПТ ). Для наглядности в качестве примера приведем территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника и Сочинского национального парка. Как известно, уже в третий раз рассматривается проект строительства автодороги через Лагонакское нагорье, связывающей Майкоп с Сочи.
ООПТ (особо охраняемые природные территории). Видеоурок по географии 8 класс
Кроме того, в рамках программы “Золотое кольцо Кавказа” разрабатывается проект автодороги, связывающей пос. Псебай (Мостовской р-н Краснодарского края) с пос. Красная Поляна (Адлерский р-н Большого Сочи). Поговаривают и о возможности налаживания железнодорожного сообщения через Главный Кавказский хребет, причем опять же через заповедные участки.
Строительство любой дороги в первую очередь связано с землеотводом под нее, а следовательно — с их изъятием или отчуждением земель у предыдущего распорядителя, пользователя или владельца. Это — законодательно установленная процедура, и без нее не обойтись! Более того, кроме самой полосы отвода в зону управления дорожной службы попадает придорожная полоса, ширина которой для федеральных автомобильных дорог составляет не менее 50 м с каждой стороны от полосы отвода. Но как это сделать, если пользователем земель является заповедник или национальный парк?
Как мы уже отмечали выше, изъятие земель государственных природных заповедников и национальных парков в целях хозяйственного использования запрещено. Это положение содержится в ч. 6 ст. 1, ч. 2 ст. 7, ч. 6 ст. 94, ч. 3 и ч. 7 ст. 95 Земельного кодекса РФ, ч. 4 ст.
58 Федерального закона “Об охране окружающей среды”, ч. 2 ст. 6 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”, ст. 23 Федерального закона “О животном мире”, соответствующих статьях Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации и Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, а также в многочисленных ведомственных нормативных актах.
Режимы многих ООПТ также не предусматривают такого рода деятельность, как строительство автомагистралей на своей территории. Во-первых, нередко это прямо запрещено положениями об этих ООПТ, как типовыми, так и индивидуальными.
Что разрешат строить в нацпарках и заповедниках?
Во-вторых, строительство дорог, даже с соблюдением всех требований и нормативов, неизбежно ведет к ухудшению и разрушению среды обитания растений и животных в зонах воздействия строительства и эксплуатации дороги, а также к прямой гибели некоторой части живых организмов, в том числе отнесенных к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам. Следует учитывать и такие долговременные последствия, как “фактор беспокойства”, нарушение путей миграции, дробление популяций растений и животных из-за их рассечения дорогами. Именно с учетом этих обстоятельств в новом Земельном кодексе РФ (п. 7 ст. 95), в отличие от старого, указано, что “на землях ООПТ федерального значения запрещаются: …строительство федеральных автомобильных дорог”.
Законодательство об ООПТ запрещает всякую деятельность, нарушающую естественное развитие природных процессов, угрожающую состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанную с выполнением возложенных на ООПТ задач. Статьи 59 и 60 Федерального закона “Об охране окружающей среды” запрещают деятельность, ведущую к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, а также ухудшающую среду их обитания. Об этом же говорится и в ст. 24 Федерального закона “О животном мире”. Ряд ограничений накладывается такими специализированными нормативными актами Правительства Российской Федерации, как Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах и Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи.
Основываясь на вышеизложенных требованиях действующего законодательства Российской Федерации, можно с полной уверенностью сказать, что законным путем обеспечить дорожное строительство на землях особо охраняемых территорий и объектов, как правило, невозможно. Независимо от того, на каком уровне будет приниматься решение по этому вопросу, в конечном счете процесс землеотвода, если нормы действующих законов будут неукоснительно соблюдаться, остановится на стадии согласования проекта и проведения государственной экологической экспертизы.
Можно, конечно, сказать, что после указания свыше все подписи на нужных документах появятся сами собой. Но учитывая высочайшую значимость территорий Кавказского государственного природного биосферного заповедника и национального парка “Сочинский” на национальном и международном уровне, глубокие природоохранные традиции этих ООПТ, уходящие корнями еще во времена Великокняжеской Кубанской охоты, факт присвоения заповедной территории статуса Объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО по номинации “Западный Кавказ” без труда можно спрогнозировать пристальное внимание к проблемам этой территории со стороны отечественной и международной природоохранной и научной общественности, политических деятелей, известных деятелей культуры и бизнеса. Неизбежно и проведение общественной экологической экспертизы проекта дорожного строительства, право на которую закреплено в гл. 4 Федерального закона “Об экологической экспертизе”.
Избежать всех этих осложнений при дорожном строительстве возможно лишь внеся соответствующие коррективы в действующее законодательство Российской Федерации. Это, как минимум, — два кодекса и три федеральных закона, два постановления Правительства РФ. Учитывая, что необходимые поправки будут носить крайне непопулярный характер, можно гарантировать длительный процесс их согласования и утверждения в Государственной Думе и других инстанциях. Причем и эти законопроекты будут подвергаться экологической экспертизе, как государственной, так и общественной. Вовсе не факт, что эти поправки пройдут в полном объеме (если вообще пройдут), так как их принятие приведет к б#ольшим негативным последствиям, чем строительство автомагистралей явочным порядком.
При сохранении запретов на изъятие земель особо охраняемых природных территорий и объектов Российской Федерации и на ведение хозяйственной деятельности, не связанной с возложенными на заповедники и национальные парки задачи, любое строительство на ООПТ будет незаконным. Юридически оно будет квалифицировано как нарушение режима этих ООПТ со всеми вытекающими последствиями в виде административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.
Административная ответственность в виде штрафов с 01.07.2002 г. предусмотрена статьями 8.1., 8.4.—8.6., 8.8., 8.9., 8.12., 8.13., 8.28.—8.31., 8.33., 8.35., 8.38., 8.39. и 9.5. нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ссылки на административную ответственность содержатся также в ст. 75 Федерального закона “Об охране окружающей среды”, ст. 55 Федерального закона “О животном мире” и ст. 32 Федерального закона “Об экологической экспертизе”.
Уголовная ответственность наступает при причинении в результате незаконных действий значительного вреда, что неизбежно, учитывая масштабы планируемого строительства и значимость земель ООПТ. В действующем Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие виды экологических преступлений, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), загрязнение вод (ст.
250), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260) и нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
Гражданско-правовая ответственность предусматривает возмещение вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление. При этом возмещение вреда может происходить как за счет юридических лиц и граждан, непосредственно допустивших правонарушения, так и за счет Российской Федерации (в случае незаконного строительства на основании изданного государственными органами Российской Федерации несоответствующего закону правового акта) (ст. 16 ГК РФ).
Предварительные подсчеты показывают, что только часть прямого ущерба (наиболее явная) лесному фонду на заповедной территории, подсчитанная по утвержденным таксам (постановление Правительства РФ от 21.05.2001 г. № 388), составит десятки миллиардов рублей. Этот нюанс правовой проблемы тесно смыкается с технико-экономическими аспектами дорожного строительства еще на стадии проектирования, так как все возможные убытки по возмещению вреда, а также неизбежные дополнительные затраты на выполнение повышенных природоохранных требований к объекту строительства на ООПТ должны быть заложены в расходную часть проекта. В результате и без того немалая его стоимость многократно возрастет, а срок самоокупаемости увеличится за пределы разумного.
Источник: biodiversity.ru
Земли особо охраняемых природных территорий
Перечисленные в ст. 2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земли подлежат специальной правовой охране со стороны государства.
Понятие правового режима отдельных особо охраняемых природных территорий
Перечисленные в ст. 2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земли подлежат специальной правовой охране со стороны государства. Ее суть сводиться к установлению правого режима, подразумевающего запрет на реализацию видов хозяйственной деятельности, могущих привести к:
- нарушению природного баланса экосистем;
- уничтожению/повреждению природных комплексов;
- исчезновению редкостных видов животных и растений.
Законодатель разделил земли особо охраняемых природных территорий на 6 категорий. Каждой из них характерен специфический природоохранный режим. Очевидна логическая связь между очередностью упоминания категорий охраняемых территорий в тексте Закона № 33-ФЗ и строгостью их правового режима. От начала содержания Закона до его конца режим сменяется с очень строгого на более мягкий.
В границах заповедников запрещена всякая хозяйственная деятельность, связанная с вмешательством человека в ход естественных процессов, кроме случаев предотвращения стихийных бедствий, эпизоотий и достижения иных благих целей.
Имущество заповедников исключено из гражданского оборота, его земли не могут использоваться для туризма или охоты.
Природоохранный режим национальных и природных парков более благоприятен для природопользования. В парки допускаются частные лица (туристический поток регулируется). Земли могут использоваться для организации спортивных и культмероприятий, рекреационных целей и строительства объектов недвижимости. Отдельные участки парков предоставляются сотрудникам администрации в качестве служебных наделов.
Земли, на которых размещены памятники природы, могут находиться в частных руках. А дендропарки не являются даже природными образованиями. Коллекции специально высаженных в открытый грунт деревьев и кустарников – результат антропогенной деятельности.
Государственные природные заповедники
Природные заповедники – это госучреждения научно-исследовательского, природоохранного либо эколого-просветительского профиля. Создаются с целью:
- обеспечения естественного хода природных процессов;
- сохранения генофонда растительного и животного мира, а также биоразнообразия;
- поддержания типичных или уникальных экосистем в их первозданном виде;
- проведения исследований;
- осуществления экологического мониторинга;
- организации экологического просвещения;
- развитие познавательного туризма.
Ст. 58 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» относит природные заповедники к числу объектов общефедерального значения, пребывающих под особой охраной правительства. Они также признаются составляющей природно-заповедного фонда.
Заповедники учреждаются правительственными постановлениями по инициативе Минприроды России. В таком же порядке происходит расширение географических границ заповедников (ст. 8 33-ФЗ).
В 2013 году в России насчитывалось 103 заповедника суммарной площадью без учета акваторий более 27 млн. га. В связи с созданием «Шайтан-Тау» и присоединением Крыма в 2014 году их количество достигло 109 единиц.
Как госучреждение природный заповедник имеет правовой статус юридического лица, к нему применимы положения главы 4 ГК РФ. Государственный природный заповедник:
- наделен гражданской правосубъектностью;
- подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ;
- может заключать гражданские сделки;
- вправе выступать работодателем;
- может быть истцом/ответчиком в судебном разбирательстве.
Правовое положение имущества природного заповедника определено ст. 6 Закона РФ № 33-ФЗ. Активы, находящиеся в его пределах, в том числе природные ресурсы и недвижимость, признаются общефедеральной собственностью. Они изъяты из гражданского оборота.
Правовой режим территорий природных заповедников определяется ст. 9 вышеназванного Закона как режим особой охраны. Всякая хозяйственная деятельность здесь запрещена. Дозволены исключительно работы:
- предусмотренные в положении, определяющем правовое положение конкретного заповедника;
- оговоренные п. 2 ст. 9 вышеназванного Закона РФ.
На территории всех заповедников разрешены мероприятия, направленная на:
- предотвращение стихийных бедствий;
- обеспечение противопожарной и санбезопасности;
- осуществление экологического надзора;
- выполнение исследовательских задач.
Научная деятельность разрешена со значительными оговорками. Запрещено внесение в заповедные экосистемы чуждых им растений и животных для акклиматизации (интродукция). Здесь нельзя разводить домашних животных, проводить селекционные работы.
Чиновники и деятели науки (кроме сотрудников заповедника и госструктур, в ведении которых они находятся) могут находится в заповеднике на основании специального разрешения. За посещение заповедника туристами взыскиваться плата, размер которой регламентирован Приказом Минприроды РФ № 546 от 09.12.14 г.
Для сохранения природного комплекса в его первозданном виде могут выделяться зоны, в пределах которых категорически запрещено любое антропогенное вмешательство. На специально выделенных участках, не включающих особо ценные экосистемы и объекты, может разрешаться хозяйственная деятельность. Ее виды и объем определяются Положением о заповеднике.
Государственные природные биосферные заповедники
Каждой категории особо охраняемых территорий Федеральный закон РФ № 33 отвел по разделу. При этом биосферным заповедникам посвящена всего одна статья (ст. 10).
Это позволяет с уверенностью утверждать, что категории «природные заповедники» и «биосферные заповедники» соотносятся как общее и частное. Биосферными признаются заповедники, включенные в международную систему биосферных резерватов на основании программ под эгидой ЮНЕСКО.
Цель учреждения биосферного заповедника:
- поддержание природных экосистем в неизменном виде;
- сохранение биоразнообразия и генофонда соответствующего региона;
- мониторинг состояния окружающей среды в пределах заповедника и вблизи него.
Биосферные заповедники могут включать полигоны. По общему правилу для их создания используют примыкающие к заповеднику участки. В некоторых случаях под полигоны отводят часть заповедной территории. Биосферные полигоны используются для:
- научных исследований;
- экологического мониторинга;
- апробации и внедрения методик щадящего природопользования.
Правовой режим полигона определяется Положением о биосферном заповеднике. Он может быть дифференцированным и подразумевать разрешение на некоторые способы хозяйствования.
Для организации физкультуры и познавательного туризма допускается размещение на территории биосферных полигонов объектов капитального строительства и сопутствующей инфраструктуры.
Национальные и природные парки
Правовой статус парков как природных комплексов общефедерального значения регламентирован разделом III Закона РФ № 33-ФЗ. Хозяйственная деятельность в национальных парках ограничена, тогда как в заповедниках она запрещена.
На территорию национальных парков допускаются туристы, хотя их количество и уровень антропогенной нагрузки в целом регулируются. Ключевые задачи национальных парков определяются соответствующим индивидуальным административным актом и могут включать:
- апробацию новых научных методов природоохраны;
- восстановление историко-культурных объектов;
- поддержание в неизменном виде эталонных либо уникальных природных объектов, участков;
- регулирование туризма и рекреации;
- осуществление экологического мониторинга.
В число национальных парков включают территории, на которых расположены комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Природные ресурсы и недвижимость, расположенные на территории национальных парков, по общему правилу признаются федеральной собственностью.
Администрацией природного парка может быть принято решение о выделении служебных наделов сотрудникам национальных парков.
Земли рекреационной зоны могут передаваться в аренду частным лицам для организации физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивных мероприятий.
Для национальных парков характерно функциональное территориальное деление. Правовой режим участка зависит от принадлежности к той или иной зоне. Перечень зон согласно ст.15 Закона РФ № 33:
- заповедная, в пределах которой всякая хозяйственная деятельность запрещена;
- особо охраняемая, используемая для познавательного туризма;
- рекреационная, среди прочего может вмещать объекты туристской индустрии, музеи;
- охраны объектов культурного наследия, может дополнительно использоваться для рекреации;
- хозяйственного назначения;
- традиционного экстенсивного неистощительного природопользования коренных малочисленных народов.
Посещение национальных парков лицами, не являющимися сотрудникам администрации парка или представителями контролирующих госструктур, возможно с письменного разрешения компетентного органа. С туристов и других частных лиц взыскивается плата.
В отличие от национальных, природные парки признаются особо охраняемыми территориями регионального значения. Земли особо охраняемых природных территорий этого вида и расположенные на них объекты признаются региональной собственностью.
Положения о природных парках утверждаются решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Как и национальные, природные парки подлежат функциональному зонированию. Они могут быть: природоохранными, рекреационными, агрохозяйственными.
Государственные природные заказники
Природными заказниками признаются специально выделенные площади суши или акватории, оказывающие значимое влияние на сохранение и/или восстановление экосистем, их компонентов, поддержание экобаланса в целом.
Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий этого вида регламентирован Законом РФ № 33-ФЗ. Выделяются заказники, имеющие общефедеральное и региональное значение. Учреждение заказников возможно как с изъятием у частных владельцев входящих в него участков, так и без такового.
Заказники не могут располагаться на территориях государственных заповедников и национальных парков.
- ландшафтные, предназначенные для сохранения и восстановления целостных природных комплексов;
- биологические, созданные для сохранения исчезающих видов живых организмов (в зависимости от специализации подразделяются на ботанические и зоологические);
- палеонтологические, используемые для сохранения естественного состояния ископаемых объектов;
- гидрологические (морские, озерные, болотные);
- геологические, созданные для защиты неживой природы.
Заказники общефедерального значения создаются по решению центрального Правительства. Инициатором выступает Минприроды РФ. Заказники регионального значения учреждаются по решению высшего органа власти субъекта РФ.
Допускается преобразование заказника федерального значения в заказник регионального при условии, что природоохранная зона в целом не выходит за пределы соответствующего субъекта РФ. Заказники управляются теми же бюджетными госучреждениями, в ведении которых находятся заповедники и природные парки. Для обеспечения функционирования заказников на местах создается администрация.
Памятники природы
В силу ст. 25 Закона РФ № 33 к памятникам природы причисляют уникальные, редкие и невосполнимые объекты естественного и искусственного происхождения, ценные в экологическом, эстетическом, научном или культурном плане. Памятниками могут признаваться, например:
- отдельно стоящие объекты: пещеры, истоки рек, реликты, деревья-долгожители;
- живописные или эталонные участки природных комплексов, старинные парки, каналы, участки со следами сейсмических явлений, гидроминеральные комплексы, лагуны.
По сравнению с другими природоохранными территориями памятники природы занимают меньшую площадь. Памятники могут иметь местное, региональное или общефедеральное значение. В зависимости от специализации памятники подразделяются на:
- ботанические;
- геологические;
- гидрологические;
- комплексные.
Отдельно стоящие объекты или комплексы признаются памятниками природы:
- общефедерального значения – Правительством РФ по представлению Минприроды;
- регионального значения – органами госвласти субъектов РФ.
Учреждение памятников природы влечет запрет реализации на соответствующей территории всякой хозяйственной деятельности. Учитывая этот факт, в большинстве случаев соответствующие участки изымаются у собственников в порядке ст. 279 Гражданского, главы VII.1 Земельного и ст. 60 Водного кодексов РФ.
Дендрологические парки и ботанические сады
Понятие особо охраняемых природных территорий этого вида содержит ст. 28 Федерального закона РФ № 33-ФЗ. Они определяются как природоохранные госучреждения, созданные для формирования коллекций живых растений и поддержания биоразнообразия.
Дендрарий представляет собой территорию, специально отведенную под культивацию в открытом грунте деревьев, кустарников и лиан. Древесная растительность размещается согласно определенной системе, например, по географическим, систематическим или декоративным признакам. Примыкающая к дендрарию зона, предназначенная для отдыха и рекреации, именуется дендропарком.
Имущество, находящееся на территории дендропарков и ботанических садов, ограничено в гражданском обороте. Управление дендропарками и ботаническими садами может обеспечиваться органами государственной власти федерального уровня, их бюджетными учреждениями, научно-исследовательскими учреждениями и профильными ВУЗами.
Правовое положение дендропарков и садов определяется соответствующим административным актом, утвержденным учредившим его органом. В положении отображаются такие сведения:
- цели учреждения;
- научный профиль;
- организационное устройство;
- особенности режима охраны (по необходимости).
Дендропарки и ботанические сады подлежат территориальному зонированию. Выделяются следующие зоны:
- экспозиционная, на посещение которой нужно специальное разрешение;
- научно-экспериментальная, рассчитанная на посещение сотрудниками дендропарков/садов и других узкопрофильных учреждений;
- административная.
Финансирование дендропарков и ботанических садов осуществляется за счет бюджетных средств. Они также вправе получать средства от хозяйственной деятельности и расходовать их на реализацию уставных целей. Возможные источники доходов дендропарков и садов:
- рекреационная деятельности;
- издательская работа;
- безвозмездная помощь частных лиц и международных организаций.
Правовая охрана особо охраняемых природных территорий отдельных видов
Хозяйственная деятельность человека в пределах заповедника запрещена. Малозначимые исключения по этому поводу предусмотрены в отношении исследовательских работ и туризма.
Для национальных парков устанавливается куда менее жесткий режим. Возможности реализации той или иной деятельности на конкретных участках зависят от их принадлежности к функциональным зонам.
Примечательно, что п. 1.1 ст. 15 Закона РФ № 33-ФЗ установлен императивный запрет на увеличение площадей других зон национального парка за счет заповедной. На территориях национальных парков запрещена:
- деятельность, наносящая вред природным комплексам, представителям животного и растительного мира, культурно-историческим объектам, почвенному покрову;
- разработка полезных ископаемых;
- мероприятия, которые могут изменить гидрологический режим;
- предоставление участков под садоводство, дачное хозяйство;
- строительство линейных объектов, кроме тех, которые обеспечивают функционирование природных парков;
- лесозаготовка в промышленных масштабах;
- стоянка, движение автомобилей и спецтехники, кроме используемых для обеспечения функционирования природного парка;
- выпас и прогон домашних животных, кроме путей общего пользования;
- сплав древесины по водотокам;
- организация массовых мероприятий, разбивка туристских стоянок, разведение костров за пределами специально предусмотренных мест;
- самовывоз предметов, имеющих культурную или историческую ценность.
Вопросы хозяйственной деятельности компаний, действующих на территории национальных парков, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на их территории подлежат согласованию с Минприроды РФ и его уполномоченными органами.
В силу вышеназванного Закона РФ № 33-ФЗ на территории природных заказников запрещается деятельность, могущая причинить вред природным комплексам или их компонентам. Правовой режим земель заказников, а также объем ограничений устанавливается Положением о заказнике.
Малочисленным народам, для которых территория заказника является исконной средой обитания, разрешается общее и специальное природопользование в традиционной для них форме. На участках под памятниками природы, а также на территориях дендропарков и ботанических садов запрещается всякая хозяйственная деятельность, не связанная с защитой таких памятников, обеспечением функционирования дендропарков и садов.
Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий
Законодатель установил возможность привлечения правонарушителей к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Причиненный природным объектам и комплексам вред подлежит компенсации согласно специально утвержденным методикам и таксам, утвержденным Приказом Минприроды РФ. Если применимая к конкретной ситуации методика расчета экологического ущерба отсутствует, компенсация проводится по фактическим расходам на восстановление (п. 3 ст. 36 Закона РФ № 33-ФЗ).
Компенсация причиненных убытков не освобождает правонарушителя от административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. В силу ст. 8.39 КоАП РФ нарушение режима охраны природных объектов и ресурсов в пределах особо охраняемых территорий влечет наложение административных штрафов.
Размеры штрафов для разных типов нарушителей:
- частные лица – до 4 тыс. руб.;
- должностные лица – 20 тыс. руб.;
- организации – 500 тыс. руб.
В качестве дополнительных взысканий применяется изъятие орудий совершения правонарушения, а также продукции самовольного природопользования.
Уголовная ответственность оговорена ст. 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, карается:
- штрафом до 200 тыс. руб. либо в размере зарплаты виновного за полтора год;
- лишением специального права (занимать должность, заниматься деятельностью) до трех лет;
- обязательными работами до 480 часов;
- исправительными работами до 2 лет.
Конструкция административного деликта, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, предусматривает формальный состав правонарушения. Иными словами, для определения возможности привлечения виновного к ответственности достаточно деяния как такового.
Наличие негативных последствий для квалификации не имеет значения, хотя факт нанесения ущерба обязательно учитывается для определения степени вины и тяжести наказания.
Применительно к уголовному деликту все наоборот: «причинение значительного ущерба» – непременное условие вменения статьи 262 УК РФ. Дело, начатое как административное, по результатам экспертизы и подсчета вреда может перерасти в уголовное и наоборот.
Таким образом, нарушая закон, правонарушитель во многих случаях не может предсказать, какого рода преследованию (административному или уголовному) он в итоге может быть подвергнут.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Источник: advokat-malov.ru
Экологи и общественность отстояли заповедные земли
Законопроект об упрощенных строительных процедурах на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) принят в третьем чтении в версии, которая больше устроила экологов. В первом чтении он разрешал строительство практически любых объектов на заповедных землях без экологической экспертизы.
Помощь экономике за счет экологии
Законопроект 94578-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Госдуму Минстроем России и принятый депутатами 6 апреля в первом чтении, фактически разрешал строительство любой инфраструктуры на ООПТ страны и в уникальной экологической системе озера Байкал. Для этого даже не требовалось экологической экспертизы. Документ был разработан в рамках антикризисного проекта правительства, созданного в марте 2022 г., и проходил по ускоренной процедуре.
Законопроект вносил поправки в Градостроительный кодекс, законы об ООПТ, экологической экспертизе, охране озера Байкал и еще в шесть законодательных актов. Принятый в первом чтении документ допускал возможность исключать из ООПТ регионального значения участки для строительства любой инфраструктуры.
В составе ООПТ большую часть составляют именно территории регионального значения. На их долю приходится 86% от общего числа таких территорий и 52% их суммарной площади. То есть из большей части ООПТ могут быть вырезаны участки для хозяйственного использования. Это касается природных и биосферных заповедников, национальных и природных парков, природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и даже ботанических садов. Во многих регионах именно в ООПТ регионального значения охраняются наиболее ценные природные комплексы и экосистемы, места обитания редких животных и произрастания находящихся под угрозой исчезновения растений.
Документ разрешал строительство инфраструктуры в центральной экологической зоне Байкала (в нее входит само озеро и прилегающие к нему территории). Перечень объектов строительства на ней не был ограничен и также не требовал проведения государственной экологической экспертизы проектной документации.
«Это прямой путь к разрушению уникальных экосистем, уничтожению мест обитания краснокнижных видов, повышению рисков техногенного загрязнения и в целом серьезная угроза экологической безопасности страны», — заявила «Ведомости. Экологии» председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина. ООПТ занимают всего 12,5% площади России и меры по стабилизации экономики страны вполне могут не включать в себя вовлечение в хозяйственный оборот этого малого количества земельных участков ценных и уникальных природных экосистем, имеющих охранный статус, уверена Шаройкина. Пространства для развития инфраструктуры и капитального строительства предостаточно и без этих территорий, считает эксперт.
Если бы закон был принят в таком виде, то из региональных ООПТ можно было бы вырезать участки под любые виды инфраструктуры, кроме жилого строительства, говорит представитель «Гринпис Россия» Михаил Крейндлин. «Это мог бы быть горнолыжный курорт, туристическая, спортивная инфраструктура, предприятия по добыче полезных ископаемых, нефтегазовая инфраструктура, любая дорога, — перечисляет эколог. — Все эти объекты сейчас на территории ООПТ строить запрещено».
Отмена необходимости получать экологическую экспертизу, которая была первоначально прописана в законопроекте, усугублялась тем, что в марте 2022 г. вице-премьер Марат Хуснуллин ввел мораторий на отрицательные заключения государственной экспертизы проектной документации. В это же время Главгосэкспертиза разрешила проводить экологическую оценку проектов без экологической экспертизы. «Это означает, что если на ООПТ не проводится экологическая экспертиза, то не проводится вообще никакой, — объяснял Крейндлин. — Это еще и опасно вне зависимости от статуса территории, мы все помним аварию в Норильске в 2020 г.».
Десятки тысяч несогласных
Этот законопроект вызвал большой резонанс. Общественная палата, два комитета Госдумы — по экологии и охране окружающей среды и аграрный комитет — дали отрицательные заключения. Против единодушно выступили три фракции Госдумы — КПРФ, «Новые люди» и «Справедливая Россия». Ученые, блогеры, десятки тысяч людей откликнулись и выступили против, рассказывает представитель «Гринпис».
«Если законопроект будет принят и реализован, первозданные ландшафты будут разрушены, почва и грунт потеряют свои свойства, природная территория будет загрязнена промышленными отходами и нефтепродуктами. Это приведет к гибели многих животных и растений. Попытка выйти из экономического кризиса таким образом погрузит Россию в кризис экологический», — говорилось в письме Шаройкиной председателю комитета Государственной думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергею Пахомову.
«Законопроект не предполагает обязанности осуществления каких-либо компенсационных мероприятий в связи с негативным воздействием промышленной деятельности на природные экосистемы», — писал в своем отрицательном заключении на этот документ глава комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин.
Принятие законопроекта в первоначальном виде может повлечь за собой серьезные нарушения экологических прав граждан и, соответственно, массовые протесты, как это было в Подмосковье, Шиесе, Куштау, предупреждали в «Гринпис».
Документ в изначальном виде противоречил целому ряду ключевых нормативно-правовых документов: это федеральные законы об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, о животном мире, об экологической экспертизе, об охране озера Байкал, Градостроительный кодекс и др., говорит Шаройкина. Борьба против этого законопроекта была не умозрительной: многие заповедные территории уже находятся под угрозой застройки. «Попытки на законодательном уровне разрешить нарушать целостность, осваивать или застраивать ООПТ предпринимаются регулярно. Планов и примеров освоения достаточно много. Красная Поляна, Лосиный остров, Байкал, Лаго-Наки, Волго-Ахтубинская пойма», — отмечает Шаройкина.
Новая редакция
Ко второму чтению экологам удалось добиться внесения поправок в скандальный законопроект. Оно состоялось 19 апреля. В новой редакции документ запрещает возведение и строительство жилья в особо охраняемой зоне вблизи Байкала, а также на всех территориях из списка ООПТ. Требования об обязательной государственной экологической экспертизе также сохраняются.
«На таких территориях будет допускаться только строительство новых социальных объектов, таких как школы, детские сады, медицинские учреждения, нехватка которых наблюдается в населенных пунктах, расположенных в особо защищенных зонах», — говорилось на сайте Госдумы.
Законопроект, принятый во втором чтении, далек от идеала, но в таком виде он не создает угрозы озеру Байкал, которое и так в очень уязвленном состоянии, считает Шаройкина. Новая редакция не допускает изъятия земель из региональных ООПТ, если речь не идет о строительстве и расширении БАМа и Транссиба, что было разрешено и раньше, добавляет председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты.
«К сожалению, в законопроекте осталась возможность строительства объектов магистральной инфраструктуры, включая магистральные трубопроводы, на федеральных ООПТ без экологической экспертизы, — отмечают в «Гринпис Россия». Объектами магистральной инфраструктуры могут быть и автомобильные, и ж/д дороги, и трубопроводы, считают эксперты.
В WWF России уверены, что запрет на изъятие земельных участков из состава ООПТ гарантирует целостность ценных природных ландшафтов: это нужно, чтобы сохранить места обитания и пути миграций животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, а также способность ООПТ поддерживать качество жизни людей.
20 апреля Госдума неожиданно для экологов приняла законопроект в третьем чтении.
Источник: www.vedomosti.ru
Что такое особо охраняемые природные территории и как их защищают
Рассказываем, какие изменения были внесены в законодательство, что такое особо охраняемые природные территории, как они защищены и почему принятый Государственной Думой соответствующий закон важен для коренных малочисленных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока
Смотрите также
Защиту особо охраняемых природных территорий усилят
25 июля Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ. Документ прошел первое чтение в 2015 году, однако был принят только этим летом после того, как был донастроен депутатскими поправками. Президент РФ Владимир Путин подписал этот закон 3 августа.
Особо охраняемые природные территории – что это?
В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», это «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение». Эти участки полностью или частично изъяты по решению властей из хозяйственного использования и относятся к объектам общенационального достояния. Кроме того, для этих участков установлен режим особой охраны.
Какие бывают особо охраняемые природные территории?
В зависимости от особенностей режима особо охраняемых природных территорий выделяются следующие их разновидности:
- государственные природные, в том числе биосферные, заповедники (например, Алтайский природный биосферный заповедник);
- национальные парки (например, Валдайский национальный парк);
- природные парки (например, «Ленские столбы»);
- государственные природные заказники (например, «Ярославский»);
- памятники природы (например, Долгая коса в Краснодарском крае);
- дендрологические парки и ботанические сады (например, Хабаровский дендрологический парк).
Как отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов
Какие правила посещения особо охраняемых природных территорий?
В соответствии с принятыми поправками, посещать особо охраняемые природные территории можно по установленным для таких зон правилам особой охраны. Так, люди, не проживающие в населенных пунктах в границах особо охраняемых природных территорий, могут посетить эту зону либо за плату, либо бесплатно. Порядок определения этой платы или освобождения от нее устанавливается Правительством РФ.
Важным моментом в нововведениях станет то, что теперь в законодательстве прописано, что плата за посещение таких территорий не будет взиматься с людей, проживающих на территории, в том числе с представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – тех, кто живут на этих территориях исторически.
«Доходило раньше до маразма. Людей, которые там по триста лет живут, у которых там все родственники живут, — их заставляли платить за вход на эту территорию. Но этот закон это снимает», — отмечал Владимир Бурматов.
В чьей собственности находятся эти территории и как их защищают?
Как указывается в принятом законе, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах особо охраняемых природных зон, находятся в федеральной собственности.
Особо отмечается, что эти земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Также теперь строго запрещен перевод земель, находящихся в границах особо охраняемых природных зон, из одной категории в другую. Это позволит защитить эти земли от застройки отелями, гостиницами, спортивными сооружениями и т. п. Как отмечал Владимир Бурматов, так часто делали «нечистые на руку бизнесмены» — переводили земли охраняемых зон в лесной фонд, а после постепенно начинали застройку.
Кроме того, теперь в законе прописано, что на территориях национальных парков запрещается строительство объектов спорта, являющихся объектами капстроительства, связанных с ними инженерной и транспортной инфраструктур, размещение скотомогильников, а также свалок.
Физические и юридические лица, арендующие земельные участки на территориях национальных парков, должны ежегодно проводить мероприятия по предотвращению нанесения вреда животным, растениям и окружающей среде, а также направленные на соблюдение режима особой охраны территорий национальных парков. Эти мероприятия должны быть согласованы с ФГБУ, осуществляющим управление национальным парком. Перечень таких мероприятий утверждается ФОИВом, в ведении которого находятся национальные парки.
Какие дополнительные полномочия появились у госинспекторов в области охраны окружающей среды?
Теперь государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении служебных обязанностей пользуются теми же правами, что и должностные лица, осуществляющие федеральный лесной надзор, охотничий надзор, надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Также в соответствии с законом госинспекторам в области охраны окружающей среды разрешили носить охотничье оружие. Кроме того, госинспекторы получат служебные удостоверения и форменную одежду установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти образца.
Какие государственные природные заповедники преобразуются в национальные парки?
Законом предусматривается преобразование в национальные парки следующих государственных природных заповедников:
-
государственный природный биосферный заповедник;
- государственный природный заповедник «Столбы»;
- государственный природный биосферный заповедник «Командорский»;
- государственный природный заповедник «Гыданский».
Также устанавливается порядок такого преобразования и запрет на изменение границ указанных заповедников в процессе их преобразования.
Источник: duma.gov.ru