3.7 монтаж : Сборка, установка в проектное положение и постоянное крепление конструкций (конструктивных элементов).
3.10 монтаж : Комплекс производственных операций, обеспечивающих установку заранее подготовленных элементов конструкций, оборудования, машин и т.д. и их крепление соединениями и связями в соответствии с рабочей документацией.
3.11 монтаж : Комплекс производственных операций, обеспечивающих установку заранее подготовленных элементов конструкций, оборудования, машин и т.д. и их крепление соединениями и связями в соответствии с рабочей документацией.
[ title=»СТО НОСТРОЙ 2.15.8-2011 Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Устройство систем локального управления. Монтаж, испытания и наладка. Требования, правила и методы контроля», пункт 3.10]
3.10 монтаж : Сборка, установка в проектное положение с последующим постоянным закреплением конструкций или конструктивных элементов здания, сооружения, технологического оборудования.
Сборка, установка в проектное положение и постоянное крепление конструкций (конструктивных элементов) инженерного или технологического оборудования с присоединением к нему средств контроля и автоматики, а также коммуникаций, обеспечивающих подачу сырья, воды, пара, энергии и т.д. и удаление отходов производства
работа с репером как два пальца!!
3.36 монтаж (installation (activity)): Операции, связанные с монтажом оборудования, трубопровода или конструкции, например укладка трубопровода, стыковка плетей трубопровода, устройство свайных (шпунтовых) конструкций и т.п., включая заключительное испытание и подготовку к эксплуатации.
Процедуры монтажных работ, включая предостережения, должны быть документированы. Документы должны содержать положения, исключающие неправильный монтаж или факторы, отрицательно влияющие на качество, надежность, безопасность и эксплуатационные характеристики любой продукции или любого материала.
Монтаж реле должен осуществляться в соответствии с пп. 3.1.6 и 5.1.1.
Электрические провода должны присоединяться в соответствии с табл. 6.
4.1.1 Монтаж электроустановок должен производиться квалифицированным персоналом.
Безопасность при производстве монтажных работ должна быть обеспечена в соответствии с ГОСТ 12.0.004, ГОСТ 12.3.003, ГОСТ 12.3.032, «Правилами устройства электроустановок ( title=»Правила устройства электроустановок»)», утвержденными Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР, title=»СНиП III-4-80* Техника безопасности в строительстве», утвержденными Госстроем СССР, «Правилами пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ title=»ППБ 05-86 Правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ»», утвержденными МВД СССР 26.02.1986 г., и эксплуатационной документацией на электрооборудование.
4.1.2 Характеристики электрооборудования, устанавливаемые согласно разд. 3 (ч. 2), не должны ухудшаться в процессе монтажа.
4.1.3 Защитные и нулевой рабочий проводники должны иметь соответствующую цветовую или иную маркировку зажимов. Эти же проводники в гибких шнурах и кабелях должны иметь цветовую или цифровую маркировку.
Технология Стройматик. Преимущества. Цена. Монтаж.
4.1.4 Соединения между самими проводниками, а также между проводниками и другим электрооборудованием должны выполняться таким образом, чтобы обеспечивался безопасный и надежный контакт.
4.1.5 Условия охлаждения должны быть запроектированы таким образом, чтобы была обеспечена нормальная работа электрооборудования.
4.1.6 Все электрооборудование, создающее высокие температуры или электрическую дугу, должно быть установлено или защищено таким образом, чтобы исключить опасность воспламенения горючих материалов. Если температура любых доступных частей электрооборудования может быть причиной травматизма людей, эти части должны быть так расположены, чтобы предупредить случайный контакт с ними.
Смотри также родственные термины:
355 монтаж (видеофонограмм) по видеоряду:
Технологический прием монтажа видеофонограмм, при котором очередность фрагментов записываемого звукового сигнала находится в соответствии с ранее сформированным видеорядом программ изображения
356 монтаж (видеофонограмм) по звукоряду:
Технологический прием монтажа видеофонограмм, при котором очередность фрагментов записываемого изображения находится в соответствии с ранее сформированным звукорядом звуковой программы
301 монтаж (фонограммы [видеограммы, видеофонограммы]):
Объединение двух или более частей одной или нескольких ранее записанных фонограмм [видеограмм, видеофонограмм] путем перезаписи, при котором могут вноситься изменения в записываемую информацию и может изменяться очередность фрагментов
3.5 монтаж «чистый» : Монтаж ТМО, требующий чистоты монтируемого оборудования и помещений, в которых он производится.
1 «Чистый» монтаж производится в помещениях, в которых выполнены строительные работы, сделана окончательная отделка и осуществлены организационные и технические мероприятия по обеспечению режима, охраны помещений и пожарной безопасности.
2 Для «чистого» монтажа ТМО используются монтажные грузоподъемные механизмы.
6.3.1. Монтаж аппаратов в одно крепежное отверстие
Нажимные кнопки и световые индикаторы, предназначенные для монтажа в одно крепежное отверстие, устанавливают в отверстие круглой формы, имеющее вырез прямоугольной формы для выступа.
Размеры крепежного отверстия указаны в таблице 2.
Что включают строительно-монтажные работы
Читать далее
Навигация по странице :
Процесс постройки зданий, сооружений, дорог, других объектов включает выполнение широкого перечня мероприятий. Все они объединяются понятием строительно-монтажные работы (СМР) – это такие работы, которые проводятся на площадке для сдачи готового объекта в эксплуатацию. Они выполняются при возведении новых зданий, реконструкции, капитальном ремонте или реставрации эксплуатируемых объектов.
Этапы выполнения
Строительство, реконструкция или капремонт любого здания – это процесс, который состоит из ряда этапов. В том числе основными можно назвать следующие этапы:
Учитывая, что значат строительно-монтажные работы для качества, надежности и безопасности возводимых объектов, их выполнение проводится только сертифицированными строительными организациями, которые имеют полный пакет разрешительных документов.
Классификация СМР
Классификация мероприятий, относящимся к СМР осуществляется в зависимости от их целей, направленности и применяемых технологий. В том числе они делятся на две большие категории: монтажные и строительные работы.
Монтажные работы
Монтажные – это мероприятия, которые проводят с применением готовых комплектующих, деталей, узлов, крепежных элементов, служащих для сборки определенной конструкции. Что относится к строительно-монтажным работам этой категории: сборка металлоконструкций, железобетонных конструкций, монтаж трубопроводных систем, прокладка всех видов кабельных сетей, вентиляционных каналов, монтаж лифтового хозяйства и т.д.
Порядок выполнения монтажа предусматривает такие этапы:
Закрепление может выполняться с помощью разборных болтовых соединений или с помощью сварки.
Строительные работы
Строительные работы – это большая категория, которая охватывает большинство видов технологических мероприятий, выполняемых на стройплощадке или обеспечивающих процесс строительства. Они в свою очередь делятся на три основные группы мероприятий: общестроительные, специальные, транспортные.
Общестроительные работы
Основной категорией мероприятий, что входит в строительно-монтажные работы, являются общестроительные работы. Они предусматривают непосредственно возведение зданий, сооружений, конструкций. В том числе эта категория включает такие работы:
Специальные мероприятия в составе строительно-монтажных работ – это такие виды работ, которые предусматривают монтаж и облицовку отдельных видов технологического оборудования, монтаж отдельных конструкций. В том числе сюда включается обмуровка, облицовка печей с помощью огнеупорных материалов, нанесение специальных антикоррозионных покрытий, устройство шахтных стволов, прокладка кабельных сетей.
Транспортные мероприятия включают непосредственно доставку, погрузку, разгрузку стройматериалов, элементов конструкций, деталей, производственного инвентаря.
Значение слова «монтаж»
1. Сборка и установка сооружений, конструкций, машин, аппаратов и других устройств из готовых деталей по определенным планам и чертежам. Монтаж прокатных станов. Монтаж электростанции.
2. Кино. Процесс создания киноленты из снятых для фильма кадров.
3. Составление из отдельных частей или отдельных номеров, подбираемых по определенному плану или теме, единого целого. Литературный монтаж. Музыкальный монтаж.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Теоретик кинематографа Лев Кулешов в 1917 году написал о монтаже:
Кроме межкадрового монтажа, получаемого склеиванием отдельных монтажных кадров в общую последовательность, в кино и на телевидении существует также понятие внутрикадрового монтажа.
МОНТА’Ж, а, м. [фр. montage]. 1. Сборка и установка машин (тех.). 2. Подбор и соединение различных частей в одно целое (искус.).
Литературный м. Музыкальный м. || Фильм, картина, литературное произведение, составленное путем такого комбинирования матариалов. Интересный фото-м. Книга-м. из биографических материалов о Гоголе.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
монта́ж
1. действие по значению гл. монтировать; установка, закрепление чего-либо в назначенном месте ◆ Монтаж оборудования начался на следующий день.
2. спец. этап создания кино- или видеофильма, заключающийся в отборе и соединении фрагментов исходного материала ◆ После записи восьми монтажных кадров исходная лента может быть размечена ещё столько раз, сколько вам понадобится для монтажа всего фильма.
3. разг. то же, что фотомонтаж ◆ Оказалось, например, что большинство фотографий, иллюстрирующих ужасы голодного времени в Украине, относились на самом деле к голоду в Поволжье 1921 года, а некоторые и вовсе оказались монтажом.
4. техн. совокупность радиодеталей и всех соединений между ними ◆ Разглядывая монтаж, я пришёл к выводу, что по сигналу с процессора открывается транзистор в транзисторной сборке ULN2803A и замыкает на корпус плюс питания.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: экс-президент — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Монтаж
Полезное
Смотреть что такое «Монтаж» в других словарях:
монтажёр — монтажёр … Русское словесное ударение
монтажёр — монтажёр, а … Русский орфографический словарь
монтажёр — монтажёр … Словарь употребления буквы Ё
монтажёр — монтажёр, монтажёры, монтажёра, монтажёров, монтажёру, монтажёрам, монтажёра, монтажёров, монтажёром, монтажёрами, монтажёре, монтажёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Монтажёр — монтажёр, работник цеха монтажа фильма, входящий в постановочную группу и осуществляющий под руководством режиссёра монтаж фильма. Монтажёр отвечает за художественно техническое качество монтажа, располагает позитивами будущего фильма и всеми… … Кино: Энциклопедический словарь
МОНТАЖ — МОНТАЖ, монтажа, муж. (франц. montage). 1. Сборка и установка машин (тех.). 2. Подбор и соединение различных частей в одно целое (иск.). Литературный монтаж. Музыкальный монтаж. || Фильм, картина, литературное произведение, составленное путем… … Толковый словарь Ушакова
МОНТАЖЁР — МОНТАЖЁР, монтажёра, муж. (спец.). Специалист по монтажу (в кино, фотографии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
монтаж — сборка, компоновка, ассемблирование, установка, подгонка, соединение; монтировка, монтирование. Ant. разборка Словарь русских синонимов. монтаж см. сборка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алексан … Словарь синонимов
МОНТАЖЁР — МОНТАЖЁР, а, муж. Специалист по монтажу (в кинематографии, фотографии). М. кинофильма. Толковый словарь Ожегова. С.И.
Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
МОНТАЖ — (Assembling, mounting) сборка отдельных частей машины и установка ее. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Монтаж сборка вооружения, механизмов, систем, устройств и оборудования… … Морской словарь
монтажёр — а, м. montage m. Специалист по монтажу (в кино, фотографии). Уш. 1938. Есть художники кашировщики и монтажеры визуальных эффектов. ИК 1999 5 91.
Монтажер Полиграфической промышленности. Сл. зан. 2002. Соседка работала монтажером и клеила пленки… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
строительно-монтажные работы
3.85 строительно-монтажные работы : Работы по возведению и монтажу зданий и сооружений с применением готовых строительных конструкций на отдельно выделенном участке (территории).
Смотри также родственные термины:
3.25 строительно-монтажные работы (СМР): Комплекс работ, выполняемых на объекте строительства и реконструкции, включающий общестроительные работы и монтаж технологических систем и оборудования.
Полезное
Смотреть что такое «строительно-монтажные работы» в других словарях:
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ — работы по возведению новых объектов, зданий и установке монтажа в них, оборудования. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ — работы по возведению новых объектов, зданий и монтажа в них оборудования … Энциклопедический словарь экономики и права
строительно-монтажные работы — работы по возведению новых объектов, зданий и установке, монтажа в них оборудования … Словарь экономических терминов
Строительно-монтажные работы — Примерный перечень строительно монтажных работ приведен в пунктах 4.2 и 4.3 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 03.10.1996 №… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
Строительно-монтажные работы (СМР) — работы, выполняемые при возведении зданий и сооружений, а также при монтаже технологических систем и оборудования. СМР делятся на строительные и монтажные. К строительным работам относят общестроительные и специализированные работы. В состав… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
работы строительно-монтажные — СМР Работы, выполняемые при возведении зданий и сооружений, а также при монтаже технологических систем. Примечания 1. К СМР относят общестроительные и специализированные работы. 2. В состав общестроительных работ (процессов) входят земляные и… … Справочник технического переводчика
Строительно-монтажные организации — в СССР, организационно обособленные производственно хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных… … Большая советская энциклопедия
РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ — (см. СТРОИТЕЛЬНО МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права
РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ — 1.44. РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНО МОНТАЖНЫЕ Комплекс работ, выполняемых при возведении зданий и сооружений, включающий общестроительные, отделочные, санитарно технические, специальные, а также монтажные работы ² Источник: РМ 4 239 91: Системы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Источник: folkmap.ru
Значение слова монтаж
монт а ж, монтажа, муж. (франц. montage).
1. Сборка и установка машин (тех.).
2. Подбор и соединение различных частей в одно целое (иск.). Литературный монтаж. Музыкальный монтаж.
| Фильм, картина, литературное произведение, составленное путем такого комбинирования матариалов. Интересный фото-монтаж. Книга-муж. из биографических материалов о Гоголе.
Словарь антонимов русского языка
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от франц. montage — установка, сборка) — соединение в одно целое (по тематическому, сюжетному или какому-либо другому принципу) самостоятельных литературных произведений либо отрывков из них (а также кинокадров, фотоснимков, эстрадных номеров и т.д.).
Рб: композиция и сюжет
* «Литературный монтаж — подборка отрывков из художественных текстов, мемуаров, официальных документов, научной литературы на определенную тему с целью наиболее достоверного, объективного, на основании фактов, изображения какого-либо исторического события или реального лица. Таковы монтажи-биографии В.В. Вересаева «Пушкин в жизни» (1926—1927), «Гоголь в жизни» (1933), в которых автор пытался воссоздать сложный облик великих писателей» (А.С. Сулейманов).
«Особый интерес к литературному монтажу проявляли формалисты и лефовцы, утверждавшие фактографическую природу литературы в ущерб ее обобщающему идейному содержанию» (У. Гуральник). *
Военно-морской Словарь
сборка вооружения, механизмов, систем, устройств и оборудования на корабле из отдельных готовых деталей Осуществляется в период постройки, модернизации и ремонта корабля.
Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)
МОНТАЖ (франц. montage — сборка), термин, имеющий неск. взаимосвязанных значений: 1) система специфич. выразит, средств экрана, создающих кинема-тографич. образность, 2) принцип и закономерности построения худож. образа (общий монтажный принцип в иск-ве), 3) технологич. и творч. процесс соединения отдельно снятых кадров в единое идейно-худож. целое — фильм.
1) Различают два вида М.- внутри-кадровый и межкадровый. Внутрикадровый М.- построение единого выразительного пространства-времени кадра. Его выразительный арсенал — ракурс, объектив (глубина резко изображаемого пространства), масштаб изображения (дальний, общий, средний, крупный планы, деталь), длина кадра (метраж), движение камеры, цвет, звук, средства актёрского исполнения, декорац. и муз. решений фильма. Композиция кадра объединяет все его выразит, средства в новое худож. целое — мизанкадр (термин С. М. Эйзенштейна) — элемент монтажного ряда (контекста). Межкадровый М.- сочетание (склейка) мизанкадров на основе их содержат, взаимодействия, ведущего к созданию единой монтажной системы фильма.
В 1895 — 1905 кадр. как правило, строился по аналогии с фотографией и сценич. действием. Ракурс, метраж, объектив и пр. были лишь технич. средствами, создающими экранное изображение объекта реальности. Межкадровый М. в этот период сводился к однозначно-информац. склейке кадров и выполнял функцию логически последовательного изложения событий.
Кинематограф ещё не был иск-вом, т. к. не обладал специфич. Выразит. средствами, в т. ч. монтажными. Их зарождение и быстрое развитие началось в 1908 — 10.
Технич. средства, создающие кадр как изобразит. целое, эстетически субъективизировались и становились выразит. средствами: создатели ф. использовали их уже не просто для фотографич. фиксации объекта реальности, а для его авторской трактовки, для выражения эстетич. отношения к изображаемому. Кадр превращался в худож. целое, обладающее новым качеством — экр. выразительностью. Изображение стало многозначным, содержательно обогатившись авторским видением.
Внутрикадровый М. складывался как специфич. система — взаимосвязь выразит. средств кадра, к-рые существуют в нём не изолированно, а по принципу (сочетания, сопоставления и взаимодействия и различимы технически, но не художественно (так, напр., в крупном плане актёра невозможно определить, где заканчивается выразительность ракурса, метража, света и начинается выразительность актёра: элементы переходят друг в друга и «растворяются» в целостности кадра). Принцип такого синтезирующего взаимодействия выразит. средств, порождающего новое худож. качество, к-рым они порознь не обладают, и есть монтажный принцип.
В 10 — 20-е гг. формирование внутри-кадрового и межкадрового М. с разной интенсивностью шло в кинематографиях Европы и США. Монтажные приёмы повествования (параллельный, перекрёстный М. и др.) и формы (метрич., ритмич. М.) были осознаны и более или менее последовательно разрабатывались Ж. Мельесом, М. Линдером, Ж. Дюлак, Л. Дел люком, М. Л’Эрбье, Л. Фёйадом, А. Гансом (Франция), Дж. Пастроне (Италия), Р. Вине, У. Гадом, Ф. Лангом, Ф. Мурнау (Германия), В. Шёстрёмом, М. Стиллером (Швеция), В. Р. Гардиным, Е. Ф. Бауэром, Я. А. Протазановым, В. М. Гончаровым (Россия), Э. Портером, Д. Гриффитом, Т. Инсом, М. Сеннеттом (США) и др., в т. ч. режиссёрами док. и рождавшегося в тот период мульт. кино.
Первым исследователем М. был Л. В. Кулешов. В статьях 1917 — 23 он пришёл к пониманию внутрикадрового и межкадрового М., ставшему фундаментом совр. монтажной теории. В эксперименте, получившем назв. «эффект Кулешова», был осмыслен монтажный принцип создания нового худож. качества, возникающего при целенаправленном сопоставлении кадров.
Кулешов первый подошёл к важнейшему выводу о том, что монтажный принцип лежит в основе специфики кино и что экр. выразительность всех без исключения кинематографич. средств есть выразительность монтажная. Изучая гл. особенности внутрикадрового пространства и его отличия от литературного и театрального, Кулешов осознал М. как систему выразит, средств экрана. Поэтому он рассматривал игру актёра, иск-во сценариста, оператора и кинохудожника как особые сферы экр. выразительности, подчинённые единой, общей монтажной закономерности. Позже Кулешов уточнил осн. понятия своей монтажной теории и изложил её в систематич. виде (кн.: «Иск-во кино. (Мой опыт)», 1929, «Практика кинорежиссуры», 1935, «Основы кинорежиссуры», 1941), во многом учтя опыт и теоретич. исследования Д. Вертова, В. И. Пудовкина, Эйзенштейна.
К сер. 20-х гг. ф. стал целостной образной системой, построенной по единому монтажному принципу. М. интенсивно обогащался и совершенствовался: открывались новые монтажные приёмы и формы, возникали монтажные стили, складывались типы монтажного мышления. В авангарде этого развития шло молодое сов. кино; новаторские поиски Кулешова, Вертова, Эйзенштейна, Пудовкина, А. П. Довженко, Э. И. Шуб, Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, ф. М. Эрмлера, С. И. Юткевича привели к созданию ф. высокой монтажной культуры, ставшей основой и стимулом дальнейшего развития.
Значит. вклад в развитие М. в 20-е гг. внесли К. Дрейер (Дания), Р. Клер, Ж. Ренуар, Ж. Эпштейн (Франция), Л. Буньюэль (Испания), К. Видор, Э фон Штрогейм, Дж. Штернберг, Э. Любич, С. Де Милль (США), ф. Ланг, В. Рутман (Германия), Й. Ивенс (Нидерланды); в той или иной мере знакомые с сов. кино, нек-рые из этих режиссёров испытали прямое или косвенное влияние его монтажного новаторства. В свою очередь, сов. мастера критически осваивали опыт заруб. кино.
В 20-е гг. точка зрения на М. как на осн. специфич. признак киноиск-ва стала общепринятой. Монтажная система ф. рассматривалась и описывалась на разных уровнях, чаще всего в связи с исследованием природы (онтологии) и особенностей нового иск-ва (в книгах Б. Балажа, Гада, Деллюка, Л. Муссинака, Р. Гармса, во многом сохранивших и в наст. время своё значение), но нередко и как спец. объект исследования.
Приоритет здесь, вслед за Кулешовым, принадлежит Вертову, Пудовкину, Эйзенштейну, С. Д. Васильеву, Ю. Н. Тынянову, В. Б. Шкловскому. Они обосновали М. как объективную основополагающую закономерность кинонск-ва. Эйзенштейн поставил изучение М. на науч. почву, вскрыв диалектич. характер монтажного принципа и его обусловленность спецификой худож. мышления в целом. В ряде статей 20-х гг.
Эйзенштейн раскрыл диалектич. единство и взаимосвязь внутрикадрового и межкадрового М. («Кадр как «ячейка» монтажа»), показал стадиальную взаимосвязь монтажных форм — от первичных (метрич., ритмич., тональный М.) до самых развитых (интеллектуальный, обертонный М.). Вертов разработал концепцию М. в хронике и в док. фильме. Пудовкин, рассматривая разл. формы М. и давая их оригинальную классификацию, особое внимание уделял изучению монтажного принципа в кинодраматургии и в актёрском исполнении. Шкловский и Тынянов высказали ряд важных положений о М. как худож. структуре, соотнося его с особенностями повествования в прозе и в драматургии.
В кон. 20-х — нач. 30-х гг. арсенал М. обогатился звуком, к-рый вначале использовался как технич. средство, но вскоре стал важнейшим выразит, элементом и привёл к преобразованию уже известных и появлению новых монтажных приёмов. Эйзенштейн, Пудовкин, Г. В. Александров в программном манифесте «Будущее звуковой фильмы.
Заявка» (1928) обосновали плодотворную в своей основе концепцию выразительности звука в кино. Эйзенштейн в 30 — 40-е гг., обобщая громадный практич. опыт мирового кино, создал теорию звукозрит. монтажной полифонии ф., эзристич. ценность к-рой подтверждается развитием кино.
В те же годы Эйзенштейн разработал фундам. концепцию кииематографич. образности, монтажной по природе и синтетической по строению. Он показал, что экр. синтез обеспечивается монтажным сочетанием выразит. элементов, создающим кинообраз на всех уровнях ф., во всех его компонентах. Эта концепция разрешила спор о месте М. в худож. системе фильма.
Объяснив, в чём ошибка тех, кто считал М. единств, выразит, средством кино, и тех, кто отводил М. второстепенное, подчинённое место, Эйзенштейн доказал, что М. как система выразит, средств экрана есть принцип и способ создания кинообразности и входит наряду с композицией ф. в его целостную содержат. худож. форму. Эволюция монтажных форм и стилей, согласно Эйзенштейну, не ведёт к отмене монтажного принципа, а всё более полно выявляет его общеэстетич. закономерности. Это коренное положение теории М. подтверждено кинематографич. практикой.
В 30 — 40-е гг. М. обогатился новыми выразит, средствами, в т. ч. глубинной мизансценой и движением камеры (тре-веллингом) — горизонтальной, вертикальной, комбинированной панорамами. Все они были известны и прежде, но применялись сравнительно редко.
Теперь, в связи с необходимостью более подробного изображения нерасчленённой и плотной конкретно-историч. среды действия и с усложнившимися задачами психологич. анализа, глубинная мизансцена и панорамы, в сочетании с новой манерой актёрского исполнения, преобразовали монтажную стилистику. Кадр изменился, его пространство стало более глубоким и ёмким, действие в нём — ритмически разнообразнее; внутрикадровый М. усложнялся.
Вместе с ним менялся и межкадровый. Динамич. и ассоциативное сочетание коротких кадров, характерное для новаторского («монтажно-типажного») кино 20-х гг., стало одним из наиболее экспрессивных метафорич. приёмов.
Преобладать же стало повест-воват. сочетание кадров большего, чем в дозвук. кино, метража, причём стыки кадров часто не подчёркивались, а маскировались, их взаимопереходы смягчались. Склейка делалась незаметной, чтобы добиться впечатления непрерывности действия.
В соответствии с новыми идейно-эстетич. задачами киноиск-ва тех лет худож. мир ф. становился менее дробным и расчленённым, его образное пространство-время стремилось выглядеть непрерывным, как если бы весь ф. был снят одним кадром. Менялось кинематографич. видение мира — менялся его экр. образ, но монтажный принцип сохранялся.
Эта общеэстетич. и монтажная тенденция с разной мерой полноты и последовательности проявляется в мировом кино начиная с сер. 30-х гг. Законченной идейно-худож. системой она стала в 40-е гг. в неореализме, значительно обогатившись решением обществ. и эстетич. задач, рождённых послевоен. итал. действительностью.
Эстетич. идеалом неореализма было киноповествование с миним. худож. условностью, обладающее иллюзией непосредств. фиксации реальности. Представители неореализма создали во многом новую худож. систему и открыли — под влиянием сов. кино — новые приёмы монтажного повествования, что нек-рыми теоретиками и практиками было воспринято как отсутствие М. вообще, как его принципиальное отрицание.
В зап.-европ. киноведении возникли концепции «сумерек» М., его необязательности и даже вредности. А. Базен и др., чутко отметив эволюцию монтажной стилистики в неореализме и в близких к нему явлениях, стали трактовать М. односторонне — как идеологически априорную схему, предвзято накладываемую автором на жизненный материал и поэтому неизбежно его искажающую.
Теоретики и практики, вульгаризировавшие идеи Базена, утверждали необходимость и возможность «прямого», немонтажного кино, якобы способного воспроизводить реальность без посредничества монтажной формы. Эти концепции, «отменявшие» монтажную образность, логично вели к отрицанию кинематографа как иск-ва и в науч. отношении были несостоятельны (на что указало сов. киноведение), а их практич. применение, как и следовало ожидать, подтвердило их эстетич. бесплодность.
Классификация и типология монтажного мышления и монтажных стилистик — наименее разработанная область теории М. Здесь нет единой точки зрения. Однако, не схематизируя, в истории кино с достаточным основанием можно выделить более или менее определённые типы монтажного мышления и соответствующие им монтажные стили, реально существующие не в чистом виде, а как эстетич. тенденции, сочетающиеся друг с другом, не отделённые качественными границами.
Одни из них ориентируются на экр. повествование с миним. степенью худож. условности и с неявной монтажной формой, как бы целиком растворённой в содержании фильма. Это т. н. событийно-логич. тип монтажного мышления и т. н. прозаич. монтажные стили. Они характерны для кинематографистов, стремящихся создать экр. образ повседневности и в ней раскрыть характеры, психологию персонажей. Пространство и время в их ф., как это всегда бывает в иск-ве, эстетически субъективизированы и художественно преображены, однако авторское начало в этом преображении выступает в неявной форме; автор отделён от повествования, но минимально, для зрителя неощутимо. Экр. образ реальности строится на худож. иллюзии его полного совпадения с реальностью («жизнь в формах самой жизни»), что определяет и ритм киноповествования.
К этому типу монтажного мышления относятся разл. виды «актёрского кинематографа»; в нём худож. доминантой монтажной формы является актёрское исполнение, к-рому подчиняются все другие выразит. средства и образные решения (наиболее яркий пример — творчество Ч. Чаплина).
Весьма распространён тип монтажного мышления, к-рый можно назвать промежуточным. Он объединяет нек-рые характерные особенности двух описанных монтажных стилистик и строится на внутр. ассоциациях и скрытой символике содержания; иносказат. смысл ф. исподволь и как бы непроизвольно возникает и выявляется в самом спонтанном развитии фабулы.
Проблемы монтажной стилистики активно обсуждаются в совр. сов. и заруб. киноведении.
В 50 — 80-е гг. были открыты и стали выразит, средствами широкий экран и широкий формат, вариоэкран («динамич. квадрат», о к-ром Эйзенштейн говорил ещё в 1932), стереофонич. звук. разл. виды киноплёнки (в т. ч. цветные) высокой светочувствительности, новые длинно- и короткофокусные объективы. Всё это вошло в арсенал монтажной полифонии, к-рая непрерывно раскрывала и свои внутр. ресурсы (в творчестве крупнейших сов. и заруб, мастеров, в первых ф. франц. «новой волны», в практике «синема-верите» и др. направлений док. кино).
Начиная с 50-х гг. растёт интерес практиков и теоретиков к проблемам М. Разл. аспекты его природы, специфики и эволюции рассматриваются в работах сов. исследователей С. А. Герасимова, Е. Л. Дзигана, Козинцева, М. И. Ромма, Юткевича, М. Ю. Блеймана, И. В. Вайсфельда, В. Н. Ждана, Л. А. Зайцевой, А. В. Караганова, Н. И. Клеймана, Л. К. Козлова, Л. Б. Фелонова, Шкловского, Р. Н. Юренева и др., зарубежных — Р. Арнхайма, Дж. Лейды, Дж. Лоусона, М. Мартена, А. Монтегю, Е. Плажевского, К. Рейса, Дж. и Г. Фелдман и др.
Представители структурального метода (Р. Барт, К. Мец, Ю. М. Лотман и др.), обратившиеся к теории М., интерпретируют выразит, кадр как знак и М. как знаковую систему. В их работах немало ценных наблюдений и частных методик, обогащающих арсенал и методологию киноведч. анализа. Но в целом семиотич. описания монтажной полифонии оказались неплодотворными и неадекватными предмету, так как М. ими формализовался и свёлся к набору знаковых ситуаций, лишённых реального и в каждом отдельном случае уникального худож. содержания. Семиотика кино заранее исключает специфику М. из своего анализа; неправомерное отождествление антиподов — выразительности кадра и знака (худож. выразительность есть многозначность, т. е. смысловая неисчерпаемость, и тем самым преодоление знаковости) априорно ограничивает структуралистскую методологию.
2) В 20-е гг. Кулешов, Эйзенштейн, Шкловский высказали гипотезу, что М. свойствен не только кино, но и др. иск-вам. Эйзенштейн в ряде работ 30 — 40-х гг. глубоко исследовал эту проблему и показал, что киномонтаж — лишь специфич. разновидность того, что он назвал общим монтажным принципом и считал родовым, имманентным качеством иск-ва. Проанализировав огромный и разнообразный материал, Эйзенштейн выяснил, что всякий худож. образ создаётся монтажно-целенаправленным сочетанием выразит. элементов, создающих новое качество, к-рым они не обладают, взятые порознь или суммарно. Это открытие в 60 — 70-е гг. оказало влияние на сов. и заруб. иск-ведение, стимулировав развитие теории худож. образа.
В ряде исследований Эйзенштейн показал, что общий монтажный принцип есть явление диалектическое и выражает родовое свойство худож. мышления, в к-ром процессы анализа и синтеза подчиняются общедиалектич. закономерностям. Эйзенштейновская концепция общего монтажного принципа была развита в работах Ромма, Юткевича, Шклов ского и др., осветивших своеобразие его специфич. закономерностей и конкретных худож. форм в лит-ре, живописи, т-ре. Разработка этой проблематики представляет значит. интерес для иск-ведения и стимулирует развитие теории М.
3) Ф. представляет собой сочетание отдельно снятых кадров (в совр. п/м ф. — обычно от 200 до 800).
Общий монтажный строй и монтажная стилистика будущего ф. могут быть заложены в лит. сценарии (одну из своих статей реж. И. Е. Хейфиц назвал «Монтаж — иск-во сценариста»). На основе сценария возникает реж. замысел ф., включающий в себя монтажное видение будущего произведения. Это видение конкретизируется в реж. сценарии и раскадровке.
В них определяется монтажная доминанта каждого мизанкадра, по к-рой он будет сочетаться с соседними. Решение каждого кадра обусловлено данным монтажным контекстом.
Каждый кадр режиссёр и оператор задумывают и снимают как часть целого — монтажной фразы, в к-рую входит этот кадр; но данная монтажная фраза вместе с другими составляет монтажную сцену, а данная монтажная сцена наряду с другими входит в монтажный эпизод; он, в свою очередь, вместе с другими образует ф. как целое. Т. о., снимая каждый кадр, режиссёр и оператор снимают ф. как целое. Создание этого целого завершается в монтажно-тонировочном периоде. Снятые кадры (предварительно отбираются лучшие дубли) режиссёр с помощью монтажёра соединяет, руководствуясь своим замыслом ф. и учитывая композицию произв., его муз. и цветовую драматургию.
Внутрикадровый и межкадровый М. при этом образуют нерасторжимое единство, в к-ром все выразит, элементы М. согласуются по законам монтажной полифонии для создания целостной образной системы фильма.
Окончат. М. фильма — процесс не только технологический, но и творческий. Как бы точно ни был снят ф., как бы полно ни соответствовал отснятый материал реж. сценарию и раскадровке, он неизбежно отличается от них и подсказывает режиссёру новые решения.
Уточняется необходимость каждого кадра (нек-рые из них исключаются), меняется метраж кадров, их последовательность, равно как и последовательность сцен и даже эпизодов. М. тесно связан с композицией ф., поэтому каждое монтажное решение влияет на неё и, в свою очередь, от неё зависит. В этот период окончательно определяется общий ритм ф., возникающий из ритмич. многообразия сцен и эпизодов. Творч. характер завершающего этапа работы над ф. заключается в том, что здесь продолжает развиваться, углубляться, уточняться реж. замысел, а нередко именно в это время он вполне и до конца осмысляется самим режиссёром.
Осн. закономерности М. едины для кинематографа игрового, документального, мультипликационного и науч.-популярного, но каждый вид киноиск-ва обладает и своими монтажными особенностями, к-рые обусловлены спецификой материала и образности в каждом из этих видов кино.
В док. кино широкое распространение получил т. н. монтажный ф., родоначальницей к-poro является сов. реж. Шуб. Она выработала принцип идейно-худож. осмысления фильмотечных (киноархивных) хроник, материалов, обнаруживший широкие возможности содержат. трактовки хроники в новом монтажном контексте.
Вознесенский А., Иск-во экрана, Руководство для киноактеров и кинорежиссеров, К., 1924, Беленсон А., Кино сегодня. Очерки сов. киноиск-ва (Кулешов — Вертов — Эйзенштейн), М., 1925; Бруксон Я., Творчество кино, Л., 1926; Тимошенко С. Иск-во кино и монтаж фильма. Опыт введения в теорию и эстетику кино, Л., 1926; Поэтика кино.
Сб., М.- Л., 1927; Шкловский В., Их настоящее, М.- Л., 1927; его же, За сорок лет. (Сб. ст.), М., 1965; Васильев С. Д., Монтаж кинокартины, (М.), 1929; Кулешов Л., Иск-во кино (Мой опыт), (М.), 1929; его же, Практика кинорежиссуры, М., 1935; его же, Основы кинорежиссуры, М., 1941; его же, Статьи. Матерналы (1917-1924), М., 1979; Мур Л., Азбука киномонтажа, (М.), 1930; Андриевский А., Построение тонфильма, М.- Л., 1931, Лебедев Н., К вопросу о специфике кино, М., 1935; Юткевич С. Человек на экране, М., 1947; его же, Контрапункт режиссера, М., 1960; его же, О киноиск-ве, М., 1962; Ромм М., Беседы о кино, М., 1964; Эйзенштейн СМ., Избр. произв., т. 1 — 5, М., 1964 — 68; Зайцева Л., Образный язык кино, М., 1965; Вертов Д., Статьи.
Дневники. Замыслы, М., 1966; Фелонов Л. Б., Монтаж как худож. форма, М., 1966; Клейман Н., Кадр как ячейка монтажа, в сб.: Вопросы киноиск-ва, в. 11, М., 1968; Исаева К. М., О средствах киновыразительности, М., 1969; Козинцев Г., Глубокий экран, М., 1971; его же, Пространство трагедии, Л., 1973; Пелешян А., Дистанционный монтаж, в сб.: Вопросы киноиск-ва, в. 15, М., 1974; Пудовкин В., Собр. соч., т. 1, М., 1974; Волкова Л. П., Монтаж как выразительное средство худож. фильма, М., 1976; Мотыль В., Монтаж как процесс, «ИК», 1978, № 7; Герасимов С Воспитание кинорежиссера, М., 1978; Вайсфельд И., Иск-во в движении.
Совр. кинопроцесс: исследования, размышления, М., 1981; Гад У., Кино, пер. с нем., Л., 1924; Деллюк Л., Фотогения кино, пер. с франц., М.- Л., 1924; Балаш Б., Видимый человек. Очерки драматургии фильма, пер. с нем., М., 1925; его же, Дух фильмы, пер. с нем., М., 1935; его же, Иск-во кино, пер. с нем., М., 1945; его же, Кино.
Становление и сущность нового иск-ва, пер. с нем., 1968; Муссинак Л., Рождение кино, пер. с франц., Л., 1926; Гармс Р., Философия фильма, пер. с нем., Л., 1927; Мэнвелл Р., Кино и зритель, пер. с англ., М., 1957; Клер Р., Размышления о киноиск-ве, (пер. с франц.), М., 1958; Мартен М., Язык кино, (пер. с франц.), М., 1959; Фелдман Дж., Фелдман Г., Динамика фильма, (пер. с англ.), М., 1959; Арнхейм Р., Кино как иск-во, пер. с англ., М., 1960; Рейсц К., Техника киномонтажа, пер. с англ., (М., 1960); Лоусон Дж. Г., Фильм — творческий процесс, или Язык и структура фильма, (пер. с англ.), М., 1965; Линдгрен Э., Иск-во кино.
Введение в киноведение, пер. с англ., М., 1956; Ленда Д., Из фильмов — фильмы, пер. с англ., М., 1966; Монтегю А., Мир фильма. Путеводитель по кино, пер. с англ., Л., 1969; Базен А., Что такое кино?, Сб. ст., пер. с франц., М., 1972; Кракауэр З., Природа фильма. Реабилитация физич. реальности, пер. с англ., М., 1974. Е. С. Левин.
Источник: znachenie-slova.ru