Дальнейшее правовое регулирование отношений в области использования и охраны земель нашло отражение в Указе от 26.12.2019 N 485 (далее — Указ).
Изменения в структуре местных исполнительных и распорядительных органов
Указ от 28.02.2018 N 91-дсп (далее — Указ N 91-дсп) закрепил возможность объединять структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов и возлагать соответствующие функции на иные структурные подразделения.
В то же время у местных исполкомов должны быть самостоятельные структурные подразделения землеустройства. Их функции недопустимо возлагать на иные структурные подразделения. Поэтому в отношении землеустроительных служб местных исполкомов Указ использует термин «структурные подразделения землеустройства местных исполкомов».
Уточнение компетенции госорганов, ответственных за рассмотрение обращений
С учетом положений Указа N 91-дсп и Указа от 16.10.2017 N 376 (далее — Указ N 376) Указ изложил в новой редакции перечень, утвержденный Указом N 498 (далее — перечень).
Анонс вебинара «Предоставление земельных участков для строительства. Практика разрешения споров»
В соответствии с абз. 2 п. 9 Указа N 376 утратил силу Указ от 22.06.2010 N 325. Результатом этого стало упразднение ведомственного контроля.
После вступления Указа N 376 в силу с 01.01.2018 госорганы, подчиненные (подотчетные) Президенту и Правительству, облисполкомы и Мингорисполком управляют деятельностью подчиненных (входящих в их состав (систему)) организаций и вырабатывают предложения по ее совершенствованию.
В связи с этим Указ внес корректировки в п. 9 Указа N 498. Произошли изменения и в порядке анализа эффективности работы по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, проводимой структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов.
Корректировка перечня позволила реализовать предложения госорганов. В частности, конкретизируются органы и организации, обязанные рассматривать обращения по существу в соответствии с компетенцией. Структурируется рассмотрение отдельных вопросов по обращениям в сфере строительства, госстройнадзора, организации и застройки территорий садоводческих товариществ в зависимости от полномочий и компетенции местных исполнительных и распорядительных органов, органов госстройнадзора, которые входят в систему Госкомитета по стандартизации и Минстройархитектуры.
Уточняется компетенция госорганов, ответственных за рассмотрение обращений в сфере жизнедеятельности населения по вопросам экономики, финансов, налогообложения, предпринимательской и ремесленной деятельности.
В связи с большим количеством обращений, касающихся предоставления книги замечаний и предложений, разъяснения порядка ее ведения, приобретения, признания недействительной, хранения, перечень дополнили вопросы соблюдения законодательства о книге замечаний и предложений. Рассматривать такие обращения обязаны местные исполнительные и распорядительные органы.
Пункт 28 перечня дополнило указание на органы госбезопасности, поскольку они осуществляют воинский учет граждан, состоящих в их запасе, призыв на военные и специальные сборы в органы госбезопасности, а также соцобеспечение военнослужащих органов госбезопасности и иных лиц.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Отдельные дополнения в перечне, основанные на практике рассмотрения обращений, касаются реализации госполитики в сфере архивного дела и делопроизводства. Уточняются наименования в сфере транспорта и коммуникаций, а также органы и организации, обязанные первоначально рассматривать обращения по существу в соответствии с компетенцией.
Уточняется перечень госорганов, ответственных за рассмотрение обращений по существу, в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, поскольку госуправление в этой области осуществляют, помимо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции, определенной законодательными актами (Закон об особо охраняемых природных территориях, Закон о растительном мире, Закон о животном мире и Закон об обращении с отходами).
Перечень дополнил пункт, регламентирующий порядок рассмотрения обращений в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В целях определения единого подхода к распределению компетенции по рассмотрению обращений, касающихся контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в различных сферах жизнедеятельности населения, из перечня исключается сфера контроля и надзора, закрепленную в Указе N 510.
Изменения Указа N 667
Чтобы минимизировать изменения в наименовании структурных подразделений землеустройства местных исполкомов, Указ предусмотрел сохранение в Указе N 667 термина «землеустроительная служба» в качестве сокращения термина «структурное подразделение землеустройства местного исполкома».
Не завершенный строительством объект считается законсервированным с момента подписания акта консервации, а не с момента госрегистрации незавершенного законсервированного капитального строения. Поэтому соответствующее уточнение появилось в подп. 7.11 п. 7 Указа N 667.
Указ обеспечивает единство подходов при определении случаев невзимания платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного для обслуживания капитального строения как непосредственно собственнику, так и товариществу собственников и иным лицам, уполномоченным на управление общим имуществом совместного домовладения, в случае возникновения в капитальном строении отношений по совместному домовладению.
До издания Указа порядок продления срока временного пользования земельным участком регламентировала гл. 7 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом N 667 (далее — Положение). Вместе с тем срочным (до 99 лет включительно) является также право аренды земельных участков. В связи с этим гл. 7 Положения дополнили нормы, регулирующие вопросы продления срока аренды земельных участков.
Указ предусматривает механизм информирования новых землепользователей о возможном изъятии земельных участков, если прежний землепользователь в установленном порядке дал согласие на размещение испрашиваемого земельного участка на его землях и на изъятие у него данного участка.
Так, копии акта выбора места размещения земельного участка местный исполком будет направлять землепользователям, давшим вышеназванное согласие. При заключении договора, который влечет переход права на земельный участок (предусматривает такую возможность) либо является основанием для его предоставления местным исполкомом иному лицу, такие землепользователи обязаны указать в договоре сведения о согласовании размещения земельного участка на их землях и об изъятии у них данных участков. При этом согласие нового землепользователя на размещение земельного участка на его землях и на изъятие у него данного участка не требуется.
Сделка, совершенная с нарушением этих требований, будет оспоримой. Суд может признать ее недействительной по иску заинтересованного лица. Аналогично будет разрешаться вопрос при согласовании прежним землепользователем проекта отвода земельного участка.
Производственные особенности ведения сельского хозяйства требуют регулярной ротации земель и их перераспределения между сельхозорганизациями. Кроме того, гослесхозами востребованы земли, которые экономически нерентабельны для ведения сельского хозяйства или были выведены из сельхозоборота. В некоторых случаях земли лесного фонда оправданно использовать в сельхозпроизводстве.
В связи с этим Указ предусмотрел порядок изъятия и предоставления названным землепользователям земельных участков, расположенных за границами земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, без изменения видов земель для ведения:
— сельского хозяйства — из земель сельхозназначения или земель лесного фонда;
— лесного хозяйства — из земель лесного фонда или земель сельхозназначения.
Причем Указ концептуально не изменил подходы к изъятию и предоставлению земельных участков и не затронул компетенцию Главы государства, но снизил финансовую нагрузку на сельхозорганизации и гослесхозы. Изменение подходов, в том числе в части установления нефиксированных границ структурными подразделениями землеустройства местных исполнительных комитетов, не приведет к возникновению земельных споров, поскольку предполагает обязательное согласие лица, у которого изымается земельный участок, и волеизъявление лица, который хочет получить его для хозяйственной деятельности.
Это стало возможным благодаря наличию в системе Госкомитета по имуществу электронных ресурсов — земельно-информационных систем и Геопортала земельно-информационной системы. Доступ к Геопорталу имеют все местные исполкомы, в частности их структурные подразделения землеустройства. Поэтому данные структурные подразделения обязаны выполнять функцию по подготовке землеустроительных дел по аналогии с порядком изъятия и предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Кроме того, структурные подразделения землеустройства будут устанавливать нефиксированные границы таких земельных участков. С этой целью Положение дополнила соответствующая глава.
Структурные подразделения землеустройства местных исполкомов не являются организациями, полномочными определять размер убытков, причиняемых изъятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов. Поэтому Указ уточнил: в случае разработки проекта отвода земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства фактический размер убытков, причиняемых землепользователю, будет определять структурное подразделение землеустройства местного исполкома в соответствии с его поручением.
Нормы Положения Указ привел в соответствие с терминологией Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, предусматривающего возможность определять в проектной документации очереди, а не этапы строительства объекта.
В Положении о порядке изъятия и предоставления земельных участков юридическим лицам и ИП для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утвержденном Указом N 667, потребовались изменения, связанные с практикой применения.
Так, Указ уточнил, что комиссия по выбору места размещения земельного участка, создаваемая местным исполкомом, действует на постоянной основе.
Генплан объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, разрабатываемый в составе архитектурного проекта или утверждаемой части строительного проекта, — составная часть проектной документации на строительство объекта, срок изготовления которой с учетом госэкспертизы составляет более года. Поэтому срок направления в организацию по землеустройству генплана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями часто не может быть меньше срока изготовления проектной документации с учетом госэкспертизы. В связи с этим потребовали корректировки нормы Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков юридическим лицам и ИП для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утвержденного Указом N 667, в части установления срока предоставления генплана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, соответствующего сроку разработки проектной документации с учетом ее госэкспертизы, а именно не больше 2 лет со дня утверждения акта выбора места размещения земельного участка.
Кроме того, реализуются положения о предоставлении земельных участков в аренду на длительный срок с взиманием однократно платы за право заключения договора аренды за этот период.
До издания Указа законодательство об охране и использовании земель разрешало предоставлять земельный участок, предназначенный для размещения капитального строения (здания, сооружения), непосредственно для строительства с последующим изменением целевого назначения земельного участка на обслуживание возведенного объекта недвижимого имущества.
В случае реконструкции капитального строения целевое назначение земельного участка, предоставленного для его обслуживания, следовало в установленном порядке изменить, чтобы иметь возможность осуществлять строительную деятельность.
Чтобы сократить количество обращений землепользователей, Указ установил единое целевое назначение подобного земельного участка — для строительства и обслуживания капитального строения (здания, сооружения).
Кроме того, целевое назначение земельных участков, предоставленных для строительства или обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) до вступления Указа в силу, можно изменить по заявлению землепользователя.
При необходимости на таком земельном участке строительной деятельности, в том числе в случае предоставления дополнительного земельного участка в связи с реконструкцией капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, целевое назначение участка требуется привести в соответствие с нормами Указа.
Информирование об аукционах по земельным участкам
Практика проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность и аукционов на право заключения договоров их аренды свидетельствует, что в основном на аукцион выставляются земельные участки для размещения торговых объектов. При этом более половины, особенно в сельской местности, достаются единственным участникам.
С целью сократить расходы на организацию таких аукционов, в частности расходы на опубликование извещений о них в республиканских СМИ, определенных согласно подп. 1.5 п. 1 Указа N 232 постановлением N 934, Указ предоставил облисполкомам и Мингорисполкому возможность определять печатные СМИ (республиканские и (или) местные) для публикации извещений.
При этом информация об аукционе и его предмете дополнительно будет размещаться в интернете на официальных сайтах облисполкомов и Мингорисполкома, на территории которых будет проходить аукцион, и на официальном сайте Госкомимущества.
Подобный подход позволит существенно сократить затраты на организацию аукционов, особенно на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, и обеспечить доведение необходимой информации до широкого круга заинтересованных.
В целях обеспечения согласованности рассмотренных положений потребовал уточнения подп. 1.5 п. 1 Указа N 232.
Функции структурных подразделений землеустройства
С учетом Указа N 376 и Указа 91-дсп, НК, а также правоприменительной практики Указ провел комплексную корректировку Указа N 622.
Указ N 91-дсп предусматривает возможность объединять структурные подразделения местных исполкомов, а также, не создавая их, возлагать соответствующие функции на иные структурные подразделения.
В то же время земля — основной природный ресурс и национальное достояние Республики Беларусь. Ее рациональное использование — неотъемлемое условие устойчивого социально-экономического развития страны.
С учетом этого, а также с учетом необходимости обеспечить контроль за использованием и охраной земель и соблюсти требования Указа N 622 к квалификации и опыту работы руководителей структурных подразделений землеустройства местных исполкомов Указ N 622 дополнила норма о недопустимости возлагать функции данных подразделений на другие, а также функции других структурных подразделений местных исполкомов на структурные подразделения землеустройства.
Исходя из типовой структуры и штатной численности в сельских и поселковых исполкомах структурные подразделения, а также специалисты по землеустройству отсутствуют. Фактически данные функции выполняют структурные подразделения землеустройства районных исполкомов, на территории которых находятся сельские населенные пункты и поселки городского типа. Поэтому выполнение таких функций этими структурными подразделениями землеустройства закрепил Указ N 622. Кроме того, их функции оптимизируются.
В соответствии с Указом от 26.12.2017 N 463 процедура разработки проекта отвода земельного участка и процедура установления его границы на местности будут представлять собой одну процедуру. После установления границы земельного участка на местности вместо землеустроительного дела формируются материалы об изъятии и предоставлении земельного участка. В связи с этим Указ N 622 дополнила норма о возложении на структурные подразделения землеустройства местных исполкомов обязанности обеспечить хранение этих материалов.
Корректировка правоприменения
Пункт 12-1 Указа N 667 устанавливает поэтапный переход на исчисление платы за предоставление земельных участков в частную собственность исходя из их кадастровой стоимости в белорусских рублях. Поэтому потребовались изменения в Указе от 23.09.2011 N 431.
Кроме того, с целью согласовать нормативные предписания подп. 1.9 п. 1 Указа от 07.02.2006 N 72 и подп. 1.5 п. 1 Указа N 431 Указ закрепил, что норма подп. 1.5 п. 1 Указа N 431 применяется, если иное не устанавливают законодательные акты.
Комиссия по делимитации, демаркации и проверке прохождения Госграницы
Вносятся изменения в состав Комиссии по делимитации, демаркации и проверке прохождения Госграницы, утвержденный Указом от 05.02.2013 N 66, в котором содержится указание на землеустроительные службы местных исполкомов и их должностные лица.
Так, облисполкомы в рамках реализации норм Указа N 91-дсп утверждают свои структуры. В связи с этим с 01.06.2018 функции землеустроительных служб выполняют главные управления землеустройства (Гомельский, Гродненский и Могилевский облисполкомы) и управления землеустройства (Брестский и Витебский облисполкомы). Соответственно, потребовались изменения и в названии должностей в этих структурных подразделениях. При этом поименный состав лиц остался прежним.
Вместо заключения
Указ призван согласовать НПА Главы государства и способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства в области охраны и использования земель с учетом практики его применения. В частности:
— при предоставлении земельного участка, предназначенного для строительства и (или) обслуживания капитального строения (здания, сооружения), следует определять единое целевое назначение — для строительства и обслуживания объекта. Это позволит сократить количество обращений землепользователей в местные исполкомы для совершения необходимых процедур;
— обеспечить единство подходов при определении случаев невзимания платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для обслуживания капитального строения, в случае возникновения отношений по совместному домовладению;
— стимулировать субъектов хозяйствования к заключению договоров аренды земельных участков на длительный срок исходя из нормативных сроков эксплуатации возведенных на них капитальных строений;
— установить обязанность структурных подразделений землеустройства местных исполкомов (администраций СЭЗ) до истечения срока аренды земельных участков информировать арендаторов, своевременно не обратившихся за его продлением, о необходимости вернуть участок. Это позволит арендаторам своевременно подать в местный исполком (администрацию СЭЗ) заявление при намерении продлить срок аренды;
— снизить стоимость затрат на организацию аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков;
— определить порядок изъятия и предоставления сельхозорганизациям и гослесхозам земельных участков, расположенных за границами земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, без изменения видов земель для ведения сельского хозяйства (из земель сельхозназначения или земель лесного фонда) и лесного хозяйства (из земель лесного фонда или земель сельхозназначения), предусматривающий снижение финансовых затрат землепользователей.
Указ вступает в силу 02.04.2020 — через три месяца после официального опубликования.
Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Источник: ilex.by
Тесты для самоконтроля знаний
1. В каких случаях отношения права собственности на землю, а также совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством:
А) когда это прямо указано в ГК РФ;
Б) если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами;
В) регулирование земельных отношений гражданским законодательством не предусмотрено;
Г) верного варианта ответа нет.
2. Какое из приведенных определений можно отнести к диспозитивному методу регулирования земельных отношений:
А) это такой способ правового воздействия, при котором участникам земельных отношений предоставляется свобода в реализации ими своих целей и задач;
Б) установление ограничений и запретов для участников земельных отношений;
В) определенное сочетание ограничений и свободы в выборе поведения для участников земельных отношений.
3. Систему земельного права составляют:
Б) правовые институты;
Г) способы регулирования земельных отношений.
4. В соответствии с Конституцией РФ регулирование земельных отношений отнесено:
Б) к совместному ведению РФ и субъектов РФ;
В) к ведению субъектов РФ.
5. Какие из принципов являются принципами земельного права:
А) плановость в использовании земель;
Б) изучение спроса на землю;
В) приоритет сельскохозяйственного использования земель
Г) платность землепользования.
6. Какой из перечисленных ниже элементов не характеризует административно-правовой метод регулирования земельного права:
А) экономические расчеты и прогнозы;
Б) равноправие сторон;
В) верных вариантов нет.
7. Какие элементы составляют структуру земельных правоотношений:
В) только субъекты и объекты права.
8. Диспозиция нормы земельного права:
А) выступает в качестве описания условий действия нормы;
Б) указывает, каким должно быть поведение физических и юридических лиц;
В) фиксирует юридические последствия совершения правонарушения.
9. В число обязательственных земельно-правовых отношений можно включить:
А) доверительное управление имуществом;
Г) постоянное бессрочное пользование.
10. Субъектами земельно-правовых отношений являются:
А) Только РФ, субъекты РФ;
Б) Исключительно юридические лица и физические лица;
В) РФ, субъекты РФ, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица.
11. Какой юридический факт служит основанием отвода земли в натуре (на местности):
А) заявление (ходатайство) заинтересованного лица;
Б) решение компетентного органа о наделении заявителя конкретным земельным участком;
В) заключение договора.
12. Право пользования земельным участком состоит в возможности:
А) определять юридическую судьбу земельного участка (отчуждать в собственность другим лицам — дарить, продавать, обменивать, завещать);
Б) извлекать полезные свойства: выращивать сельскохозяйственную продукцию;
В) размещать на участке постройки и сооружения;
13. Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с ЗК РФ 2001 г могут быть:
А) коммерческие организации;
В) федеральные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.
14. В чем заключается отличие постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от договора аренды земельного участка:
А) бесплатный характер пользования;
Б) не договорная основа;
В) установление срока пользования.
15. Определите сходства постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и временного безвозмездного пользования земельным участком:
А) установление конкретного срока пользования;
Б) бесплатный характер пользования;
В) договорная основа.
16. Правомочия землевладельцев при пожизненном наследуемом владении включают:
А) сдачу земельного участка в аренду;
Б) предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование;
В) передачу по наследству.
17. Не могут быть объектом договора аренды:
А) земельные участки, изъятые из оборота;
Б) доли в праве общей собственности на земельный участок;
В) земли сельскохозяйственного назначения.
18. Не подлежат государственной регистрации договоры аренды и субаренды земельных участков:
А) заключенные на срок до пяти лет;
Б) заключенные на срок до одного года;
В) все договоры аренды и субаренды земельных участков подлежат государственной регистрации.
19. Земельный участок может быть передан в аренду на срок не более чем на один год:
А) для государственных или муниципальных нужд;
Б) для проведения изыскательских работ;
В) для проведения сельскохозяйственных работ;
Г) для строительства.
20. Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, устанавливается:
А) в договоре аренды земельного участка;
Б) Правительством РФ;
В) органом государственной власти субъекта РФ;
Г) органом местного самоуправления.
21. Если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, арендодатель вправе потребовать от арендатора досрочного внесения арендной платы:
А) при финансовых затруднениях по собственному усмотрению;
Б) при любых чрезвычайных обстоятельствах;
В) в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы.
22. Изменение условий договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок более чем пять лет:
Б) возможно с согласия арендатора;
В) возможно без согласия арендатора.
23. В случае смерти гражданина, арендующего земельный участок, арендодатель:
А) не вправе отказать наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия;
Б) вправе отказать наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора;
В) в соответствии с законодательством не продлевает договор аренды земельного участка.
Г) правоприемник арендатора имеет преимущественное право на пролонгирование договора аренды
24. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, преимущественное право его покупки имеет:
А) арендатор земельного участка;
Б) лицо, которое первым предоставило все необходимые документы для оформления договора аренды земельного участка;
В) арендатор земельного участка, за исключением случаев, когда имеются собственники находящихся на данном участке зданий и сооружений.
25. Служебные наделы предоставляются:
А) всем гражданам и юридическим лицам;
Б) работникам отдельных отраслей народного хозяйства на время установления трудовых отношений;
В) государственным и муниципальным учреждениям и федеральным казенным предприятиям.
26 Публичный сервитут устанавливается:
А) в интересах отдельных собственников, владельцев и пользователей земельных участков;
Б) исключительно для обеспечения интересов государства;
В) в интересах местного населения, государства и органов местного самоуправления, когда не требуется изъятия земельного участка.
27. Сервитут не может быть:
А) самостоятельным предметом купли-продажи, залога;
Б) передаваться каким-либо лицам, которые не являются собственниками земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут;
В) правильного варианта ответа нет.
28. Что является основанием возникновения права аренды земельного участка:
А) соглашение сторон, заключенное в устной форме;
Б) договор аренды;
В) решение органа местного самоуправления.
29. Основаниями возникновения права безвозмездного срочного пользования являются:
А) решение органа государственной власти или местного самоуправления;
Б) государственная регистрация;
30. В каких случаях сохраняется право на земельный участок, предоставленный на основании постоянного (бессрочного) пользовании или пожизненного наследуемого владения при разрушении здания, строения или сооружения:
А) при условии начала восстановления здания, строения или сооружения в течение трех лет;
Б) при любых обстоятельствах;
В) только с разрешения органов местного самоуправления.
31.Определите последовательность предоставления земельных участков для строительства: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) постановка на государственный кадастровый учет земельного участка; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства; 4) проведение работ по формированию земельного участка:
32. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайных характер производится:
А) конфискация земельного участка;
Б) реквизиция земельного участка;
В) выкуп земельного участка.
33. Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования:
Б) возможно, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующих целей в течение десяти лет;
В) возможно, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
34 Право на служебный надел может быть сохранено за работником и членами его семьи:
А) при переходе работника на пенсию по старости или по инвалидности;
Б) если работник призван на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
В) если работник поступил на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
Г) при увольнении работника по собственному желанию.
35. Оборотоспособность земельного участка – это:
А) только возможность земельного участка переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота;
Б) возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте;
В) исключительно возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).
36. Что означает утверждение «устанавливается закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота»:
А) это означает, что любыми нормативными актами могут быть установлены виды земельных участков, изъятых из оборота;
Б) это означает, что нормативными актами субъектов РФ не могут быть установлены виды земельных участков, изъятых из оборота;
В) это означает, что иными нормативными актами, в том числе и федеральными законами, не могут быть установлены иные виды земельных участков, изъятых из оборота.
37. Предметом договора аренды земельного участка:
А) могут быть любые земельные участки;
Б) могут быть земельные участки, занятые объектами федеральной собственности ;
В) могут быть земли сельскохозяйственного назначения.
38. Каковы обязательные требования для заключения договора аренды:
А) письменная форма договора;
Б) государственная регистрация;
В) разрешение органа государственной власти.
39. Какие земельные участки не подлежат ипотеке в соответствии с ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости):
А) земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
Б) земли, предоставленные для дачного и гаражного строительства;
В) земли сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств.
40. Государственная регистрация – это:
А) юридический акт признания и подтверждения государством только прекращения прав на недвижимое имущество;
Б) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество;
В) юридический акт признания и подтверждения государством только возникновения, ограничения (обременения), права.
41. Датой государственной регистрации прав на земельный участок считается:
А) дата подписания договора между сторонами;
Б) день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный кадастр прав;
В) день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
42. Регистрационный округ:
А) территория, на которой действует учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
Б) вся территория РФ;
В) территория субъекта РФ.
43. Отказ в государственной регистрации прав или уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы:
Б) в вышестоящем органе государственной регистрации;
В) в арбитражном суде.
44. Участниками отношений при государственной регистрации являются:
А) собственники недвижимого имущества и обладатели иных прав, подлежащих государственной регистрации;
Б) РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;
В) органы, осуществляющие государственную регистрацию;
Г) международные организации;
45. Государственная регистрация:
А) носит закрытый характер;
Б) носит открытый характер.
46. С заявлением о государственной регистрации договора аренды может обратиться:
А) только арендатор;
В) одна из сторон договора аренды земельного участка;
Г) правильного ответа нет.
47. Государственная регистрация договора аренды земельного участка:
А) не требует наличия кадастрового плана земельного участка;
Б) наличие кадастрового плана земельного участка обязательно;
В) наличия кадастрового плана земельного участка необходимо только при сдаче в аренду части земельного участка.
48. Государственная регистрация сервитута земельного участка:
А) предполагает наличие кадастрового плана земельного участка;
Б) кадастровый план земельного участка не требуется, если сервитут относится ко всему земельному участку;
В) не требует наличия кадастрового плана земельного участка.
49. Государственная регистрация ипотеки проводится:
А) на основании заявления залогодателя или залогодержателя после государственной регистрации –вещных прав залогодателя на недвижимое имущество;
Б) только на основании заявления залогодателя после государственной регистрации вещных прав залогодателя на недвижимое имущество;
В) на основании заявления залогодатели или залогодержателя.
50. Сведения о землеустройстве:
А) носят исключительно открытый характер;
Б) имеют открытый характер, за исключением случаев, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов;
В) носят закрытый характер и могут предоставляться только по запросу правоохранительных органов и по решению суда.
51. Основаниями для проведения землеустройства являются:
А) решения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
Б) запросы государственных органов
В) только письменные заявления граждан.
52. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству:
А) имея только лицензию на проведение землеустроительных работ;
Б) без лицензии на землеустройство;
В) без лицензий на землеустройство, если иное не предусмотрено федеральными законами.
53. Государственный земельный кадастр:
А) свод документированных сведений только о местоположении земельных участков;
Б) систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов;
В) система наблюдений за состоянием земельных участков и связанных с ними объектов.
54. Наиболее вероятная цена, по которой земельный участок может быть отчужден в условиях конкуренции – это:
А) кадастровая стоимость земли;
Б) рыночная стоимость земли;
В) нормативная цена земли.
55. Основными принципами при ведении государственного земельного кадастра являются:
А) единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории РФ;
Б) непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;
В) закрытость сведений государственного земельного кадастра;
Г) исключительно принцип установления обоснованной платы за землю;
56. Нормативная цена земли представляет собой:
А) фиксированную, нормативно устанавливаемую цену на землю;
Б) цену, которая определяется исходя из соглашения сторон:
В) цену, которая установлена в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности».
57. Контроль за состоянием земель, находящихся в муниципальной собственности осуществляется:
А) органами государственной власти;
Б) специально уполномоченными юридическими лицами;
В) кадастровыми инженерами
58. Государственный мониторинг земель:
А) система наблюдений за состоянием земель;
Б) свод сведений о местоположении земельных участков и находящихся на них объектах недвижимости;
В) требования по использованию и охране земель.
59. Задачи государственного мониторинга земель- это:
А) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, выработка рекомендаций об устранении последствий негативных процессов;
Б) ведение государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель;
В) проведение землеустройства и межевания
Г) только экономическая оценка земель.
60. Земельный кодекс РФ устанавливает случаи, когда нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению:
А) в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, повлекшего нарушение права на земельный участок;
Б) самовольное занятие земельного участка;
В) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
61. В состав убытков входит:
А) реальный ущерб;
Б) моральный вред
В) возмещение вреда.
62. Упущенная выгода представляет собой:
А) стоимость затрат, которые лицо, чье право было нарушено, понесло или должно было понести для восстановления своего нарушенного права;
Б) неполученные доходы, которые при обычных условиях могли быть получены;
В) все убытки, понесенные лицом при нарушении его прав.
63. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков должны быть уведомлены о предстоящем изъятии земельных участков:
Б) за один месяц;
64. Возмещение убытков, возникших при правомерном изъятии земельного участка, может производиться:
А) только в денежной в форме;
Б) как в денежной, так и в натуральной форме;
В) только в натуральной форме.
65. Рассмотрение земельных споров происходит:
А) только в судах общей юрисдикции;
Б) в третейских судах.
В) арбитражных судах.
66. Судебное решение, установившее право на земельный участок:
А) не обязательно для исполнения органами местного самоуправления;
Б) является юридическим основанием для государственной регистрации прав на земельный участок;
В) является юридическим основанием для государственной регистрации сделок с земельным участком.
67. В соответствии с Конституцией РФ земля может находиться :
А) только в государственной собственности;
Б) только в частной собственности;
В) государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности;
Г) только в собственности муниципальных органов.
68. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся:
А) только в ведении РФ;
Б) исключительно в ведении субъектов РФ;
В) совместном ведении РФ и субъектов РФ;
Г) в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.
69. Земельные участки, которые необходимы для проведения работ, связанных с пользованием недрами, отчуждаются у собственника для государственных нужд:
А) с возмещением собственникам указанных земельных участков их рыночной стоимости;
В) выплачивается только компенсация за сносимые постройки;
Г) частично возмещаются понесенные убытки.
70. Какой из видов пользования недрами, установленных законодательством, осуществляется без отвода земель:
А) образование особо охраняемых геологических объектов;
Б) геологическое изучение;
В) разведка и добыча полезных ископаемых;
Г) региональное геологическое изучение.
Правильные ответы на тест
№ задания | Правильный ответ | № задания | Правильный ответ |
Б | В | ||
А | В | ||
Б | А | ||
Б | А | ||
В,Г | Б | ||
В | В | ||
Б | А | ||
Б | А | ||
А,Б | А,В | ||
В | Б | ||
Б | Б,В | ||
Б,В | В | ||
В | А | ||
А | Б | ||
Б | Б | ||
В | А | ||
А | В | ||
Б | Б | ||
А,Б | Б | ||
Б | А | ||
В | А | ||
Б | А | ||
А | А | ||
В | А | ||
Б | А | ||
В | А | ||
А | Б | ||
Б | А | ||
А,В | Б | ||
А | Б | ||
Б | Б | ||
Б | В | ||
В | В | ||
А | А | ||
Б | Г |
7.КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (ГЛОССАРИЙ)
Земельный участок – часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11 1 ЗК РФ)
Земельная доля (пай) – доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, права на которую возникли при приватизации сельхозугодий до 27.01.2003 г.
Приватизация земли – передача земельных участков из публичной собственности в частную.
Сервитут – право ограниченного пользования земельным участком или иным объектом недвижимости (водным объектом, лесным участком, зданием, строением, сооружением и др.).
Невостребованные доли – земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю; подлежат выделению в земельный участок и передаче по суду в государственную или муниципальную собственность (ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Самозахват – использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии правоустанавливающих документов на землю.
Рейдерский захват – действия по незаконному завладению земель или земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц либо закрепленных за ними на праве пользования. Как правило, осуществляется с помощью «юридических схем», обычно включающих в себя фальсификацию документов, подкуп должностных лиц, совершение незаконных сделок, учреждение «липовых» фирм и т.п.
Землеустройство – деятельность по организации рационального использования территории и установлению на местности административных границ (ст. 68 – 69 ЗК РФ).
Кадастровый учёт – деятельность по индивидуализации земельных участков и иных объектов недвижимости путём занесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (ст. 1 ч.1 п.2 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости»).
Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними – деятельность по удостоверению прав на земельные участки и определению их правообладателей путём занесения сведений о них в ЕГРП (ст. 25-26 ЗК РФ).
Плата за землю – денежные средства, взимаемые с правообладателей за приобретение, использование и оформление земельных участков (ст. 65 ЗК РФ).
Оценка земли – деятельность по определению её стоимости (ст. 66 ЗК РФ).
Зонирование – деятельность по разделению земель на территории и земельные участки с различным целевым назначением и правовым режимом использования (ст.85 ЗК РФ, гл.3 – 5 ГРК РФ).
Градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны 1) виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и 3) предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также 4) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Застройка земельного участка – возведение на земельном участке зданий и сооружений, их перестройка или снос. Допускается законом на земельном участке, который используется на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (ст. 263, 266, 269 ГК РФ). Арендатор осуществляет право застройки на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ст. 264 ГК РФ).
Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Здание – архитектурно-строительный объект, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для проживания, труда, социально-культурного обслуживания населения, хранения продукции или содержания животных. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу, а также необходимые для их эксплуатации коммуникации: систему отопления, внутреннюю сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами, внутреннюю сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъёмники и лифты.
Жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ст. 16 ЖК РФ)
Сооружение – инженерно-строительный объект, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ)
Технический план строения – документ, в котором содержатся сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки этого объекта на учет (ст. 41 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ)
Межевой план земельного участка – документ, составляемый по результатам выполнения кадастровых работ, в котором содержатся сведения, необходимые для постановки земельного участка на кадастровый учет, в т.ч. сведения о согласовании местоположения границ земельного участка (ст. 38 – 40 ФЗ № 221)
Кадастровый паспорт земельного участка – документ-выписка из государственного кадастра недвижимости, в которой содержатся сведения о земельном участке, позволяющие его идентифицировать (категория земли, разрешенное использование, площадь, адресный ориентир, кадастровая стоимость и др.).
Градостроительный план земельного участка – документ, разрабатываемый применительно к застроенным (предназначенным для строительства) земельным участкам, в котором указываются: 1) границы земельного участка и его координаты; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых их строительство запрещено; 4) информация о градостроительном регламенте либо информация о разрешенном использовании земельного участка; 5) информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков; 6) объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке, и их номера по порядку; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд; 9) места допустимого размещения зданий, строений, сооружений (ст. 44 ГрК РФ).
Разрешение на строительство – документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт (ст. 51 ГрК РФ)
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (ст. 55 ГрК РФ).
Технические условия на подключение объекта к инженерным сетям – документ, определяющий максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также размер платы за подключение.
Коэффициент строительного использования земельного участка – отношение общей площади всех строений на участке (существующих и тех, которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная разрешенная общая площадь строений на участке определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка.
Самовольная постройка – жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом или зарегистрировано в порядке «дачной амнистии» (ст. 222 ГК РФ).
Дачная амнистия– упрощённый порядок регистрации гражданами права собственности на:
— земельные участки, предоставленные до 30.10.2001 года в постоянное бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение для ведения 1) личного подсобного хозяйства 2) индивидуального жилищного строительства 3) гаражного строительства 4) садового 5) огородного 6) дачного хозяйства (ст. 25 2 ФЗ № 122);
— объекты недвижимого имущества, не требующие разрешения на строительство (ч.17 ст. 51 ГРК РФ);
— объекты индивидуального жилищного строительства, создаваемые или созданные на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства (ст. 25 3 ФЗ № 122).
Населенный пункт – территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным (в том числе сезонным) местом проживания людей.
Сельский населенный пункт – село, деревня, поселок, хутор и другие типы сельских населенных пунктов, жители которых заняты преимущественно сельскохозяйственным производством.
Хутор – населенный пункт, образуемый на землях сельскохозяйственного назначения, выделенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства и на которых расположены жилые дома, или исторически имевший статус хутора.
Родовое поселение– объединение граждан, ведущих усадебное хозяйство в родовых усадьбах, компактно расположенных между собой.
Источник: infopedia.su
Тест основания возникновения прав на земельные участки
Б) при переходе прав на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, используемом на праве пожизненного наследуемого владения;
В) при приобретении недвижимости, распложенной на земельном участке, принадлежавшем прежнему владельцу недвижимости.
5. По каким основаниям может возникнуть право ограниченного пользования земельным участком:
А) по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления;
Б) по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником земельного участка;
В) по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и пользователем земельного участка.
6. Что является основанием возникновения права аренды земельного участка:
А) соглашение сторон, заключенное в устной форме;
Б) договор аренды;
В) решение органа местного самоуправления.
7. Основаниями возникновения права безвозмездного срочного пользования являются:
А) решение органа государственной власти или местного самоуправления;
Б) государственная регистрация;
8. В каких случаях сохраняется право на земельный участок, предоставленный на основании постоянного (бессрочного) пользовании или пожизненного наследуемого владения при разрушении здания, строения или сооружения:
А) при условии начала восстановления здания, строения или сооружения в течение трех лет;
Б) при любых обстоятельствах;
В) только с разрешения органов местного самоуправления.
9.Определите последовательность предоставления земельных участков для строительства: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) постановка на государственный кадастровый учет земельного участка; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства; 4) проведение работ по формированию земельного участка:
10. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов является основанием:
А) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
Б) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок ;
В) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка.
Источник: sdalna10.com
Как определить соразмерность земельного участка?
Предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) передача земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений осуществляется путем продажи земельных участков собственникам объектов без проведения торгов.
Резеда Рифкатовна Сулейманова
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Однако, исключительное право распространяется на экономически обоснованный размер участка.
Предоставление собственникам зданий, строений, сооружений исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать только земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.03.2014 № ВАС-2241/14 по делу № А36-7382/2012, Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.12.2013 № ВАС-17012/13 по делу № А51-20731/2012, Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 10.09.2013 № ВАС-12073/13 по делу № А56-49682/2012, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2017 № Ф05-9349/2017 по делу № А41-19626/16), Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.05.2018 по делу № А72-1016/2018.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации предполагает преимущественный выкуп земельного участка собственником объекта недвижимости именно под объектом, а не всего земельного участка, на котором он расположен.
В целях приобретения в собственность земельного участка за плату на основании ст. 39.3 ЗК РФ, на основании права собственности на объект капитального строительства, построенного и зарегистрированного в установленном законом порядке, необходимо проведение экспертизы, подтверждающей соответствие площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства и необходимость всего земельного участка в существующих границах для эксплуатации здания и в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Источник: regioncentr73.ru