В рамках данной статьи рассматриваются особенности правового режима энергетических объектов в сфере электроэнергетики с использованием классификации, в основе которой функциональное назначение объекта.
По функциональному назначению объекты электроэнергетики могут быть подразделены на условные группы: объекты электроэнергетики, которые используются в процессе:
- производства;
- передачи;
- оперативно-диспетчерского управления;
- сбыта электрической энергии.
Остановимся прежде всего на определении понятия электроэнергетики, закрепленное в ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Под электроэнергетикой понимается отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Электроэнергетические системы и сети. Электроэнергетика. Часть 1.
Из содержания указанного определения следует, что при осуществлении производства, передачи электрической энергии, сбыта и потребления используются производственные и иные имущественные объекты, включая объекты, входящие в Единую энергетическую систему России.
Согласно ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в Единую энергетическую систему России входят производственные и иных имущественные объекты электроэнергетики, связанные единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).
К объектам электроэнергетики в соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» относятся имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
К объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Правовой анализ указанных определений свидетельствует о том, что определение объектов электроэнергетики является общим по отношению к определению объектов электросетевого хозяйства.
Как уже отмечалось выше объекты электроэнергетики могут быть использованы в следующих процессах:
- Производство электрической энергии.
- Передача электрической энергии.
- Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике.
- Сбыта электрической энергии.
При этом законодатель делает оговорку, что объекты электросетевого хозяйства данным определением также охватываются. Из содержания определения понятия объектов электросетевого хозяйства явствует, что данные объекты могут быть использованы:
Что нужно знать об электроэнергетике
- для обеспечения электрических связей;
- осуществления передачи электрической энергии.
В определении понятия объектов электросетевого хозяйства присутствует некоторая конкретизация данных объектов, среди которых указаны в том числе линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств представляет собой Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Особенности правового режима объектов электросетевого хозяйства с учетом технологических характеристик, порядок ведения объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть определены в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», иных законодательных актах, Постановлениях Правительства РФ.
Следует отметить также, что в соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части:
- права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров;
- использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены Правительством РФ от 26.01.2006 № 41.
Перечень критериев включает следующие:
- Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 330 киловольт и выше.
- Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт: обеспечивающие выдачу в сеть энергетической мощности электрических станций, общая установленная мощность каждой из которых составляет не менее 200 мегаватт; обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации; обеспечивающие выдачу энергетической мощности в узлы электрической нагрузки с присоединенной трансформаторной мощностью не менее 125 мегавольт-ампер; непосредственно обеспечивающие соединение указанных линий электропередачи, включая магистральные линии электропередачи с подстанциями, внесенными в уставный фонд Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России».
- Линии электропередачи, пересекающие государственную границу Российской Федерации.
- Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) киловольт и вывод из работы которых приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения.
- Трансформаторные и иные подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт и выше, соединенные с линиями электропередачи, указанными в пунктах 1-3, а также технологическое оборудование, расположенное на этих подстанциях, за исключением распределительных устройств электрических станций, входящих в имущественный комплекс генерирующих энергообъектов.
- Оборудование распределительных устройств напряжением 110 (150) киловольт и связанное с ним вспомогательное оборудование на трансформаторных и иных подстанциях, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) киловольт, обеспечивающие транзитные перетоки электрической энергии по линиям электропередачи напряжением 110 (150) киловольт, указанным в пункте 4 настоящего документа.
- Комплекс оборудования и производственно-технологических объектов, предназначенных для технического обслуживания и эксплуатации указанных объектов электросетевого хозяйства.
- Системы и средства управления указанными объектами электросетевого хозяйства.
Необходимо учитывать, что согласно п.1_1 указанного Постановления Правительства РФ утвержденные данным постановлением критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети не применяются к объектам электросетевого хозяйства, функционирующим на территории Калининградской области, за исключением линий электропередачи, пересекающих государственную границу Российской Федерации.
Особенность правового режима объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть касается прежде всего порядка отчуждения и использования данных объектов.
Так, согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства при наличии намерения продать данный объект, входящий в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, обязан известить в письменной форме путем направления заказного письма с уведомлением о вручении организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью о намерении продать данный объект с указанием цены и других условий продажи.
Если организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью откажется от покупки или не сообщит о готовности приобрести данный объект в течение шести месяцев с даты поступления в ее адрес указанного извещения, собственник или иной законный владелец данного объекта вправе продать его по истечении этого срока любому лицу по цене не ниже цены, указанной в извещении.
При этом в течение месяца с даты государственной регистрации прав на данный объект новый собственник или иной законный владелец данного объекта обязан заключить с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью договор о порядке использования данного объекта в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
В указанном пункте также закреплено, что при продаже объекта электросетевого хозяйства, входящего в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, с нарушением преимущественного права покупки организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью имеет право требовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей покупателя данного объекта в течение шести месяцев с момента получения информации организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью о продаже данного объекта с нарушением преимущественного права покупки.
В соответствии с п.5 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» с 1 января 2014 года не допускается передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6, 7 и 8 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно п.6 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, может осуществляться при условии предварительного заключения такими потребителями соглашений с территориальными сетевыми организациями.
Указанные соглашения должны предусматривать согласие потребителей электрической энергии на заключение в последующем договоров оказания услуг по передаче электрической энергии территориальными сетевыми организациями с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и переданных в аренду.
В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» без заключения соглашений, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Белгородской области, Волгоградской области, Вологодской области, Курской области, Липецкой области, Нижегородской области, Ростовской области, Тамбовской области, Томской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
При этом передаются в аренду только объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, в отношении которых по состоянию на 1 сентября 2013 года действовали договоры аренды, заключенные между организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями.
Согласно п.8 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» без заключения соглашений, предусмотренных п. 6 настоящей статьи, передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области, за исключением объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии технологически присоединены после 1 января 2007 года.
В соответствии с п.11 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» переданные в аренду в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 ст.8 объекты электросетевого хозяйства и (или) их части используются территориальными сетевыми организациями для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к таким объектам и (или) их частям.
Порядок согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1173.
Особенности правового режима объектов электроэнергетики, в том числе объектов электросетевого хозяйства касаются также особенностей вывода указанных объектов из эксплуатации.
Согласно п.1 ст.44 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии собственники и иные законные владельцы оборудования по производству электрической энергии, установленная мощность которого превышает значения, определенные Правительством РФ, а также собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с системным оператором временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, за исключением случаев аварийной остановки оборудования; уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и системным оператором окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации.
Порядок вывода из эксплуатации и в ремонт объектов электроэнергетики устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.
В случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате временного вывода соответствующих объектов из эксплуатации системный оператор вправе потребовать от собственника или иного законного владельца указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем шесть месяцев.
Правом требования приостановить вывод объектов из эксплуатации на срок не более чем два года наделен также уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с п.4 ст.44 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»убытки, причиненные собственникам или иным законным владельцам объектов электроэнергетики в результате ограничения их прав на вывод указанных объектов из эксплуатации, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении атомных электростанций в п.6 ст.44 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сделана оговорка, о том, что положения данной статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
Рассматривая особенности правового режима объектов электроэнергетики следует также отметить, что Приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 № 507 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей).
Правовой анализ определений понятий объектов электроэнергетики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев данные объекты отвечают признакам недвижимого имущества, закрепленного в п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ.
В действующих законодательных актах на сегодняшний день не закреплен особый порядок регистрации указанных объектов как объектов недвижимого имущества.
Следует обратить внимание на Приказ Министерства юстиции РФ от 30.10.2001 № 289/422/224/243, Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2001 № 289/422/224/243, Министерства имущественных отношений РФ от 30.10.2001 № 289/422/224/243, Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества — энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы».
Согласно п.4 указанного Приказа положения настоящих Рекомендаций распространяются на случаи, когда в состав сооружения как сложной вещи входят объекты движимого и недвижимого имущества, образующие единое целое и предназначенные для преобразования механической энергии воды в электрическую энергию или химической энергии топлива в электрическую энергию или электрическую энергию и тепло, а также предназначенные для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи.
В данном пункте сделана оговорка, что положения настоящих Рекомендаций не распространяются на предприятия как имущественные комплексы, используемые для осуществления предпринимательской деятельности .
В соответствии с п.3 данного Приказа при проведении государственной регистрации прав на сооружение и сделок с ним рекомендуется принимать во внимание, что в его состав могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь (см.ст.134 Гражданского кодекса РФ).
Необходимо также учитывать, что согласно ст.133 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Источник: student-servis.ru
Путин подписал закон о совершенствовании порядка взаимодействия в электроэнергетике
Документ вводит систему перспективного развития электроэнергетики. В частности, он предусматривает, что с 1 января 2023 года разработку программных документов, касаемых перспективного развития отрасли, будет осуществлять «Системный оператор». При этом с 1 января 2024 года централизованное ОДУ в пределах ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем будет единолично осуществляться СО.
МОСКВА, 16 июня (BigpowerNews) Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», направленный на уточнение понятийного аппарата ФЗ «Об электроэнергетике», совершенствования порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, а также унификации по итогам сложившейся практики отдельных положений ФЗ «Об электроэнергетике».
Госдума РФ приняла документ 7 июня, Совет Федерации – 8 июня.
В справке управления администрации Президента РФ к документу, которая приводится на сайте Кремля, указывается, что подписанный закон вводит систему перспективного развития электроэнергетики.
«Эта система представляет собой совокупность документов перспективного развития электроэнергетики и действий, направленных на их разработку, утверждение и реализацию», поясняется в справке.
Так, согласно новой редакции закона «Об электроэнергетике», с 1 января 2023 года разработку программных документов в сфере перспективного развития отрасли будет осуществлять «Системный оператор» (СО). Как пояснили в «СО», в функции компании войдут разработка генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на долгосрочную перспективу и разработка схемы и программы развития электроэнергетических систем России (СИПР ЭЭС) на среднесрочную перспективу, включая решения по развитию ЕЭС России и электроэнергетики регионов. Ранее региональные планы разрабатывались органами исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с законом ответственность за их разработку переходит к Системному оператору.
В целях повышения прозрачности процесса разработки основных программных документов перспективного планирования, Генеральная схема и СИПР ЭЭС России будут проходить обязательное публичное обсуждение заинтересованными организациями и рассмотрение органами исполнительной власти субъектов РФ. После чего СИПР ЭЭС будут утверждаться Министерством энергетики России, а Генеральная схема – Правительством России.
«Согласованность, взаимоувязанность и сбалансированность документов перспективного развития будут обеспечены в том числе за счет использования перспективных расчетных моделей ЕЭС, формируемых и поддерживаемых Системным оператором в актуальном состоянии на основе цифровых информационных моделей электроэнергетических систем», говорят в СО.
«Принятие нового закона логично продолжает процесс совершенствования действующей с 2009 года системы перспективного планирования развития электроэнергетики. За эти годы в отрасли созданы необходимые компетенции и технологии, позволяющие в новой модели принятия решений синхронизировать региональные планы развития электроэнергетики с общефедеральными и скоординировать вводы генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры с одной стороны и развитие магистрального сетевого комплекса и распределительных сетей – с другой», – прокомментировал подписание ФЗ предправления «СО» Федор Опадчий.
При этом ФЗ предполагает, что начиная с 1 января 2024 года централизованное управление (ОДУ) в пределах ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем будет единолично осуществляться «Системным оператором».
В Минэнерго РФ, в свою очередь, отмечают, что закон оптимизирует перечень документов перспективного развития электроэнергетики, в том числе генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики и программы развития электроэнергетических систем России.
На уровне закона закрепляются требования к разработке этих документов, принципы распределения функций между субъектами ОДУ, компаниями и потребителями, исключается требование о заключении договора оказания услуг по ОДУ до заключения договора по передаче электрической энергии.
«Это упростит порядок заключения договора с сетевыми организациями для компаний и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по диспетчерскому управлению. Помимо этого, будет предусмотрена процедура согласования технических решений и мероприятий, направленных на обеспечение надёжного функционирования энергосистемы, а также дополнена норма об установлении законной неустойки за просрочку оплаты услуг управлению», – говорит замминистра энергетики РФ Анастасия Бондаренко, слова которой приводит Минэнерго.
Как следует из ФЗ, размер пени за просрочку оплаты услуг по ОДУ составит одну стотридцатую ключевой ставки ЦБ.
«Предлагаемые изменения позволят осуществить интеграцию на базе «Системного оператора», как единого центра компетенций, информационного, методического, обеспечения разработки документов перспективного развития отрасли, обеспечить экономию государственных средств и снизить нагрузку на конечных потребителей», – считает А. Бондаренко.
Кроме того, закон упрощает взаимодействие субъектов в части технологического функционирования электроэнергетики.
«Закон предполагает исключение не функционирующих механизмов регулирования в электроэнергетике. В частности, основные изменения касаются совершенствования и уточнения понятийного аппарата, порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе по вопросам качества электрической энергии», – отмечает замминистра энергетики.
Как следует из материалов к закону, в частности, им предполагается:
— уточнение определения понятий управление», управление в электроэнергетике», «установленная генерирующая мощность», „рабочая генерирующая мощность»;
— исключение устаревшего понятия «веерное отключение», а также неиспользуемого понятия «максимально доступная генерирующая мощность».
Также ФЗ исключается не применяемые на практике нормы об участии уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ФОИВ) в соглашениях о взаимодействии, заключаемых «Системным оператором» с управляющей ЕНЭС компанией «ФСК ЕЭС» и организациями коммерческой инфраструктуры.
Положение ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающее осуществление «Системным оператором» контроля за реализацией инвестпрограмм генерирующих компаний исключается. Как указывалось в пояснительной записке разработчиков закона, «своевременная и надлежащая реализация генерирующими компаниями инвестпроектов по строительству (реконструкции модернизации) генерирующих объектов эффективно обеспечивается предусмотренными Правилами ОРЭМ механизмами участия в конкурентных отборах мощности, заключения договоров о предоставлении мощности на оптовый рынок, аттестации генерирующего оборудования и применения штрафных экономических санкций в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения генерирующими компаниями обязательств по поставке мощности на оптовый рынок».
В связи с этим, заключалось в записке, «выполнения для этих целей контрольных мероприятий со стороны Системного оператора не требуется».
ФЗ также предусматривается конкретизация положения ФЗ «Об электроэнергетике», устанавливающего основания для применения графиков аварийного ограничения режима потребления и использования противоаварийной автоматики.
Также в рамках перевода госуслуги по утверждению нормативов создания запасов топлива при производстве электроэнергии, а также нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки с установленной мощностью производства электроэнергии 25 МВт и более на проактивный уровень (по факту наступления события, а не по факту поступления заявления) перечень полномочий правительства и уполномоченных им ФОИВов дополняются установлением порядка утверждения нормативов запасов топлива.
Положения ФЗ «Об электроэнергетике» о применении технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и качеству электрической энергии, приведены в соответствие с пунктом 4 статьи 1 ФЗ „О техническом регулировании“, исключившим соответствующие требования из сферы действия системы технического регулирования.
Источник: www.bigpowernews.ru
ГЛАВА 10 СИСТЕМА ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Разработка и гармонизация стандартов в любой отрасли начинается с терминологии.
Под гармонизированными понимаются такие стандарты, которые приняты различными занимающимися стандартами органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами [21].
Решение этой задачи осуществляется в строгом соответствии с ГОСТ 1.1-2002, который устанавливает термины и определения в области стандартизации.
Знание терминологии и определений в электроэнергетике играет исключительно важную роль для руководителей и специалистов энергослужб предприятий (организаций); позволяет более правильно определить целевое назначение и конкретную суть того или иного объекта, сетей, устройств защитного заземления и другого электротехнического оборудования; помогает различить по характерным стандартизированным признакам близкие по своему звучанию и функциональному назначению электроэнергетические понятия, такие, например, как:
падение напряжения и потеря напряжения;
разделяющий трансформатор и разделительный трансформатор;
уравнивание потенциалов и выравнивание потенциалов;
нулевой защитный проводник и нулевой рабочий проводник и т. д.
Знание и умение пользоваться терминологией и определениями в электроэнергетике является одним из условий рационального и безопасного обслуживания электроустановок; безошибочного выбора коммутационной, защитной и контрольно-измерительной аппаратуры и приборов, средств автоматики и телемеханики; надлежащего выбора способа выполнения заземления в электроустановках, целевого использования средств защиты и т. д.
Проблема в данной области усугубляется тем, что среди большого числа ведомственных норм и правил работы в электроустановках (МПБЭЭ, ПУЭ, ПТЭЭП, ИПИСЗ и др.) имеют место разночтения в терминах и определениях и, в ряде случаев, расхождения с таковыми, указанными в государственных стандартах [22].
В данном случае специалисты-электроэнергетики столкнулись с некоторым несоответствием стандартизированной терминологии, не зная, какому ведомству отдать предпочтение в выборе терминов и определений.
С одной стороны, государственные стандарты считаются более приоритетными по сравнению с ведомственными нормами и правилами и являются обязательными для применения во всех видах документации. С другой – в ведомственных органах находятся узкопрофильные профессионалы, как, например, в органах Ростехнадзора, которые в своей области являются специалистами-профессионалами более высокого уровня по сравнению с широкопрофильными специалистами из Госстандарта России. Поэтому терминология, разработанная в ведомственных нормах и правилах, является более четкой, конкретной и грамотной, что позволяет персоналу энергослужб предприятий (организаций) осмысленней и полнее определить функциональное назначение того или иного объекта, устройства, системы и т. д.
Данный вывод подтверждается еще и тем, что иногда в ГОСТ приводятся разноречивые определения и термины или, наоборот, один и тот же термин имеет несколько разных определений, что усложняет усвоение терминологии и вносит определенную путаницу в этих вопросах. Например, в табл. 4 приведены термины, которые имеют различные определения в том или ином ГОСТ.
Разноречивые определения одного и того же термина
Поэтому при разработке норм и правил работы в электроустановках возникают определенные трудности в выборе того или иного термина и определения к нему.
Недаром в Энергетической стратегии России на период до 2020 г., утвержденной Правительством РФ 28 августа 2003 г., подчеркнуто, что одним из принципов ее осуществления является «единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли».
Во многих технических публикациях, справочной и производственной литературе, в рекомендациях и методических пособиях авторы начинают излагать материал, как правило, с терминов и определений, которые зачастую отражают субъективный взгляд автора по данной тематике, в результате чего возникают дополнительные разночтения в терминологии.
Решение данной проблемы требует тщательного подхода к выбору того или иного термина и определения и пользованию ими, особенно в области электроэнергетики.
Существующую систему терминов и определений в электроэнергетике целесообразно разделить на три группы:
I группа – термины стандартизированные, которые необходимо применять строго в соответствии с государственными (ГОСТ) и международными (например, СТ МЭК) стандартами;
II группа – термины и определения нестандартизированные, которые не применяются в действующих нормах и правилах работы в электроустановках. Данные термины и определения действуют на основе законодательных, правовых и нормативных документов (Федеральных законов, Указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации), строительных и санитарных норм и правил. К ним относятся термины и определения, применяемые в ПУЭ, ПТЭЭП, МПБЭЭ, ИПИСЗ и др., такие, например, как: верхолазные работы, бригада, допуск к работам, инструктаж, наряд-допуск, ответственный за электрохозяйство, персонал оперативный и многие другие термины [23];
III группа – термины и определения, отражающие экономические понятия, применяемые в электроэнергетике.
Технико-экономические расчеты в энергетике имеют важное значение в оценке деятельности энергослужб как промышленных потребителей энергии, так и энергоснабжающих организаций. В настоящее время в условиях коммерческих взаимоотношений между обеими сторонами значительно возросла потребность в экономических знаниях для оценки деятельности энергослужб, связанных с вопросами энергосбережения, лимитирования электроэнергии и мощности, со штрафными надбавками, с денежными компенсациями за неполный отпуск электроэнергии и др. Нередко разногласия по этим экономическим вопросам выносятся в Арбитражный суд потребителями или поставщиками электроэнергии.
Поэтому руководителям и специалистам электроэнергетических служб предприятий (организации) необходимо знать и грамотно использовать терминологию в прикладной экономике по роду своей деятельности.
Термины и определения в области экономики, как правило, не стандартизированы, а действуют на базе законодательных и правовых актов и нормативов, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации. К таким терминам можно отнести акцепт, применяемый при взаиморасчетах по договору энергоснабжения, при которых имеет место безакцептное взимание денежных средств за потребленную электроэнергию, а также амортизационные отчисления, возмещение убытков, затраты, расходы и издержки, лимит, тариф и др.
Особое место в системе стандартизации занимает система стандартов безопасности труда (ССБТ), которая насчитывает более 320 государственных стандартов, в том числе около 30 – непосредственно по вопросам электробезопасности.
Все стандарты, начинающиеся с двух первых цифр «12», образуют единую структуру ССБТ, содержащую шесть взаимосвязанных квалификационных групп, в том числе:
0 (12.0. …) – основополагающие стандарты, которые охватывают фундаментальные вопросы самой системы стандартизации и предназначены для устранения различия в определениях и оценках в области безопасности труда;
1 (12.1. …) – стандарты общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, которые систематизируют и формализуют все виды опасности и характер их воздействия;
2 (12.2. …) – стандарты общих требований безопасности к производственному оборудованию;
3 (12.3. … ) – стандарты общих требований к производственным процессам;
4 (12.4. …) – стандарты требований к средствам защиты;
5 (12.5. …) – стандарты требований к зданиям и сооружениям. Например, часто применяемый в электроэнергетике стандарт
12.1.009-76 «Электробезопасность. Термины и определения» (переиздан в 1999 г.) расшифровывается следующим образом: 12 – код стандарта ССБТ;
1 – код классификационной группы, которая показывает, что данный стандарт относится к стандартам общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;
009 – порядковый номер стандарта этой группы;
76 – год регистрации стандарта.
Созданная в стране единая система ССБТ является первой и уникальной в практике мировой стандартизации, которая объединила разрозненные нормативные документы по охране труда и технике безопасности. Данная система обязывает неукоснительно выполнять требования безопасности на всех стадиях, начиная от проектирования, изготовления, монтажа, наладки и испытаний и кончая эксплуатацией и ремонтом.
К внедрению и выполнению требований ССБТ на предприятиях (организациях) подключены практически все структурные подразделения, в том числе и энергослужбы предприятия (организации).
В вопросах организации и управления электрохозяйством предприятия должно уделяться особое внимание улучшению условий охраны труда в электроустановках и проблеме электробезопасности на основе существующей стандартизированной системы ССБТ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Немного определений. Из истории открытия парадоксов
Немного определений. Из истории открытия парадоксов Для начала определимся с некоторыми древними понятиями: софистикой, диалектикой и схоластикой, вокруг которых и будет разворачиваться описание.Диалектика произошла от искусства вести спор — говорить вдвоём. В
6.1. Правовые основы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
6.1. Правовые основы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике 6.1.1. Система, субъекты и основные принципы оперативно-диспетчерского управления Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике как естественно-монопольной
Словарь специальных терминов
Словарь специальных терминов Агдезия – прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью отделываемого материала.Анкер – деталь для скрепления частей сооружений, которую закладывают в каменную кладку (фундаменты, стены, своды). Этот термин также применяется
СЛОВАРЬ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
СЛОВАРЬ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Бессемеровский процесс — передел жидкого чугуна в сталь без подвода теплоты путем продувки металла воздухом.Вязкость — свойство металла (сплава) вытягиваться перед разрушением при приложении нагрузки.Горн — очаг для нагревания руды
Глава 9 Робот – система телеслежения
Глава 9 Робот – система телеслежения В этой главе мы построим робота – систему телеслежения. Как уже было показано в гл. 2, подобные роботы находят широкое применение в науке, бизнесе, индустрии развлечений, военном деле, различного рода исследованиях и
Словарь терминов
Словарь терминов «Лёгкие Момсена» — аппарат для экстренного дыхания экипажа подлодки, изобретенный в 1929–1932 годах Чарльзом Боуэрсом Момсеном. «Лёгкие Момсена» представляли собой приспособление для переработки выдыхаемого воздуха, которое висело на шее и крепилось
Двоичная система счисления – идеальная система для ЭВМ
Двоичная система счисления – идеальная система для ЭВМ Мы уже говорили о том. что в нервных сетях действуют законы двоичного счисления: О или 1, ДА или НЕТ. Какими особенностями отличается двоичная система? Почему именно её избрали для ЭВМ?Мы принимаем как должное счёт до
Глава 3 Система видеоконтроля (видеонаблюдения)
Глава 3 Система видеоконтроля (видеонаблюдения) 3.1. Система охранного видеоконтроля Одним из наиболее распространенных технических средств защиты является система охранного видеоконтроля. Системы видеонаблюдения являются неотъемлемой частью системы безопасности.
Глава 4 Система контроля и управления доступом
Глава 4 Система контроля и управления доступом 4.1. Понятие системы контроля и управления доступом Системы контроля и управления доступом (СКУД) разграничивают права прохода в помещения (зоны, территории) определенных категорий лиц и ограничивают доступ лиц, не
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОХОЗЯЙСТВА
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОХОЗЯЙСТВА Электрохозяйство предприятия – это сложный комплекс, представляющий собой единую совокупность внешних (магистральных) и внутренних (распределительных) электросетей с трансформаторами, коммутационной
ГЛАВА 2 КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОХОЗЯЙСТВОМ
ГЛАВА 2 КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОХОЗЯЙСТВОМ Управление представляет собой целенаправленное воздействие на организованную структуру для поддержания ее функционирования и обеспечения целевой деятельности.В основе организационных методов управления
Словарь специальных терминов
Словарь специальных терминов Абразив, абразивный порошок – шлифовальный порошок, состоящий из толченого стекла, наждака, окиси хрома и других веществ, определенной зернистости.Абразивная обработка – обработка металлов и неметаллических материалов резанием
5.1.4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
5.1.4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Развитие электроэнергетики в последнее десятилетие характеризуется созданием крупных государственных и межгосударственных энергообъединений. Накоплен положительный опыт создания и функционирования крупных
5.6.1. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
5.6.1. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Организационная структура отрасли в ходе акционирования и решения по ее совершенствованию. Начавшийся в 1991 г. переход России к рыночной экономике обусловил необходимость структурных реформ в
Источник: tech.wikireading.ru
Публикации
Федеральным законом № 174-ФЗ внесены изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ (далее – Закон № 35-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В рамках изменений, внесенных в Закон № 35-ФЗ:
a) изложено в новой редакции определение понятия «Единая энергетическая система России», под которой понимается электроэнергетическая система, расположенная в пределах территории Российской Федерации, в состав которой входят объединенные электроэнергетические системы и образующие их территориальные электроэнергетические системы и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором электроэнергетических систем России;
b) изложены в новой редакции определения понятий:
— «оперативно-технологическое управление», под которым понимается комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемых собственниками или иными законными владельцами данных объектов и (или) установок в соответствии с диспетчерскими командами и распоряжениями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и (или) по согласованию с таким субъектом в отношении линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, либо самостоятельно или в координации с иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в отношении иных линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
— «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике», под которым понимается комплекс мер по централизованному планированию и управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении определяемых им в установленном Правительством Российской Федерации порядке линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы и могут изменяться только по диспетчерской команде субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или по согласованию с таким субъектом, а также мер по проектированию развития электроэнергетической системы;
— «услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике», под которыми понимается комплекс мер по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, осуществляемых в целях обеспечения надежного функционирования и развития электроэнергетической системы.
c) Глава 2 Закона № 35-ФЗ дополнена статьей 6.1 «Система перспективного развития электроэнергетики», согласно которой:
— Cистема перспективного развития электроэнергетики представляет собой совокупность документов перспективного развития электроэнергетики и действий, направленных на их разработку, утверждение и реализацию в целях своевременного обеспечения потребностей.
— Планирование перспективного развития электроэнергетики обеспечивается путем разработки и утверждения согласованных между собой документов перспективного развития электроэнергетики.
— В рамках системы перспективного развития электроэнергетики системным оператором осуществляется проектирование развития электроэнергетических систем, предусматривающее выполнение функций в части прогнозирования спроса на электрическую энергию и мощность и формирования балансов электрической энергии и мощности на перспективные периоды.
— Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проект схемы и программы развития электроэнергетических систем России в части, касающейся территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в порядке и пределах, которые установлены правилами разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики.
— Правила разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, утверждаемые Правительством Российской Федерации, определяют в том числе порядок взаимодействия системного оператора, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при формировании исходных данных, учитываемых при разработке документов перспективного развития электроэнергетики.
— Документы перспективного развития электроэнергетики разрабатываются системным оператором с использованием перспективных расчетных моделей Единой энергетической системы России (начиная с 1 января 2024 года также с использованием перспективных расчетных моделей технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем), формируемых и поддерживаемых в актуальном состоянии системным оператором на основе цифровых информационных моделей электроэнергетических систем.
— Правила формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации.
— Системный оператор обеспечивает раскрытие цифровых информационных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики, а также предоставляет другим субъектам электроэнергетики, потребителям электрической энергии и проектным организациям на безвозмездной основе перспективные расчетные модели электроэнергетических систем в части объектов электроэнергетики классом напряжения 110 киловольт и выше или фрагменты таких моделей в целях разработки технических решений по технологическому присоединению к электрическим сетям, проектирования строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения) объектов электроэнергетики, разработки предложений по перечню мероприятий по обеспечению вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации и выполнения необходимых для этого расчетов.
— Порядок раскрытия цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и предоставления системным оператором лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей для целей перспективного развития электроэнергетики, в том числе порядок формирования фрагментов перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем, предоставляемых в целях разработки технических решений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, состав, объем, формат, способы и условия раскрытия (предоставления) системным оператором цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей, виды используемых в этих целях электронных подписей и условия их применения, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, законодательства Российской Федерации об электронной подписи, а также с учетом необходимости обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и безопасности функционирования электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики.
d) Статья 15 «Аварийные электроэнергетические режимы» Закона № 35-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой, при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов (режимов, которые характеризуются параметрами, выходящими за допустимые пределы, определяемые в соответствии с обязательными требованиями) действует особый порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов и соответствующие обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
e) Статья 27.1 дополнена пунктом 5, согласно которому субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, а также собственники и иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии (мощности), субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в пределах своих обязанностей по выполнению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, требований технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям и обязательств по заключенным ими договорам при осуществлении своей деятельности обеспечивают надежность снабжения потребителей электрической энергией и ее качество.
Потребители электрической энергии в пределах своих обязанностей по выполнению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, требований технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям и обязательств по заключенным ими договорам при осуществлении своей деятельности обеспечивают соблюдение параметров надежности электроснабжения и качества электрической энергии, обусловленных работой принадлежащих им объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств.
Субъекты электроэнергетики несут ответственность за нарушение электроснабжения или отклонение показателей качества электрической энергии, за исключением случаев, если такие нарушения или отклонения обусловлены исключительно работой энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии при невыполнении им своих обязательств и (или) обязательных требований к обеспечению надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии.
Источник: www.vegaslex.ru